3 объект и предмет социальной психологии
3. Объект и предмет социальной психологии.
Социальная психология — наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей
Предмет и объект социальной психологии. По вопросу о предмете социальной психологии сложились три основных подхода. Согласно первому из них предметом социальной психологии являются массовидные явления психики. Данный подход разрабатывается социологами, в нем изучаются: психология классов, больших социальных общностей, различные стороны общественной психологии групп (традиции, нравы, обычаи)..
Согласно второму подходу предметом социальной психологии является личность. Этот подход получил распространение среди психологов. В рамках данного подхода дискутируется вопрос о том, в каком контексте исследовать личность.
Третий подход представляет попытку синтеза первых двух. Социальная психология рассматривается как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Следует отметить, что такое понимание предмета социальной психологии больше всего отвечает реальной практике исследований.
В настоящее время наиболее общепринятым определением предметом социальной психологии является следующее: изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также изучение психологических характеристик самих этих групп.
В качестве объекта исследования социальной психологии, могут выступать: личность, социальная группа (как малая, состоящая из двух-трех человек, так и большая, включающая в себя представителей всего этноса). Кроме того, к объекту социальной психологии относится изучение процессов развития личности и конкретной группы, процессов межличностного и межгруппового взаимодействия.
Социальная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности возникновения и функционирования психологических явлений, существование которых обусловлено взаимодействием людей в обществе и их включенностью в различные социальные группы.
Объектом социальной психологии являются конкретные социальные общности (группы людей) и отдельные их представители. Предметом ее выступают закономерности возникновения и функционирования социально-психологических явлений и процессов, представляющих собой результат взаимодействия людей как представителей различных социальных общностей
В больших группах – этносах (нациях), классах, религиозных конфессиях, политических и общественных организациях– функционируют специфические социально-психологические феномены, которые получили обобщенные названия «психология нации», «классовая психология», «религиозная психология», «психология политики». Они отличаются сложным содержанием, неоднозначно трактуемым многими учеными, разнообразными формами проявления. Их изучают соответствующие отрасли социальной психологии: этническая психология, психология классов, психология религии, политическая психология.
В малых группах функционируют в основном такие социально-психологические явления, как межличностные отношения, групповые устремления, настроения, мнения и традиции. Именно в малых группах осуществляются непосредственные и тесные контакты между всеми людьми, их составляющими. В то время, как в больших группах такие всесторонние контакты между всеми их членами невозможны. Отрасль социальной психологии, изучающая социально-психологические явления и процессы в малых группах носит название психологии малой группы.
Социальная психология: предмет изучения и специфика
Социальная психология – это довольно сложная и многопрофильная область психологической науки. Она направлена на изучение практически каждой из отраслей жизни и деятельности человека в обществе: социального общения и взаимоотношения людей в социуме, психологических закономерностей социального поведения людей, а также мотивов объединения их в группы, конфликтов и общественных настроений. Социально-психологические знания необходимы любому индивиду, так как каждый общается и взаимодействует с прочими индивидами, а также сталкивается с межличностными проблемами.
Знания теоретического плана касательно социально-психологических процессов разрабатывались в классических работах отечественных и заграничных авторов, таких как Г.М. Андреева, А.Л. Журавлев, А.А. Бодалев, Е.С. Кузьмин, Д. Майерс, Б.Д. Парыгин, Т. Шибутани и прочих. В данном материале отображены результаты исследований в социальной психологии, проводившихся в современное время.
Можно выделить следующие актуальные направления – введение в социальную психологию, понятие о группе как социально-психологическом феномене, психологию общения, а также феномен личности в социальной психологии.
Введение в социальную психологию
Важно получить сведения об объекте и предмете социальной психологии, а также о ее задачах.
В начале двадцатого века, в 1908 году, были впервые напечатаны практически в одно и то же время работы англичанина В. Мак-Дугалла «Введение в социальную психологию» и американца Э. Росса, специализировавшегося на социологии, «Социальная психология». Социальная психология в качестве отдельной науки появилась только в конце девятнадцатого столетия на стыке таких наук, как социология и психология. Постепенное развитие социума ставило перед учеными деятелями разнообразные социально-психологические задачи, своевременное решение которых стало очень важным для совершенствования таких областей общественной жизни, как политика, воспитание, производственные отношения и управление и так далее. Но оказалось, что данные проблемы довольно трудно изучать исключительно в рамках существовавших на тот момент научных дисциплин. Нужна была, в первую очередь, интеграция психологии и социологии, так как психология занимается изучением психики человека, а социология – изучением общества.
Психология и социология, по мнению Г.М. Андреевой, превратились в «материнские» дисциплины по отношению к появившейся социальной психологии. И при этом нельзя думать, что социальная психология – это только некая часть психологии и социологии. Самостоятельность этой сферы научного знания обуславливается спецификой предмета исследования, и он не способен изучаться в рамках одной из этих дисциплин.
Специфика предмета социальной психологии
Касательно специфики предмета социальной психологии есть разные мнения. В первую очередь под социальной психологией традиционно понимают многообразие проявлений социальной психики индивида: некие особенности его психического состояния, а также поведения в ситуации группового и массового взаимодействия с прочими индивидами. Во вторую очередь понятие «социальная психология» используется для обозначения научного направления, которое изучает закономерности психической жизнедеятельности индивида в обществе, в общении, а также во взаимодействии с прочими индивидами. Здесь указывается определение данной научной сферы, которое наиболее распространено именно в отечественной социальной психологии.
Социальная психология – это наука, которая занимается изучением закономерностей поведения, а также деятельности индивидов, объединенных в некие социальные группы, а также психологических характеристик данных групп.
Социальные группы формируются в рамках исторически определенного общества как некая совокупность людей, которые связаны между собой единством интересов, национальных и культурных ценностей, а также норм поведения.
Предмет изучения социальной психологии
Предметом изучения социальной психологии являются конкретные социально-психологические феномены, среди которых:
- Некие психологические факты, закономерности, а также механизмы общения и взаимодействия индивидов при совместно осуществляемой деятельности.
- Проявление, а также формирование определенных особенностей личности в разных общностях людей.
- Психологические взаимосвязи, которые формируются между индивидами в процессе их взаимодействия друг с другом.
- Психологические процессы появления, функционирования и развития разноплановых общностей индивидов и другие социально-психологические процессы и явления.
В конкретной зависимости от одного либо другого понимания предмета социальной психологии можно выделить базисные объекты социальной психологии, которые изучает данная наука, то есть носители социально-психологических явлений. К ним причисляют:
- Личность в группе как в некой системе отношений.
- Взаимодействие в рамках системы «личность-личность» (родитель-ребенок, руководитель-исполнитель, психолог-клиент, доктор-пациент и так далее).
- Малая группа, такая как семья, трудовая бригада, учебный класс, воинский экипаж, группа приятелей и так далее.
- Взаимодействие в рамках системы «личность-группа» (лидер-ведомый, руководитель-трудовой коллектив, ученик-учебный класс, командир-взвод и так далее).
- Взаимодействие в рамках системы «группа-группа» (соревнование команд между собой, групповые переговоры, межгрупповые конфликтные ситуации и так далее).
- Большая социальная группа (это может быть этнос, общественное движение, партия, социальный слой и так далее).
В последнее время большинство ученых, раздумывая над актуальными научными задачами, говорят о том, что активные социальные преобразования в мире требуют от специалиста любой психологической сферы социально-психологического понимания социальных процессов.
Замечание 1Практика последних лет и десятилетий продемонстрировала, насколько важной проблемой является психологическая неготовность индивидов к изменениям — социальным, политическим, экономическим, идеологическим.
Знаменитый отечественный социальный психолог Б.Д. Парыгин полагает, что большинство затруднений в социально-экономическом, политическом и правовом реформировании социума можно объяснить не только и не столько несовершенством одних либо других частных социальных проектов, сколько их полной несоотнесенностью с духовно-нравственным и социально-психологическим состоянием индивида. Он утверждает, что необходимо развивать и улучшать духовно-нравственную и социально-психологическую культуру, а также гражданское самосознание индивидов. Для успешного решения таких задач требуются глубокие и разноплановые знания в области именно социальной психологии.
Проводя оценку перспектив фундаментальных психологических исследований, Д.И. Фельдштейн рассматривает разные аспекты влияния глобальных общественных перемен на отдельного индивида. Большой объем данных, дискредитация значительного числа нравственных ориентиров, манипулирование сознанием индивида через СМИ, нестабильность экологической, политической, общественной и экономической обстановки – все это меняет сознание, деятельность, а также мотивационно-потребностную и эмоционально-волевую сферы личности.
Одной из главнейших исследовательских задач Д.И. Фельдштейн называл исследование проблемы самоопределения индивида, а также его личной идентификации с конкретной группой – страной, этносом, человеческим сообществом в целом. Нужно исследовать недостаточно изученные грани проблемы отношений, и в первую очередь «по вертикали»: дети-взрослые, молодые-пожилые. При этом нужно рассматривать не только отношения детей и взрослых, но конкретно их взаимодействие, и в том числе взаимовлияние.
Г.М. Андреева, указывая на важность развития психологии социального познания, утверждает, что нет ничего более значимого для индивида в сложном сегодняшнем мире, чем познание того, что его окружает, какие переживания данное окружение в нем вызывает и, конечно, как в подобных условиях нужно действовать. Практическая значимость социальной психологии, а также понимания предмета и методов социальной психологии, предопределяется важностью решаемых ею задач, напрямую связанных с жизнью индивида в обществе.
Задачи исследований социально-психологических феноменов действительно многогранны, среди них можно выделить:
- Изучение содержания, форм проявления, а также закономерностей функционирования определенных социально-психологических процессов и явлений.
- Установление всесторонних связей с представителями смежных наук, таких как социология, философия и прочие общественные науки, в совместном исследовании социально-психологических феноменов.
- Прогнозирование экономических, политических, национальных и прочих существующих процессов в развитии государств на основании учета социально-психологических механизмов и закономерностей.
Социальная психология должна заниматься вопросами, которые волнуют определенное общество. В некоторых частях нашей планеты гораздо более значимы вопросы межрасовых отношений, а также дискриминации женщин. В других на первый план выходят вопросы межкультурной миграции населения, реформы образования, мотивации трудовой деятельности, экологического сознания, перемен в институте семьи и брака и так далее. Изучая личность, социальная психология в одно и то же время учитывает микро- и макросоциум, в которые она включена. Рассматривая социальные явления, наука помогает понять чувства, мотивы ценности стоящих за ними настоящих людей.
Объектные и субъектные отношения во взрослом возрасте – к интегративной модели межличностных отношений
Сохранить цитату в файл
Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV
Добавить в коллекции
- Создать новую коллекцию
- Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:
Имя должно содержать менее 100 символов
Выберите коллекцию:
Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку
Добавить в мою библиографию
- Моя библиография
Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку
Ваш сохраненный поиск
Название сохраненного поиска:
Условия поиска:
Тестовые условия поиска
Электронная почта: (изменить)
Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день
Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота
Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed
Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.
Отправить, даже если нет новых результатов
Необязательный текст в электронном письме:
Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием
. 2010 декабря; 22 (4): 498-508.
Грегор Звелц 1
принадлежность
- 1 Институт интегративной психотерапии и консультирования, Любляна, Словения. [email protected]
- PMID: 21169889
Бесплатная статья
Грегор Звелц. Психиатр Дануб. 2010 Декабрь
Бесплатная статья
. 2010 декабря; 22 (4): 498-508.
Автор
Грегор Звелц 1
принадлежность
- 1 Институт интегративной психотерапии и консультирования, Любляна, Словения. [email protected]
- PMID: 21169889
Абстрактный
В статье автор представляет модель межличностных отношений, основанную на интеграции теории объектных отношений и теории привязанности. Он предлагает три основных биполярных измерения межличностных отношений: Независимость — Зависимость, Связанность — Отчуждение и Взаимность — Самопоглощение. Автор также предлагает различать два основных типа межличностных отношений взрослых: объектные и субъектные отношения. Объектные отношения описывают отношения, в которых другой человек воспринимается как объект, служащий удовлетворению потребностей первого человека. Объектные отношения являются проявлением правого полюса трех основных измерений межличностных отношений (зависимости, отчуждения и эгоцентризма). Субъектные отношения противопоставляются концепции объектных отношений. Они описывают отношения с другими людьми, которые воспринимаются как субъекты со своими желаниями, интересами и потребностями. Субъектные отношения являются проявлением левого полюса основных измерений (Независимости, Связанности и Взаимности). В этой статье автор уделяет особое внимание определениям объектных отношений во взрослом возрасте посредством описания шести подизмерений объектных отношений: симбиотического слияния, тревоги разделения, социальной изоляции, страха поглощения, эгоцентризма и нарциссизма. Каждое подизмерение описывается в связи с адаптивным и патологическим функционированием. Необходимы дальнейшие исследования для проверки клинической и научной обоснованности модели.
Похожие статьи
[Трудности описания человеческих отношений с помощью психоаналитических описательных моделей: критика эго-психологии].
Рудольф Г. Рудольф Г. Z Psychosom Med Psychoanal. 1976 г., апрель-июнь; 22(2):135-49. Z Psychosom Med Psychoanal. 1976 год. PMID: 941537 Немецкий.
[Проверочное исследование опросника о депрессивном опыте].
Атжер Ф., Фрассон Г., Лоас Г., Гибурже С., Коркос М., Перес Диас Ф., Сперанца М., Венисс Х.Л., Ланг Ф., Стефан П., Бизуар П., Фламан М., Джеаммет П. Атгер Ф. и др. Энцефал. 2003 г., сен-октябрь; 29(5):445-55. Энцефал. 2003. PMID: 14615694 Французский.
Нарциссизм и модель поддержания самооценки: влияние угроз социального сравнения на близость отношений.
Николлс Э., Стукас А.А. Николлс Э. и др. J Soc Psychol. 2011 март-апрель;151(2):201-12. дои: 10.1080/00224540903510852. J Soc Psychol. 2011. PMID: 21476462
Групповая психотерапия и нейропластичность: точка зрения теории привязанности.
Флорес П.Дж. Флорес П.Дж. Int J Group Psychother. 2010 окт; 60 (4): 546-70. doi: 10.1521/ijgp.2010.60.4.546. Int J Group Psychother. 2010. PMID: 21028976 Обзор.
Важность теорий объектных отношений для развития способности к зрелой любви.
Миливоевич Л., Стркаль Ивезич С. Миливоевич Л. и др. Croat Med J. 2004 Feb; 45(1):18-24. Хорватский мед J. 2004. PMID: 14968447 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Разработка итальянской версии краткой формы теста объектных отношений.
Барберис Н., Мартино Г., Калареши Д., Жвелц Г. Барберис Н. и соавт. Клин нейропсихиатрия. 2020 фев;17(1):24-33. doi: 10.36131/clinicalnpsych30200103. Клин нейропсихиатрия. 2020. PMID: 34908963 Бесплатная статья ЧВК.
термины MeSH
Полнотекстовые ссылки
Медицинская Наклада д. о.о.
Укажите
Формат: ААД АПА МДА НЛМ
Отправить по номеру
Психологическая наука: когда субъект является объектом
Одно неверное представление господствующей психологии кажется неизбежным: за исследованиями и статистикой, чтобы что-либо было известно, должен стоять воспринимающий субъект. Субъект и объект образуют основную пару философских противоположностей в истории идей; путаница между ними только увеличивается, когда субъект является объектом науки.
Работа Юнга проникла в самую суть этой проблемы, хотя его сравнительный метод по-прежнему остается почти таким же непонятым сегодня, как и столетие назад. Понимание его начинается с фактов восприятия.
Как он показал в Психологические типы , аргумент всегда вращался вокруг проекций более или менее экстравертных и интровертных точек зрения. Эти два способа видения мира определяют то, как мы его воспринимаем. Чтобы получить более четкое представление об их влиянии на психологию, важно общее описание Юнгом того, как мы воспринимаем:
Интроверт « … ориентируется с помощью фактора восприятия и познания, который реагирует на чувственный стимул в соответствии с субъективной предрасположенностью человека. Например, два человека видят один и тот же предмет, но они никогда не видят его так, чтобы получаемые ими изображения были абсолютно идентичными. Совершенно независимо от изменчивой остроты органов чувств и индивидуальной уравновешенности часто существует радикальное различие как в характере, так и в степени психического усвоения воспринимаемого образа. »
Хотя акцент экстраверта делается на конкретный мир объектов, из-за субъективной природы восприятия описание Юнга применимо к обеим точкам зрения:
» Разница в случае одной апперцепции может, конечно, быть очень деликатный, но в целом психическом хозяйстве он дает о себе знать в высшей степени, особенно в воздействии, которое он оказывает на Я. “
Научный метод зародился как изучение объектов теми, чей интерес тяготел к так называемой объективности. Проекции текли только в одном направлении; повторение, проверка и предсказание снижали субъективное влияние отдельных точек зрения до такой степени, что определенные физические процессы можно было считать более или менее объективными, хотя и без достаточного понимания субъективности восприятия. Юнг предупредил:
» Мы не должны забывать — хотя экстраверт слишком склонен к этому, — что восприятие и познание не являются чисто объективными, но и субъективно обусловлены. Мир существует не только сам по себе, но и таким, каким он мне представляется. В самом деле, в сущности, у нас нет абсолютно никакого критерия, который помог бы нам составить суждение о мире, неусвояемом субъектом. «Восприятие связано с субъективным суждением, которое не поддается количественной оценке.
Юнг объяснил, что из-за этого субъективного фактора «абсолютное познание» невозможно. Мы объективны ровно настолько, насколько позволяют наши чувства. Объективность связана не только с ограничениями чувств (даже при искусственном увеличении), но и с личными суждениями о том, что мы воспринимаем и для каких целей. Помимо этих бессознательных предварительных условий, простое накопление информации представляет собой «эффект, который она оказывает на эго».
Это « … отношение интеллектуального высокомерия, сопровождаемое грубостью чувств, нарушение жизни столь же глупое, сколь и самонадеянное. Переоценивая нашу способность к объективному познанию, мы подавляем важность субъективного фактора, что просто означает отрицание субъекта. Но что является предметом? Субъект — это сам человек — мы — субъект. Только больной ум мог бы забыть, что познание должно иметь субъект и что нет никакого знания, а следовательно, и мира вообще, если не сказано «я знаю», хотя этим утверждением уже выражена субъективная ограниченность всякого знания.
“ Это относится ко всем психическим функциям: у них есть субъект, столь же необходимый, как и объект. Для нашего теперешнего экстравертного ценностного восприятия характерно, что слово «субъективное» звучит обычно как упрек… размахивая, как оружие, над головой того, кто не убежден безгранично в абсолютном превосходстве объекта. » Товарный состав объективной науки загнал психологию в вопиющее противоречие:
» Под субъективным фактором я понимаю психологическое действие или реакцию, которые сливаются с действием, производимым объектом, и таким образом порождают новое психическое датум. » Как бы точно мы ни отождествляли образы с вещами, они одновременно и личные, и коллективные, и субъективные, и объективные. Вот палка, подвешивающая яблоко перед научной психологией:
» Поскольку субъективный фактор с древнейших времен и у всех народов оставался в значительной мере постоянным, элементарные восприятия и познания были почти везде одинаковыми, он реальность, столь же прочно установленная, как и внешний объект. Если бы это было не так, то какая бы то ни было постоянная и неизменная реальность была бы просто немыслима, и какое бы то ни было понимание прошлого было бы невозможно.