Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Социальное восприятие в психологии: Социальное и личное восприятие — Психологос

Содержание

Социальное и личное восприятие — Психологос

Фильм «Я и другие»

​​​​​​​Социальное восприятие (социальная перцепция) — восприятие, направленность и способ которого определяется окружающими людьми и обществом в целом. В частности, это восприятие, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях.

Социальное восприятия противопоставляют личному восприятию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями: «Я, — сказал Иван Петрович, — вижу так, как я хочу!» Личное восприятие чаще называют осмыслением ситуации.

Развитому социальному восприятию мешает эгоцентризм — неспособность или нежелание человека посмотреть на происходящее с точки зрения других людей, поставить себя на место другого человека.

Психологи, работающие в области социального восприятия изучают, как воздействие окружающих людей влияет на наше восприятие ситуации и этих же людей.

Мир социального восприятия

В результате социального научения дети узнают, что такое страшное, а что радостное, что достойно уважения, а что презрения, кто дурак и чем дурак отличается от лоха. Детям скоро начинают видеть в месте, где они родились, не просто свой пыльный двор и качели, а — Родину, а больших людей рядом с собой воспринимать как родителей, как старших, как близких, как друзей. Или не начинают это видеть, если их к такому восприятию не приучили. См.→

Чего бояться, что нужно видеть как страшное, что будет проинтерпретировано как страшное — дети усваивают в результате социального научения. См.→

Механизмы социального восприятия (социальной перцепции)

Механизмы социальной перцепции:

  • идентификация

Мы в других видим то, что находится в нас самих. Смотри Идентификация

  • каузальная атрибуция

Мы во многом видим в другом человеке то, что о нем сами надумали и ему приписали. Смотри Каузальная атрибуция

  • рефлексия

То, как человек понимает себя, свои чувства и мотивы, сильно влияет на восприятие им других людей.

Смотри Рефлексия

Эффекты социального восприятия

Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия — эффекты стереотипизации, роли, присутствия, ожидания и пр. Эффекты социального восприятия — одновременно и типовые шаблоны социального восприятия, и проявление субъективности социального восприятия. Смотри Эффекты социального восприятия

Развитие социального восприятия

Развитие восприятия: это скорее врожденный или скорее социально обусловленный процесс?

Огромна роль врожденного: ребенок с рождения знает о мире уже очень много. При этом дальнейшее развитие восприятия — не спокойное разворачивание того, что уже заложено изнутри, и не формирование нового извне. Это в первую очередь результат собственной активности ребенка. Сколько наактивничал — настолько и развился. Впрочем, способствовать развитию активности ребенка взрослые вполне могут. См.→

Общение как восприятие людьми друг друга (перцепция)

Понятие социальной перцепции

Восприятие одним человеком другого – это обязательная составная часть общения. Общение не может быть эффективным, если восприятие и оценки, взаимопонимание партнеров не протекают корректно.

Межличностным восприятием или социальной перцепцией называется сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и интерпретация в связи с этим поступков и поведения.

Термин «социальная перцепция» был введён американским психологом Дж. Брунером (1947), чтобы обозначить факт того, что восприятие является социально обусловленным, а также, чтобы показать, что он зависит не только от характера стимула – объекта, но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, принимая важности ситуации.

Социальная перцепция понимается в качестве целостного восприятия субъектом, как предметов материального мира, так и социальных объектов, то есть других людей, групп, классов, народностей и социальных ситуаций.

Процесс восприятия человека

Социальное восприятие человека в основном почти всегда складывается из оценки других людей и отношения к ним в эмоциональном и поведенческом значении. Процесс социальной перцепции можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. – Процесс восприятия человека

Основываясь на восприятии человека человеком, появляется представление о желаниях, мыслях, чувствах, способностях, эмоциях, возможностях, установках партнера по общению, в результате чего складывается собственное поведение. В межличностной перцепции такой процесс происходит с нескольких сторон: каждый из партнеров по общению ставит себя на место другого. И, что немало важно, когда люди взаимодействуют в общей деятельности, нужно принимать в расчёт не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, которые участвуют в общении.

В процессе социальной перцепции эмоционально оцениваются другие люди, мы пытаемся понять причины их действий, предугадать их дальнейшее поведение, создать свою стратегию поведения.

Функции социальной перцепции

Выделяют четыре основных функции социальной перцепции:

  • познание себя;
  • познание партнера по общению;
  • организация совместной деятельности, основываясь на взаимопонимании;
  • установление эмоциональных отношений.

Изучая процессы межличностной перцепции, можно выделить две главные тенденции:

  • психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия;
  • механизмы и эффекты межличностного отражения.

Проанализируем их поподробнее.

Социальная психология хорошо изучила психологические особенности наблюдателя, которые влияют на процесс социальной перцепции. Таким образом, люди оценивают и воспринимают друг друга в зависимости от индивидуальных, половых, возрастных, профессиональных отличий. Конечно, названные характеристики наблюдателя весьма важны для формирования оценки партнера по общению, но более важными являются психологические качества человека и система установок, которая у него сложилась на данный момент.

Психологические и социальные установки субъекта восприятия, находящиеся  внутри, производят определенную последовательность механизма социальной перцепции. И более важными эти установки являются, когда происходит формирование первого впечатления о незнакомом человеке.

У наблюдаемого человека важными свойствами выступают выражение лица, способы выражения экспрессии (чувств), жесты и позы, походка, оформление облика (одежда, прическа), особенности голоса и речи.

Когда ребёнка воспитывают в конкретной культурной и национальной среде, им усваивается определённый набор экспрессивных средств. С их помощью у взрослых принято проявлять свои состояния и желания. При этом ребёнок также одновременно учится понимать по поведению и внешности других людей признаки, которые помогают наиболее эффективно понимать и оценивать эти состояния.

Кроме этого, обычно выделяются некоторые универсальные психологические механизмы, которые обеспечивают сам процесс перцепции и оценивания другого человека, которые позволяют происходить переходу от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. 

Лаборатория социального восприятия и отношения

Лаборатория социального восприятия и отношения (SPA) начинает наш научный анализ социальных проблем и решений с анализа фундаментальных аспектов социального мышления. Эта основополагающая предпосылка поддерживает наши усилия по исследованию чрезвычайно быстрых, непреднамеренных и временами предвосхищающих реакций на лица, тела и движения других людей — или, другими словами, немедленных перцептивных, аффективных и когнитивных реакций на невербальное поведение, расу и пол. Мы подчеркиваем ранние этапы социальной мысли, чтобы помочь выявить и решить социальные проблемы.

Стать ассистентом-исследователем

Работа ассистентом-исследователем (RA) дает лабораторный опыт, необходимый для изучения психологии как карьеры. Вакансии RA в нашей лаборатории являются конкурентоспособными и требуют заявки и собеседования (около 25% претендентов принимаются).

RA обычно помогают с такими задачами, как кодирование данных и стимулов, генерация стимулов, запуск участников, а позже, в их время в лаборатории, более сложные и интеллектуально обогащенные задачи, такие как анализ данных.

RA проводят 8–10 часов в неделю в лаборатории, и их просят выделить в общей сложности 3 квартала (первый квартал позволяет нам оценить, подходит ли вам это).

  • Ассистент исследования для кредита

    RA узнают много нового об основных элементах исследовательского процесса и поэтому могут получить классный балл за свою работу в качестве научного ассистента (кредиты PSYC 2112). Кредиты PSYC 2112 могут засчитываться в счет ваших основных или второстепенных кредитов по выбору.

  • Ассистент по исследованиям как работа-учеба

    Если у вас есть пособие по работе и учебе, вы можете работать по программе RA в качестве студента, работающего на учебе. Чтобы завершить часы работы и учебы, вы должны получить федеральную награду за работу и учебу в своем ежегодном пакете наград FAFSA.

  • Требования и процесс подачи заявки

    Если статус RA звучит как то, что вас интересует и для чего у вас есть место в вашем расписании, свяжитесь со Спенсером Доббсом (Spencer. [email protected]) или Линдси Гулсби ([email protected])

Узнайте больше об участниках лаборатории социального восприятия и отношения

Встретить команду

Контактный телефон

Применить

Запрос информации

Подарить

Начните подачу заявления

Абитуриенты бакалавриата

Мы принимаем Common App, универсальное приложение, которое можно отправить во многие школы.


 

Общее приложение

Первокурсники переводят студентов

 

 

Выпускник 002 Перейдите к заявлению о приеме в аспирантуру, чтобы отправить информацию. Для получения информации о требованиях к поступающим посетите страницу академических программ для выпускников и найдите интересующую вас программу.


 

Подать заявку

Заявка на получение диплома

Изучение программ

Академические программы для выпускников

 , социальные отношения, восприятие и эмоции

3

Обзор

. 2005;9(3):184-211.

doi: 10.1207/s15327957pspr0903_1.

Паула М Ниденталь

1 , Лоуренс В. Барсалу, Петр Винкельман, Сильвия Краут-Грубер, Франсуа Рик

принадлежность

  • 1 Лаборатория социальной и когнитивной психологии, CNRS и Университет Клермон-Ферран, Франция. [email protected]
  • PMID: 16083360
  • DOI: 10. 1207/s15327957пспр0903_1

Обзор

Paula M Niedenthal et al. Pers Soc Psychol Rev. 2005.

. 2005;9(3):184-211.

doi: 10.1207/s15327957pspr0903_1.

Авторы

Паула М Ниденталь 1 , Лоуренс В. Барсалу, Петр Винкельман, Сильвия Краут-Грубер, Франсуа Рик

принадлежность

  • 1 Лаборатория социальной и когнитивной психологии, CNRS и Университет Клермон-Ферран, Франция. [email protected]
  • PMID: 16083360
  • DOI: 10. 1207/s15327957pspr0903_1

Абстрактный

Находки в литературе по социальной психологии об отношениях, социальном восприятии и эмоциях показывают, что обработка социальной информации включает в себя воплощение, где воплощение относится как к фактическим телесным состояниям, так и к симуляции опыта в модально-специфических системах мозга для восприятия, действия и самонаблюдения. Мы показываем, что воплощение лежит в основе обработки социальной информации, когда воспринимающий взаимодействует с реальными социальными объектами (онлайн-познание) и когда воспринимающий представляет социальные объекты в их отсутствие (оффлайн-познание). Хотя существует множество эмпирических доказательств социального воплощения, не было предложено ни одного особенно убедительного их объяснения. Мы предлагаем, чтобы теории воплощенного познания, такие как система перцептивных символов (PSS) (Barsalou, 1999), объясняют и объединяют эти результаты, а также предлагают новые захватывающие направления для исследований. Мы сравниваем учетную запись PSS с рядом связанных предложений и показываем, как она отвечает на критические замечания, которые ранее создавали проблемы для общего подхода к воплощению.

Похожие статьи

  • Заземленное познание.

    Барсалу LW. Барсалу Л.В. Анну Рев Психол. 2008;59: 617-45. doi: 10.1146/annurev.psych.59.103006.093639. Анну Рев Психол. 2008. PMID: 17705682 Обзор.

  • Воплощение, деятельность и изменение отношения.

    Тейлор К.А., Лорд К.Г., Бонд С.Ф. мл. Тейлор К.А. и соавт. J Pers Soc Psychol. 2009 г., декабрь 97(6):946-62. DOI: 10.1037/a0017421. J Pers Soc Psychol. 2009. PMID: 19968412

  • Воплощение концепций эмоций.

    Ниденталь П.М., Винкельман П., Мондиллон Л., Вермёлен Н. Ниденталь П.М. и др. J Pers Soc Psychol. 2009 июнь; 96 (6): 1120-36. doi: 10.1037/a0015574. J Pers Soc Psychol. 2009. PMID: 19469591

  • Воплощение эмоций.

    Ниденталь PM. Ниденталь ПМ. Наука. 2007 18 мая; 316 (5827): 1002-5. doi: 10.1126/science.1136930. Наука. 2007. PMID: 17510358 Обзор.

  • Воплощено ли социальное познание?

    Гольдман А., де Виньемон Ф. Голдман А. и др. Тенденции Cogn Sci. 2009 апр; 13 (4): 154-9. doi: 10.1016/j.tics.2009.01.007. Epub 2009 9 марта. Тенденции Cogn Sci. 2009. PMID: 19269881

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Нейронные механизмы эмоционального заражения и спонтанной мимикрии живой мимики.

    Хирш Дж., Чжан С., Ной Дж. А., Бхаттачарья А. Хирш Дж. и соавт. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023 24 апреля; 378 (1875): 20210472. doi: 10.1098/rstb.2021.0472. Epub 2023 6 марта. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2023. PMID: 36871593 Бесплатная статья ЧВК.

  • Стирание границ между физическим и социальным миром: идеи и новые методы на пересечении этих двух областей.

    Дапор К., Сперандио И., Мекони Ф. Дапор С и др. Фронт Псих. 2023 13 февраля; 13:1028150. doi: 10.3389/fpsyg.2022.1028150. Электронная коллекция 2022. Фронт Псих. 2023. PMID: 36861005 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Воплощение времени в мозгу: многомерный метаанализ нейровизуализации 95 исследований обработки продолжительности.

    Нагиби Н., Джахангири Н., Хосровабади Р., Эйкхофф С.Р., Эйкхофф С.Б., Коулл Дж.Т., Тахмасян М. Нагиби Н. и др. Neuropsychol Rev. 1 марта 2023 г. doi: 10.1007/s11065-023-09588-1. Онлайн перед печатью. Нейропсихология Ред. 2023. PMID: 36857010 Обзор.

  • Моя социальная зона комфорта: тревога привязанности формирует периперсональное и межличностное пространство.

    фон Мор М., Сильва П.С., Ваньони Э., Брахер А., Бертони Т., Серино А., Банисси М.Дж., Дженкинсон П.М., Фотопулу А. фон Мор М. и соавт. iНаука. 2023 11 января; 26 (2): 105955. doi: 10.1016/j.isci.2023.105955. Электронная коллекция 2023 17 февраля. iНаука. 2023. PMID: 36718368 Бесплатная статья ЧВК.

  • Использование телесных дисплеев для облегчения приближения к результатам действий в контексте личностно значимой задачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *