№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Каллиграфическая минутка. Проанализировать сходство и различия между буквами ь, ы. Прописать строчку ь, ы. |
3 | Повторение и закрепление ранее изученного материала |
Выполняется фронтально, устно упражнение 1 — повторение согласных, парных по звонкости-глухости. |
4 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно, в парах упражнение 2 (работа в паре) — закрепление знаний о парных по звонкости-глухости согласных и звуках (гласных и непарных звонких согласных), перед которыми парные по звонкости-глухости согласные легко различаются. Запись: башня — пашня, слой — злой, гости — кости, жил — шил, шар — жар. Вопросы после выполнения: легко ли в этих словах различить парные по звонкости-глухости согласные? Какие звуки стоят после парных по звонкости-глухости согласных в этих словах? Можем ли мы считать, что перед гласными и непарными звонкими согласными парные по звонкости-глухости легко различаются, а значит, если требуется проверить, какой буквой записать согласный звук на конце слова, нам нужно поставить парный согласный перед гласным или непарным звонким согласным? |
5 | Наблюдение |
Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за оглушением парных звонких согласных на конце слова при произношении и сохранением буквы звонкого согласного при письме.![]() |
6 | Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» указывает на факт оглушения звонких согласных. После прочтения рубрики дети вместе с учителем выясняют, можно ли «доверять» согласным на конце слова; можно ли не раздумывая обозначать парный глухой согласный звук на конце слова его буквой; перед какими звуками парные по звонкости-глухости согласные «не хитрят». |
7 | Наблюдение, первичное закрепление материала |
Выполняется устно, фронтально упражнение 3 — проблемная ситуация, которая помогает учащимся лучше усвоить только что полученные знания.![]() |
8 | Обобщение результатов наблюдения | Рубрика «Обрати внимание» обобщает результаты наблюдений, доказывает необходимость проверки и предлагает способ её выполнения. |
9 | Отработка |
Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 4 — отработка написания слов с парными по звонкости-глухости согласными звуками на конце слова с опорой на проверочные слова.![]() |
10 | Отработка |
Упражнение 5 (по выбору) — отработка правильного обозначения буквами парных по звонкости-глухости согласных на конце слова, отработка навыка самопроверки. При выполнении упражнения также отрабатывается безошибочное списывание довольно сложных слов.![]() |
11 | Дополнительный материал |
Дополнительная работа.![]() |
12 | Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |
Звонкие и глухие согласные звуки
Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.
Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.
Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими, а звуки, которые состоят только из шума – глухими.
Парные по звонкости-глухости согласные звуки
Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого домика:
[б] |
[д] |
[з] |
[г] |
[в] |
[ж] |
[п] |
[т] |
[с] |
[к] |
[ф] |
[ш] |
Эти согласные звуки называются парными по звонкости – глухости.
Они очень похожи друг на друга – настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости – твёрдости. Добавим их в домик.
[б] |
[б’] |
[д] |
[д’] |
[з] |
[з’] |
[г] |
[г’] |
[в] |
[в’] |
[ж] |
[п] |
[п’] |
[т] |
[т’] |
[с] |
[с’] |
[к] |
[к’] |
[ф] |
[ф’] |
[ш] |
У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые. А ещё их называют шипящими звуками.
Все эти звуки обозначаются буквами:
[б] |
[б’] |
Б |
(бэ) |
[п] |
[п’] |
П |
(пэ) |
[д] |
[д’] |
Д |
(дэ) |
[т] |
[т’] |
Т |
(тэ) |
[з] |
[з’] |
З |
(зэ) |
[с] |
[с’] |
С |
(эс) |
[г] |
[г’] |
Г |
(гэ) |
[к] |
[к’] |
К |
(ка) |
[в] |
[в’] |
В |
(вэ) |
[ф] |
[ф’] |
Ф |
(эф) |
[ж] |
|
Ж |
(жэ) |
[ш] |
|
Ш |
(ша) |
Непарные звонкие согласные звуки
Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.
Во второй домик – непарныезвонкие согласные звуки:
[л] |
[л’] |
[м] |
[м’] |
[н] |
[н’] |
[р] |
[р’] |
[й’] |
Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:
[л] |
[л’] |
Л |
(эль) |
[м] |
[м’] |
М |
(эм) |
[н] |
[н’] |
Н |
(эн) |
[р] |
[р’] |
Р |
(эр) |
|
[й’] |
Й |
(и краткая) |
Звуки второго домика называют ещё сонорными, потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.
Непарные глухие согласные звуки
В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:
[х] |
[х’] |
[ц] |
[ч’] |
[щ’] |
Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый, а [ч’] и [щ’] – всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:
[х] |
[х’] |
Х |
(ха) |
[ц] |
|
Ц |
(цэ) |
|
[ч’] |
Ч |
(че) |
|
[щ’] |
Щ |
(ща) |
Звуки [ч’], [щ’] – шипящие звуки.
Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв – 21, а звуков – 36.
Давайте закрепим.
Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:
1. С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос)
2. С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)
3. С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)
Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки.