Идентификация социальная молодежи » Социология молодежи. Электронная энциклопедия
Идентификация социальная молодежи — это процесс отождествления индивидом себя с другим человеком, группой, образцом, происходящий в ходе социализации, посредством которого приобретаются или осваиваются нормы, ценности, социальные роли, моральные качества представителей тех социальных групп, к которым принадлежит или стремится принадлежать индивид (Ковалева, 1996).
В процессе социализации, неизбежной для каждого человека, живущего в обществе и рождающегося с предрасположенностью осваивать социальность, происходит непрерывная идентификация, которая осуществляется между людьми, живущими в одно время, в одном и том же мире. Социальная идентификация осуществляется в различных формах. Во-первых, происходит прямое эмоциональное отождествление индивидом себя с реальным или вымышленным лицом (например, юноша отождествляет себя с одним из родителей или известным политиком, киногероем, спортсменом, музыкантом).
Успешная социализация сопровождается успешной идентификацией, когда срабатывает механизм закрепления позитивных качеств личности молодого человека и он реально соответствует требованиям к нему со стороны социального окружения. Но может быть и по-другому, когда индивид все же становится таким, каким не должен быть.
Общество задает отработанные и проверенные социокультурные символы и образцы (язык, информация, — причисление себя к реальным социальным группам, доминирующая роль среди которых в данном случае принадлежит группам, основанным на совместной реальной деятельности (например, для молодежи — это своя семья, студенческая или производственная группа и т. д.).
Идентификация обеспечивается действием механизма типизации (отнесения к типам личности, утвердившимся в данном обществе, общности, группе) и механизма индивидуализации (придание личности собственно индивидуального, неповторимого и уникального облика). Эти взаимосвязанные механизмы воздействуют на процесс распознавания человеком социальных черт, присущих ему как социальному субъекту и как неповторимой индивидуальности. Человек перенимает типическую жизненную конструкцию, начинает сам собой воплощать социальный тип.
Формирующиеся в процессе социализации идентификации, как правило, институционализированы, т. е. связаны с основными социальными институтами (семья, образование, труд, рынок, политические партии и др.) и проявляются через соответствие поведения институциональным требованиям и соответствующую реакцию институтов. Поэтому разрушение или резкое изменение институтов приводит к массовой утрате идентификации. Так, трансформация экономических институтов, разрушение экономических структур в России в первой половине 1990-х годов привели к утрате идентификации представителями многих профессиональных групп, а ликвидация КПСС привела к утрате идентификации миллионов людей, для значительной части которых эта партия играла важнейшую роль в осознании своей идентичности. Бесспорно, что распад СССР повлек за собой массовую дезориентацию, утрату идентификации на индивидуальном и групповом уровне, а также на уровне общества в целом.
Соотношение тождественности и различия в личностях предопределяется типом социальности общества. Доля социально-типического и индивидуального в конкретной личности во многом зависит от самого человека, хотя и детерминируется обществом. Но индивидуальность тем более развита, чем больше человеком освоена социальность (Ковалева, 1996).
Интенсивность процессов социализации и идентификации на разных этапах функционирования общества различна. Актуализация идентификационных процессов в исторической ретроспективе связывается с модернизацией общества, с его переходом от традиционного к индустриальному, когда расширяются масштабы общественного разделения труда и возможности личностного выбора в процессе социализации. Процессы идентификации получают высокую интенсивность в обществе, переживающем кардинальные социальные изменения.
Лит.: Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность: Лекции по социологии : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 211 с.; Ковалева, А. И. (1996) Социализация личности: норма и отклонение / Ин-т молодежи. М. 224 с.; Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум, 351 с.; Эриксон, Э. (1996) Идентичность: юность и кризис: пер с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М. : Издательская группа «Прогресс». 342 с.
А. И. Ковалева
Тема 7. Социальная идентификация личности.
6.1. Понятие и теории идентичности.
Абельс X. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию. СПб.: Aleteia, 1999.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. «Academia-Центр». «МЕДИУМ» Москва 1995. Гл. 3, разделы: 2.Интернализация и социальная структура; 3.Теории идентичности; 4. Организм и идентичность.
Заковоротная М.В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов –на — Дону, Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1999. Глава третья. Становление теории идентичности. Глава четвёртая. 4.2 Коллективная идентичность.
идентичности.
Павлова О.Н. Идентичность: история формирования взглядов и её структурные особенности. Москва, 2001 г. Гл. 2. Исторические предпосылки возникновения и формирования концепции
Солодникова И. В. Социальная идентичность и жизненный путь личности: ( Исследовательские проекты в области социальной работы ). М. 1993.
6.2. Особенности идентификации в современной России.
Климова С.Г. Социальная идентификация в условиях общественных перемен. // Человек. 1995. № 3. С. 26-35.
Климова С.Г. Стереотипы повседневности в определении «своих» и «чужих». \\
WWW.I-U.RU
Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «кто Я». \\ Социологические исследования. 1995. № 5.
Малинкин А.Н. «Новая российская идентичность»: исследование по социологии знания. \\ Социологический журнал. 2001. № 4.
Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. – 1994. — № 1. – С. 35-52.
Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности.
6.3. Проблемы идентификации в современном обществе. Феномен «чужого».
Бауман З. Мыслить социологически. М. 1996. Гл. 3. Чужаки.
Социальные проблемы реабилитации воинов-афганцев / Под ред. А.В.Кинсбурского, Н.Топалова. М.: ИС РАН, 1994.
Федотова Н. Н. Кризис идентичности в условиях глобализации. // «Человек» N 6 2003 г.
Щюц А. Возвращающийся домой. // Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. Москва РОССПЭН. 2004.
Щюц А. Чужак. Социально-психологический очерк. // Щюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. Москва РОССПЭН. 2004.
Вопросы для обсуждения:
- Почему у человека существует потребность в групповом самоопределении (социальной идентификации)? Как реализация этой потребности позволяет человеку чувствовать себя личностью?
Каковы механизмы формирования идентичности и какие аспекты идентичности можно выделить (различать)?
В чём различия самоидентификации и социальной идентификации?
Почему возникают проблемы социальной идентификации и как их преодолевать?
Особенности идентификации по принципу «свой-чужой» в современной России.
Образ «чужого»: почему и как он возникает? Основания и механизмы формирования.
Какие особенности идентификации существуют в разных возрастах и на разных этапах жизненного пути?
Каковы особенности и проблемы социальной идентификации личности в современной России?
Основания и модели социальной идентификации в современной России.
Патриотизм как тип социальной идентичности: чем он обусловлен?
Определение, история, примеры и факты
Tajfel (1979) предположил, что группы (например, социальный класс, семья, футбольная команда и т. д.), к которым принадлежали люди, были важным источником гордости и чувства собственного достоинства. Группы дают нам чувство социальной идентичности: чувство принадлежности к социальному миру.
Мы разделили мир на «их» и «нас» посредством процесса социальной категоризации (т. е. мы разделяем людей на социальные группы).
Анри Тайфель предположил, что формирование стереотипов (т. е. разделение людей на группы и категории) основано на нормальном когнитивном процессе: тенденции группировать вещи вместе. При этом мы склонны преувеличивать:
1. различия между группами
2. сходство вещей в одной группе.
Это известно как внутри группы (нас) и вне группы (они). Центральная гипотеза теории социальной идентичности заключается в том, что члены своей группы будут стремиться найти негативные аспекты чужой группы, тем самым улучшая свое представление о себе.
Предвзятые взгляды между культурами могут привести к расизму; в своих крайних формах расизм может привести к геноциду, как это произошло в Германии с евреями, в Руанде между хуту и тутси и совсем недавно в бывшей Югославии между боснийцами и сербами.
Мы делим людей на категории таким же образом. Мы видим, что группа, к которой мы принадлежим (своя группа), отличается от других (чужая группа), а члены той же группы более похожи, чем они сами.
p> Социальная категоризация — это одно из объяснений предубеждений (т. е. менталитета «они» и «нас»), которые ведут к ингруппам и аутгруппам.
Примеры своих и чужих групп
o Северная Ирландия: католики – протестанты
o Руанда: хуту и тутси
o Югославия: боснийцы и сербы
o Германия: евреи и нацисты
o Политика: лейбористы и консерваторы
o Футбол: Ливерпуль и Манчестер Юнайтед
o Пол: мужчины и женщины
o Социальный класс: средний и рабочий классы
Стадии теории социальной идентичности
Тайфел и Тернер (1979) предположили, что существуют три психических процесса, участвующих в оценке других как «нас» или «них» (т.е. «в группе» и «вне группы». Они происходят в определенном порядке.0003
Категоризация
Первая — это категоризация. Мы классифицируем объекты, чтобы понимать их и идентифицировать. Очень похожим образом мы классифицируем людей (включая самих себя), чтобы понять социальную среду. Мы используем социальные категории, такие как черный, белый, австралиец, христианин, мусульманин, студент и водитель автобуса, потому что они полезны.
Если мы можем отнести людей к какой-либо категории, то это многое говорит нам об этих людях, и, как мы видели на примере с водителем автобуса, мы не могли бы нормально функционировать без использования этих категорий; то есть в контексте автобуса.
Точно так же мы узнаем что-то о себе, зная, к каким категориям мы принадлежим. Мы определяем надлежащее поведение, ссылаясь на нормы групп, к которым мы принадлежим, но вы можете сделать это, только если знаете, кто принадлежит к вашей группе. Человек может принадлежать к разным группам.
Социальная идентификация
На втором этапе, социальной идентификации, мы принимаем идентичность группы, к которой мы относим себя.
Если, например, вы причислили себя к ученикам, есть вероятность, что вы примете образ ученика и начнете вести себя так, как, по вашему мнению, ведут себя ученики (и соответствовать нормам группы).
Ваша идентификация с группой будет иметь эмоциональное значение, и ваша самооценка будет связана с членством в группе.
Социальное сравнение
Заключительный этап — социальное сравнение. Как только мы классифицируем себя как часть группы и отождествляем себя с этой группой, мы склонны сравнивать эту группу с другими группами. Если мы хотим сохранить нашу самооценку, наша группа должна выгодно отличаться от других групп.
Это очень важно для понимания предубеждений, потому что, как только две группы идентифицируют себя как соперники, они вынуждены конкурировать, чтобы члены поддерживали свою самооценку.
Конкуренция и враждебность между группами, таким образом, являются не только вопросом конкуренции за ресурсы (как в Пещере разбойников Шерифа), например за рабочие места, но также и результатом конкурирующих идентичностей.
Заключение
Повторим еще раз: в теории социальной идентичности принадлежность к группе не является чем-то чужеродным или искусственным, навязанным человеку, это реальная, истинная и жизненно важная часть человека.
Опять же, очень важно помнить, что «свои» группы — это группы, с которыми вы себя отождествляете, а «чужие» группы — это группы, с которыми мы не идентифицируем себя и которые могут подвергаться дискриминации.
Ссылки
Tajfel, H., Turner, J.C., Austin, W.G., & Worchel, S. (1979). Интегративная теория межгруппового конфликта. Организационная принадлежность: Читатель , 56-65.
Понимание социальной идентичности: советы для лидеров сегодня
Сегодняшняя глобальная рабочая сила более разнообразна, чем когда-либо прежде. Лидеры, которые хотят раскрыть потенциал всех своих талантов и использовать силу разнообразного опыта своих сотрудников для достижения успеха в новой экономике талантов, должны понимать, как руководить мультикультурными командами и создавать атмосферу уважения в организации.
Для этого они должны понимать и учитывать различные точки зрения и жизненный опыт своей команды. Это начинается с понимания социальной идентичности.
Объяснение социальной идентичности
Что такое социальная идентичность?
Социальная идентичность — это ярлыки, которые люди используют для классификации или идентификации себя и/или других как членов определенных групп. Некоторые распространенные социальные идентичности включают поколение, этническую принадлежность, расу, религию, пол, сексуальную ориентацию, национальность, (инвалидность) способности, политическую принадлежность, статус отношений, профессию и социально-экономический статус.
Социальная идентичность — это один из аспектов вашей «Я-концепции» — того, как вы видите себя как личность. Наряду с вашей личной идентичностью (например, личными качествами, которые вы используете для описания себя, такими как высокий рост или добросовестность), социальная идентичность влияет на наши ценности, истории, которые мы рассказываем о себе и других, и то, что побуждает нас к действию.
Почему так важна социальная идентичность?
Социальные идентичности сильны, потому что они также часто лежат в основе неравной власти или привилегий. Как люди, мы делим себя и друг друга на группы по признакам социальной идентичности. Эта категоризация часто закладывает основу для предубеждений, стереотипов, предубеждений и фаворитизма. Это также часто служит катализатором для действий (например, мы можем чувствовать мотивацию к мобилизации, организации, высказыванию или демонстрации союзничества на основе социальной идентичности).
Понимание нюансов социальной идентичности имеет решающее значение для любого лидера, потому что аспекты социальной идентичности влияют на то, как вы руководите и работаете с другими. Линза социальной идентичности может помочь вам определить ситуации, когда люди не чувствуют себя свободными, чтобы поделиться своими взглядами, или когда их непреднамеренно закрывают, или когда действия или решения могут быть основаны на бессознательных предубеждениях. Кроме того, для любых усилий на организационном уровне необходимо принимать меры в отношении DEI на рабочем месте и создавать более инклюзивную культуру.
4 Что нужно знать о социальной идентичности
Чтобы понять, как социальная идентичность может повлиять на вашу справедливость, разнообразие и усилия по включению, полезно помнить, что социальная идентичность:
- динамическая,
- множественная,
- социологическая и
- выступающий.
1. Социальные идентичности
динамичны .Не существует какого-то конкретного способа приобрести социальную идентичность. Вы можете родиться в группе социальной идентичности (например, родиться в определенном поколении) или приобрести ее в результате определенного выбора (например, стать врачом). В других случаях жизненный опыт может создать новую социальную идентичность (например, несчастный случай или болезнь могут изменить статус ваших способностей). Некоторые социальные идентичности видны, а другие невидимы. Некоторые социальные идентичности вы можете сохранять всю свою жизнь, в то время как другие могут меняться на протяжении всей вашей жизни. Социальная идентичность не статична; он может меняться со временем.
2. У каждого есть
несколько социальных идентификаторов, и комбинации имеют значение.Хотя о социальной идентичности часто говорят в терминах одной категории (например, «республиканец или демократ», «черный или белый»), у каждого есть несколько социальных идентичностей, которые уникальным образом сочетаются и влияют на наш жизненный опыт и взаимодействие. Например, опыт быть белым, вероятно, будет другим, если человек также богат, гетеросексуален и цисгендерен, по сравнению с бедным, гомосексуальным и небинарным человеком.
3. Социальная идентичность формируется
обществом .Общество и культура определяют, когда и как различия между людьми становятся социальной идентичностью. Например, цвет глаз не считается социальной идентичностью в большинстве современных социальных групп, в отличие от цвета кожи. Поскольку социальная идентичность зависит от норм, то, что считается социальной идентичностью, а что нет, может меняться со временем и в разных культурах.
4. Социальная идентичность может быть более или менее заметной
, в зависимости от контекста.Определенные социальные идентичности могут ощущаться более заметными в определенных ситуациях и контекстах. Например, если вы белый американец, живущий в Северной Америке, вы можете не часто задумываться о своей национальной идентичности. Однако, если бы вы заняли позицию эмигранта в Китае, это могло бы внезапно стать огромной частью вашей личности, потому что это, вероятно, повлияет на то, как другие видят вас, а также на то, как вы интерпретируете свой опыт.
Понимание социальной идентичности
Упражнение для изучения собственной социальной идентичности
Чтобы обратить внимание на то, как социальная идентичность влияет на то, как вы работаете и руководите другими, попробуйте это упражнение.
1. Перечислите как можно больше своих социальных идентичностей.
Рассмотрите такие категории, как раса, пол, гендерное самовыражение, этническая принадлежность, религия, поколение, профессия, национальность, сексуальная ориентация, социальные роли или роли в отношениях (такие как роли родителей или опекуна и лидерства), (инвалидность), нейротипический статус и т. д.
2. Подумайте об этих социальных идентичностях, которые вы перечислили.
Ответьте на следующие вопросы:
- Какая социальная идентичность является наиболее важной для того, как вы видите себя как личность? Почему?
- Какая социальная идентичность больше всего влияет на то, как другие относятся к вам? Почему? Меняется ли ваш ответ в зависимости от контекста (например, на работе, дома, с друзьями)?
- Какие аспекты вашей личности вы скрываете на работе? Какое влияние это может оказать на вас и окружающих? Есть ли какие-то аспекты, о которых вы пытаетесь открыто рассказать? Как это влияет на то, как вы перемещаетесь по миру?
- Какие предположения, по вашему мнению, делают о вас другие люди на основании вашей социальной идентичности?
- Какие предположения вы могли сделать о других людях на основании их социальной идентичности?
3. Подумайте, как ваша различная социальная идентичность влияет на вас.
Влияет ли ваша социальная идентичность на:
- Доступ к различным видам поддержки, ресурсам и людям, занимающим руководящие должности?
- Способность руководить своей работой и работой других людей?
- Право принимать решения?
- Способность влиять через положение или отношения?
Как руководить с учетом социальной идентичности
3 стратегии, которые стоит попробовать лидерам
Не все эти стратегии подходят для каждой группы или организации, но некоторые из них могут быть вам полезны. Вы также можете создавать свои собственные стратегии, соответствующие вашим конкретным ситуациям.
1. Обратите внимание на представительство социальной идентичности в вашей организации.
Обратите внимание на то, как социальная идентичность проявляется в вашей рабочей группе и организации. Есть ли разнообразие внутри вашей организации, но меньше среди лиц, принимающих решения? Есть ли разнообразие среди лиц, принимающих решения, но меньше среди определенных групп?
Как только вы заметите, кто пропал, подумайте, как вы могли бы увеличить представительство среди социальных идентичностей, от которых вы не получаете известий. Предпринимать целенаправленные усилия по увеличению представленности различных социальных идентичностей, где это возможно, и подумайте, как могут помочь инклюзивные методы лидерства.
2. Облегчение рутинных контактов через социальные сети.
Одна из самых простых и хорошо зарекомендовавших себя стратегий по уменьшению предубеждений и стереотипов заключается в том, чтобы развивать контакты между людьми из разных социальных групп для расширения сотрудничества через границы, где это возможно. Подумайте, какие группы социальной идентичности редко взаимодействуют в вашей текущей рабочей структуре и как вы могли бы организовать больше возможностей для общения (например, проекты, общественные мероприятия, ретриты или мероприятия по сплочению команды). Построение отношений начинается с эмпатии и вовлечения, и это императивы для инициатив разнообразия.
3. Используйте свое понимание социальной идентичности, чтобы поднять
капитал в вашей организации.Использование вашего понимания социальной идентичности может помочь вам выявить возможности для повышения капитала . Справедливость заключается в том, чтобы дать людям ресурсы, необходимые им для достижения успеха (что отличается от равенства , который заключается в предоставлении всем одинаковых ресурсов). Справедливость является важным фактором при рассмотрении разнообразия и инклюзивности в организациях, потому что без акцента на равенстве в первую очередь инициативы по разнообразию и инклюзивности могут быть менее эффективными и даже казаться глухими.
Например, при создании новой кадровой политики изучите, как она может повлиять на людей с различными комбинациями социальных идентичностей в вашей организации. Обратите особое внимание на социальные идентичности, которые могут быть недопредставлены или исторически угнетены. Например, вы можете спросить: Как эта новая политика удаленной работы может повлиять на цветных людей? Воспитатели? Людей с ограниченными возможностями? Небинарные члены команды? Пожилые работники без высшего образования?
Если кажется, что политика может создать дополнительное бремя для определенных групп, подумайте, как вы могли бы ее изменить, и обязательно проконсультируйтесь с людьми, чья социальная идентичность может быть затронута.