Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
%PDF-1.5 % 1 0 obj > endobj 4 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > stream
Приложение Актуальность исследования объясняется тем, что на сегодняшний день во всем мире существует проблема развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Всем специалистам отлично известно, что хорошо развитые в дошкольном детстве коммуникативные умения и навыки способны обеспечить успешность адаптации ребенка к процессу дальнейшего школьного обучения, содействуют успешной социализации и личностному развитию в целом. Развитие социально-коммуникативных навыков ребенка, это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения. Проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста являлась, является и будет являться актуальной проблемой для всех специалистов-практиков, которые по роду своей профессиональной деятельности взаимодействуют с дошкольниками. Всем специалистам отлично известно, что хорошо развитые в дошкольном детстве коммуникативные умения и навыки способны обеспечить успешность адаптации ребенка к процессу дальнейшего школьного обучения, содействуют успешной социализации и личностному развитию в целом. Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а также к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом. Таким образом следует отметить, что развитие социально-коммуникативных навыков является, одним из базовых элементов в развитии дошкольника. На сегодняшний день приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста. Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости социально-коммуникативных навыков в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и не разработанностью методики формирования данных умений. Это противоречие позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: Каковы пути развития социально-коммуникативных навыков у ребенка дошкольного возраста? В соответствии с целью поставлены следующие задачи: конкретизировать содержание социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, критерии и показатели их сформированности; изучить методы и методики по формированию социально– коммуникативных навыков детей дошкольного возраста; разработать систему работы по формированию социально– коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Методики исследования: тест для изучения коммуникативных умений детей 4 – 7 лет В. Богомолов; методика «Закончи историю» Г. А. Урунтаева; изучение критериев выбора партнера Г.А. Урунтаева; тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.; тест «PARI» – «Детско-родительские отношения»; методика наблюдения за ребенком дошкольного возраста для выявления его темперамента; методика «Ориентир» для диагностики сформированности личностных качеств дошкольника; игровые тренинги с детьми; психологические игры и упражнения на развитие социально-коммуникативных навыков. Экспериментальная база исследования: В исследовании принимали участие 40 детей, находящихся в центре детского развития «Оранжевый кот», город Алматы. Возраст дошкольников 4-7 лет. Научная новизна исследования заключается в том, что осуществлена попытка разработать методику, которая помогала бы психологам и воспитателям выделять детей с проблемами в социально-коммуникативными навыки и в дальнейшем работа по коррекции и реабилитации общения с такими детьми дошкольного возраста. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста являлась, является и будет являться актуальной проблемой для всех специалистов-практиков, которые по роду своей профессиональной деятельности взаимодействуют с дошкольниками. Всем специалистам отлично известно, что хорошо развитые в дошкольном детстве коммуникативные умения и навыки способны обеспечить успешность адаптации ребенка к процессу дальнейшего школьного обучения, содействуют успешной социализации и личностному развитию в целом. Коммуникативные навыки – это навыки общения взаимодействия людей между собой, то есть умение понимать себя и другого, умение слышать собеседника, умение помогать друг другу в затруднительных ситуациях, умение устанавливать дружеские отношения. Социальные навыки – это набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе. Развитие социально-коммуникативных навыков ребенка, это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения. Развитие социально-коммуникативных навыков направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, которые включают в себя: моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста мы рассматривали: навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать; |
Социальные коммуникации | Children’s Minnesota
Что такое социальная коммуникация?
Социальная коммуникация относится к появлению вербальных и невербальных навыков, социальному взаимодействию и социальному познанию. Это часто рассматривается как форма общения, которая «неписана» и которую люди, кажется, «просто знают». Общение в этой области включает взаимодействие со сверстниками, членами семьи, поставщиками услуг и педагогами. Поведение в социальной коммуникации включает в себя понимание и использование соответствующих выражений лица, зрительного контакта и языка тела.
Дети, испытывающие трудности с навыками социального общения, могут:
- Иметь трудности с распределением внимания и ориентацией на других
- Плохая очередь в игре и разговоре
- Неадекватно отвечать на вопросы
- С трудом поддерживает тему разговора
- Имеют трудности с пониманием невербальных сигналов, включая выражение лица и/или язык тела
- Имеют трудности с вниманием к выступающему с соответствующим зрительным контактом
- Использует «фальстарты» или прерывает других
- Пересматривает речь или повторяет те же мысли
- Трудно реагировать на близость (ребенок может подойти к кому-то слишком близко)
- Трудно связать эмоциональные состояния себя с другими
Когда рекомендуется оценка социальной коммуникации?
Людей с подозрением на расстройство социальной коммуникации через поставщика медицинских услуг или членов семьи следует направить к логопеду. Важно знать, что расстройство социальной коммуникации может быть самостоятельным диагнозом, но оно также может возникать как компонент других состояний, включая расстройство экспрессивной/рецептивной речи, расстройство аутистического спектра (РАС), умственную отсталость, трудности в обучении, гиперактивность с дефицитом внимания. расстройство (СДВГ), черепно-мозговая травма (ЧМТ) и различные психологические и эмоциональные расстройства.
Чего ожидать во время оценки социальной коммуникации:
Этот тип оценки часто проводится в сочетании с оценкой выразительных и рецептивных языковых навыков. Логопед может оценить:
- Начало общения и очередность
- Попадание в глаза
- Готовность поддержать беседу
- Способность манипулировать темами разговора
- Понимание невербальных и вербальных сигналов в различных ситуациях
- Способность вербально и невербально общаться, включая речь, знаки, жесты, изображения, письменные слова
Чего ожидать от терапии, направленной на решение проблем социального общения
На основании результатов оценки в план ухода за вашим ребенком могут быть добавлены конкретные цели по решению аспектов социального общения. Терапевтические мероприятия могут включать улучшение способности ребенка определять подходящие темы для данного слушателя и разговора, улучшение зрительного контакта и языка тела, а также улучшение очередности с помощью игр и сценариев в зависимости от возраста ребенка.
Найдите дополнительную информацию о развитии социальной коммуникации и других диагнозах, связанных с:
Американская ассоциация слуха и речи (ASHA)
Американское общество аутизма
Социальные навыки, социальная коммуникация и прагматическая речь
3 сентября 2019 г.
В чем разница между социальными навыками, навыками социального общения и социальной прагматикой? Эти термины тесно связаны между собой и часто используются взаимозаменяемо. Используемый термин может варьироваться в зависимости от типа профессионала, говорящего о них, например, врача, логопеда, психолога или педагога.
Социальные навыки позволяют нам четко и эффективно взаимодействовать с другими в социальной ситуации. Мы используем социальные навыки, когда замечаем социальные сигналы у окружающих нас людей. Кроме того, мы думаем о том, что делают другие и что может означать их реакция. Кроме того, наличие сильных социальных навыков означает умение позитивно взаимодействовать с другими людьми. Статья Что такое социальные навыки? от психологии сегодня хороший ресурс.
Навыки социального общения являются жизненно важной частью человеческого опыта, позволяя людям общаться и связываться друг с другом. Это включает в себя возможность изменить язык, который вы используете, в зависимости от того, с кем вы разговариваете. Например, говорить с другом по-другому, чем со взрослым, или давать больше информации тому, кто не знает темы, и уметь пропустить некоторые детали, когда кто-то уже знает тему. Навыки социального общения также включают соблюдение правил беседы, таких как:
- говорить по очереди
- продолжая тему
- жестов
- язык тела
- понимание личного пространства
- выражений лица
- зрительный контакт
Прагматический язык состоит из навыков социального языка, которые мы используем в повседневном общении с другими людьми. Это включает в себя разговорные навыки, использование наших навыков невербального общения, понимание небуквального языка, решение проблем, интерпретацию и выражение эмоций. Людям с прагматическими языковыми расстройствами обычно трудно выражать себя и правильно управлять собой в социальных ситуациях.
Центр развития и обучения утверждает, что «…дети с трудностями вербального и невербального общения часто прибегают к истерикам или «срывам», чтобы выразить такие эмоции, как гнев и разочарование. Они могут казаться несговорчивыми, свежими или грубыми и могут быть названы оппозиционными и/или вызывающими. Помощь этим детям в улучшении их коммуникативных навыков может значительно улучшить их социальные навыки и уровень признания сверстников». Исследования показали, что «… позитивное взаимодействие со сверстниками в детстве создает основу для формирования дружеских отношений, которые служат для детей основным опытом социализации». (Хэдли и Шуэле, 19 лет)98)
Вашему ребенку трудно общаться со своими друзьями или одноклассниками? Им трудно делиться или участвовать в разговоре друг с другом? Делают ли они замечания не по теме или борются с чтением языка тела и пониманием личного пространства? Если это так, то оценка может быть полезной. Социальные навыки и прагматичный язык могут быть оценены психологом или логопедом.
После оценки разрабатываются цели для удовлетворения индивидуальных потребностей клиента. В зависимости от выявленных проблем рекомендуемые вмешательства могут включать речевую патологию, консультирование, трудотерапию, группу социальных навыков или участие в терапевтическом летнем лагере. Эти процедуры повышают успешное использование важных навыков, необходимых каждый день. Это включает в себя обучение тому, как приветствовать других, участвовать в беседах, просить о помощи, управлять эмоциями, а также распознавать и понимать эмоции других.
Целью лечения является повышение социальной приемлемости с помощью «…вмешательств, которые сосредоточены на социальной компетентности сверстников, направленной на удовлетворение двух различных, но взаимосвязанных потребностей: (а) максимизация способностей детей эффективно и надлежащим образом функционировать в реальной жизни, в контексте сверстников и (б) сведение к минимуму потенциальных препятствий для участия в основной жизни, возникающих в результате негативных социальных суждений». (Hadley & Schuele, 1998) Лечение полезно для детей, у которых социальные навыки развиваются не так быстро, как у их сверстников. Это могут быть дети с СДВГ, которые могут быть слишком активными и физическими в своих играх со сверстниками. Это могут быть дети с нарушениями невербального обучения или аутизмом, у которых могут быть проблемы с восприятием социальных сигналов. Детям с проблемами социального общения, задержкой развития и другими типами проблем с обучением или поведением также может помочь вмешательство.
Группы социальных навыков предлагаются в New Horizons Wellness Services уже несколько лет. С этой осени также будет предлагаться логопедическая работа с равными. Речевая терапия сверстников — это лечебная сессия под руководством логопеда, ориентированная на индивидуальные потребности и прагматические языковые цели для детей в небольшой группе. Цель состоит в том, чтобы способствовать успеху и обобщению навыков. Речевая терапия сверстников позволит детям практиковать свои навыки в более реалистичной социальной обстановке. Это поможет им использовать навыки, полученные за пределами терапевтической клиники. Исследования показали, что для речевых патологов важно нацеливать социально значимые языковые цели на детей, у которых есть языковые трудности, «Потому что эти дети в конечном итоге должны соответствовать стандартным социальным ожиданиям в социальных, образовательных и профессиональных условиях. (Хэдли и Шуэле, 19 лет)98) Речевая терапия сверстников дает детям возможность учиться и практиковать соответствующие социальные навыки, необходимые для уверенного взаимодействия с окружающим миром.
Ищете дополнительную информацию? Вот список прошлых блогов о социальных навыках:
- Обучение навыкам дружбы
- Обмен – важный социальный навык!
- Давать советы — важный социальный навык
- Улучшение социальных навыков вашего ребенка: установление зрительного контакта
- Обзор группы социальных навыков
- Социальные навыки для детей с РАС
Ссылки:
ASHA – Социальная коммуникация.