Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные звуки в разных словах звучат по-разному. Где-то твёрдо, а где-то мягко. На этом уроке мы научимся различать мягкие и твёрдые согласные звуки и обозначать мягкость согласных звуков на письме буквами И, Е, Ё, Ю, Я и Ь. Узнаем, какие согласные образовывают пары по твёрдости-мягкости, а какие бывают только твёрдыми или только мягкими.
Если спросить, что может быть мягким, наверное, каждый сразу скажет: хлеб, диван, шарф, подушка. А камень, лёд, дерево – твёрдым. Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные.
Произнесите слова несколько раз по очереди: КОТ – КИТ.
Сравните первые согласные звуки. При произнесении звука в слове КИТ средняя часть языка приподнимается к нёбу, сужается проход, по которому идёт воздух и получается звучание, которое учёные условно назвали мягким.
Важно прислушиваться к звукам произнесённых слов. Если произнести слово НЁС иначе – с твёрдым первым звуком, получим совсем другое слово – НОС.
Прислушаемся и понаблюдаем за движением своего языка:
ряд – звук [р’] – рад – звук [р]
люк – звук[л’] – лук – звук [л]
мял – звук [м’] – мал – звук [м]
Звуки можно записать (условно) значками. Музыкальные звуки записывают нотами, а звуки речи – буквами, но в особых квадратных скобках – в транскрипции. Чтобы не перепутать при прочтении транскрипции твёрдые и мягкие звуки, учёные договорились показывать мягкость звука значком, очень похожим на запятую, только ставят его сверху.
Большинство согласных звуков образует пары по мягкости – твёрдости:
[б] |
[б’] |
[в] |
[в’] |
[г] |
[г’] |
[д] |
[д’] |
[з] |
[з’] |
[к] |
[к’] |
[л] |
[л’] |
[м] |
[м’] |
[н] |
[н’] |
[п] |
[п’] |
[р] |
[р’] |
[с] |
[с’] |
[т] |
[т’] |
[ф] |
[ф’] |
[х] |
[х’] |
Некоторые согласные являются только твердыми или только мягкими. Они не образуют пар по твердости / мягкости:
— Только твердые согласные: [ж], [ш], [ц];
— Только мягкие согласные: [й’], [ч’], [щ’].
На письме твёрдость согласных звуков обозначают гласными буквами А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я.
Встречаются слова с мягкими согласными звуками на конце слов или в середине слов перед другими согласными звуками. Послушайте слова:
Как надо действовать во время письма слов:
— Слышу твёрдый согласный звук – пишу после него на месте гласного звука буквы: А, О, У, Ы, Э.
— Слышу мягкий согласный звук перед гласным звуком – обозначаю его мягкость гласными: Е, Ё, И, Ю, Я.
— Слышу мягкий звук на конце слова или перед согласным звуком – мягкость показываю Ь.
вернуться на страницу «Русский язык 1 класс» >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
- Русские тексты с аудио
- Диалоги на русском языке
- Видео на русском с субтитрами
- Упражнения по правильному произношению
- Русские скороговорки в аудио формате
- Общие фразы на русском
- Русские сленговые выражения
Анекдоты на русском с переводом на английский
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
- ОГЭ по русскому языку
- ЕГЭ по русскому языку
- Экзамены для мигрантов (Патент, РВП, ВНЖ, Гражданство РФ)
Мы рекомендуем:
- Лучшие репетиторы по русскому
Самое необходимое из теории:
- Грамматика русского языка
Предлагаем пройти тесты онлайн:
- Тест на уровень владения русским
- Тест по лексике русского
- Тесты по грамматике русского
- Какой язык учить?
Рекомендуемые статьи и видео:
- Как успешно пройти собеседование на русском
- ТВ – средство изучения иностранного языка
- Интересные тесты: узнайте свой уровень владения языком
- Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения
- 5 правил успешного изучения языка
- Как улучшить знание иностранного языка: три совета и пять правил
- Как улучшить беглость речи
- Видео: «Как улучшить произношение и понимание
Ещё статьи >>>
Beginner
Экспресс-курс
«I LOVE ENGLISH»
Elementary
Космический квест
«БЫСТРЫЙ СТАРТ»
Intermediate
Обычная жизнь
КЕВИНА БРАУНА
В разработке
Advanced
Продвинутый курс
«ПРОРЫВ»
Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке
В начальной школе дети знакомятся с буквами и звуками. Это тот возраст, когда ребёнок уже хорошо разговаривает, но не имеет особого представления, из чего состоит речь. Хотя некоторые мамы и папы начинают знакомить своих детей с алфавитом еще в дошкольном возрасте. Довольно не сложно объяснить дошкольнику, что существуют гласные и согласные звуки. А вот куда сложнее дается малышам усвоить, чем же отличаются твердые и мягкие звуки. Но есть несколько интересных и хитрых способов, которые помогут малышу усвоить эту разницу. При том сделать это можно в игровой форме, чтобы ребёнку было не скучно.
Однако, прежде, чем начать обучение, познакомьте ребенка с разными органами носоглотки. Это необходимо, чтобы ваш сын или дочь понимали, что эти органы должны быть задействованы, чтобы произнести тот или иной звук.
Мягкие и твёрдые звуки в русском языке
Как же лучше разъяснить ребенку, в чем отличие между мягкими и твердыми звуками? Лучше всего начать с того, чтобы ребёнок понимал, что твердость и мягкость присуща лишь согласным звукам. В то время как гласные звуки мы можем лишь напевать. Помните, что твердость и мягкость им не свойственна, но именно они влияют на качество согласного звука. Свойства твёрдых и мягких звуков заключается именно в разнице их произношения.
Когда вы произносите согласный звук мягко, то середина вашего языка преподносится к небу, и закрывает проход, через который должен пройти поток воздуха. В то же время кончик языка выдвигается прямо вперёд к зубам. Это явление называется палатализацией.
Конечно, малышей не стоит нагружать такой сложной информацией, зато родителям следует знать этот термин. Обратите внимание, когда мы произносим твердые согласные, никакой палатализации не происходит.
Для начала попробуйте самостоятельно разобраться с этой разницей. Для этого произнесите для примера слова, где один и тот же звук может быть как твердым, так и мягким.
Попробуем рассмотреть разницу на примере слова «переросток». Обратите внимание, когда мы произносим первый звук [р’], язык уверенно поднимается к небу. А вот когда мы произносим второй звук [р], мы не напрягаем свой язык так сильно, разве что только кончик языка прижимаем к небу.
Мамы и папы обычно легко усваивают этот материал, а вот как же объяснить это правило на пальцах, чтобы понял и ребёнок? Здесь остаётся лишь подключить фантазию, поискать интересные истории, простые игры, которые помогут дошкольнику уловить ту самую разницу между твердым и мягким звуком.
Парные гласные по твердости/мягкости | Непарные согласные звуки по твердости/мягкости | ||
---|---|---|---|
Твердые | Мягкие | Только твердые | Только мягкие |
[Б] | [Б’] | [Ж] | [Ч’] |
[В] | [В’] | [Ш] | [й’] |
[Д] | [Д’] | [Ц] | [Щ’] |
[Г] | [Г’] | ||
[З] | [З’] | ||
[К] | [К’] | ||
[Л] | [Л’] | ||
[М] | [М’] | ||
[Н] | [Н’] | ||
[П] | [П’] | ||
[Р] | [Р’] | ||
[С] | [С’] | ||
[Т] | [Т’] | ||
[Ф] | [Ф’] | ||
[Х] | [Х’] |
Как объяснить ребенку разницу между звуками.
Маленькие дети воспринимают прекрасно любую информацию, если она подаётся в игровой форме. Например, сочините для малыша (а лучше вместе с малышом) интересную сказку, которая поможет ребёнку разобраться, в чем заключается разница между твёрдыми и мягкими звуками.
Например, что-то вроде:
Жили-были гласные и согласные звуки. Жили они дружно и очень весело. Но случилось так, что буквы Е, Ё, И, Ю, Я захотели получить власть над остальными буквами и звуками. Буквы начали ругаться и ссориться между собой. И ссора эта продолжалась долгое время. Буквы А, О, У, Ы и Э, не хотели участвовать в этой войне, они долгое время не выбирали ничью сторону и пытались сохранить нейтралитет. Тогда решили гласные воспользоваться одной хитростью. Они решили попросить помощи у мягкого знака, который своего звука не имеет вообще. Зато он стравливает других между собой.
Эта буква рассказала главным, где прячутся согласные, но попросила кое о чем взамен. Так гласные буквы отыскали согласные и окружили их. А чтобы обойти беду стороной, согласным буквам пришлось согласиться на все, что просили гласные.
Так гласные буквы получили очень много привилегий. Теперь они могут решать, будут ли согласные звуки мягкими или твёрдыми. И такие же права получил и мягкий знак. Он тоже теперь может командовать побежденными буквами. Однако, не все согласные буквы согласились с такими правилами. Шипящие, например, решили, что они теперь сами по себе и убежали в лес. Теперь большинство согласных строго следуют правилам гласных, но некоторые по-прежнему прячутся и живут по своим законам.
Вот такая несложная, но интересная история поможет объяснить особенности взаимоотношений между гласными и согласными. А вот шипящие согласные стоит сразу упомянуть и, так сказать, внести их в чёрный список. Можно даже написать сверху «Разыскиваются», а внизу перечислить каждую букву, чтобы малыш запомнил. Пусть эта подсказка постоянно будет перед глазами будущего школьника. Например, закрепите список на холодильнике или на его рабочем столе. Остальные же согласные (те, что не в списке) теперь становятся то мягкими, то твёрдыми, если за ними следуют буквы Е, Е, Ю, Я, И и Ь. А если за согласными следуют те, что не смогли выбрать сторону, а именно А, О, У, Ы и Э или иная согласная, то согласная остаётся твёрдой.
Гласные | Согласные | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
А | О | У | Ы | Э | Н | М | Л | Р | Й | Б | В | Г | Д | Ж | З | Ъ | ||||
Я | Ё | Ю | И | Е | П | Ф | К | Т | Ш | С | Х | Ц | Ч | Щ | Ь |
Как записать мягкие и твёрдые звуки
В транскрипции согласные мягкие звуки обозначаются с добавлением знака ‘. Этот знак называется апостроф. Например, твёрдый звук [р] таким и остаётся, а вот мягкий звук будет выглядеть вот так [р’].
Это не сложно. Когда вы закончите с объяснением теории, можно приступать к практике. Предложите вашему ребенку выполнить простое задание. Например, запишите несколько слов и предложите сыну или дочери выбрать лишь те, где есть мягкие звуки. А после пусть сделает транскрипцию с апострофом. Выполните несколько таких упражнений вместе с малышом, и он обязательно запомнит, как обозначается мягкий согласный и как найти его в словах.
Классификация звуков по твердости и мягкости.
15 согласных букв в русском языке образуют пары звуков по твердости и мягкости. К ним мы отнесем следующие согласные: Б, В, Г, Д, З, Л, М, Н, Р, П, Ф, К, Т, С и Х. От этих букв образуйте с ребёнком соответствующие пары твёрдых и мягких [б]—[б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’]. Это все парные звуки. Они образуют пары по глухости и звонкости. А остальные звуки [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [х] – [х’]— соответственно, без пары, ведь у них нет пары по звонкости и глухости.
Парные согласные | |||
---|---|---|---|
Твердые | Мягкие | ||
Звонкие | Глухие | ||
[Б], [В], [Г], [Д], [Ж], [З] | [П], [Ф], [К], [Т], [Ш], [С] | [Б’], [В’], [К’], [Д’], [З’] | [П’], [Ф’], [К’], [Т’], [С’] |
Непарные согласные | |||
---|---|---|---|
Твердые | Мягкие | ||
Звонкие | Глухие | ||
[Л], [М], [Н], [Р] | [Х], [Ц] | [Л’], [М’], [Н’], [Р’], [Й’] | [Х’], [Ч’], [Щ’] |
Шипящие | |||
---|---|---|---|
[Ж’], [Ч’], [Щ’], [Ш’] |
Звуки, которые постоянно сохраняют твердость и мягкость.
Как только ребенок усвоит парные твёрдые и мягкие звуки, начните знакомить его с теми бунтарями, которые не подчиняются общему правилу. Расскажите ему, что звуки Й, Ч, Щ могут быть только мягкими, а Ц, Ж и Ш на транскрипции обозначаются без апострофа, значит, они твёрдые. Эти буквы не подчиняются общему правилу и ведут свою тихую войну и не важно, какая буква следует за ними.
Некоторым детям проще визуально изучать информацию, нежели на слух. Возможно, родителям придётся поискать буквари с таблицами, где наглядно представлены все классификации букв. Если не получится найти в букваре, можно найти таблицу в интернете. Так хотя бы вся информация не будет казаться ребёнку абракадаброй. Но малыш обязательно усвоит весь материал, если родители помогут ему и дадут четкие объяснения по новому материалу. А если повесить эти схемы и таблицы на видном месте, например, на холодильнике или на рабочем месте ребенка, то правила запомнятся еще быстрее. А будущий ученик сможет просматривать материал в любое удобное время.
Глухие и звонкие звуки
Кроме того, что согласные звуки могут быть твердые и мягкие, они также делятся на звонкие и глухие. Скажите ребёнку, что звонкие состоят из голоса и шума, а глухие— только из шума.
Выпишите и произнесите вначале глухие звуки— [К], [П], [Х], [Ц], [Ч], [С], [Т], [Ф], [Ш], [Щ]. А потом изучите вместе и звонкие— [Б], [Г], [Д], [Ж], [З], [В], [Й], [Л], [М], [Н], [Р].
Конечно, просто так выписывать и изучать звуки довольно скучно. Дети постарше смогут усидеть, изучая эти правила. А для совсем юных любознаек можно показать следующие предложения:
- «У ЛьВа и ЖаБы МНоГо ДРуЗеЙ». В этом предложении все согласные— звонкие.
- «СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? — Фу!» А здесь напротив, каждый согласный звук — глухой.
Эти предложения совсем не трудно выучить на память. Они помогут малышу классифицировать согласные на звонкие и глухие.
Парные согласные звуки | Непарные согласные звуки | ||
---|---|---|---|
Звонкие | Глухие | Только звонкие | Только глухие |
[Б], [Б’] | [П], [П’] | [й] | [Х], [Х’] |
[В], [В’] | [Ф], [Ф’] | [Л], [Л’] | [Щ’] |
[Г], [Г’] | [К], [К’] | [М], [М’] | [Ц] |
[Д], [Д’] | [Т], [Т’] | [Н], [Н’] | [Ч’] |
[Ж] | [Ш] | [Р], [Р’] | |
[З], [З’] | [С], [С’] |
Упражнения для детей
Материал этот довольно обширный, но как только вы закончите разбирать правила, приступайте к выполнению упражнений. Лучше всего не разбирать весь материал за один раз. На первом занятии пусть малыш изучит правило о мягких и твёрдых согласных, а на втором занятии сделать упор на звонкие и глухие согласные. Если вы решили разбирать материал с дошкольниками, то пусть все буквы будут разных цветов. Например, нарисуйте несколько цветных табличек, где твёрдые согласные написаны синим цветом, мягкие согласные— зеленым, а гласные звуки можно отметить красным цветом. Такие цвета используют в школе, так что вашему малышу потом будет проще усваивать материал, когда он пойдет в первый класс. Так вы будете уверены, что малыш не запутается.
Проще всего обучить ребенка— это использовать специальные карточки, на которых написаны слова и звуки. Такие карточки можно купить или нарисовать самому (распечатать и разрезать). Эти карточки помогут не только разобрать и изучить звуки, но и составить новые слова. А это будет благоприятно влиять на расширение словарного запаса малыша. Это также является первым этапом для обучения чтению. Помните, что каждое новое правило должно сопровождаться простыми примерами, легкими и понятными для ребенка.
Помните также об интересных историях. Будет лучше, если вы придумаете их вместе с ребёнком. Так он будет знакомиться и с другими правилами фонетики. Тот пример, который был приведёт в начале статьи о войне между гласными и согласными звуками, всего лишь один из тех, которые вам стоит рассказать ребёнку. Возможно, вы сами сможете придумать что-то интереснее.
Для начала пусть малыш разберётся со слогами. Предложите ему определить, какой тип согласного представлен в том или ином слоге. Когда этот материал будет усвоен малышом, можно приступать к разбору слов. Подберите для него короткие и понятные слова, например, нос, рот, шок, круг и тому подобные. Предлагайте ребёнку по 10-12 слов каждый день и пусть он называет, какие звуки ему встречаются в каждом слове. А можно предложить ему выписать или назвать только те слова, где встречается твёрдый/мягкий или звонкий/глухой согласный.
А ещё можно купить специальный музыкальный алфавит. Благодаря ему малыши лучше усваивают песни и сказки. А вот звуки с парными согласными быстрее усвоить ребёнок, если вы приведете ему слова-двойняшки. Придумайте разные пары слов, например, коса— коза, луг— лук, голос— колос и так далее. Пусть ребенок прочитает эти пары слов, разберите вместе значение каждого слова, а потом приступайте к разбору звуков. Позже предложите будущему ученику составить небольшие предложения с каждым из данных слов. Если малыш понял значение всех слов, то ему будет несложно составить предложения.
Порой ребёнку трудно усвоить новую информацию и различать твёрдые и мягкие звуки. Тогда предложите малышу обратить внимание на положение языка, пусть он потренируется и понаблюдает за произношением. Пусть он выполнит следующее задание: из слогов с твёрдым согласным составит слоги с мягкими согласным, например, са—ся, лу—лю, ты—ти и так далее. А потом такое же упражнение проделайте и со словами: лук—люк, тык—тик и так далее.
Изучение твердых и мягких звуков стоит начинать, когда ребенок освоит разницу между гласными и согласными звуками. Кроме того, не забывайте, что детям нужно также объяснять разницу между буквой и звуком. Буквы мы пишем и читаем, а звуки мы слышим и произносим. И помните, что в русском языке 33 буквы и 42 звука.
Каждый день отрабатывайте с ребёнком полученные знания, чтобы они закрепились. Малыш обязательно запомнит все, если вы проработаете все до автоматизма. Если ребёнок не понимает чего-то, приведите другие примеры и игры, которые понравятся малышу.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
История русского языка
Краткая история русского языка Тарасин А. Бак «Откуда ты?» — этот вопрос я часто слышал в течение почти двух лет, проведенных в России. «Я из Америки», — всегда отвечал я, но этот ответ редко удовлетворял врожденное «русское любопытство» вопрошающего. «Да, — говорили они, — но где твои корни ?» Я бы тогда объяснил, что мои предки происходили из разных стран Северной Европы. Для большинства русских этого было достаточно: «Так ты северный европеец, — говорили они со знанием дела, — теперь мы можем поговорить». Как многие русские чувствовали, что не могут понять меня как человека, пока не узнают, откуда я родом, так и мы не можем до конца понять язык, пока не узнаем о его истории и происхождении. Я хотел бы изучить корни русского языка, чтобы лучше понять эту красивую и сложную систему общения. Многое из того, что кажется запутанным, произвольным или странным в современном русском языке, становится яснее по мере того, как мы знакомимся с процессами изменения на протяжении всего исторического развития русского языка. В этой статье я дам краткий обзор происхождения русского языка, а также обобщу некоторые основные изменения в истории языка. Я сосредоточусь на областях системы письма, фонологической и фонетической систем и исторических рефлексов в современной лексике. Хотя я смогу дать лишь краткий обзор некоторых основных процессов изменений, я надеюсь, что эта статья предложит прочную основу, на которой заинтересованный читатель сможет строить дальнейшее изучение русского языка. Краткий обзор происхождения Многое из того, что мы знаем о происхождении русского языка, основано на попытках историков и лингвистов проникнуть в тайну прошлого. Где-то между 3500 и 2500 годами до нашей эры люди, говорившие на языке, известном как индоевропейский, начали постепенно формировать диалектные сообщества и отделяться друг от друга. По мере продвижения индоевропейских племен «на Запад и на Восток… славянские племена обособились от массы других племен и выработали свой язык, который называется общеславянским или праславянским» (Сокольский 19).). Эти племена поселились в самом сердце современной Восточной Европы и веками продолжали использовать взаимно понятные диалектные формы. Примерно в 500 г. н.э. общеславянские народы разделились на западную, восточную и южную группы (см. 19). Дата не может быть определена наверняка, потому что, как напоминает нам Кипарский, «наши первые точные исторические сведения о восточных славянах относятся к 9-й в[урий]» (13) из-за отсутствия письменных источников. В это время, по древним записям из разных источников, восточные племена славян были известны как антов человек. Происхождение терминов «Славянский» и «славянский» не определены (Кипарский 13). сегодня как украинский, белорусский и русский.Кипарский утверждает, что, хотя существует несколько различных гипотез относительно хронологии этих изменений, он считает, что свидетельства, основанные на письменных источниках, указывают на появление украинского языка где-то после 950 г. н.э. (17). Однако из-за различных политических осложнений только в 1906 году украинский язык был официально признан отдельным языком (18). Дата, когда белорусский язык считается самостоятельным языком, более проста. Как упоминает Кипарский, о нем «как о самостоятельном языке не говорят до тех пор, пока не началась русская революция 1917 года», когда народы Белоруссии сознательно объявили себя «независимыми и создали для себя литературный язык на основе юго-западных диалектов Минской области». «(18-19). Хотя эти два диалекта древнерусского языка сегодня признаны отдельными языками, сотни других диалектов по-прежнему считаются частью обширной географической территории, где говорят на русском языке. Эта территория «ныне простирается от Конингсберга [Калининграда] до Диомеда в Беринговом проливе и от Северного полюса (наблюдательных постов) до персидской границы» (Кипарский 20). Эта огромная языковая традиция, охватывающая большую часть земного шара, представляет собой столетия языковых изменений. Рассуждая о некоторых из этих изменений более подробно, я надеюсь дать некоторое представление о сложности и богатой истории русского языка. Письменность Эволюция системы письма, используемой восточными славянами, имеет историю плановых изменений и реформ языка. Этот процесс перехода от зарождения письменности к современной системе письма можно объяснить, указав на четыре важных события. К ним относятся «рождение» кириллицы в 862 г. н.э., комплекс реформ 13 гг., известных как Второе южнославянское влияние, реформы Петра Великого 18 9 г.0029-го -го века и коммунистических реформ 1917 года. Хотя разные люди утверждали обратное, Сокольский отмечает, что восточные славяне, по-видимому, не имели письменности и не были широко грамотны. Первая попытка письменности была разработана в 862 г. н.э. фессалоникийскими монахами Кириллом и Мефодием. Эти миссионеры, которым византийский император поручил нести Евангелие славянскому населению, начали с перевода Библии и других религиозных книг на язык народа. Кирилл и Мефодий, знакомые с диалектом славянского языка, на котором говорят в Македонии, создали алфавит, основанный на фонематических свойствах этой формы славянского языка (26-28). По этой причине предком старославянского (OCS, старейшая письменная форма общеславянского) был македонский диалект (Мф. 75). Несмотря на некоторые разногласия в прошлом, сейчас большинство ученых считают, что система письма, созданная Кириллом и Мефодием, представляла собой сложную глаголицу (см. Приложение Б). Происхождение кириллической системы (см. Приложение C), гораздо более простого алфавита, основанного в основном на орфографии греческого, иврита и коптского языков, менее достоверно. Сокольский постулирует, что эта система была создана другим человеком после смерти Кирилла и Мефодия, возможно, епископом Климентом (30). Матфей, однако, утверждает, что сам Кирилл «должен был изобрести ее [кириллицу] до своего отъезда с… Мефодием» из их миссионерских путешествий в земли славян (68). Однако помимо вопроса о том, кто создал кириллицу, основная часть системы сохранилась до наших дней и служит орфографической основой нескольких языков мира помимо русского, в том числе украинского, болгарского и монгольского. На протяжении всей истории русского языка и его предшественников в письменной форме языка произошло несколько кардинальных изменений, отчасти из-за постоянного напряжения между письменной и устной речью. Как рассказывает Сокольский, после падения Византийской империи в 1453 году в Москву эмигрировало большое количество византийских и болгарских ученых. Заметив несоответствия и безудержную «русификацию» религиозных текстов и записей, изначально написанных в OCS, эти ученые попытались стандартизировать письменный язык. Их целью было противодействие «испорченности» исходного языка. Основным результатом этих реформ, известных как «второе южнославянское влияние» (первое из которых было влияние македонского диалекта), было восстановление многих архаичных выражений, которые были модернизированы, повторное введение фонем / d / и / ts /, и противодействовать замене ОКС » » (мажор jus , произносится /u/ с русским «у», которое стало символизировать фонему /u/ (102-3). Другой пример планового изменения языка произошел в 18 веке при Петре Великом. По словам Сокольского, Петр хотел «распространить грамотность среди населения. С этой целью он ввел в 1708-1710 годах новую, более простую и легкую азбуку», известную как «гражданская азбука» ( гражданский шрифт ). Его изменения включали удаление нескольких греческих букв, написание « » (/i/) как «i», а также отказ от знаков ударения и titly , которые были надстрочными знаками, указывающими на сокращения (Сокольский 117). Хотя алфавит OCS остается официальным алфавитом Русской Православной Церкви, изменения в орфографическая система, установленная Петром Великим, в целом не изменилась в нерелигиозных сочинениях и по сей день. 0014 гражданский шрифт были учреждены коммунистическим правительством в 1917 году. Среди прочего, « » ( tvjerdy znak , «твердый знак»), утративший свое звуковое значение из-за фонологического изменения, был устранен. » » ( jat , первоначально произносимое приблизительно как /ie:/), также слилось с фонемой /je/ («е»), что вызвало путаницу в орфографических соглашениях. Таким образом, иероглиф jat был исключен, а все экземпляры фонологического /je/ орфографически представлялись как «е» (Сокольский 141) 9.0008 Таким образом, несмотря на желание ученых 13 -го -го века сохранить русскую письменность в соответствии с OCS, их усилиям в последнее время противостоят движения в сторону упрощения и попытки более тесно сохранить письменный и разговорный языки. связанный. Из-за этого факта и того, что Церкви сохранили традиционную ПЦС, Россия сегодня имеет по существу два различных письменных языка, которые не являются взаимно понятными. Однако обе системы письма послужили ценными источниками сведений об истории русского языка. Фонологическая и фонетическая системы Хотя в фонологической и фонетической системах русского языка произошло большое количество изменений с момента его раннего индоевропейского происхождения, я должен ограничить свое обсуждение некоторыми из них. более принципиальные звуковые сдвиги. Наиболее интересные и важные звуковые изменения происходят между общеславянским и древнерусским. К ним относятся потеря глухих гласных, известная как jers , появление «аканье» (изменение произношения безударных гласных) и палатализация велярных. В общеславянском языке было две глухих гласных, известных как «джерс» (русский глухие ). Орфографически они были представлены как « ». » и » и произносится примерно как /у/ и /и/ соответственно. Как отмечает Кипарский, мы можем сказать, анализируя тексты второй половины X века, что эти буквы уже менялись, «часто менялись местами». . . часто опускается в определенных позициях» (97). В конце концов, в определенных условиях джерс стали настолько слабыми, что они вообще не произносились в конечной позиции слова или интерконсонантно в определенных слогах. В других местах изменения были более постепенными. Как констатирует Кипарский, «утрата медиальной слабости и не началась ранее 1100 г., а завершилась где-то в 13 -м ст[урии]». «Сильные» или ударные jers не исчезли, а трансформировались соответственно в /o/ и /e/ (102). Хотя слабые джеры в современном русском языке уже не произносятся, «мягкий знак» () по-прежнему пишется во многих словах, указывая на «мягкость» или палатализованность предшествующего согласного. В результате 19-го века в большинстве слов от «твердого знака» отказались.17 орфографических реформ (Сокольский 117), но остается в нескольких отдельных словах. В древнерусском языке фонема /о/ произносилась как [о] в любом окружении. Где-то в 13 и 14 вв., однако «безударное о стало произноситься как а» (Сокольский 54). Мэтьюз утверждает, что это изменение распространялось постепенно, начиная с диалектной вариации, встречающейся в центральной России (очевидно, свысока рассматривавшейся как «провинциальная»), и медленно распространяясь среди населения, пока не стало частью стандартного диалекта. В 17 -го -го века, «не было какое-то время общепринятой нормы произношения» безударного /о/ в московском наречии (168). Однако к 18 веку даже Петр Великий безударно произносил /о/ как /а/, о чем свидетельствуют его «частные письма, [которые] написаны не слишком тщательной орфографией» (170). К концу 18 века и началу 19 ломоносовская чрезвычайно консервативная Академия Грамматика содержала правило произношения для аканье : «Буква о в безударном состоянии произносится во многих словах, как буква а в обычном разговоре, для смягчения артикуляции (Матфея 174). Сегодня /о/ произносится как // в большинстве безударных слогов, «с варианты в зависимости от до- или посттонического положения безударного слога» (Кипарский 142). История русского языка. Как указывает Мэтьюз, «общеславянские веляры были твердыми [т.е. непалатализованное]. . . и начало их палатализации в древнерусском можно наблюдать спорадически в XI веке» (156). Свидетельством этого изменения являются тексты, где знак «» (//), прежде писавшийся после этих небных согласных, стал заменяться гласной переднего ряда «9»0012 » (/i/), показывающий палатализацию предшествующего согласного (156). Это изменение постепенно происходило в языке с 11 го до 14 го века, когда «обычно предполагается, что . . . процесс был завершен, и использование for стало традиционным» (Мэтьюз, 163). В современном русском языке за небными согласными следуют исключительно гласные переднего ряда, что указывает на завершение процесса палатализации. Конечно, это далеко не так. исчерпывающее обсуждение всех фонологических и фонетических изменений в истории русского языка, однако я надеюсь, что оно послужит образцом некоторых звуковых изменений, происходивших между общеславянским и древнерусским, а также основой для дальнейшего изучения этой темы. Исторические рефлексы в современном лексиконе История слов, составляющих современный русский язык, чрезвычайно сложна. Запутанная сеть лексических единиц отражает сложную историю самих восточных славян, уходящих корнями как в прошлое, так и в настоящее. Сокольский делит русскую лексику на четыре группы, о которых я хотел бы сказать кратко: «Общеславянские слова, восточнославянские, чисто русские слова и слова, заимствованные из других языков» (85). Сокольский цитирует русского лингвиста Трубачева, который, видимо, утверждает, что тот или иной словарь русского языка содержит 3191 слово общеславянского происхождения. Эти слова отражают темы природы, тела, социальных отношений и работы и, по-видимому, имеют родственные связи во всех славянских языках (86–7). Они отражают неизменные элементы мира говорящего, передаваемые от родителей к детям на протяжении столетий, так что современный русский употреблял бы очень похожую форму для таких слов, как «земля», «дождь», «сердце», «сосед», «сосед». зерна» как его до 5 -й век славянские предки (Сокольский 85-6). Другая группа слов, которую Сокольский указывает как составляющую часть современной русской лексики, имеет восточнославянское (древнерусское) происхождение. Эти слова являются общими для современного русского, белорусского и украинского языков, но отсутствуют в западной и южной группах славянских языков. Эти слова включают семейные отношения, животных, цвета и слова, указывающие на время, такие как «сегодня», «после» и «сейчас» (88). Однако основная масса слов в современном русском языке считается «чисто» русским языком (Сокольский 88). Многие из них включают слова, придуманные в советское время, особенно сокращения и сложные слова, которые процветали в эпоху бюрократического языка (143). Многие слова в русском языке были заимствованы из разных языков на разных этапах истории. Первыми князьями государства, известного как Русь, были варяги из Скандинавии, правившие веками. Хотя несколько малоупотребительных слов, таких как « knut » для кнута, пришли из языка викингов, большая часть скандинавского влияния сохраняется только в именах, таких как «Игорь», «Ольга» и «Олег» (Сокольский 89). От татарского нашествия и контроля над Русью (которое длилось с 1240 по 1480 год) очевидны другие остатки. Слова, обозначающие «кирпич», «охрана» и «деньги», среди прочего, сохранились в русском языке и сегодня (Сокольский 89).). Когда князь Владимир «крестил» Русь в православие в 988 году, было также принято значительное количество греческих слов для обозначения религиозных идей и объектов, таких как «евангелие», «икона», «монастырь» и «ангел» (Сокольский 89). Другой важный источник заимствования, на который указывает Сокольский, пришелся на время культурных реформ Петра Великого. Поскольку вводилось большое количество книг по новым для России предметам, переводчики часто предпочитали просто копировать иностранные слова вместо того, чтобы находить подходящие аналоги в русском языке. Это привело к «борьбе… против чрезмерного употребления иностранных слов. Даже сам Петр Великий был вынужден приказать одному из своих послов ограничить употребление им иностранных слов» (122). Особое восхищение вызывал французский язык, зародившийся в 18 -й -й и 19-й -й -й века следует рассматривать как модные и превосходящие русские. Эта «галломания» оставила свои следы в таких словах, как «история (здания)», «вагон», а также во многих других (128). Конечно, русский язык заимствовал слова из бесчисленного множества других языков, но это основные влияния. Вместе эти слова общеславянского, восточнославянского, чисто русского и иностранного происхождения объединяются в богатый и сложный лексикон, который я считаю одним из самых интересных аспектов современного русского языка. Заключение Пытаясь более внимательно изучить историю и происхождение русского языка, я чувствую, что пришел к лучшему пониманию этой сложной и интригующей части русской культуры. Хотя я обсудил лишь некоторые аспекты системы письма, фонологические и фонетические изменения и исторические рефлексы в современном лексиконе, я только начал поверхностно касаться истории этого языка. Я надеюсь, что мой краткий обзор хотя бы вызовет у читателя интерес узнать больше о корнях русского языка, чтобы прийти к его более полному пониманию. Приложение А Источники: Кипарского 17-19, Сокольского 19, 91-2. Приложение Б Приложение С Процитированные работы Кипарский Валентин. Русская историческая грамматика: развитие звуковой системы . Анн-Арбор: JI Press (Ардис), 1979. Мэтьюз В.К. Русская историческая грамматика . Лондон: Атлон Пресс, 1960. Сокольский А. А. История русского языка . Мадрид: самоиздание, 1965. |
Что такое мягкие согласные. Слова, в которых все согласные твердые
Твердые и мягкие согласные – это набор из двадцати карточек, которые являются прекрасным дидактическим материалом для обучения чтению и развития у ребенка понимания таких терминов, как «мягкие» и «твердые» звуки. Эти карточки с одинаковым успехом можно использовать как на домашних уроках грамматики, так и на учебных занятиях в детских садах и школах раннего развития. Предлагаем вам цветную версию карт. Мягкие согласные на них окрашены в зеленый цвет, твердые – в синий. Распечатав их на цветном принтере и предварительно обрезав, вы можете использовать их для демонстрации жестких и тихих звуков.
По твердости и мягкости звука согласные образуют пятнадцать пар: [б] — [б’], [в] — [в’], [г] — [г’], [д] — [д ‘], [с] — [с’], [р] — [р’], [ф] — [ф’], [к] — [к’], [т] — [т’], [с ] — [с’], [м] — [м’], [н] — [н’], [р] — [р’], [л] — [л’] и [х] — [х’ ]. Например, буква «Р» в разных словах может произноситься твердо — «рыба» и мягко — «река». Для обозначения мягкости используется специальный значок: [‘].
Но есть звуки, которым нет равных по мягкости. Например: [й’], [ч’], [щ’] всегда мягкие, а [ж], [ж], [ц] всегда твердые. Все остальные существительные мягкие, если за ними следуют гласные i, u, ё, e и или ь, и твердые, если они сочетаются с другими гласными и согласными.
На нашем сайте родители и воспитатели детского сада могут бесплатно скачать карточки Твердые и мягкие согласные. Есть и другие наборы карточек, которые помогут вам самостоятельно подготовить ребенка к школе.
Letter «y»: hard or soft? Этот вопрос часто задают студенты, которым необходимо разобрать слово по всем правилам фонетики. Ответ на него вы получите чуть дальше.
Общая информация
Прежде чем говорить о том, какая буква «й» (мягкая или твердая), следует выяснить, почему буквы русского алфавита вообще делятся по таким признакам.
Дело в том, что каждое слово имеет свою звуковую оболочку, которая состоит из отдельных звуков. Следует отметить, что звучание того или иного выражения полностью соответствует его значению. При этом разные слова и их формы имеют совершенно разное звуковое оформление. Сами по себе звуки не имеют значения. Однако они играют важную роль в русском языке. Ведь благодаря им мы можем легко различать слова. Вот пример:
- [дом] — [дама’] — [дома];
- [м’эль] — [м’эль’], [том] — [там], [дом] — [том].
Транскрипция
Зачем нужна информация о том, какая буква «й» (твердая или мягкая)? Во время слова очень важно правильно отображать транскрипцию, описывающую его звучание. В такой системе принято использовать следующие символы:
Это обозначение называется Их надо ставить для обозначения транскрипции.
[´] — ударение. Ставится, если в слове больше одного слога.
[б’] — своего рода запятая ставится рядом с согласной буквой и указывает на ее мягкость.
Кстати, при фонетическом разборе слов часто используется следующий символ — [j]. Как правило, они обозначают звук буквы «у» (иногда используется и такой символ, как [у]).
Буква «у»: согласная или гласная?
Как известно, в русском языке все звуки делятся на согласные и гласные. Они воспринимаются и произносятся по-разному.
- Гласные звуки – это такие звуки, при произнесении которых воздух легко и свободно проходит через рот, не встречая на своем пути никаких препятствий. Более того, их можно дергать, с помощью них можно кричать. Если приложить ладонь к горлу, то работу связок (голоса) при произнесении гласных можно довольно легко почувствовать. В русском языке 6 ударных гласных, а именно: [а], [э], [у], [с], [о] и [и].
- Согласные звуки – это такие звуки, при произнесении которых воздух встречает на своем пути препятствие, а именно изгиб или щель. Их внешний вид определяет характер звуков. Как правило, пробел образуется при произнесении [с], [ш], [ч] и [г]. При этом кончик языка приближается к верхним или нижним зубам. Представленные согласные можно рисовать (например, [ж-ж-ж], [з-з-з]). Что касается лука, то такая преграда образуется за счет закрытия органов речи. Воздух, а точнее его поток, резко преодолевает его, благодаря чему звуки получаются энергичными и короткими. Поэтому их называют взрывоопасными. Кстати, тянуть их нельзя (попробуйте сами: [р], [б], [т], [д]).
Помимо вышеперечисленных согласных, в русском языке имеются также следующие: [м], [д], [ц], [ф], [г], [л], [р], [ч], [ в], [х] . Как видите, гласных гораздо больше.
Тихие и звонкие звуки
Кстати, многие согласные образуются между парами глухости и звонкости: [к] — [г], [б] — [н], [ч] — [ц], [д ] — [т], [ф] — [ц] и т. д. Всего таких пар в русском языке 11. Однако есть звуки, не имеющие пар по этому признаку. К ним относятся: [й], [р], [н], [л], [м] — непарные звонкие, а [з] и [ц] — непарные глухие.
Мягкие и твердые согласные
Как известно, согласные различаются не только по звучности или, наоборот, глухости, но и по мягкости и твердости. Это свойство является вторым по важности свойством звуков.
Итак, буква «у»: твердая или мягкая? Чтобы ответить на этот вопрос, следует рассмотреть каждый признак в отдельности:
- Во время произношения мягких согласных весь язык немного выдвигается вперед, а его средняя часть немного приподнимается.
- Во время произношения твердых согласных весь язык буквально оттягивается назад.
Следует особо отметить, что многие согласные образуют пары между собой по таким признакам, как мягкость и твердость: [д] — [д’], [р] — [р’] и т.д. Всего таких пар 15 . Однако есть и звуки, не имеющие пар по этому признаку. Какие буквы твердых согласных непарные? К ним относятся следующие — [ж], [г] и [ц]. Что касается непарных мягких, то это [у’], [ч’] и [у’].
Обозначение на букве
Теперь вы знаете информацию о том, является ли буква «у» твердой или мягкой. Но тут возникает новый вопрос: «Как обозначается на письме мягкость таких звуков?» Для этого используются совершенно разные приемы:
- Буквы «е», «ю», «ё», «и» после согласных (не считая «ж», «ш» и «ц») указывают на то, что эти согласные мягкие. Приведем пример: дядя — [д’а´д’а], тетя — [т’о´т’а].
- Буква «и» после согласных (не считая «ж», «ш» и «ц») указывает на то, что эти согласные мягкие. Приведем пример: мило — [м’и´лы’], лист — [л’ист], но´тки — [н’и´тк’и].
- Мягкий знак («ь») после согласных (не считая «ж» и «ж») является показателем грамматической формы. Это также указывает на мягкость согласных. Примеры пример: расстояние — [дал’], мель — [м’эл’], просьба — [проз’ба].
Как видите, мягкость согласных звуков на письме передается не отдельными буквами, а их сочетаниями с гласными «е», «ю», «ё», «я», а также мягким знаком . Именно поэтому, когда специалисты рекомендуют обращать внимание на соседние символы.
Что касается гласной «у», то она всегда мягкая. В связи с этим в транскрипции его обычно обозначают так: [й’]. То есть запятая, обозначающая мягкость звука, должна стоять всегда. [u’], [h’] подчиняются тому же правилу.
Подведение итогов
Как видите, нет ничего сложного в том, чтобы правильно составить любое слово. Для этого нужно всего лишь знать, что такое гласные и согласные, глухие и звонкие, а также мягкие и твердые. Для лучшего понимания того, как необходимо оформить транскрипцию, приведем несколько подробных примеров.
1. Слово «герой». Состоит из двух слогов, причем 2-й ударный. Сделаем разбивку:
г — [г’] — звонкий, согласный и мягкий.
е — [и] — безударная гласная.
р — [р] — звонкий, согласный, непарный и твердый.
о — [о] — ударная гласная.
-й — [й’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
Всего: 5 букв и 5 звуков.
2. Слово «деревья». Состоит из трех слогов, причем 2-й ударный. Делаем разбивку:
д — [д’] — звонкий, согласный и мягкий.
е — [и] — безударная гласная.
р — [р’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий.
e — [e´] — ударная гласная.
в — [в’] — звонкий, согласный и мягкий
е — [у’] — звонкий, согласный, непарный и мягкий и [э] — гласный, безударный;
в — [ф] — глухой и твердый.
Всего: 8 букв и 8 звуков.
Звук — мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении слух человека воспринимает все звуки, которые он слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и к 8-10 месяцам человек уже способен различать звуки, уникальные для его родного языка, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, из них 21 согласная, но буквы следует отличать от звуков. Буква — это знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме его можно обозначить с помощью транскрипции — [б], [в], [д]. Они несут определенную смысловую нагрузку, соединяясь друг с другом, образуют слова.
36 согласных: [б], [з], [в], [д], [г], [г], [м], [н], [к], [л], [т], [ р], [т], [ы], [и], [ж], [в], [ж], [х], [ч], [б»], [ч»], [в»], [д»], [й»], [н»], [к»], [м»], [л»], [т»], [с»], [н»], [р»], [ж»], [г»], [х»].
Согласные делятся на:
Мягкие и твердые согласные
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. В нем есть твердые и мягкие согласные.
В момент произнесения мягкого звука язык прижимается к нёбу сильнее, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя выходу воздуха. Именно это отличает твердый и мягкий согласный друг от друга. Для того чтобы определить на письме мягкий или твердый согласный, следует смотреть на букву сразу после того или иного согласного.
Согласные классифицируются как твердые в таких случаях:
- если после них следуют буквы а, о, у, э, с — [мак], [ром], [гул], [сок], [бык] ;
- после них идет другой согласный звук — [ворс], [град], [брак];
- если звук в конце слова — [мрак], [друг], [стол].
Мягкость звука пишется через апостроф: моль — [моль’], мел — [м’эль], ворота — [кал’итка], пихта — [п’ир].
Следует отметить, что звуки [у’], [д’], [з’] всегда мягкие, а твердые согласные только [ш], [ц], [ж].
Согласный звук станет мягким, если за ним следует «б» и гласные: и, э, и, и, э. Например: гена — [г»эн], лен — [л»хэ], диск — [д»иск], люк — [л»ук], вяз — [в»яз], трель — [тр»эл»
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные делятся на звонкие и глухие.Звонкие согласные могут быть звуками, образованными при участии голоса: [ц], [ч], [ж], [б], [ж], [д], [м], [д], [л], [р], [н]
Примеры: [бор], [бык], [душ], [зов], [тепло], [голова], [улов], [мор], [нос], [род], [рой].
Примеры: [счет], [пол], [громкость], [сон], [шум], [у»ук], [хор], [король»], [ч»ан].
Парные звонкие и к глухим согласным относятся: [б] — [н], [г] — [ш], [г] — [х], [ч] — [с], [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: быль — пыль, дом — объем, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.
Звуки, не образующие пары: [з], [н], [ц] , [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные также могут иметь пару: [р] — [р»], [н] — [н»], [м] — [м»], [ц] — [ц»], [д ] — [д»], [ф] — [ф»], [к] — [к»], [ч] — [ч»], [б] — [б»], [ж] — [г» ], [н] — [н»], [с] — [с»], [л] — [л»], [т] — [т»], [х] — [х»]. Примеры: верно история — белый, высота — ветка, город — гепард, дача — бизнес, зонт — зебра, шкура — кедр, луна — лето, чудовище — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — хутор, хоромы — изба
Таблица для запоминания согласных
Чтобы визуально увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, в таблице ниже они показаны парами.
Твердые — перед буквами А, О, У, С, Е Мягкие — перед буквами И, Е, Е, Ю, Я | Твердые и мягкие согласные | |||
б | шар | б» | бой | |
в | вой | в» | веко | |
G | гараж | G» | герой | |
d | отверстие | d» | смола | |
ч | пепел | ч» | зевота | |
до | крестный отец | до» | кроссовки | |
л | лоза | л» | листва | |
м | март | м» | месяц | |
n | ножка | n» | нежность | |
P | паук | P» | песня | |
R | рост | R» | ревень | |
с | соль | с» | сено | |
т | облако | т» | терпение | |
f | фосфор | f» | фирма | |
X | тонкость | X» | химия | |
Непарный | колодец | жираф | ч | чудо |
ш | сетка | сч | ореховый | |
c | цель | й | войлок |
Еще одна таблица поможет запомнить согласные звуки.
Парный | Звонкий | Глухой |
Б | П | |
В | Ф | |
Г | До | |
Д | Т | |
Ж | Ш | |
Z | С | |
Непарный | L, M, N, R, Y | Х, С, В, Ш |
Детские стишки для лучшего усвоения материала
Букв ровно 33 в русском алфавите,
Узнать сколько согласных —
Вычесть десять гласных22
мягкие — 0 твердые — Знаки Сразу станет понятно:Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные очень разные,
Но совсем не опасны.
Если мы произносим с шумом, то они глухие.
Согласные звуки гордо говорят:
Звучат по-разному.
Жесткий и мягкий
На самом деле очень легкий.
Одно простое правило, которое нужно запомнить навсегда:
W, C, F — всегда твердые,
Но H, W, Y — только мягкие,
Как кошачьи лапы.
Остальные смягчим так:
Если добавить мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой умный знак!
А если добавить гласные И, И, Е, Е, Ю,
Получится мягкий согласный.
Знаки-братья, мягкие, твердые,
Не произносим
Но изменить слово
Попросим у них помощи.
Всадник едет на лошади
Кон — использовать в игре.
Звук — мельчайшая единица языка, произносимая с помощью органов речевого аппарата. Ученые обнаружили, что при рождении слух человека воспринимает все звуки, которые он слышит. Все это время его мозг отсортировывает ненужную информацию, и к 8-10 месяцам человек уже способен различать звуки, уникальные для его родного языка, и все нюансы произношения.
33 буквы составляют русский алфавит, из них 21 согласная, но буквы следует отличать от звуков. Буква — это знак, символ, который можно увидеть или написать. Звук можно только услышать и произнести, а на письме его можно обозначить с помощью транскрипции — [б], [в], [д]. Они несут определенную смысловую нагрузку, соединяясь друг с другом, образуют слова.
36 согласных: [б], [з], [в], [д], [г], [г], [м], [н], [к], [л], [т], [ р], [т], [ы], [и], [ж], [в], [ж], [х], [ч], [б»], [ч»], [в»], [д»], [й»], [н»], [к»], [м»], [л»], [т»], [с»], [н»], [р»], [ж»], [г»], [х»].
Согласные делятся на:
Мягкие и твердые согласные
Фонетика русского языка имеет существенное отличие от многих других языков. В нем есть твердые и мягкие согласные.
В момент произнесения мягкого звука язык прижимается к нёбу сильнее, чем при произнесении твердого согласного звука, препятствуя выходу воздуха. Именно это отличает твердый и мягкий согласный друг от друга. Для того чтобы определить на письме мягкий или твердый согласный, следует смотреть на букву сразу после того или иного согласного.
Согласные классифицируются как твердые в таких случаях:
- если после них следуют буквы а, о, у, э, с — [мак], [ром], [гул], [сок], [бык] ;
- после них идет другой согласный звук — [ворс], [град], [брак];
- если звук в конце слова — [мрак], [друг], [стол].
Мягкость звука пишется через апостроф: моль — [моль’], мел — [м’эль], ворота — [кал’итка], пихта — [п’ир].
Следует отметить, что звуки [у’], [д’], [з’] всегда мягкие, а твердые согласные только [ш], [ц], [ж].
Согласный звук станет мягким, если за ним следует «б» и гласные: и, э, и, и, э. Например: гена — [г»эн], лен — [л»хэ], диск — [д»иск], люк — [л»ук], вяз — [в»яз], трель — [тр»эл»
Звонкие и глухие, парные и непарные звуки
По звонкости согласные делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные могут быть звуками, образованными при участии голоса: [ц], [ч], [ж], [б], [ж], [д], [м], [д], [л], [р], [н]
Примеры: [бор], [бык], [душ], [зов], [тепло], [голова], [улов], [мор], [нос], [род], [рой].
Примеры: [счет], [пол], [громкость], [сон], [шум], [у»ук], [хор], [король»], [ч»ан].
Парные звонкие и к глухим согласным относятся: [б] — [н], [г] — [ш], [г] — [х], [ч] — [с], [д] — [т], [в] — [ф]. Примеры: быль — пыль, дом — объем, год — код, ваза — фаза, зуд — суд, жить — шить.
Звуки, не образующие пары: [з], [н], [ц] , [х], [р], [м], [л].
Мягкие и твердые согласные также могут иметь пару: [р] — [р»], [н] — [н»], [м] — [м»], [ц] — [ц»], [д ] — [д»], [ф] — [ф»], [к] — [к»], [ч] — [ч»], [б] — [б»], [ж] — [г» ], [н] — [н»], [с] — [с»], [л] — [л»], [т] — [т»], [х] — [х»]. Примеры: верно история — белый, высота — ветка, город — гепард, дача — бизнес, зонт — зебра, шкура — кедр, луна — лето, чудовище — место, палец — перо, руда — река, сода — сера, столб — степь, фонарь — хутор, хоромы — изба
Таблица для запоминания согласных
Чтобы визуально увидеть и сравнить мягкие и твердые согласные, в таблице ниже они показаны парами.
Твердые — перед буквами А, О, У, С, Е Мягкие — перед буквами И, Е, Е, Ю, Я | Твердые и мягкие согласные | |||
б | шар | б» | бой | |
в | вой | в» | веко | |
G | гараж | G» | герой | |
d | отверстие | d» | смола | |
ч | пепел | ч» | зевота | |
до | крестный отец | до» | кроссовки | |
л | лоза | л» | листва | |
м | март | м» | месяц | |
n | ножка | n» | нежность | |
P | паук | P» | песня | |
R | рост | R» | ревень | |
с | соль | с» | сено | |
т | облако | т» | терпение | |
f | фосфор | f» | фирма | |
X | тонкость | X» | химия | |
Непарный | колодец | жираф | ч | чудо |
ш | сетка | сч | ореховый | |
c | цель | й | войлок |
Еще одна таблица поможет запомнить согласные звуки.
Парный | Звонкий | Глухой |
Б | П | |
В | Ф | |
Г | До | |
Д | Т | |
Ж | Ш | |
Z | С | |
Непарный | L, M, N, R, Y | Х, С, В, Ш |
Детские стишки для лучшего усвоения материала
Букв ровно 33 в русском алфавите,
Узнать сколько согласных —
Вычесть десять гласных2 2
мягкие — 0 твердые — Знаки Сразу станет понятно:Получается число ровно двадцать одно.
Мягкие и твердые согласные очень разные,
Но совсем не опасны.
Если мы произносим с шумом, то они глухие.
Согласные звуки гордо говорят:
Звучат по-разному.
Жесткий и мягкий
На самом деле очень легкий.
Одно простое правило, которое нужно запомнить навсегда:
W, C, F — всегда твердые,
Но H, W, Y — только мягкие,
Как кошачьи лапы.
Остальные смягчим так:
Если добавить мягкий знак,
Тогда получим ель, моль, соль,
Какой умный знак!
А если добавить гласные И, И, Е, Е, Ю,
Получится мягкий согласный.
Знаки-братья, мягкие, твердые,
Не произносим
Но изменить слово
Попросим у них помощи.
Всадник едет на лошади
Кон — использовать в игре.
«Скажите, как выучить с ребенком твердых и мягких согласных звонких и глухих? — спросила мама недавно, видимо, первоклашек.
Ответ: никак.
Не нужно учить ребенка твердым и мягким согласным, звонким и глухим. Необходимо научить ребенка слышать их и определять по разным признакам. Этому просто невозможно научиться! Необходимо, чтобы ребенок сначала понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, а знания придут после понимания.
Как мы будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердых и мягких согласных.
В русском языке не все согласные могут быть одновременно твердыми и мягкими. Поэтому сначала необходимо, чтобы ребенок запомнил согласные звуки Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые, и Ч, Щ, Ы, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такое напоминание, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Ш, Ы сидят на подушках, ведь они всегда мягкие. Если эта памятка будет перед глазами ребенка, ему будет легче запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается ребенок. Можно написать на картоне и вложить в блокнот письменно или по-русски.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. А помогут определить твердость и мягкость согласных соседних букв.
Интересный вариант запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала, как запомнить своим детям три всегда твердых звука, («Ж», «Ш», «Ц»), т.е. смягчить.
Железо, шайба и цемент – что тяжелее? В чем секрет?
Всегда мягкие три звука: «Ч», «Щ», «Ы». Вот забавная скороговорка: Bangs Tickle YYY. («th» будет воспроизводить звук смеха)»
Если после определяемого согласного стоит другой согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н, и мы помечаем С как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в данном случае, но в начальной школе мы не лезем в такие дебри фонетики.
Если после согласного стоит гласная, то очень легко определить твердость и мягкость. Все гласные являются ведущими, и они управляют предыдущим согласным, должен ли звук быть твердым или мягким.