Дистанция в общении | Онлайн-школа ЖКХ
Какую роль играет дистанция в общении, какие факторы её определяют, как правильно выбрать и поддерживать дистанцию, удобную для всех собеседников.
Пространство и время в общении выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку.
Проксемика – область психологии, занимающаяся изучением пространственной системы общения.
Психологическое пространство общения представлено следующими компонентами:
- проксемическая дистанция между общающимися,
- ориентация и угол общения,
- персональное психологическое пространство,
- психологическое пространство группы.
Проксемическая дистанция между общающимися – это динамические параметры пространства общения, т.е. нормы приближения человека к человеку в различных ситуациях взаимодействия.
Эти нормы определены 4 пространственными зонами с субъектом общения в центре:
- Интимное расстояние (от 0 до 45 см) используется при общении самых близких людей.
- Персональное расстояние ( от 45 до 120 см) используется при бытовом общении со знакомыми людьми.
- Социальное расстояние (от 120 до 400 см) оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми
и при официальном общении. - Публичное (от 400 до 750 см) используется при выступлении перед различными аудиториями.
- Личностные характеристики: пол, возраст, характер взаимоотношений, уровень тревожности. Например, дистанция общения с лицами, старшими по возрасту, увеличивается. С родственниками дистанция короче, чем с незнакомыми.
- Эмоциональные особенности и состояние общающихся. Например, высокий уровень тревожности вызывает реакцию избегания, что увеличивает дистанцию общения.
- Национально-этнические характеристики и социальный престиж общающихся. Например, дистанция общения увеличивается между людьми не только с различными национально-этническими характеристиками, но и имеющими различный социальный статус.
Ориентация – это расположение партнёров по отношению друг к другу. Оно может варьировать от положения «лицом к лицу» до положения спиной друг к другу.
Например, место, занимаемое партнерами за столом, определяется характером общения:
- Если оно соперничающее, то люди садятся напротив, если «кооперативное» — на одной стороне стола.
- Обычная беседа, а особенно случайная, даёт позицию «наискосок» — через угол стола.
- Для беседы, связанной с действием, возможно положение на противоположных сторонах стола,
но не напротив, а слегка по диагонали.
Общий принцип: друзья — рядом, участники деловой беседы — через угол стола, конкуренты — через стол.
Персональное психологическое пространство – это пространственная сфера вокруг человека как личности, очерченная мысленной чертой, за которую другим не следует входить.
Мерой персонального пространства является расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другой. Персональное пространство не является кругообразным, оно больше напоминает овальную форму.
Социально-психологическая дистанция – это характеристика межличностных отношений, проявляющаяся в переживании и понимании близости или отдалённости, регулирующаяся внешними факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов.
Изменение дистанции выступает показателем удовлетворённости – неудовлетворённости, гармоничности – дисгармоничности межличностных отношений. Социальная дистанция является первичной при формировании у индивида отношения даже к незнакомым ему людям.
Ощущение социальной дистанции используется для сравнительного описания психологической близости между людьми и механизмов симпатии-антипатии.
Когнитивная составляющая – это степень взаимопонимания между людьми.
Эмотивная составляющая – это соотношение силы сближающих и удаляющих чувств и эмоций в отношениях.
Коммуникативная составляющая – это степень доверия, готовность передавать, получать и хранить информацию, сведения, представляющие личностную значимость.
Поведенческая составляющая – готовность совместно осуществлять какое-либо поведение. Чем больше перечень видов поведения, которые могут быть осуществлены совместно, тем, в большинстве случаев, короче поведенческая дистанция.
Деятельностная составляющая проявляется в готовности совместно проводить деятельность. Чем больше перечень видов деятельности, которые могут проводиться совместно, тем, в большинстве случаев, короче дистанция.
Первая позиция – наиболее эффективная: человек относится к себе как к ценности и к другому как равному себе. Такая позиция приводит к диалогу и является творчески продуктивной.
Вторая позиция – каждый из взаимодействующих партнёров доверяет себе больше, чем своему партнеру. Это означает, что каждый относится к себе как к ценности, но занижает ценность и надежность партнера. Результатом является соперничество, конфронтация, отсутствие доверия в отношениях.
Третья позиция — оба партнёра полагаются больше на другого, чем на самого себя. В этом случае возможно перекладывание ответственности на других людей, потеря аутентичности.
Четвёртая позиция предполагает, что один партнёр относится к себе и другому как к ценности, а второй – как к ценности относится лишь к себе. Результатом может стать манипулирование, принуждение.
Пятая позиция — один партнёр по взаимодействию в равной мере относится к себе и другому как к ценности, а для второго первый — ценность более высокого порядка, чем он сам. Ситуация, когда второй партнёр доверяет первому больше, чем себе. Результат – влияние.
Шестая позиция — это сочетание, когда у одного партнёра доверие к себе больше, чем доверие к другому, а у другого доверия к партнёру больше, чем к себе. Результат – опасность попасть в зависимость от того, кто полагается лишь на себя, тому, кто позволяет использовать себя в качестве средства.
«Совместимость» выражается во взаимном принятии, согласии на эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях, во взаимной удовлетворённости и отсутствии напряжённости, конфликтов, неприязни в любых контактах. Наличие совместимости способствует установлению приемлемой, благоприятной межличностной дистанции и достижению гармонии в отношениях.
Дистанция и отношения регулируются совместимостью субъектов отношений друг с другом. Чем совместимее взаимодействующие люди, тем больше возможностей установить благоприятную, приемлемую межличностную дистанцию.
Психологическая совместимость – это способность партнёров к совместной деятельности, основанной на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности так, что данная группа представляет собой определённую целостность.
Психофизиологическая совместимость – это сходство психологических и физиологических характеристик людей и на этой основе – согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, общность социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций, психологических качеств личности.
Понятие общения. Структуры и виды общения. — Logoprofy.ru
Понятие общенияОбщение — это многоплановый процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности.
В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.
Общение присуще всем высшим живым существам. Человеческое общение является наиболее совершенным видом общения, так как процесс общения происходит осознанно и опосредствован речью.
Структура общения:
1) коммуникативно-информативный компонент — передача информации и обратная связь, в основе которой лежит психологический контакт;
2) познавательный аспект основан на взаимовосприятии и понимании людьми друг друга;
3) интерактивный аспект — взаимодействие людей друг с другом.
Структура взаимодействия в общении:
1) физический контакт;
2) перемещение в пространстве;
3) совместное групповое или массовое действие;
4) духовный вербальный контакт;
5) невербальный информационный контакт.
Взаимодействия бывают:
1) внутриличностные;
2) межличностные;
3) личностно-групповые;
4) личностно-массовые;
5) межгрупповые;
6) массово-групповые.
Для общения характерно наличие содержания и целей.
Под содержанием понимается информация, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Эта информация может содержать сведения о внутреннем мотивационном состоянии живого существа, о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Благодаря общению от одного существа к другому могут передаваться данные об эмоциональных состояниях (печаль, страдание, радость, гнев, удовлетворенность и т. п.), ориентированные на то, чтобы настроить другое живое существо на контакт.
Через общение от одного живого существа к другому может передаваться информация о состоянии внешней среды, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов (пищи, воды, другого существа).
Содержание человеческого общения значительно шире, чем у животных. В процессе общения люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение характеризуется многопредметностью и многоплановостью.
Целью общения у животных может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.
Цели общения человека значительно шире, они включают передачу и получение объективных знаний о мире, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и нравственных потребностей.
При общении выделяют три зоны восприятия пространства:
1) интимная (20-30 сантиметров до тела человека) — впускаются только очень близкие люди, за исключением тех случаев, когда подобные контакты вызваны социальной необходимостью
2) личностная (один метр до тела человека) — допускаются люди, с которыми установлены ровные отношения;
3) социальная (три метра до тела человека) — впускаются практически все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт.
Знание закономерностей общения является очень важным как для педагога, так и для врача, юриста, бизнесмена.
Виды общения.
Виды общения по содержанию:
1) материальное — обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) когнитивное — передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
3) кондиционное — обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
4) деятельностное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками).
5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.
Виды общения по целям:
биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Виды общения по средствам:
1) непосредственное общение — происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.
2) опосредствованное общение — связано с использованием специаль ных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.) предметов).
3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.).
4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).
Другие виды общения:
1) деловое общение является частным моментом какой-либо совместной деятельности людей. Оно служит средством повышения качества этой деятельности;
2) личностное общение характеризуется сосредоточеностью в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п. ).
3) инструментальное общение — это общение, которое не является сaмoцeлью, не стимулируется, самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения;
4) целевое общение служит средством удовлетворения потребности в общении.
5) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым высшим животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позв оляют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях;
6) вербальное общение является прерогативой человека и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.
Пособие для детских психологов: Психологические «Кубики историй» для детей
Социальные коммуникации | Children’s Minnesota
Что такое социальная коммуникация?
Социальная коммуникация относится к появлению вербальных и невербальных навыков, социальному взаимодействию и социальному познанию. Это часто рассматривается как форма общения, которая «неписана» и которую люди, кажется, «просто знают». Общение в этой области включает взаимодействие со сверстниками, членами семьи, поставщиками услуг и педагогами. Поведение в социальной коммуникации включает в себя понимание и использование соответствующих выражений лица, зрительного контакта и языка тела.
Дети, испытывающие трудности с навыками социального общения, могут:
- Иметь трудности с распределением внимания и ориентацией на других
- Плохая очередь в игре и разговоре
- Неадекватно отвечать на вопросы
- С трудом поддерживает тему разговора
- Имеют трудности с пониманием невербальных сигналов, включая выражение лица и/или язык тела
- Имеют трудности с вниманием к выступающему с соответствующим зрительным контактом
- Использует «фальстарты» или прерывает других
- Пересматривает речь или повторяет те же мысли
- Трудно реагировать на близость (ребенок может подойти к кому-то слишком близко)
- Трудно связать эмоциональные состояния себя с другими
Когда рекомендуется оценка социальной коммуникации?
Лица, у которых есть подозрение на расстройство социальной коммуникации через поставщика медицинских услуг или членов семьи, должны быть направлены к логопеду. Важно знать, что расстройство социальной коммуникации может быть самостоятельным диагнозом, но оно также может возникать как компонент других состояний, включая расстройство экспрессивной/рецептивной речи, расстройство аутистического спектра (РАС), умственную отсталость, трудности в обучении, гиперактивность с дефицитом внимания. расстройство (СДВГ), черепно-мозговая травма (ЧМТ) и различные психологические и эмоциональные расстройства.
Чего ожидать во время оценки социальной коммуникации:
Этот тип оценки часто проводится в сочетании с оценкой выразительных и рецептивных языковых навыков. Логопед может оценить:
- Начало общения и очередность
- Попадание в глаза
- Готовность поддержать беседу
- Способность манипулировать темами разговора
- Понимание невербальных и вербальных сигналов в различных ситуациях
- Способность вербально и невербально общаться, включая речь, знаки, жесты, изображения, письменные слова
Чего ожидать от терапии, направленной на решение проблем социального общения
На основании результатов оценки в план ухода за вашим ребенком могут быть добавлены конкретные цели по решению аспектов социального общения.
Дополнительную информацию о развитии социальной коммуникации и других диагнозах, связанных с этим, можно найти:
Американская ассоциация речевого и слухового аппарата (ASHA)
Американское общество аутизма
Невербальная коммуникация | Культурные различия
Перейти к содержимому- Увеличить
Различия в невербальной коммуникации между культурами возникают из-за того, как разные люди во всем мире интерпретируют действия в социальном взаимодействии. Понимание культурных различий в невербальном общении важно для тех, кто хочет работать в международном бизнесе.
Типы невербального общения зависят от культуры и страны. Но области различий, как правило, попадают в следующие восемь областей.
Каждый из них представляет собой область, в которой люди, ведущие бизнес в других частях мира, должны понимать различия невербальной коммуникации между культурами и то, как к ним подготовиться.Зрительный контакт
Зрительный контакт свидетельствует об уверенности на Западе, но может рассматриваться как грубый или вызывающий в некоторых частях Азии и Ближнего Востока. Кроме того, существуют гендерные правила в отношении зрительного контакта, и во многих восточных культурах женщинам не рекомендуется устанавливать зрительный контакт с мужчинами, поскольку это выражает авторитет или сексуальный интерес.
Прикосновение
Прикосновение часто используется в общении, даже в деловой обстановке, с такими обычаями, как рукопожатие. Но в других культурах прикосновение к другим людям считается неприемлемым. Те, кто живет в Азии, как правило, придерживаются более консервативного подхода, когда дело доходит до прикосновений, с поклоном, как правило, заменяющим рукопожатие. Другой пример различий с прикосновениями — это поглаживание кого-то по голове. В США это считается милым и проявляет привязанность к детям. Но в некоторых азиатских культурах прикосновение к голове детей или взрослых считается неуважением. США более консервативны в других областях, например, не целуют в щеку, как это делают во многих частях Европы.
Жесты
Многие бизнесмены, работающие на международном уровне, приучают себя сводить к минимуму жесты руками, поскольку они представляют собой нечто вроде минного поля. Например, указание на кого-то другого считается оскорблением в большинстве стран мира, но в некоторых местах это часто используется просто как ссылка. Полинезийцы высовывают язык, чтобы приветствовать людей, но в других частях мира это не принято. Самый распространенный жест в мире — это кивок, но даже он может означать разные вещи в разных культурах.
Физическое расстояние
Эмпирическое правило здесь, где бы вы ни находились, заключается в том, чтобы предоставить людям больше места, чем, по вашему мнению, им может понадобиться. Подходите ближе, только если вас пригласили. Люди в разных культурах по-разному относятся к физическому расстоянию. Однако лучше никогда не входить в чье-либо личное пространство, примерно на 2 фута. Если это не личная близость, многим людям такая близость неудобна.
Выражение лица
Хорошая новость заключается в том, что выражения счастья, печали, гнева и страха универсальны. Плохая новость заключается в том, что не во всех культурах их можно использовать в бизнес-среде. Японцы, например, стараются сохранять нейтральное выражение лица, считая, что показ своих эмоций обременяет другого человека.
Внешний вид
Консервативный стиль одежды — лучший выбор. В некоторых местах в Соединенных Штатах допускается очень расслабленная внешность, в то время как в других даже открытое плечо или нога воспринимаются как повод для обиды. Лучший выбор — просто одеться консервативно. Вы также можете ослабить свой гардероб, если станет очевидно, что это приемлемо.
Осанка
Опять же, традиционный маршрут — лучший. Не сутультесь, когда сидите, и не сидите со скрещенными ногами. Обращайтесь к людям, когда они говорят с вами, и кивайте достаточно, чтобы показать, что вы обращаете внимание на то, что они говорят. Помните о том, где вы сидите на собраниях — в некоторых культурах существует строгая иерархия того, кто где сидит.
Параязык
Параязык относится к общению, которое озвучивается, но не словами. Это включает в себя тон голоса, громкость, скорость речи и интонацию. Параязык является ключом к пониманию контекста или значения используемых слов. Важно помнить об этих проблемах и понимать, что они неразличимы в электронных письмах и текстах, поэтому нужно очень осторожно подходить к выбору слов.
Высококонтекстная и низкоконтекстная
Еще один способ помочь в понимании культурных различий в невербальном общении — понять разницу между культурами с высоким и низким контекстом.
Культуры с высоким контекстом больше полагаются на невербальное общение, чем культуры с низким контекстом.