Социальная зрелость личности
Проблематикой социальной зрелости личности занимаются различные науки. Среди них педагогика, психология, социология, криминология и др. Может возникнуть вопрос: почему в этом ряду стоит криминология? Дело в том, что любое явление в действительности желательно изучать с обеих сторон: модель желаемого (идеала) и модель нежелаемого (антиидеала). Понятно в связи с этим, что криминология вносит свой неоценимый вклад в решение проблемы, изучая особенности и создавая модель социально незрелой личности.
Проблема социальной зрелости личности является центральной для такой относительно новой области человекознания, как акмеология. Собственно говоря, самим предметом акмеологии является феномен зрелости человека, или процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью. Правда, уже само определение объективных критериев зрелости человека представляет значительные трудности.
В рамках одной парадигмы проблема зрелости может рассматриваться на уровнях индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности.
В рамках другой системы понятий, говоря о зрелости человека, мы можем иметь в виду интеллектуальную, эмоциональную и личностную зрелость. И в той и в другой системе, как, собственно, и в любой иной парадигме, существует объективная реальность, очерчиваемая понятием «личностная зрелость». Можно с достаточным основанием полагать, что наиболее сложным и менее исследованным из всех аспектов зрелости как раз и является личностная зрелость. На сегодняшний день не представляется возможным дать исчерпывающе полную модель социальной зрелости личности. Однако остановимся на четырех компонентах личностной зрелости. Эти компоненты нельзя рассматривать как рядовые. То есть они не являются просто «четверкой» из возможного множества других компонентов. Можно полагать, что эти четыре компонента социальной зрелости личности являются базовыми, фундаментальными, вокруг которых определенным образом группируется множество других. Итак, такими компонентами являются, во-первых, «тройка»: ответственность, терпимость, саморазвитие.Ответственность — это то, что отличает социально незрелую личность от средней нормы (не говоря уже об образцах зрелости). В настоящее время в психологии личности достаточно распространена концепция о двух типах ответственности, которая пришла из психологии каузальной атрибуции (Дж. Роттер). Ответственность первого типа — это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя (интернальный локус контроля по Дж. Роттеру). «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать» — вот жизненное кредо и постулаты такой личности. Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля).
В качестве других людей, на которых возлагается ответственность как за неудачи, так и за успехи личности, выступают родители, учителя. А в будущем — коллеги, начальство, знакомые. Легко заметить, что на обыденном языке, на языке житейских понятий второй тип ответственности обозначается не иначе как безответственность.Ответственность есть необходимая составляющая, атрибут зрелого поступка. Но в конце концов вся жизнь слагается из поступков или даже «жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок» (М. М. Бахтин). Ближе всего, пожалуй, к излагаемым здесь представлениям о фундаментальном значении феномена ответственности в структуре личностной зрелости находятся идеи гуманистической (в широком смысле) и экзистенциальной психологии. Выдающийся ученый-гуманист XX в. Э. Фромм полагал, например, что забота, ответственность, уважение и знание — это совокупность качеств зрелого человека. Другой известный персонолог гуманистической ориентации В. Франкл также уделяет ответственности значительное место в своей концепции и утверждает, что духовность, свобода и ответственность — это три основы, три экзистенциала человеческого существования.
Социальная зрелость и ее составляющая — ответственность — формируются лишь в адекватной деятельности. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. Вопрос о мере свободы должен решаться с учетом возрастных и иных конкретных особенностей и обстоятельств. Но сам принцип остается незыблемым. При этом верный тезис о том, что нельзя признать человека свободным, не признавая его в то же время и ответственным, нуждается в следующем обязательном дополнении обратного характера: нельзя признать человека ответственным, не признавая его в то же время и свободным.
Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. Когда мы хотим сформировать или, лучше сказать, развить в личности ответственность, но при этом блокируем развитие и проявление автономности, а также свободы принятия решений, что мы делаем? Мы хотим научить человека плавать, при этом опасаясь пустить его в воду. К сожалению, такая практика не просто имеет место, но является чрезвычайно распространенной. На вопрос: «Поощряем ли мы самостоятельность и автономность в процессе воспитания и обучения?» — скорее приходится ответить «нет», чем «да». В семье это выражается в гиперопеке. В школе та же гиперопека, причем не только в воспитании, но и в обучении. Поощрение инициативности, автономности в учебной деятельности, конечно, имеет место, но является скорее исключением, чем правилом. Такая поведенческая позиция взрослых, как показывают исследования (А. А. Реан), находит удобную и прочную опору в системе их социально-перцептивных стереотипов, в их представлениях об учащихся как о неспособных в большинстве своем к проявлению автономности, самостоятельности в деятельности.
Эмпирические исследования показывают к тому же, что дисциплинированность учащихся является для педагогов несравненно более ценимой добродетелью, чем самостоятельность личности.Терпимость является следующей важнейшей составляющей социальной зрелости личности. Однако терпимость терпимости рознь. В структуре общего феномена терпимости можно выделить (А. А. Реан) два ее вида:
- сенсуальная терпимость личности,
- диспозиционная терпимость личности.
Сенсуальная терпимость связана с устойчивостью к воздействию социальной среды, с ослаблением реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор за счет снижения чувствительности к его воздействию. Сенсуальная терпимость, таким образом, неотделима от классической (и даже психофизиологической) толерантности, повышения порога чувствительности к различным воздействиям социальной среды, в том числе воздействиям субъектов межличностного взаимодействия. Образно говоря, сенсуальная терпимость есть терпимость-черствость, терпимость-крепость, терпимость-стена. Говоря о терпимости как о составляющей социальной зрелости личности, мы имеем в виду, конечно, не эту терпимость, а диспозиционную. В основе диспозиционной терпимости лежит принципиально иной механизм, обеспечивающий терпимость личности при социальных взаимодействиях. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности к определенной (терпимой) реакции личности на среду. За диспозиционной терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее диспозиционную терпимость, являются, скажем, такие: «Все люди когда-нибудь ошибаются», «Каждый имеет право на свое мнение» (или ироничное: «Где двое ученых, там три мнения»), «Агрессия и раздражительность часто провоцируются особенной ситуацией, в которой оказался человек, а не являются его внутренней сущностью», «Человек имеет право на срыв», «Опаздывающий сам переживает еще больше, чем те, кто его ждут» и т.
п. Принятие стратегии и позиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего, также приводит к существенному повышению терпимости личности. Несомненно, что и в данном случае надо говорить о диспозиционной, а не сенсуальной терпимости. Диспозиционная терпимость, образно говоря, есть терпимость-позиция, терпимость-установка, терпимость-мироощущение. Она совершенно не связана с психофизиологической толерантностью. При данном виде терпимости человек является терпимым, оставаясь чувствительным и эмпатийным, т. е. способным к сопереживанию и сочувствию. Носителем высокой диспозиционной терпимости, таким образом, вполне может быть высокосенситивная личность. В диспозиционной терпимости личности сильно проявляется интегральная образующая, о которой говорилось выше, — позитивное отношение к миру, определяющее положительный взгляд на мир, позитивное видение действительности.Однако в реальности с развитием такого компонента, как терпимость, все обстоит не так благополучно, как хотелось бы. Вот некоторые данные проведенных исследований (А. А. Реан), где выборку составили школьники обоего пола в возрасте 15-17 лет. Как оказалось, высокие показатели по параметру спонтанная агрессия имеют 53% обследованных, а достоверно низкие — только 9%. У остальных показатели на уровне средней нормы. Итак, 53% с высокой спонтанной агрессией. Но что такое здесь спонтанная агрессия? Спонтанная агрессия — это подсознательная радость, испытываемая личностью при наблюдении трудностей и трудных ситуаций у других. Такому человеку доставляет удовольствие ткнуть носом других в их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, досадить, разозлить. Такому человеку нравится поставить в тупик другого своим вопросом или ответом. Высокие показатели по другому параметру — реактивная агрессия — имеют 47% обследованных, а низкие — только 4%. Но реактивная агрессия — это как раз проявление агрессивности при взаимодействии, при общении в качестве типичной реакции. Таких людей отличает недоверчивость. Обид они просто так, как правило, не прощают и долго их помнят. Характерным является яркая агрессивность при отстаивании своих интересов и вообще конфликтность личности. Наконец, на все это накладываются высокие показатели по раздражительности: 56% высокие значения, только 4% — низкие. А раздражительность — это эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, быстрая потеря самообладания. При этом резкую реакцию часто вызывают даже мелочи. Кроме того, для таких личностей характерна поспешность в оценке людей. Приведенные данные исследований о высоком уровне и широком распространении агрессивности в подростково-молодежной среде интересно дополняются результатами других исследований, прослеживающих динамику роста агрессивности. Показано, что только за последние 3-4 года уровень агрессивных проявлений у несовершеннолетних (учащиеся обычных школ, образовательных учреждений начального профессионального образования, техникумов) в среднем повысился в 1,5 раза, а наиболее высокие показатели агрессии имеют двенадцати-тринадцатилетние подростки (Т. Н. Курбатова). Все это вместе взятое вряд ли позволяет говорить о сформированности социальной терпимости личности или хотя бы о благоприятных тенденциях ее формирования. Больное нетерпимостью общество заражает этой болезнью свое молодое поколение. Опасность состоит в том, что у нового поколения болезнь может стать врожденной и массовой. И, таким образом, способна превратиться из социальной патологии в социальную норму. Кстати, термин заражение мы используем здесь безо всяких кавычек намеренно, так как механизмы подражания и психологического заражения — это не метафоры, а объективно существующие психологические механизмы.
Саморазвитие. Потребность в саморазвитии, самоактуализации есть основополагающая составляющая зрелой личности. Идея саморазвития и самореализации является основной или по крайней мере чрезвычайно значимой для многих современных концепций о человеке (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, А. В. Брушлин-ский, В. П. Зинченко, К. А. Абульханова-Славская и др. ). Скажем так, она занимает ведущее место в гуманистической психологии, которая является одним из наиболее мощных и интенсивно развивающихся направлений современной психологической науки и практики. Центральное место идее самости (самореализация, саморазвитие, самосовершенствование) принадлежит и в акмеологии. Стремление к саморазвитию не есть идея фикс о достижении абсолютного идеала. Идеальным быть трудно, да и вряд ли нужно. На уровне обыденного сознания можно согласиться с мыслью: трудно быть идеальным человеком, пожалуй, труднее только жить с идеальным человеком. Но постоянное стремление к саморазвитию — это нечто иное. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации представляют огромную ценность сами по себе. Они являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Кроме всего прочего, актуальная потребность в саморазвитии, самоактуализации есть источник долголетия человека. Причем долголетия активного, и не только физического, но и социального, личностного. С наличием выраженного стремления к саморазвитию связана и успешность человека как субъекта профессиональной деятельности, успешность достижения им профессионального «акме», а также и его профессиональное долголетие, что уже подтверждено экспериментальными данными.
Идея саморазвития и самоактуализации, несмотря на ее фундаментальное значение, взятая «сама по себе», «в чистом виде», вне связи с феноменом само-транценденции, является недостаточной для построения психологии личности. Концепция личностной зрелости должна базироваться на представлении о единстве самоактуализации и самотрансценденциии и о действии в отношении них принципа дополнительности.
Самотрансценденция означает: человек находится в отношении к чему-то, направлен на что-то иное, нежели он сам. В более категоричной форме эта мысль звучит так:
«Быть человеком — значит быть направленным не на себя, а на что-то иное» (В. Франкл).
Вместе с тем необходимо заметить, что категоричное противопоставление самотрансценденции и самоактуализации как двух альтернатив, очевидно, нецелесообразно. Сила гуманистического подхода и перспективы его развития состоят в органичном соединении этих двух идей. С этим же связаны перспективы разработки проблематики личностной зрелости.
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
© 2006-2022 Издательство ГРАМОТА разработка и создание сайта, поисковая оптимизация: krav. ru |
Роберт Киган и его теория социальной зрелости – модели зрелости
Роберт Киган – психолог, который преподает, исследует и пишет о развитии взрослых, обучении взрослых и профессиональном развитии. В его трудах исследуется в основном необходимость постоянной психологической трансформации во взрослой жизни. Кеган имеет лицензию в области клинической психологии и практикует терапевта. Его лекции ориентированы на профессиональную и непрофессиональную аудиторию, а также консультирует в области профессионального развития.
Согласно Кигану и его книге «Развитие личности», социальная зрелость связана с тем, насколько хорошо люди понимают природу социального мира, в котором они живут. Это то, что позволяет нам функционировать как здоровые взрослые люди, которыми мы являемся. Таким образом, высокая степень социальной зрелости означала бы также наличие высокой степени социальных навыков, хотя мы не должны путать эти два термина. Например, способность социопата представлять реальность социального мира (как заботу о том факте, что у людей есть чувства), вероятно, будет серьезно отсрочена, и тогда он или она будет считаться социально незрелым.
Социальная зрелость имеет огромное значение, так как каждый хотел бы, чтобы его окружали социально и эмоционально зрелые люди во время кризисов. Из-за присущего им эгоизма социально незрелые люди потерпят неудачу как супруги, родители и лидеры любого сорта. По словам Кегана, социальная незрелость, проявляющаяся у взрослых, является как социальной, так и личной проблемой для людей, но также может повлиять на их семьи и работодателей. На самом деле это то, что иногда определяет психические расстройства или поддерживает их. Социальная незрелость также часто связана с длительным алкоголизмом или наркоманией, начавшейся в молодости.
В своей книге Кеган описывает теорию о том, как люди постепенно становятся более социально зрелыми на протяжении всей жизни. На самом деле это во многом связано с более ранней теорией когнитивной зрелости Пиаже, поскольку работы Кегана, по сути, представляют собой идеи Пиаже, которые были переписаны и применены к социальной сфере.
При этом идеи Кегана о социальной зрелости резюмируются следующим образом:
– Социальная зрелость развивается через последовательный путь слоев, как это делает когнитивная зрелость (Пиаже). Таким образом, человек начинает мало понимать социальный мир, и он делает прогресс в этом понимании, которое переходит во все более сложные формы.
– Оценка человеческих эмоций неточна и не соответствует реальной сложности социального мира. Однако они представляют собой лучшее, что люди могут сделать в любой данный момент.
– Если люди смогут понять, что другие думают или чувствуют, возникнут новые уровни социального и эмоционального развития. Таким образом, он может иметь несколько точек зрения одновременно.
– По мере взросления люди становятся все менее субъективными и, таким образом, более способными оценить сложность социального мира.
Нравится:
Нравится Загрузка…
социальная зрелость у собак. — Sit Pretty Behavior & Training
Наши собаки проходят различные этапы физического и социального развития на протяжении всей своей жизни. От очаровательных дней щенячьего детства до неуклюжего и нескоординированного времени в подростковом возрасте, до неуправляемого подросткового периода, когда вы в первую очередь ставите под сомнение свое решение завести собаку.
Мы могли бы целыми днями говорить об испытаниях и невзгодах молодых собак, но сегодня я хочу сосредоточиться не на этом. Вместо этого давайте поговорим о том, что последует за этим хаосом, о славном переходе во взрослую жизнь.
Иногда это происходит так быстро, что дух захватывает. В других случаях переход настолько постепенный, что вы едва замечаете, когда можете расслабиться по вечерам, и ваша собака вас не перебивает.
Взросление — прекрасное время в жизни вашей собаки. Вся работа и время, которые вы вложили, привели к тому, что перед вами стоит красивая собака.
О чем мы недостаточно часто говорим, так это о социальных изменениях, происходящих примерно в это время. Социальная зрелость — это веха в развитии, которая возникает у собак в возрасте от 1 до 3 лет.
Мне нравится приравнивать эту веху к тому, что людям исполняется 30 лет. Знаете, это тот момент в вашей жизни, когда вы просыпаетесь и понимаете: «Чувак, мне нужно разобраться в своей жизни». Когда гулять с друзьями каждую пятницу, становится больше неприятностей, чем пользы, и вы не знаете, как люди выживают, не выспавшись по 7 часов ночью.
Социальная зрелость у собак часто характеризуется:
Снижение толерантности – то, что когда-то было нормально для вашей собаки, теперь может быть неприятным. Щенок, прыгающий ему на спину, которого раньше, возможно, игнорировали, теперь получает четкую реакцию «отвали».
Избирательный в отношении товарищей по играм — ваша когда-то общительная бабочка может решить, что больше не хочет играть с каждой собакой в собачьем парке.
Снижение общей общительности — у вашей собаки может уменьшиться желание играть, она может играть меньше времени или может решить, что она вообще предпочитает исследовать, а не играть с другими собаками.
Социальная зрелость наступит у каждой собаки, однако она не будет выглядеть одинаково для каждой. Некоторые собаки могут испытать очевидный сдвиг в своем дружелюбии, а у других изменения могут быть незначительными.
Главное, что нужно понимать о социальной зрелости, это то, что эти изменения нормальные . Некоторым собакам нравится играть с прыгучими щенками всю свою жизнь, а другие собаки могут решить, что они были бы вполне счастливы никогда больше не взаимодействовать с другим надоедливым щенком.
Нас часто сбивает с толку тот факт, что для вашей собаки это обычное явление. В равной степени уместно и то, что собаки не дружат с каждой встречной собакой. Я предполагаю, что вы не «лучшие друзья» с каждым человеком, которого встречаете в жизни, верно? Так почему вы должны ожидать, что ваша собака будет? К слову о двойных стандартах.
Точно так же, как вы, вероятно, испытали припадок дорожного гнева или повысили голос во время ссоры, ваша собака, вероятно, будет время от времени вступать в ссоры с другой собакой в какой-то момент своей жизни.
Эта безвредная драка (хотя выглядит и звучит как «настоящая сделка») является эквивалентом собачьего крика; Аргумент. Это не покушение на убийство.
Дело в том, что нашим собакам тоже позволяют терять хладнокровие.
Первое, что вы можете сделать для облегчения социальной зрелости как для вас, так и для вашей собаки, — это принять нормальность этих изменений. Тот факт, что Бадди больше не хочет бороться со своими приятелями в собачьем парке, не делает его ущербным. Это не отражается ни на вас, ни на том, как вы его воспитали, и уж точно не делает его «плохим псом».
Убедитесь, что вы слушаете разговор вашей собаки с вами о других собаках.
Ваша собака начала рычать и огрызаться всякий раз, когда щенки пытаются с ней поиграть? Лучше вычеркнуть молодых собак из списка и сосредоточиться на играх со взрослыми собаками, чьи отточенные социальные навыки предпочтительнее.
Ваша собака больше не любит знакомиться с новыми собаками? Это тоже хорошо. Свяжите свою собаку с постоянными друзьями-собаками вместо того, чтобы заставлять ее заводить новых друзей.
Ваша собака действительно не хочет играть, как раньше? Потрясающий. Поменяйте эти дни в парке для собак на поход в лес и позвольте вашей собаке насладиться пейзажем (и запахами) без хлопот, связанных с навигацией по другим собакам.
Также важно отметить, что эти поведенческие изменения, которые приходят с социальной зрелостью, не являются проблемой обучения. Точно так же, как я не могу научить вас любить рок-музыку, я не могу научить вашу собаку любить щенков, хотя на самом деле это не так.
Эти изменения в поведении вашей собаки можно рассматривать как прогресс, а не как проблему.
Эти изменения не являются проблемой для вашей собаки, если только вы не отказываетесь принимать ее границы и постоянно ставите ее в ситуации, в которых она не заинтересована.
Помните, что каждая собака индивидуальна.