Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Социальная или деловая зона общения предполагает: Зоны и уровни общения

Дистанция в общении | Онлайн-школа ЖКХ

Какую роль играет дистанция в общении, какие факторы её определяют, как правильно выбрать и поддерживать дистанцию, удобную для всех собеседников.

Пространство и время в общении выступают в качестве особой знаковой системы и несут смысловую нагрузку.
Проксемика – область психологии, занимающаяся изучением пространственной системы общения.
Психологическое пространство общения представлено следующими компонентами:

  • проксемическая дистанция между общающимися,
  • ориентация и угол общения,
  • персональное психологическое пространство,
  • психологическое пространство группы.

Проксемическая дистанция между общающимися – это динамические параметры пространства общения, т.е. нормы приближения человека к человеку в различных ситуациях взаимодействия.

Эти нормы определены 4 пространственными зонами с субъектом общения в центре:

  • Интимное расстояние (от 0 до 45 см) используется при общении самых близких людей.
  • Персональное расстояние ( от 45 до 120 см) используется при бытовом общении со знакомыми людьми.
  • Социальное расстояние (от 120 до 400 см) оказывается предпочтительным при общении с чужими людьми
    и при официальном общении.
  • Публичное (от 400 до 750 см) используется при выступлении перед различными аудиториями.
  1. Личностные характеристики: пол, возраст, характер взаимоотношений, уровень тревожности. Например, дистанция общения с лицами, старшими по возрасту, увеличивается. С родственниками дистанция короче, чем с незнакомыми.
  2. Эмоциональные особенности и состояние общающихся. Например, высокий уровень тревожности вызывает реакцию избегания, что увеличивает дистанцию общения.
  3. Национально-этнические характеристики и социальный престиж общающихся. Например, дистанция общения увеличивается между людьми не только с различными национально-этническими характеристиками, но и имеющими различный социальный статус.

Ориентация – это расположение партнёров по отношению друг к другу. Оно может варьировать от положения «лицом к лицу» до положения спиной друг к другу.

Например, место, занимаемое партнерами за столом, определяется характером общения:

  • Если оно соперничающее, то люди садятся напротив, если «кооперативное» — на одной стороне стола.
  • Обычная беседа, а особенно случайная, даёт позицию «наискосок» — через угол стола.
  • Для беседы, связанной с действием, возможно положение на противоположных сторонах стола,
    но не напротив, а слегка по диагонали.

Общий принцип: друзья — рядом, участники деловой беседы — через угол стола, конкуренты — через стол.

Персональное психологическое пространство – это пространственная сфера вокруг человека как личности, очерченная мысленной чертой, за которую другим не следует входить.

Мерой персонального пространства является расстояние, на которое к данному человеку может приближаться другой. Персональное пространство не является кругообразным, оно больше напоминает овальную форму.

Социально-психологическая дистанция – это характеристика межличностных отношений, проявляющаяся в переживании и понимании близости или отдалённости, регулирующаяся внешними факторами, личностными особенностями и активностью взаимодействующих субъектов.

Изменение дистанции выступает показателем удовлетворённости – неудовлетворённости, гармоничности – дисгармоничности межличностных отношений. Социальная дистанция является первичной при формировании у индивида отношения даже к незнакомым ему людям.

Ощущение социальной дистанции используется для сравнительного описания психологической близости между людьми и механизмов симпатии-антипатии.

Когнитивная составляющая – это степень взаимопонимания между людьми.

Эмотивная составляющая – это соотношение силы сближающих и удаляющих чувств и эмоций в отношениях.

Коммуникативная составляющая – это степень доверия, готовность передавать, получать и хранить информацию, сведения, представляющие личностную значимость.

Поведенческая составляющая – готовность совместно осуществлять какое-либо поведение. Чем больше перечень видов поведения, которые могут быть осуществлены совместно, тем, в большинстве случаев, короче поведенческая дистанция.

Деятельностная составляющая проявляется в готовности совместно проводить деятельность. Чем больше перечень видов деятельности, которые могут проводиться совместно, тем, в большинстве случаев, короче дистанция.

Первая позиция – наиболее эффективная: человек относится к себе как к ценности и к другому как равному себе. Такая позиция приводит к диалогу и является творчески продуктивной.

Вторая позиция – каждый из взаимодействующих партнёров доверяет себе больше, чем своему партнеру. Это означает, что каждый относится к себе как к ценности, но занижает ценность и надежность партнера. Результатом является соперничество, конфронтация, отсутствие доверия в отношениях.

Третья позиция — оба партнёра полагаются больше на другого, чем на самого себя. В этом случае возможно перекладывание ответственности на других людей, потеря аутентичности.

Четвёртая позиция предполагает, что один партнёр относится к себе и другому как к ценности, а второй – как к ценности относится лишь к себе. Результатом может стать манипулирование, принуждение.

Пятая позиция — один партнёр по взаимодействию в равной мере относится к себе и другому как к ценности, а для второго первый — ценность более высокого порядка, чем он сам. Ситуация, когда второй партнёр доверяет первому больше, чем себе. Результат – влияние.

Шестая позиция — это сочетание, когда у одного партнёра доверие к себе больше, чем доверие к другому, а у другого доверия к партнёру больше, чем к себе. Результат – опасность попасть в зависимость от того, кто полагается лишь на себя, тому, кто позволяет использовать себя в качестве средства.

«Совместимость» выражается во взаимном принятии, согласии на эмоционально-чувственном, интеллектуальном и деятельностном уровнях, во взаимной удовлетворённости и отсутствии напряжённости, конфликтов, неприязни в любых контактах. Наличие совместимости способствует установлению приемлемой, благоприятной межличностной дистанции и достижению гармонии в отношениях.

Дистанция и отношения регулируются совместимостью субъектов отношений друг с другом. Чем совместимее взаимодействующие люди, тем больше возможностей установить благоприятную, приемлемую межличностную дистанцию.

Психологическая совместимость – это способность партнёров к совместной деятельности, основанной на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности так, что данная группа представляет собой определённую целостность.

Психофизиологическая совместимость – это сходство психологических и физиологических характеристик людей и на этой основе – согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, общность социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций, психологических качеств личности.

Понятие общения. Структуры и виды общения. — Logoprofy.ru

Понятие общения

Общение — это многоплановый процесс взаимодействия людей, порождаемый потребностями совместной деятельности.

В процессе общения происходит передача и прием сообщения с помощью вербальных и невербальных средств. Процесс общения включает как прямую, так и обратную связь, в результате чего происходит обмен информацией между участниками общения, ее восприятие и познание ими, а также их влияние друг на друга и взаимодействие.

Общение присуще всем высшим живым существам. Человеческое общение является наиболее совершенным видом общения, так как процесс общения происходит осознанно и опосредствован речью.

Структура общения:

1) коммуникативно-информативный компонент — передача информации и обратная связь, в основе которой лежит психологический контакт;

2) познавательный аспект основан на взаимовосприятии и понимании людьми друг друга;

3) интерактивный аспект — взаимодействие людей друг с другом.

Структура взаимодействия в общении:

1) физический контакт;

2) перемещение в пространстве;

3) совместное групповое или массовое действие;

4) духовный вербальный контакт;

5) невербальный информационный контакт.

Взаимодействия бывают:

1) внутриличностные;

2) межличностные;

3) личностно-групповые;

4) личностно-массовые;

5) межгрупповые;

6) массово-групповые.

Для общения характерно наличие содержания и целей.

Под содержанием понимается информация, которая передается в процессе общения от одного живого существа к другому. Эта информация может содержать сведения о внутреннем мотивационном состоянии живого существа, о наличных потребностях, рассчитывая на потенциальное участие в их удовлетворении. Благодаря общению от одного существа к другому могут передаваться данные об эмоциональных состояниях (печаль, страдание, радость, гнев, удовлетворенность и т. п.), ориентированные на то, чтобы настроить другое живое существо на контакт.

Через общение от одного живого существа к другому может передаваться информация о состоянии внешней среды, сигналы об опасности или о присутствии где-то поблизости положительных, биологически значимых факторов (пищи, воды, другого существа).

Содержание человеческого общения значительно шире, чем у животных. В процессе общения люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение характеризуется многопредметностью и многоплановостью.

Целью общения у животных может быть побуждение другого живого существа к определенным действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия.

Цели общения человека значительно шире, они включают передачу и получение объективных знаний о мире, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, обучение и воспитание, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений, удовлетворения социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных и нравственных потребностей.

При общении выделяют три зоны восприятия пространства:

1) интимная (20-30 сантиметров до тела человека) — впускаются только очень близкие люди, за исключением тех случаев, когда подобные контакты вызваны социальной необходимостью

2) личностная (один метр до тела человека) — допускаются люди, с которыми установлены ровные отношения;

3) социальная (три метра до тела человека) — впускаются практически все за исключением тех, кто не приятен человеку и вызывает у него дискомфорт.

Знание закономерностей общения является очень важным как для педагога, так и для врача, юриста, бизнесмена.

 Виды общения.

Виды общения по содержанию:

1) материальное — обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;

2) когнитивное — передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;

3) кондиционное — обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;

4) деятельностное — обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

5) мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

Виды общения по целям:

биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;

социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Виды общения по средствам:

1) непосредственное общение — происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п.

2) опосредствованное общение — связано с использованием специаль ных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.) предметов).

3) прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.).

4) косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:

1) деловое общение является частным моментом какой-либо совместной деятельности людей. Оно служит средством повышения качества этой деятельности;

2) личностное общение характеризуется сосредоточеностью в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека (поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и т. п. ).

3) инструментальное общение — это общение, которое не является сaмoцeлью, не стимулируется, самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения;

4) целевое общение служит средством удовлетворения потребности в общении.

5) невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым высшим животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позв оляют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях;

6) вербальное общение является прерогативой человека и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить.

Пособие для детских психологов: Психологические «Кубики историй» для детей

Социальные коммуникации | Children’s Minnesota

Что такое социальная коммуникация?
Социальная коммуникация относится к появлению вербальных и невербальных навыков, социальному взаимодействию и социальному познанию. Это часто рассматривается как форма общения, которая «неписана» и которую люди, кажется, «просто знают». Общение в этой области включает взаимодействие со сверстниками, членами семьи, поставщиками услуг и педагогами. Поведение в социальной коммуникации включает в себя понимание и использование соответствующих выражений лица, зрительного контакта и языка тела.

Дети, испытывающие трудности с навыками социального общения, могут:

  • Иметь трудности с распределением внимания и ориентацией на других
  • Плохая очередь в игре и разговоре
  • Неадекватно отвечать на вопросы
  • С трудом поддерживает тему разговора
  • Имеют трудности с пониманием невербальных сигналов, включая выражение лица и/или язык тела
  • Имеют трудности с вниманием к выступающему с соответствующим зрительным контактом
  • Использует «фальстарты» или прерывает других
  • Пересматривает речь или повторяет те же мысли
  • Трудно реагировать на близость (ребенок может подойти к кому-то слишком близко)
  • Трудно связать эмоциональные состояния себя с другими

Когда рекомендуется оценка социальной коммуникации?
Лица, у которых есть подозрение на расстройство социальной коммуникации через поставщика медицинских услуг или членов семьи, должны быть направлены к логопеду. Важно знать, что расстройство социальной коммуникации может быть самостоятельным диагнозом, но оно также может возникать как компонент других состояний, включая расстройство экспрессивной/рецептивной речи, расстройство аутистического спектра (РАС), умственную отсталость, трудности в обучении, гиперактивность с дефицитом внимания. расстройство (СДВГ), черепно-мозговая травма (ЧМТ) и различные психологические и эмоциональные расстройства.

Чего ожидать во время оценки социальной коммуникации:
Этот тип оценки часто проводится в сочетании с оценкой выразительных и рецептивных языковых навыков. Логопед может оценить:

  • Начало общения и очередность
  • Попадание в глаза
  • Готовность поддержать беседу
  • Способность манипулировать темами разговора
  • Понимание невербальных и вербальных сигналов в различных ситуациях
  • Способность вербально и невербально общаться, включая речь, знаки, жесты, изображения, письменные слова

Чего ожидать от терапии, направленной на решение проблем социального общения
На основании результатов оценки в план ухода за вашим ребенком могут быть добавлены конкретные цели по решению аспектов социального общения.

Терапевтические мероприятия могут включать улучшение способности ребенка определять подходящие темы для данного слушателя и разговора, улучшение зрительного контакта и языка тела, а также улучшение очередности с помощью игр и сценариев в зависимости от возраста ребенка.

Дополнительную информацию о развитии социальной коммуникации и других диагнозах, связанных с этим, можно найти:

Американская ассоциация речевого и слухового аппарата (ASHA)
Американское общество аутизма

Невербальная коммуникация | Культурные различия

Перейти к содержимому
  • Увеличить

Различия в невербальной коммуникации между культурами возникают из-за того, как разные люди во всем мире интерпретируют действия в социальном взаимодействии. Понимание культурных различий в невербальном общении важно для тех, кто хочет работать в международном бизнесе.

Типы невербального общения зависят от культуры и страны. Но области различий, как правило, попадают в следующие восемь областей.

Каждый из них представляет собой область, в которой люди, ведущие бизнес в других частях мира, должны понимать различия невербальной коммуникации между культурами и то, как к ним подготовиться.

Зрительный контакт 

Зрительный контакт свидетельствует об уверенности на Западе, но может рассматриваться как грубый или вызывающий в некоторых частях Азии и Ближнего Востока. Кроме того, существуют гендерные правила в отношении зрительного контакта, и во многих восточных культурах женщинам не рекомендуется устанавливать зрительный контакт с мужчинами, поскольку это выражает авторитет или сексуальный интерес.

Прикосновение 

Прикосновение часто используется в общении, даже в деловой обстановке, с такими обычаями, как рукопожатие. Но в других культурах прикосновение к другим людям считается неприемлемым. Те, кто живет в Азии, как правило, придерживаются более консервативного подхода, когда дело доходит до прикосновений, с поклоном, как правило, заменяющим рукопожатие. Другой пример различий с прикосновениями — это поглаживание кого-то по голове. В США это считается милым и проявляет привязанность к детям. Но в некоторых азиатских культурах прикосновение к голове детей или взрослых считается неуважением. США более консервативны в других областях, например, не целуют в щеку, как это делают во многих частях Европы.

Жесты 

Многие бизнесмены, работающие на международном уровне, приучают себя сводить к минимуму жесты руками, поскольку они представляют собой нечто вроде минного поля. Например, указание на кого-то другого считается оскорблением в большинстве стран мира, но в некоторых местах это часто используется просто как ссылка. Полинезийцы высовывают язык, чтобы приветствовать людей, но в других частях мира это не принято. Самый распространенный жест в мире — это кивок, но даже он может означать разные вещи в разных культурах.

Физическое расстояние 

Эмпирическое правило здесь, где бы вы ни находились, заключается в том, чтобы предоставить людям больше места, чем, по вашему мнению, им может понадобиться. Подходите ближе, только если вас пригласили. Люди в разных культурах по-разному относятся к физическому расстоянию. Однако лучше никогда не входить в чье-либо личное пространство, примерно на 2 фута. Если это не личная близость, многим людям такая близость неудобна.

Выражение лица 

Хорошая новость заключается в том, что выражения счастья, печали, гнева и страха универсальны. Плохая новость заключается в том, что не во всех культурах их можно использовать в бизнес-среде. Японцы, например, стараются сохранять нейтральное выражение лица, считая, что показ своих эмоций обременяет другого человека.

Внешний вид 

Консервативный стиль одежды — лучший выбор. В некоторых местах в Соединенных Штатах допускается очень расслабленная внешность, в то время как в других даже открытое плечо или нога воспринимаются как повод для обиды. Лучший выбор — просто одеться консервативно. Вы также можете ослабить свой гардероб, если станет очевидно, что это приемлемо.

Осанка 

Опять же, традиционный маршрут — лучший. Не сутультесь, когда сидите, и не сидите со скрещенными ногами. Обращайтесь к людям, когда они говорят с вами, и кивайте достаточно, чтобы показать, что вы обращаете внимание на то, что они говорят. Помните о том, где вы сидите на собраниях — в некоторых культурах существует строгая иерархия того, кто где сидит.

Параязык 

Параязык относится к общению, которое озвучивается, но не словами. Это включает в себя тон голоса, громкость, скорость речи и интонацию. Параязык является ключом к пониманию контекста или значения используемых слов. Важно помнить об этих проблемах и понимать, что они неразличимы в электронных письмах и текстах, поэтому нужно очень осторожно подходить к выбору слов.

Высококонтекстная и низкоконтекстная 

Еще один способ помочь в понимании культурных различий в невербальном общении — понять разницу между культурами с высоким и низким контекстом.

Культуры с высоким контекстом больше полагаются на невербальное общение, чем культуры с низким контекстом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *