Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Социальная перцепция в психологии это: Понятие социальной перцепции

31. Понятие социальной перцепции. Структура социальной перцепции. Этапы социальной перцепции.

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.

Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий.

Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:

1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;

2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;

3) свою группу;

4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:

1) восприятие группой своего собственного члена;

2) восприятия группой представителя другой группы;

3) восприятие группой самой себя;

4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

Структура социальной перцепции:

наблюдатель (тот, кто воспринимает)

наблюдаемый (тот, кого воспринимают)

ситуация (контекст) процесса восприятия.

Этапы социальной перцепции:

1. Наблюдатель воспринимает внешний облик и поведение наблюдаемого и определенным образом оценивает их.

2. Наблюдатель интерпретирует поведение наблюдаемого, т. е. строит гипотезы об особенностях его личности и о мотивах поведения, на основе собственных выводов формирует собственное эмоциональное отношение к наблюдаемому (нравится – не нравится).

3. Наблюдатель прогнозирует дальнейшее поведение наблюдаемого.

4. Наблюдатель определяет стратегию собственного поведения в отношении наблюдаемого.

32. Феномен каузальной атрибуции. Механизм стереотипизации. Важнейшие механизмы понимания человека человеком: идентификация, эмпатия, социальная рефлексия, аттракция.

Каузальная атрибуция – процесс приписывания намерений, чувств, мыслей, качеств личности другому человеку в условиях дефицита информации с целью дать причинное объяснение поведения этого человека.

С явлением каузальной атрибуции связана специфика восприятия человека человеком. Стремясь объяснить себе самому поведение другого человека, субъект может приписать ему мотивы и интересы, которыми тот (другой) на самом деле руководствовался. А может истолковать поведение другого человека превратно. В этом случае говорят об ошибках атрибуции.

Процесс приписывания осуществляется двумя путями: на основе собственного жизненного опыта и на основе социальных стереотипов, присущих человеку как представителю определенной социальной группы. Феномен каузальной атрибуции ярко проявился в следующем психологическом эксперименте. Двум группам студентов показывали фотографию одного и того же человека. В первом случае экспериментатор его представил как видного ученого, во втором – как преступника. Предлагалось дать его характеристику, исходя из особенностей его наружности. Первая группа испытуемых (вариант информации “видный ученый”) сообщила, что на фотографии – умный, добрый, отзывчивый, напряженно работающий, целеустремленный человек.

Вторая группа (вариант “преступник”) утверждала, что на фотографии – жесткий, решительный, коварный, злой и беспощадный человек. Заметим, что одна и та же деталь портрета разными группами интерпретировалась по-разному. Например, глаза в одном случае были охарактеризованы как ласковые и умные, в другом – как злые и беспощадные.

В данном эксперименте проявились стереотипные представления о преступниках и ученых, характерные для массового сознания.

Завершая разговор о каузальной атрибуции, отметим, что атрибуции неизбежны, это механизм социальной адаптации человека к меняющемуся миру. Чтобы избежать опасных ошибок атрибуции в личностном общении, необходимо освоить механизмы понимания другого человека.

Стереотипизация – процесс формирования впечатления о воспринимаемом человеке на основе выработанных группой стереотипов, т. е. упрощенных устойчивых представлений о психике и поведении человека и общности людей.

Стереотипизация позволяет быстро и надежно категоризировать, упрощать социальную информацию, делать ее более понятной. Стереотипы позволяют отдельному человеку и группе создавать и поддерживать положительный образ самих себя. В этом заключается польза стереотипов. Стереотипы оправданы в определенной мере в межгрупповом взаимодействии и ролевом взаимодействии субъектов.

Но перенос стереотипов в ситуацию межличностного общения приводит к его разрушению. Стереотип ожидания является реально действующим фактором педагогического процесса. Это связано с тем, что он проявляется не только в установках и ожиданиях учителя, но весьма активно и в его поведении.

Идентификация – это уподобление себя другому, способность поставить себя на место другого, “влезть в его шкуру”, посмотреть на ситуацию его глазами и понять его состояние, настроение, отношение к миру и к себе. Из сказанного очевидно, что идентификация предполагает временный отказ от собственного “я”. При идентификации с другим усваиваются его нормы, ценности, поведение, вкусы и привычки.

Способность к идентификации не является врожденной. Она формируется прижизненно. Сензитивным, т. е. наиболее благоприятным, периодом является дошкольный возраст, а уникальным средством – сюжетно-ролевая игра.

Эмпатия – это способность эмоционально откликаться на проблемы и состояния другого человека, проникать в его переживания.

Механизмы эмпатии и идентификации во многом сходны: в том и другом случае присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на ситуацию его глазами. Различие же заключается в том, что идентификация предполагает рациональное постижение другого, а эмпатия – эмоциональное. Кроме того, идентификация связана с временным отказом от своего “я”, эмпатия же не предполагает этого.

Рефлексия – это способность посмотреть на себя глазами другого и оценить себя (свое поведение) с точки зрения другого. Глядя на себя глазами других людей, субъект познает не только себя, но и жизненные принципы, ценности, интересы своих партнеров по общению, тех, кто представлен в его внутреннем мире.

Чем шире круг общения человека, чем больше разнообразных представлений о том, как он воспринимается другими, тем больше в конечном счете человек знает о себе и о других.

Способность к социальной рефлексии начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Наиболее интенсивно этот процесс идет в подростковом возрасте.

Аттракция – механизм понимания партнера по общению на основе глубокого чувства к нему. Аттракция не гарантирует объективного взгляда на человека, она дает понимание его чувств, состояний, представлений о жизни.

38.Понятие социальной перцепции. Функции и источники социальной перцепции.

Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий.

в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.

Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.

В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;3) свою группу;4) чужую группу.

Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:1) восприятие группой своего собственного члена;2) восприятия группой представителя другой группы;3) восприятие группой самой себя;4) восприятие группой в целом другой группы.

В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.

Основные функции психологии социальной перцепции1) Социальная перцепция является механизмом, запускающим общение. Инициация общения, любой акт общения начинается с восприятия людей друг другом.2) Восприятие выступает одним из познавательных (негативных) процессов. Социальная перцепция выступает как познание одного человека другим.

Механизмы социальной перцепции

1) Идентификация – способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место другого человека.

2) Эмпатия – это эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основывается на умении правильно представить себе что переживает и как оценивает другой человек.

3) Рефлексия – самопознание, в основе которого лежит способность человека представлять как он воспринимается партнером оп общению.

4) Каузальная атрибуция – максимум интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин поведения.

5) Стереотизация – восприятие партнера по общению на основе стереотипа, т.е. как представителя определенной социальной группы.

6) Эффект ”ориола” – информация о человеке на тот образ, который был создан заранее (это мешает объективно оценить).

Социальное восприятие — концепция и поведение

Содержание

  • 1 Введение
  • 2 Социальное восприятие
  • 3 Невербальная связь
    • 3.1 Выражение лица
    • 3,2 Контакт
    • 3,3 Движения тела и осадка
    • 3,4.
    • 4 Атрибуция
      • 4.1 Значение
      • 4.2 Как это влияет?
    • 5 Формирование впечатления и управление им
      • 5.1 Формирование впечатления
      • 5.2 Управление впечатлениями
        • 5.2.1. людей находятся под влиянием фактического, воображаемого или подразумеваемого присутствия других людей. Фактически. в рамках него изучаются различные аспекты и переменные процессов индивидуального уровня. Он включает в себя социальное познание, социальное восприятие, самость, отношение и т. д.

          Давайте познакомимся с термином Социальное Восприятие.

          Щелкните здесь для практического теста MCQ

          Социальное восприятие

          Прежде всего, что такое восприятие?

          Ответ согласно APA – процесс или результат осознания объектов, отношений и событий посредством органов чувств, который включает в себя такие действия, как распознавание, наблюдение и различение.

          Социальное восприятие — процесс, посредством которого мы стремимся узнать и понять других людей.

          Социальное восприятие позволяет людям узнавать и понимать других людей в их социальном мире.

          Это важнейший процесс, который мы должны выполнять каждый день, потому что точное восприятие и понимание других обеспечивает основу всей социальной жизни.

          Например, часто важно знать, когда другие говорят правду, а когда пытаются нас обмануть, знать, почему они говорят или делают определенные вещи (например, сделали ли они замечание, которое задело наши чувства намеренно или несчастный случай), и действительно ли внешнее лицо, которое они показывают, отражает их истинную внутреннюю сущность.

          Переменные, изучаемые в разделе Социальное восприятие, в основном –

          • Невербальное общение
          • Атрибуция
          • Формирование впечатления и управление им

          Невербальная коммуникация

          Задумайтесь на мгновение: вы ведете себя иначе, когда чувствуете себя очень счастливым, чем когда вам очень грустно? Скорее всего, да.

          Люди склонны вести себя по-разному, переживая разные эмоциональные состояния. Но как именно различия в ваших внутренних состояниях — ваших эмоциях, чувствах и настроениях — проявляются в вашем поведении?

          Этот вопрос относится к основным каналам, по которым осуществляется такое общение. Результаты исследований показывают, что существует пять из этих каналов: выражений лица, зрительный контакт, движения тела, поза, и прикосновений.

          Это не что иное, как формы невербального общения.

          Выражение лица

          Более 2000 лет назад римский оратор Цицерон сказал: «Лицо есть отражение души».

          Под этим он подразумевал, что человеческие чувства и эмоции часто отражаются на лице и могут быть прочитаны там в определенных выражениях. Современные исследования показывают, что Цицерон был прав: Можно многое узнать о текущем настроении и чувствах других людей по выражению их лиц.

          На самом деле кажется, что пять различных основных эмоций четко представлены с самого раннего возраста на человеческом лице: гнев, страх, счастье, печаль, и отвращение (Изард, 1991; Розин, Лоури и Эберт, 1994). Удивление также было предложено как основная эмоция, четко отражаемая в выражениях лица.

          Зрительный контакт

          Мы часто многое узнаем о чувствах других людей из их глаз.

          Например, мы интерпретируем высокий уровень пристального взгляда от другого как признак симпатии или дружелюбия (Kleinke, 1986). Напротив, если другие избегают зрительного контакта с нами, мы можем заключить, что они недружелюбны, не любят нас или просто стесняются .

          Если другой человек постоянно смотрит на нас и поддерживает такой контакт независимо от того, что мы делаем, можно сказать, что он или она смотрит на . Взгляд часто интерпретируется как признак гнева или враждебности — как холодный взгляд — и большинство людей находят этот конкретный невербальный сигнал тревожным (Ellsworth & Carlsmith, 1973).

          На самом деле, мы можем быстро прекратить социальное взаимодействие с кем-то, кто смотрит на нас, и даже можем уйти.

          Движения тела и поза

          Наше текущее настроение или эмоции часто отражаются в положении, позе и движении нашего тела. Вместе такое невербальное поведение называется языком тела . Они тоже могут предоставить полезную информацию о других.

          Во-первых, язык тела часто раскрывает эмоциональное состояние других людей. Большое количество движений, особенно тех, при которых одна часть тела что-то делает с другой частью (касание, растирание, царапание), свидетельствует об эмоциональном возбуждении. Чем больше частота такого поведения, тем выше уровень возбуждения или нервозности.

          Прикосновение

          Предположим, что во время короткого разговора с другим человеком он или она ненадолго коснулись вас. Как бы вы отреагировали? Какую информацию будет передавать такое поведение? Ответ на оба вопроса: это зависит.

          И это зависит от нескольких факторов, касающихся того, кто прикасается (друг, незнакомец, член вашего собственного или другого пола). Далее характер этого физического контакта (краткий или продолжительный, нежный или грубый, к какой части тела прикасаются). И контекст, в котором происходит прикосновение (деловая или общественная обстановка, кабинет врача).

          В зависимости от таких факторов, прикосновение может указывать на привязанность, сексуальный интерес, доминирование, заботу или даже агрессию. Несмотря на такие сложности, существующие данные указывают на то, что когда прикосновение считается уместным, оно часто вызывает положительные реакции у человека, к которому прикасаются (например, Alagna, Whitcher, & Fisher, 1979; Levav & Argo, 2010). Но помните, такие реакции должны рассматриваться как соответствующие!

          Связанный :  Лицевая обратная связь Гипотеза

          Атрибуция

          Значение

          Процесс, посредством которого мы ищем такую ​​информацию и делаем выводы, известен как атрибуция. Более формально, атрибуция относится к нашим усилиям понять причины поведения других, а в некоторых случаях и причины нашего поведения.

          APA определяет его как – вывод относительно причины поведения человека или межличностного события .

          Как это влияет?

          Вы встречаете симпатичную девушку из своего класса. Вы просите их встретиться с вами на следующей неделе.

          Человек отвечает: «Нет, извините. . . Я не могу сделать это на следующей неделе». Теперь вам остается только гадать, почему они отказались от вашего приглашения. Потому что вы им нравитесь не так сильно, как они вам, или они в настоящее время находятся в серьезных отношениях? Потому что они так заняты другими делами?

          Вывод, к которому вы придете, будет иметь важное значение для вашей самооценки. И это также сильно повлияет на то, что вы будете делать дальше.

          Этот простой пример иллюстрирует важный факт о социальном восприятии: часто мы хотим знать больше, чем просто то, что они чувствуют прямо сейчас. Кроме того, мы хотим знать, почему они говорили или делали те или иные вещи, и, кроме того, что они за люди на самом деле. Какие прочные черты, интересы, мотивы и цели у них есть.

          Например, если упомянуть лишь одну из бесчисленных возможностей, мы хотим знать, обладают ли другие люди высоким или низким уровнем самоконтроля.

          Если они хорошо владеют собой, мы склонны считать их заслуживающими доверия. Хотя, если у них низкий уровень этого аспекта саморегуляции, мы можем сделать вывод, что они непредсказуемы и не являются теми, на кого мы можем положиться (Righetti & Finkenauer, 2011).

          Социальные психологи считают, что наш интерес к таким вопросам проистекает в значительной степени из нашего основного желания понять причинно-следственные связи в социальном мире (Pittman, 1993; Van Overwalle, 1998). Мы не просто хотим знать, как действовали другие — это то, что мы можем легко наблюдать. Мы также хотим понять, почему они так поступили.

          Потому что это знание может помочь нам лучше понять их, а также может помочь нам лучше предсказать их будущие действия.

          Формирование впечатления и управление им

          Формирование впечатления

          Когда мы впервые встречаемся с другим человеком, нас буквально захлестывает информация. Мы можем с первого взгляда увидеть, как они выглядят и одеваются, как говорят и как ведут себя.

          Несмотря на то, что количество информации, достигающей нас, велико, нам каким-то образом удается объединить ее в исходное первое впечатление об этом человеке — мысленное представление, которое является основой для наших реакций на него или на нее . Ясно, что формирование впечатления является важным аспектом социального восприятия.

          Во многих случаях, чтобы составить представление о личности других, мы объединяем информацию с точки зрения личностных качеств. Более того, мы делаем это, возможно, математическим путем. Мы приписываем некоторое положительное или отрицательное значение всем чертам, предполагаемым в человеке. Затем мы получаем аддитивное или среднее значение этих признаков.

          Управление впечатлениями

          Желание произвести благоприятное впечатление на других очень сильно, поэтому большинство из нас делает все возможное, чтобы «хорошо выглядеть» для других, когда мы встречаемся с ними в первый раз.

          Социальные психологи используют термин «управление впечатлением» (или самопрезентация) для описания этих усилий, направленных на то, чтобы произвести хорошее впечатление на других, и результаты их исследований этого процесса показывают, что усилия того стоят: Люди, занимающиеся управлением впечатлением успешно часто получают важные преимущества во многих ситуациях.

          Различные методы улучшения имиджа делятся на две категории:

          • Самосовершенствование – Усилия по повышению своей привлекательности для других
          • Другое улучшение –  Усилия, направленные на то, чтобы целевое лицо чувствовало себя хорошо различными способами
          Самосовершенствование

          Что касается самосовершенствования, стратегии включают в себя усилия по улучшению внешнего вида с помощью стиля одежды, ухода за собой и использования различных реквизитов. (пример: очки).

          Дополнительные тактики самосовершенствования включают попытки описать себя в положительном ключе.

          Другие улучшения

          Люди используют множество различных тактик, чтобы вызвать у других позитивное настроение и реакцию. Пример: лесть.

          Кроме того, существуют такие действия, как успокаивание других, проявление интереса к их работе, помощь им и т. д.

          Щелкните здесь для практического теста MCQ

          Ссылки
          • Барон, Р. А. и Бирн, Д. (1997). Социальная психология, 8-е издание. Бостон, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
          • egyankosh.ac.in
          • Чиккарелли, Южная Каролина; White JN Адаптировано Гиришваром Мишрой (2018). Психология (5-е издание). Пирсон

          Социальное восприятие — Psychology4u