Особенности межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте
Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №5 (5) Декабрь, 2016
УДК 159.99
Дата публикации 29.12.2016
Аникина Ульяна Юрьевна
Anikina Ulyana Yurevna
Гафурова Татьяна Ринатовна
Gafurova Tatyana Rinatovna
Курлина Кристина Вячеславовна
Kurlina Christina Vyacheslavovna
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты межличностных отношений с точки зрения разных авторов. Проведен теоретический анализ старшего дошкольного возраста с учетом всех особенностей данного возраста. Выявлены особенности межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте.
Ключевые слова: межличностные отношения, старший дошкольный возраст
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Volgograd state university, Volgograd
Abstract: The article considers the theoretical aspects of interpersonal relations from the point of view of different authors. The theoretical analysis of senior preschool age taking into account all of the features of this age is done. The research brings to light the peculiarities of interpersonal relations in the preschool years.
Keywords: interpersonal relations, advanced preschool age
Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. Проблема межличностных отношений дошкольников была и по сей день является актуальной. По словам С.Л. Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, её сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.» [11, с. 362].
Межличностные отношения — система установок, ориентаций и ожиданий членов группы, относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности ценностями, на которых основывается общения людей [10].
Межличностные отношения — это субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия [6].
Природа данного феномена очень сильно отличается от природы общественных отношений. Важнейшая черта их — эмоциональная основа. Это говорит о том, что межличностные отношения возникают и формируются на основе определенных чувств, которые рождаются у людей друг к другу.
Эмоциональная основа межличностных отношений состоит из трех видов эмоциональных проявлений: чувства, эмоции, аффекты. На межличностные отношения очень сильно влияет направленность человека на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) [13].
Таким образом, люди не просто воспринимают друг друга, но они еще и формируют особые отношения между собой, которые рождают разнообразный коллаж чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии и даже большой любви к нему.
В группе, коллективе, да и вообще в социуме межличностные отношения строятся на симпатиях и антипатиях, привлекательности и предпочтительности, одним словом — на критериях выбора. (Табл. 1.1) [9, с. 75].
Таблица 1.1 Феномены межличностных отношений
№ | Феномен межличностных отношений | Характеристика феномена |
1 | Симпатия | Избирательная привлекательность. Вызывает когнитивный, эмоциональный, поведенческий отклик, эмоциональную привлекательность |
2 | Аттракция | Привлечение, притяжение одного человека к другому, процесс предпочтения, взаимного притяжения, взаимной симпатии |
3 | Антипатия | Чувство неприязни, нерасположения или отвращения, эмоциональное отношение неприятия кого-либо или чего-либо |
4 | Эмпатия | Сопереживание, отклик одной личности на переживание другой.Эмпатия имеет несколько уровней:Первый включает в себя когнитивную эмпатию, проявляющуюся в виде понимания психического состояния другого человека (без изменения своего состояния). Второй уровень предполагает эмпатию в форме не только понимания состояния объекта, но и сопереживания ему, т. е. эмоциональнуюэмпатию.
Третий уровень включает когнитивные, эмоциональные и, главное, поведенческие компоненты. Данный уровень предполагает межличностную идентификацию, которая является мысленной (воспринимаемой и понимаемой), чувственной (сопереживаемой) и действенной |
5 | Совместимость | Оптимальное сочетание психологических особенностей партнеров, способствующих оптимизации их совместной деятельности) — несовместимость |
6 | Сработанность | Удовлетворение от общения; согласованность действий |
Если для человека важная намечаемая деятельность, то более длительное, качественное и правильное общение она предполагает и тем самым становятся сильнее критерии выбора.
Межличностные отношения и их содержание в психологии трактуются многозначно. Существует множество подходов к рассмотрению такого широкого феномена как в отечественной, так и в зарубежной психологии.
В психологическом словаре А.В. Петровского и М.К. Ярошевского данный феномен трактуется следующим образом: межличностные отношения рассматриваются как система установок, ожиданий и ориентаций членов группы друг на друга, которые основываются на общении людей и обусловлены ценностями в организации и содержании совместной деятельности. По словам В.Н. Куницыной, межличностные отношения личностно значимое, субъективно переживаемое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия. Важнейшая черта, которая отличает их от простого взаимодействия, от просто общения — это эмоциональная основа. По своему содержанию и структуре они довольно динамичны. Проанализировав динамику этих параметров, как к примеру эмоциональная сплоченность, ценностно-ориентационное единство и социометрия как структура группы, можно судить о том, как развивается та или иная группа в целом.
Что касается старшего дошкольного возраста, то по мнению А.А. Крылова, этот возраст рассматривается с психологической точки зрения как первоначальный этап становления у субъекта его познавательной и практической деятельности. Данный период жизни дошкольника является особым и поэтому очень важным, если рассматривать его с позиции развития и формирования нравственного морального поведения, а также социальных форм психики. Завершается данный возраст переходом от эмоционально-непосредственного отношения к людям и окружающему миру к отношениям, строящимся на базе освоения нравственных оценок, узаконенных стандартных правил и нормальному поведению.
Старший дошкольный возраст занимает центральное место в психическом развитии ребенка: в 5-6 лет начинают развиваться совершенно новые для данного возраста психологические механизмы выполнения той или иной детской деятельности и его поведения. Эти особенности определяют структуру психологического портрета старшего дошкольника: изучение особенностей познавательной сферы, рассмотрение особенностей развития личности ребенка, установление особенностей деятельности и взаимного общения детей старшего дошкольного возраста в коллективе.
Теперь рассмотрим основные характеристики дошкольника более подробно.
Как уже было сказано, развитие познавательной сферы детей 5-6 лет имеет свои особенности. В этом возрасте внимание детей развивается параллельно многим другим характеристикам. Память характеризуется плавным переходом от непосредственного и непроизвольного к опосредствованному и уже произвольному припоминанию и запоминанию[3]. Словесно-логическое мышление ребенка, сформированное до завершения данного возрастного периода, предполагает, что ребенок умеет пользоваться словами и понимает логику хода рассуждений.
Что касается развития разнообразных видов деятельности, которыми может заниматься ребенок, то они формируются не сразу, а пошагово, и к завершению старшего дошкольного возраста вполне возможно пронаблюдать практически все виды игр, которые только существуют у детей до их приходу в школу.
Отдельные этапы последовательного усовершенствования игр, обучения и труда детей на данном этапе можно пронаблюдать, образно говоря разделив для анализа дошкольное детство на 3 периода: младший дошкольный возраст (3 – 4 года), средний дошкольный возраст (4 – 5 лет) и старший дошкольный возраст (5 – 6 лет). С 4х до 6ти лет дети играют в сюжетно-ролевые игры. Для них они интересны тем, что в них присутствуют разнообразные темы и сюжеты, роли, игровые действия, присущи игре и реализованные в игре с помощью правил. В старшем дошкольном возрасте игра-конструкт (лего, мозайки, пазлы и др.) начинает плавно перерастать в трудовую деятельность, в которой ребенок создает нечто интересное, конструирует, строит что-то полезное, нужное его в жизни и в быту.
Таким образом, проанализировав психологические характеристики дошкольника от его появления на свет и до завершения старшего дошкольного возраста, можно сказать, что ему присущи особенные характеристики, являющиеся основными качествами данного возрастного этапа и создают новые условия перехода на последующую ступень развития ребенка. Познавательная сфера старшего дошкольника отличается переходом всех процессов ребенка к произвольности, от восприятия до мышления. Детское мышление уже в данном возрастном этапе реализуется на базе принципа системности [4].
В психологии существуют различные подходы к рассмотрению межличностных отношений дошкольников.
Межличностные отношения старших дошкольников имеют свою уникальную специфику: детское общение со взрослыми уходит на второй план, поскольку возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками; в контакте друг с другом дети достаточно легко и быстро находят общий язык и среди них уже ярко появляются предпочитаемые и отвергаемые дети.
Старший дошкольный возраст отличается от других возрастов богатыми коммуникативными действиями, эмоциональностью и насыщенностью, общение складывается нестандартно за счет нерегламентированности актов коммуникации, и именно это позволяет детям с легкостью и без напряжения общаться через игровую деятельность, которая в этом возрасте является ведущей деятельностью.
Помимо потребности в сотрудничестве у старших дошкольников отчетливо выделяется потребность в признании и уважении сверстника. Дети очень доброжелательны, с вниманием относятся друг к другу, рады оказать помощь и без труда вступают во взаимопомощь. В соответствии с этим, такое их общение приобретает нотки искренности, становится более чувственным, эмоционально-окрашенным в яркие теплые тона, непринуждённым и непосредственным, и, что важно, такое общение приобретает черты настоящей детской дружбы [12].
Новшество, которое становится заметно при наблюдении за общением сверстников, — умение видеть в сверстнике не только как он проявляет себя в тех или иных ситуациях, но и некоторые психологические моменты– его настроения, предпочтения и желания. Дошкольники умеют не только рассказывать о себе, но и могут обращаться к сверстникам за интересующими их вопросами, любознательны в адрес их дел, потребностей и желаний. Их общение становится вне контекста, приобретая вне ситуативный характер.
Старший дошкольный возраст специфичен тем моментом, что именно в данный период жизни ребенка появляется самая первая настоящая детская дружба. И в детском саду для всех детей открывается возможность впервые завязать эту дружбу. У тех дошкольники, у которых есть друзья, более позитивная самооценка и они более уверенно ведут себя в группе.
Таким образом, межличностные отношения в дошкольном возрасте имеют свои особенности: они строятся на избирательных предпочтениях детей; детское общение со взрослыми уходит на второй план, поскольку возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстниками; в контакте друг с другом дети достаточно легко и быстро находят общий язык и среди них уже ярко появляются предпочитаемые и отвергаемые дети. Старший дошкольный возраст характеризуется богатством коммуникаций, эмоциональной составляющей, насыщенностью, нестандартностью общения и взаимодействия, что позволяет детям легко общаться через игровую деятельность, которая является в этом возрасте ведущей деятельностью. Также в этот период жизни появляется первая детская дружба.
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. — М.: Изд-во Директ-Медиа, 2008. — 134 c.
2. Бодалев, А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. —— 2-е изд. — М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. — 256 с. (Серия «Психологи Отечества»)
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М.,2000. – 296с.
4. Выготский, Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1992.- т.4, — 209 с.
5. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб.пособие. – Минск: Изд-во Тетра Системс, 2008. – 432 с.
6. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н.В. Погольша. — СПб.: Питер, 2007. – 367 с.
7. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2012. – 368 с.
8. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии // Хрестоматия по психологии / Б.Ф. Ломов. – М., 2004. – С. 108-117.
9. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – К.: Наукова думка, 2006. – 192 с.
10. Психологический словарь под редакцией А.В. Петровского и М. К. Ярошевского. — М., 1990. — С. 113-114.
11. Рубинштейн, С. Л., Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2004. – 675 с.
12. Смирнова, Е.О. Конфликтные дети / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Эксмо, 2010.
13. Чеховских, М.И. Психология: учеб.пособие / М.И. Чеховских. -М.: Новое знание, 2008. — 308 с.
← Предыдущая статьяПрофессиональное выгорание как следствие несформированной социальной компетентности учителя
Следующая статья →Влияние отношения к отцу на межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста
Расскажите о нас своим друзьям:
Влияние отношения к отцу на межличностные отношения у детей старшего дошкольного возраста
Общая психология, психология личности, история психологии | Мир педагогики и психологии №5 (5) Декабрь, 2016
УДК 159.99
Дата публикации 29.12.2016
Аникина Ульяна Юрьевна
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Гафурова Татьяна Ринатовна
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Курлина Кристина Вячеславовна
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты детско-родительских и межличностных отношений старшего дошкольного возраста с учетом всех особенностей данного возраста. Проведено эмпирическое исследование влияния отношения к отцу на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: межличностные отношения, старший дошкольный возраст, отношения к отцу, детско-родительские отношения
Anikina Ulyana Yurevna
Volgograd state university, Volgograd
Gafurova Tatyana Rinatovna
Volgograd state university, Volgograd
Kurlina Christina Vyacheslavovna
Volgograd state university, Volgograd
Abstract: The article considers the theoretical aspects of parent-child and interpersonal relations of the senior preschool age taking into account all of the features of this age. The article reveals the empirical study of the influence of relationship to the father on the interpersonal relationships of children of senior preschool age.
Keywords: interpersonal relations, advanced preschool age, attitudes towards the father, child parental relations
Межличностные отношения — система установок, ориентаций и ожиданий членов группы, относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности ценностями, на которых основывается общения людей [10].
Межличностные отношения — это субъективно переживаемое, личностно значимое, эмоционально-когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия [6].
Природа данного феномена очень сильно отличается от природы общественных отношений. Важнейшая черта их — эмоциональная основа. Это говорит о том, что межличностные отношения возникают и формируются на основе определенных чувств, которые рождаются у людей друг к другу.
Эмоциональная основа межличностных отношений состоит из трех видов эмоциональных проявлений: чувства, эмоции, аффекты. На межличностные отношения очень сильно влияет направленность человека на внешний или внутренний мир (экстравертированность или интравертированность) [13].
Таким образом, люди не просто воспринимают друг друга, но они еще и формируют особые отношения между собой, которые рождают разнообразный коллаж чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии и даже большой любви к нему.
Что касается старшего дошкольного возраста, то по мнению А.А. Крылова, этот возраст рассматривается с психологической точки зрения как первоначальный этап становления у субъекта его познавательной и практической деятельности. Данный период жизни дошкольника является особым и поэтому очень важным, если рассматривать его с позиции развития и формирования нравственного морального поведения, а также социальных форм психики. Завершается данный возраст переходом от эмоционально-непосредственного отношения к людям и окружающему миру к отношениям, строящимся на базе освоения нравственных оценок, узаконенных стандартных правил и нормальному поведению.
Семейные отношения, в которые непосредственно включён ребёнок – это детско-родительские отношения. О.А. Карабанова дает следующее определение феномену детско – родительских отношений — это «система межличностных установок, ориентаций, ожиданий в вертикальном направлении по возрастной лестнице: снизу вверх (диада «ребенок — родители») и сверху вниз (диада «родители — ребенок»), определяемых совместной деятельностью и общением между членами семейной группы [5, с. 248].
Важность данной проблемы подтверждается исследованиями таких ученых как Дж. Боулби, Э. Бронфенбреннер, Д. Винникотт, М. Клейн, П. Криттенден, А. Фрейд, Э. Эриксон, М. Эйнсворт, которые выявили, что основа социальной адаптации формируется с появлением у ребенка в первый год жизни чувства привязанности к близким взрослым.
В дошкольном возрасте они имеют свои особенности, свою специфику, которая характеризуется богатством коммуникаций, эмоциональной составляющей, насыщенностью, нестандартностью общения и взаимодействия. Всему этому способствуют разные факторы жизни дошкольника, и, в частности, семья, в которой ребенок растет, развивается и впервые пытается адаптироваться к социальной жизни. В семье у ребенка складываются определенная система отношений к себе и другим (отношение к близким, к родным и к людям вообще). Эмоционально-благоприятные взаимоотношения в семье стимулируют у всех ее членов чувства, поведение, действие, направленные друг на друга. Хорошие отношения родителей друг с другом и с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний играют важную роль в формировании здоровой личности ребенка.
В связи с вышесказанным была выдвинута гипотеза, что существует влияние отношения к отцу на межличностные отношения старших дошкольников в группе сверстников.
Для подтверждения гипотезы было проведено эмпирическое исследование. Его целью является изучение влияния отношения к отцу на межличностные отношения у старших дошкольников в группе сверстников.
Межличностные отношения в нашей работе состоят из двух компонентов: коммуникативного и перцептивного компонентов межличностных отношений.
Для того, чтобы изучить влияние отношение ребенка к отцу на межличностные отношения старших дошкольников, мы провели однофакторный дисперсионный анализ, результаты которого показаны в таблице 1.1 и на рисунке 1.1
Таблица 1.1 Влияние параметра «Отношение ребенка к отцу» на межличностные отношения старших дошкольников
Сумма квадратов | ст.св. | Средний квадрат | Сила влияния | Уровень значимости | |
Между группами | 612,841 | 2 | 306,421 | 3,586 | p ≤ 0,05 |
Внутри групп | 5212,909 | 61 | 85,458 | ||
Всего | 5825,750 | 63 |
Как мы видим из таблицы, параметр «Отношение ребенка к отцу» оказывает влияние на межличностные отношения старших дошкольников.
Рис. 1.1 Влияние параметра «Отношение ребенка к отцу» на межличностные отношения старших дошкольников
Из графика мы видим, что самые высокие показатели межличностных отношений получились при нейтральном отношении ребенка к отцу, а низкие показатели межличностных отношений получились при негативном и позитивном отношениях у ребенка с отцом. Другими словами, на развитие коммуникативных качеств и перцептивных характеристик у ребенка влияет нейтральное отношение к отцу, а негативное и позитивное отношения к отцу не способствуют развитию межличностных отношений у ребенка со сверстниками.
Далее нам было интересно как влияют детско-родительские отношения в целом на межличностные отношения старших дошкольников. Для этого мы провели однофакторный дисперсионный анализ, результаты которого показаны в таблице 1.2 и на рисунке 1.2
Таблица 1.2 Результаты дисперсионного анализа влияния детско-родительских отношений на межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста
Сумма квадратов | ст. св. | Средний квадрат | Сила влияния | Уровень значимости | |
Между группами | 782,310 | 2 | 391,155 | 4,731 | p ≤ 0,05 |
Внутри групп | 5043,440 | 61 | 82,679 | ||
Всего | 5825,750 | 63 |
Как мы видим из таблицы, детско-родительские отношения оказывают влияние на межличностные отношения старших дошкольников, причем получились высокие показатели значимости (p ≤ 0,05) и силы влияния (4,731), которые указывают на статистическую достоверность.
Рис. 1.2 Влияние детско-родительских отношений на межличностные отношения
Из графика мы видим, что самые высокие показатели межличностных отношений старших дошкольников получились при среднем уровне детско-родительских отношений, т.е. когда детско-родительские отношения складываются нормальным образом, то межличностные отношения у старших дошкольников в группе развиваются более эффективно.
Итак, исследуя влияние детско-родительских отношений на межличностные отношения, мы установили, что:
- Более эффективно межличностные отношения развиваются у старших дошкольников в группе когда детско-родительские отношения складываются нормальным образом;
Коммуникативные качества и перцептивные характеристики у детей старшего дошкольного возраста имеют более высокий уровень развития при нейтральном отношение к отцу, а при негативном и позитивном отношениях к отцу межличностные отношения имеют низкие показатели.
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б.Г. Ананьев. — М.: Изд-во Директ-Медиа, 2008. — 134 c.
2. Бодалев, А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. —— 2-е изд. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. — 256 с. (Серия «Психологи Отечества»)
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М. ,2000. – 296с.
4. Выготский, Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1992.- т.4, — 209 с.
5. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005. — 320 с.
6. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб.пособие. – Минск: Изд-во Тетра Системс, 2008. – 432 с.
7. Куницына, В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, Н.В. Погольша. — СПб.: Питер, 2007. – 367 с.
8. Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев.– 3-е изд. – М.: Смысл: Академия, 2012. – 368 с.
9. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии // Хрестоматия по психологии / Б.Ф. Ломов. – М., 2004. – С. 108-117.
10. Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – К.: Наукова думка, 2006. – 192 с.
11. Психологический словарь под редакцией А.В. Петровского и М.К. Ярошевского. — М., 1990. — С. 113-114.
12. Рубинштейн, С. Л., Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2004. – 675 с.
13. Смирнова, Е.О. Конфликтные дети / Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова. – М.: Эксмо, 2010.
14. Чеховских, М.И. Психология: учеб.пособие / М.И. Чеховских. -М.: Новое знание, 2008. — 308 с.
← Предыдущая статьяОсобенности межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте
Следующая статья →Гендерные особенности учебной мотивации у студентов с разным уровнем личностной тревожности
Расскажите о нас своим друзьям:
Студенты могут многое узнать о пересечении романтических отношений и межличностного общения … на занятиях в колледже.
В преддверии Дня святого Валентина многие студенты по всему миру будут праздновать любовь со своими романтическими партнерами, отправляя открытки, даря подарки и делясь трапезой при свечах. При этом они будут демонстрировать свои навыки межличностного общения, которые помогают им грамотно общаться, взаимодействовать и работать с отдельными людьми и группами или, в данном случае, с романтическим партнером. По словам доктора Келли Моррисон, профессора коммуникативных исследований Алабамского университета в Бирмингеме и соавтора Reflect and Relate , «любовь определяется и создается тем, как мы общаемся между людьми».
Многое из того, что известно о межличностном общении, получено из социальных сетей и средств массовой информации, семьи и сверстников, личного опыта, а также культурных норм и обычаев. Это включает в себя общение, которое используется во время романтических отношений. Но на этом обучение не должно заканчиваться. От борьбы со стереотипами о любви, изображенными в фильмах, до понимания различных стадий влюбленности, студенты могут многое узнать о пересечении романтических отношений и межличностного общения в классе колледжа.
Начиная с фильмов Hallmark и Disney и заканчивая популярными книгами о любовных советах, дезинформация об отношениях широко распространена. Например, студенты часто узнают из этих средств массовой информации, что страстная любовь должна быть конечной целью отношений. На курсах по межличностному общению студенты узнают, что существует несколько способов продемонстрировать любовь, и страстная любовь — лишь один из них. «Наша работа как педагогов состоит в том, чтобы дать нашим студентам надежные знания и помочь им применить их в решении проблем, связанных с близкими отношениями», — сказал доктор Стивен МакКорнак, профессор Университета Алабамы в Бирмингеме и соавтор книги «9».0003 Размышление и отношение .
Студенты также могут узнать, что такое любовь и чем она не является. По словам профессора Маккорнака, физическую близость нередко отождествляют с любовью, но они не всегда коррелируют. «По всему миру и на протяжении всей истории люди были физически связаны с теми, с кем у них не было близких отношений; и близки с теми, с кем они физически не связаны». Профессор Моррисон объясняет, что любовь «создается и поддерживается мгновение за мгновением, изо дня в день благодаря нашему общению, тому, что мы разделяем, и тому, как мы поддерживаем друг друга».
Кроме того, мужчины не с Марса, женщины не с Венеры, и не существует универсального подхода к любви. Различные любовные отношения, выраженные в отношениях, поддаются совершенно разным стилям общения. «Если у вас более практичное, а не более романтическое отношение к любви, вы, вероятно, также увидите различия в том, что и как люди говорят о любви», — сказал профессор Моррисон.
Помимо устранения неправильных представлений о романтических отношениях, на занятиях по межличностному общению также обсуждаются темы, имеющие решающее значение для построения и поддержания успешных отношений: от подхода к конфликту до важности эмоций. Этот вид знаний помогает учащимся делать более осознанный выбор в отношении того, как они общаются и реагируют на общение другого человека. «Мы сами контролируем судьбу своих романтических отношений, выбирая, как мы общаемся. Наш выбор определяет наше общение; и наше общение создает результаты наших романтических отношений», — сказал профессор МакКорнак.
Узнайте больше о пересечении романтической любви и межличностного общения на вебинаре, на котором два автора Macmillan Learning и профессора межличностного общения говорили о «любовных отношениях и поддержании отношений». Вебинар является бесплатным для инструкторов и предоставит инструкторам бесплатное задание, которое они могут использовать в День святого Валентина или при обсуждении романтических отношений. Доступ к нему здесь.
Навыки межличностного общения в университете | SkillsYouNeed
Несколько лет успешной учебы в университете помогут вам в жизни. Знаете вы это или нет, учеба в университете дает вам отличные навыки межличностного общения, которые вы можете использовать на любом рабочем месте. Эти навыки позволяют вам хорошо работать с другими и добиваться успеха независимо: вы научитесь работать вместе с разными типами личности и обретете уверенность, чтобы представлять работу перед коллегами.
В этой статье рассказывается о 10 лучших навыках межличностного общения, которым вы можете научиться в университете. Как вы думаете, в чем вы хороши? Где вы можете улучшить? Воспользуйтесь нашими советами в качестве руководства!
1. Получение отзывов
То, как вы отвечаете на отзывы, играет важную роль в вашем профессиональном развитии, и все это начинается в университете.
Получение отзывов о работе — это только полдела: хороший ученик усвоит отзывы и заметит, что можно улучшить, а затем применит полученные знания к своему следующему заданию.
Это невероятно актуально в рабочем мире. Если вы хотите получить повышение, вам нужно подумать о том, как отзывы вашего менеджера могут улучшить вашу работу.
2. Уверенность в себе
Многие студенты поступают в университет немного застенчиво или боятся сделать шаг вперед.
К тому времени, когда наступит выпускной, они будут поставлены в положение, когда им придется представлять работу среди сверстников и, как правило, выходить из своей зоны комфорта.
Это бесценно. То же самое относится и к рабочему месту — вы часто слышали, что «немного уверенности имеет большое значение», и это правда.
Конечно, это не означает, что более непритязательный сотрудник не получит повышения; это просто сводится к навыкам людей. Уверенность в себе хорошо сочетается с умением общаться с людьми, что позволяет вам наладить более тесные отношения с коллегами. Потение во время этих презентаций (и во время них) действительно имеет значение в долгосрочной перспективе…
3. Трудовая этика
В универе сроки вырисовываются слева, справа и в центре. Давление усиливается, когда вы начинаете свой последний год в качестве студента с огромным заданием, которое представляет собой итог трех (или четырех) лет обучения. Даже спустя годы от слова «диссертация» у нас волосы встают дыбом!
Есть причины, по которым университет может быть таким напряженным. Дедлайны возлагают на вас ответственность за управление своим временем, и они означают, что вы должны усердно работать. И то, и другое, безусловно, жизненно важно для профессионального успеха. Все эти часы, потраченные на изучение книг в библиотеке, пригодятся после окончания учебы. Тяжелый труд окупается!
4. Язык тела
Тесно связанный с уверенностью в себе, язык тела является явным признаком чьей-то уверенности и самосознания. Например, на собеседовании при приеме на работу очень важен язык тела.
Старайтесь не сутулиться; убедитесь, что вы улыбаетесь; предложить крепкое рукопожатие; говори отчетливо. Это вещи, которые вам говорили с раннего возраста, возможно, задолго до поступления в университет.
Позитивный и открытый язык тела помогает нам заводить друзей, побуждает наших коллег начать разговор и может помочь нам получить желаемую работу. Опять же, это то, что растет со временем в университете. Многим студентам приходится проходить собеседование, чтобы получить места на своих курсах, что является блестящим опытом.
5. Сотрудничество
Не всем нравится групповая работа, но это неоспоримое требование для каждой университетской программы (и для большинства профессий).
Независимо от того, изучаете ли вы изобразительное искусство или экономику, вам придется работать вместе с другими над общими проектами. Когда вы выходите на работу, у вас могут быть разные обязанности по отношению к вашим коллегам, но вы будете работать для достижения общей цели.
Таким образом, возможность сотрудничать с жизненно важна. Это способствует решению проблем, поощряет творчество и укрепляет межличностные отношения.
6. Умение слушать
Умение слушать обязательно настроит вас на успех.
В университете хорошие слушатели будут восприимчивы к мнению других людей и будут развивать свои коммуникативные навыки, пока они внимательно слушают и усваивают информацию.
На рабочем месте это может быть как простое слушание инструкций, так и тонкое понимание чьего-то подхода и сочетание его со своим собственным. Навыки слушания бесценны, и вы можете перенести их из университета в рабочий мир. Это важно как в профессиональном, так и в социальном плане.
7. Манеры
Вот еще кое-что, чему вы (надеюсь) научились с раннего возраста: манеры — это важный навык межличностного общения.
В университете вы будете гораздо более доступным, и вам будет легче завести друзей, если вы будете вежливы. На рабочем месте вы будете представлять свою компанию наилучшим образом и подадите хороший пример. Кстати, многие виновны в том, что считают человека с плохими манерами низким интеллектом.
8. Борьба с давлением
Как мы упоминали ранее, университет может быть напряженным временем. Именно здесь мы практикуем заботу о себе, чтобы убедиться, что мы соблюдаем сроки и не позволяем давлению влиять на нас неправильно. Мы управляем своим временем, расставляем приоритеты в задачах и делаем регулярные перерывы, когда это необходимо.
Эти навыки чрезвычайно важны в профессиональном плане.
Нам нужно знать, что помогает нам держать голову над водой. Если мы испытываем стресс на работе, в нашей команде должен быть кто-то, кто может помочь. Это требует навыков общения, будь вы студентом или профессионалом. Можете ли вы сказать своему репетитору, что нагрузка слишком велика? Можете ли вы попросить своего менеджера перераспределить часть вашей работы?
9.
Принятие решенийВ универе учишься думать на ходу.
- На каких книгах вы собираетесь основывать свое исследование?
- Вы пойдете по одной аллее или по другой?
- Какие цели вы собираетесь поставить перед своим следующим заданием?
Эти вопросы задают себе все хорошие студенты, и решения, которые они принимают, влияют на их дальнейшую профессиональную карьеру.
Дальнейшее чтение из книги «Навыки, которые вам нужны»
«Навыки, которые вам нужны» Электронные книги «Навыки межличностного общения».
Развивайте свои навыки межличностного общения с помощью нашей серии электронных книг. Узнайте и улучшите свои коммуникативные навыки, займитесь разрешением конфликтов, выступите посредником в трудных ситуациях и развивайте свой эмоциональный интеллект.
10. Эмоциональный интеллект
Это один из самых важных навыков, который мы развиваем в университете, хотя его часто упускают из виду.
Практикуя эмоциональный интеллект в университете, вы развиваете пять основных навыков:
Самоуправление
Как бы им ни хотелось, студенты не могут нанимать помощников по персоналу для управления своим временем, деньгами и рабочей нагрузкой. Это ответственность учащегося, и это включает в себя эмоциональное управление, а также психическое здоровье.
Самомотивация
Самомотивация — это навык, который развивается со временем. Полезно знать почему вы изучаете определенную тему или почему вы работаете в определенной отрасли. Гораздо легче мотивировать себя, когда у вас есть цель.
- Эмпатия
Насколько хорошо вы можете встать на место другого и посмотреть на вещи с его точки зрения? Это эмпатия, а студентам в универе она нужна в куче. Поддерживаете стрессового друга или коллегу? Эмпатия является ключевым фактором.
Отношения
Образование требует от нас налаживания отношений, и в университете то же самое. Наша способность создавать и строить отношения является неотъемлемой частью жизни после университета. В конце концов, мы социальные существа.
Самосознание
Мы формируем самосознание в университете и поддерживаем его как в социальной, так и в профессиональной жизни. Это связано с тем, насколько хорошо мы понимаем себя, как мы представляем себя и как мы выражаем себя. Это бесценно.
Разносторонний человек
Вот и все. Вам нужна смесь всего вышеперечисленного, и, к счастью, у нас есть доступ к ним благодаря обучению в университете. Без них нам не хватает жизненно важных качеств, которые потенциально могут подорвать наши шансы на успех – будь то получение желаемых оценок или только что ставшее возможным продвижение по службе.