Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Социальное бессознательное: Социальное бессознательное

Роль социального бессознательного в формировании толерантности личности

%PDF-1.6 % 1 0 obj > endobj 4 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > stream

  • Роль социального бессознательного в формировании толерантности личности
  • Радченко Оксана Евгеньевна; Емельянова Надежда Евгеньевна; Пищулина Евгения Сергеевна; Калиниченко Светлана Сергеевна endstream endobj 5 0 obj > endobj 6 0 obj > endobj 7 0 obj > endobj 8 0 obj > endobj 9 0 obj > endobj 10 0 obj > stream HSK@b2r5e֭w/w,c`8C7_{؂.
    wy//.`2yL&єp{p]Qd6/ҥM|tb?}-A%dyy1?$TK(2\HfN6+as!nWvX}\%)aN#)Kf0GY0*u;=gނN)2Fw?)K[:鹮TMPv{ aL6=q >owݦ@Ըru6}19QJ{51A׾jNZWiBM6:{χl@.#˳ 8jL:#gS1ZjZAIhJeZ

    это, определение слова, понятие. Что такое Бессознательное, значение, словарь, энциклопедия

    Бессознательное (бессознательное психическое) — в наиболее распространенных значениях: 1) совокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов, 2) самая обширная и наиболее содержательная часть (система, сфера, область, инстанция и т. д.) психики человека, 3) форма психического отражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вненаучной рефлексии, 4) состояние человека, характеризующееся отсутствием сознания.

    В европейской рациональной традиции идея о бессознательном психическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе — знании-припоминании и др. ).

    В различных значениях и смыслах проблема бессознательного ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории.

    Существенный вклад в изучение проблемы бессознательного внесли: Б. Спиноза (неосознаваемые «причины, детерминирующие желание»), Г. Лейбниц (трактовка бессознательного как низшей формы душевной деятельности), Д. Гартли (связь бессознательного с деятельностью нервной системы), И. Кант (связь бессознательного с проблемами интуитивного и чувственного познания), А. Шопенгауэр (идеи о бессознательных внутренних импульсах), К. Карус (ключ сознания в подсознательном), Э. Гартман («Философия бессознательного»), Г. Фехнер (представление о «душе-айсберге»), В. Вундт («неосознаваемое мышление», «неосознаваемый характер процессов восприятия», «неосознаваемые логические процессы»), Г. Гельмгольц (учение о «бессознательных умозаключениях»), И. Сеченов («бессознательные ощущения или чувствования»), И. Павлов («бессознательная психическая жизнь»), В. Бехтерев (активность «бессознательного»), А. Льебо и И. Бернгейм (постгипнотическое внушение и поведение), Ж. Шарко (идеи о невидимой и неосознаваемой психической травме), Г. Лебон (бессознательный характер поведения людей; бессознательное как доминирующая совокупность психических процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая «коллективной душой» толпы), Т. Липпс («бессознательное психическое», «бессознательное реальное Я»), П. Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозов) и многие другие.

    В ХХ веке наиболее подробно и систематически представление о бессознательном разрабатывается в границах психоаналитической традиции. Принципиально важные результаты были получены З. Фрейдом (создавшим психологическое определение бессознательного и учение о бессознательном), а также К. Юнгом (развившим идеи о психоидном, личном и коллективном бессознательном), Дж. Морено (разработавшим концепцию «общего бессознательного») и Э. Фроммом (развивавшем идеи о «социальном бессознательном»). В общем совокупность этих психоаналитически ориентированных дополнительных идей и концепций дает определенное представление о природе и сущности бессознательного и его проявлениях на индивидуальном, групповом и социальном уровнях.

    По З. Фрейду, 1) бессознательное — это психические процессы, «которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица», 2) бессознательное — основная и наиболее содержательная система психики человека (бессознательное — предсознательное — сознательное), регулирующаяся принципами удовольствия и постоянства и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью и т. д.

    По мысли З. Фрейда, в бессознательном идет постоянная борьба Эроса (влечений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо).

    Согласно психоаналитическому учению содержание бессознательного включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида и 2) содержание, которое присутствовало в сознании, но было вытеснено из него в бессознательное (желания, воспоминания, образы и т. д.). Принимая бессознательное и его содержание в качестве источника неврозов и личностных конфликтов, З. Фрейд создал учение и психоаналитическую терапию, ориентированные на познание бессознательного и излечение пациентов через осознание бессознательного (вытесненного).

    Трактуя бессознательное как «истинно реальное психическое» и подчеркивая, что «все душевные процессы по существу бессознательны», З. Фрейд вместе с тем обращал особое внимание на борьбу бессознательного и сознательного (сознания) как одну из атрибутивных и базисных основ психической деятельности и поведения человека.

    Корректное определение бессознательного психического, исследование его, создание учения о бессознательном и внедрение представлений о нем в психологию и другие человековедческие науки были выдающимися достижениями З. Фрейда, влияние и значение которых трудно переоценить.

    По К. Юнгу, бессознательное состоит из трех слоёв: 1) «Личностного бессознательного» — поверхностного слоя бессознательного, включающего в себя преимущественно эмоционально окрашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности, 2) «Коллективного бессознательного» — врожденного глубокого слоя бессознательного, общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а всеобщую природу, репрезентирующую опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содержание и образцы, выступающие в качестве всеобщего основания душевной жизни. «Содержаниями коллективного бессознательного» в основном являются архетипы — наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы психической деятельности и поведения и 3) «Психоидного бессознательного» — наиболее фундаментального уровня бессознательного, обладающего свойствами общими с органическим миром и относительно нейтральным характером, в силу чего оно, не будучи полностью ни психическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию.

    По Дж. Морено, существенно важным основанием и механизмом общения и взаимодействия людей является «общее бессознательное», возникающее при продолжительном контакте между партнерами и содействующее снятию интерперсональных ролевых конфликтов.

    По Э. Фромму, значительную роль в организации человеческой жизнедеятельности играет «социальное бессознательное», являющее собой «вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества» и содержащие то, что данное «общество не может позволить своим членам довести до осознания».

    Непосредственные и опосредованные действия индивидуального, коллективного и социального бессознательного проявляются в диапазоне от элементарных психических актов до творчества и оказывают влияние на все стороны жизни людей в норме и патологии.

    В современной психологии обычно выделяют несколько классов проявлений бессознательного: 1) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и установки), 2) неосознаваемые механизмы и регуляторы деятельности, обеспечивающие ее автоматический характер (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения), 3) неосознаваемые субсенсорные (подпорговые) процессы и механизмы (восприятия и пр. ), 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т. д.).

    В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания бессознательного (а также диагностики и терапии) используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т. д.

    Существующая фрагментарность представлений о бессознательном и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что создание современной общей теории бессознательного психического является одной из наиболее актуальных задач теоретической психологии.

    В. И. Овчаренко

    Бессознательное

    Азбука социального психолога-практика. Кондратьев М.Ю. — Ильин В.А.

    Бессознательное — в самом широком смысле, психические процессы, не осознаваемые индивидом. В собственно психологическую лексику термин введен основателем психоанализа З. -Фрейдом. С его точки зрения, многие побуждения, желания, а также травматические воспоминания (как. ..

    Бессознательное

    Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского

    Бессознательное — 1) совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета- 2) форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как…

    Бессознательное

    Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М

    1. Совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, которые не фиксируются в сознании субъекта. 2. Форма психического отражения, в которой образ действительности и отношение к ней субъекта не выступают как предмет специальной…

    Бессознательное

    Философский словарь

    1. Термин, неверно прилагаемый к человеческой психике. Практически в здесь-теперь-так для субъекта нет ничего бессознательного. Обычно за бессознательное принимают или с бессознательным путают ощущения, проходящие амнестично или почти амнестично (для последующего потока здесь-. ..

    Бессознательное

    Философский словарь

    лишенность сознания, или то, что мы не осознаем, но можем осознать. Второе значение приложимо только к человеку. Понятие, имеет очень широкий спектр толкования, начиная от автоматических действий человека и кончая особой сферой психической реальности, в основном определяющей…

    Бессознательное

    Философский словарь

    — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

    Бессознательное

    Философский словарь

    — «в широком смысле — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий бессознательное — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от сознания. Термин «бессознательное»…

    Бессознательное

    Философский словарь

    — понятие, используемое рядом психологических концепций для обозначения мотиваций личности, не проходящих через ее сознание, трансформирующих или искажающих сознательные мотивы, навязывающих человеку некие автоматизмы поведения. 3. Фрейд акцентировал внимание на скрытых,…

    Бессознательное

    Философский словарь

    — в широком смысле — совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий Б. — особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Б.» используется…

    Бессознательное

    Философский словарь

    — совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Концепция Б. была впервые выражена Г. Лейбницем. Он оценивал Б. как низшую форму душевной деятельности. Определенные психические процессы, считал он, лежат за пределами осознанных…

    Поделиться:


    Эрик Фромм и социальное бессознательное

    Истина часто реализуется через баланс, находящийся посередине между противоположными крайностями — реальность, которую Фромм принял, разрабатывая свою теорию бессознательного. Фромм смешал идеи Фрейда и Маркса, создав компромисс между фрейдистским акцентом на бессознательном, биологических влечениях, вытеснении и т. д. (верой в то, что характер определяется биологией), и верой Маркса в то, что люди являются продуктом их общество (особенно экономические системы в нем).
    Однако теория Фромма была не просто производной; он добавил к этим детерминистическим системам революционную концепцию свободы, предоставив людям возможность выйти за пределы различных детерминизмов, описанных Фрейдом и Марксом. Для Фромма свобода была центральным элементом человеческой природы.

    Люди, согласно Фромму, на самом деле пытаются убежать от этой свободы следующими способами:

    1. Авторитаризм . Свобода, несмотря на все ее обещания волнения, также является одинокой перспективой; истинная свобода связана с отсутствием обязательств и отсутствием потерь — она отмечена глубокой обособленностью. Поэтому, возможно, неудивительно, что мы стремимся избежать этой свободы, сливаясь с другими. Один из самых примитивных способов сделать это — стать частью авторитарной системы, либо подчиняясь ей (присоединяясь к существующей структуре), либо становясь авторитарным (применяя структуру к другим). Независимо от выбранного вами метода, результат один и тот же: вы избегаете своей отдельной личности.

    Фромм использовал термины мазохизм и садизм для обозначения крайних вариантов авторитаризма и заметил, что садист, независимо от его кажущейся силы, чувствует себя таким же вынужденным отыгрывать свою роль, как и мазохист, и, таким образом, не свободен в выборе своих действий.

    Однако авторитаризм отнюдь не ограничивается диктатурами и другими крайними примерами; Мягкие варианты этого можно найти во многих местах — подумайте, например, об отношениях между студентами и профессорами: студенты ищут структуру, а профессор придерживается своих заметок. Каким бы безобидным и естественным ни казалось это взаимодействие, для студентов это способ избежать какой-либо ответственности за свое обучение, а для профессора — способ избежать реальных, сложных и, возможно, спорных вопросов в своей области.

    1. Разрушительность . Авторитаристы реагируют на болезненное существование, эффективно стирая себя через системы, в которых они обитают; разрушители, с другой стороны, пытаются стереть мир вокруг себя, чтобы он не причинял боли. Многие кажущиеся случайными акты жестокости, вандализма, унижения, преступлений, терроризма и т. д. можно объяснить таким способом бегства от свободы.

    Однако не все разрушения наносятся физическому миру; Фромм также заметил, что если желание или способность человека к разрушению ограничены факторами окружающей среды, он или она может перенаправить их внутрь себя. Обычно это проявляется в виде наркомании, алкоголизма и других форм поведения, которые сначала кажутся потворствующими своим желаниям, но в конечном итоге оказываются вредными для человека. По сути, Фромм перевернул порядок фрейдовского инстинкта смерти, рассматривая саморазрушение как фрустрированную деструктивность, а не наоборот.

    1. Соответствие автомата . Во многих современных обществах одинаково высоко ценится; как таковые, авторитариям трудно найти иерархию, достаточно жесткую, чтобы в ней можно было спрятаться. Следовательно, некоторые из тех, кто пытается убежать от свободы, в конечном итоге прячутся в соответствии с доминирующей культурой; они становятся мастерами сливаться с толпой, настоящими социальными хамелеонами.

    Будучи такими похожими на своих собратьев, эти люди избегают ощущения совершенной однородности — но, конечно, они всегда неверны себе и обнаруживают тревожное несоответствие между их истинным цветом и маской, которую они показывают Мир. Это неизбежно, считал Фромм, потому что истинная природа человечества — свобода — в конечном счете, бегство от свободы, следовательно, отчуждает нас от самих себя.

    Семьи

    Почему разные люди выбирают разные способы бегства от свободы? Почему одни люди заходят так далеко с этим, а другие нет?

    Фромм считал, что семейная дисфункция во многом влияет на выбор побега. В конце концов, почти все мы должны практиковаться в том, как доминировать и подчиняться функционированию в обществе, поскольку почти все общества содержат иерархии, и, естественно, мы сначала делаем это дома, в детстве. Он определил два типа так называемых «непродуктивных семей», которые, по его мнению, провоцируют некоторые из наиболее крайних форм бегства:

    1. Симбиотические семьи . Симбиоз — когда два организма становятся взаимозависимыми и не могут жить друг без друга — может иметь место в природе, но внутри семьи такие закономерности по своей сути разрушительны.

    Симбиотические семьи неизменно душительны, некоторые члены фактически «поглощают» других, задерживая их личностный рост, классическим примером являются дети, которые превращаются в простое отражение желаний и/или несбывшихся мечтаний своих родителей.

    Тем не менее, есть несколько способов, которыми этот паттерн может проявиться; иногда ребенок «проглатывает» родителя, умудряясь либо доминировать, либо манипулировать родителем в рабство. Это особенно распространено в обществах, поощряющих мужскую власть; маленькие мальчики могут «упражняться» во взрослых ролях, командуя своими матерями.

    1. Выезжающие семьи . Эти отчужденные, контролируемые семьи существовали всегда, но в некоторых обществах они стали доминировать за последние несколько сотен лет. Их отличают требовательные родители, предъявляющие к своим детям высокие, жестко определенные стандарты и редко реагирующие на неудачи безудержным гневом. Вместо этого эти семьи наказывают холодным, расчетливым образом, якобы для «собственного блага» ребенка… Или просто забирают привязанность и прививают чувство вины.

    Этот стиль воспитания «холодной войны», как правило, воспитывает детей, которые сильно стремятся к успеху в том, что их культура определяет как успех, но также поощряет полную противоположность послушного сверхуспешного: мятежного, деструктивного эскаписта.

    Фромм, конечно же, тоже верил в здоровые и продуктивные семьи, что, по его мнению, является результатом того, что родители берут на себя ответственность учить своих детей разуму, но делают это в любящей среде. На таком примере дети учатся признавать свою свободу и брать на себя ответственность, превращаясь в продуктивных членов общества.

    Социальное бессознательное

    Семьи, конечно, не возникают из эфира; они тоже подвержены влиянию и, как правило, отражают общество и культуру вокруг себя. Фромм сразу заметил, что мы «впитываем наше общество с молоком матери».

    Поступая так, мы настолько приближаем общество к себе, что забываем, что это всего лишь один из, вероятно, бесконечных способов решения жизненных проблем. Мы приходим к внутренней вере в то, что наш путь является правильным, естественным путем (отсюда и критика многих «дивергентных» форм поведения как «неестественных», даже когда, как в случае с гомосексуализмом, они действительно встречаются где-то еще в природе).

    В этом можно сказать, что наше обучение настолько тщательное, что оно стало бессознательным: если быть точным, то социальным бессознательным.

    Эта форма обучения коварна иллюзией свободы, которую она создает; мы верим, что действуем по своей собственной воле, потому что наши реакции стали слишком врожденными, чтобы ощущаться как продукты чего-то внешнего, но тем не менее мы следуем сценарию, к которому мы так привыкли, что просто забыли, что он существует. .

    Фромм считал, что наиболее полно понять наше социальное бессознательное можно, исследуя наши экономические системы. Таким образом, его пять личностных ориентаций строго определены с экономической точки зрения:

    1. Восприимчивая ориентация . Эти люди ждут, когда мир придет к ним, веря, что в конце концов они получат то, что им нужно. Они считают, что товары и удовольствия исходят извне и обычно являются продуктом симбиотических семей. Эти люди, как правило, пассивны и, как таковые, связаны с мазохистской формой авторитаризма (эти люди занимают ту же нишу, что и орально-пассивные личности Фрейда, стремящиеся к склонности Адлера и уступчивые личности Хорни). Однако рецептивные ориентации не всегда негативны; в умеренной форме они принимающие и оптимистичные.
    2. Эксплуатационная направленность . Эти люди считают, что если вы чего-то хотите, вам нужно пойти и взять это. Для них акт взятия на самом деле вызывает острые ощущения: богатство и идеи лучше, когда они успешно украдены, а любовь, достигнутая принуждением, тем слаще. Те, кто имел эксплуататорскую ориентацию, обычно находились на «поглощающей» стороне симбиотической семьи и воплощали мазохистскую крайность авторитаризма (занимая ту же нишу, что и орально-агрессивный тип Фрейда, правящий-доминантный тип Адлера и агрессивный тип Хорни).

    Однако эти люди не всегда агрессивны, тщеславны и соблазнительны; более здоровые представители этого типа — напористые, гордые и обаятельные — прирожденные лидеры.

    1.   Ориентация накопления . Как следует из названия, эти люди одержимы идеей сохранить то, что принадлежит им; их мир — это мир собственности и потенциальной собственности, и это понятие включает в себя близких.

    Люди этой ориентации, как правило, происходили из замкнутых семей и ассоциируются со снисходительностью, которая неизбежно превращается в деструктивность. Фрейд отнес этих людей к анально-ретентивному типу, Адлер — к избегающему типу, а Хорни — к замкнутому типу.

    Если смотреть за пределы упрямства и скупости, лишенного воображения отношения, связанные с крайностями этого типа, он также имеет положительный потенциал, иногда создавая людей, которые просто стойки, экономны и практичны.

    1. Маркетинговая ориентация . Эти люди — настоящие мастера саморекламы, рассматривающие продажу себя как окончательный путь к успеху. Они создают себе идеальный «имидж» и агрессивно продвигают его, рассматривая даже любовь как продажу, сделку. Брачные контракты любимы этими людьми.

    Фромм считал, что это главная ориентация современного индустриального общества, общества, которое, как он чувствовал, предпочитает хладнокровную замкнутую семью и выбирает автоматическое, всепоглощающее подчинение как бегство от свободы. Для этой ориентации ни Фрейд, ни Адлер, ни Хорни не имеют эквивалента.

    В этой ориентации есть, конечно, некий гламур — она целеустремленная, юношеская и социальная в самой здоровой форме. Но, конечно, не нужно далеко ходить, чтобы заметить, какие пагубные последствия имеет одержимость СМИ модой, фитнесом, молодостью, острыми ощущениями, новизной и сексуальностью.

    1. Производственная ориентация . Точно так же, как Фромм верил в здоровые, продуктивные семьи, он верил в здоровых, продуктивных людей: тех, кто без масок, кто работает со своей биологической и социальной природой, не жертвуя свободой и личной ответственностью. Как правило, будучи результатом продуктивной семьи, этих людей любили, но не душили, и им давали разум больше, чем правила, и все это учило их ценности достижения свободы от конформизма.

    Фромм чувствовал, что эти семьи и отдельные люди в настоящее время возникают только случайно, поскольку такого общества, которое могло бы создать их более предсказуемо, еще не существует. Фромм предположил, что это общество будет продуктом того, что он назвал гуманистическим коммунитарным социализмом … Гуманистическим в том смысле, что это «идеальное» общество будет ориентировано на людей, а не на какую-то высшую сущность (будь то Бог или что-то рукотворное). ).

    Фромм считал, что четыре «негативные» ориентации были результатом того, что люди жили в «режиме обладания», когда все внимание было сосредоточено на потреблении, получении и обладании, до такой степени, что наша собственность в конечном итоге овладевала нами.

    Чтобы иметь продуктивную ориентацию, Фромм считал, что мы должны существовать в том, что он назвал модусом бытия . Те, кто находится в режиме бытия, определяются своими действиями; они избегают жизни в маске и вместо этого испытывают жизнь напрямую, общаясь с другими и практикуя личную свободу и ответственность.

     

     

    Эрик Фромм, теория личности Эрика Фромма, гуманистический коммунитарный социализм, социальный конформизм, социальное бессознательное, симбиотические семьи, замкнутые семьи

    Проект MUSE — Социальное бессознательное в людях, группах и обществах: Vol. 1. В основном теория Эрла Хоппера и Хаима Вайнберга (обзор)

    • Социальное бессознательное у людей, групп и обществ: Vol. 1. В основном Теория Эрла Хоппера и Хаима Вайнберг (обзор)
    • Майкл Маккатчен
    • Группа
    • Восточное общество групповой психотерапии
    • Том 42, номер 1, весна 2018 г.
    • стр. 85-87
    • Артикул
      • Посмотреть цитату
    • Дополнительная информация

    Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

    isn 0362-4021 © 2018 Группа психотерапевтического общества Восточной группы, Vol. 42, No. 1, Spring 2018 85 1 Корреспонденцию следует направлять на имя Michael McCutcheon, PhD, 659 Scott Street, Unit 4, San Francisco, CA 94117. Электронная почта: [email protected]. Рецензия на книгу «Социальное бессознательное в людях, группах и обществах: Vol. 1. В основном теория. Под редакцией Эрла Хоппера и Хаима Вайнберга. Лондон: Karnac Books, 2011, 344 стр. Рецензия Майкла Маккатчеона1 Перспектива рецензирования тома о высокотеоретических концепциях группового анализа поначалу казалась обескураживающей, но я был приятно удивлен. Читатели с любым уровнем опыта получат лучшее понимание концепции социального бессознательного. Эрл Хоппер и Хаим Вайнберг представляют собой коллекцию безупречно написанных произведений авторов с четырех континентов.

    Большинство вкладов являются оригинальными работами, написанными для этого тома. Толчком к созданию этого международного сборника эссе послужил групповой аналитический симпозиум 2008 года в Дублине под названием «Отчаяние, диалог, желание». Книга начинается с информативного предисловия Хоппера, в котором он определяет понятие социального бессознательного. Это относится к взаимосвязи между внутренним психологическим миром человека и свойствами внешнего мира, которые находятся вне нашего сознания. Хоппер хочет преодолеть ограниченную систему взглядов индивидуального психоанализа с его игнорированием центральной роли социального контекста, такого как пол, класс, раса, этническая принадлежность, сообщество, семья, а также политические и исторические события. Он расширяет теоретико-аналитическое здание открытиями социальных наук, которые традиционно игнорировали бессознательные аспекты разума. Редакция выступает за «бинокулярное зрение» (Бион, 19 лет).61, с. 8) и дополнительно опираться на открытия естественных наук, освещающие социальный мозг и воплощенное Ид.
    Поскольку групповой анализ направлен на облегчение человеческих страданий, его теоретики — по необходимости — исследуют влияние травмирующих переживаний на человеческое существование. «Хотя озарение не всегда приводит к усилению личного и социального контроля, оно увеличивает вероятность того, что мы сможем принимать более информированные и справедливые решения, что позволит нам стать мудрее — если печальнее — человеческими существами» (стр. xviii), признает Хоппер. Введение Хоппера и Вайнберга удивительно подробно. Они предварительно знакомят с основной частью тома, который разделен на 13 отдельных глав, разделенных на шесть тематических разделов, начиная от исторических истоков концепции бессознательного; к нейробиологическим открытиям, относящимся к социальному мозгу; к анализу взаимоотношений человека с семьей, группой и обществом; к социальной регрессии индивидов и обществ в ответ на травму. Том начинается с 70-страничного первого раздела, озаглавленного «Истоки концепции социального бессознательного», который знакомит читателя с ранними работами Фоулкса и его развивающимся мировоззрением относительно групп и бессознательного.
    Лично я нашел этот первый раздел как необходимым, так и захватывающим: студенты аспирантуры по психологическому консультированию в двадцать первом веке в основном изучают современные работы — статьи и главы, объясняющие основополагающие работы Фоулкса и его современников. Следовательно, было приятно читать расширенные прямые цитаты из глубокого анализа самой работы Фоулкса. При чтении объемного тома по определенной теме некоторые разделы покажутся читателю неинтересными или даже пугающими. Для меня раздел под названием «Организмическая и нейробиологическая перспектива» был тем, с чем я был готов бороться. Я выделю этот раздел, потому что он является ярким примером того, как даже самые трудные темы в томе были представлены в удобочитаемой форме. В разделе «Нейробиологическая перспектива» удалось дать ясное и краткое объяснение того, как биология человека (т. как способ понять себя в глазах других. Стиль и результирующая эффективность раздела «Нейробиологическая перспектива» представляют собой микрокосм для всего тома: авторы рассматривают историю довольно сложного и иногда пугающего предмета, и они ясно объясняют историю и анализ темы главы в способ, который умудряется произвести впечатление одновременно умного и в то же время приятно читаемого.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *