Влияние тревожности на уровень социальной фрустрации
На протяжении всего жизненного пути, в разных сферах деятельности люди сталкиваются с многочисленными трудными жизненными ситуациями. В жизни людей возникают разного рода обстоятельства, способствующие развитию или регрессу личности, открывающие или закрывающие путь для ее нормального психического развития и функционирования. Для каждой личности в соответствии с ее индивидуальностью характерен свой неповторимый, уникальный способ жизни, способ ее структурирования, организации. В жизни каждого человека могут возникнуть такие ситуации, когда человек не может реагировать на внешние воздействия привычным способом, ему нужно адекватно выходить из сложившейся трудной ситуации. Среди авторов, занимавшихся изучением трудных жизненных ситуаций, можно назвать Б. С. Братуся, Л. Ф. Бурлачука, Ф. Е. Василюка, Е. Е. Данилову, К. Муздыбаева, М. Тышкову и др. Изучению проблемы эмоциональных состояний посвящены многие современные исследования С. В. Ковалева, Д. Магнуссона, А. В. Филиппова и др.
Умение преодолевать жизненные трудности, выработка собственных стратегий поведения и отношения к различным проблемам не теряет своей актуальности и по сей день. В современной психологии многие исследователи ищут ответы на вопрос, каким образом, какими способами человек справляется с ситуациями, событиями в своей жизни, как он их разрешает. Ответы на этот вопрос представляют большой теоретический и практический интерес. Одним из частных аспектов указанной проблемы является изучение способов поведения человека в трудных ситуациях и влияние на него уровня тревожности. Решению проблем и вопросов, связанных с исследованием уровней тревожности, посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов.
Зарубежные исследователи (Х.Хекккаузен, З.Хелус) в своих работах подчеркивают связь тревожности с определенной сферой деятельности и общения, с типом ситуации.
В отечественной науке отсутствует единое мнение об определении, структуре и функции, механизмах и детерминантах, классификации и методах исследования психических состояний тревожности. Причина подобного положения заключена в самой природе такого явления, как психическое состояние, занимающего как бы промежуточное положение между психическими процессами, с одной стороны, и психическими свойствами личности — с другой. Это проявляется в относительности границ, отделяющих психическое состояние от психических процессов, черт характера и свойств личности.
С одной стороны, психические состояния тревожности выступают в качестве важнейшего субъективного фактора, определяющего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывают существенное влияние на эффективность и качество различных видов трудовой деятельности.
В наиболее общем виде проблема тревожности может быть сформулирована, как проблема изучения психологических механизмов адаптации и закономерностей влияния психических состояний на обучение, воспитание и развитие личности.
Кроме того, тревожность может быть связана с переживаниями угрозы престижу, самооценке, самоуважению человека; при повышении уровня тревожности, человек теряет возможность к актуализации собственной личности, так как повышенная тревожность мешает двигаться вперед, расти по социальной и профессиональной лестнице.
В нашем экспериментальном исследовании мы ставили цель — выявить уровень личностной тревожности респондентов и проследить ее влияние на социальную фрустрацию, иными словами проследить взаимосвязь между тревожностью и удовлетворенностью человеком какими — либо достижениями жизни. Кроме того, в ходе анализа полученных результатов, мы попытались выяснить возможную зависимость уровня тревожности от удовлетворенности жизнью. Мы предположили, что чем выше уровень тревожности, тем более негативно он влияет на общее состояние, и наоборот, чем меньше уровень тревожности в силу умения управлять своим состоянием, тем выше результат удовлетворенности своим социальным положением, статусом. Иными словами, чем ближе общее состояние личности к оптимальному уровню тревожности, тем выше результат удовлетворенности, тем ниже уровень социальной фрустрации. Человек с низким уровнем тревожности и социальной фрустрации не только больше удовлетворен своей жизнью, но и более позитивен, оптимистичен.
Основными методами, используемыми для изучения психических состояний, являются: непосредственное наблюдение, аппаратурные методы для регистрации вегетативных реакций, анкеты и личностные опросники, основанные на самооценке испытуемых.
Личностные опросники и анкеты удобны в практическом использовании, не требуют специальной аппаратуры и не занимают много времени для их заполнения. Этот метод, наиболее удобный для исследования, был и выбран нами для изучения психологической проблемы тревожности.
Испытуемыми выступили 25 сотрудников компании «Колавто» (г.Актобе), которые были опрошены методом анонимного анкетирования.
Применялась методика «Шкала самооценки и оценки тревожности Ч. Спилбергера». Эта методика является развернутой субъективной характеристикой личности. Мы предположили, что при средних показателях уровня тревожности, являющихся нормой для индивида, некоторыми из респондентов их обычная реакция будет восприниматься столь привычно, не проявляя себя, что опрашиваемые будут склонны определить ее как «отсутствие» всякой реакции.
В каждом пункте имеются 4 варианта ответа, из которых надо было выбрать один, характеризующий наиболее типичное состояние респондента.
Анализ результатов выявил: 45 % опрошенных обнаружили низкие показатели уровня тревожности, умеренный уровень обнаружен у 30 % респондентов и 25 % испытуемых продемонстрировали высокий уровень тревожности. У респондентов уверенных в себе, выносливых, спокойных, не склонных к нервозности отмечается значительно более низкий уровень тревожности. Поэтому относительно низкий уровень тревожности можно считать одним из основных показателей удовлетворенностью жизнью. Общая оценка респондентов с выявленным высоким уровнем тревожности характеризуется напряженностью и беспокойством, сильной возбудимостью. Личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности. Повышенная тревожность, несоразмерная с вызвавшим ее явлением или ситуацией, препятствует формированию нормального адаптивного поведения, вызывает чрезмерные функциональные сдвиги в физиологических системах организма. Причем эти сдвиги, возникающие под влиянием эмоционально напряженных ситуаций, бывают значительно более выраженными, чем при сильных физических перегрузках и нормализуются обычно медленнее.
Чем выше уровень проявляемой тревожности у человека, тем сложнее ему регулировать свои эмоции, и свое поведение. Между тревожностью и саморегуляцией существует прямая зависимость. Под воздействием внутренней тревоги человек зачастую совершает необдуманные поступки, так как все разумные мысли парализованы чувством страха и неуверенности в себе. Таким людям тяжело идти на контакт, они очень редко достигают успеха в чем-либо. Личности с нормальным уровнем тревожности легко владеют ситуацией, своими эмоциями и поведением. Таким людям легко идти по жизни. Они очень мобильны, общительны, целеустремленны.
Таким образом, можно видеть, что тревожность является склонностью индивида к переживанию тревоги, характерная низким порогом возникновения тревоги; она выступает как один из основных параметров индивидуальных различий.
Многие специалисты полагают, что в целом тревожность — субъективное проявление неблагополучия личности. Она может повышаться в следующих случаях: а) при нервно — психических и соматических заболеваниях; б) у людей, переживающих последствия психической травмы; в) у людей с отклоняющимся поведением. Однако необходимо заметить, что в этом ряду не указан, на наш взгляд, социальный фактор. Поскольку результаты нашего исследования позволяют предположить, что причиной тревожности людей может быть неудовлетворенность своим социальным положением, статусом и т. д. Исследованию связи между двумя указанными переменными и посвящена наша работа.
Социальная фрустрация возникает, когда удовлетворение потребностей людей раз за разом наталкивается на какие-то препятствия. Возникает состояние разочарования, в котором человек ощущает, что лишен того, к чему стремился. Результат — агрессия, направленная против ставшего источником фрустрации, либо перенесенная на кого-то другого, даже на самого себя.
Социальная фрустрированность — вид (форма) психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях. Поясним сказанное. Социальная фрустрированность передает эмоциональное отношение человека к позициям, которые он сумел занять в обществе на данный момент своей жизни. Интеллект при этом отражает, с одной стороны, то, что в принципе может быть достигнуто в той или иной сфере, и то, что человек конкретно сам смог достичь, — с другой стороны. Социум как бы «вырабатывает» шкалы, или ступени, роста и достижений, а индивид соответственно своим притязаниям и возможностям достигает того или иного уровня.
В исследовании применили методику диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (Модификация В. В. Бойко). Цель методики: определение степени неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизни и деятельности. Исследуемый читает вопрос из предлагаемого списка опросника и дает один наиболее подходящий ему ответ.
Данный опросник фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности. Под социальной фрустрированностью автор понимает: вид психического напряжения, обусловленного неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально значимых иерархиях.
Каждое общество в конкретный период своего существования в зависимости от своей ориентации, материально — экономического развития, уровня правовой и нравственной культуры предлагает своим членам определенные возможности социального роста и удовлетворения потребностей. Оценивая свои достижения по разным социально заданным иерархиям, человек испытывает ту или иную степень удовлетворенности –неудовлетворенности. При этом он испытывает фрустрацию не столько от достигнутого, сколько от мысли, что сегодня можно достичь большего.
Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины среднего балла по каждому пункту. Чем больше его величина, тем выше уровень социальной фрустрированности.
Проведенный анализ ответов показал, что у респондентов очень низкий уровень фрустрированности взаимоотношениями на работе, с коллегами по работе, с субъектами своей профессиональной деятельности, своим положением в обществе, отношениями с супругом, с ребенком, с родителями, обстановкой в обществе, отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми. Пониженный уровень удовлетворенности своим образованием, содержанием работы в целом, условиями профессиональной деятельности, жилищно-бытовыми условиями, сферой услуг и бытового обслуживания, возможностями выбора места работы, своим образом жизни в целом. Неопределенный уровень фрустрированности проведением досуга, возможностями проводить отпуск. Умеренный уровень фрустрированности материальным положением, сферой медицинского обслуживания.
Применив методику диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана, мы получили следующие данные: у 45 % испытуемых пониженный уровень социальной фрустрированности, у 14 % неопределенный уровень, у 15 % повышенный и у 36 % очень низкий уровень фрустрированности. Большая часть испытуемых относится к группе с оптимальной фрустрированностью, имеющих психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению значимых целей, удовлетворения потребностей.
Неудовлетворенность социальными достижениями жизни характеризуется неуклонным ростом, а также тенденцией к снижению стрессоустойчивости значительной части населения.
Установлено, что неудовлетворенность потребности приводит индивида к фрустрации — психическому состоянию дезорганизации, вызываемому объективно непреодолимыми или субъективно так воспринимаемыми препятствиями на пути к достижению цели, удовлетворению потребностей. В ситуации фрустрации люди ведут себя по-разному. Многие мобилизуют свои внутренние ресурсы, энергично ищут себе новую работу, выбирают и осваивают себе новую профессию или открывают собственное дело. Но так реагируют не все. Иногда реакцией людей является игнорирование интересов других или агрессия, направленная как на других, так и на самого себя. Иногда фрустрация заканчивается тем, что человек становится безразличным ко всему, утрачивает интерес и активность.
Данные, полученные в нашем исследовании, свидетельствуют, что неудовлетворенность потребности по-разному влияет на людей.
Так, у группы респондентов — менеджеров фирмы по сравнению с продавцами и обслуживающим персоналом, более низкий уровень тревожности, соответственно удовлетворенность выше. Вероятно, данный факт можно объяснить тем, что в компании у менеджеров более высокий социальный статус (наличие высшего или среднего специального образования, более высокая зарплата, возможность карьерного роста и т. д.). Мотивы у группы достаточно специфичны. В настоящем они живут признанием окружающих, имеют способы удовлетворения этой потребности, так как она подкрепляется активной деятельностью.
Продавцы, охранники и технички, несмотря на то, что их профессия необходима, общественно полезна, имеют более низкий социальный статус. Это связано с низкой заработной платой, непрестижностью профессии. Низкий уровень фрустрированности среди продавцов, охранников и техничек свидетельствует не об удовлетворенности, а скорее о том, что респонденты дают социально желательные ответы, предпочитают довольствоваться тем, что имеют на данный момент, скрывают свою неудовлетворенность.
Возможно, испытуемые считают, что их положение лучше, чем у других людей, которые не имеют постоянной работы или выполняют тяжелую низкооплачиваемую работу или вовсе являются безработными.
Получение стабильного положения, материального благополучия и профессиональная деятельность связываются в сознании респондентов со стремлением занять достойное положение в обществе, побуждает к переменам в жизни в будущем. Так, некоторые респонденты при личной беседе с автором признались, что хотят получить высшее образование и найти более престижную работу, занять соответствующе положение в обществе (другие испытуемые из этой же группы уже учатся заочно в различных вузах). Однако для этих людей важны не только социальные достижения, но и общение с людьми является базовой потребностью и ассоциативно связано с признанием окружающих.
У менеджеров базовой потребностью является потребность в самореализации, карьерном росте, направленность на профессиональную деятельность. Будущее и прошлое связаны: ожидается, что все будет, как и раньше. Прошлое и будущее определяется такими ценностями и видами деятельности, как семья и работа, стабильное положение и определенные перемены в жизни, достижение успеха и высокого положения в обществе, выполнение профессионального долга. Материальное благополучие расценивается, как один из элементов повышения социального статуса.
У группы продавцов достижение успеха, семья, обязанности представляют для них ценность, но фрустрированы, так как не всегда удовлетворяются в настоящем. Будущее не связано ни с настоящим, ни с прошлым и в представлениях данной категории людей наполнено только общением с людьми и признанием окружающих. Настоящее не является привлекательным, и не связано ни с какими видами деятельности. Под влиянием настоящей ситуации дополнительные потребности не актуализируются.
В заключении, необходимо отметить, что во всех группах наблюдалось отсутствие интересов и увлечений, свидетельствующее о фрустрации базовых потребностей. Если даже сфера увлечений была представлена в сознании испытуемых в настоящем, то она не ассоциировалась ни с одним из видов деятельности, способных привести к ее удовлетворению. Чаще наблюдалась ситуация, когда увлечения и интересы, будучи связаны в сознании с какими-либо способами деятельности, были представлены не в сфере субъективного настоящего, а только в прошлом или будущем.
Литература:
1. Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. — М.: МГУ, 1987.
2. Астапов В. Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Психологический журнал.1982.т.13. № 5.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). — М., 1984.
4. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний //Вопросы психологии, 1993, № 1, с.104–113.
5. Вопросы практической психодиагностики и консультирования в ВУЗе (Под ред. проф. Н. Н. Обозова). — Л.: ЛГУ, 1984.
6. Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. — М.: Политиздат, 1989.
7. Карен Хорни. Тревожность. Собр. Сочинений в 3 том. М., 1997.т.2. стр.174–180.
8. Наенко Н. И. Природа психической напряженности. М.,1976.
9. Никишина В. Б., Т. Д. Василенко. Психодиагностика в системе социальной работы. М., 2004.
10. Ольшанникова А. Е. К психологической диагностике эмоциональности.//Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. — М.,1988, с.246–262.
11. Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология //Межвузовский сборник. — Л.: ЛГУ, 1991.
12. Тарабрина Н. В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях //Психологические исследования познавательных процессов и личности. — М. 1983. — С. 121–125.
13. Творогова Н. Д. Страх и тревожность. //Психология. Лекции для студентов медицинских вузов. — М.: ВУНМЦ, 1998, с.271–275.
14. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда //Психологический словарь (Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова) — М.: Педагогика-Пресс, 1999.
15. Хеккаузен Х. Мотивация и деятельность. — М.: Прогресс, 1986
Основные термины (генерируются автоматически): уровень тревожности, профессиональная деятельность, социальная фрустрация, жизнь, признание окружающих, работа, ситуация, удовлетворение потребностей, уровень, базовая потребность.
это, определение слова, понятие. Что такое Фрустрация, значение, словарь, энциклопедия
Фрустрация [от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов] — психическое состояние личности, раскрывающееся в своеобразном комплексе негативных переживаний (страх, гнев, чувство вины, стыда и т. -д.) и поведенческих реакций, что базируется на субъективно оценке в качестве непреодолимых и неустранимых ряда препятствий при решении личностно значимых задач. При этом подобные преграды могут существовать лишь в поле субъективного восприятия конкретной личности, а могут быть и объективно представлены в реальности. В логике фрейдизма и неофрейдизма проблематика фрустрации напрямую связана с проблематикой агрессии как некий «-запускающий»- механизм, практически неизбежно приводящий индивида к проявлениям агрессивного поведения. В логике бихевиористского подхода фрустрация традиционно рассматривается в качестве фактора, если не разрывающего схему «-стимул — реакция»-, то во всяком случае существенно замедляющего деятельностный «-отклик»- на предъявленный стимул и деструктурирующего естественное протекание ответной деятельностной активности. Понятие «-фрустрация»- в рамках современной психологической науки нередко рассматривается как разновидность стресса, а порой — как реакция на легкую форму депривации личностно значимых потребностей индивида. Другое дело, что состояние фрустрации в психологически содержательном плане может расцениваться как лишь частично «-покрывающее»- в интерпретационном смысле стрессовое состояние и как синоним лишь частичной и, главное, локальной и непродолжительной депривации. Что касается социально-психологического ракурса рассмотрения фрустрации, то понятно, что наибольший интерес здесь имеет фрустрационно окрашенный аспект межличностных отношений и прежде всего конфликтного взаимодействия. Знаменательно, что по аналогии со структурой межличностного конфликта применительно к фрустрации принято выделять фрустратора (тот стимул, который приводит к фрустрационному состоянию личности), фрустрационную ситуацию, фрустрационную реакцию и фрустрационные последствия.
Степень остроты фрустрационного переживания и фрустрационных последствий зависит, прежде всего, от двух в психологическом плане вполне самоценных факторов: мощность фрустратора и степень фрустрационной защищенности, «-стойкости»- личности. Помимо этого, фоновым, но крайне значимым фактором здесь является такая переменная, как функциональное состояние личности, оказавшейся в фрустрационной ситуации. Следует также отметить, что в последнее время устойчивость к фрустрационному воздействию обозначают, как правило, в качестве «-фрустрационной толерантности»-. При этом, кроме того, что личности, обладающие этим качеством, способные рационально анализировать возникшую фрустрационную ситуацию, адекватно оценивать степень ее масштабности и реалистично предвидеть ее развитие, как правило, не склонны к мотивированному риску и сознательно избегают принятия тех решений, которые можно охарактеризовать как авантюрные. Все это в совокупности позволяет эти личностям, даже в том случае, когда они все же попали в экстремальную ситуацию, сопряженную с наступлением состояния личностной фрустрированности, осуществлять оптимальный поиск путей выхода из сложившихся обстоятельств, максимально используя и свои внутренние ресурсы, и внешние условия.
Наибольшее количество социально-психологических исследований фрустрации так или иначе было связано с эмпирической проверкой гипотезы «-фрустрация — агрессия»- Д. -Долларда и Н. -Миллера. В одном из ранних экспериментов такого рода, осуществленном в 1941 г. под руководством К. -Левина, «-детям показывали комнату, где было множество игрушек, но не разрешалось войти в нее. Они стояли за дверью, рассматривали игрушки и испытывали сильное желание с ними поиграть, но не могли приблизиться к ним (типичная фрустрирующая ситуация — В. -И., М. -К.). Это продолжалось некоторое время, после чего детям разрешали поиграть с этими игрушками. Другим детям сразу давали играть с игрушками, без создания у них предварительного периода ожидания. Фрустрированные дети разбрасывали игрушки по полу, швыряли их об стены и в целом демонстрировали чрезвычайно разрушительное поведение. Нефрустрированные дети демонстрировали значительно более спокойное и менее разрушительное поведение»-580. В этом эксперименте, как и в ряде других. было получено видимое подтверждение предположения о том, что типичной поведенческой реакцией на фрустрацию является агрессия. Однако в других экспериментах, в частности Ю. -Бернстайна и Ф. -Уорчела, в ходе которого «-…ассистент экспериментатора срывал процесс группового решения проблем, потому что постоянно выходил из строя его слуховой аппарат (а не просто потому, что он был невнимателен), фрустрация не приводила ни к раздражению, ни к агрессии»-581.
Анализируя результаты этих и своих собственных экспериментов, Л. -Берковиц пришел к выводу, что прямым следствием фрустрации является не собственно агрессия, а особое психическое состояние, включающее целый комплекс негативных эмоций, о которых говорилось выше (страх, гнев и т. -д.). Совершенно очевидно, что подобные негативные переживания не только повышают потенциальную конфликтность индивида и вероятность агрессивной реакции под воздействием провоцирующих стимулов (к классическим стимулам такого рода Л. -Берковиц, в частности, относил наличие в поле зрения фрустрированного человека оружия), но и сами по себе представляют достаточно серьезную психологическую, а если фрустрация приобретает массовый характер (как, например, это имело место после дефолта 1998 г. в России), то и социальную проблему.
В этой связи вполне понятен устойчивый интерес исследователей к типичным фрустрирующим ситуациям и факторам, характерным для современного общества. Как показал ряд социологических исследований, проведенных на рубеже 70-х — 80-х гг. прошлого века в США, наиболее распространенным источником массовой фрустрации служат семейные отношения. При этом «-…наиболее часто упоминаемой причиной семейных конфликтов в Соединенных Штатах является ведение домашних дел. Семьи непрерывно спорят о том, что и как следует убирать и мыть- о качестве приготовления пищи- о том, кому выносить мусор, косить траву возле дома и чинить вещи. Треть всех супружеских пар утверждают, что у них постоянно возникают разногласия в вопросах, касающихся семейного быта. За ними по частоте упоминания следуют конфликты в отношении секса, общественной жизни, денег и детей.
Особенно высокий уровень фрустрации в семьях создают экономические проблемы. Большее число семейных конфликтов и вспышек бытового насилия регистрируется в семьях из рабочего класса, нежели в семьях из среднего класса, а также в семьях с безработными кормильцами и в семьях с большим количеством детей. … Проблемы, связанные с работой, также находятся среди основных источников фрустрации и гнева. В ходе одного исследования, проводившегося среди работающих женщин, было обнаружено, что такие проблемы, как конфликты между ожиданиями руководителей и работниц, неудовлетворенность трудом и воспринимаемая недооценка своих умений были названы в числе сильнейших предикатов уровня общей враждебности. Эти примеры говорят о том, что враждебность порождается фрустрацией»-582.
Совершенно очевидно, что практически все перечисленные источники массовой фрустрации характерны и для современной России. Кризис семьи, рост семейного насилия на протяжении последних лет являются предметом неизменного внимания средств массовой информации, государственных чиновников самого высокого уровня. На решение этих проблем направлены многочисленные целевые программы (поддержки молодой семьи, многодетных семей, доступного жилья и т. -п.), к сожалению, пока не приносящие сколько-нибудь ощутимого позитивного результата. Позорно низкий для европейской страны экономический уровень жизни большинства населения остается неизменным, несмотря на огромные государственные доходы, обусловленные беспрецедентно благоприятной мировой конъюнктурой на газо- и нефтепродукты. К этому следует добавить такие специфические именно для российской действительности источники массовой фрустрации, как отсутствие полноценно функционирующих социальных «-лифтов»-, критический уровень социального расслоения общества, постоянно меняющиеся правила игры, а то и откровенный произвол со стороны государственных и, прежде всего, так называемых «-силовых»- структур.
В этих условиях, наряду с очевидной необходимостью кардинального пересмотра всей внутренней политики, критически важной, с точки зрения не только модернизации, но и элементарного выживания общества, является проблема фрустрационной толерантности его членов. Она во многом обусловлена особенностями развития и социального научения в детском возрасте. Так, если в период становления детской инициативы (в возрасте от 3-х до 6-и лет) фрустрирующие действия взрослых (родителей, воспитателей и т. -д.), направленные на подавление активности ребенка (в своей первооснове такие действия вполне оправданы и, более того, необходимы, если они объективно направлены на обеспечение безопасности ребенка, а также законных интересов его социального окружения: других детей, родственников и т. -п.), приобретают глобальный характер, тем самым превращая ситуативную фрустрацию в устойчивую депривацию жизненно необходимой потребности ребенка в самостоятельной активности. В таких условиях ребенок учится реагировать на фрустрацию либо агрессией в адрес непосредственных фрустраторов (взрослых) в ее инфантильных проявлениях (чаще всего в форме истерического отвержения), либо ищет замещающие объекты (игрушки, домашних животных, других детей). В данном ракурсе становится совершенно понятна весьма распространенная схема реагирования на фрустрацию взрослых людей, описываемая анекдотом «-…о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона- и все это потому, что на работе муж получил нагоняй от босса»-583.
Заметим, что в рамках отечественных традиций как семейного воспитания, так и классической дошкольной педагогики, в центре внимания которых было и остается не то, как развивается реальный ребенок в конкретных условиях, а то, как должен развиваться абстрактный ребенок в некоей идеальной схеме, культивируется именно директивный, совершенно дисфункциональный, с точки зрения формирования фрустрационной толерантности личности, подход к воспитанию.
Другим критическим в контексте рассматриваемой проблематики моментом развития является подростковый и юношеский период. В этом возрасте роль фрустраторов спонтанной личностной активности, наряду с родительскими и замещающими их фигурами (учителями), все больше начинают играть социальные институты. При этом особую значимость с данной точки зрения приобретают господствующие в обществе идеологические установки. В этой связи отчетливо наблюдаемая в современном российском обществе тенденция к агрессивному навязыванию так называемых «-традиционных ценностей»- в самом идиотизированной их форме, изоляционизма и ханжеской десексуализации представляют прямую и явную угрозу не только психологическому благополучию отдельных индивидов, но и самим первоосновам существования России как целостного государственного образования.
О том, что это действительно так, свидетельствует, в частности, рост ксенофобии и межнациональной напряженности, уже вылившийся в кровавые события в карельском городе Кондапога и целый ряд других инцидентов, не получивших столь широкого освещения в средствах массовой информации. Следует также добавить, что в более локальных своих проявлениях низкая фрустрационная толерантность отдельных членов сообщества может полностью парализовать деятельность группы. Особенно актуально это для команд, занимающихся ярко выраженной инновационной деятельностью, которая по определению предполагает высокий риск неудачи и связанной с этим фрустрации.
Практический социальный психолог, осуществляя ежедневное курирование конкретной группы или организации, должен иметь четкое представление о степени индивидуальной предрасположенности каждого члена общности к фрустрационным воздействиям и об уровне его фрустрационной толерантности, что является необходимым условием выбора той или иной коррекционно-поддерживающей программы психологического сопровождения жизнедеятельности сообщества.
580Тейлор -Ш. и др. Социальная психология. СПб., 2004. С. 589.
581Майерс -Д. Социальная психология. СПб., 2000. С. 491.
582Тейлор -Ш. и др. Указ. соч. С. 589—590.
583Майерс -Д. Социальная психология. СПб., 2000. С. 491.
Фрустрация
Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского
Фрустрация [лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов] — психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению. ..
Фрустрация
Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой
Фрустрация (от лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к…
Фрустрация
Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М
(от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов), психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи переживание неудачи. Фрустрацию…
Фрустрация
Философский словарь
чувство неудовлетворенности, лишения того, на что индивид, как он считает, имеет право. На аффективную фрустрацию обратил вниманиепсихоанализ: у ребенка она может быть вызвана фактом предпочтения, отдаваемого родителями его брату, а также любой формой опыта, которую он может. ..
Фрустрация
Психологический словарь
(от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей — . Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги — , раздражительности, наконец, отчаянии….
Фрустрация
Психологическая энциклопедия
(от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние Ф. сопровождается различными отрицат. переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Ф. возникают в…
Фрустрация
Психологическая энциклопедия
(«психологическая боль») — блокирование целенаправленного поведения; — 1) обман, введение в заблуждение; 2) напрасная надежда, неудача: в политической психологии — ситуация дискомфорта из-за несоответствия внешней и внутренней картин общественно-политической действительности. (…
Фрустрация
Психологическая энциклопедия
(от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность…
Фрустрация
Психологическая энциклопедия
Словообразование. Происходит от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание. Категория. Негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Специфика. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования,…
Фрустрация
Психологическая энциклопедия
(лат. frustratio — обман, расстройство, разрушение планов) — эмоционально-тяжелое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.
Поделиться:
Как справиться с чувством разочарования и разочарования, когда вы пытаетесь улучшить свои социальные навыки
— Крис Маклеод, MSW
Тяжело, когда вы не там, где вы хотите быть в обществе — когда вы застенчивы, неуклюжи или одиноки . Вы можете чувствовать разочарование и разочарование, когда активно работаете над улучшением в этих областях, но все еще не получаете желаемых результатов.
Одна из отягчающих сторон попыток наладить свою социальную жизнь заключается в том, что результаты частично выходят из-под вашего контроля. В один день кажется, что вы, наконец, подавили свою тревогу и низкую самооценку, но на следующий день они снова становятся такими же сильными, как и прежде. Вы делаете все правильно, чтобы знакомиться с новыми людьми, но так и не находите никого, с кем бы вы сошлись. Вы можете застрять в маленьком городке, где ничего не происходит. У вас могут быть деморализующие фальстарты, например, вы поладили с кем-то на вечеринке, а затем узнали, что в следующем месяце они уезжают.
Ниже я дам свои советы, как пережить эти деморализующие периоды. Я предполагаю, что две вещи данны:
- Вы знаете, что не можете полностью сдаться, даже если у вас есть дни, когда это заманчиво.
- Вы делаете все возможное, чтобы решить любые практические проблемы, которые могут вам мешать (например, изучение навыков, которых вам не хватает).
Установив эти две точки, вот несколько способов снять остроту болезненных эмоций разочарования и уныния.
Признайте, что ваше социальное положение в данный момент сложное
Иногда, когда мы чувствуем себя неуверенно и одиноко, и расстраиваемся из-за отсутствия успеха, мы пытаемся отмахнуться или свести к минимуму это, сказав себе: «Да ладно, перестань ныть. Мое положение не безвыходное. В этом городе живет много людей моего возраста, которым удается заводить друзей». Конечно, ваши обстоятельства не могут быть непреодолимыми, но прямо сейчас вы изо всех сил пытаетесь построить социальную жизнь. Это может быть из-за невезения. Возможно, вы до сих пор не нашли правильный способ справиться со своей тревогой. Возможно, вы непреднамеренно делаете некоторые ошибки. В любом случае, вы попали в трудную полосу. Это нормально признать это.
Признайте, что вы чувствуете себя обескураженным
Еще один способ, которым мы можем списать свои чувства, — это сказать себе: «Смирись с этим. Не будь таким слабым и эмоциональным. Значит, у тебя все еще есть некоторая социальная тревожность. завел друзей через несколько месяцев. Не расстраивайся из-за этого». Бороться в обществе и не видеть, что твоя тяжелая работа увенчалась успехом, по праву расстраивает и обескураживает. Это нормально чувствовать себя таким образом. Вам не нужно заставлять себя чувствовать себя еще хуже, ругая себя за такую реакцию. Нет, вы не хотите погрузиться в свое уныние и разочарование настолько, чтобы это парализовало вас, но понять, что вы находитесь в таком состоянии с самого начала.
Дайте себе немного времени, чтобы ощутить свое разочарование и разочарование и позволить им пройти естественным путем
Люди часто испытывают неприятные эмоции, такие как гнев и разочарование, считают, что они ужасны, и пытаются мгновенно их подавить. Они будут пытаться отвлечься, думать о хорошем, делать какие-то упражнения на расслабление или даже употреблять алкоголь или наркотики, чтобы изменить свое настроение. Или они преждевременно перейдут в режим решения проблем или самоанализа.
Бывают моменты, когда уместно попытаться подавить или приспособить свои эмоции. Например, скрывать свой гнев, когда начальник делает снисходительное замечание, или делать что-то, чтобы поднять себе настроение ровно настолько, чтобы выполнить важные дела. Однако, если вы предоставлены сами себе и у вас есть разумная эмоциональная реакция на событие в вашей жизни, часто лучше всего просто позволить себе чувствовать свои чувства и позволить им идти своим чередом. Если вы измотаны и подавлены после неудачной ночи, сядьте или лягте, очистите свой разум и позвольте себе на некоторое время почувствовать свое разочарование. Эмоция неудобна, но большая часть ее энергии должна рассеяться, если вы останетесь с ней. Процесс будет проще, если вы не будете осуждать себя за то, что вы расстроены и злитесь. Опять же, мы можем добавить к нашим эмоциям второй уровень стресса, когда критикуем себя за то, что они у нас есть.
Двигаясь вперед, постарайтесь входить в социальные ситуации, принимая то, что они могут разочаровывать или обескураживать
С разочаровывающими переживаниями легче справиться, если заранее знать, что они могут случиться. Они бьют сильнее, если вы слепо оптимистичны, тогда что-то пойдет не так и застанет вас врасплох. Идея не в том, чтобы быть большим пессимистом и предполагать, что каждое взаимодействие будет ужасно неудачным. Лучше подходить к ним мысленно: «Это может не сработать. Ситуация не будет меняться каждый раз в мою пользу. Но если это не сработает, я смогу с этим жить».
Постарайтесь помнить, что у вас есть достаточно времени, чтобы построить полноценную социальную жизнь.
Этот пункт не пытается сказать: «У вас много времени, так что у вас не должно быть плохих предчувствий прямо сейчас». Дело в том, что иногда, когда люди изо всех сил пытаются завести друзей или улучшить свои социальные навыки, они создают себе дополнительный стресс, полагая, что у них есть ограничение по времени. Например, они могут думать, что если они не во всем разберутся к моменту окончания колледжа, то все их возможности иссякнут. Никогда не поздно построить удовлетворяющую социальную жизнь. Даже если вам потребуется еще полгода поисков, вы сможете найти группу друзей. Да, вы можете временами чувствовать себя подавленным и разочарованным во время этого отрезка пути, но, по крайней мере, шанс изменить ситуацию никогда не исчезнет.
Продолжение статьи ниже…
Изучите свои убеждения относительно того, что означает отсутствие результатов на данный момент
Когда с нами случается что-то разочаровывающее, мы можем сделать неверные выводы о том, что оно означает, от чего нам становится еще хуже. Может помочь объективный анализ этих мыслей, чтобы увидеть, содержат ли они какие-либо когнитивные искажения. Это не волшебным образом избавит вас от разочарования, но может уменьшить его. Вот несколько способов, которыми могут проявляться когнитивные искажения:
- Гадание — «Нет смысла идти на эту вечеринку. Это будет пустой тратой времени». — Вы не можете знать наверняка, чем все обернется, особенно если вы активно работаете над вопросами, из-за которых вам сложно проводить светские мероприятия.
- Катастрофизация — «У меня никогда не будет друзей. Я буду одинок до конца своей жизни». — То, что сейчас дела идут не так, как надо, не означает автоматически, что вы никогда не будете счастливы.
- Чрезмерное обобщение — «Эта встреча была неудачной. Встречи не работают.» — Одна так себе встреча не означает, что все они бесполезны.
- Мышление «все или ничего» — «Я не очаровал всех, с кем общался на своей новой работе, поэтому я все еще скучный и неуклюжий». — Существует огромный спектр между
- Чтение мыслей — «Они сразу поняли, что я чувствую себя неуверенно. Они меня ненавидят». — Вы этого не знаете. Возможно, им нравилось с вами разговаривать, и они не могли сказать, что у вас есть скрытая неуверенность в себе.
- Эмоциональное мышление — (Чувствуя себя расстроенным) «Я просто знаю, что никогда не преодолею свою застенчивость». — Просто потому, что что-то кажется верным в данный момент, не означает, что это объективно правильно.
Осознание своих моделей мышления применимо не только к несчастливым или пессимистичным мыслям. Нереалистичный оптимизм также может привести к разочарованию в будущем. Проанализируйте свои мысли, если вы говорите себе такие вещи, как: «Как только я запишусь на этот урок рисования, все мои проблемы будут решены» или «Вчера я хорошо поговорил с соседом. Моя застенчивость вылечена». Вы стремитесь мыслить сбалансированно, реалистично, а не быть слепо позитивным.
Используйте обычные общие инструменты для поддержания хорошего настроения
Есть много способов поддерживать хорошее настроение, независимо от того, чувствуете ли вы себя одиноким и подавленным, встревоженным, подавленным и т. п. Опять же, выполнение этих действий в одиночку может не облегчить эти чувства, но они могут уменьшить их громкость. Каждая мелочь помогает. Вот некоторые из них:
- Высыпаться
- Регулярные физические упражнения, даже если это что-то легкое, например прогулка
- Выбраться на природу
- Не употреблять слишком много кофеина, алкоголя или травки
- Убедиться, что вы едите достаточно и употребляете достаточно здоровую пищу
- Каждый день выделяйте время, чтобы расслабиться и отдохнуть
- Старайтесь получать достаточное количество солнца или витамина D каждый день, особенно если вы живете в холодном темном климате
- Выполнение некоторых расслабляющих упражнений, будь то дыхание, прогрессивная мышечная релаксация, легкая растяжка, прослушивание успокаивающей музыки и т. д.
- Посещение терапевта или группы поддержки, чтобы поговорить о том, что вас беспокоит.
Делайте все, что в ваших силах, чтобы иначе жить веселой и наполненной жизнью
Если ваша социальная жизнь пока будет медленной, по крайней мере, хорошо проведите время другими способами. Не попадайте случайно в шаблон, согласно которому всякий раз, когда вы делаете что-то вне дома, это только для того, чтобы пойти на встречу или класс, где вы можете встретиться с друзьями или попрактиковаться в разговорных навыках. Через некоторое время это может показаться работой. Это также может слишком сильно привязать ваше чувство счастья к взлетам и падениям ваших социальных усилий. Проведите некоторое время, занимаясь забавными вещами, которые предназначены только для вас.
Получите все возможные социальные контакты
У вас есть представление о том, как выглядит ваша идеальная социальная жизнь. Вы работаете для этого, но еще не там. А пока делайте все возможное, чтобы получить хотя бы какой-то социальный контакт. Ходите на встречи, на которые может прийти любой. Запишитесь на занятия, где вы сможете общаться со своими однокурсниками, например, импровизировать в комедии. Догоните своих коллег. Имейте краткое, дружеское взаимодействие с незнакомцами.
Возможно, эти небольшие дозы социальных контактов не совсем то, что вам нужно, но они будут поддерживать вас. Честно говоря, иногда они могут заставить вас чувствовать себя хуже, потому что они напоминают вам о том, что вы упускаете. Но в целом, я думаю, вы почувствуете себя лучше, если у вас будет регулярный контакт, даже если он не идеален или иногда заставляет вас чувствовать себя подавленным. Это лучше, чем полностью изолировать себя.
Сделайте перерыв, если хотите, но не позволяйте ему длиться слишком долго
Если вы действительно чувствуете себя подавленным своими безуспешными попытками улучшить свое социальное положение, нет ничего плохого в том, чтобы взять неделю или два, чтобы перезарядить свои батареи, сосредоточиться на других вещах и просто повеселиться. Не думайте, что вы должны быть безжалостным самосовершенствующимся роботом. Надеюсь, вы обнаружите, что у вас появилась свежая мотивация к общению, когда время истечет. Однако постарайтесь не затягивать свой отпуск на неопределенный срок. Идея состоит в том, чтобы взять отпуск, а не впадать в затворничество и избегание. Может быть полезно запланировать какое-либо социальное мероприятие, которым вы займетесь после окончания перерыва, чтобы у вас всегда было ясно, что вы вернетесь к нему снова.
Подумайте о том, чтобы обратиться к терапевту, если ваши чувства разочарования действительно сильны или заставляют вас действовать вредным образом.
Приведенные выше рекомендации предназначены для тех, кто испытывает типичное, легкое или умеренное разочарование в своей социальной жизни. Иногда эти чувства становятся более сильными и рискованными. Работа с профессионалом уместна, если применимо любое из следующих условий:
- Когда вы впадаете в уныние, чувства настолько сильны, что выбивают вас из строя на несколько дней. Вы настолько возбуждены или подавлены, что чувствуете себя ужасно, плохо едите и спите, не можете сосредоточиться на работе и так далее.
- Вы так расстраиваетесь, что вынуждены делать рискованные или вредные для здоровья вещи, чтобы почувствовать себя лучше, например, напиться, потратить слишком много денег, переедать и т. д.
- Когда вы расстраиваетесь, вы совершаете импульсивные, вредные для себя вещи, например, удаляете всех своих знакомых из социальных сетей, потому что в этот момент вы уверены, что с ними ничего не выйдет.
- Кажется, что ваши нынешние социальные проблемы вызывают болезненный, нерешенный багаж из вашего прошлого. Например, всякий раз, когда кто-то отменяет вас в последнюю секунду, вы почти чувствуете, что ваш отец снова и снова бросает вас, и вам требуются часы, чтобы прийти в себя от этого.
- Вы становитесь настолько обескураженными и безнадежными, что начинаете думать о самоубийстве, даже если это мимолетные мысли, которые, по вашему мнению, вы никогда не будете предпринимать, например: «Какой в этом смысл? Лучше никогда не станет».
Связанный: Когда вы чувствуете безнадежность в улучшении своей социальной жизни
Гипотеза фрустрации-агрессии | Определение, применение, разработка и факты
- Связанные темы:
- агрессивное поведение социальная психология разочарование
Просмотреть весь связанный контент →
гипотеза фрустрации-агрессии , психологическое объяснение агрессивного поведения как проистекающего из фрустрации целей. Гипотеза применялась в исследованиях поиска козлов отпущения и преступлений на почве ненависти, которые показали, что по мере накопления источников фрустрации — например, во время экономического кризиса — фрустрированные группы могут обрушить свою агрессию на удобную социальную цель, часто группу меньшинств. Однако более поздние исследования показали, что связь между экономическими условиями и преступлениями на почве ненависти более неуловима, чем когда-то предполагали исследователи фрустрации-агрессии.
История вопроса и предположения
Гипотеза фрустрации-агрессии была предложена группой психологов Йельского университета — Джоном Доллардом, Леонардом Дубом, Нилом Миллером, О.Х. Моурер и Роберт Сирс — в важной монографии «Фрустрация и агрессия » (1939), в которой они объединили идеи и открытия из нескольких дисциплин, особенно социологии, антропологии и психологии. Их работа отличалась эклектичным использованием психоанализа, бихевиоризма и марксизма. Это стало одним из самых влиятельных объяснений агрессивного поведения в истории социальных наук.
Однако эта гипотеза вскоре была изменена Йельской группой, и в 1941 году было высказано предположение, что фрустрация может привести к множеству различных реакций, только одна из которых — агрессия. В то время как первоначальная формулировка объясняла отсутствие явного агрессивного поведения в определенных ситуациях с точки зрения торможения из-за страха перед наказанием (которое не уменьшило бы агрессивное влечение), последующая версия гипотезы ясно показала, что некоторые реакции на фрустрацию (например, энергичные упражнения) может уменьшить вызванную агрессивную реакцию.
Важно отметить, что Доллард и его коллеги считали, что их описание фрустрации и агрессии справедливо как для людей, так и для нечеловеческих (т. е. животных) акторов, как для групп, так и для отдельных лиц. То есть следует ожидать появления агрессивных наклонностей всякий раз, когда человек или животное испытывает фрустрацию.
Применение к межгрупповым отношениям
В сфере межгрупповых отношений гипотеза фрустрации-агрессии использовалась, чтобы пролить свет на динамику стереотипов, предубеждений и внегрупповой враждебности.
Теория поиска козлов отпущения, вероятно, является наиболее известным применением гипотезы фрустрации-агрессии к изучению предубеждений.Частично опираясь на фрейдистские концепции смещения, проекции и катарсиса, теория поиска козла отпущения утверждала, что, как только возникают разочарование и импульс к агрессивному поведению, не так уж важно, кто принимает на себя основной удар насилия. В некоторых случаях агрессия естественным образом принимает форму возмездия против первоначального источника фрустрации. В других случаях ситуационные ограничения могут помешать человеку реагировать на фактический источник разочарования (например, когда разочарование было вызвано очень влиятельным человеком или группой). В других случаях, таких как стихийные бедствия, может быть некого винить, но фрустрация все же может породить агрессивные наклонности.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Согласно теории, смещение агрессии на социально санкционированную (т. е. удобную) группу жертв служит нескольким целям. Во-первых, и это наиболее важно, он направляет выражение агрессивных импульсов и создает катарсическое облегчение после высвобождения агрессии. Во-вторых, социально нежелательно вести себя агрессивно по отношению к другим в отсутствие оправдания, но предубеждения могут использоваться для оправдания (или рационализации) выражения враждебности. Таким образом, членов групп, находящихся в неблагоприятном положении, можно обвинить в их бедственном положении как объектов враждебности и предубеждений. Наконец, в соответствии с психоаналитической мыслью, теория поиска козла отпущения предполагает, что обвинение жертвы усугубляется проекцией (обычно бессознательной) вины, которую разочарованные стороны испытывают в результате своих собственных предубеждений и насильственных действий.
Стереотипы, по мнению американских психологов Гордона Олпорта и Бернарда Крамера, являются еще одним проявлением тенденций к рационализации. Стереотипы — это эффективные приемы рационализации, которые служат легитимации враждебности по отношению к целой социальной группе. Последствия динамики поиска козла отпущения включают чрезмерное обобщение стереотипных черт на всю социальную группу и преувеличение сходства между членами группы, особенно в отношении стереотипных качеств. Кроме того, поскольку стереотипы укоренились в культуре, они, как правило, сигнализируют о том, какие социальные группы предположительно являются подходящими мишенями для снятия индивидуальной фрустрации.
Критика и изменения
Гипотеза фрустрации-агрессии оказала очень сильное влияние на десятилетия исследований. Тем не менее гипотеза подверглась резкой критике на основании теоретической негибкости и чрезмерного обобщения; ясно, что необходимо было ограничить область применения гипотезы, чтобы установить ее достоверность. Например, исходная гипотеза не различала враждебные формы агрессии, при которых целью актора является причинение вреда, и инструментальные формы агрессии, при которых агрессия является просто средством для достижения других целей (таких как контроль или господство). С этой критикой можно довольно легко справиться, ограничив гипотезу фрустрации-агрессии только случаями враждебной агрессии.
Критики также оспаривали предположение о том, что любое вмешательство в продолжающееся целенаправленное поведение вызовет разочарование. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу и другим, законное (или оправданное) вмешательство не обязательно вызывает разочарование. Они утверждали, что только формы вмешательства, которые кажутся незаконными (или произвольными, или иным образом неоправданными), должны вызывать разочарование. Исследования показали, что агрессивное поведение действительно является распространенной реакцией на то, что рассматривается как преднамеренные и несправедливые попытки помешать индивидууму достичь целей.
Наконец, природа связи между воспринимаемой фрустрацией и проявлением насилия также оказалась более сложной, чем предполагали Доллард и его сотрудники. В наиболее эмпирически успешной модификации исходной гипотезы фрустрации-агрессии американский социальный психолог Леонард Берковиц предположил, что фрустрация — это психологически отталкивающее состояние, которое может создать предрасположенность к агрессивному поведению.