Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сознание понимается фрейдом как: 01. Сознание понимается Фрейдом как Выберите один ответ

01. Сознание понимается Фрейдом как Выберите один ответ


С этим файлом связано 2 файл(ов). Среди них: Тестовые вопросы — раздел 8.docx, Пособие для слушателей по работе с методикой ШОПП.docx.
Показать все связанные файлы
Подборка по базе: СРО№ Сознание.pptx, лекция Бытие Сознание.docx, Душа и сознание.pptx, Историческое познание и историческое сознание.pdf, Что понимается под институтами и какие институты вы знаете.docx, тесты Сознание понимается Фрейдом как Выберите один ответ.docx, Правовое сознание и правовая культура.docx, Тема 10 Сознание и самосознание.doc, Под защитной эффективностью понимается способность фильтрующих с, 285 Массов. сознание.docx

  1   2   3


01. Сознание понимается Фрейдом как

Выберите один ответ:

a. та часть внутренних переживаний, которые доступны непосредственному усмотрению «внутренним взором» субъекта, это то, что субъект прямо и ясно сам о себе знает

b. переживания, мысли, чувства, которых субъект не осознаёт, которых за собой не знает, но которые, тем не менее, оказывают существенное влияние на его поведение

c. психические содержания, которые обычно субъектом не осознаются, но могут быть осознаны без особых затруднений, простым волевым усилием, тогда как содержание собственно бессознательного может быть осознано только с помощью специальных процедур

02. Бессознательное понимается Фрейдом как

Выберите один ответ:

a. та часть внутренних переживаний, которые доступны непосредственному усмотрению «внутренним взором» субъекта, это то, что субъект прямо и ясно сам о себе знает

b. переживания, мысли, чувства, которых субъект не осознаёт, которых за собой не знает, но которые, тем не менее, оказывают существенное влияние на его поведение

c. психические содержания, которые обычно субъектом не осознаются, но могут быть осознаны без особых затруднений, простым волевым усилием, тогда как содержание собственно бессознательного может быть осознано только с помощью специальных процедур

03. Предсознательное понимается Фрейдом как

Выберите один ответ:

a. та часть внутренних переживаний, которые доступны непосредственному усмотрению «внутренним взором» субъекта, это то, что субъект прямо и ясно сам о себе знает

b. переживания, мысли, чувства, которых субъект не осознаёт, которых за собой не знает, но которые, тем не менее, оказывают существенное влияние на его поведение

c. психические содержания, которые обычно субъектом не осознаются, но могут быть осознаны без особых затруднений, простым волевым усилием, тогда как содержание собственно бессознательного может быть осознано только с помощью специальных процедур

04. Целью психологического консультирования в психоаналитическом направлении является

Выберите один ответ:

a. извлечение травмировавшего переживания из бессознательного, анализ того позыва, который был в основе травмы и тех общественных требований, с которыми он вошёл в противоречие, и последующее выражение тех эмоций, которые связаны с этой травмой

b. нахождение уникальной целостности человека — самости

c. преодоление главного препятствия на пути самореализации человека – базисного чувства неполноценности, в преодолении которого состоит личностное развитие

05. Определите по описанию название метода: «Клиенту предлагается свободно говорить всё, что ему придёт в голову, в процессе такого говорения, он, неожиданно для себя, может допустить высказывания, имеющие отношения к психической травме, либо непосредственно, либо посредством проявившихся в его речи пауз, оговорок и т.п. Эти высказывания подмечаются психотерапевтом, который предлагает клиенту свои интерпретации по их поводу в терминах психоаналитической теории».

Выберите один ответ:

a. Метод «свободного ассоциирования»

b. Метод интерпретации сновидений пациента

c. Метод саморазвития

06.Определите по описанию название метода: «Клиенту предлагается рассказывать психотерапевту свои сновидения, а он, на основе учения Фрейда о «зашифрованном» представлении психической травмы в сновидении, даёт сну истолкование».

Выберите один ответ:

a. Метод «свободного ассоциирования»

b. Метод интерпретации сновидений пациента

c. Метод саморазвития

07. Среди неопсихоаналитических направлений, отделившихся от классического психоанализа можно выделить:

Выберите один или несколько ответов:

a. «Аналитическая психотерапия»

b. «Индивидуальная психология»

c. «Психодрама»

d. «Гештальт-терапия»

e. «Экзистенциальная терапия»

f. «Клиент-центрированное консультирование»

08. Основной лечебный приём этого направления — «разыгрывание» психотравмирующих ситуаций наподобие театральных пьес, либо с привлечением профессиональных актёров, либо (значительно чаще) — в психотерапевтических группах, состоящих из пациентов, каждый из которых на разных сессиях выступает то в качестве «протагониста», то в качестве актёра для другого «протагониста»

Выберите один ответ:

a. «Аналитическая психотерапия»

b. «Индивидуальная психология»

c. «Психодрама»

d. «Гештальт-терапия»

01. В психоаналитическом методе Зигмунда Фрейда Юнг видел большие возможности для психотерапии, но идея, лежащая в основе психоаналитической концепции, была чужда ему — это идея…

Выберите один ответ:

a. инфантильной сексуальности

b. базисного чувства неполноценности

c. сознательного и бессознательного

d. интерпретации оговорок

02. В предложенной Юнгом структуре личности выделяются следующие элементы (слои):

Выберите один ответ:

a. персона, эго, тень, Анима, Анимус, самость

b. оно, Я, сверх-Я

c. сознательное, бессознательно, предсознательное

03. Смысловым центром аналитической психологии Юнга является проблема…

Выберите один ответ:

a. индивидуации

b. самопереживания

c. индивидуализации

d. уникальной целостности — самости

04. Ответьте, верно ли утверждение: «В природе не может существовать «чистых» экстравертов и интровертов. Речь идет лишь о преобладании определенного типа психических состояний и поведенческих реакций».

Выберите один ответ:

a. верно

b. неверно

05. К. Юнгом разработана классификация людей по типу доминирования одной из четырех психологических функций:

Выберите один ответ:

a. ощущения, эмоций, интуиции, мышления

b. интеллекта, чувств, восприятия, ощущения

c. интуиции, интеллекта, восприятия, эмоций

d. мышления, экстраверсии, интроверсии, ощущения

06. Ответьте, верно ли утверждение: «К. Юнг рекомендовал скрупулезно следовать теоретическим положениям и рекомендациям, так же как и педантично точным выполнением технических процедур»

Выберите один ответ:

a. неверно

b. верно

07. Психоаналитическая терапия К. Юнга проходит две стадии:

Выберите один или несколько ответов:

a. аналитическую

b. синергетическую

c. синтетическую

d. интуитивную

08. Аналитическая стадия психоаналитической терапииК. Юнга состоит из двух частей:

Выберите один или несколько ответов:

a. «признание» и «разоблачение самообмана»

b. «толкование рассказанного клиентом материала»

c. «интервью» и «беседа»

d. «анализ запроса клиента»

09. Работа на этой стадии состоит главным образом в обучении новым моделям восприятия себя и психотравмирующей ситуации и вытекающим из этого новым моделям поведения.

Выберите один ответ:

a. Аналитическая стадия

b. Стадия признания

c. Синтетическая стадия

d. Интуитивная стадия

10. Клиент на этой стадии с тактичной помощью психотерапевта старается признать, что истинные причины его невроза или мучающей его психологической проблемы спрятались, оказались вытесненными в сферу бессознательного, так как оказались неприемлемыми для их осознания.

Выберите один ответ:

a. Аналитическая стадия

b. Стадия толкования

c. Синтетическая стадия

d. Интуитивная стадия

11.

Вторая часть синтетической стадии аналитической терапии К. Юнга называется трансформация, на этой стадии…

Выберите один ответ:

a. психотерапевт, оставаясь равным партнером клиента, постепенно передает ему (клиенту) все больше ответственности за собственное развитие и самостоятельное преодоление психологических проблем

b. клиент, совершивший психологические открытия, переходит к реализации их результатов в виде новых моделей поведения

c. психотерапевт объясняет клиенту, что, несмотря на мешающие чувства, необходимо попытаться выявить истинные причины

d. происходит толкование рассказанного клиентом материала

12. Вторая часть аналитической стадиитерапии К. Юнга посвящена

Выберите один ответ:

a. передаче клиенту все больше ответственности за собственное развитие и самостоятельное преодоление психологических проблем

b. переходу клиента к реализации результатов его открытий в виде новых моделей поведения

c. объяснению клиенту, что, несмотря на мешающие чувства, необходимо попытаться выявить истинные причины

d. толкованию рассказанного клиентом материала

13. К. Юнг первым из психоаналитиков использовал для выявления скрытых в бессознательной сфере источников неврозов

Выберите один ответ:

a. свободные ассоциации

b. направленные ассоциации

c. толкование сновидений

d. интуицию

14. Все о чем говорил К. Юнг очень близко к тому, что составило в дальнейшем основу или перекликается с

Выберите один или несколько ответов:

a. Теорией самоактуализации Абрахама Маслоу

b. ГештальттерапиейФедерика (Фрица) Пёрлза

c. Трансактным анализом Эрика Берна

d. Экзистенциальным анализом (логотерапией) Виктора Франкла

01. Ответьте, верно ли утверждение: «А. Адлер считал, что личность характеризуется единством и целостностью, в качестве организующего начала жизнедеятельности человека следует принимать не принцип удовольствия, а стремление к цели, достижению идеальной конечной формы».

Выберите один ответ:

a. верно

b. неверно

02. Ответьте, верно ли утверждение: «А. Адлер считал, что акцентировать внимание необходимо на каузальной (причинной) обусловленности психических процессов, а не на целеполагающей деятельности человека».

Выберите один ответ:

a. неверно

b. верно

03. Центральной идеей А. Адлер является идея о том, что

Выберите один ответ:

a. «человеческое существо представляет собой единое целое»

b. «человек в состоянии решить все возникающие сложности»

c. «человеческое существо двуедино и разнолико»

d. «человека необходимо принимать со всеми его пороками»

04. Согласно А. Адлеру, человек – это прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет в жизни посредством

Выберите один или несколько ответов:

a. свободы выбора

b. смысла жизни

c. стремления к самореализации

d. свободы самовыражения

e. стремления к совершенству

05. Выберите верное утверждение:

Выберите один ответ:

a. «В концепции А. Адлера отстаивается необходимость восприятия мира с позиций «системы отсчета» клиента»

b. «В концепции А. Адлера не допускается восприятие мира с позиций «системы отсчета» клиента»

c. «В концепции А. Адлера отстаивается необходимость восприятия мира с объективных позиций «системы отсчета» общества»

06. Согласно А. Адлеру существуют три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству:

Выберите один или несколько ответов:

a. неполноценность

b. самодостаточность

c. компенсация неполноценности

d. честолюбие

e. социальная среда

07. А. Адлеру принадлежат понятия:

Выберите один или несколько ответов:

a. «Я-идеальное»

b. «Образ мира»

c. «Я-концепция»

  1   2   3

Часть 2 Философия сознания Лекция 9 Неклассическая теория сознания. Проблема бессознательного в теории Зигмунда Фрейда.

Классическая теория сознания в этом курсе не рассматривается, так как ее основные идеи уже были рассказаны в предыдущих лекциях. Суть этой теории в том, что сознание понимается исходя из него самого. Платон раскрывал сознание через умственное усмотрение идей. В основе европейской гносеологии лежит та же установка (cogito ergo sum). Внешние дополнительные принципы не привлекаются для объяснения сознания. То же самое и в трансцендентализме – априорные принципы существуют в самом сознании. Эта установка продолжает существовать в философии до настоящего времени. Однако существуют теории, которые не входят в рамки этой установки. В данном курсе будет рассмотрена только одна неклассическая теория сознания – теория бессознательного.

Впервые проблема бессознательного была сформулирована не философом, а психиатром – З. Фрейдом. Он является уже знаковой фигурой в западной культуре и поэтому изучается философией. К его теории можно подходить с точки зрения психологии и с точки зрения философии. Психология изучает то, по каким закономерностям происходит действие бессознательного на сознание, а философия рассматривает сущность и смысл бессознательного и его значения для культуры и человека.

З.Фрейд жил на рубеже XIX и XX веков – время наивной веры в бесконечный естетсвеннонаучный прогресс. Паровой двигатель казался вершиной творения. Тогда люди всерьез были уверены в том, что все научные открытия уже сделаны, некоторые патентные бюро даже отказывались регистрировать новые изобретения. В начале XX века происходит научная революция, которая несет с собой массу принципиально новых открытий. Научное сообщество агрессивно принимает новое, считает его чем-то вроде шарлатанства. То же произошло в свое время и с теорией Фрейда.

Фрейд прежде всего придерживался в своей практике той мысли, что психологические проблемы должны изучаться психологическими же методами, а не методами химии или биологии. Его первая большая заслуга состоит в том, что он разработал собственно психологические методы исследования психологических проблем. Вторая заслуга Фрейда в том, что он отказался от репрессивных методов лечения психических заболеваний: шокотерапии, психотропных средств и т.п. Он придерживался метода осознанности и включения естественных защитных механизмов психики. Фрейд являлся поэтому скорее психологом, а не психиатром, так как психиатрия занимается конкретными психическими патологиями, обусловленными физиологически, а психология – проблемами личности и разрешением этих проблем путем их осознания. Фрейд существенно расширил возможности исцеления. Методы Фрейда – это анализ беседы с пациентом, анализ его сновидений и ассоциаций. В результате анализа должна выявиться именно психологическая причина расстройства личности, а для исцеления она должна быть осознана пациентом. Практикуя эти методы лечения, Фрейд обнаружил, что причина расстройства личности лежит за рамками осознаваемого пациентом. Пациент ее не видит и не понимает, отсюда Фрейд сделал вывод о существовании внутри психики человека сферы бессознательного.

Сфера неосознаваемого человеком делится на две части:

1 предсознательное – это все, что было забыто человеком, но в любой момент может быть осознано, вспомнено, например, автоматические действия, на которые человек просто не обращает внимания, поэтому не запоминает.

2 бессознательное – это такие содержания, которые сопротивляются вспоминанию и осознаванию.

Сфера предсознания присутствует постоянно и объясняет тот факт, что память человека прерывна. Если попытаться вечером вспомнить весь прожитый день, то будет ясно видно, что он помнится урывками, фрагментами, главными событиями, а то, что было между этими фрагментами, память утрачивает. Фрейда не интересовала сфера предсознания, он занимался сферой сопротивления осознанности. Бессознательное и сознание Фрейдом понимались психологически, т.е. через указание на процессы, протекающие в этих областях, а не философски. Фрейд обнаружил, что если бессознательная причина необъяснимых ошибок в действиях человека, его оговорок, непонятных и нелогичных поступков сочетается с другими подобными бессознательными причинами, то вместе они образуют комплекс, превращающийся в навязчивое состояние – невроз. Вылечить невроз можно с помощью осознавания вызывающих его причин. Но как это сделать, ведь сам пациент не может ничего вспомнить из-за внутреннего сопротивления. Для этого и нужен психоаналитик, который, анализируя проявления бессознательного, выделяет эту причину и заставляет пациента вспомнить ее самому, осознать, изжить и тем самым излечиться.

А почему что-либо вообще вытесняется из сферы сознания в бессознательное? Это действуют механизмы защиты психики от травмирующих ситуаций. Этих механизмов существует несколько:

1 вытеснение

2 перенос

3 регрессия

4 символизация

5 рационализация

6 сублимация.

Способность человека к игнорированию очевидности безгранична. Травмирующие ситуации вытесняются в бессознательное и перестают замечаться. Если что-то не замечать, то не надо об этом и думать, снимается ответственность за свои поступки. Этим пользовались и пользуются политики (Геббельс: “Чем наглее ложь, тем скорее в нее поверят”).

Теория бессознательного оказалась очень плодотворной, допускающей различные интерпретации. Фрейд предложил только одну из возможных интерпретаций – сексуальную. К.Г.Юнг интерпретировал бессознательное как коллективное, Адлер объяснял его через стремление к власти, а Фромм заимствовал что-то у Фрейда, что-то у Юнга.

Фрейдовская теория сексуальности сильно повлияла на западную культуру.

Логика здесь такова: невроз порождается комплексом – совокупностью причин, которые были вытеснены в бессознательное и оттуда воздействуют на сознание. Одна из этих причин является доминирующей. По Фрейду, это причина, связанная с сексуальностью, так как сексуальные запреты в обществе наиболее сильны. Общественные запреты – сфера сверхсознания. С этой сферой соотносится в индивидуальном сознании Я-идеал – представление об идеально приемлемом члене общества. Это сфера “Супер-Эго”. Реальное Я человека стремится подстроиться под Я-идеал, а все то, что не соответствует Я-идеалу, вытеснить. За несоответствие себе Я-идеал наказывает человека муками совести, а если эти несоответствия вытеснены в бессознательное (по Фрейду “Оно”) — то неврозом. Фрейд прослеживает этапы формирования этого комплекса с раннего детства. Сексуальное влечение проявляется в человеке с младенчества, сначала как автоэротизм – получение сексуального удовольствия от своего тела. Это когда ребенок еще не осознает присутствия других людей и чувствует только себя. Потом, взрослея, ребенок видит других, прежде всего родителей, и переносит свое влечение на них; девочка – на отца, а мальчик – на мать. Так возникает комплекс, который для мужчин называется Эдиповым комплексом, а для женщин – комплексом Электры. Эти комплексы, если они развиваются правильно, имеют положительное значение для развития личности, правильно ориентируют сексуальность ребенка на отношения с противоположным полом. Если почему-либо происходит затормаживание развития этих комплексов, то в результате получаются неправильно сексуально ориентированные личности: гомосексуалисты, например. Наличием Эдипова (Электры) комплекса в детстве Фрейд объясняет детскую амнезию (факт того, что люди не помнят свое раннее детство).

Фрейд придает своей теории сексуальности универсальное значение. Он считает, что в первобытной древности люди жили без этих комплексов, т.е. убивали своих отцов, чтобы жениться на своих матерях. Потом почему-то (Фрейд не объясняет, почему) у них возникает чувство вины, они решают, что так жить больше нельзя и налагают запрет (табу) на область влечения к родителям, а потом и к ближайшим родственникам. Отныне нельзя больше убивать отца и жениться на матери. Но сами влечения к этим действиям как были, так и остались, что привело к их вытеснению в бессознательное и появлению вышеуказанных комплексов. Само сексуальное влечение, или сексуальная энергия – либидо – с помощью защитных психических механизмов было направлено на другие области деятельности: искусство, науку, религию и т.п.

В контексте своей теории сексуальности Фрейд толковал сновидения. Толкование сновидений было важным методом в его врачебной практике. Этот метод позволял вычленить причину комплекса, порождающего невроз, так как бессознательное проявляет в сновидениях то, о чем человек не может или не хочет говорить прямо. Сны, по мнению Фрейда, это проигрывание вытесненных желаний, в основном, конечно, сексуальных. А так как все, что может присниться, имеет по необходимости или вытянутую (фаллическую) или округлую (влагальную) формы, то истолковать любое сновидение как сексуальное проще простого.

Фрейд жил в эпоху, которая непохожа на современную; тогда была совсем другая сексуальная ситуация. Сейчас разрешено слишком многое из того, что в его время было под строжайшим запретом. Поэтому в наше время его теория выглядит несколько странно. Если строго придерживаться теории Фрейда, то становится непонятным, почему в наш век сексуальной свободы сновидения как снились так и снятся, неврозов не становится меньше, а скорее наоборот, гомосексуалистов и людей других ориентаций остается все столько же. Почему же именно концепция Фрейда становится столь значительной для европейской культуры? В современном массовом сознании его теория стала уже мифологической; с помощью бессознательного объясняют те феномены, которые ранее объяснялись воздействием бесов, духов и т.п. Почему теория бессознательного именно в сексуальной интерпретации становится мифологической? Толчком к созданию этой теории послужил страх перед неизвестным, непостижимым; теория сексуальности должна была служить защитой от мистики, проявления мистических феноменов в реальной жизни. Люди делятся на два типа: те, кого неизвестное и тайное пугают, и те, кого это, наоборот, притягивает. Людей первого типа гораздо больше, чем второго. Фрейд принадлежал к первому типу, его пугало и отталкивало все тайное и непостижимое; он поэтому пытался всему найти рациональное объяснение, изгнать тем самым тайну, а с ней и страх. Юнг, например, является личностью совершенно противоположного типа; тайное его притягивает, он стремится исследовать неизвестные области, а не объяснять их. Так как людей первого типа большинство, то ими востребована именно фрейдовская теория. Фрейд стал символом культуры потому, что отвечал потребности людей в изгнании страха.

Недостатки теории Фрейда:

1 предвзятость

2 произвольность распространения выводов, которые были сделаны для узкой группы людей (германских бюргеров), с которыми работал Фрейд. Это были люди образованные, способные, как минимум, заплатить за лечение, а значит обеспеченные. Далеко не все люди в мире являются таковыми.

3 сведение сложных явлений психики к простым: феноменов искусства, нравственности, духовности к сексуальности.

4 теория Фрейда не является фальсифицируемой, что означает ее ненаучность. Любые факты можно подогнать под эту теорию, то есть она является неопровержимой, а это свойство мифологичности.

Фрейд и психодинамическая перспектива

Цели обучения

  • Описать предположения психодинамической точки зрения на развитие личности, включая Ид, Эго и Супер-Эго
  • Дайте определение и опишите защитные механизмы
  • Дайте определение и опишите психосексуальные стадии развития личности

Зигмунд Фрейд (1856–1939), вероятно, самый противоречивый и неправильно понятый теоретик психологии. Читая теории Фрейда, важно помнить, что он был врачом, а не психологом. В то время, когда он получил образование, не было такой вещи, как степень в области психологии, что может помочь нам понять некоторые споры по поводу его теорий сегодня. Тем не менее, Фрейд был первым, кто систематически изучал и теоретизировал работу бессознательного в той манере, которую мы связываем с современной психологией.

В первые годы своей карьеры Фрейд работал с Йозефом Брейером, венским врачом. В это время Фрейд был заинтригован историей одной из пациенток Брейера, Берты Паппенгейм, которую называли под псевдонимом Анна О. (Launer, 2005). Анна О. ухаживала за своим умирающим отцом, когда у нее появились такие симптомы, как частичный паралич, головные боли, нечеткость зрения, амнезия и галлюцинации (Launer, 2005). Во времена Фрейда эти симптомы обычно называли истерией. Анна О. обратилась за помощью к Брейеру. Он провел 2 года (1880–1882), леча Анну О., и обнаружил, что, если позволить ей рассказать о своем опыте, это, по-видимому, принесет некоторое облегчение ее симптомам. Анна О. назвала его лечение «лечением разговором» (Launer, 2005). Несмотря на то, что Фрейд никогда не встречался с Анной О., ее история послужила основой для 1895 книга, Исследования истерии , которую он написал в соавторстве с Брейером. Основываясь на описании Брейером лечения Анны О., Фрейд пришел к выводу, что истерия была результатом сексуального насилия в детстве и что эти травматические переживания были скрыты от сознания. Брейер не согласился с Фрейдом, из-за чего их совместная работа вскоре прекратилась. Однако Фрейд продолжал работать над совершенствованием разговорной терапии и построением своей теории личности.

Уровни сознания

Чтобы объяснить концепцию сознательного и бессознательного опыта, Фрейд сравнил разум с айсбергом (рис. 1). Он сказал, что только около одной десятой части нашего разума составляет в сознании , а остальная часть нашего разума бессознательна. Наше бессознательное относится к той умственной деятельности, о которой мы не знаем и к которой не имеем доступа (Фрейд, 1923). Согласно Фрейду, неприемлемые побуждения и желания удерживаются в нашем бессознательном посредством процесса, называемого вытеснением. Например, иногда мы говорим вещи, которые не собираемся говорить, непреднамеренно заменяя то слово, которое мы имели в виду, другим словом. Вы, наверное, слышали об оговорке по Фрейду, термин, используемый для описания этого. Фрейд предположил, что оговорки на самом деле являются сексуальными или агрессивными побуждениями, случайно выскальзывающими из нашего бессознательного. Подобные речевые ошибки встречаются довольно часто. Рассматривая их как отражение бессознательных желаний, современные лингвисты обнаружили, что оговорки, как правило, происходят, когда мы устали, нервничаем или не достигаем оптимального уровня когнитивных функций (Motley, 2002).

Рисунок 1 . Фрейд считал, что мы осознаем лишь небольшую часть деятельности нашего разума и что большая ее часть остается скрытой от нас в нашем бессознательном. Информация в нашем бессознательном влияет на наше поведение, хотя мы этого не осознаем.

Согласно Фрейду, наша личность развивается в результате конфликта между двумя силами: нашими биологическими агрессивными и стремящимися к удовольствиям влечениями против нашего внутреннего (социализированного) контроля над этими влечениями. Наша личность является результатом наших усилий уравновесить эти две конкурирующие силы. Фрейд предположил, что мы можем понять это, представив три взаимодействующие системы в нашем сознании. Он назвал их ид, эго и суперэго (рис. 2).

Рисунок 2 . Работа эго, или самости, состоит в том, чтобы сбалансировать агрессивные/ищущие удовольствия побуждения Ид с моральным контролем Суперэго.

Бессознательное id содержит наши самые примитивные побуждения или побуждения и присутствует с рождения. Он направляет импульсы голода, жажды и секса. Фрейд считал, что Оно действует по тому, что он называл «принципом удовольствия», согласно которому Оно стремится к немедленному удовлетворению. Через социальные взаимодействия с родителями и другими людьми в окружении ребенка развиваются эго и суперэго, помогающие контролировать ид. Суперэго развивается по мере того, как ребенок взаимодействует с другими людьми, изучая социальные правила правильного и неправильного. Суперэго действует как наша совесть; это наш моральный компас, который говорит нам, как мы должны себя вести. Он стремится к совершенству и оценивает наше поведение, вызывая чувство гордости или — когда мы не в идеале — чувство вины. В отличие от инстинктивного Ид и суперэго, основанного на правилах, эго является рациональной частью нашей личности. Это то, что Фрейд считал самостью, и это часть нашей личности, которую видят другие. Его работа состоит в том, чтобы сбалансировать требования ид и суперэго в контексте реальности; таким образом, он действует на основе того, что Фрейд называл «принципом реальности». Эго помогает Ид реалистично удовлетворять свои желания.

Ид и Суперэго находятся в постоянном конфликте, потому что Ид хочет мгновенного удовлетворения независимо от последствий, но Суперэго говорит нам, что мы должны вести себя социально приемлемым образом. Таким образом, задача эго состоит в том, чтобы найти золотую середину. Это помогает удовлетворить желания Ид рациональным способом, который не приведет нас к чувству вины. Согласно Фрейду, человек с сильным эго, способным уравновесить потребности Ид и Супер-Эго, обладает здоровой личностью. Фрейд утверждал, что дисбаланс в системе может привести к невроз (склонность испытывать негативные эмоции), тревожные расстройства или нездоровое поведение. Например, человек, над которым доминирует его Ид, может быть самовлюбленным и импульсивным. Человек с доминирующим Супер-Эго может находиться под контролем чувства вины и отказывать себе даже в социально приемлемых удовольствиях; и наоборот, если суперэго слабое или отсутствует, человек может стать психопатом. Чрезмерно доминирующее эго можно увидеть у чрезмерно контролируемого человека, чье рациональное понимание реальности настолько сильно, что он не осознает своих эмоциональных потребностей, или у невротика, который чрезмерно обороняется (чрезмерно использует защитные механизмы эго).

Попробуйте

Защитные механизмы

Фрейд считал, что чувство тревоги возникает из-за неспособности Эго опосредовать конфликт между Ид и Супер-Эго. Когда это происходит, Фрейд считал, что эго стремится восстановить равновесие с помощью различных защитных мер, известных как защитных механизмов (рис. 3). Когда определенные события, чувства или стремления вызывают индивидуальную тревогу, человек желает уменьшить эту тревогу. Для этого подсознание человека использует механизмы защиты эго, бессознательные защитные действия, направленные на уменьшение беспокойства. Эго, обычно сознательное, прибегает к бессознательным усилиям, чтобы защитить эго от подавления тревогой. Когда мы используем защитные механизмы, мы не осознаем, что используем их. Кроме того, они действуют различными способами, которые искажают действительность. Согласно Фрейду, все мы используем защитные механизмы эго.

Рисунок 3 . Защитные механизмы — это бессознательные защитные действия, направленные на уменьшение беспокойства.

Хотя все используют защитные механизмы, Фрейд считал, что их чрезмерное использование может быть проблематичным. Например, предположим, что Джо Смит — школьный футболист. В глубине души Джо испытывает сексуальное влечение к мужчинам. Его сознательное убеждение состоит в том, что быть геем аморально и что, если бы он был геем, его семья отреклась бы от него, и он подвергся бы остракизму со стороны сверстников. Следовательно, существует конфликт между его сознательными убеждениями (быть геем неправильно и приведет к изгнанию) и его бессознательными побуждениями (влечением к мужчинам). Мысль о том, что он может быть геем, вызывает у Джо чувство беспокойства. Как он может уменьшить свою тревогу? Джо может обнаружить, что ведет себя как «мачо», отпускает гейские шутки и придирается к школьному сверстнику-гею. Таким образом, бессознательные импульсы Джо еще больше подавляются.

Существует несколько различных типов защитных механизмов. Например, при вытеснении вызывающие тревогу воспоминания из сознания блокируются. В качестве аналогии предположим, что ваша машина издает странный шум, но поскольку у вас нет денег, чтобы ее починить, вы просто включаете радио, чтобы больше не слышать странный шум. В конце концов, вы забываете об этом. Точно так же в человеческой психике, если воспоминание слишком подавляющее, чтобы с ним можно было справиться, оно может быть вытеснено и, таким образом, удалено из сознания (Freud, 19).20). Эта подавленная память может вызывать симптомы в других областях.

Другим защитным механизмом является формирование реакции , при которой человек выражает чувства, мысли и поведение, противоположные его склонностям. В приведенном выше примере Джо высмеивал сверстника-гомосексуалиста, в то время как сам испытывал влечение к мужчинам. В регрессии человек действует намного моложе своего возраста. Например, четырехлетний ребенок, который возмущается появлением новорожденного брата или сестры, может вести себя как младенец и снова пить из бутылочки. В проекция , человек отказывается признавать свои бессознательные чувства и вместо этого видит эти чувства в ком-то другом. Другие защитные механизмы включают рационализацию , смещение и сублимацию .

Попробуйте

Стадии психосексуального развития

Фрейд считал, что личность развивается в раннем детстве: детские переживания формируют нашу личность, а также наше поведение во взрослом возрасте. Он утверждал, что в детстве мы развиваемся через ряд стадий. Каждый из нас должен пройти через эти этапы детства, и если у нас не будет надлежащего воспитания и воспитания на каком-то этапе, мы застрянем или зациклимся на этом этапе, даже будучи взрослыми.

На каждой психосексуальной стадии развития стремления ребенка к наслаждению, исходящие из Ид, фокусируются на другой области тела, называемой эрогенной зоной. Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная (табл. 1).

Теория психосексуального развития Фрейда весьма противоречива. Чтобы понять истоки теории, полезно ознакомиться с политическим, социальным и культурным влиянием эпохи Фрейда в Вене на рубеже 20-го века. В ту эпоху климат сексуального подавления в сочетании с ограниченным пониманием и образованием, касающимся человеческой сексуальности, сильно повлиял на точку зрения Фрейда. Учитывая, что секс был запретной темой, Фрейд предположил, что негативные эмоциональные состояния (неврозы) возникают в результате подавления бессознательных сексуальных и агрессивных побуждений. Для Фрейда его собственные воспоминания и интерпретации переживаний и сновидений пациентов были достаточным доказательством того, что психосексуальные стадии были универсальными событиями в раннем детстве.

” The contents of the five rows are as follows. The first row contains “oral; 0–1; mouth; weaning off breast or bottle; and smoking, overeating.” The second row contains “anal; 1–3; anus; toilet training; and neatness, messiness.” The third row contains “phallic; 3–6; genitals; Oedipus/Electra complex; and vanity, overambition.” The fourth row contains “latency; 6–12; none; none; and none.” The fifth row contains “genital; 12+; genitals; none; and none.”»>
Таблица 1. Стадии психосексуального развития Фрейда
Сцена Возраст (лет) Эрогенная зона Крупный конфликт Пример фиксации для взрослых
Оральный 0–1 Рот Отлучение от груди или бутылочки Курение, переедание
Анал 1–3 Анус Приучение к туалету Аккуратность, неряшливость
Фаллический 3–6 Гениталии Комплекс Эдипа/Электры Тщеславие, чрезмерное честолюбие
Задержка 6–12 Нет Нет Нет
Генитальный 12+ Гениталии Нет Нет

Оральная сцена

На оральной стадии (от рождения до 1 года) удовольствие сосредоточено на рту. Прием пищи и удовольствие, получаемое от сосания (соски, пустышки и большого пальца), играют большую роль в первый год жизни ребенка. Примерно в возрасте 1 года младенцев отлучают от бутылочки или груди, и этот процесс может вызвать конфликт, если опекуны не справятся с ним должным образом. Согласно Фрейду, взрослый, который курит, пьет, переедает или грызет ногти, фиксируется на оральной стадии своего психосексуального развития; она могла быть отнята от груди слишком рано или слишком поздно, что привело к этим тенденциям фиксации, которые все стремятся ослабить тревогу.

Анальная сцена

Пройдя оральную стадию, дети вступают в то, что Фрейд назвал анальной стадией (1–3 года). На этом этапе дети испытывают удовольствие от движений кишечника и мочевого пузыря, поэтому вполне логично, что конфликт на этом этапе связан с приучением к туалету. На этом этапе развития дети работают над тем, чтобы научиться контролировать себя. Фрейд предположил, что успех на анальной стадии зависит от того, как родители относятся к приучению к туалету. Родители, которые хвалят и вознаграждают, поощряют положительные результаты и могут помочь детям почувствовать себя компетентными. Жесткие родители в приучении к туалету могут заставить ребенка настолько бояться испачкаться, что он чрезмерно контролирует и зацикливается на анальной стадии, что приводит к развитию анально-удерживающей личности. Анально-сохраняющая личность скупа и упряма, имеет навязчивую потребность в порядке и аккуратности и может считаться перфекционистом. Если родители слишком снисходительны в приучении к туалету, ребенок может не развить достаточный самоконтроль, зациклиться на этом этапе и развить анально-экпульсивную личность. Анально-изгнательная личность неряшлива, небрежна, неорганизованна и склонна к эмоциональным вспышкам.

Фаллическая сцена

Третьей стадией психосексуального развития Фрейда является фаллическая стадия (3–6 лет), соответствующая возрасту, когда дети осознают свое тело и узнают различия между мальчиками и девочками. Эрогенной зоной на этом этапе являются половые органы. Конфликт возникает, когда ребенок испытывает влечение к родителю другого пола, а также ревность и ненависть к родителю того же пола. У мальчиков это называется Эдиповым комплексом, включающим стремление мальчика к своей матери и его стремление заменить своего отца, который рассматривается как соперник за внимание матери. При этом мальчик боится, что отец накажет его за чувства, поэтому переживает страх кастрации . Эдипов комплекс успешно разрешается, когда мальчик начинает идентифицировать себя со своим отцом как косвенный способ иметь мать. Неспособность разрешить Эдипов комплекс может привести к фиксации и развитию личности, которую можно охарактеризовать как тщеславную и чрезмерно амбициозную.

На фаллической стадии девочки переживают аналогичный конфликт — комплекс Электры. Комплекс Электры, который часто приписывают Фрейду, на самом деле был предложен протеже Фрейда Карлом Юнгом (Jung & Kerenyi, 19). 63). Девушка жаждет внимания отца и хочет занять место матери. Фрейд также говорил, что девочки сердятся на мать за то, что она не дала им пенис — отсюда термин зависть к пенису . Хотя изначально Фрейд рассматривал комплекс Электры как параллель Эдипову комплексу, позже он отверг его, тем не менее, он остается краеугольным камнем теории Фрейда, отчасти благодаря ученым в этой области (Freud, 1931/1968; Scott, 2005).

Период ожидания

За фаллической стадией психосексуального развития следует период, известный как латентный период (6 лет до полового созревания). Этот период не считается стадией, потому что сексуальные чувства дремлют, поскольку дети сосредотачиваются на других занятиях, таких как школа, дружба, хобби и спорт. Дети обычно участвуют в мероприятиях со сверстниками того же пола, что способствует закреплению гендерно-ролевой идентичности ребенка.

Генитальная стадия

Заключительной стадией является генитальная стадия (начиная с полового созревания). На этой стадии происходит сексуальное пробуждение, когда вновь всплывают инцестуозные побуждения. Молодой человек перенаправляет эти побуждения на других, более социально приемлемых партнеров (которые часто напоминают родителя другого пола). Люди на этой стадии имеют зрелые сексуальные интересы, что для Фрейда означало сильное влечение к представителям другого пола. Люди, которые успешно завершили предыдущие стадии, достигнув генитальной стадии без фиксаций, считаются уравновешенными, здоровыми взрослыми.

Хотя большинство идей Фрейда не нашли поддержки в современных исследованиях, мы не можем сбрасывать со счетов тот вклад, который Фрейд внес в область психологии. Именно Фрейд указал, что большая часть нашей психической жизни находится под влиянием переживаний раннего детства и происходит вне нашего сознательного понимания; его теории проложили путь другим.

В то время как внимание Фрейда к биологическим влечениям привело его к подчеркиванию влияния социокультурных факторов на развитие личности, его последователи быстро поняли, что одна только биология не может объяснить разнообразие, с которым они столкнулись по мере распространения практики психоанализа во время нацистского Холокоста. Антисемитизм, преобладавший в этот период времени, возможно, побудил основных психоаналитиков сосредоточить внимание в первую очередь на универсальности психологических структур разума.

Теории Фрейда сегодня

Эмпирические исследования по оценке психодинамических концепций дали неоднозначные результаты: одни концепции получили хорошую эмпирическую поддержку, а другие — нет. Например, представление о том, что мы выражаем сильные сексуальные чувства с самого раннего возраста, как предполагает модель психосексуальной стадии, не выдержало эмпирической проверки. С другой стороны, идея о том, что существуют зависимые, ориентированные на контроль и конкурентные типы личности — идея, также вытекающая из психосексуальной сценической модели, — кажется полезной.

Многие идеи с психодинамической точки зрения были изучены эмпирически. Люборски и Барретт (2006) проанализировали большую часть этого исследования; другие полезные обзоры предоставлены Bornstein (2005), Gerber (2007) и Huprich (2009). А пока давайте рассмотрим три психодинамические гипотезы, получившие убедительную эмпирическую поддержку.

  • Бессознательные процессы влияют на наше поведение, как и предсказывает психодинамическая перспектива. Мы воспринимаем и обрабатываем гораздо больше информации, чем осознаем, и большая часть нашего поведения формируется чувствами и мотивами, о которых мы в лучшем случае лишь частично осознаем (Bornstein, 2009)., 2010). Доказательства важности бессознательных влияний настолько убедительны, что стали центральным элементом современной когнитивной и социальной психологии (Robinson & Gordon, 2011).
  • Все мы используем средства защиты эго, и они помогают определить нашу психологическую адаптацию и физическое здоровье. Люди действительно различаются по степени, в которой они полагаются на различные защиты эго, настолько, что исследователи теперь изучают «стиль защиты» каждого человека (уникальный набор защит, которые мы используем). Оказывается, одни защиты более адаптивны, чем другие: рационализация и сублимация более здоровы (с точки зрения психологии), чем вытеснение и реактивное формирование (Cramer, 2006). Отрицание в буквальном смысле вредно для вашего здоровья, потому что люди, которые используют отрицание, склонны игнорировать симптомы болезни, пока не становится слишком поздно (Бонд, 2004).
  • Ментальные представления о себе и других действительно служат чертежами для последующих отношений. Десятки исследований показали, что мысленные образы наших родителей и других значимых личностей действительно формируют наши ожидания в отношении будущих дружеских и романтических отношений. Представление о том, что вы выбираете романтического партнера, похожего на маму или папу, является мифом, но это правда, что вы ожидаете, что другие будут относиться к вам так же, как к вам относились ваши родители в раннем возрасте (Silverstein, 2007; Wachtel, 19 лет).97).

Попробуйте

Подумай об этом

  • Какие примеры защитных механизмов вы использовали сами или видели, как их использовали другие?

Глоссарий

анальная стадия: психосексуальная стадия, на которой дети испытывают удовольствие от движений кишечника и мочевого пузыря : бессознательное защитное поведение, предназначенное для уменьшения беспокойства эго

смещение: механизм защиты эго, при котором человек переносит неуместные побуждения или поведение на более приемлемую или менее опасную цель часть личности, видимая другим

генитальная стадия: психосексуальная стадия, на которой основное внимание уделяется зрелым сексуальным интересам

id: аспект личности, состоящий из наших самых примитивных влечений или побуждений, включая импульсы голода, жажды и секса испытывать отрицательные эмоции

оральная стадия:  психосексуальная стадия, на которой удовольствие младенца сосредоточено на рту

фаллическая стадия:  психосексуальная стадия, на которой основное внимание уделяется гениталиям

проекция: механизм защиты эго, при котором человек, столкнувшийся с тревогой, маскирует свои неприемлемые побуждения или поведение, приписывая их другим людям сосредоточены на определенных областях тела, называемых эрогенными зонами

рационализация: механизм защиты эго, при котором человек, столкнувшийся с тревогой, оправдывает свое поведение

формирование реакции: механизм защиты эго, при котором человек, столкнувшийся с тревогой, меняет неприемлемые побуждения или поведение на противоположные

регрессия: механизм защиты эго, при котором человек, столкнувшийся с тревогой, возвращается к более незрелому поведенческому состоянию вытеснение: защитный механизм эго, при котором мысли и воспоминания, связанные с тревогой, сохраняются в бессознательном

сублимация: защитный механизм эго, при котором неприемлемые побуждения направляются в более подходящие виды деятельности

суперэго: аспект личности, служащий моральным компасом или совестью

бессознательное: умственная деятельность, к которой мы не осознаем и не можем получить доступ

Поддержите!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Забудьте о Фрейде, исследования образов сновидений могут помочь нам понять сознание

Ума Шахани, Разговор

Боковой вид височной доли. Предоставлено: BodyParts3D/Anatomography через wikimedia, CC BY-SA.

Исследователи обнаружили, что быстрые движения глаз (БДГ) во время сна могут способствовать визуальной части наших снов, действуя как переключение от изображения к изображению. Исследование, в ходе которого измерялась активность отдельных клеток мозга как у бодрствующих, так и у спящих участников, важно, потому что оно является первым в своем роде и дает отличную отправную точку для раскрытия более глубоких секретов человеческого сознания.

Сознание можно грубо охарактеризовать как наше осознание окружающей среды и нашу способность реагировать на нее. Однако Зигмунд Фрейд и его последователи описывали сны как глубоко укоренившиеся, бессознательные психические желания. Сегодня многие вместо этого видят в них интерпретацию изображений окружающей среды, хранящихся в определенных частях мозга. Считается, что эти образы проецируются на зрительную кору, чтобы мы могли «видеть их» во сне.

Физиологи и психологи-экспериментаторы называют мысленные образы трехмерных сцен «визуально-пространственными образами», которые аналогичны тому, что мы видим во сне. У людей мы знаем, что прямая стимуляция определенных областей мозга у пациентов с эпилепсией вызывает образы, похожие на сновидения. Однако совместить толкование сновидений по Фрейду с физиологическими основами сновидения в единое исследование — сложная задача.

Новое исследование основано на измерениях с помощью электродов, впервые имплантированных в мозг человека, что дает информацию из первых рук о том, как ведут себя отдельные нейроны у сновидящих людей.

БДГ происходят, когда мы полностью бодрствуем, а также когда мы спим. Цель исследования состояла в том, чтобы сравнить эти два состояния у людей, чтобы установить, похожа ли активность мозга во время сна на активность во время бодрствования. Конкретной областью мозга, на которую смотрели исследователи, была медиальная височная доля — область, связанная с областями, которые обрабатывают зрительное восприятие.

Команда зафиксировала циклы сна и бодрствования у 19 пациентов-добровольцев с типом эпилепсии, который нельзя контролировать с помощью лекарств. Поэтому таким пациентам в мозг имплантируют электроды, которые могут записывать информацию, чтобы очертить область, ответственную за начало эпилептических припадков, чтобы в конечном итоге эту область можно было удалить хирургическим путем.

Исследователи использовали эти электроды для записи быстрого сна. Чтобы посмотреть, как мозг обрабатывает визуальную информацию, они отслеживали БДГ, когда пациенты бодрствовали — либо когда смотрели DVD, либо общались с людьми в хорошо освещенной комнате. Они также наблюдали за участниками, когда они бодрствовали в темной комнате, то есть не обрабатывали никакой визуальной информации. В качестве контроля, в котором движения глаз подавлялись, участников просили зафиксировать изображение на короткое время.

Они обнаружили, что нейроны увеличивали частоту возбуждения после быстрого сна так же, как и когда участники бодрствовали и обрабатывали визуальную информацию. Однако сходства было меньше, когда пациенты находились в темноте. Это указывает на то, что БДГ во время сна или бодрствования тесно связан с обработкой зрительной информации.

Открытие потенциально может означать, что БДГ являются важными единицами интеграции, которые связывают сон и бодрствование — и, следовательно, сознание — вместе. Учитывая, что активность в медиальной височной доле тесно связана со зрительным восприятием, эти результаты могут указывать на то, что БДГ во время сна может быть отражением переключения с одного образа на другой во сне. Полученные результаты могут привести к исследованиям, объединяющим нейронные, сосудистые и поведенческие данные, которые помогут нам понять человеческое сознание.

Нейронам для функционирования требуются энергия и кислород, которые поступают к ним с кровью. Сосудистые данные могут быть зарегистрированы с использованием метода визуализации мозга, известного как функциональная спектроскопия в ближней инфракрасной области, которая может предоставить показатель оксигенации мозга во время нейроваскулярной связи БДГ — взаимосвязь между локальной нервной активностью и изменениями мозгового кровотока, которые происходят в результате Это.

Мы можем объединить нейроваскулярные данные во время БДГ с поведенческими данными, полученными путем измерения того, как мозг избирательно блокирует визуальную обработку во время движений глаз, чтобы избежать размытых изображений на сетчатке. Эти размытые изображения бесполезны, поэтому мы на самом деле их не видим, а вместо этого четко видим отдельные кадры. Конечно, мы этого не замечаем, потому что у нас также есть дар аккомодации (изменение формы нашего хрусталика, когда мы смотрим вблизи или вдаль) на протяжении большей части нашей жизни. Но когда мы достигаем среднего возраста, эта реакция исчезает, и мы можем осознавать этот эффект.

Объединив электрические и сосудистые записи нейронов во время быстрого сна, мы сможем выяснить, имеет ли место тот же эффект, когда мы видим сны. Будут ли нейроны, которые кратковременно неактивны, потреблять меньше кислорода? Именно эту сложную взаимосвязь между различными типами данных нам нужно соединить с психологией, чтобы пролить больше света на БДГ, сны и способность мозга усваивать внешнюю среду и визуальное пространство.

Источник: Разговор

Эта история опубликована с разрешения The Conversation (под Creative Commons-Attribution/Без производных).

Цитата : Забудьте о Фрейде, исследования образов сновидений могут помочь нам понять сознание (13 августа 2015 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *