Теория развития личности Эрика Эриксона
Эрик Эриксон
Теория развития личности Эрика Эриксона утверждает:
- Социум для ребенка не антагонистичен.
- Личность развивается от рождения до смерти.
- Личность развивается через последовательные этапы жизни.
- Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех.
- В развитии человека восемь стадий.
- Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет.
- Переход от одной стадии к следующей является личностным кризисом.
- В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть.
Подробнее.
Социум для ребенка не антагонистичен
В концепции психоанализа Я и социум, Ид и Супер-Эго, представлены как враждебные, антагонистические друг другу начала. Эриксон стал различать ритуалы и ритуализмы и утверждал, что отношения личности и общества могут быть отношениями сотрудничества, обеспечивающими гармоничное развитие личности. См.→
Личность развивается от рождения до смерти
Личность развивается через последовательные этапы жизни
Согласно Эрику Эриксону, в развитии личности есть некоторые обязательные и следующие друг за другом ступени, которые должен пройти каждый в своем развитии. Как парадигма развития, это — лестница. Единственный ли это возможный взгляд на развитие личности? Нет. Другие исследователи считают, что личность может развиваться и по типу сот, и по типу короны. См.→
Этапы жизни, как стадии развития личности, одинаковы для всех
Теория Эрика Эриксона — это эпигенетическая теория. Эпигенез — наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития. Обсуждение этого см. →
В развитии человека восемь стадий
По мнению Эриксона развитие продолжается всю жизнь, причём каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:
- Первый этап — от рождения до года, конфликт между доверием и недоверием;
- Второй этап — от года до двух, конфликт между автономией и сомнением;
- Третий этап — от трёх до шести лет, конфликт между предприимчивостью и неадекватностью;
- Четвёртый этап — соответствует фрейдовскому «латентному периоду», конфликт между творчеством и комплексом неполноценности;
- Пятый этап — юность, идентификация личности и путаница ролей;
- Шестой этап — ранний взрослый период, конфликт между близостью и одиночеством;
- Седьмой этап — поздний взрослый период, конфликт производительности и застоя;
- Восьмой этап — конфликт цельности и безнадежности.
Благоприятные разрешения конфликтов называются «Добродетелями» («virtues»).
Каждую стадию своего развития человек может пройти как благополучно, так и нет
Благополучное прохождение определяется обычно тем, насколько благополучно прошел человек предыдущие стадии своего развития, а также благополучностью социальной обстановки. Войны, социальные кризисы и другие удары судьбы мешают человеку удачно пройти очередной этап своего жизненного пути.
Эрик Эриксон не работал с людьми, занимающимся активным личностным ростом и развитием, развивающим себя по плану и сознательно. Эриксон описывал то, что происходит в стихийном развитии личности, включая элементы личностной деградации. И если развитый человек может строить себя осознанно, быть автором своей жизни, то с пациентами Эриксона благополучное прохождение очередной стадии только случалось — либо не случалось, либо повезло, либо нет — и тогда, уважаемые жертвы, вам направление к психотерапевту.
Психотерапевт помогал человеку строить свой очередной этап жизни более активно и более сознательно, хотя Эрик Эриксон никогда не ставил себе задачу становиться личным коучем.Переход от стадии к следующей стадии является личностным кризисом
Представление о развитии как о последовательности психосоциальных кризисов — как минимум, неочевидно. Да, на каком-то этапе жизни человеком оказываются альтернативные пути развития, и в зависимости от его выбора личностное развитие может оказаться как позитивным и гармоничным, так и негативным, с нарушениями развития и расстройствами эмоционально-личностной и познавательной сфер. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.
Вопрос, почему наличие важной альтернативы в развитии следует называть кризисом? Согласно Википедии, кризис – это перелом, при котором неадекватность средств достижения целей рождает непредсказуемые проблемы. Если в ситуации выбора использовать неадекватные средства достижения целей и порождать непредсказуемые проблемы, то, действительно, каждый выбор будет оказываться кризисом. Возможно, клиенты Эрика Эриксона такими людьми и оказывались. Но формулировать на этом основании, что для любого человека, в том числе умного и здорового, строительство нового этапа его жизни является кризисом – наверное, оснований недостаточно. Более того, кажется, что подобные формулировки являются патогенными, формирующими необоснованные тревоги по поводу предстоящих жизненных событий. См.→
В кризисе теряется эго-идентичность, задача психотерапевта — ее вернуть
Для Эрика Эриксона, главное в жизни человека — быть в согласии с самим собой, но одновременно развиваться. Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. «Я развиваюсь, но я— тот же самый». См.→
Концепция Эрика Эриксона напрямую не ставит перед собой педагогических, обучающих или развивающих задач, она констатирует существующее положение как норму и отмечает неудачные, неадаптивные, нежелательные варианты развития. Концепция Эрика Эриксона – пособие скорее для психотерапевтической деятельности, а не специалистов по развитию личности. См.→
МАСИ (my.mitu-masi.ru) — Психология — ответы на тест, помощь
Перейти к содержимому
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Известно, что мышление человека тесно связано с речью, эта связь обеспечивается Выберите один ответ: филогенетическим развитием онтогенетическим развитием социокультурным развитием Верны все ответы Процесс обучения всегда складывается как единство Выберите один ответ: научения и закрепления преподавания и учения воспитания и развития усвоения и повторения Учение о сознании как непрерывном потоке или «потоке сознания» принадлежит Выберите один ответ: Ж. Пиаже В. Вундту У. Джемсу Э.
или напишите нам прямо сейчас
Написать в WhatsApp
Эриксон и психология эго | в Главе 11: Личность
Эриксон и психология эго
Фрейд считал, что эго черпает свою энергию из Оно. Юнг считал, что источником силы в психике является бессознательное. Обе называются глубинными психологиями, потому что они помещают мотивирующую силу личности глубоко в недоступные части психики.
Адлер и Хорни, напротив, оба представляли эго или сознательное я как источник силы. Люди могли анализировать свои жизненные обстоятельства и реагировать на них, меняя образ жизни.
Эрик Эриксон был еще одним известным теоретиком 20-го века, принявшим этот подход. Теории личности, которые подчеркивают самопознание и способность меняться, в середине 20-го века назывались эго-психологиями .
Что такое психология эго?
В Европе начало эго-психологии было связано с именем Хайнца Хартмана. Хартманн, хороший друг Фрейда, в начале 1930-х годов писал статьи, в которых утверждалось, что эго — это активная, независимая сила.
Хартманн ввел термин эго-психология. Его книга Эго-психология и проблема адаптации (1939/1958) могла бы иметь большее влияние в Америке, если бы она была доступна на английском языке до ее возможного перевода в 1958 году, когда идеи, связанные с теорией Фрейда, уже были в упадке.
Самым известным эго-психологом в Америке был Эрик Эриксон. Эриксон сделал свою самую известную работу между 1950 и 1980 годами. Его жена Джоан, канадская художница и танцовщица, на которой он женился в 1930, был его пожизненным сотрудником.
Эриксоны были хорошими писателями, и их идеи нашли свое отражение в народном словаре. Большинство людей слышали о поиске личности , кризисе идентичности и кризисе среднего возраста . Книга Эриксона «Правда Ганди » получила Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию как выдающееся литературное произведение.
Как сам Эриксон пережил кризис идентичности?
Эриксон сам пережил кризис идентичности. Его родители расстались еще до его рождения. Когда ему было три года, его мать снова вышла замуж за педиатра из Карлсруэ, Германия, по имени Теодор Хомбергер.
Этот факт был скрыт от юного Эрика, который вырос как Эрик Хомбергер. Когда он узнал, что доктор Хомбергер не был его биологическим отцом, Эрик почувствовал себя неуверенным в том, кем он был на самом деле.
Эрик плохо учился в школе и так и не поступил в колледж. Сопротивляясь призывам своего приемного отца получить медицинское образование, он несколько лет скитался по Европе, «отверженный от всего, за что выступала моя буржуазная семья» (Эриксон, 1975, стр. 28).
Какие есть теории относительно имени Эриксона?
Эрик Эриксон
Когда он эмигрировал в новый мир, Эрик Хомбергер выбрал для себя новую личность, изменив свое имя на Эрик Х. Эриксон. Его выбор имени Эриксон так и не получил должного объяснения. Это не было именем его биологического отца.
Возможно, это было символом его самовозрожденной
Эриксон был другом Зигмунда Фрейда и никогда не отказывался от теории Фрейда. Он утверждал, что строит на его фундаменте. Однако Хьелле и Зиглер (1992) выделяют четыре способа, которыми Эриксон отошел от предположений Фрейда.
Эриксон отказался от теории Фрейда? Каковы некоторые различия между его идеями и идеями Фрейда?
1. Эриксон рассматривал эго как автономную систему. Он имел дело с реальностью посредством сознательного мыслительного процесса, включая восприятие, внимание и память. Это не было во власти ид или супер-эго.
2. Эриксон подчеркивал историческую и культурную обстановку, в которой формировалось эго человека. Он сравнил влияние разных времен и разных культур на развитие эго в своих книгах Молодой человек Лютер (о Мартине Лютере) и в Истина Ганди.
3. Теория Эриксона охватывает всю продолжительность жизни человека, от младенчества до старости. Фрейд чувствовал, что основное влияние на эго приходится на ранние годы жизни.
4. Эриксон подчеркивает возможность триумфа над жизненными кризисами. Фрейд в основном обсуждал пагубные последствия ранних кризисов.
Психосоциальные стадии Эриксона
Детство и общество была первой книгой Эриксона, впервые опубликованной в 1950 году и переработанной в 1963 году. Идеи в ней были разработаны вместе с его женой Джоан; ссылки на «работы Эриксона» здесь следует понимать как включающие ее сильное влияние.
Эриксон определил серию из восьми кризисов, которые, по его словам, характеризуют рост личности. Слово кризис в этом контексте не совсем негативен.
Кризис — это вызов эго, угроза, но также и возможность расти и совершенствоваться. Эриксон описал серию кризисов на протяжении всей жизни и назвал их психосоциальными стадиями .
Как Эриксон описал развитие?
Теория стадий Эриксона была впервые описана Эриком Эриксоном на конференции Белого дома по развитию в 1950 году. Каждый возрастной диапазон был описан как представляющий различные проблемы.
Например, младенчество характеризовалось конкуренцией или конфликтом между основным доверием и недоверием . Это похоже на идею Хорни о том, что мать и маленький ребенок устанавливают отношения, которые создают либо базовое доверие, либо базовое беспокойство.
В случае успешного разрешения кризиса (если он имел благополучный исход) у ребенка вместо отчаяния оставалась надежда . Каждый другой кризис или вызов на протяжении всей жизни может привести к новым трудностям или к новой «добродетели». По мнению Эриксонов, эти добродетели стали частью стойкой личности человека и сохранялись до старости с характерными результатами.
Психосоциальные стадии по Эриксону
Младенчество: возраст 0–1 год
Конфликт: базовое доверие против недоверия
Раннее детство: 1-3 года
Конфликт: автономия против стыда
Если разрешить, добродетель воля
Кульминация в пожилом возрасте: Принятие цикла жизни, от интеграции к дезинтеграции
Возраст игры: 3-6 лет
Конфликт: инициатива против чувства вины
Если разрешен, добродетель цель
Кульминация в пожилом возрасте: чувство юмора, сочувствие, устойчивость
возраст: 901 12
Конфликт: трудолюбие против неполноценности
В случае разрешения добродетелью является компетентность
Кульминация в старости: смирение, принятие жизненного пути и несбывшихся надежд
Подростковый возраст: 12–19 лет
Конфликт: идентичность и замешательство
В случае разрешения добродетелью является верность
Кульминация в старости: ощущение сложности жизни, слияние чувственного, логического и эстетического восприятия
Ранняя взрослость: 20 лет -25
Конфликт: близость против изоляции
Если он разрешен, добродетель любовь
Кульминация в старости: ощущение сложности отношений, ценность нежности и свободной любви
Зрелость: возраст 26–64 года
Конфликт: продуктивность и застой
В случае разрешения добродетель забота
Кульминация в пожилом возрасте: Caritas (забота о других) и агапе (сочувствие и забота)
Старость: 65 лет — смерть
Конфликт: честность против отчаяния
В случае разрешения добродетель мудрость
Кульминация в старости: экзистенциальная идентичность, чувство целостности, достаточно сильное, чтобы противостоять физическому распаду
Описание Эриксонами восьми стадий жизни было очень привлекательным, когда они его выпустили. Идеи Фрейда еще не пользовались дурной репутацией, и Эриксон, казалось, расширил базовые рамки Фрейда до правдоподобных, легко понимаемых фаз роста эго.
Эриксон занял пятое место среди самых влиятельных психологов века в обзоре послевоенной психологии (Gilgen, 1982). Участие его жены в качестве соавтора и соавтора обычно не упоминалось.
Много исследований было проведено для проверки предсказаний, основанных на теории Эриксона, особенно подросткового кризиса идентификации и смешения ролей . Эриксоны были одними из немногих теоретиков личности, которые сказали что-нибудь интересное о подростковом возрасте. (Юнг только что назвал подростковый возраст «невозможными годами».)
Какая часть теории Эриксонов привлекла наибольшее внимание исследователей?
Джеймс Марсия (1966) предложил одну из самых известных исследовательских программ, которая исследовала одну из предложенных Эриксоном стадий. Он рассмотрел формирование идентичности в подростковом возрасте и обнаружил четыре различных эго-идентификационные статусы . Их можно представить в виде матрицы 2 x 2, которую Марсия создала для публикации 1980 года.
Матрица Марсии (1980)
Марсия и коллеги обнаружили, что «выкупщики» обычно имеют более тесные отношения с родителями (Марсия, 1980). Студенты с «диффузной идентичностью» склонны считать родителей равнодушными или отвергающими и с большей вероятностью реагируют на давление сверстников.
Что удалось выяснить Марсии и ее коллегам?
Некоторые идеи Эриксона не выдержали исследований. Ван Де Уотер и МакАдамс (1989) обнаружил, что генеративность, предположительно продукт среднего возраста, не связана с возрастом.
«Кризис среднего возраста» известен, но на самом деле не очень распространен. Исследование, проведенное в 1971 году среди мужчин среднего возраста, выявило множество путей развития, при этом лишь немногие мужчины сообщили о кризисе среднего возраста.
Сценические теории вообще были популярны в середине 20-го века. Мы видели их в работах Пиаже, Кюблера-Росса, в иерархии потребностей Маслоу и в некоторых других местах предыдущих глав.
Проблема стадийных теорий в том, что они всегда правдоподобны, и каждый может приспособить их к своей жизни (как астрологические чтения). Но всегда есть исключения.
В психологии теории стадий не являются строгой формой научной модели, если только они не сформулированы с точностью, позволяющей делать неожиданные предсказания. Если они делают твердые прогнозы, теории стадий, как правило, опровергаются при сборе фактических данных, потому что человеческая популяция очень разнообразна.
Пик интереса к теориям Эриксона пришелся на 1979 г., а затем резко упал. Его литературный вклад был отмечен, но сейчас он не является влиятельной фигурой в теории личности, если судить по анализу цитирования.
Эго или психология Я-концепции
Отличительный тезис психологов эго в середине 20-го века заключался в том, что сознательные части личности могут играть решающую роль в изменении жизни людей. Эго может изменить личность.
Теории Эриксона являются одним из примеров этого. На каждом этапе «я» должно было столкнуться с вызовом. Это было сделано не путем раскрытия скрытых комплексов; это была работа сознательного я, стремящегося извлечь из жизни лучшее.
Само слово эго со временем стало менее популярным, поскольку ассоциировалось с теорией Фрейда. В психологии личности примерно между 1950 и 1980 годами идея эго была в значительной степени заменена идеей я-концепции .
Я-концепция – это то, как человек понимает или представляет свою собственную личность. Это не просто пассивная оценка, а постоянное влияние на поведение. Маркус и Вурф (1987) описали точку зрения эго-психологов XIX в.80-х годов, что «самовосприятие [является] активным, сильным и способным к изменениям».
Я-концепция не обязательно рассматривается как единая вещь. Одной из тенденций современных теорий личности является рассмотрение Я-концепции как гибкой, податливой и множественной, способной учитывать множество ролей, которые большинство из нас играет в различных контекстах нашей жизни.
Я-концепция — это «набор или совокупность образов, схем, концепций, прототипов, теорий, целей или задач» (Маркус и Вурф, 1987). «Сейчас стало обычным делом ссылаться на множественность идентичности».
Но не все представления о себе одинаково важны. Например, молодой человек может сказать: «Мое «я-музыкант» не так важно, как «я-отец», и если мне придется сделать выбор, музыка может подождать».
В чем преимущество «диалогического я»?
Германс, Кемпен и ван Лун (1992) доказывают важность диалогической самости . «Я может в воображении занимать ряд позиций, допускающих взаимные диалогические отношения». Диалогическое «я» используется всякий раз, когда вы ведете внутреннюю дискуссию или сомневаетесь в себе после принятия решения или смотрите на проблему с нескольких разных точек зрения.
Диалогическое Я является одним из ключевых атрибутов человеческого сознания, поскольку оно позволяет рефлексии . Вы можете исследовать точку зрения с разных точек зрения, занимая сначала одну позицию, а затем другую, аргументируя обе стороны вопроса, а не импульсивно ухватываясь за первую доступную интерпретацию.
Средство просмотра ngram от Google показывает, что фраза «я-концепция» достигла своего пика в 1980 году. «Психология эго» хорошо работала примерно с 1955 по 2005 год, прежде чем частота ее использования снизилась.
«Диалогическое Я» впервые появилось примерно в 1980 году и достигло своего пика примерно в 2004 году. Напротив, «теории черт» стали широко использоваться после 1940 года, резко возросли в 1970-х, и эта фраза до сих пор так же часто используется в 20-подростках.
———————
Ссылки:
Erikson, E.H. (1975). История жизни и исторический момент . Нью-Йорк: Нортон.
Хьелле, Л. А. и Зиглер, Д. Дж. (1992) Личность . Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Gilgen, AR (1982) Американская психология после Второй мировой войны: профиль дисциплины . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
Hermans, HJM, Kempen, HJG, & van Loon, RJP (1992). Диалогическое «я»: за пределами индивидуализма и рационализма. Американский психолог, 47 , 23-33.
Марсия, Дж. Э. (1966). Развитие и подтверждение статуса эго-идентичности. Журнал личности и социальной психологии, 3, 551-558.
Марсия, Дж. Э. (1980) Идентичность в подростковом возрасте. Глава 5 в книге Дж. Адельсона (ред.) Справочник по подростковой психологии . Нью-Йорк: Уайли.
Маркус, Х. и Вурф, Э. (1987) Динамическая самооценка: социально-психологическая перспектива. Ежегодный обзор психологии, 38, стр. 299-338.
Ван Де Уотер, Д. А. и МакАдамс, Д. П. (1989). Генеративность и «вера Эриксона в вид». Журнал исследований личности, 23, 435-449.
Предыдущая страница | Верх страницы | Содержание главы | Следующая страница
Напишите доктору Дьюи по адресу [email protected].
Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.
Copyright © 2007-2018 Russ Dewey
Какова структура и динамика личности, как они определены Эриксоновской психоаналитической теорией эго-психологии?
Выберите область веб-сайта для поиска
Эрик Хомбургер ЭриксонВсеУчебные пособияПомощь с домашним заданиемПланы уроков
Искать на этом сайте
Цитата страницы Начать эссе значок-вопрос Задайте вопросНачать бесплатную пробную версию
Скачать PDF PDF Цитата страницы Цитировать Поделиться ссылкой ДелитьсяСсылайтесь на эту страницу следующим образом:
«Какая структура и динамика личности определены Эриксоновской психоаналитической теорией эго-психологии?» eNotes Editorial , 16 декабря 2012 г. , https://www.enotes.com/homework-help/what-personality-structure-dynamics-defined-by-377832. По состоянию на 9 апреля 2023 г.
Ответы экспертов
Теория эго Зигмунда Фрейда утверждает, что структура личности основана на базовом Ид, или нашем первичном, наиболее инстинктивном примитивном поведении, на Эго, или на самом деле, и на Супер-Эго, или на критическом и морализирующем (оценочном) ) часть нашей личности. В теории Фрейда Эго является посредником между Базовым Ид и Супер-Эго.
Будучи сторонником неофрейдизма, Эрик Эриксон также верит в Ид, Эго и Супер-эго. Однако то, как развиваются эти части нашего сознания и бессознательного, отличает теорию Эриксона от теории Фрейда.
В теории Эриксона личность устроена следующим образом. Стадии 1-4 идут от рождения до 11 лет; этапы
- Доверие против недоверия
- Автономия против. Стыд и сомнение
- Инициатива Против. Вина
- Промышленность против. Неполноценность
Согласно Эриксону, на этих этапах наша личность формируется нашей социальной и непосредственной системами поддержки: нашими родителями, нашими опекунами, школьной системой и системой социальных ресурсов.
Наше Эго сильно зависит от этих первых четырех стадий и постоянно борется с основным Ид. В этот момент нам внушают Супер-Эго посредством уроков и правил, которые преподаются нам дома и в школе. Следовательно, динамика структуры личности представляет собой Ид (естественное детское буйство и вызывающее поведение) против Эго (молодая, сознательная личность, чье Супер-Эго навязывается9).0003
Следующие этапы,
- Личность против. Путаница ролей
- Близость против. Изоляция
- Генерация против. Застой
- Целостность эго против. Отчаяние
в основном структурированы отдельными лицами. Именно на этом этапе мы применяем на практике уроки, извлеченные из первых четырех этапов. Здесь мы часто видим «недостающие факторы» людей, у которых не было функционального детства или которые не были дисциплинированы в детстве. Динамика, которая часто случается, заключается в том, что Эго испорчено тенденцией следовать основному Ид, создавая таким образом взрослых, которые безрассудны, разочарованы или злы. Пропущенные этапы развития, как правило, повторяются в целях выполнения незавершенных дел, и, вероятно, возникнут кризисы среднего возраста. В целом именно в начале жизни наши личности должны формироваться и структурироваться; это время, когда эго следует кормить и дисциплинировать. Невыполнение этого требования приведет к неуспеваемости и депрессивным взрослым, которые могли бы решить свои проблемы, если бы их опекуны и системы непосредственной поддержки были более заботливыми и ответственными.
См. eNotes без рекламы
Начните с 48-часовой бесплатной пробной версией , чтобы получить доступ к более чем 30 000 дополнительных руководств и более чем 350 000 вопросов помощи при выполнении домашних заданий, на которые наши эксперты ответили.
Получите 48 часов бесплатного доступаУже зарегистрирован? Войдите здесь.
Утверждено редакцией eNotes
Задайте вопрос
Похожие вопросы
Просмотреть всеЭрик Хомбургер Эриксон
Последний ответ опубликован 07 июня 2019 г. в 3:41:23
Почему педагоги дошкольного образования должны знать о психосоциальной теории Эрика Эриксона?
3 Ответы воспитателя
Эрик Хомбургер Эриксон
Последний ответ опубликован 15 декабря 2012 г. в 16:16:28.
Какие стадии развития личности описывает Эрик Эриксон?
1 Ответ преподавателя
Эрик Хомбургер Эриксон
Последний ответ опубликован 22 декабря 2012 г. в 18:43:50.
Основываясь на теории психоаналитической психологии эго Эрика Эриксона, какие типичные черты личности должны быть у хорошо развитого человека?
1 Ответ воспитателя
Эрик Хомбургер Эриксон
Последний ответ опубликован 06 апреля 2013 г. в 14:51:38.
Основываясь на теории психоаналитической психологии эго Эрика Эриксона в целом, какой тип характера вы ожидаете от человека?
1 Ответ преподавателя
Эрик Хомбургер Эриксон
Последний ответ опубликован 21 декабря 2012 г.