Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Стереотипы в обществе примеры: Стереотипы: что это, примеры, виды и как их разрушить

Стереотипы: что это, примеры, виды и как их разрушить

Гендерные, этнические, религиозные — это только часть стереотипов, которым подвержены люди. Разбираемся, в чем польза и опасность стереотипов и как не стать их жертвой

  1. Что это
  2. Какими бывают
  3. Как влияют
  4. Как бороться

Что такое стереотипы

Стереотип (от др.-греч. στερεός — «твердый», «пространственный» и τύπος — «отпечаток») — это устойчивый упрощенный образ социальной группы или явления, который основывается не на личном опыте, а перенимается извне.

Изначально термин использовался в типографском деле. В современном понимании его первым предложил американский журналист и государственный деятель Уолтер Липпман в 1922 году в своей знаменитой книге Public Opinion («Общественное мнение») [1]. Липпман использовал понятие скорее в негативном ключе, считая, что стереотипы подталкивают нас к полуправде вместо полного понимания. Он критиковал средства массовой информации за эксплуатацию стереотипов для манипулирования аудиторией.

При этом нельзя сказать, что стереотипы — это однозначно негативное явление. Изначально они появились как ментальные ярлыки, чтобы помочь нашему мозгу ориентироваться в мире. Так, в первобытных обществах стереотипы помогали людям быстро отличать хищников от безобидных животных, а соплеменников от чужаков. Мозг отмечал характерные внешние черты своей группы (цвет кожи и волос, язык, поведение), чтобы «сканировать» других и понимать, кто друг, а кто враг. Со временем круг общения человека перестал ограничиваться собственным племенем. Социальных групп становилось все больше, усложнялись взаимодействия между людьми, что порождало все больше и больше стереотипов.

Современный человек ус­ваи­ва­ет стереотипы через семью, средства массовой информации, профессиональные группы. Как правило, стереотипы воспринимаются некритически и принимаются «на веру». Более того, возможный последующий личный опыт часто «под­го­ня­ет­ся» под сте­рео­тип, а изменение укоренившихся убеждений происходит крайне медленно.

Стереотипы оказывают значительное влияние на взаимодействия между отдельными людьми и социальными группами. При этом порой стереотипы содержат искаженный и подчеркнуто негативный образ объекта — тогда их называют предубеждениями или предрассудками. Предубеждения часто используются пропагандой для формирования определенного общественного мнения, чтобы помогать заказчику пропаганды добиваться поставленных целей, пользуясь поддержкой людей. Так, стереотипные визуальные образы использовались нацистской Германией как один из инструментов для разжигания ненависти к еврейскому народу [2].

Виды стереотипов

Как пишет израильский историк и антрополог Юваль Харари, человек смог победить в межвидовой борьбе благодаря умению объединяться в большие группы по тем или иным признакам [3]. Если изначально люди сбивались в племена по сугубо физическим параметрам, то с течением времени они стали объединяться на базе все более сложных идей, таких как язык, религия, нация, профессия, корпорация, субкультура и так далее.

Характерные признаки каждой из групп считываются чужаками и со временем становятся стереотипами, часто имеющими мало общего с «исходником».

Сегодня существуют стереотипы о практически любой социальной группе. Наиболее широко распространены следующие виды стереотипов:

  • Гендерные. В зависимости от гендера предписывают людям разные характеристики и роли в обществе. Несмотря на успехи движения за права женщин в ХХ веке, гендерные стереотипы продолжают существовать. Все еще можно услышать фразы типа «мужчина в доме хозяин» или «женщина — хранительница очага». Кроме того, во многих странах мира женщины продолжают борьбу за равные доходы, получая меньше мужчин за одинаковую работу (в соответствии со стереотипом, что мужчинам еще нужно кормить семью, а женский доход — «дополнительный»).

  • Этнические/национальные. Набор представлений о внешности, уровне интеллекта и характере представителей разных национальностей. Например, «русские много пьют» или «немцы всегда пунктуальны». Часто являются ложными и имеют мало общего с действительностью. При чрезмерной эксплуатации такие стереотипы могут стать причиной межнациональной розни.

  • Возрастные

     — в наши дни их часто именуют эйджизмом. Действуют в обе стороны: молодых воспринимают как некомпетентных или наивных, а пожилых — как немощных или застрявших в прошлом.

  • Религиозные — набор представлений о представителях разных конфессий. Например, «все буддисты спокойные и много медитируют».

  • Социальные или классовые. Делят людей на группы по уровню достатка и социальному статусу, например: «Все богатые люди укрываются от налогов» или «Рабочие на заводах неграмотны». Эксплуатировались, в частности, коммунистическими режимами для мобилизации населения на борьбу с «враждебным классом». Так, советская пропаганда создавала негативный образ зажиточных крестьян («кулаков»), чтобы спровоцировать другие группы на борьбу с ними [4].

  • О внешности — домыслы о личности и характере человека, основанные на его внешности. Например, «блондинки недалекие» или «бородатые мужчины мужественные». Тот самый случай, когда человека «встречают по одежке», делая выводы, даже не узнав его.

Влияние стереотипов

Опубликовано множество исследований о влиянии стереотипов на сознание. Так, психолог из Принстона Сьюзан Фиске в рамках исследования о расовых предрассудках провела эксперимент [5]. Она решила изучить, как миндалевидное тело мозга (амигдала), ответственное, в том числе, за страх, реагирует на представителей другой расы.

Во время эксперимента двум группам белых участников на протяжении нескольких секунд демонстрировались фотографии темнокожих людей. Участникам первой группы задавался вопрос, есть ли людям на карточках 21 год — в этом случае амигдала заметно активизировалась. В другой группе участникам показывали тех же людей, но на этот раз задавали другой вопрос: «Какой, по вашему, овощ они предпочитают?» Здесь ученые зафиксировали снижение активности амигдалы — люди перестали испытывать страх. Фиске считает, что во втором случае респонденты представляли людей с фотографий в привычных условиях, например, как они выбирают овощи в магазине или готовят их на кухне. Опрашиваемые начинали невольно сравнивать людей с фотографий с собой, думая, что, возможно, им нравятся те же продукты.

Благодаря попыткам угадать персональные предпочтения респонденты воспринимали людей с фотографий как личностей. В первом же случае, когда вопрос был общего характера, их воспринимали как группу, и в сознании каждого опрашиваемого тут же всплывали соответствующие стереотипы.

Ученые объясняют это тем, что люди часто торопятся судить других по групповым признакам (как положительным, так и отрицательным). Но как только мы начинаем воспринимать представителей иной группы как отдельных личностей, стереотипы отходят на второй план.

Исследователи из университета Южной Джорджии в США провели другой эксперимент [6], который показал, что мы настолько подвержены стереотипам, что применяем их даже по отношению к себе. В эксперименте рассматривались сразу два стереотипа: «женщины не сильны в точных науках» и «азиаты хороши в математике». Двум группам женщин азиатского происхождения предлагалось пройти тест по математике одинаковой сложности. Перед тестом одной из групп напомнили о стереотипе про женщин, а другой про азиатов. По итогам первая группа показала слабый результат, а вторая, напротив, сильный.

Польский социопсихолог Анри Тэшфел смог объяснить, что именно в человеческой психологии делает ее предрасположенной к опоре на стереотипы.

По его теории социальной идентичности [7], человеку важно ощущать себя частью группы. Это дает чувство принадлежности и способствует осознанию своего места в социуме. Эта теория объясняет тот факт, что людям свойственно делить людей на «своих» и «чужих». Чтобы доказать свою теорию, Тэшфел провел эксперимент. Он поделил на две группы мальчиков одного возраста, учащихся вместе в бристольской школе.

Каждому Тэшфел задал несколько вопросов и в итоге объявил, что первая половина из них предпочитают творчество Кандинского, а вторая — другого художника-абстракциониста Кале (при этом его вопросы на самом деле не имели никакого отношения к искусству). Далее он выдал им сумму денег, которую нужно было распределить между собой по какому угодно признаку. В результате участники давали больше денег членам своей — искусственно выделенной Тэшфелом — группы. Эксперимент показал, что мы автоматически начинаем относиться лучше к «своим», чем к «чужим», даже когда делимся на группы совершенно случайным образом.

Как бороться со стереотипами

Избавиться от предубеждений возможно, хотя это и требует усилий. Как правило, проблема стереотипного мышления решается работой над расширением кругозора и круга общения. Профессор Патриция Девайн из Университета Висконсин-Мэдисон по итогам проведенного исследования сформулировала рекомендации, как справиться с предубеждениями и стереотипами [8].

Пять техник для противостояния стереотипному мышлению от Патриции Девайн и ее коллег:

  • Замена стереотипа

     — осознать свои предубеждения по отношению к другим людям и найти альтернативное объяснение их действиям, отличное от стереотипа.

  • Контрстереотипная визуализация — вспомнить или вообразить людей из группы, которые не попадают под стереотип.

  • Индивидуализация — сосредоточиться на индивидуальности объекта, а не на стереотипных чертах его группы.

  • Перенятие перспективы — попытаться взглянуть на мир глазами другого человека, «побывать в его шкуре».

  • Контакт — найти связи с людьми из разных групп и таким образом расширить свой кругозор.

Исследования показывают, что истории успеха людей, принадлежащих к определенной группе, меняют представления о всей группе в лучшую сторону [9]. Более того, они помогают даже самим представителям группы добиваться большего. В качестве примера приводится «эффект Обамы». Так, результаты исследования выявили положительную корреляцию между действиями Обамы, который был на тот момент президентом США, и успеваемостью темнокожих студентов. В периоды, когда инициативы Обамы получали широкий отклик в прессе, результаты студентов улучшались. Здесь срабатывала техника контрстереотипной визуализации.

Один из самых действенных способов разрушать стереотипы — личный контакт. Примером этого является история американского темнокожего исполнителя кантри Дэрила Дэвиса [10]. Традиционно жанр кантри был популярен в американской глубинке среди людей с белым цветом кожи.

После одного из выступлений к Дэвису подошел белый мужчина, чтобы выразить свое восхищение его виртуозностью. К комплиментам он добавил, что и не думал, что темнокожий может оказаться таким талантливым исполнителем кантри. Между ними завязался диалог. Во время последовавшей беседы белый мужчина признался, что впервые сидит за барной стойкой с темнокожим. Более того, он рассказал Дэвису, что является членом ультраправой расистской организации «Ку-клукс-клан». Впоследствии он был изгнан из организации за то, что продолжал регулярно ходить на концерты Дэвиса. С музыкантом же они стали друзьями. Он передал Дэвису контакты других членов клана, с которыми музыкант начал встречаться, несмотря на опасность. Он задавал всем им вопрос: «Как вы можете меня ненавидеть, даже не зная меня?» В ходе разговоров представители клана приходили к выводу, что они больше не хотят иметь ничего общего с расистской идеологией, построенной на стереотипах. Помимо музыкальной карьеры, Дэвис посвятил много сил борьбе с расизмом и написал книгу о своем опыте, которую озаглавил «Похождения чернокожего в Ку-клукс-клане». В одном из интервью он так описал свой метод: «Устанавливайте диалог. Когда двое врагов разговаривают, они не дерутся».

Стереотипы и поверхностное восприятие действительности и сейчас продолжают доминировать в сознании многих людей. Порой бывает сложно отказаться от мыслительных паттернов, которые складывались годами — выйти из зоны комфорта, чтобы начать думать по-новому. Но важно помнить, что, предлагая простой и очевидный вариант жизни, стереотипы ограничивают нас, закрывая полную картину и лишая возможности существовать в гармонии с другими.

Гендерные стереотипы | OHCHR

Гендерные стереотипы являются распространенным мнением или предубеждением о свойствах и характеристиках, которыми обладают или должны обладать женщины и мужчины, а также какие роли они выполняют или должны выполнять. Гендерные стереотипы пагубны, когда ограничивают способность мужчин и женщин развивать свои личные способности, стремиться к профессиональному росту и делать жизненный выбор и строить планы.

Пагубные стереотипы способствуют неравенству, несмотря на то, что они могут быть как враждебными (например, о том, что женщины неразумны), так и, на первый взгляд, безобидными (например, что женщины призваны заниматься воспитанием). Например, тот факт, что обязанности по уходу за ребенком часто выполняются исключительно женщинами, основывается на втором из двух видов стереотипов.

Комплексные гендерные стереотипы могут оказывать несоразмерное негативное влияние на определенные группы женщин, такие как женщины из числа меньшинств и коренных народов, женщины-инвалиды, женщины из низших каст или с низким экономическим положением, женщины-мигранты и др.

Формирование гендерных стереотипов подразумевает практику приписывать женщинам и мужчинам конкретные свойства, качества или роли лишь на основании их принадлежности к социальной группе женщин или мужчин. Формирование гендерных стереотипов несправедливо, когда оно ведет к нарушению или нарушениям прав человека и основных свобод.

Примерами могут служить:

  • отсутствие уголовной ответственности за супружеское изнасилование на основании общественного представления о том, что женщины являются сексуальной собственностью мужчин; и
  • отсутствие эффективного расследования, уголовного преследования и наказания за сексуальное насилие в отношении женщины, например, по причине стереотипа о том, что женщина должна ограждать себя от сексуального насилия за счет скромности в одежде и поведении.

Несправедливое формирование гендерных стереотипов является частой причиной дискриминации в отношении женщин и фактором, способствующим нарушению целого ряда прав, таких как права на здоровье, достаточный жизненный уровень, образование, брак и семейные отношения, труд, свободу выражения мнений, свободу передвижения, участие в политической жизни и представление политических интересов, эффективные средства правовой защиты и свободу от гендерного насилия.

Запрет гендерных стереотипов

Два международных договора по правам человека предполагают конкретные обязательства, касающиеся пагубных стереотипов и формирования неверных стереотипных представлений.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Статья 5:

Государства-участники принимают все соответствующие меры с целью… изменить социальные и культурные модели поведения мужчин и женщин с целью достижения искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин;

Конвенция о правах инвалидов

Статья 8(1)(b):

Государства-участники обязуются принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни.

Права на недискриминацию и равенство в соответствии с другими международными договорами по правам человека, такими как Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенция о правах ребёнка, также подразумевают дискриминацию и неравенство, основанные на стереотипах, в том числе гендерных стереотипах.

Тематические публикации, исследования, доклады и документы

Гендерные стереотипы и судебная система: руководство по проведению семинара (2020)
PDF: English
Соответствующие учебные материалы: English

Руководство для судебных органов о гендерных стереотипах и международных стандартах по правам женщин, Уругвай (2020 г.)
PDF: Español

Руководство для прокуратуры о гендерных стереотипах и международных стандартах по правам женщин, Уругвай (2020 г.)
PDF: Español

Роль судебных органов в борьбе со стереотипами в делах, касающихся сексуальных и репродуктивных здоровья и прав – обзор правовой практики (2017 г.)
PDF: English | Español

Одностраничный бюллетень: Гендерные стереотипы/формирование стереотипов и права женщин (2014)
PDF: English | Русский 

Искоренение судебных стереотипов: равный доступ к правосудию для женщин в случаях гендерного насилия (2014 г. )
Word: English

Заказной доклад УВКПЧ: гендерные стереотипы как нарушение прав человека (2013 г.)
Word: English

Внешние ссылки**

Совет Европы*

Unstereotype Alliance*

**Примечание: Управление ООН по правам человека не несет ответственности за содержание на внешних сайтах.


Гендерные стереотипы | OHCHR

 Гендерный стереотип – это обобщенное мнение или предвзятое мнение об атрибутах или характеристиках или ролях, которыми обладают или должны обладать или выполнять женщины и мужчины. Гендерный стереотип вреден, когда он ограничивает способность женщин и мужчин развивать свои личные способности, заниматься профессиональной карьерой и/или принимать решения в отношении своей жизни.

Являясь откровенно враждебными (например, «женщины иррациональны») или кажущимися безобидными («женщины воспитывают»), вредные стереотипы увековечивают неравенство. Например, традиционное представление о женщинах как о воспитателях означает, что обязанности по уходу за детьми часто ложатся исключительно на женщин.

Кроме того, гендерные стереотипы, смешанные и пересекающиеся с другими стереотипами, оказывают несоразмерно негативное воздействие на определенные группы женщин, такие как женщины из меньшинств или коренных народов, женщины с ограниченными возможностями, женщины из низших каст или с более низким экономическим статусом, женщины-мигранты, и т. д. 

Гендерные стереотипы относятся к практике приписывания отдельной женщине или мужчине определенных атрибутов, характеристик или ролей только на основании ее или его принадлежности к социальной группе женщин или мужчин. Гендерные стереотипы неправомерны, если они приводят к нарушению или нарушениям прав человека и основных свобод.

Примеры включают:

  • Отсутствие уголовной ответственности за супружеское изнасилование, считая женщин сексуальной собственностью мужчин; и
  • Неспособность расследовать, привлечь к ответственности и вынести приговор за сексуальное насилие в отношении женщин, полагая, что жертвы сексуального насилия согласились на половые акты, поскольку они не одевались и вели себя «скромно».

Неправильные гендерные стереотипы часто являются причиной дискриминации женщин. Это фактор, способствующий нарушению широкого круга прав, таких как право на здоровье, достаточный жизненный уровень, образование, брак и семейные отношения, труд, свобода выражения мнений, свобода передвижения, участие и представительство в политической жизни, эффективные средства правовой защиты, и свобода от гендерного насилия.

Запрещение гендерных стереотипов и гендерных стереотипов

Два международных договора по правам человека содержат прямые обязательства  относительно вредных стереотипов и неправомерных стереотипов.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Статья 5 :

Государства-участники принимают все надлежащие меры… для изменения социальных и культурных моделей поведения мужчин и женщин с целью добиваться устранения предрассудков, обычаев и всех других обычаев, основанных на идее неполноценности или превосходства одного из полов или на стереотипных ролях мужчин и женщин;

Конвенция о правах инвалидов

Статья 8(1)(b):

инвалидов, в том числе по полу и возрасту, во всех сферах жизни.

Права на недискриминацию и равенство, закрепленные в других международных договорах по правам человека, таких как Пакт об экономических, социальных и культурных правах и Конвенция о правах ребенка, также толкуются как включающие дискриминацию и неравенство, которые основаны на стереотипах, в том числе гендерных.

Связанные публикации, исследования, отчеты и документы

Гендерные стереотипы и судебная власть: руководство для семинаров (2020)
PDF: английский
Соответствующие учебные материалы: английский

Руководство для судебных органов по гендерным стереотипам и международным стандартам в области прав женщин, Uruguay (2020)
PDF: Español

Руководство для прокуратуры по гендерным стереотипам и международным стандартам в области прав женщин, Uruguay (2020)
PDF: Español

Роль судебных органов в устранении стереотипов в делах о сексуальном и репродуктивном здоровье и правах – обзор прецедентного права (2017)
PDF: английский | Español

Одна страница: Гендерные стереотипы и стереотипы и права женщин (2014 г. )
PDF: английский

Устранение судебных стереотипов: равный доступ к правосудию для женщин в случаях гендерного насилия (2014 г.)
Слово: английский

По заказу УВКПЧ отчет: Гендерные стереотипы как нарушение прав человека (2013 г.)
Слово: английский

Внешние ссылки*

Совет Европы

Альянс нестереотипов

*Примечание: ООН по правам человека не несет ответственности за содержание внешних ссылок.

Гендерная идентичность и роли | Женские черты и стереотипы

В этом разделе

  • Пол и гендерная идентичность
  • Что такое интерсекс?
  • Что такое гендерные роли и стереотипы?

Наше общество имеет набор представлений о том, как мужчины и женщины должны одеваться, вести себя и представлять себя.

Что такое гендерные роли?

Гендерные роли в обществе означают, как мы должны вести себя, говорить, одеваться, ухаживать за собой и вести себя в зависимости от назначенного нам пола. Например, девочки и женщины, как правило, должны одеваться типично женственно, быть вежливыми, любезными и заботливыми. Мужчины, как правило, должны быть сильными, агрессивными и смелыми.

Каждое общество, этническая группа и культура имеют представления о гендерных ролях, но они могут сильно различаться от группы к группе. Они также могут меняться в одном и том же обществе с течением времени. Например, раньше в США розовый считался мужским цветом, а синий считался женским.

Как гендерные стереотипы влияют на людей?

Стереотип — это широко распространенное суждение или предубеждение о человеке или группе, даже если оно чрезмерно упрощено и не всегда точно. Стереотипы о гендере могут стать причиной неравного и несправедливого обращения из-за пола человека. Это называется сексизмом.

Существует четыре основных вида гендерных стереотипов:

  • Черты характера. Например, от женщин часто ожидают уступчивости и эмоциональности, а от мужчин обычно ожидают уверенности в себе и агрессивности.

  • Домашнее поведение. Например, некоторые люди ожидают, что женщины будут заботиться о детях, готовить и убирать в доме, а мужчины будут заниматься финансами, чинить машину и делать ремонт дома.

  • Профессии. Некоторые поспешили предположить, что учителя и медсестры — женщины, а пилоты, врачи и инженеры — мужчины.

  • Внешний вид. Например, женщины должны быть стройными и грациозными, а мужчины — высокими и мускулистыми. Мужчины и женщины также должны одеваться и ухаживать за собой стереотипно для своего пола (мужчины в брюках и с короткими прическами, женщины в платьях и с макияжем).

Гиперженственность — это преувеличение стереотипного поведения, которое считается женственным. Гиперженственные люди преувеличивают качества, которые они считают женственными. Это может включать пассивность, наивность, сексуальную неопытность, мягкость, кокетливость, грациозность, заботу и принятие.

Гипермужественность — это преувеличение стереотипного поведения, которое считается мужским. Гипермаскулинные люди преувеличивают качества, которые они считают мужскими. Они считают, что должны конкурировать с другими мужчинами и доминировать над женщинами, будучи агрессивными, мирскими, сексуально опытными, бесчувственными, физически внушительными, амбициозными и требовательными.

Эти преувеличенные гендерные стереотипы могут осложнить отношения между людьми. Гиперфеминные люди более склонны терпеть физическое и эмоциональное насилие со стороны своих партнеров. Гипермаскулинные люди более склонны к физическому и эмоциональному насилию по отношению к своим партнерам.

Экстремальные гендерные стереотипы вредны, потому что они не позволяют людям в полной мере выражать себя и свои эмоции. Например, мужчинам вредно чувствовать, что им нельзя плакать или выражать чувствительные эмоции. И женщинам вредно чувствовать, что им не позволено быть независимыми, умными или напористыми. Разрушение гендерных стереотипов позволяет каждому проявить себя с лучшей стороны.

Как бороться с гендерными стереотипами?

Вероятно, вы повсюду видите гендерные стереотипы. Возможно, вы также видели или сталкивались с сексизмом или дискриминацией по половому признаку. Есть способы бросить вызов этим стереотипам, чтобы помочь всем — независимо от их пола или гендерной идентичности — почувствовать себя равными и ценными людьми.

  • Укажите на это — Журналы, телевидение, фильмы и Интернет полны негативных гендерных стереотипов. Иногда людям трудно увидеть эти стереотипы, если на них не указать. Будь этим человеком! Поговорите с друзьями и членами семьи о стереотипах, которые вы видите, и помогите другим понять, как сексизм и гендерные стереотипы могут быть вредными.

  • Будьте живым примером — Будьте образцом для подражания для своих друзей и семьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *