Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Социальные роли мужчины и женщины в современном обществе: Как меняются роли мужчин и женщин в семье и на работе

Как меняются роли мужчин и женщин в семье и на работе

От Домостроя уже мало что осталось

— Что происходит с гендерными ролями? Почему они меняются и с чем это связано?

— Изменение гендерных ролей началось еще в первые годы ХХ века, и оно продолжается. Это связано с массовым выходом женщин на рынок труда во всех развитых странах. Сейчас к этому подключились и многие страны развивающиеся. Наблюдается очень высокая женская занятость. А если женщина зарабатывает сама, она уже гораздо меньше подвержена влиянию традиционных семейных форм власти над ней. Это с одной стороны. А с другой, у нее появляются новые вызовы: она должна каким-то образом устанавливать баланс между своей работой и семейными обязанностями. Помимо женщины и членов ее семьи в этом активно участвует государство, социальные институты, идеология, религия… Хотя секуляризация общества в России и Европе, начавшаяся в ХХ веке, размыла религиозные представления о том, что положено женщине и что — мужчине. Точно так же исчезла общая идеология, которая бы четко, однозначно распределяла гендерные роли. Добавьте к этому сексуальную революцию 60-70-х годов, которая тоже раскрепостила женщину — даже чисто технически, с появлением контрацептивов. Эти процессы продолжаются и в XXI веке.

— Они общемировые?

— Да.

— В какой мере российскому обществу удается вписаться в них? Вековые устои — Домострой, например, — этому не препятствуют?

— От Домостроя уже мало что осталось. Россия пережила опыт радикальной модернизации советского типа. И эта модернизация предложила совсем новую гендерную политику, которая не имела никаких аналогов в истории. Государство взяло на себя эмансипацию женщин. Женщины получили равные с мужчинами права, гарантированные Конституцией. Более того, была разработана гендерная политика, которая наделяла женщин многими ресурсами, прежде всего образовательными — в 30-е годы существовали квоты для гарантированного поступления женщин в вузы, особенно в технические, потому что были нужны инженеры. Женщин втягивали в общественное производство. Последняя волна эмансипации прокатилась в 60-80-е годы. Кроме того, с послевоенных времен доля женщин с высшим образованием у нас стабильно выше, чем доля мужчин. Главная роль советской женщины — работающая мать. Советская женщина должна была работать и одновременно выполнять свои материнские обязанности. Все остальное было не так важно. С мужем она могла жить, могла не жить, могла пожаловаться на него в партком. Мужчина взамен получал почти исключительный доступ к публичной власти. Женщин же в советские времена во власти было очень мало, буквально единицы.

Надо, чтобы случаи, когда мужчина уходит в декрет, накапливались, и тогда они станут привычными

Женщин во власти должно быть больше

— А сегодняшнее участие женщин во власти — оно каково, на ваш взгляд?

— Оно по-прежнему достаточно низкое на фоне развитых стран, но оно потихонечку растет. Появляется все больше женщин на заметных экономических, политических позициях. Ольга Голодец, Вероника Скворцова, Ольга Васильева, Эльвира Набиуллина…

— Двое из названных вами женщин отвечают в правительстве за те или иные подразделения социального блока, а Голодец — за весь этот блок. Но так и прежде было. В системе российского госуправления женское представительство ограничивалось сферами культуры, образования, здравоохранения. Еще не было случая, чтобы женщина возглавляла министерство финансов или иностранных дел.

— Это правда. Но у нас есть и власть законодательная, а в ней — такие заметные фигуры, как Валентина Матвиенко, Ирина Яровая, Елена Мизулина… Но для того чтобы женщин во власти стало заметно больше, должны произойти системные политические изменения. Должна появиться конкурентная политика, которая выведет на сцену новых людей. В их числе наверняка будут и женщины.

— Вы говорите, что женщин во власти мало? А сколько надо? Сколько будет «в самый раз»?

— Их должно быть больше хотя бы потому, что они в России составляют большую часть населения. Это высокообразованная группа. Это люди, которые играют важную роль во всех процессах — экономических, семейных и прочих. Почему они должны быть недопредставлены во власти? В Европе, например, гораздо больше женщин участвуют в госуправлении.

— Значит, в кадровой политике у нас по-прежнему сильна советская традиция?

— Да, здесь сохранились некие стереотипы. Дело в том, что советская власть, с одной стороны, дала женщинам определенные ресурсы, а с другой, она их и ограничила. Эти ресурсы все равно были в рамках дозволенного. Провозглашалось гендерное равенство, но при этом довольно много было неартикулируемого традиционализма, который остался по сей день и даже усилился. Сегодня слышны консервативные разговоры, что нам вообще не нужно много женщин в публичном пространстве, что женщина должна самореализовываться в семье и т.п. Но, насколько я могу судить как социолог, на реальное поведение людей эти разговоры очень мало влияют. Люди живут себе, как жили.

— Может ли женщина в России восприниматься общественным мнением в качестве претендента на президентский пост?

— Если это будет сильный, яркий политик, — почему бы и нет.

— Вы исследовали участие женщин в управлении бизнесом. Какие результаты получили?

— Открылась любопытная картина. Особенно в сравнении с моим предыдущим исследованием, которое я проводила в середине 90-х годов. Тогда это были индустриальные менеджеры, и они не делали карьеру, просто так складывались обстоятельства: женщина активно работает, и ее начинают продвигать, и она примиряется с этой ролью, при этом часто испытывая чувство вины перед семьей. Я помню интервью Эллы Памфиловой, которая тогда была министром. Она говорила, что, несмотря на большую занятость, все равно гладит рубашки мужу. И сетовала, что, к сожалению, не может уделять достаточного внимания семье. А сейчас молодые девушки-менеджеры, с которыми я разговаривала, ничуть не переживают по этому поводу. И в самом корпоративном мире, когда речь идет о работе, не делают большого различия между мужчинами и женщинами. Как сказал мне один менеджер: «Он или она — это нам без разницы. Пусть будет хоть оно, лишь бы работу тянуло». Мир бизнеса, он ведь очень конкурентный. Ему нужны высокоэффективные работники, гендерная принадлежность которых не имеет решающего значения.

Мужчина уходит в декрет

— Гендерные стереотипы в отношении мужчин тоже меняются?

— Они меняются гораздо медленнее.

— Вот, скажем, закон дает равное право мужчине и женщине на декретный отпуск. Мужчины часто уходят в декрет?

— Практически никогда.

— Засмеют?

— Да, в массовом сознании мужчина, уходящий в декрет, действительно выглядит странно. Но есть и более серьезная причина: мужская зарплата у нас обычно выше женской. Поэтому декретный отпуск в России берет женщина. Думаю, со временем и этот стереотип изменится. Среди моих коллег, академических работников западных, достаточно часто в декрет уходят мужчины. Только что один мой коллега как раз вышел из декретного отпуска. Он преподает в университете, а его жена занята в бизнесе. Им было удобнее, чтобы в декретный отпуск ушел он, а не она. И в его академической среде этому никто не удивился. Надо, чтобы случаи, когда мужчина уходит в декрет, накапливались, и тогда они станут привычными.

— Что должно произойти, чтобы мужчина, выполняющий традиционно женскую работу, воспринимался обществом нормально и чтобы сам он был внутренне готов к этому?

— Должна меняться гендерная идеология. Сейчас мужчины испытывают сильное психологическое давление со стороны общества, своей семьи. У женщин выбор легитимных ролей значительно больше. Женщина может быть домохозяйкой. Женщина может делать карьеру. Женщина может сочетать карьеру с семьей. И то, и другое, и третье вызывает к ней уважение. Девушка-менеджер как-то мне говорила, что не испытывает чувства вины из-за того, что ее ребенком занимается няня. Муж тоже спокойно к этому относится.

— Получается, что процесс достижения гендерного равенства идет в России лишь в одну сторону: женщины активно осваивают традиционно мужские роли, но мужчины в женских ролях пока не очень-то блистают.

— Здесь тоже что-то уже меняется, но очень медленно. Потому что необходимой идеологической и культурной поддержки мужчины не получают. Чтобы произошли известные изменения с женщинами, потребовалось феминистское движение. Левое движение тоже разделяет пафос равенства. Например, в левом движении есть программа, направленная на эмансипацию мужчин, но она недостаточно сильная и недостаточно внятная. И тому есть простое объяснение: при всей сложности мужской гендерной роли эта роль — привилегированная. В России, к примеру, есть некая организация, которая называет себя «Мужское движение». Но это чисто интернетный феномен, и это очень консервативная повестка. Они считают, что в России победил феминизм и что женщины совсем отбились от рук. Это движение откровенно женоненавистническое. Оно не про то, чтобы снять ограничения с мужчин. Оно про то, чтобы все было как раньше, по-домостроевски.

— В чем-то участников этого движения можно понять. При разводе суд, как правило, оставляет ребенка матери, даже если та, мягко говоря, не образец благонравия.

— Сейчас уже не обязательно. Но, конечно, такая инерция есть.

— Точно так же выносит свой вердикт суд кумушек на лавочке. Муж бросил жену — подлец! Жена ушла от мужа — правильно!

— Массовое сознание все же очень неоднородно. В Интернете высказываются разные точки зрения. Кстати, сочувствия к мужчинам очень много. То есть нельзя сказать, что есть какая-то однозначная идеологическая установка, которая не позволяет изменить гендерное поведение. Кроме того, тот ущерб, который мужчины терпят от своей сложной гендерной роли, он связан с получением определенных привилегий. Поэтому у большинства мужчин нет интереса что-то принципиально менять. Ведь при всем при том материальные ресурсы по-прежнему в их руках, властные — тоже. Но мужчине очень трудно — во всяком случае труднее, чем женщине — устроиться на «женскую» работу.

— Фильм «Усатый нянь» сегодня, вы считаете, был бы невозможен?

— Сегодня мужчину воспитателем в детский садик вообще не возьмут! Он будет подозреваться черт-те в чем. А, с другой стороны, много ли мужчин хочет работать в детском саду? Зарплата воспитателя детского сада уж точно не «мужская». Хотя дискриминация по отношению к мужчине, которого не берут в детский сад воспитателем, совершенно очевидна.

Гендерное равенство должно обеспечиваться государством

— Государство должно проводить какую-то гендерную политику?

— Государство прежде всего проводит определенную социальную политику. А социальная политика сильно влияет на гендерные отношения. Сама по себе идея, что можно вернуться к какой-то традиционной, консервативной модели и таким образом повысить рождаемость, на мой взгляд, иллюзорна. Чтобы повысилась рождаемость, можно платить более высокие пособия, чтобы привязать женщин к дому. А можно создать, как это было в советское время, доступную систему детских садов. Это будет другое решение. Я знаю европейский опыт такого рода, он гораздо более действенный. Потому что современные женщины в основном хотели бы сочетать работу и материнство.

— В Госдуме давно разработан закон о гендерном равенстве. Но он не принят. Почему, как вы думаете?

— Полагаю, потому, что сильна инерция консерватизма.

— Равенство полов закреплено Конституцией. Зачем еще нужен какой-то специальный закон?

— Какие-то вещи должны быть детально прописаны. Равенства не будет, если нет юридических механизмов, позволяющих реально предотвращать семейное насилие, пресекать дискриминацию при приеме на работу. Такие законы приняты практически во всех странах СНГ, включая центральноазиатские. В Казахстане, например, такой закон неплохо работает. Там в каждом министерстве есть чиновник, отвечающий за гендерное равенство. Есть в Казахстане и хорошая программа борьбы с семейным насилием, которая позволяет жертве обращаться в специальные кабинеты. Мы тоже могли бы кое-что сделать в этом направлении. Наше государство должно обеспечить своим гражданам гендерное равенство, понимаемое как максимально полную самореализацию каждого человека, будь то мужчина или женщина. От этого Россия только выиграет.

Визитная карточка

Ирина Тартаковская — российский социолог, сотрудник Института социологии РАН. Родилась в Самаре, окончила исторический факультет Самарского университета, потом аспирантуру в НИИ культурологии в Москве. Занимается гендерными исследованиями, исследованиями социальной мобильности, изучением рынка труда, преподает в Государственном университете гуманитарных наук. Автор курса лекций по гендерной социологии и нескольких десятков научных статей, опубликованных в российских и западных академических журналах. 15 лет преподавала на курсах повышения квалификации социологов и преподавателей социологов на Высших социологических курсах в Москве и в Казани. Была консультантом нескольких документальных фильмов, посвященных гендерным проблемам, в России и странах СНГ. Была научным директором и преподавателем нескольких международных летних школ.

Как изменились роли мужчины и женщины в современном обществе? | Мужчина и женщина

Если сравнить современных мужчин и женщин с мужчинами и женщинами, скажем, «эпохи застоя», то создается впечатление, что все мы стали гораздо «взрослее» и самостоятельнее.

Еще каких-то 50 лет назад редкий мужчина умел готовить что-то сложнее яичницы. Более того, не каждый мог даже разогреть себе приготовленный женой ужин. В современном обществе мужчины не только ведут кулинарные блоги и передачи на телевидении, но и с удовольствием готовят дома для друзей или своей семьи. Все чаще звучит лозунг, что приготовление мяса — это вообще не женское дело.

А раз мужчина готовит, то он и ходит на рынок и в супермаркет за

продуктами. Более того, мужчина сам в состоянии составить список необходимого и приобрести все по этому списку.

Покупка одежды и обуви в период социализма целиком лежала на плечах советских женщин. Мужчина «не знал», что ему нужно и какие у него размеры. Современный мужчина предпочитает покупать себе одежду сам и прекрасно ориентируется в модных тенденциях. Мужчина в состоянии купить одежду не только себе, но и своей жене и детям.

Все больше современных пар не делят работу по дому на «мужскую» и «женскую». И технический прогресс тому в помощь. Работа по дому все реже делится по половому признаку

Фото: Depositphotos

Фраза, что «мужчина должен быть чуть красивее обезьяны», к счастью, начинает забываться. Современные мужчины следят за собой и часто посещают салоны красоты, потому что «красота — это страшная сила».

Современный папа умеет, так же как и мама, искупать младенца, сменить ему подгузник и накормить смесью из бутылочки. Он учится этому буквально за пару недель после рождения ребенка. Непутевый папа, который даже не знает, что ребенок уже не посещает детский сад, а ходит в школу, остался в старых несмешных анекдотах.

Таким образом, современный мужчина далеко не беспомощное существо, опекаемое вначале мамой, а потом — женой. Он не пропадет один не только на необитаемом острове, но и в своей квартире: не умрет с голоду, не «зарастет» грязью, не останется голым и босым.

Разумеется, трудно представить, что такого мужчину встречает жена со скалкой и с вопросами: «Где шатался? Где зарплата?» Женщины тоже стали другими: замужество перестало быть главной целью. Мамины советы, что «замуж нужно выйти до 25 лет, иначе останешься старой девой», воспринимаются с иронией.

Быт не обязательно ложится на женские плечи. Тут возможны варианты: домашние дела делятся поровну, или ими целиком занимается мужчина, или в доме есть приглашенная домработница. Женщина за рулем уже никого не удивляет
Фото: Depositphotos

Общественное мнение, даже в лице бабушек на лавочках, спокойно относится к женщине, родившей ребенка без мужа. Отсутствие мужа не скрывается ни от дальних родственников, ни от соседей по дому.

Трудно поверить, но в середине ХХ века женщин за рулем, особенно в провинциальных городах, были единицы. Думаю, их даже знали в лицо.

Сейчас никого не удивляет женщина за рулем. Гораздо больше удивляют женщины, которые не имеют водительских прав и не хотят водить машину.

В наше время не редкость семейные пары, в которых жена старше мужа на 5 и более лет. Не скажу, что таких женщин перестали осуждать. Нет, еще не перестали, но это уже не кажется чем-то из ряда вон.

Современные женщины чаще рожают первого ребенка в 30 лет и позже. Роды после 40 стали самым обычным явлением. Увидев женщину за 40 с маленьким ребенком, даже дошкольнику не приходит в голову назвать ее бабушкой. Замужество больше не является главной целью

Фото: Depositphotos

Получается, что временные рамки раздвинулись. Например, получить новую специальность можно не только сразу после окончания школы. Наличие не одного, а двух дипломов о высшем образовании стало практически нормой.

Кого-то радуют такие изменения, а кто-то с тоской вспоминает о прошлом, не все готовы так быстро отказаться от привычных стереотипов о роли женщин и роли мужчин в современном обществе. Мы стали «взрослее» и самостоятельнее, меньше зависим друг от друга. Разве это повод, чтобы огорчаться?

Теги: роль женщины, современное общество, современный мужчина, современная женщина, отношения между людьми, стереотипы, общественное мнение, роль мужчины

Гендерные роли в современном обществе

Моя мать и сестры лично заставляли меня вести себя и одеваться более традиционно женственно. Это часто идет вразрез с моей занудной, пацанской натурой, особенно потому, что мне не нравится носить такие вещи, как серьги, высокие каблуки, (большинство) ярких цветов или вычурную одежду — типы вещей, которые приравниваются к женственности. Я также не часто веду себя так элегантно или пассивно, как предпочла бы моя мать, скорее, я обычно резок, циничен, неуклюж и гиков. Эти характеристики на самом деле не подпадают под четкие обобщения для женщин; они находятся где-то между мужскими и женскими характеристиками. Многие люди до сих пор придерживаются традиционных представлений о том, что мужчины и женщины должны вести себя так, как они относятся к определенным категориям, определяемым исключительно их полом. Однако мужская или женская гендерная идентичность не имеет значения в современном цивилизованном обществе. Гендерные роли — это социальные конструкции, выработанные с течением времени и не основанные на естественном поведении человека. Это связано с тем, что гендерные роли развивались как способ организации необходимых задач, выполняемых в раннем человеческом обществе. Кто-то может сказать, что из-за того, что традиционные гендерные роли практиковались так долго, их не следует менять, и теперь они являются ключевым элементом человеческого развития. Тем не менее, сегодня во многих современных обществах нет необходимости в традиционных гендерных ролях, потому что и мужчины, и женщины могут выполнять многие из одних и тех же необходимых задач, что делает гендерно-специфическое поведение неуместным. Эти стереотипы могут быть вредными, поскольку побуждают людей осуждать и угнетать тех, кто не соответствует традиционным гендерным ролям. В результате этого угнетения многие люди изо всех сил пытаются полностью раскрыть свой потенциал. Поэтому очень важно, чтобы мы призывали всех следовать и выражать свою собственную правду, независимо от гендерных норм, чтобы каждый мог вносить полноценный вклад в наше общество.

Многие известные сегодня гендерные стереотипы не всегда существовали в прошлом; это относительно новые тенденции в человеческом обществе. Это связано с тем, что социальные ожидания каждого пола со временем меняются и часто развиваются по-разному в культурах по всему миру. Сара Боболтс, писатель для The Huffington Post , заявила, как со временем изменились несколько распространенных гендерных стереотипов. Боболтс описывает, как гендерные стереотипы, такие как голубой цвет для мальчиков и розовый цвет для девочек, являются новыми концепциями. Она объясняет, что между 19 годами18 и 1940, розовый считался мужским цветом, а синий считался изящным и мягким, что делало его наиболее подходящим для женщин. Бобольц также утверждает, что в средние века в Европе высокие каблуки предназначались исключительно мужчинам, а не женщинам. Их рассматривали как «признак мужественности», в зависимости от их роста. Это показывает, что атрибуты, которые люди связывают с «традиционными» гендерными категориями, были совсем другими всего несколько столетий назад и не могут использоваться в качестве надежной основы для установления ролей сегодня.

Кроме того, согласно статье, опубликованной Университетом штата Пенсильвания, многие гендерные роли во всем мире были продиктованы окружающей средой и потребностями общества. В документе также указывается, как гендерные роли различаются в зависимости от исторических и культурных особенностей общества, а также этнической принадлежности («Социальная конструкция пола»). Например, во многих старых индейских и африканских племенах культура была матриархальной, а это означало, что женщины часто были лидерами, целительницами и важными фигурами в своих общинах. Это отличается от большинства азиатских и европейских обществ, где мужчины были единственными, кто обладал какой-либо социальной или политической властью. Поэтому в зависимости от периода времени или региона гендерные роли резко различаются. Поскольку эти типы, основанные на поле, различаются в зависимости от того, где и когда они используются, они явно не имеют реального значения для человеческого общества в целом в наше современное время; они были составлены и поэтому могут измениться. В результате их не следует использовать в качестве ориентира в отношении того, как должны вести себя люди определенного пола, потому что они ненадежны и не постоянны.

Хотя кажется, что многие люди подходят под определенные категории мужественности или женственности, эти обобщения являются простыми социальными конструкциями. Элис Игли и Венди Вуд, авторы веб-сайта по психологии APA-PsycNet.com, заявляют, что «общие различия в поведении представителей разных полов являются результатом социальных ролей, в которые они были помещены»; а именно те, которые развились в первых человеческих социальных структурах. Натаниэль Гивенс, автор Times and Seasons, также утверждает, что гендерные роли не были изобретены, а развивались с течением времени, и что они не могут работать как общие различия. Гивенс также объясняет, как многие традиционные гендерные роли были основаны на идее о том, что родительские обязанности не должны пересекаться, а должны выполняться отдельно (Гивенс). Например, в эпоху палеолита и раннего неолита, когда большинство обществ представляло собой кочевые племенные единицы, мужчины охотились на животных в поисках мяса, шкур и костей, в то время как женщины собирали коренья, орехи и ягоды, а также ухаживали за животными. дети. Эти задачи имели одинаковое значение для ранних человеческих обществ, поэтому оба пола считались равными. Со временем технологические и сельскохозяйственные разработки эпохи неолита распространились, заставив большее количество кочевых племен перейти к стационарному образу жизни. Таким образом, женщины стали оставаться дома или в поселении, чтобы заботиться о детях, шить одежду и выполнять другие домашние дела, в то время как мужчины работали на полях, чтобы выращивать пищу, приручать животных и продолжать охотиться, хотя и в меньших масштабах. Хотя дети и женщины действительно работали в поле вместе с мужчинами, они часто были не такими физически способными, как мужчины, и поэтому их стали ценить меньше. Это показывает, что роли не обязательно были основаны на гендере, а скорее на социальных потребностях, и, поскольку потребности оставались относительно одинаковыми, они стали рассматриваться как традиционные роли, которые должны были выполнять мужчины и женщины. Это демонстрирует, как гендерные роли были созданы на основе потребностей общества. Однако сегодня большинство профессий, которые считаются важными, например, работа юристом, врачом, политиком, руководителем бизнеса и т. д., доступны обоим полам. Это означает, что прошлые гендерные роли больше не должны применяться, потому что теперь оба пола в равной степени способны вносить вклад в жизнь общества.

Кроме того, распространено заблуждение, что слова «гендер» и «пол» — это слова, используемые для описания одного и того же, хотя на самом деле между ними существует большая разница. Джудит Лорбер, профессор социологии и гуманитарных наук, описывает, как «гендер» человека является «социальным явлением», и что быть мужчиной или женщиной отличается от того, чтобы быть женщиной или мужчиной. Лорбер объясняет, что пол человека отличается от его сексуальности, потому что сексуальная ориентация, идентификация и практики социально сконструированы и имеют свои особые формы практики. Кейт Жиль, автор книги «Что такое гендер? И почему гендер важен», также говорится, что пол — это анатомический термин, используемый для описания физических характеристик человека, а гендер — это обобщение того, как мужчины и женщины должны выглядеть и вести себя в обществе. Эти факты показывают четкие различия между полом и гендером. Пол анатомичен, а гендер социален и психологичен. Следовательно, гендер не должен ограничиваться полом человека, потому что гендер на самом деле не является биологическим явлением.

Основываясь на опросе, проведенном на Debate.org, некоторые люди считают, что гендерные ожидания необходимы, потому что у каждого пола есть работа, которую они выполняют в обществе; они «необходимы для естественного функционирования общества». Другие считают, что гендерные роли никогда нельзя отменить из-за биологических различий между мужчинами и женщинами и что традиционное гендерное поведение просто «в нашей природе». («Являются ли гендерные роли…») Даниэль Миссер объясняет логику основных консервативных взглядов на гендерные роли, заявляя, что большинство консерваторов считают, что «девочки ведут себя как девчонки, потому что это врожденно, и что гендерное программирование [обществом] не имеет к этому никакого отношения. ” Эта точка зрения консерваторов часто позволяет им навязывать свою веру в то, что женщины должны выполнять домашнюю работу, а также другие «женские» вещи, потому что это для них естественно (Миссер). Многие люди основывают свое мнение о гендерных ролях на своей религии, такой как христианство, иудаизм, ислам и индуизм. Хотя Библия, полностью или частично используемая христианами и евреями, не дает четких указаний относительно гендерной идентичности, она дает некоторое представление о гендерных ролях в обществе. Типичными примерами являются Адам и Ева. Адам был сотворен первым и считался лидером, который руководил миром, а Ева была его помощницей («Как Библия описывает гендерные роли?»). Библия также определяет власть мужчин над своими женами (или женами) и дочерьми. Например, когда Ева вкушает плод с Древа познания добра и зла в книге Бытие, ее первым грехом было не есть плод, а выход из сферы власти Адама. Эта вера побуждала мужчин, которые следовали авраамическим религиям, верить, что они играют доминирующую роль над женщинами, в то время как женщины должны были подчиняться своим мужьям (Бейснер). Однако так же, как высокие каблуки когда-то носили исключительно мужчины в Средние века, а розовый был мужским цветом, эти взгляды устарели, во многом уходят своими корнями в эпохи, на которых они основаны.

Несмотря на причины, по которым люди, которые все еще верят в актуальность гендерных ролей, присутствуют, существует множество доказательств, которые им противоречат. Что касается религии, то в мире существуют десятки религий, а также люди, которые вообще не верят ни в какую религию. Кроме того, религия сама по себе является личной системой убеждений и образом жизни. Из-за этих фактов религия не может использоваться в качестве основы для гендерных ролей, поскольку она также является социальной конструкцией, специфичной для человека; это индивидуально для каждого человека. Для тех, кто считает, что гендерные роли являются врожденными и возникают естественным образом, было замечено, что гендерные роли развиваются по мере взросления человека. Центр онлайн-обучения объясняет, как дети «приобретают ценности, мотивы и поведение, которые считаются подходящими для мужчин и женщин в культуре, называется гендерным типированием. У детей формируются гендерные убеждения, в основном на основе гендерных стереотипов; последние отражаются в гендерных ролях. Дети рано принимают гендерную идентичность, а также формируют гендерно-ролевые предпочтения» («Гендерные роли и гендерные различия»). В этом документе также объясняется, как гендерная идентичность ребенка является формой самовыражения, различается в зависимости от его предпочтений и не должна подвергаться насильственному влиянию, поскольку это может негативно повлиять на психологическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка в более позднем возрасте. Это показывает, что на гендерные роли влияет общество, но они должны основываться на предпочтениях человека. Таким образом, людей не будут принуждать к соблюдению социальных стандартов, что позволит им более свободно выражать себя и не даст им почувствовать, что с ними что-то не так.

На гендерные роли влияют социальные убеждения и обобщения, которые использовались веками. Подобно названию сорванца, существуют и другие гендерные классификации, которыми пользуются многие люди, такие как агендер, гендерная изменчивость, омнигендер и бигендер (Киллерманн). Гендер и гендерные роли не являются четкими категориями, которые можно применить ко всем в обществе. Это может привести к тому, что люди поверят, что те, кто не вписывается в установленные гендерные роли, могут иметь какие-то недостатки, что может привести к таким проблемам, как дискриминация или жестокое обращение. Вместо этого гендер следует рассматривать как поведение и личную идентификацию, которые существуют в широком спектре. Одним из способов решения этой проблемы в обществе является то, что средства массовой информации показывают более привлекательные и позитивные изображения людей, которые не следуют традиционным гендерным ролям, таких как трансгендерный или транссексуальный подросток, который ходит в школу, как любой другой подросток, или футболист. кто одевается или ведет себя женственно. Другим решением могут быть более подробные уроки в школах, которые показывают различия между полом и гендером, а также разные чувства, которые дети и подростки могут испытывать в начале полового созревания. Это помогло бы подросткам лучше понять себя и свое тело по мере того, как они начинают развиваться и меняться.

 

Процитированные работы

«Важны ли гендерные роли для общества?» Debate.org . Debate.org, Inc., 2015 г. Интернет, 10 ноября 2015 г.

Beisner, Calvin. «Действительно ли Библия поддерживает гендерно-инклюзивный язык?» ChristianAnswers.net . Сеть христианских ответов. 2003. Интернет. 13 декабря 2015 г.

Боболтс, Сара. «9 фактов, доказывающих, что традиционные гендерные роли — ерунда». HiffingtonPost.com . Интернет-дополнение Huffington Post. 26 апреля 2015 г. Интернет. 20 ноября 2015 г.

Игли, Элис и Венди Вуд. «Истоки шести различий в человеческом поведении». Apapsycnet.com . Apa PsycNET, Inc. Web. 11 ноября 2015 г.

«Гендерные роли и гендерные различия». Детская психология: современная точка зрения. highred.mheducation.com . Хетерингтон Парк; Центр онлайн-обучения. 30 ноября 2015 г.

Жиль, Кейт. «Что такое пол? И почему гендер важен?». Igwg.org . Справочное бюро населения. Веб. 17 ноября 2015 г.

Гивенс, Натаниэль. «Для чего нужны гендерные роли?» TimesandSeasons.org . Times and Seasons, Inc. Интернет. 11 ноября 2015 г.

«Как Библия описывает гендерные роли?» Христианство.stack.exchange.com . Stack Exchange, Inc. 2012. Интернет. 17 ноября 2015 г.

Киллерманн, Сэм. «Полный список определений терминов ЛГБТК+». Itpronouncedmetrosexual.com . Сайт ItPronouncedMetroSexual.com, Inc. 13 ноября 2015 г.

Лорбер, Джудит. «Парадоксы пола». Scholar.google.com . Ученый Google, электронные книги. 1994. Интернет. 30 ноября 2015 г.

Мисслер, Даниэль. «Либеральное и консервативное противоречие в гендерном программировании». Danielmiessler.com . 1996. Интернет. 30 ноября 2015 г.

Пауэр, Мария. «Социальная конструкция пола». личный.psu.edu . Университет штата Пенсильвания. 3 октября 2011 г. Интернет. 30 ноября 2015 г.

Автор:

Джой Нэш


10 класс


Баннекер


2016

Гендерные роли в обществе: значение и примеры

Твоя дочь такая красивая, а сын такой сильный!»

Разве ты не должен играть в куклы, а не в грузовики?»

Вы когда-нибудь слышали одно из этих предложений? Вы замечали, что гендерные роли в обществе могут влиять на то, как человек описывает других людей, даже младенцев? Люди скажут, что ребенок красивый, если они думают, что это девочка, и ребенок большой и сильный, если они поверят, что это мальчик.

  • Каковы гендерные роли в обществе?
  • Каковы основные типы гендерных ролей?
  • Каковы примеры гендерных ролей?
  • Важны ли гендерные роли?
  • Как мы можем изменить гендерные роли?

Гендерные роли в обществе: значение

Учитель. Доктор. Медсестра. Водопроводчик. Секретарь. Автотехник.

Когда вы читали эти вакансии, предполагали ли вы, какого пола человек работал на этой работе? Общество говорит нам, что традиционно женщины занимаются заботливыми профессиями, такими как учитель или медсестра, а мужчины выполняют интеллектуальную или физическую работу, например, врачи, сантехники или техники. Этот пример — лишь один из примеров того, какое огромное влияние гендерные роли оказывают на нашу жизнь.

Гендерные роли — это ожидания, стереотипы и поведение, ожидаемые от людей в силу их пола. Эти ожидания исходят из социальных норм.

Гендерные роли могут быть ожиданиями в отношении чьей-то личности, работы, внешности, поведения и даже голоса! Поскольку современное общество основано на более старых культурах, где мужчины выполняли всю работу, а женщины оставались дома и воспитывали детей, эти элементы все еще преобладают сегодня. Конечно, внутри подгрупп американского общества существуют культурные различия, поэтому речь идет об общих гендерных нормах.

Рис. 1. Традиционная гендерная роль женщины.

Пол не является бинарным , что означает только мужской и женский пол. В настоящее время существует множество других терминов, которые люди могут использовать для определения своего пола, чтобы они не чувствовали себя ограниченными в гендерной бинарности. Некоторые из этих терминов: агендерный , гендерфлюидный , трансгендерный и небинарный . Однако, несмотря на большое разнообразие слов, которые люди могут использовать для идентификации, это объяснение будет в основном сосредоточено вокруг мужских и женских гендерных ролей, поскольку наше общество основано на них. Эта заметка предназначена не для того, чтобы дискредитировать другие гендеры, а скорее для того, чтобы написать о патриархальных социальных ролях, которые так сильно основаны на стереотипных «мужских» и «женских». Это объяснение также будет предполагать, что люди находятся в гетеросексуальных отношениях, поскольку эти отношения больше всего пропагандируют гендерные нормы.

Основные типы гендерных ролей

В американском обществе существует три основных типа гендерных ролей.

Традиционные гендерные роли

Как можно догадаться по названию, традиционные гендерные роли — это стереотипные роли, которые общество ожидало от людей 100 лет назад.

Традиционные гендерные роли ожидают, что женщины будут вежливы, заботливы и заботятся о доме. Женщины должны слушаться своих мужей и, в большинстве случаев, не работать, чтобы заботиться о своих детях. В традиционной гендерной роли женщины должны быть сверхженственными.

Гиперженственность , по сути, перебарщивает со всеми женскими стереотипами, чтобы быть самым «женственным» человеком, которым вы можете быть.

Теперь мы можем посмотреть на это определение и понять, что отсутствие детей не делает вас менее женственной, но в традиционных гендерных ролях это имеет решающее значение.

Рис. 2. Традиционная гендерная роль мужчины.

Традиционные гендерные роли мужчин предполагают, что они должны быть агрессивными, единственными опекунами в семье и не проявлять эмоций. Эти мужчины гипермужественны.

Гипермужественный чрезмерно стереотипизирует «мужские» характеристики, такие как сила, сексуальность и богатство.

В то время как общество эволюционировало в понимании того, что мужчины могут быть женственными, женщины могут быть мужественными, и люди не обязаны вписываться в эти предопределенные роли, эти предыдущие роли по-прежнему влияют на текущие ожидания.

Эгалитарные гендерные роли

Теория эгалитарных гендерных ролей основана на концепции эгалитарного общества.

Эгалитарное общество считает, что все равны, с ними нужно обращаться одинаково и у них есть доступ ко всем равным возможностям.

В эгалитарных обществах это понятие относится к социальным классам и гендеру, но здесь мы просто сосредоточимся на гендере. Здесь женщины и мужчины в отношениях работали, заботились о доме и воспитывали детей.

Для некоторых феминисток эгалитарные гендерные роли являются конечной целью – к людям относятся одинаково, независимо от пола. Однако некоторые женщины могут не захотеть жить в обществе с эгалитарными гендерными ролями.

Вы когда-нибудь открывали дверь машины женщине (или заставляли открывать дверь для вас)? Вы когда-нибудь платили за еду женщине на свидании (или платили за еду)? Вы когда-нибудь были вежливы с женщиной (или принимали это)? Всех этих примеров не было бы в обществе с эгалитарными гендерными ролями.

Несмотря на то, что мы не думаем об этих примерах как о чем-то негативном (например, о разрыве в оплате труда), они скорее свидетельствуют о том, что к представителям разных полов не относятся одинаково. В обществе с фундаментальными эгалитарными гендерными ролями каждый будет открывать дверцу машины, платить за еду и не сосредотачиваться на том, чтобы быть вежливым с людьми противоположного пола. Для некоторых это было бы долгожданным изменением, но другим выгодны неэгалитарные гендерные роли.

Переходные гендерные роли

Последний тип гендерной роли — это переходная гендерная роль. Вы можете думать о переходных ролях как о ступеньках между традиционными и эгалитарными ролями.

В переходных гендерных ролях (и предполагающих гетеросексуальные отношения) мужчина по-прежнему является основным источником дохода. Тем не менее, женщина имеет больше свободы вне традиционного положения, чтобы заниматься карьерой вне ведения домашнего хозяйства.

В то время как у бесчисленного количества женщин есть карьера, компания и дети, это тип гендерной роли, которой больше всего соответствует американское общество. Как правило, мужчина остается кормильцем, а женщина может работать, пока ей не приходится жертвовать частью своей карьеры ради детей.

Обратите внимание, что не существует гендерной роли, в которой женщина является главой семьи и основным источником дохода? Учитывая, что общество основано на многовековом представлении о том, что вся власть принадлежит мужчинам, все еще невозможно строить догадки об обществе, управляемом женщинами.

Рис. 3. Нетрадиционная гендерная роль женщины.

Гендерные роли в обществе: примеры

Можете ли вы привести примеры гендерных ролей? Помните, гендерные роли могут быть физической работой или ролью, которую должен играть человек, а также стереотипами, влияющими на наше мнение о человеке.

  • Девочки играют в куклы, а мальчики играют в грузовики

  • Вечеринки, посвященные раскрытию пола, где розовый означает, что ребенок девочка, а синий означает, что ребенок мальчик

  • Девочки носят юбки, а мальчики носят брюки

    Женщины в образовании и мужчины в STEM

  • Женщина должна быть спасена мужчиной

  • Мужчина не может показывать свои эмоции, а женщина должна

  • Мужчины должны любить секс, а женщины должны быть неопытными сексуально

  • Девочки хорошо читают, а мальчики лучше разбираются в математике

  • Женщинам не следует говорить или повышать голос, иначе они будут казаться громкими и плаксивыми, в то время как мужчины должны выглядеть сильными

Влияние гендерных ролей на общество

К сожалению, стереотипы и влияние гендерных ролей вышли за пределы нашей жизни еще до того, как мы осознали, что такое стереотип. С детства нас приучают действовать в соответствии с нашим полом, что затрудняет выбор предпочтений, выходящих за рамки гендерной нормы (и еще сложнее для тех, кто не является цисгендером).

Дарили ли вам в детстве игрушки, соответствующие вашим гендерным стереотипам? Вероятно.

Поскольку это укоренилось в нас с детства, нам становится труднее понять проблемы, пока мы не станем старше. Старшие поколения обусловливают младшие поколения традиционными (и переходными) гендерными ролями, увековечивая цикл.

Влияние гендерных ролей на общество: отказ от гендерных ролей

Кроме того, что происходит, когда вы игнорируете гендерные роли? Если вы работаете на работе, неожиданной для вашего пола, например, женщина на стройке или мужчина в моде, люди смеются над вами? Вас не принимают сверстники? Родители не поняли? Поскольку американское общество построено на традиционных гендерных нормах, нарушить эти нормы сложнее.

Рис. 4. Нетрадиционная гендерная роль мужчины.

Та же концепция может применяться к другим областям вне работы, например, к специальностям колледжа (женщины в STEM и мужчины в сфере образования), атлетизму (мальчикам может быть неудобно, если девушка быстрее их) и одежде. Хотя это ваша страсть или гордость, действия вне гендерных ролей могут расстроить людей.

Увы, это влияние гендерных ролей на наше общество. Они заставляют людей вести себя гиперженственно или гипермужски, а затем высмеивают тех, кто этого не делает, и становятся теми, кем они хотят быть.

Изменение гендерных ролей в обществе

Итак, теперь, когда вы понимаете гендерные роли, есть ли у вас мысли о том, как их изменить? Изменение гендерных ролей должно быть постепенным процессом, учитывая, насколько сильно общество было основано на них.

Чтобы изменить гендерные роли, вам необходимо понять некоторые внешние социальные факторы, влияющие на сохранение гендерных ролей.

  • Родители : На чье-то воспитание влияет то, как они относятся к гендерным ролям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *