Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Эйдетика для дошкольников: основные правила, методы упражнения. Блог Лого-Эксперт

основные правила, методы упражнения. Блог Лого-Эксперт

Блог Лого-Эксперт

логопеду начинающему логопеду

Содержание:

  • Эйдетика — что это?
  • Польза эйдетики
  • Основные методы:
  1. Зрительная отрисовка
  2. Мыслительная отрисовка
  • Мнемотехника
  1. Цепная реакция
  2. Аквовербальная техника
  • Правила Эйдетики
  • Заключение

Для того чтобы стать успешным, современному человеку необходимо запоминать очень большие объемы информации. Поэтому крайне важно развивать свою память с раннего возраста, используя для этого все возможные методы. Одним из таких методов является эйдетика, о специфике которой мы сегодня и поговорим.

Дети зачастую воспринимают и запоминают какую-либо информацию через мир образов. В первые 5-7 лет правое полушарие, которое отвечает за воображение, развивается у ребенка быстрее, чем левое, ответственное за аналитическое и логическое мышление.

По этой причине яркие образы очень важны в жизни детей, они хорошо запоминают с их помощью необходимую им информацию.

Если воспользоваться этой возможностью и постоянно включать в занятия с ребенком игры на создание образов, то такой прием запоминания станет для него чем-то обыденным, а образы в голове будут возникать без напряжения. Использование приемов эйдетики позволяет поддерживать то, что дано ребенку природой, но при этом важно понимать, что если мы чем-то не пользуемся, то мы достаточно быстро это утрачиваем. Эйдетика направлена на развитие всех видов памяти в единстве с творческим мышлением и воображением.

Название «эйдетика» (или эйдетизм) произошло от греческого слова «эйдос» — образ. Первые подробные описания этой методики принадлежат сербскому ученому Виктору Урбанчичу. Считается, что это он открыл феномен особой памяти через зрительные образы, что позволяет спустя время воссоздавать увиденное до мельчайших нюансов. Но говорить о том, что это новая методика, не совсем корректно, потому что еще в Древней Греции задумывались о том, как можно развить свою память.

Простейшие упражнения были описаны даже в античных манускриптах, поэтому можно считать, что именно с этого периода пошло развитие эйдетики.

После работ Виктора Урбанчича, этим направлением занялся Эрик Йенш и его марбурская школа психологии. В нашей стране теорией и практикой занимались А.Р. Лурия, Л.С. Выготский и другие умы того времени.

Сегодня это направление тесно связано с деятельностью И.Ю. Матюгина, который в своих трудах обосновал основные принципы этой методики, описал используемые инструменты и используемые техники.

Эйдетика – это специальная методика для развития памяти, воображения и мышления с помощью использования ярких образов. Она позволяет запоминать и быстро воспроизводить мельчайшие детали.

Эйдетизм среди обывателей известен как фотографическая память. Большинство ученых сходятся во мнении, что она заложена природой в каждом ребенке и развита сама по себе. К сожалению, если не развивать эти навыки, то со временем они утрачиваются, поэтому крайне важно использовать инструменты эйдетики для дошкольников.

Использование эйдетики позволяет развить память и внимание – это основное, что дает применение данной методики. Но это не единственное преимущество этого метода, который также оказывает следующие положительные действия:

  • улучшение концентрации внимания;
  • развитие образной памяти;
  • развитие воображения у детей;
  • регулярные занятия позволяют ребенку запоминать больше информации, чем при обычных способах, когда ребенку просто предлагается какая-то информация, которую нужно выучить;
  • помогает запоминать труднопроизносимые термины, формулы и многозначные числа;
  • это хорошая база для дальнейшего изучения иностранных языков;
  • повышение работоспособности;
  • развитие образного и ассоциативного мышления.

Эйдетика для детей стала все чаще использоваться в детских садах и школах. Это объясняется тем, что маленькие дети очень быстро теряют интерес к занятиям, их сложно организовать, чтобы они сидели и изучали что-то. А вот использование ярких наглядных образов делает занятия интересными для них, поэтому они лучше запоминают информацию.

Но эйдетика может использоваться не только в дошкольном или школьном возрасте. Эйдетические методы практикуются в старших классах, в студенческом возрасте, когда необходимо запомнить большой объем информации перед экзаменом. Это лишний раз подчеркивает ее эффективность.

Упражнения по эйдетике для детей дошкольного возраста включают в себя целый комплекс занятий, направленных на развитие памяти, запоминание точной информации и т.д. Ниже мы рассмотрим основные из них.

Эта методика используется для запоминания буквенных и цифровых обозначений. Детям раздаются листы с объемными контурами изучаемой цифры. Их задача заключается в том, чтобы увидеть в ней изображение какой-то вещи, животного и т.д. К примеру, ноль похож на зеркало, а двойка – на лебедя. Таких примеров очень много, поэтому дети достаточно быстро втягиваются в такую игру. В дальнейшем они будут мысленно вспоминать этот образ и называть то, что требует преподаватель.

Данная методика используется для запоминания объемных стихотворений. Ее суть заключается в том, чтобы максимально погрузить ребенка в атмосферу того, что происходит в стихе. Для такого погружения используются различные способы: включение каких-то характерных шумов (шелест травы, шум прибоя), показ слайдов с соответствующими картинками и т.д.

Мнемотехника – это специальные методики запоминания определенных видов информации. Основным принципом этого метода является замена абстрактных объектов понятиями, которые имеют визуальное, аудиальное или другое чувственное представление, связывание объектов с уже имеющийся информацией для упрощения ее запоминания.

Суть ее заключается в следующем:

  • информацию кодируют в определенный образ;
  • далее запоминают эту связь и последовательность;
  • мысленно повторяют информацию, чтобы мозг соединил ее с образом и сформировал логическую цепочку.

Одним из ярких примеров мнемотехники является подсказка для тех, кому сложно выучить названия и порядок падежей: «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленки» (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

Суть его заключается в том, что можно связать между собой логическими цепочками даже самые отдаленные друг от друга предметы.

К примеру, подбирается 10-15 совершенно разных слов (пуговица, автомобиль, рис и т.д.). Задание заключается в том, чтобы создать из них рассказ или просто логическую цепочку. При этом чем нелогичнее будет эта цепочка, тем ярче будут образы, поэтому ребенок лучше запомнит их и, как следствие этого, в его памяти отложатся несколько новых слов.

Учебный материал зашифровывается в стихотворения, песни, различные аббревиатуры и т.д. Плюс этого метода в его наглядности, при этом упражнение интересно и познавательно.

Вот несколько примеров:

«Чтоб запомнить дни недели,

Дятел лбом стучал по ели

И бубнил себе под нос:

Пон-втор-сред-чет-пят-суб-вос!»

«В океаньем полном списке:

Атлантический, Индийский,

Тихий и нам вверенный

Ледовитый Северный».

При использовании эйдетических методов важно придерживаться нескольких правил:

Каждое упражнение – это комплекс задач, которые выполняются с помощью игрушек, картинок, кубиков, тактильных карточек и других приспособлений.

  • Ребенку даются задачи в разных формах: в виде схем, моделей, письменных или устных инструкций.
  • Задачи должны даваться ребенку от простого к сложному, т.е. важна последовательность.
  • Большинство упражнений не ограничивается предложенными образами, т.е. дети могут проявлять фантазию, высказывать свои ассоциации и т.д.
  • Все упражнения должны проводиться в непринужденной обстановке, любое принуждение категорически запрещено.

Эйдетика строит работу с детьми на основании целого ряда ассоциаций: свободных, цветовых, тактильных, вкусовых, звуковых, графических, обонятельных, предметных, а также ассоциаций, связанных с геометрическими фигурами. Приведем несколько примеров.

Свободные ассоциации

Педагог спрашивает: «У меня есть кошка. О чем вы подумали?». Далее дети говорят то, что возникает у них в голове при слове «кошка». 

Пример:

«Я подумал про молоко, потому что кошки очень любят его».

Цветовые ассоциации

Детям показываются карточки с нарисованными пятнами разных цветов (но не цветные изображения явлений и предметов). Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы выбрать среди картинок разных предметов то, что у него ассоциируется с заданным цветом. К примеру, педагог показывает синий цвет и спрашивает: «Вот синий цвет. О чем вы подумали?». 

Пример:

«Я подумал о море, потому что оно синего цвета».

Упражнения на другие виды ассоциаций проводятся примерно по такой же схеме, только используется разный инструментарий: тактильные картинки, аудиозаписи различных шумов и т.д. Основной вопрос, который задает воспитатель: «О чем вы подумали?».

Эйдетика – это очень эффективная методика для развития памяти, внимания, абстрактного мышления и воображения. Игровая составляющая упражнений сохраняет интерес у детей, поэтому занятия проводятся очень продуктивно.

Приемы эйдетики можно использовать и в зрелом возрасте, поэтому эта методика по-настоящему универсальна.

Заместитель директора «Логопед-Профи» по научной работе, практикующий логопед высшей категории, учитель-дефектолог, член Ассоциации логопатологов.

Нравится

логопеду начинающему логопеду

Связанные статьи

  • Автоматизация звука З в словах, слогах и предложениях
  • Как лечить заикание: методики лечения
  • Психомоторика: оценка, причины задержки и методы коррекции развития
  • Общее недоразвитие речи ОНР у детей: уровни, коррекция
  • Постановка звука Ш

И получите чемоданчик логопеда в подарок
в первом же письме! 🎁

Упражнения эйдетики для детей

УПРАЖНЕНИЯ ЭЙДЕТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Эйдетика — новое направление в современной детской психологии, специальная методика, ориентированная на развитие образного мышления у ребёнка. Она активно применяется для обучения малышей младшего школьного возраста, даже нравится им, так как использует в качестве основы простые игры. Получается, что вместо скучной зубрёжки информация усваивается через ассоциации.

Все родители могут использовать полезные, развивающие упражнения эйдетики для детей от 4 до 10 лет. Это поможет подготовить их к школе, облегчить привыкание к учебному процессу и усвоение предметов самой различной направленности.

Самое простое упражнение

Очень полезна эйдетика для детей дошкольного возраста: упражнения для них лёгкие, но очень эффективно развивают ассоциативную память. Предлагаем вам одно из самых простых, которое подойдёт даже для трёхлетнего малыша.

Перед прогулкой попросите его перечислить ту одежду, которая ему понадобится для этого мероприятия. Причём называть её он должен в той последовательности, в которой будет надевать. Ещё один нюанс для данного упражнения: всё это нужно сказать, не видя этих вещей, т. е. малыш их должен будет воспроизвести самостоятельно. Это и есть развивающий момент в занятии для укрепления памяти.

Творческое задание

Эйдетика для детей хороша ещё и тем, что помогает развить фантазию, направить её в нужное русло. Если вовремя не заострить на этом внимание, ребёнок может сначала — сочинять нелепые и зачастую очень глупые истории, а там и до самого настоящего вранья недалеко. Чтобы избежать такого неприятного момента, можно использовать следующее творческое упражнение эйдетики.

Самостоятельно придумываете 10–12 слов (любых), проговариваете их малышу. Он должен их не только запомнить, но ещё и сочинить с ними рассказ. Во-первых, это развивает его речь. Во-вторых, тренирует память (слова в его вымышленном рассказе должны идти строго в той последовательности, в какой вы их назвали). В-третьих, такое упражнение поможет найти буйной фантазии полезное направление. Вы сами удивитесь, какой талант может проявить ваше чадо, выполняя это задание.

Визуальная память

Существует очень интересная игра с карточками для развития визуальной памяти, которая просто необходима в процессе обучения в школе. Отберите яркие картинки птиц, людей, животных, домов, игрушек. Ребёнок должен вытащить из целой пачки 10 карточек и составить рассказ с предметами и живыми существами, которые на них изображены. Задание похоже на предыдущее, но тем не менее существенно отличается от него с точки зрения эйдетики. Предыдущее развивает образную, а данное — визуальную память.

Как запомнить цифры

Упражнения эйдетики помогают малышам быстро и легко выучить цифры. Строятся они на основе образов и ассоциаций, которые числа вызывают в их сознании. Он мысленно должен связать каждую цифру с каким-то определённым образом, придумать, на что она может быть похожа, с каким цветом и звуком она у него ассоциируется. В дальнейшем, когда малыш будет вспоминать ту или иную цифру, у него в голове будут возникать образы, которые он сам же и придумал, что поможет воспроизводить их очень быстро и легко.

Как учить стихи

Очень часто детям бывает трудно запоминать стихи. Чтобы этот процесс не превратился в настоящее мучение и для родителей, и для самого ребёнка, некоторые упражнения эйдетики помогают преодолеть и эту трудность.

Они предлагают запоминать не сами слова, а те образы, с которыми они ассоциируются у ребёнка. Это называется у психологов «визуальная составляющая стиха». Строфы совместно с ребёнком родители должны превратить в маленький фильм. В нём каждое совершаемое действие будет в мыслях ассоциироваться с конкретным словом из стихотворения. В данном деле очень важно запомнить последовательность «кадров», т. е. слов.

Игра в ассоциации

В эту игру любят играть многие взрослые, даже не подозревая, что для детей она может стать прекрасным упражнением эйдетики. Ведь она очень хорошо развивает память. Вы называете любое слово и просите ребёнка назвать другое, с которыми оно у него ассоциируется. Дети очень любят подобные развивающие игры.

Полезные советы

Во время подобных упражнений родители должны устраивать малышу так называемые отвлекающие манёвры. Они позволяют ему не только отдохнуть, но и попутно продолжить тренировку памяти. Причём сделать это можно с помощью элементарной смены положения тела. Мало кто знает, что такой простой приём способствует большей концентрации внимания. Ребёнок может пересесть на другое место, походить по комнате, потянуться, сделать пару несложных физических упражнений. Кроме этого, можно быстро переключить внимание малыша на что-то другое, отвлечь его. Это позволит ему сосредоточиться, а также тренирует внимательность.

Так что если ваше чадо страдает плохой памятью, медленно читает, не может усвоить программный материал, не торопитесь зачислять его в бездарности, ругать и насильно засаживать за уроки. Наберитесь терпения и начните с ним заниматься эйдетикой. Увлекательные, интересные, очень полезные упражнения этой уникальной методики позволят развить образную память ребёнка, что повлечёт за собой успехи в обучении и лучшее усвоение предметов. Помогите своему малышу открыть для себя увлекательный мир знаний не «из-под палки», а посредством собственных желаний и умений.

Информация подготовлена педагогом-психологом Шадриной Т.Е.

по материалам Интернет-ресурсов

3 способа развития фотографической памяти вашего ребенка

18 апр.

3 способа развития фотографической памяти вашего ребенка

Способность запомнить все детали любого изображения открывает возможности для фотографической памяти. Маленькие дети склонны рассматривать картинку или видео и запоминать детали. И когда ваш ребенок может правильно вспомнить детали, это также помогает развить некоторые другие основные навыки. Например, высокая продолжительность концентрации внимания, навыки памяти и образовательные преимущества.

Вы можете связать развитие фотографической памяти с тренировкой памяти правого полушария. Определенные действия помогают сосредоточиться на том, чтобы подчеркнуть преимущества доминирования правого полушария. Он закладывает основу для творческого мышления и аудио-эйдетической памяти. Тренировка ума вашего ребенка включает в себя как занятия фотографической памятью, так и игры. Тем не менее, мы в Tickle Right уделяем особое внимание занятиям, которые расширяют возможности вашего ребенка для полноценного развития личности. Это также включает в себя использование фотографической памяти вашего ребенка для развития навыков.

 

Содержание

Что такое фотографическая память?

Фотографической памятью можно назвать способность быстро вспоминать информацию с изображения в любое время. Это больше похоже на то, как ваш ребенок впитывает и сохраняет всю информацию для легкого стиля обучения. Как говорится, у каждого ребенка есть фотографическая память, собранная в правом полушарии мозга. Нам просто нужно стимулировать его с помощью правильных методов, чтобы вызвать визуальные стимулы для ответа.

Однако. между эйдетической памятью и фотографической памятью разница . Эйдетическая память относится к воспроизведению изображения или сцены из прошлого в течение более короткого периода времени, но с большей детализацией. Принимая во внимание, что фотографическая память требует внимания в течение длительного времени. Хотя оба типа памяти делают акцент на создании зрительного стимула. Это полезно для сохранения как образовательных, так и не образовательных данных для обучения.

 

Преимущества фотографической памяти для малышей

Фотографическая память дает малышам несколько преимуществ. Это помогает в процессе обучения и понимания информации. Помимо этого, вот потенциальные преимущества фотографической памяти для ваших малышей:

  • Развивает способность быстро запоминать информацию
  • Помогает развивать долговременную память
  • Способствует обучению в раннем детстве
  • Повышает уверенность вашего ребенка
  • Развивает осведомленность об окружающем мире
  • Улучшает когнитивные навыки

 

Как развивать фотографическую память у младенцев?

Помощь ребенку в развитии фотографической памяти требует постоянных усилий. Эти усилия должны осуществляться в формате тренировки памяти правого полушария. Эти усилия также направлены на то, чтобы превзойти скорость восприятия вашего ребенка. В среднем правое полушарие ребенка может хранить информацию до 7 изображений в секунду. Эти детали собираются в их подсознательной памяти. И главная цель этого состоит в том, чтобы зажечь долговременную память ребенка.

Вот что вы можете сделать, чтобы развить у детей фотографическую память.

 

1. Тренировка правого полушария

Тренировка правого полушария мозга направлена ​​на расширение возможностей обоих полушарий мозга ребенка. Это помогает привить творчество, воображение, навыки, сочувствие и уверенность, чтобы максимально раскрыть потенциал ребенка. Среди таких захватывающих преимуществ — развитие фотографической памяти. Это пробуждает способности, связанные с визуальным обучением и эйдетической памятью. Способность припоминать информацию по картинкам побуждает ребенка к усиленному мышлению. Эта практика помогает развить высокий уровень внимания и долговременную память. Кроме того, он также фокусируется на целостном развитии мозга, чтобы согласовать уникальные интересы вашего ребенка.

2. Карточки

Карточки — это средство для захвата и стимулирования ума вашего ребенка для быстрого визуального обучения. Это отличный метод для детального обучения. Это помогает вашему ребенку быстро усваивать информацию и укрепляет их запоминание. Карточки — это инструмент для обучения детей в раннем возрасте, который помогает повысить осведомленность вашего ребенка об окружающем мире. Их очень легко сделать дома. Сохраняйте их размер в формате A5. Карточек, которые можно повторять, должно быть не менее 12-15 в каждом наборе. Короче говоря, это отличный способ создать визуальный стимул для когнитивного развития.

 

3. Книги с картинками

Книги с картинками — это не просто обычные иллюстрации. Он подпадает под категорию средств для развития фотографической памяти. Это приносит пользу обучению для развивающегося ума ребенка. Вы также можете рассматривать их как языковой инструмент. Это прямое средство для улучшения визуального обучения. Контекст этих книг помогает развивать языковые навыки и доставляет детям удовольствие от чтения. Вы можете заложить основу для быстрого обучения и стимулировать воображение вашего ребенка. Быстро перелистывать страницы и давать ребенку достаточно времени, чтобы усвоить информацию, — это настоящий лайфхак.

 

Часто задаваемые вопросы

  1. Что такое фотографическая память для детей?

Фотографическая память для детей — это процесс припоминания информации из заданного набора изображений. Это помогает ребенку быстро догнать данные и сохранить их в своем подсознании. Это напрямую связано с правым полушарием мозга вашего ребенка. Вы можете помочь ребенку развить фотографическую память, тренируя правое полушарие, используя карточки, книжки с картинками и т. д. Это отличный способ привить любовь к обучению и развить воображение.

 

  1. Можно ли научить ребенка фотографической памяти?

Каждый ребенок рождается с чувством фотографической памяти. При правильной тренировке памяти вы можете помочь своему ребенку сохранить эту сверхспособность. Вы можете помочь своему ребенку сохранить фотографическую память, создав визуальный стимул. Это способствует развитию долговременной памяти и активизирует зрительное воображение ребенка.

 

  1. Почему у детей фотографическая память?

Поскольку дети рождаются с фотографической памятью, ранние годы являются наиболее важными для их роста. Они начинают развивать чувства сразу после рождения, а также наблюдать за своим окружением. Это приводит к когнитивному развитию и зрительной памяти.

 

Еда на вынос

Уникальность и талант вашего ребенка важны для нас. Мы верим, что каждый ребенок рождается гением и обладает сверхспособностями к обучению. Эти дары рождения должны использоваться эффективно. Поэтому с помощью программы Tickle Right для тренировки правого полушария мы извлечем нераскрытый талант вашего малыша. Это помогает развивать когнитивные навыки вашего ребенка с другими преимуществами. Например, фотографическая память, творческое мастерство, эмоциональный интеллект, развитие навыков и многое другое.

Вся правда об эйдетической памяти

Призрак и наука об эйдетических образах

Пока ученые обсуждают некоторые детали — например, как именно это работает и что должно быть включено в определение — согласованы основные критерии так как несколько десятилетий назад. И они, вероятно, не такие, какими их себе представляет большинство людей.

Самый цитируемый ученый в этой области, Ральф Норман Хабер, в 1979 году обобщил все исследования, проведенные до этого момента по этой неуловимой теме, в увлекательной исследовательской статье под названием «Двадцать лет навязчивых эйдетических образов: где призрак?». Этот текст также был прокомментирован многими наиболее опытными исследователями человеческой психологии того времени.

В своей «истории о привидениях» Хабер описывает, как его интерес к эйдетическим образам пробудился, когда он проводил эксперименты с так называемыми остаточными образами (феномен, совершенно не связанный с эйдетической памятью, см. изображение ниже). Он нашел несколько статей о людях, особенно о детях, которые, казалось, обладали своеобразной способностью видеть изображение перед собой после того, как это изображение было удалено.

Рисунок 1. Внимательно смотрите в центр этого изображения в течение 30–60 секунд, а затем переведите взгляд на белую поверхность, например на бумагу. Куда бы вы ни посмотрели, вы должны увидеть версию изображения с инвертированным цветом. Это изображение, которое будет двигаться, когда вы двигаете глазами, является результатом того, что определенные фоторецепторы в вашей сетчатке устают от слишком долгой фокусировки на одном и том же цвете и становятся менее чувствительными на короткое время!



Вскоре после этого Хабер сам исследовал это и сумел быстро найти десятки детей, которые, казалось, обладали этой так называемой «эйдетической» способностью. Они были не очень распространены, но и не особенно редки. В исследовании Хабера этот дар был дан примерно 8 % протестированных детей. Это примерно один ребенок в каждом маленьком школьном классе.

Но прежде чем сделать вывод о том, что кто-то из ваших одноклассников в детском саду видел мир совсем иначе, чем вы, давайте внимательнее присмотримся к  именно  что могли сделать эти 8 % детей.

Эксперимент Габера по проверке эйдетической памяти был следующим: он ставил ребенка перед мольбертом, на который затем помещал различные картинки. Сначала он просто показывал что-то простое, вроде красного квадрата, а потом убирал его, прося ребенка попробовать и все-таки увидеть квадрат там, где он был раньше.

После этой разминки Хабер ставил на мольберт более интересную картинку, например, иллюстрацию из детской книги. Ребенка просили смотреть на картинку (не вглядываясь в нее, а просто позволяя глазам свободно двигаться) в течение 30 секунд, а затем картинку убирали.

 Рисунок 2. Одна из фотографий Хабера.

После этого ребенка спрашивали, видит ли он еще что-то там, где была картинка. Большинство детей сказали, что не могут, но некоторые из них говорили так, как будто снова видели картину, стоящую на мольберте, и могли описать ее части. Вот отрывок из разговора с таким ребенком (мальчиком 10 лет) сразу после того, как изображение было убрано:

Э: Вы там что-нибудь видите?

СУБЪЕКТ: Я вижу кактус — у него три конечности, и я вижу индейца, он что-то держит в руке, рядом с ним справа олень — похоже, он смотрит на меня и три птицы в верхнем левом углу, одна в правом углу, она больше и кролик, прыгающий с небольшого холма.

E: Не могли бы вы рассказать мне об индейце — можете ли вы рассказать мне о его перьях, сколько их?

С: Три или два.

E: Не могли бы вы рассказать мне о ногах оленя?

С: Они маленькие.

E: Они все на земле?

S: №

E: Можете ли вы сказать, какие из них не являются?

S: Одного из передних нет.

E: Скажи мне, если он исчезнет.

S: Я все еще вижу птиц и индейцев. Я больше не вижу кролика (пауза). Теперь все прошло.

На основе этих экспериментов Хабер и его коллеги разработали несколько критериев, позволяющих определить, обладает ли ребенок эйдетической памятью или нет. Во-первых, ребенок должен видеть изображение в тех же цветах, что и изначально (то есть не в инвертированных цветах, как те, которые вы видели, если пробовали вышеописанный эксперимент ПОСЛЕОБРАЗ). Изображение также не должно двигаться, когда ребенок двигает глазами, но он должен иметь возможность смотреть на него и говорить о нем так, как будто оно физически все еще находится на мольберте. Хабер также заметил, что изображение всегда исчезало через небольшой промежуток времени, самое большее четыре минуты.

Вот и все! Это были единственные критерии! Конечно, Хабер и многие другие изначально также хотели добавить, что дети должны уметь описывать образы с большей детализацией по сравнению с детьми, которые не были эйдетикерами, но после долгих экспериментов от этого критерия пришлось отказаться.

Эйдетические дети на самом деле не помнили значительно больше того, что было в образе, в те минуты, когда длился их эйдетический образ. Они могли рассказать об этом так же много или так же мало, как и их неэйдетические друзья. Эта деталь, однако, на сегодняшний день ускользает от внимания почти каждого автора интернет-статей, что вносит существенный вклад в миф, который мы собираемся развенчать далее.

Эйдетическая или фотографическая память?

Слыша о том, что кто-то может видеть несуществующее изображение, как если бы оно действительно было в комнате, подразумевает, что разум этого человека каким-то образом записал или сфотографировал это изображение и сохранил его в нейронной сети этого человека (то есть в мозгу) . Но чем больше изучались эйдетические дети, тем очевиднее становилось, что это не так.

Ульрик Нейссер, один из исследователей, комментируя научное резюме Габера, описывает эксперимент над 12-летней девочкой, обладающей, казалось бы, мощными эйдетическими способностями. Ее попросили перенести ее эйдетическое изображение слона на чистый лист бумаги, а затем обвести его контуры карандашом.

Девушка уже сделала кальку с реальным изображением слона под бумагой (как когда обычные люди что-то обрисовывали), так что было ясно, что таким образом она может создать реалистично выглядящего слона.

Столкнувшись с этой задачей, она была рада ее выполнить (и заявила, что может ясно видеть свой эйдетический образ). Удивительно, но в конце концов она нарисовала что-то похожее на мультяшного слона или на такого слона, которого обычно рисовали дети, когда их об этом просили.

Это, казалось, подтверждало, что эйдетический образ, который она могла видеть, был вовсе не похож на фотографию, а скорее, как и любое другое воспоминание, на реконструкцию, сделанную мозгом на основе реальности, других воспоминаний и предубеждений.

Так обычно работает мозг, и похоже, что это происходит и в эйдетическом сознании. Эйдетические дети совершали те же ошибки, что и все остальные. Они неправильно запоминали вещи, их мозг иногда добавлял к картинкам то, чего там не было, и случалось, что они меняли свое мнение об увиденном.

Единственное, что отличает эйдетиков от не-эйдетиков, это, по-видимому, субъективный опыт видения картинки на своем месте по сравнению с простым воспоминанием деталей о ней по памяти. Вот вам и эта предполагаемая сверхчеловеческая способность.

Но некоторых ученых это очень не устраивало. Неужели это все, что нужно было сделать? Подхваченные идеей идеальной фотографической памяти, которую первоначально, казалось, предлагал опыт эйдетиков, пара исследователей разработала надежный тест, который объективно выявит если бы фотографическая память существовала раз и навсегда.

Окончательный тест на эйдетическую память

В Интернете легко найти тесты, которые утверждают, что у вас есть фотографическая память (или эйдетическая память, но когда пишут «эйдетическая» — почти всегда фотографическая память что они имеют в виду). Большинство из них, разумеется, совершенно ненаучны, с заголовками типа «только 1 процент населения может пройти этот тест на фотографическую память» (хотя, судя по комментариям, эту цифру следует скорректировать примерно до 90 %…).

Buzzfeed предлагает тест, который «невозможен, если у вас нет фотографической памяти», но его можно легко пройти, если вы тренируетесь в технике запоминания.

Рисунок 3 Ничего себе, я никогда не подозревал об этом!

Однако есть один тест, доступный онлайн, который не только Интернет, но и наука использовали для определения фотографического качества чьей-либо памяти. Он называется тестом составного изображения и был разработан Кентом Гаммерманом и Синтией Грей в поисках объективного эйдетика.

Основная идея заключалась в следующем: если у вас действительно есть фотографическая память или «идеальная» (реалистичная) эйдетическая память, вы должны быть в состоянии помнить также очень сложные и бессмысленные изображения, верно? Произнесите случайную сетку из черных и белых квадратов.

И если у вас есть возможность продолжать видеть это изображение, когда оно исчезнет, ​​вы также сможете визуализировать его поверх нового, похожего на вид изображения, чтобы создать  комбинированное изображение  , которое покажет какой-то «секретный» комбинированный символ. Это было бы невозможно догадаться, просто увидев одно из двух изображений по отдельности.

Вот пример такого теста, использованного Гаммерманом и Греем:

Они протестировали 270 испытуемых (в основном детей, но также и многих взрослых). Из них только двое соответствовали «субъективным» критериям Габера в отношении наличия эйдетической памяти. Ни один из них не прошел тест составного изображения.

Но это было всего 270 испытуемых, и, поскольку только двое из них были эйдетическими, все еще оставался шанс, что супер-эйдетик появится из большей выборки населения.

Вот где на сцену выходит Джон О. Мерритт из Гарвардского университета. Эта идея и любопытный случай с Элизабет (единственный подтвержденный, но крайне сомнительный субъект с фотографической памятью КОГДА-ЛИБО, читайте об этом в нашей статье о фотографической памяти) заставили Мерритта в течение многих лет опубликовать несколько статей в крупных американских газетах, содержащих небольшой тест очень похож на предыдущий.

Вместо квадратов Мерритт использовал случайные точки. Вот его версия, приведенная в газетах:

По оценкам самого Мерритта, за эти годы тестом охвачены миллионы людей. Из них только 30 когда-либо связывались с ним, и ни один из них не смог пройти аналогичный тест при личной встрече.

Эйдетическая память против гипертимезии?

Возможно, вам трудно принять тот факт, что 100% идеальной памяти не существует. В конце концов, вы столько раз видели это в кино, читали об этом в (не очень хорошо изученных) статьях и, возможно, даже помните, что видели пару документальных фильмов о людях с тотальной памятью.

Если верно последнее, то вполне вероятно, что эти документальные фильмы были о людях с гипертимезией, или Высшей Автобиографической Памятью (HSAM), и что часть вашей памяти подводит вас.

Гипертимезия — недавно (в 2006 г.) открытое состояние, при котором человек помнит из своей жизни гораздо больше, чем обычный человек. В отличие от эйдетической памяти гипертимезия встречается крайне редко. В мире всего несколько десятков подтвержденных случаев.

Когда вы слышите, как эти исключительные личности говорят о том, что они ели на завтрак 4 апреля 1998, или какая погода была 18 ноября десять лет назад, легко увлечься. Многие писатели и телепродюсеры — слишком поспешно — пришли к выводу, что человек с гипертимезией «помнит каждую мелочь, которая когда-либо с ним случалась» (откройте практически любую статью на эту тему, и вы увидите какую-то версию этого факта). ).

Это далеко от реальности. Никто с гипертимезией никогда не утверждал, что помнит все. Когда они обнаружили Джилл Прайс, первого подтвержденного человека с этим заболеванием, ученые сначала предположили, что она будет чрезвычайно умна и обладает необычайной общей памятью. Но тесты вскоре показали, что ее IQ составляет 9 баллов.5 (чуть ниже среднего), а ее способность запоминать случайную информацию или факты для экзаменов не лучше, чем у любого человека. Похоже, это относится ко всем субъектам HSAM.

У них фантастическая автобиографическая память, но при ближайшем рассмотрении кажется, что они помнят о своей жизни не больше, чем все остальные, просто они помнят ее на более длительный период времени . Когда ученые сравнили воспоминания группы HSAM с «нормальной» контрольной группой, они обнаружили, что обе группы примерно с одинаковыми подробностями помнили то, что с ними произошло на прошлой неделе. Это было впервые, когда вы заглянули в их воспоминания, и увидели, что HSAM превосходят их. Их воспоминания были намного лучше.

Субъект HSAM помнит, что с ним произошло десять лет назад, но он помнит это не лучше, , чем вы помните, что произошло с вами на прошлой неделе. Это все еще вдохновляет, конечно, но совсем не то, что вы получаете об этом из небрежных сообщений СМИ.

Рисунок 4. Сравнение количества деталей в воспоминаниях контрольной группы (синяя) и группы людей с гипертимезией (желтая). Обратите внимание на аналогичный уровень через неделю. Однако, как видите, воспоминания о HSAM исчезают гораздо медленнее.

Джеймс Макгоу, ученый, «открывший» Джилл Прайс, выразился так: «Она не помнит всего; то, что она помнит, она не забывает, вот в чем разница».

Эйдетикер, который рисует потрясающие городские пейзажи по памяти

Есть бесчисленное множество примеров людей с хорошей памятью. Эти хорошие воспоминания часто ошибочно принимают за фотографические, обычно только потому, что это самый простой способ описать очень подробное воспоминание информации.

Некоторые заслуживают этого атрибута больше, чем другие. Я чувствую, что должен упомянуть здесь Стивена Уилтшира, британского аутичного ученого, который с трудом поддерживает обычный разговор, но может рисовать потрясающие городские пейзажи по памяти после того, как просто смотрел на них в течение 30 минут или около того с вертолета. То, что он делает, ошеломляет, но внимательный глаз заметит, что даже мысленные образы этого великого ума не совсем фотографичны. Общий образ очень близок к реальному, но даже мозг Уилтшира упускает некоторые детали, добавляет другие, а некоторые перемешивает. Однако его память работает реконструктивным образом.

Рис. 5. Некоторые сравнения между рисунками Нью-Йорка Стивена Уилтшира и фотографиями города. Последний (Остров Свободы) особенно явно представляет собой реконструкцию: несколько зданий отсутствуют, а деревья удалены или заменены.


И он, вероятно, должен быть благодарен за это. Наше прекрасное, несовершенное восприятие и способность памяти — вот что делает нас людьми. Цитируя аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса : «Думать — значит забывать различия, обобщать, делать абстракции».  Без этой способности мир не имел бы для нас абсолютно никакого смысла, даже если бы мы тогда могли помнить каждую мельчайшую его деталь.

Наша способность забывать очень тесно связана с нашей способностью мыслить абстрактно и действовать в обществе. Это ясно иллюстрируется большим количеством аутичных ученых, которым по воле случая пришлось пожертвовать умственными способностями более высокого уровня ради низкоуровневых, специфичных для предметов, таких как фантастическая память на определенный тип информации.

Возможно, нам всегда приходится чем-то жертвовать?

Как получить эйдетическую память!

Вполне вероятно, что вы начали читать эту статью в надежде приобрести себе эйдетическую память. Интересно, чувствуете ли вы сейчас такое же искушение?

Осознав истинную природу этого научного термина — субъективный опыт, который длится несколько минут и в любом случае не заставляет вас вспоминать больше подробностей, — вы, возможно, склонны согласиться с одним из наиболее принижающих комментариев коллег по поводу оригинала Габера. статья о его преследующем призраке: «Хабер может остаться с призраком, но он уменьшил его до довольно незначительного призрака, который требует мольбертов, 30-секундных экспозиций и предварительного обучения остаточным изображениям и не является ни помощью, ни помехой. С таким призраком мы можем жить и учиться более неторопливо».

‍Кроме того, поняв, что единственный способ получить более «фотографическую» память, скорее всего, состоит в том, чтобы отказаться от части своих наиболее важных и конструктивных умственных способностей к обобщению, вы, возможно, не испытываете такого влечения к идее фотографическая память  тоже больше.

Лично я бы порекомендовал менее радикальные, но все же чрезвычайно мощные методы запоминания, которые разрабатывались в течение тысяч лет, чтобы нормально функционирующий мозг лучше запоминал. Они не фотографические, но они могут значительно облегчить важные части вашей жизни, не усложняя в то же время другие части. Редкий беспроигрышный вариант в сфере разума.

Если все же действительно, действительно  хотите фотографическую память – если вы очень-очень  хотите иметь возможность хранить снимки своей жизни в мельчайших подробностях и видеть их перед собой без искажений даже спустя годы – только для вас я поделюсь одним почти наверняка метод достижения этого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *