Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Социально коммуникативные навыки это: Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

%PDF-1.5 % 1 0 obj > endobj 4 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > stream

  • Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
  • Левчук С. А.1.52018-03-23T13:10:00+06:00 endstream endobj 5 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents [94 0 R 95 0 R 96 0 R] /Annots [97 0 R] >> endobj 6 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 98 0 R >> endobj 7 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 99 0 R >> endobj 8 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 100 0 R >> endobj 9 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 101 0 R >> endobj 10 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 102 0 R >> endobj 11 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 103 0 R >> endobj 12 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 104 0 R >> endobj 13 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 106 0 R >> endobj 14 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 107 0 R >> endobj 15 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 108 0 R >> endobj 16 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 109 0 R >> endobj 17 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 110 0 R >> endobj 18 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 111 0 R >> endobj 19 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 113 0 R >> endobj 20 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 114 0 R >> endobj 21 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 115 0 R >> endobj 22 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 116 0 R >> endobj 23 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 117 0 R >> endobj 24 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 118 0 R >> endobj 25 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 119 0 R >> endobj 26 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 120 0 R >> endobj 27 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 121 0 R >> endobj 28 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 123 0 R >> endobj 29 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 124 0 R >> endobj 30 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 125 0 R >> endobj 31 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 126 0 R >> endobj 32 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 127 0 R >> endobj 33 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 128 0 R >> endobj 34 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 129 0 R >> endobj 35 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 130 0 R >> endobj 36 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 131 0 R >> endobj 37 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 132 0 R >> endobj 38 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 133 0 R >> endobj 39 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 134 0 R >> endobj 40 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 135 0 R >> endobj 41 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 136 0 R >> endobj 42 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 137 0 R >> endobj 43 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 138 0 R >> endobj 44 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 139 0 R >> endobj 45 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 140 0 R >> endobj 46 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 141 0 R >> endobj 47 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 142 0 R >> endobj 48 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 143 0 R >> endobj 49 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 144 0 R >> endobj 50 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 154 0 R >> endobj 51 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 155 0 R >> endobj 52 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 156 0 R >> endobj 53 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 165 0 R >> endobj 54 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 166 0 R >> endobj 55 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 167 0 R >> endobj 56 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 168 0 R >> endobj 57 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 169 0 R >> endobj 58 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 170 0 R >> endobj 59 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 171 0 R >> endobj 60 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 184 0 R >> endobj 61 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 185 0 R >> endobj 62 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 196 0 R >> endobj 63 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 213 0 R >> endobj 64 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 214 0 R >> endobj 65 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 215 0 R >> endobj 66 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 216 0 R >> endobj 67 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 217 0 R >> endobj 68 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 218 0 R >> endobj 69 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 219 0 R >> endobj 70 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 220 0 R >> endobj 71 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 221 0 R >> endobj 72 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 222 0 R >> endobj 73 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 223 0 R >> endobj 74 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 224 0 R >> endobj 75 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 225 0 R >> endobj 76 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 226 0 R >> endobj 77 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 227 0 R >> endobj 78 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 228 0 R >> endobj 79 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 229 0 R >> endobj 80 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 230 0 R >> endobj 81 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 231 0 R >> endobj 82 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 232 0 R >> endobj 83 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 233 0 R >> endobj 84 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 234 0 R >> endobj 85 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 235 0 R >> endobj 86 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 236 0 R >> endobj 87 0 obj > endobj 88 0 obj > endobj 89 0 obj > endobj 90 0 obj > endobj 91 0 obj > endobj 92 0 obj > endobj 93 0 obj > stream x

    Читать «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» — Женалиева Замира — Страница 1

    Приложение

    Актуальность исследования объясняется тем, что на сегодняшний день во всем мире существует проблема развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Всем специалистам отлично известно, что хорошо развитые в дошкольном детстве коммуникативные умения и навыки способны обеспечить успешность адаптации ребенка к процессу дальнейшего школьного обучения, содействуют успешной социализации и личностному развитию в целом.

    Развитие социально-коммуникативных навыков ребенка, это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

    Проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста являлась, является и будет являться актуальной проблемой для всех специалистов-практиков, которые по роду своей профессиональной деятельности взаимодействуют с дошкольниками. Всем специалистам отлично известно, что хорошо развитые в дошкольном детстве коммуникативные умения и навыки способны обеспечить успешность адаптации ребенка к процессу дальнейшего школьного обучения, содействуют успешной социализации и личностному развитию в целом.

    Основной целью социально-коммуникативного развития в дошкольном возрасте является безболезненная и своевременная социализация ребенка, путем приобщения его к принятым нормам общения, взаимоотношению между сверстниками и старшими, а также к принятым общекультурным традициям в семье и государстве в целом. Таким образом следует отметить, что развитие социально-коммуникативных навыков является, одним из базовых элементов в развитии дошкольника.

    На сегодняшний день приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста. Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости социально-коммуникативных навыков в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и не разработанностью методики формирования данных умений.

    Это противоречие позволило следующим образом сформулировать проблему исследования: Каковы пути развития социально-коммуникативных навыков у ребенка дошкольного возраста?

    В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

    конкретизировать содержание социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, критерии и показатели их сформированности;

    изучить методы и методики по формированию социально– коммуникативных навыков детей дошкольного возраста;

    разработать систему работы по формированию социально– коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

    Методики исследования:

    тест для изучения коммуникативных умений детей 4 – 7 лет В. Богомолов;

    методика «Закончи историю» Г. А. Урунтаева;

    изучение критериев выбора партнера Г.А. Урунтаева;

    тест тревожности Тэммл Р., Дорки М., Амен В.;

    тест «PARI» – «Детско-родительские отношения»;

    методика наблюдения за ребенком дошкольного возраста для выявления его темперамента;

    методика «Ориентир» для диагностики сформированности личностных качеств дошкольника;

    игровые тренинги с детьми;

    психологические игры и упражнения на развитие социально-коммуникативных навыков.

    Экспериментальная база исследования: В исследовании принимали участие 40 детей, находящихся в центре детского развития «Оранжевый кот», город Алматы. Возраст дошкольников 4-7 лет.

    Научная новизна исследования заключается в том, что осуществлена попытка разработать методику, которая помогала бы психологам и воспитателям выделять детей с проблемами в социально-коммуникативными навыки и в дальнейшем работа по коррекции и реабилитации общения с такими детьми дошкольного возраста.

    1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

    Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

    Проблема развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста являлась, является и будет являться актуальной проблемой для всех специалистов-практиков, которые по роду своей профессиональной деятельности взаимодействуют с дошкольниками. Всем специалистам отлично известно, что хорошо развитые в дошкольном детстве коммуникативные умения и навыки способны обеспечить успешность адаптации ребенка к процессу дальнейшего школьного обучения, содействуют успешной социализации и личностному развитию в целом.

    Коммуникативные навыки – это навыки общения взаимодействия людей между собой, то есть умение понимать себя и другого, умение слышать собеседника, умение помогать друг другу в затруднительных ситуациях, умение устанавливать дружеские отношения.

    Социальные навыки – это набор способов и приемов социального взаимодействия, которыми человек овладевает на протяжении жизненного пути и пользуется для жизни в обществе.

    Развитие социально-коммуникативных навыков ребенка, это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми. Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

    Развитие социально-коммуникативных навыков направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, которые включают в себя:

    моральные и нравственные ценности;

    развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

    становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

    развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

    формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

    В качестве элементарных социальных навыков детей дошкольного возраста мы рассматривали:

    навык установления контактов со сверстниками и способность их поддерживать;

    Социальные коммуникации | Children’s Minnesota

    Что такое социальная коммуникация?
    Социальная коммуникация относится к появлению вербальных и невербальных навыков, социальному взаимодействию и социальному познанию. Это часто рассматривается как форма общения, которая «неписана» и которую люди, кажется, «просто знают». Общение в этой области включает взаимодействие со сверстниками, членами семьи, поставщиками услуг и педагогами. Поведение в социальной коммуникации включает в себя понимание и использование соответствующих выражений лица, зрительного контакта и языка тела.

    Дети, испытывающие трудности с навыками социального общения, могут:

    • Иметь трудности с распределением внимания и ориентацией на других
    • Плохая очередь в игре и разговоре
    • Неадекватно отвечать на вопросы
    • С трудом поддерживает тему разговора
    • Имеют трудности с пониманием невербальных сигналов, включая выражение лица и/или язык тела
    • Имеют трудности с вниманием к выступающему с соответствующим зрительным контактом
    • Использует «фальстарты» или прерывает других
    • Пересматривает речь или повторяет те же мысли
    • Трудно реагировать на близость (ребенок может подойти к кому-то слишком близко)
    • Трудно связать эмоциональные состояния себя с другими

    Когда рекомендуется оценка социальной коммуникации?
    Людей с подозрением на расстройство социальной коммуникации через поставщика медицинских услуг или членов семьи следует направить к логопеду. Важно знать, что расстройство социальной коммуникации может быть самостоятельным диагнозом, но оно также может возникать как компонент других состояний, включая расстройство экспрессивной/рецептивной речи, расстройство аутистического спектра (РАС), умственную отсталость, трудности в обучении, гиперактивность с дефицитом внимания. расстройство (СДВГ), черепно-мозговая травма (ЧМТ) и различные психологические и эмоциональные расстройства.

    Чего ожидать во время оценки социальной коммуникации:
    Этот тип оценки часто проводится в сочетании с оценкой выразительных и рецептивных языковых навыков. Логопед может оценить:

    • Начало общения и очередность
    • Попадание в глаза
    • Готовность поддержать беседу
    • Способность манипулировать темами разговора
    • Понимание невербальных и вербальных сигналов в различных ситуациях
    • Способность вербально и невербально общаться, включая речь, знаки, жесты, изображения, письменные слова

    Чего ожидать от терапии, направленной на решение проблем социального общения
    На основании результатов оценки в план ухода за вашим ребенком могут быть добавлены конкретные цели по решению аспектов социального общения. Терапевтические мероприятия могут включать улучшение способности ребенка определять подходящие темы для данного слушателя и разговора, улучшение зрительного контакта и языка тела, а также улучшение очередности с помощью игр и сценариев в зависимости от возраста ребенка.

    Найдите дополнительную информацию о развитии социальной коммуникации и других диагнозах, связанных с:

    Американская ассоциация слуха и речи (ASHA)
    Американское общество аутизма

    Социальные навыки, социальная коммуникация и прагматическая речь

    3 сентября 2019 г.


    В чем разница между социальными навыками, навыками социального общения и социальной прагматикой? Эти термины тесно связаны между собой и часто используются взаимозаменяемо. Используемый термин может варьироваться в зависимости от типа профессионала, говорящего о них, например, врача, логопеда, психолога или педагога.

    Социальные навыки позволяют нам четко и эффективно взаимодействовать с другими в социальной ситуации. Мы используем социальные навыки, когда замечаем социальные сигналы у окружающих нас людей. Кроме того, мы думаем о том, что делают другие и что может означать их реакция. Кроме того, наличие сильных социальных навыков означает умение позитивно взаимодействовать с другими людьми. Статья Что такое социальные навыки? от психологии сегодня хороший ресурс.

    Навыки социального общения являются жизненно важной частью человеческого опыта, позволяя людям общаться и связываться друг с другом. Это включает в себя возможность изменить язык, который вы используете, в зависимости от того, с кем вы разговариваете. Например, говорить с другом по-другому, чем со взрослым, или давать больше информации тому, кто не знает темы, и уметь пропустить некоторые детали, когда кто-то уже знает тему. Навыки социального общения также включают соблюдение правил беседы, таких как:

    • говорить по очереди
    • продолжая тему
    • жестов
    • язык тела
    • понимание личного пространства
    • выражений лица
    • зрительный контакт

    Прагматический язык состоит из навыков социального языка, которые мы используем в повседневном общении с другими людьми. Это включает в себя разговорные навыки, использование наших навыков невербального общения, понимание небуквального языка, решение проблем, интерпретацию и выражение эмоций. Людям с прагматическими языковыми расстройствами обычно трудно выражать себя и правильно управлять собой в социальных ситуациях.

    Центр развития и обучения утверждает, что «…дети с трудностями вербального и невербального общения часто прибегают к истерикам или «срывам», чтобы выразить такие эмоции, как гнев и разочарование. Они могут казаться несговорчивыми, свежими или грубыми и могут быть названы оппозиционными и/или вызывающими. Помощь этим детям в улучшении их коммуникативных навыков может значительно улучшить их социальные навыки и уровень признания сверстников». Исследования показали, что «… позитивное взаимодействие со сверстниками в детстве создает основу для формирования дружеских отношений, которые служат для детей основным опытом социализации». (Хэдли и Шуэле, 19 лет)98)

    Вашему ребенку трудно общаться со своими друзьями или одноклассниками? Им трудно делиться или участвовать в разговоре друг с другом? Делают ли они замечания не по теме или борются с чтением языка тела и пониманием личного пространства? Если это так, то оценка может быть полезной. Социальные навыки и прагматичный язык могут быть оценены психологом или логопедом.

    После оценки разрабатываются цели для удовлетворения индивидуальных потребностей клиента. В зависимости от выявленных проблем рекомендуемые вмешательства могут включать речевую патологию, консультирование, трудотерапию, группу социальных навыков или участие в терапевтическом летнем лагере. Эти процедуры повышают успешное использование важных навыков, необходимых каждый день. Это включает в себя обучение тому, как приветствовать других, участвовать в беседах, просить о помощи, управлять эмоциями, а также распознавать и понимать эмоции других.

    Целью лечения является повышение социальной приемлемости с помощью «…вмешательств, которые сосредоточены на социальной компетентности сверстников, направленной на удовлетворение двух различных, но взаимосвязанных потребностей: (а) максимизация способностей детей эффективно и надлежащим образом функционировать в реальной жизни, в контексте сверстников и (б) сведение к минимуму потенциальных препятствий для участия в основной жизни, возникающих в результате негативных социальных суждений». (Hadley & Schuele, 1998) Лечение полезно для детей, у которых социальные навыки развиваются не так быстро, как у их сверстников. Это могут быть дети с СДВГ, которые могут быть слишком активными и физическими в своих играх со сверстниками. Это могут быть дети с нарушениями невербального обучения или аутизмом, у которых могут быть проблемы с восприятием социальных сигналов. Детям с проблемами социального общения, задержкой развития и другими типами проблем с обучением или поведением также может помочь вмешательство.

    Группы социальных навыков предлагаются в New Horizons Wellness Services уже несколько лет. С этой осени также будет предлагаться логопедическая работа с равными. Речевая терапия сверстников — это лечебная сессия под руководством логопеда, ориентированная на индивидуальные потребности и прагматические языковые цели для детей в небольшой группе. Цель состоит в том, чтобы способствовать успеху и обобщению навыков. Речевая терапия сверстников позволит детям практиковать свои навыки в более реалистичной социальной обстановке. Это поможет им использовать навыки, полученные за пределами терапевтической клиники. Исследования показали, что для речевых патологов важно нацеливать социально значимые языковые цели на детей, у которых есть языковые трудности, «Потому что эти дети в конечном итоге должны соответствовать стандартным социальным ожиданиям в социальных, образовательных и профессиональных условиях. (Хэдли и Шуэле, 19 лет)98) Речевая терапия сверстников дает детям возможность учиться и практиковать соответствующие социальные навыки, необходимые для уверенного взаимодействия с окружающим миром.

    Ищете дополнительную информацию? Вот список прошлых блогов о социальных навыках:

    • Обучение навыкам дружбы
    • Обмен – важный социальный навык!
    • Давать советы — важный социальный навык
    • Улучшение социальных навыков вашего ребенка: установление зрительного контакта
    • Обзор группы социальных навыков
    • Социальные навыки для детей с РАС

    Ссылки:

    ASHA – Социальная коммуникация.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *