Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Социальная среда культура по выготскому является: Согласно Л.С. Выготскому социальная среда культура являются ________ психического развития — Ответ на вопрос №247987

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Воспитательная среда по Л. С. Выготскому

Автор: Хусейнова Зульфия Аликовна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №27 (131) декабрь 2016 г.

Дата публикации: 02.12.2016 2016-12-02

Статья просмотрена: 5434 раза

Скачать электронную версию

Скачать Спецвыпуск Актуальные проблемы современной психолого-педагогической науки: взгляд молодых исследователей (pdf)

Библиографическое описание:

Хусейнова, З. А. Воспитательная среда по Л. С. Выготскому / З. А. Хусейнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.1 (131.1). — С. 31-33. — URL: https://moluch.ru/archive/131/35963/ (дата обращения: 19.03.2023).



Annotation: the article is devoted to the education of the child in a social environment. The impact of society on child development, as spiritually-moral education and subject.

Keywords: educational environment, educational process, personality, activity.

В основу воспитательного процесса всегда положена личная деятельность обучающегося, и весь опыт преподавателя сводится к управлению и регулированию своей деятельности. Л. С. Выготский так сформулировал, «формулу» воспитательного процесса: воспитание осуществляется через собственный опыт обучающегося, который определяется социальной средой, и роль преподавателя, при этом сводится к организации и регулированию воспитательной среды в жизни ребенка.

Для Л. С. Выготского воспитательная среда — это искусственная среда, где детям представлены все формы общественной жизни. С одной стороны, это хорошо, а с другой нет. Хорошо тем, что за счет этого удается избежать влияния многих отрицательных воздействий реального социального быта ребенка. Плохо тем, что за счет своей искусственности она не в силах передать все многообразие жизненных взаимоотношений.

Воплощение такой среды является, по мнению Л. С. Выготского, необходимым условием воспитательной работы. Выготский считал, что необходимо «отказаться от стихийного начала в воспитательном процессе и противопоставить ему разумное сопротивление и управление этим процессом, достигаемое через рациональную организацию среды» [2, с. 86].

С введением понятия «воспитательная среда», стали рассматривать как трехсторонний процесс воспитания:

1) активность обучаемого;

2) активность преподавателя;

3) активность заключенной между ними воспитательной среды.

В этом случае преподаватель выступает с точки зрения психологии как ведущий воспитательной среды, и контролирует взаимодействия с воспитанником. Используя все возможности социальной среды, в которой живет и действует ребенок, педагог может направлять и руководить деятельностью ребенка для будущего социального развития. При этом главным рычагом воспитательного процесса выступает социальная среда, и вся роль преподавателя сводится к управлению этим рычагом.

Явные механизмы воспитательного процесса можно проследить на примере нравственного воспитания. Главная идея данного процесса сводилась к усвоению школьниками определенных правил и норм нравственной морали. В данном случае вся система нравственного воспитания оказывалась построенной на авторитарном принципе, т. е. на признании определенного принудительного значения за авторитетом родителей и преподавателей.

Есть и отрицательные стороны которые приводят к запугиванию, запретам и угрозам, что зачастую часто встречается в воспитательной среде.

По мнению Л. С. Выготского, такое послушание, мотивированное страхом, является лишенным нравственно-воспитательной силы, потому что заранее предполагает негативное отношение к вещам и поступкам.

В своих трудах Л. С. Выготский называет несколько основных недостатков такого рода воспитательных воздействий.

1. Запугивая слабого, такое воспитание всегда способно вызвать негативное отношения сильного, придавая его действиям определенную степень гордости за свои поступки.

2. Запреты создают вымышленные представление о моральных ценностях и поступках. Нравственному достоинству приписывается ценность определенного богатства, а ко всякому отклонению вырабатывается негативное отношение.

3. Всякое описание порока создает предпосылки к его реализации.

Тем самым Л. С. Выготский сформулировал вывод о том, что главный механизм в психологии, лежащий в основе авторитарного воспитания, представляет собой педагогическое заблуждение. В силу этого «авторитарный принцип в морали должен быть разрешен, и на его место поставлено нечто совершенно новое» [3, с. 264].

В качестве альтернативы таким формам воспитания предполагается использовать воспитательные возможности социальной среды.

«Моральное воспитание — это прежде всего социальное воспитание» [3, с. 262].

Согласно взглядам Выготского, основой нравственного воспитания заложена социализация школьника и его поведения с поведением коллектива. Тем самым на первый план выходит не послушание обучающегося учителю, а свободная социализация самих учеников.

По оценке Л. С. Выготского семейные ценности, представляет собой первое, несложное, социально-целое с определенным количеством хорошо известных ребенку элементов взаимоотношений. Первым фундаментом воспитания является семья. Именно в семье у ребенка в душе закладываются глубокие и прочные социальные связи, но определенного размера.

По мнению Л. С. Выготского «семья воспитывает семьянина, тогда как воспитание должно быть направлено на формирование гражданина».

Еще одна форма, создание которой еще только начиналось в то время, была названа Л. С. Выготским детским движением, способным объединить детей в масштабах всего города и даже всей страны. В этих движениях, и только в них, дети могут научиться реагировать на социальные раздражители, связывать свое поведение с поведением огромных человеческих масс.

В качестве главной задачи социального воспитания Выготский называет выработку и шлифовку форм социального общения. Для ее достижения предлагается использовать иную форму воспитательной работы, как игра.

Игра есть тот естественный двигатель воспитания ребенка, с помощью которого ребенок использует все социальные связи. «Бросая ребенка в новые ситуации, подчиняя его новым условиям, игра помогает ребенку бесконечно разнообразить социальную координацию движений и учит такой гибкости, эластичности и творческим умениям, как ни одна другая область воспитания» [1, с. 126].

Еще одним средством воспитания ребенка является самоуправление в школе. При этом надо учитывать и создавать необходимые атрибуты данного механизма: устав, собрания, выборы и т. д. Необходимо стремиться к тому, чтобы интерес к формальности не убил в детях живые чувства общественности.

Еще один психологический фактор воспитания — природа детских влечений. Его реализация связана с одним условием, что поступок ребенка должен нести с собой впечатления, оставшиеся от действий окружающих.

«Ничто так не побуждает нас к действию, — замечает Л. С. Выготский, — как связанное с ним удовлетворение» [1, с. 268].

Для этого ребенок должен предполагать конечные результаты своих поступков, дорожить удовлетворением или неудовлетворением своих приятелей. «Эти постоянно идущие навстречу ему отраженные впечатления его же собственных поступков будут сильнейшими воспитательными мерами в руках педагога» [1, с. 269].

Рассмотрение воспитания как социально обусловленного процесса не должно, по мысли Л. С. Выготского, заслонить от воспитателя проблему личности самого ребенка. Вместе с тем в этом случае «роль и направляющее значение личности воспитанника в воспитательном процессе никак не могут напоминать ту «педагогическую связь», к которой сводится, индивидуалистическое воспитание как процесс, всецело заключенный между учителем и учеником» [2, с. 345].

Литература:

  1. Выготский Л. С. Конспект об игре. // Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: смысл, Эксмо, 2004. — 512 с.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. — 671с.
  3. ВыготскийЛ. С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. //Выготский Л. С. Психология развития ребенка. — М.: Эксмо, 2004. — 512 с.

Основные термины (генерируются автоматически): воспитательный процесс, воспитательная среда, ребенок, социальная среда, негативное отношение, нравственное воспитание, авторитарный принцип, воспитательная работа, роль преподавателя, социальное воспитание.

Ключевые слова

деятельность, личность, воспитательный процесс, воспитательная среда

воспитательная среда, воспитательный процесс, личность, деятельность

Похожие статьи

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять…

Концептуальные основания проектирования

воспитательной

социальная среда, воспитательный процесс, собственная деятельность, ребенок, воспитание, педагог, образовательный процесс, Российская Федерация, коллективная деятельность, психическое развитие ребенка.

Создание условий для развития

нравственных качеств…

Наша работа по нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной программе ДОУ» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»).

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне…

Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием.

Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического…

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

«Научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности» [3, с. 239].

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его. ..

Ключевые слова:нравственное воспитание, дети дошкольного возраста, составляющие, принципы, средства и методы нравственного воспитания. Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности…

Роль и влияние личного примера учителя в процессе

Библиографическое описание: Каратыгина Е. В. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Лишь на этом фоне усваиваемые детьми знания будут оказывать то воспитательное и развивающее действие, которое предусмотрено программами и учебниками.

Принципы и ценности этики в педагогической деятельности

Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм

Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.

Бершедова Л. И. Воспитательный процесс в условиях школьного образования — М: Проспект.

Работа с родителями в области нравственного воспитания детей

Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебновоспитательного учреждения — есть фундамент нравственных идеалов детей, гарант их социальной и индивидуальной защищенности.

Похожие статьи

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять…

Концептуальные основания проектирования

воспитательной

социальная среда, воспитательный процесс, собственная деятельность, ребенок, воспитание, педагог, образовательный процесс, Российская Федерация, коллективная деятельность, психическое развитие ребенка.

Создание условий для развития

нравственных качеств…

Наша работа по нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной программе ДОУ» (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»).

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне. ..

Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием.

Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического…

Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи

«Научно-организованное воспитание или специально организованная воспитательная работа позволяет целенаправленно управлять процессом развития личности» [3, с. 239].

Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его…

Ключевые слова:нравственное воспитание, дети дошкольного возраста, составляющие, принципы, средства и методы нравственного воспитания. Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества на воспитание личности…

Роль и влияние личного примера учителя в процессе

Библиографическое описание: Каратыгина Е. В. Роль и влияние личного примера учителя в процессе воспитания.

Лишь на этом фоне усваиваемые детьми знания будут оказывать то воспитательное и развивающее действие, которое предусмотрено программами и учебниками.

Принципы и ценности этики в педагогической деятельности

Основой формирования нравственных взглядов учителя является знание принципов, требований и норм

Ваше изменение отношения повлечет негативное поведение ребенка.

Бершедова Л. И. Воспитательный процесс в условиях школьного образования — М: Проспект.

Работа с родителями в области нравственного воспитания детей

Эмоциональная, интеллектуальная и педагогическая культура учебновоспитательного учреждения — есть фундамент нравственных идеалов детей, гарант их социальной и индивидуальной защищенности.

Теория развития ребенка Льва Выготского

На этой странице

  • Что такое Теория Выготского?
  • Концепция более знающего другого (МКО) Выготского
  • Зона ближайшего развития Выготского (ЗБР)
  • Элементарные психические функции
  • Социальные влияния и когнитивное развитие
  • Теория и язык Выготского
  • Выготский и частная речь у детей раннего возраста
  • Применение теории Выготского в классе
  • Критическая оценка социокультурной теории когнитивного развития Выготского
  • В чем разница между теорией Выготского и теорией Пиаже?

 


Теория социокультурного когнитивного развития Выготского

Лев Выготский (1896–1934) был русским психологом и учителем, разработавшим теорию о том, как наши социальные взаимодействия влияют на наше когнитивное развитие. Это известно как социокультурная теория когнитивного развития Льва Выготского.

Выготский разработал свои теории примерно в то же время, когда швейцарский психолог Жан Пиаже разрабатывал теории когнитивного развития, но они различаются почти по всем пунктам. Некоторые работы Выготского до сих пор переводятся с русского языка.

Что такое теория Выготского?

Теория социального развития Выготского утверждает, что когнитивное развитие и способность к обучению ребенка могут направляться и опосредоваться их социальными взаимодействиями. Его теория (также называемая социокультурной теорией Выготского) утверждает, что обучение — это исключительно социальный процесс, а не независимое путешествие к открытиям. Он расширяет это, заявляя, что обучение ребенка значительно улучшилось, если им руководил более знающий член сообщества, такой как родитель или учитель.

Социокультурная теория Выготского также предполагает, что дети усваивают и учатся на основе убеждений и отношений, которые они наблюдают вокруг себя. Он считал, что культура играет важную роль в формировании когнитивного развития и, следовательно, это развитие варьируется в зависимости от культуры. Выготский также подчеркивал важность языка как основы всего обучения.

Концепция более знающего другого (МКО) Выготского

Теория Выготского придает большое значение обучению детей через их взаимодействие с более знающим другим (МКО). Более осведомленным другим может быть любой, кто лучше понимает задачу или концепцию, которую ребенок пытается выполнить или усвоить. Чаще всего это будет родитель, опекун или учитель, но это также может быть сверстник или наставник.

Эта теория не ограничивается академическим или образовательным обучением, она также может применяться к рекреационному обучению, такому как игры или использование технологий. В этих обстоятельствах сверстник или ребенок старшего возраста, скорее всего, будет более осведомленным другим.

MKO также может быть электронным репетитором в тех случаях, когда программа настроена для управления обучением с помощью голосовых подсказок или видео. Теория Выготского придает большое значение управлению обучением детей посредством их взаимодействия с более осведомленным другим (MKO). Более осведомленным другим может быть любой, кто лучше понимает задачу или концепцию, которую ребенок пытается выполнить или усвоить. Чаще всего это будет родитель, опекун или учитель, но это также может быть сверстник или наставник.

Зона ближайшего развития Выготского (ZPD)

Понятие зоны ближайшего развития, также известное как зона потенциального развития, используется для объяснения потенциала когнитивного развития и способностей ребенка, когда он руководствуется задачей, вместо того, чтобы просить сделать это в изоляции.

Если ребенку предлагается задание, которое несколько превышает уровень его способностей, зона ближайшего развития (ЗБР) относится к его способности выполнить это задание с помощью более знающего человека. Эта теория объясняет, почему некоторые навыки проявляются в более социальном контексте, когда ребенок не может проявить их самостоятельно.

Зону ближайшего развития можно описать как дистанцию ​​между фактическим уровнем развития при самостоятельной оценке и уровнем потенциального развития при оценке в сотрудничестве со сверстниками или наставниками или под руководством учителя.

Зона стадий ближайшего развития

ZPD можно разбить на три отдельных этапа с точки зрения набора навыков учащегося. Чтобы улучшить способности учащегося, более осведомленный человек должен понимать, на каком этапе он находится.

Задания, которые учащийся может выполнять без посторонней помощи

Это относится к заданиям, которые учащийся может выполнять самостоятельно. Если учащийся достиг этой стадии, учителю или наставнику потребуется повысить уровень сложности задания, чтобы облегчить дальнейшее обучение.

Задания, которые учащийся может выполнить с помощью

Это называется зоной ближайшего развития. На этом этапе учащийся нуждается в руководстве более осведомленного другого, чтобы помочь ему выполнить задание.

Задания, которые учащийся не может выполнить без посторонней помощи

Это относится к задачам, которые учащийся не может выполнить даже под руководством более знающего человека. Если способности учащегося попадают в этот диапазон, может потребоваться уменьшить уровень сложности, чтобы соответствовать его набору навыков.

Выготский и учебные леса

Учебные леса — это метод управляемого обучения, который помогает учащимся учиться, работая вместе с преподавателем. Педагог должен иметь больший опыт работы с задачей или процессом, чем учащийся, но он также должен иметь представление об уровне, на котором находится учащийся, и о том, как он может справиться с этим уровнем.

Методы построения учебных пособий могут включать использование наглядных пособий (например, диаграмм), предоставление примеров, работу один на один со студентом и обеспечение обратной связи. Цель строительных лесов состоит в том, чтобы создать среду, в которой учащийся чувствует себя комфортно, задавая вопросы, до тех пор, пока он не сможет выполнять навык без посторонней помощи.

К преимуществам строительных лесов относятся:

  • Мотивация учащегося путем помощи в решении тех аспектов задачи, с которыми у него возникают проблемы

  • Минимизация разочарования учащегося

  • Обеспечение более быстрого обучения

Элементарные психические функции

Теория детского развития Выготского рассматривает четыре «элементарные психические функции» как врожденные способности, с которыми мы рождаемся. Это:

  • Внимание

  • Ощущение

  • Восприятие

  • Память

Эти способности затем развиваются в «высшие психические функции» посредством социального взаимодействия с нашим сообществом.

Выготский также ввел термин «инструменты интеллектуальной адаптации», который относится к стратегиям решения проблем и способам мышления, которые дети усваивают, наблюдая и взаимодействуя с более осведомленными членами общества. Разные культуры иллюстрируют разные инструменты интеллектуальной адаптации, потому что на них влияют убеждения и ценности отдельной культуры.

Социальные влияния и когнитивное развитие

Выготский считал, что обучение является активным процессом, а не естественным или пассивным. Он сказал, что дети занимаются собственным обучением и открытиями, но их развитие происходит в контексте социального взаимодействия, а не независимо или изолированно.

Выготский также подчеркнул важность обучения под руководством воспитателя или учителя. Методы, используемые учителем для вовлечения ребенка, такие как выполнение задания самостоятельно в качестве примера или предоставление словесных инструкций, в теории Выготского назывались совместным или совместным диалогом.

Процесс обучения происходит, когда ребенок понимает информацию, усваивает ее, а затем использует ее для управления своими действиями.

Примером управляемого обучения может быть ситуация, когда ребенку дают решить головоломку судоку. Учитель или наставник может порекомендовать ребенку определенные стратегии, например, исключить места, где может стоять каждое число, исходя из положения этого числа по горизонтали и вертикали, или написать возможные варианты в углу коробки карандашом, чтобы отсеять возможные варианты. Учитель может также поощрять ребенка задавать вопросы и давать подсказки, когда они близки к правильному ответу. По мере того, как ребенок развивает более высокий уровень компетентности, учитель уменьшает свое влияние.

Эта техника также очень распространена в спорте, где тренер или более способный сверстник часто демонстрирует навык, прежде чем попросить ученика сделать это самостоятельно. Например, если учитель футбола обучал учеников ведению мяча через набор конусов, они могут сначала выполнить этот навык сами, чтобы подать пример ученикам.

Теория и язык Выготского

Выготский рассматривал язык как важнейший инструмент общения и что культура и поведение понимались через язык. Выготский также подчеркнул решающую роль, которую язык играет в когнитивном развитии.

Теория Выготского гласит, что социальные взаимодействия помогают детям развивать способность использовать язык. По Выготскому, в процессе развития языка выделяют три стадии/формы:

  • Социальная речь — общение между детьми и другими людьми (обычно с 2 лет)

  • Частная речь — частная речь, направленная на себя, но еще не усвоенная (обычно с 3-летнего возраста)

  • Безмолвная внутренняя речь — внутренний монолог ребенка (обычно с 7 лет)

Выготский и частная речь у детей раннего возраста

Выготский был первым философом, который описал стадию частной речи и объяснил ее как переход между исходной внешней речью и молчаливой внутренней речью. Он также заявил, что мышление и язык изначально были отдельными функциями, прежде чем они объединились примерно в возрасте 7 лет. Выготский считал, что этот процесс усвоения речи и языка необходим для когнитивного развития.

Выготский рассматривал частную речь как способ саморегуляции поведения. Он также рассматривал язык как инструмент для ускорения понимания. По этим причинам он предположил, что дети, которые регулярно говорят в частном порядке, будут более социально компетентными, чем те, кто этого не делает. Частная речь может быть полезна, помогая ребенку развивать свое воображение, практиковать навыки решения проблем и организовывать свои мысли.

Частная речь появлялась иногда, когда у ребенка возникали трудности с заданием, и затем использовалась для управления его мыслями и действиями, сначала организуя и регулируя их.

Жан Пиаже предположил, что частная речь уменьшается с возрастом, поскольку ребенок становится более социализированным и больше приспосабливается к внешней речи, что контрастирует с теорией Выготского, согласно которой частная речь исчезала по мере того, как она становилась безмолвной и интернализировалась.

Применение теории Выготского в классе

Социокультурная теория развития ребенка Выготского утверждает, что когнитивное развитие происходит в результате социальных взаимодействий. Таким образом, обучение изначально является совместным. Он считал, что социальные переговоры необходимы для накопления знаний и понимания концепций.

Выготский предположил, что невозможно отделить обучение в годы становления от его социального контекста. Первоначальное обучение происходило через социальное взаимодействие, а затем человек обрабатывал его внутренне.

Современные способы применения этой теории в классе знаменуют отход от традиционных моделей обучения, ориентированных на память. «Взаимное обучение» относится к методу, при котором учителя и ученики работают вместе, чтобы прояснить и понять концепцию, прежде чем учеников попросят повторить ее или применить в другом контексте.

Например, если учитель читает абзац текста по определенной теме, он вместе с учениками пройдет через процесс:

  • Подведение итогов

  • Опрос

  • Осветляющий; и

  • Предсказание

Этот совместный процесс позволяет учащимся изучить концепцию в социальном контексте, прежде чем усвоить ее для самостоятельного применения.

Зона ближайшего развития Примеры и применение в классе

Такие методы, как «строительство лесов» и/или «ученичество», часто используются в классе для описания способов обучения учащихся в соответствии с их уровнем способностей. В этих методах обучение структурируется учителем, а затем его роль со временем постепенно снижается. Это позволяет учащемуся изучить тему в пределах своей зоны ближайшего развития, а затем приспособиться к тому, чтобы делать это самостоятельно или решать что-то более сложное.

Теории Выготского также подкрепляют некоторые современные идеи о совместном обучении, такие как объединение учеников с меньшими способностями с более продвинутыми сверстниками, чтобы помочь им учиться. Дискуссионные группы, обучение в малых группах и совместные упражнения в школах и университетах также были включены в ответ на теории социального обучения.

Также важно понимать, какие задачи, процессы и понятия могут находиться в зоне ближайшего развития учащегося. Например, если учащийся только что освоил таблицу умножения, базовое деление может быть в его ZPD, но он, вероятно, еще не готов к показателю степени. Учитель может привести пример задачи на деление и способ ее решения, прежде чем попросить ученика попробовать ее самостоятельно. Эта линейная структура обучения применяется в большинстве школ и учреждений.

Проблемы применения теории Выготского в классе

Хотя применение зоны ближайшего развития может быть полезным для помощи учащимся в обучении в классе, у учителей могут возникнуть некоторые проблемы. Эти вызовы включают в себя:

  • Недостаточно времени или ресурсов для удовлетворения потребностей каждого учащегося или индивидуальной помощи

  • Возможность неправильной оценки ZPD учащегося и разочарования как учащегося, так и учителя

  • В классе может быть слишком много учеников с быстро меняющимися уровнями способностей, чтобы успешно использовать этот метод

  • Если план урока не составлен заранее с учетом строительных лесов, может быть трудно быть достаточно гибким, чтобы выполнить его

  • Если учитель не знает о ZPD учащегося, методы могут быть неэффективными

Критическая оценка социокультурной теории когнитивного развития Выготского

Некоторые работы Выготского все еще переводятся с русского языка, поэтому есть некоторые предположения о том, получили ли его теории дальнейшую разработку или развитие. Перевод его с русского занимает много времени, поэтому его теории пока не подвергались такой критике. Его теориям также не хватает конкретики, поэтому их трудно опровергнуть напрямую.

Большое количество критики направлено на предположение Выготского о том, что его теория когнитивного развития и социального взаимодействия универсальна в культурном отношении. Кроме того, он не предлагает никаких конкретных гипотез для проверки, чтобы доказать или опровергнуть его теории.

Идеи Выготского также не касаются влияния биологии или генетики на когнитивное развитие, равно как и эмоционального развития ребенка.

Однако существует множество доказательств, подтверждающих предположение о том, что совместное обучение может быть более эффективным, чем изолированное обучение. Кроме того, известно, что наставничество и обучение детей путем объединения их с более знающими сверстниками или большим количеством взрослых также дает положительные результаты.

Критика Выготского

Отсутствие экспериментальных тестов

Выготский в основном использовал методы наблюдения для поддержки своих теорий, что вызвало критику в отношении достоверности его выводов. Он также лишь смутно определял социальное взаимодействие и никогда не указывал наилучший метод взаимодействия.

Активное участие в обучении

Теория Выготского об активном участии в обучении не учитывает некоторые обстоятельства, при которых когнитивный рост детей замедляется. Другие философы предположили, что следует учитывать генетику и что результаты пассивного обучения не следует отрицать.

Социальное взаимодействие

Некоторые психологи и философы критикуют определение Выготского о том, что социализация является ключом к изучению языка и культуры. Эта теория не объясняет, почему некоторые дети учатся и развиваются медленно, несмотря на сильную социальную поддержку. Расплывчатость его теорий подвергалась критике, а некоторые предполагали, что они были недостаточно развиты.

Язык как основа обучения

Теория Выготского о том, что язык является важнейшим инструментом социального взаимодействия и, следовательно, важнейшим инструментом обучения, также подвергалась сомнению. Некоторым действиям можно научить или научиться с помощью физических действий, практических процессов, методов наблюдения или более творческих методов, предполагая, что язык не всегда является основой обучения.

Зона ближайшего развития

Понятие зоны ближайшего развития критикуют за неспецифичность и иногда рассматривают как общий термин, объединяющий различные модели когнитивного развития. Это также ненадежная теория, потому что она не объясняет, почему некоторые ученики не могут выполнять определенные задачи даже с помощью.

В чем разница между теорией Выготского и теорией Пиаже?

Жан Пиаже был швейцарским психологом, разработавшим теорию когнитивного развития примерно в то же время, что и Лев Выготский. Теория Пиаже оказала большое влияние на изучение психологии развития. Теории Пиаже в значительной степени более известны и более жестко критикуются, чем теории Выготского, главным образом потому, что они лучше понятны.

Существует ряд ключевых различий между теориями человеческого развития Выготского и Пиаже.

То, как культура влияет на когнитивное развитие

Выготский придавал большое значение тому, как культура влияет на когнитивное развитие, и не упоминал о конкретных стадиях когнитивного развития. Напротив, Пиаже описал универсальные стадии когнитивного развития, которые не различались в разных культурах.

Теория Пиаже утверждала, что дети должны достичь каждой стадии, прежде чем они смогут выполнять определенные задачи, и что каждая стадия должна быть достигнута в одном и том же порядке. Стадии, которые он описал, были следующими:

  • Сенсомоторная стадия (0–2 года) — младенец исследует окружающую среду в основном посредством сенсорного и моторного восприятия. У них начинает развиваться чувство постоянства объекта.

  • Дооперациональная стадия (2-7 лет) — Ребенок начинает использовать язык для представления и понимания мира. Они начинают думать о вещах символически, но еще не развили способность решать проблемы.

  • Конкретно-операционный этап (7-11 лет) — У ребенка начинает развиваться способность к логическому мышлению. Они также развивают эмпатию. Ребенок начинает понимать, как все устроено, и может обратить вспять определенные процессы в своем уме.

  • Стадия формальной эксплуатации (от 12 лет и старше). Мыслительный процесс ребенка может переходить от вещей к идеям. Они могут обращаться с абстрактными идеями, потому что их мысли были освобождены от большинства ограничений. Они также могут размышлять над ответами на гипотетические проблемы.

Обучение как социальный процесс

Теория Выготского о когнитивном развитии детей основывается на том, что обучение является по своей сути социальным процессом. Он уделяет особое внимание социальному взаимодействию как определяющему элементу обучения и говорит, что его нельзя исключить из социального контекста.

Выготский расширяет эту тему, подчеркивая преимущества объединения учащегося с более знающим другим в целях управляемого обучения. Выготский утверждал, что ближайшее окружение ребенка окажет значительное влияние на его развитие.

Тем не менее, Пиаже полагает, что обучение — это в основном независимый процесс, в котором человек совершает собственное исследовательское путешествие. Он не провел столько исследований или наблюдений о роли, которую социальное взаимодействие играет в когнитивном развитии.

Роль языка

Когда дело доходит до роли языка в развитии, у Выготского и Пиаже есть очень разные теории. Выготский утверждает, что и мышление, и язык начинаются рано в развитии, но первоначально они представляют собой отдельные функции, которые сливаются, когда ребенок начинает использовать внутреннюю речь. Обычно это происходит в возрасте около 3 лет. Далее он говорит, что интернализация языка является необходимым шагом для когнитивного развития.

Напротив, Пиаже говорит, что сначала возникает мысль, и в результате этого развивается язык.

Выготский также подчеркивал значение промежуточной стадии между внешней речью и внутренней речью — частной речи. Теория Пиаже не придавала большого значения этому этапу и вместо этого предполагала, что это признак незрелости.

Руководство для взрослых

Выготский подчеркивает важность участия взрослых в когнитивном развитии ребенка. Он подчеркивает это своей моделью зоны ближайшего развития, которую могут использовать родители, учителя, опекуны и воспитатели для структурирования и ускорения обучения ребенка.

С другой стороны, теория когнитивного развития Пиаже подчеркивает роль сверстников в обеспечении перспективы и улучшении социальной осведомленности ребенка и навыков ведения переговоров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  9Темы: Теории обучения и подходы

Социокультурная теория Выготского: как мы применяем ее в классе?

Кто такой Лев Выготский?

Выготский — один из великих педагогов-теоретиков 20 века. Его вклад оказал влияние на наши нынешние модели образования, а его теории породили множество концепций, применяемых в современной педагогике.

Социокультурная теория Выготского стремится заложить основы того, как обучение строится постепенно в течение первых лет и с помощью социального контекста самых маленьких детей.

 

Что такое социокультурная теория Выготского?

Теория Выготского показывает, как обучение выстраивается постепенно в течение первых лет и с помощью социального контекста ребенка. Лев Выготский утверждал, что дети постепенно развивают свое обучение через социальное взаимодействие: они приобретают новые и совершенствуемые навыки, а также логический процесс их погружения в привычный, рутинный образ жизни.

Аналогичным образом, эта социокультурная теория когнитивного развития фокусируется не только на том, как взрослые и сверстники через совместную работу влияют на индивидуальное обучение, но и на том, как культурные убеждения и взгляды влияют на способ обучения и обучения.

По словам Выготского, у детей впереди еще долгий период развития мозга. Кроме того, каждая культура предоставляет то, что он назвал инструментами интеллектуальной адаптации. Эти инструменты позволяют детям использовать свои основные умственные способности способами, чувствительными к культуре, в которой они растут.

 

 

Что такое Зона ближайшего развития (ЗБР)?

Выготский выделил три зоны развития: зону актуального развития, которая представляет текущие способности воспитанника, зону ближайшего развития, где воспитанник находится в процессе формирования, и зону потенциального развития, которая будет уровнем до которых ребенок может дотянуться с помощью человека.

Зона ближайшего развития относится к пространству, которое существует между текущим психическим развитием субъекта, т. е. навыками, которыми ребенок уже обладает, и его или ее потенциальным развитием (чему он или она может научиться под руководством). По этой причине эта концепция имеет первостепенное значение для образования на всех уровнях образования.

То есть, согласно Выготскому, роль взрослых или более продвинутых сверстников состоит в том, чтобы поддерживать, направлять и организовывать обучение ребенка на этапе, предшествующем тому, чтобы ребенок смог овладеть этими аспектами, усвоив поведенческие и когнитивные структуры, необходимые для деятельности.

Эта ориентация наиболее эффективна для помощи маленьким детям в преодолении зоны ближайшего развития (ZDP), которую можно понимать как разрыв между тем, что они уже могут делать, и тем, чего они еще не могут достичь самостоятельно.

 

 

Как мы можем применить это в классе?

Выготский считал, что дети эффективнее учатся в социальной среде. Вот почему обучение использованию теории социального развития в классе может помочь вашим ученикам быстрее понять идеи.

Кроме того, для Льва социальное взаимодействие играет неотъемлемую роль в обучении и способствует взаимному стилю обучения. Именно по этой причине сегодня мы хотели бы дать вам несколько советов, как применять эту теорию на занятиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *