Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Социальная аномия: Произошла ошибка

Моральные проблемы переходных периодов – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Человеческий социум во все времена страдал разными недугами на фоне социальных, политических или экономических кризисов. «Аномия» – состояние общества, при котором принятые нормы и ценности перестают регулировать его жизнь. Исследование Екатерины Лыткиной

На семинаре Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) Высшей школы экономики стажер-исследователь ЛССИ Екатерина Лыткина представила доклад «Аномия: социальная реальность или «мера всего негативного»»?

Никто не застрахован

Понятие «аномия» появилось в научном обороте в конце 19-го века. Теорию аномии разработал французский ученый Эмиль Дюркгейм. В его трактовке аномия – моральная неустойчивость социума и отсутствие четких норм поведения. Дюркгейм считал, что аномия распространяется при переходе от традиционного типа общества к индустриальному (вследствие аномального разделения труда).

Ученый различал две формы аномии (Durkheim, 1912): острую и аномию, как хронический феномен. Причинами острой аномии являются различные виды кризиса, которые нарушают сложившийся уклад жизни социума и могут привести, в итоге, как к его деградации, так и процветанию. Такая форма аномии, согласно Дюркгейму, может вызывать всплеск суицидов. Что касается хронической аномии, то она является постоянным явлением в определенных областях общественной жизни, таких, как, например, коммерция и производство, а также институт семьи.

Теория аномии, отметила Екатерина Лыткина, применяется для описания как благополучных (США, европейские страны), так и трансформационных обществ. Например, считается, что постсоветские страны столкнулись со всплеском аномии после распада СССР, вызвавшего исчезновение старых ценностей, в то время, как новые еще не появились.

Вместе с тем понятие аномии за многие десятилетия, как указывает в своем исследовании автор, пережило различные модификации и трансформации, в результате чего, по мнению ряда научных экспертов, превратилось в ряд взаимосвязанных между собой гипотез, по-разному понимаемых различными социологами (Lamnek 1996). «Сегодня накопилась масса исследований по аномии, но вопрос корректности, а, следовательно, и эффективности данной теории – не решен», – говорит автор. В исследовании предпринята попытка, в том числе, понять, насколько можно считать индикаторами аномии различные показатели, обычно использующиеся при измерении данного явления в разных странах.

AnomieVSAnomia

Аномией может болеть как общество в целом, так и отдельные его индивиды. Ученые выделяют аномию (anomie), как социальное явление, о чем писал еще Дюркгейм, и индивидуальные аномии (anomia), как состояние отдельных членов общества, характеризующееся ощущением беспомощности, атомизации, беспокойством о будущем.

Рисунок 1. Аномия индивидуальная и социальная

Источник: презентация Е. Лыткиной

В работе Е.Лыткиной индивидуальная аномия описана с помощью двух терминов: normlessness – отсутствие или же конфликт норм и ценностей, и meaninglessness – непредсказуемость результатов действий на основе данных норм и устоев.

Автор предполагает, что индивидуальная аномия может быть измерена через такие показатели, как, например, уровень миграции, религиозность, гражданская активность, субъективное благополучие, идеологические ориентиры. А социальную аномию можно измерить с помощью ряда агрегированных страновых показателей – ВВП на душу населения, уровень преступности, насилия, самоубийств, потребления алкоголя.

Рисунок 2. Аномия – два уровня

Источник: презентация Е. Лыткиной

В ходе анализа использованы данные «Европейского социального исследования» (ESS, волна 2010 года) и «Европейского исследования ценностей» (EVS, волна 2008 года). Согласно предварительным результатам, как отмечает Е. Лыткина, самоубийства вряд ли можно считать индикатором социальной аномии, вопреки предположению Дюркгейма. А что касается индивидуальной аномии, то менее значимыми индикаторами, в данном случае, оказываются интерес к политике и доверие к тем или иным политическим институтам. В отличие от религиозности, которая, по результатам исследований, оказалась более значима.

В ходе дальнейших исследований автор планирует  протестировать ряд других гипотез относительно индикаторов аномии. Например, Дюркгейм предполагал, что более высокий уровень аномии наблюдается среди людей, занятых в экономической сфере. «Но, спустя более, чем век, кажется уже малоэффективным измерение уровня аномии среди профессиональных групп. Скорее эффективным может быть деление респондентов на мигрантов/местных жителей, по уровню дохода и т.д.», – считает автор.

Аномия в России: темный лес для социологов

Как обстоит дело с измерением уровня аномии в российском обществе? Если учесть ту череду кризисов, которые преследовали россиян в течение последних, как минимум, двадцати с лишним лет, можно предполагать, что уровень аномии в российском обществе высок. Но насколько высок, и что представляет собой российская картина в сравнении с зарубежными странами, сказать сложно.

«Об аномии в России много писали в 90-е, это понятие было хорошей моделью для объяснения всплеска криминальности, но есть определенные проблемы в подходах с социологической точки зрения», – отмечает Е. Лыткина. Во-первых, работы не всегда были корректны с точки зрения классических теорий аномии, поясняет исследователь. Во-вторых, в российской социологии мало внимания уделялось проблеме нахождения индикаторов для измерения аномии. В- третьих, оставался вопрос: а была ли аномия явлением исключительно постсоветским, или она существовала и ранее? И осталась ли аномия в обществе после прохождения наиболее острого этапа трансформации?

Как замечает автор, в этом направлении России не проводилось серьезных эмпирических исследований, в особенности, в сравнительной межстрановой перспективе, а также охватывающих кризисные явления. Например, вырос ли уровень аномии в российском обществе после череды политических протестов, начавшихся в декабре 2011 года? «Скорее уровень аномии должен был увеличиться, когда протестующие поняли, что их протест не достиг значительной части выдвигаемых требований, и в их руках нет механизма воздействия на принимающих решение», – предполагает автор. Но замечает, что для точного ответа на этот вопрос необходимо наличие данных относительно уровня аномии до и после протеста.

Презентация к докладу Е. Лыткиной

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 22 марта, 2013 г.

Все материалы автора

Социология общество ценности


понятие, теория, примеры и преодоление аномии

Аномия – это состояние общественного или индивидуального нравственно-психического сознания, которое характеризуется развращением нравственных норм, распадом морально-ценностной системы. Понятие аномия предложено социологом из Франции Дюркгеймом Эмилем с целью трактовки отклоняющегося поведенческого реагирования, например, суицидальные намерения, противоправные деяния. Состояние аномии присуще социуму во времена смут, революций, перестроек, кризиса общества, вследствие противоречия между обнародованными целями и их неосуществимостью для превалирующей части субъектов, то есть в те периоды, когда большинство членов конкретного социума теряют доверие к наличествующим нравственным ценностям, моральным ориентирам и социальным институтам. Тесно связана проблема аномии с профессиональной деградацией, разочарованием в жизни и осуществляемой деятельности, отчуждением индивида от социума, неизменно сопутствующим описываемому явлению.

Социальная аномия

В ходе довольно резкой смены целей и морали определенного социума отдельные социальные категории перестают ощущать собственную причастность к этому обществу.

Понятие аномия являет собой процесс разрушения фундаментальных основ культуры, в частности этических норм. В результате происходит отчуждение таких категорий граждан. Кроме того, ими отвергаются новые социальные идеалы, нормы и морали, включая и социально провозглашенные образцы поведения. Вместо использования общепринятых средств достижения целей индивидуальной либо общественной направленности они выдвигают собственные, нередко, противоправные.

Состояние аномии, задевая при социальных встрясках все пласты населения, особо сильно воздействуют именно на молодежь.

Аномия это в социологии любые виды «отклонений» в ценностной и нормативной системе социума. Впервые ввёл термин аномия Дюркгейм. Он считал аномией отсутствие закона, норм поведения или их недостаточность. Дюркгейм акцентировал, что проблема аномии зарождается чаще в условиях динамичных реформ и в периоды экономических кризисов. Описываемое понятие провоцирует определенное психологическое состояние индивида, характеризуемое чувством утраты жизненных ориентиров, зарождающееся, когда субъект становится перед необходимостью приводить в исполнение противоречащие друг другу нормы. Другими словами, такое состояние зарождается, когда прежняя иерархия разрушена, а новая еще не сформировалась. Пока общественные силы, которые в кризисные периоды предоставлены самим себе, не прибудут в равновесие, сравнительную ценность их невозможно учесть, следовательно, всякая регламентация на некоторое время обнаруживается несостоятельной.

Позднее данное явление понимается как состояние социума, вызванное избыточностью противоречивых норм (Мертон аномия). В подобных условиях индивид теряется, не понимая, каким именно нормам необходимо следовать. Рушится цельность нормативной системы, порядок регулирования общественных взаимоотношений. Люди в описанных условиях социально дезориентированы, они переживают тревогу, чувство обособленности от общества, что закономерно провоцирует девиантное поведенческое реагирование, преступность, маргинальность и иные асоциальные феномены.

Дюркгейм видел причины аномии в противопоставлении «установившегося» и современного промышленного социума.

Проблема аномии вызвана переходным характером исторического периода, временным спадом моральной регуляции новых экономико-капиталистических отношений.

Аномия является продуктом неполного трансформации от механического единства к органическому единству, так как объективный фундамент последней (общественное распределение труда) прогрессирует интенсивнее, нежели отыскивает моральный базис в коллективном сознании.

Факторы возникновения аномии: столкновение двух категорий социально порождаемых феноменов (первой – интересы и потребности, второй – ресурс для их удовлетворения). Согласно Дюркгейму, предпосылкой личностной целостности является сплоченный и устойчивый социум. При общепризнанных порядках способности индивидов и их потребности обеспечивались довольно просто, поскольку их сдерживало на низком уровне соответствующее коллективное сознание, мешая развитию индивидуализма, личностному освобождению, устанавливая строгие пределы того, что мог добиваться субъект законным путем в данном социальном положении. Иерархический феодальный социум (традиционный) был константным, потому что ставил перед разными слоями различные цели и позволял каждому его члену ощущать собственное бытие осмысленным внутри ограниченного замкнутого слоя.

Развитие общественного процесса провоцирует рост «индивидуализации» и одновременно с этим надрывает силу группового надзора, устойчивые моральные границы, присущие старому времени. Степень личностной свободы от традиций, групповых нравов, предрассудков, наличие индивидуального выбора познаний и средств действия резко расширяется в новых условиях. Относительно свободное устройство промышленного социума перестает определять жизнедеятельность индивидов и постоянно воссоздает аномию, подразумевающую отсутствие устойчивых жизненных идеалов, норм и шаблонов поведения, что ставит большинство людей в положение неопределенности, лишает коллективного единства, ощущения связи с определенной категорией и в целом со всем социумом. Все перечисленное ведет к увеличению в обществе отклоняющихся и саморазрушающих поведенческих реакций.

Социальная норма и социальная аномия

Одним из основополагающих понятий социологии является социальная норма, которая рассматривается в качестве механизма оценивания и регуляции поведенческого реагирования индивидов, категорий и социальных общностей. Социальными нормами именуются предписания, установки, ожидания надлежащего (социально одобряемого) поведения. Нормами являются некоторые идеальные шаблоны, обуславливающие то, что индивидам надлежит говорить, думать, ощущать и делать в определенных условиях. Система норм, которые действуют в конкретном социуме, образует целостную совокупность, различные структурные элементы которой взаимообусловлены.

Социальные нормы являются обязанностью одного индивида в отношении другого либо социального окружения. Они обуславливают формирование сети общественных отношений группы, социума. Также социальные нормы являют собой ожидания групп различной численности и в целом общества. Окружающий социум ожидает от каждого индивида, который придерживается норм, определенного поведенческого реагирования. Социальные нормы обуславливают развитие системы социальных взаимоотношений, включающей мотивацию, идеалы, устремленность субъектов действия, ожидание, оценивание.

Общественное состояние, заключающееся в потере его членами значимости социальных установок и идеалов, что провоцирует приумножение отклоняющегося поведения, именуется социальной аномией. Кроме того, она проявляется:

  • в отсутствии эталонов сравнения у людей, социального оценивания собственного поведения, что провоцирует «люмпенизированное» состояние и утрату группового единства;
  • в несоответствии социальных целей одобренным способам их достижения, что толкает индивидов в сторону нелегальных средств достижения в случае недостижимости законным путем поставленных целей.

Социологи, сопоставляя понятия аномия девиантное поведение, считали точкой пересечения их несоблюдение членами социума установленных им же норм. Основное отличие между терминами аномия девиантное поведение заключается в общественном масштабе факторов, спровоцировавших их проявление. Природа аномии намного глубже. Ее вызывают серьезные социальные трансформации, которые влияют на общество как единую систему и на его отдельных членов.

Теория аномии

Аномией называется состояние отсутствия норм права и беззаконие.

Аномия это в социологии состояние социальной безнормности, применимое к большим общностям и малым группам. Фундамент для зарождения теории аномии, которая объясняет причины преступности, заложил Дюркгейм.

Теория аномии Дюркгейма. Французский социолог утверждал, что социально отклоняющиеся поведенческие реакции и преступность представляют собой явления вполне нормальные. Поскольку, если в социуме отсутствует подобное поведенческое реагирование, то, следовательно, общество находится до болезненности под контролем. Когда ликвидирована преступность, прогресс прекращается. Противозаконные поступки являются платой за социальные трансформации.

Теория аномии Дюркгейма базируется на постулате, что социум без криминальности немыслимо. Поскольку, если перестанут совершаться деяния, которые в современном социуме считаются противозаконными, то в категорию преступные деяния придется зачислить какие-то «свежие» вариации поведенческих реакций. Дюркгейм утверждал, что «криминал» неистребим и неизбежен. Причина этого заключается не в слабости и природной злости людей, а в существовании в обществе бесконечного множества разнообразных видов поведения. Единство в человеческом социуме достигается лишь при условии использования конформистского прессинга против подобного разнообразия в поведенческом реагировании. Такой прессинг могут обеспечить наказания.

Социальная норма и социальная аномия по Дюркгейму – это важнейшие социальные феномены, поскольку преступность является фактором здорового состояния общества и без социальной нормы она существовать не может.

В социуме без криминалитета давление общественного сознания будет настолько жестким и интенсивным по силе, что никто не сможет ему противостоять. Исчезновение преступности влечет за собой утрату обществом возможности двигаться в сторону прогрессивного развития. Преступники – это факторы возникновения аномии, пешки, ведущие социум к новому витку, а не паразиты, люди, не способные пройти процесс социализации, не чуждые обществу элементы.

Дюркгейму утверждал, что преступления будут малочисленны и не масштабны в социуме, в котором достаточно человеческого единства и общественной сплоченности. Когда социальная солидарность разрушается, а обособленность его составных элементов увеличивается, возрастают отклоняющееся поведение и, следовательно, преступность. Так появляется аномия Дюркгейм считал.

В проблеме поддержания солидарности общества огромным значением, по Дюркгейму, обладает наказание преступников. Правильное понимание «законов» порядочности и честности представляет собой изначальный важнейший источник единства социума.

Чтобы сберечь любовь к этой социальной структуре рядового гражданина необходимо наказание криминального элемента. При отсутствии угрозы наказания среднестатистический индивид может утратить собственную глубокую привязанность к определенному социуму и свою готовность принести ради сохранения такой привязанности необходимую жертву. Также, наказание правонарушителя служит видимым социальным подтверждением его «социальной уродливости».

Аномия примеры. Современная социологическая наука трактует аномию в качестве состояния, характеризуемого отсутствием самоидентичности, цели либо морально-этических ориентиров у отдельного субъекта или целого общества. Ниже приведены примеры ситуаций, указывающих на наличие явлений аномии в конкретном социуме:

  • состояние общественного беспорядка;
  • отдельные элементы социума не понимают жизненного смысла, для них главным является проблема выживания;
  •  утрата уверенности в наступающем дне.

Преодоление аномии, в большинстве своем, характеризуется зависимостью от специфики причины аномии и типа конфликта, который ее породил. В ситуациях, когда социум не в состоянии сформировать новую нормативно-ценностную систему либо возвести в ранг общезначимой какую-либо частную, то он обращается к прошлому, ища в нем основания для солидарности.

В социологии феномен аномии изучался не только Дюркгеймом, позднее ее существенно развил социолог из Америки Мертон аномия согласно его представлениям, являет собой ориентации отдельных граждан и социальные ситуации, которые не соответствуют целям, определяемым культурой социума. По Дюркгейму описываемый феномен означает неумение общества управлять естественными импульсами и стремлениями индивидов. В свою очередь, Мертон полагал, что многие стремления субъектов необязательно будут «естественными», зачастую бывают определены просветительской деятельностью самого социума. Общественная система ограничивает способность отдельных социальных групп удовлетворять собственные стремления. Она «прессует» в обществе определенные личности, вынуждая их действовать противоправно.

Мертон рассматривал аномию в качестве крушения системы управления индивидуальными желаниями, вследствие чего индивид начинает желать большего, чем способен добиться в условиях конкретной социальной структуры. Он отмечает, что описываемое явление появляется от невозможности многих граждан следовать нормам, полностью принимаемым ими, а не от присутствия свободы выбора.

Аномия примеры можно привести на модели устройства современного Американского общества, где все граждане устремлены на богатство, те из них, которые не могут легальным путем достичь финансового благополучия, добиваются его нелегальными средствами. Поэтому, во многом отклонения зависят от набора институциональных средств и наличия культурных целей, которым следует и использует тот или иной субъект.

Состояние аномии – это абсолютное расхождение декларируемых и цивилизаторских целей с социально структурированными средствами их достижения. Применимо к отдельному члену социума аномия является искоренением ее моральных установок. При этом индивид теряет всякое чувство традиционности, преемственности, утрачивает все обязательства. Связь с социумом разрушена. Таким образом, без обновления духовности и нравственных ориентиров, радикальное преобразование общества, выработка новых ценностей и норм, преодоление аномии невозможны.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Аномия | Определение, типы и факты

Эмиль Дюркгейм

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Эмиль Дюркгейм
Похожие темы:
отклонение поведение

См. весь связанный контент →

аномия , также пишется как аномия , в обществе или у отдельных лиц, состояние нестабильности, возникающее в результате нарушения стандартов и ценностей или отсутствия цели или идеалов.

Термин был введен французским социологом Эмилем Дюркгеймом в его исследовании самоубийств. Он считал, что один тип самоубийства (аномический) возникает в результате нарушения социальных норм, необходимых для регуляции поведения. Когда социальная система находится в состоянии аномии, общие ценности и общие смыслы больше не понимаются и не принимаются, а новые ценности и смыслы не развиваются.

Согласно Дюркгейму, такое общество порождает у многих его членов психологические состояния, характеризующиеся чувством тщетности, отсутствия цели, эмоциональной пустотой и отчаянием. Стремление считается бесполезным, потому что нет общепринятого определения желаемого.

Американский социолог Роберт К. Мертон изучил причины аномии, или отсутствия норм, и обнаружил, что они наиболее серьезны у людей, у которых нет приемлемых средств для достижения своих личных целей. Цели могут стать настолько важными, что если институционализированные средства — т. е. средства, приемлемые по стандартам общества — не сработают, могут быть использованы нелегитимные средства. Больший акцент на целях, а не на средствах, создает стресс, который приводит к нарушению регулирующей структуры, т. е. к аномии. Если, например, общество побуждает своих членов приобретать богатство, но предлагает им для этого неадекватные средства, напряжение заставит многих людей нарушать нормы. Единственными регулирующими факторами были бы стремление к личной выгоде и страх перед наказанием.

Таким образом, социальное поведение стало бы непредсказуемым. Мертон определил континуум ответов на аномию, который варьировался от конформизма до социальных инноваций, ритуализма, отступничества и, наконец, бунта. Правонарушения, преступления и самоубийства часто являются реакцией на аномию.

Хотя Дюркгеймовское понятие аномии относилось к состоянию относительной ненормальности общества или социальной группы, другие авторы использовали этот термин для обозначения состояний индивидов. В этом психологическом использовании аномия означает состояние ума человека, у которого нет стандартов, чувства преемственности или обязательства и который отверг все социальные связи. Люди могут чувствовать, что лидеры сообщества безразличны к их потребностям, что общество в своей основе непредсказуемо и лишено порядка, и что цели не достигаются. У них также может быть чувство бесполезности и убежденность в том, что партнеры не являются надежным источником поддержки.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и обновлена ​​Брайаном Дуиньяном.

Состояние беспорядочности или социальной дезинтеграции

by Claudine Cassar

Аномия — термин, введенный французским социологом Эмилем Дюркгеймом, — это состояние отсутствия норм или социальной дезинтеграции. Его можно определить как чувство бесцельности или отчаяния, возникающее в результате крушения традиционных ценностей и социальных институтов.

Аномия часто ассоциируется с городской жизнью, когда люди могут чувствовать себя оторванными от своего сообщества и бесцельными. Однако это может произойти в любом обществе, где происходят значительные изменения в образе жизни или функционировании людей. Аномия может быть как личным опытом, так и общественной проблемой.

Взгляд Дюркгейма на аномию

Дюркгейм предположил, что в обществах существует естественный прогресс от механической солидарности к органической солидарности. Первый основан на общих интересах и соответствии, а второй учитывает индивидуальное разнообразие и различия.

Этот сдвиг влияет не только на общество в целом, но и на психологическое состояние его членов. Согласно Дюркгейму, когда общества переходят от механической солидарности к органической солидарности, люди испытывают усиление аномии — чувства отчуждения или отсутствия корней.

Дюркгейм утверждал, что аномия вызвана нарушением социальных норм. Когда общество находится в состоянии аномии, нет четкого способа поведения и общего понимания ценностей или целей. Это может привести к всплеску преступности и социальных беспорядков.

Социолог считал, что аномия является серьезной проблемой современного общества, и утверждал, что это одна из причин увеличения количества самоубийств. Он считал, что это состояние можно предотвратить с помощью строгих социальных норм и четкого понимания цели жизни.

Теория напряжения аномии Мертона

Американский социолог Роберт К. Мертон, опираясь на работу Дюркгейма, разработал теорию напряжения аномии. Он утверждал, что это состояние вызвано разрывом между целями людей и средствами, которыми они располагают для их достижения.

Этот разрыв может привести к разочарованию и отчаянию, что, в свою очередь, может привести к преступлению и девиантному поведению. Теория Мертона часто используется для объяснения того, почему люди обращаются к преступлению для достижения своих целей.

Аномия и отчуждение

Термины аномия и отчуждение часто используются взаимозаменяемо, но имеют разные значения. Аномия относится к состоянию отсутствия норм, в то время как отчуждение относится к ощущению отчужденности или оторванности от своей работы, общества или самого себя.

И аномия, и отчуждение могут быть вызваны одними и теми же факторами, но это разные понятия. Аномия — это социальная проблема, а отчуждение — личный опыт.

Как аномия применяется для изучения преступлений и отклонений

Изучение аномии оказало большое влияние на область криминологии. Теория часто используется для объяснения того, почему люди обращаются к преступлению. Его также можно использовать, чтобы понять, почему одни люди более склонны к совершению преступлений, чем другие.

Теория аномии использовалась для объяснения широкого спектра преступного и девиантного поведения, включая преступность белых воротничков, организованную преступность и терроризм.

Критика теории аномии

Одна из основных критических замечаний в отношении теории аномии заключается в том, что она слишком много внимания уделяет индивидуальной патологии и игнорирует такие структурные факторы, как бедность и неравенство.

Другая критика заключается в том, что точка зрения аномии чрезмерно подчеркивает роль культуры в формировании поведения.

Кроме того, некоторые исследователи утверждают, что экономические лишения являются более важным предиктором преступного поведения, чем культурные факторы, такие как нормы и ценности.

Заключение

Несмотря на критику, теория аномии продолжает оставаться одним из самых влиятельных направлений в криминологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *