Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Социально коммуникативные навыки дошкольников: Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

Содержание

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

%PDF-1.5 % 1 0 obj > endobj 4 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > stream

  • Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
  • Левчук С. А.1.52018-03-23T13:10:00+06:00 endstream endobj 5 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents [94 0 R 95 0 R 96 0 R] /Annots [97 0 R] >> endobj 6 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 98 0 R >> endobj 7 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 99 0 R >> endobj 8 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 100 0 R >> endobj 9 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 101 0 R >> endobj 10 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 102 0 R >> endobj 11 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 103 0 R >> endobj 12 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 104 0 R >> endobj 13 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 106 0 R >> endobj 14 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 107 0 R >> endobj 15 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 108 0 R >> endobj 16 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 109 0 R >> endobj 17 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 110 0 R >> endobj 18 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 111 0 R >> endobj 19 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 113 0 R >> endobj 20 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 114 0 R >> endobj 21 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 115 0 R >> endobj 22 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 116 0 R >> endobj 23 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 117 0 R >> endobj 24 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 118 0 R >> endobj 25 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 119 0 R >> endobj 26 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 120 0 R >> endobj 27 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 121 0 R >> endobj 28 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 123 0 R >> endobj 29 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 124 0 R >> endobj 30 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 125 0 R >> endobj 31 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 126 0 R >> endobj 32 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 127 0 R >> endobj 33 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 128 0 R >> endobj 34 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 129 0 R >> endobj 35 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 130 0 R >> endobj 36 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 131 0 R >> endobj 37 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 132 0 R >> endobj 38 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 133 0 R >> endobj 39 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 134 0 R >> endobj 40 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 135 0 R >> endobj 41 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 136 0 R >> endobj 42 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 137 0 R >> endobj 43 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 138 0 R >> endobj 44 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 139 0 R >> endobj 45 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 140 0 R >> endobj 46 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 141 0 R >> endobj 47 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 142 0 R >> endobj 48 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 143 0 R >> endobj 49 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 144 0 R >> endobj 50 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 154 0 R >> endobj 51 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 155 0 R >> endobj 52 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 156 0 R >> endobj 53 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 165 0 R >> endobj 54 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 166 0 R >> endobj 55 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 167 0 R >> endobj 56 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 168 0 R >> endobj 57 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 169 0 R >> endobj 58 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 170 0 R >> endobj 59 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 171 0 R >> endobj 60 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 184 0 R >> endobj 61 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 185 0 R >> endobj 62 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 196 0 R >> endobj 63 0 obj > /XObject > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 213 0 R >> endobj 64 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 214 0 R >> endobj 65 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 215 0 R >> endobj 66 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 216 0 R >> endobj 67 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 217 0 R >> endobj 68 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 218 0 R >> endobj 69 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 219 0 R >> endobj 70 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 220 0 R >> endobj 71 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 221 0 R >> endobj 72 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 222 0 R >> endobj 73 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 223 0 R >> endobj 74 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 224 0 R >> endobj 75 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 225 0 R >> endobj 76 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 226 0 R >> endobj 77 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 227 0 R >> endobj 78 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 228 0 R >> endobj 79 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 229 0 R >> endobj 80 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 230 0 R >> endobj 81 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 231 0 R >> endobj 82 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 232 0 R >> endobj 83 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 233 0 R >> endobj 84 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 234 0 R >> endobj 85 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 235 0 R >> endobj 86 0 obj > >> /MediaBox [0 0 595 842] /Contents 236 0 R >> endobj 87 0 obj > endobj 88 0 obj > endobj 89 0 obj > endobj 90 0 obj > endobj 91 0 obj > endobj 92 0 obj > endobj 93 0 obj > stream x

    Развитие социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

    Кувшинова Надежда Александровна,

    ГБДОУ Детский сад № 28
    Калининского района 
    Санкт-Петербурга

    Недостаточное развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является поводом для серьезного беспокойства педагогов и психологов.

    Ведь общение является обязательным атрибутом, без которого становится невозможным развитие человеческой личности.
          Коммуникативные навыки людей позволяют им выражать свои чувства, мнение, идеи. Они также необходимы человеку для понимания значения того, что было сделано для него или сказано ему. Согласно суждениям специалистов в области психологии, коммуникация является способностью общения индивида с окружающими вне зависимости от их возраста, культурного и социального образования, развития и уровня жизненного опыта. Помимо этого такие навыки относят еще и к навыкам эффективного общения. Подобные умения выражают степень легкости установления контактов между отдельными людьми или же целыми их группами. Коммуникативные навыки также иллюстрируют способность человека поддержать разговор, отстоять свои законные права и договориться о чем-либо.
          Общение — это взаимная передача информации при совместной деятельности людей. Общение дает возможность человеку оценить и познать самого себя через посредство других личностей.
    Коммуникация — это действие между партнерами по общению, состоящее во взаимном обмене информацией. Всеобъемлющим средством коммуникации предстаёт речь. С помощью речи обмениваются сведениями, высказывают свое мнение, спорят, люди, участвующие в общении, взаимно воздействуют друг на друга, используя речь. Со дня своего рождения грудничок впитывает всю информацию, предоставляемую ему родителями. Наблюдая за поведением мамы и папы, за их поступками, словами, кроха получает знания, на основе которых будет формироваться его культура поведения, будут заложены коммуникативные навыки общения. Формирование основ общительности ребёнка во многом зависит от отношений в семье. Дружелюбные, открытые, расположенные к общению родители передадут своему малышу положительный настрой, уверенность в себе, что поможет ему легко находить друзей, адаптироваться при незнакомой обстановке. Благодаря развитым коммуникативным навыкам, маленький человечек сможет давать оценку возникшим ситуациям при общении и находить выход из затруднительных ситуаций.
          Способности к общению не развиваются сами по себе. Помочь ребёнку развить общительность нельзя за короткий период времени, поэтому родители должны как можно раньше начать развивать кроху, направляя по верному пути. Тогда в будущем у него не будет проблем с общением, поиском друзей в школе, институте или при поступлении на работу. Социально —  коммуникативное развитие детей дошкольного возраста поможет подрастающему поколению занять значимое место в социальном обществе. ФГОС выпустило новые требования, утверждающие приоритет коммуникативной направленности всего учебного процесса. Эти требования также относятся к детским дошкольным учреждениям.
    Поставлены следующие задачи для успешной социализации дошкольника: овладение нормами морали, нравственности, одобренных обществом; воспитание самостоятельности в выборе решений; освоение правил общения; создание положительного отношения к труду, творчеству.
         Межличностные контакты в детском коллективе младших дошкольников.
          Помимо общения с педагогами и родителями дети нуждаются в коммуникации со сверстниками. При этом личностное взаимодействие в группах раннего возрастного периода также обладает динамикой. Коммуникативные навыки детей младшего дошкольного возраста еще пока недостаточно хорошо развиты. Именно поэтому в таких группах нередко можно наблюдать то, что малыши осуществляют свою деятельность рядом, но при этом не вместе. Подобная стадия называется предсотрудничеством. Общаясь со сверстниками, каждый из малышей при этом осуществляет процесс предметно-отобразительных действий. Они водят только свою машинку, укачивают только свою куколку и т. д. По мере развития коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста между ними постепенно возникают совместные действия. Тем не менее, на первом этапе это является лишь механическим слиянием и соучастием, при котором взаимное согласование выражено в минимальной степени. По мере развития социально-коммуникативных навыков у детей все их совместные действия в группе начинают приобретать элементы сотрудничества. Проявляется это в установлении избирательных и эмоциональных контактов со своими сверстниками. Объединение детей при этом происходит на основе общих игровых интересов. Важная роль в правильной организации такого общения принадлежит взрослым. Развитие коммуникативных навыков у детей рождает у них субъективное отношение к сверстникам. Они становятся партнерами по совместной деятельности, играть без которых уже просто неинтересно. В этот период у ребенка происходит активное развитие осознания себя как субъекта, участвующего в совместной деятельности. Более всего заметен этот процесс в играх сюжетно-ролевого типа. Именно в них дошкольники ориентируются как на сюжет, так и на своего сверстника с его уровнем умений и возможностей, со сферой интересов. По мере формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста  можно наблюдать стремление наладить сотрудничество для того, чтобы придти к общей цели. При этом создаются первые в их жизни игровые объединения, носящие в большинстве случаев весьма неустойчивый характер.
          Основное требование, которое предъявляется к сверстнику перед тем как принять его в совместную игру, состоит в его владении необходимыми навыками. При этом каждый ребенок определяет свое отношение к сверстнику основываясь более на эмоциональных, чем на рациональных мотивах. Поступки другого оцениваются довольно просто. Дал игрушку — хороший. Производить оценочные суждения, а, следовательно, и строить оценочные отношения, помогают детям взрослые. Младшие дошкольники нередко обращаются к ним, чтобы уточнить правила взаимодействия. К пятому году жизни связи, имеющие место между детьми, еще более укрепляются, становясь более устойчивыми. В них начинают проявляться симпатии и антипатии. Социально-коммуникативные навыки детей в младшем дошкольном возрасте имеют, как правило, эмоционально-практическую форму. Основным поводом для общения друг с другом являются совместные игры, занятия, а также выполнение различных бытовых обязанностей. Дошкольники стремятся привлечь к себе внимание, а также получить свою оценку. При этом заметна и избирательность в общении.
          Малыш детсадовского возраста должен получить всю необходимую информацию об основах безопасного поведения. Эта информация должна одной из основ коммуникативного поведения дошкольника. Основы безопасности касаются поведения самого ребёнка, а также взрослых, которые могут пострадать от проделок маленького человечка. Безопасность должна соблюдаться в городе, на природе, дома и в учебных заведениях, на улице и в общественном транспорте. Выполнение поставленных задач означает, что социально — коммуникативное развитие детей дошкольного возраста справилось со своей целью. Подготовило дошколят к поступлению в школу, где у ребятни не возникнет проблем по социальной адаптации к новой среде обитания.
          Как развить коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста
          Современное общество характеризуется стремительным развитием информационных технологий. С рождения человека в наше время окружают компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны, подменяя собой живое общение. Неумение, нежелание общаться среди подрастающего поколения заставляет бить тревогу всех заинтересованных взрослых, особенно переживают, волнуются родители. Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста приобретает первоочередной статус для решения этой проблемы.
           Начало формирования коммуникативности у дошколят.
          Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста — это та необходимая деталь, без наличия которой не возможно создание, воспитание полноценной самодостаточной личности ребёнка. Малыши раннего возраста развития, примерно до 2 — х лет, дружелюбны, охотно идут на контакт со сверстниками, знакомыми и незнакомыми взрослыми людьми. Они пытаются общаться: открыто улыбаются, показывают свои игрушки и делятся ими, угощая понравившегося взрослого человека или ребенка каким-то вкусным кусочком. Очень часто под влиянием значимых взрослых, ребёнок взрослея, теряет желание заводить новые знакомства, строить дружеские отношения. У него теряются коммуникативные навыки. Обычно такое поведение ребенка обусловлено тем, что взрослые, занятые финансовым обеспечением семьи, перестают уделять своему отпрыску внимание. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста предполагает вырабатывание способности эффективного активного общения, а также совместной деятельности с людьми, создание, развитие навыков коммуникации.
          К таким навыкам относятся: — сопереживание,
    — способность представить себя на месте другого человека;
    — умение сочувствовать, заботиться о других людях;
    — умение сдерживать свои эмоции,
    — не допускать оскорблений собеседника или его родственников;
    — умение спокойно выслушивать другое мнение,
    — принимать во внимание, что люди все разные, каждый человек имеет право отстаивать свою точку зрения.
     Развитие, формирование этих навыков у дошколят происходит во взаимодействии со значимыми родственниками, а также в яслях, детсадах под влиянием воспитателей.
           Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста — это развитие непростого процесса, результатом которого станет обретение ребёнком способности устанавливать, поддерживать длительный период времени связь с целью различных видов совместной деятельности с окружающим миром и людьми, готовность маленького человечка к совместному труду, различным мероприятиям, отдыху.
          Психоэмоциональное состояние ребёнка зависит, прежде всего, от атмосферы в семье. Влияние членов семьи ощущается на скорости развития личности дошкольника. Родные, сверстники, все влияют на характер, темперамент ребёнка. Общение в коллективе сказывается на приобретении привычек, создании новых предпочтений. Желание любящих родственников оградить своего ребёнка от неподобающей компании чревато тем, что он так и не освоит коммуникативные навыки. Даже годовалых детишек можно водить в клубы по развитию таких навыков. Любовь родителей придает малышу чувство защищенности, уверенности. У малыша, чувствующего за спиной поддержку любящих мамы и папы, развита высокая самооценка, такой карапуз не боится общения. В случае возникновения непредвиденных ситуаций в разговоре, воспитанный в гармоничной семье малыш, найдет возможность выйти из трудного положения. Он сумеет сдержать негативные эмоции, попытается погасить конфликт разумными доводами. Когда родители уделяют своему ребёнку внимание, играют с ним, выслушивают его проблемы, обсуждают интересные темы для детей, они создают у подрастающего поколения оптимальные навыки общения.
    В последнее время появилось достаточно много семей, в которых родители сводят общение с ребёнком до формальных вопросов, не интересуясь заботами, проблемами маленького человечка. Вместо развивающихся игр, совместных занятий с ним, кроху учат обращаться с планшетом, ноутбуком, телевизором. Такие родители считают, что играя в компьютерные игры, ребенок будет развиваться быстрее и лучше, чем строя башни из кубиков, собирая конструктор. В семьях, где родители сбрасывают ответственность за воспитание своих отпрысков со своих плеч, у детей не появляется образца для нормального, продуктивного общения. Пока родители занимаются своей личной жизнью, работой, зарабатыванием денег, маленький человечек из такой семьи погружается в выдуманный мир компьютерных игр. Ребёнок из подобной семьи погружается в эмоционально закрытый кокон, никого не пуская к себе, не желает выстраивать общение в коллективе. Существуют и семьи, строящие отношения на жестком подавлении личности дошкольника. Интересы ребёнка в семье, где царит диктатура взрослых, никого из членов семьи не интересуют, не учитываются при построении каких либо планов. За любой промах в такой семье дети жестко наказываются, нередко в физической форме. Маленький человечек постоянно переносит насмешки, унижения, оскорбления, часто в присутствии других людей. Атмосфера в таких семьях не создана для развития коммуникативности, навыков общения. Страх, агрессивность, лицемерие, жестокость — вот что узнает на себе кроха в подобной семье. В детских коллективах, воспитанные таким образом, малыши могут использовать 2 линии поведения. Если у дошкольника сильный характер, а жестокое воспитание родителей такой карапуз принял, как норму поведения, то посещая детский сад этот дошкольник будет вести себя агрессивно, пытаться запугивать своих товарищей по группе. Слабохарактерный мягкий ребенок, запуганный, сломленный своими значимыми родными, будет скрытничать, врать, пытаться заискивать перед взрослыми и теми сверстниками, кто сильнее его. Неправильное семейное воспитание ребятни приводит к неумению крохи вписаться в окружающий социум. У детей из семей, с нарушенными внутрисемейными отношениями, не хватает психологической гибкости. Малыши не умеют правильно оценить текущий момент, не способны приспособиться к изменяющимся требованиям ситуации. Психологи выделили несколько причин, мешающих взаимодействию дошколят: агрессивное поведение, провоцирование конфликтов с последующим решением всех проблем силовым путем; развивающиеся болезненные состояния психики детей: возбудимость, нервозность, постоянная смена настроения, страхи, обостренная тревожность, чрезмерная плаксивость; неумение чувствовать эмоции сверстников, эмоциональная глухота; игнорирование всех контактов, замкнутость собственного мира, куда нет хода посторонним.
          Воспитателям и психологам, совместно с родителями придется долго заниматься с такими детьми, чтобы скорректировать поведение дошкольников, подготовить их к переходу в школьный социум. Только общими усилиями можно решить вопрос, как развить коммуникативность дошколят.

        

     
       

    Социальная коммуникация (прагматика) — Kid Sense Развитие ребенка

    Что такое социальная коммуникация (прагматика)?

    Социальная коммуникация или прагматика относится к тому, как дети используют язык в социальных ситуациях.

    Он состоит из трех компонентов, включая:

    1. Способность использовать язык для различных целей (например, приветствовать, информировать людей о вещах, требовать, приказывать, просить).
    2. Возможность адаптации языка , чтобы удовлетворить потребности слушателя или ситуации (например, говорить по-разному с ребенком по сравнению со взрослым, говорить громче, когда много шума, быть в курсе знаний слушателя и давать больше или меньше информации, когда это необходимо).
    3. Соблюдение часто «негласных» правил разговора и рассказывания историй (например, по очереди вести разговор, смотреть на говорящего, стоять на соответствующем расстоянии от говорящего, использовать мимику и жесты). Правила разговора часто различаются в разных культурах, внутри культур и в разных семьях. Поэтому человеку важно быстро понять правила человека, с которым он общается.

    Дети с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС, включая синдром Аспергера) и первазивное расстройство развития (не уточненное иначе) испытывают трудности с социальным общением (прагматические навыки).

     

    Почему важна социальная коммуникация (прагматика)?

    Социальная коммуникация (прагматика) важна для того, чтобы иметь возможность строить социальные отношения с другими людьми. Это также важно с академической точки зрения, так как многие мероприятия, основанные на учебной программе, основаны на работе в группах и общении между сверстниками.

     

    Какие строительные блоки необходимы для развития социальной коммуникации (прагматики)?
    • Рецептивная (понимающая) речь: Понимание языка.
    • Выразительный (использующий) язык: Использование языка посредством речи, жестов или альтернативных форм общения для сообщения желаний, потребностей, мыслей и идей.
    • Доязыковые навыки: Способы нашего общения без использования слов, включая жесты, мимику, подражание, совместное внимание и зрительный контакт.
    • Исполнительные функции: Навыки рассуждения и мышления высшего порядка.
    • Саморегуляция: Способность получать , поддерживать и изменять свои эмоции, поведение, внимание и уровень активности, соответствующие задаче или ситуации, социально приемлемым образом.

     

    Этапы развития социальной коммуникации (прагматики) следующие:

    ВОЗРАСТ        НАВЫК СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
    0-18 месяцев
    • Приносит предметы взрослому, чтобы показать их.
    • Пытается привлечь внимание звуками, жестами, захватывая рукой.
    • Машет в знак приветствия или прощания или говорит слово «до свидания».
    • Запрашивает вещи с помощью жестов, звуков или слов (например, тянется за печеньем в шкафу).
    • В знак протеста качает головой, издает звуки или отталкивает предметы.
    • Комментирует объект или действие, привлекая внимание взрослого, указывая, озвучивая или произнося слово (например, указывая на собаку и произнося «гав-гав» с намерением показать собаку взрослому).
    • Смотрит на говорящего или отвечает выражением лица, вокалом или словом/словами, когда кто-то говорит.
    18 месяцев – 2 года
    • Использует слова или короткие фразы для различных языковых функций (например, приветствие: «привет», «до свидания»; протест: «нет», «мой»; утверждение: «мяч синий»; указание направления: произнесение «мяч». », показывая вам, чтобы получить мяч).
    • Использует такие фразы, как «Что это?» чтобы привлечь внимание.
    • Называет предметы в присутствии других людей.
    • Участвует в словесной очереди.
    2–3,5 года
    • Может взять на себя роль другого человека в игре.
    • Участвует в большем количестве ходов во взаимодействии с другими.
    • Начинает понимать потребности других людей и будет говорить с младенцем иначе, чем со взрослым.
    • Подтверждает сообщения своего партнера по общению, говоря что-то вроде «ага», «хорошо», «мм».
    • Начинает использовать язык для фантазий и притворства.
    • Запрашивает разрешение на действия (например, «Мамочка, могу я выйти на улицу?»).
    • Начинает исправлять других.
    • Способен рассказывать простые истории и начинает делать предположения о том, что может произойти в истории (логический вывод).
    4–5 лет
    • Может правильно использовать такие термины, как «это», «тот», «здесь» и «там».
    • Более регулярно использует язык для обсуждения эмоций и чувств.
    • Использует косвенные запросы (например, «Я голоден», чтобы попросить еду).
    • Рассказывание историй развивается, и ребенок может описать последовательность событий (например, «Человек на лошади, он собирается перепрыгнуть через забор, а затем он собирается пойти домой»).
    5–6 лет
    • Способность рассказывать истории развивается, и теперь ребенок может рассказать историю с центральным персонажем и логической последовательностью событий, но все еще может испытывать трудности с концовкой (например, «Жил-был маленький мальчик по имени Джо, у которого есть сестра и брат и который любит ловить рыбу. Однажды …….»).
    • Начинает угрожать и может оскорблять.
    • Может хвалить других («Молодец, ты сделал это»).
    • Умение давать обещания (например, «Я обещаю, что сделаю это завтра»).
    Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с социальным общением (прагматические навыки)?

    Если у ребенка есть трудности с социальным общением, он может:

    • Трудно оставаться в теме разговора.
    • Не пытайтесь привлечь внимание взрослых, потому что они не умеют или делают это ненадлежащим образом.
    • Склонны стоять слишком близко к говорящему и не замечают личного пространства.
    • Рассказывать истории беспорядочно.
    • С трудом смотрит на говорящего или может слишком пристально смотреть на говорящего.
    • Доминирует в разговорах и не слушает.
    • Не просит разъяснений, если не понял.
    • Быть неспособным интерпретировать тон голоса других (например, не распознавать сердитый и счастливый голос).
    • Ограниченно используйте язык (например, только дает указания или делает заявления, но не здоровается и не задает вопросов).
    • С трудом понимает точку зрения другого человека.
    • Трудно заводить друзей.

    * В некоторых ситуациях дети нередко испытывают трудности с прагматическими или социальными коммуникациями. Однако, если они возникают часто или кажутся неуместными для их возраста, это может быть поводом для беспокойства.

     

    Какие еще проблемы могут возникнуть, если у ребенка есть трудности в общении (прагматике)?

    Если у ребенка есть трудности в общении, у него также могут возникнуть трудности с:

    • Поведение: Действия ребенка, как правило, по отношению к своему окружению (например, ребенок может проявлять поведение, такое как отказ идти на общественные мероприятия, включая дни рождения, или вести себя ненадлежащим образом, например, дергать сверстника за волосы или кричать на кого-то, чтобы привлечь их внимание).
    • Сенсорная обработка: Точная регистрация, интерпретация и реакция на сенсорную стимуляцию в окружающей среде и собственном теле.
    • Завершение академической работы (например, ребенок может неправильно интерпретировать устные или письменные инструкции к заданиям и/или бороться с образным письмом).
    • Планирование и определение последовательности: Последовательное многошаговое выполнение задачи или действия для достижения четко определенного результата.
    • Рабочая память: Способность временно сохранять и обрабатывать информацию, связанную с пониманием языка, рассуждениями и изучением новой информации; и обновлять эту информацию по мере изменения.
    • Рецептивная (понимающая) речь: Понимание языка.
    • Выразительный (использующий) язык: Использование языка посредством речи, жестов или альтернативных форм общения для сообщения желаний, потребностей, мыслей и идей.
    • Артикуляция: Четкость звуков речи и разговорной речи.
    • Беглость: Плавность или плавность воспроизведения звуков, слогов, слов и фраз при разговоре.
    • Игровые навыки: Добровольное вовлечение в самостоятельную деятельность, которая обычно связана с удовольствием и удовольствием, когда деятельность может быть, но не обязательно, целенаправленной.
    Что можно сделать для улучшения социальной коммуникации (прагматика)?
    • Совместная работа с персоналом дошкольных или школьных учреждений для установления общих целей общения и разработки стратегий поддержки ребенка в условиях класса.
    • Даты игр: Организация игр со сверстниками из школы, дошкольных учреждений, групп по уходу за детьми и дополнительных учебных групп, чтобы познакомить ребенка с подходящими способами взаимодействия со сверстниками.
    • Группы социальных навыков: Это группы, созданные специально для обучения навыкам социального взаимодействия.

     

    Какие действия могут помочь улучшить социальную коммуникацию (прагматика)?
    • Ролевая игра: Участвуйте в ролевых играх со взрослыми и другими детьми, чтобы имитировать социальные ситуации (например, поход по магазинам, поход в парк, посещение бабушек и дедушек).
    • Игры с чередованием: Занимайтесь играми по очереди, например, настольными играми, чтобы научить ребенка тому, что «проигрывать — это нормально».
    • Выражение лица: Посмотрите на выражение лица и обсудите чувства, связанные с выражением лица.
    • Мимика: Тренируйтесь, имитируя гримасы, выражающие разные чувства.
    • Описание занятий: Вместе смотрите на картинки, чтобы поощрить описательный язык по теме или предмету, а взрослый побуждает ребенка удерживать тему.
    • Куклы: Примите участие в ролевой игре или кукольном представлении после просмотра смоделированной ситуации.
    • Комиксы: Используйте подходящие комиксы, иллюстрирующие социальные ситуации (что можно или нельзя) и прямо рассказывая о том, что происходит.
    • Группы социальных навыков: Работайте со школой над созданием небольших структурированных групп, в которых можно практиковать социальные навыки (например, очередность, ожидание, ответы, сохранение темы, вопросы).
    • Социальные истории: Разрабатывайте социальные истории, которые показывают, как вести себя и реагировать в определенных социальных ситуациях.
    • Приветствия: Поощряйте вашего ребенка говорить «привет» и «до свидания» в социальных взаимодействиях.

     

    Почему мне следует обращаться за помощью к психотерапевту, если я замечаю трудности с социальным общением (прагматика)?

    Терапевтическое вмешательство, направленное на помощь ребенку с навыками социального общения, важно для помощи ребенку:

    • Узнайте, как правильно взаимодействовать с другими во время игры, разговора и взаимодействия.
    • Узнайте, как заводить друзей в школе и во внешкольных мероприятиях (например, заниматься спортом, посещать такие группы, как скауты).
    • Mподдерживать дружеские отношения со сверстниками.
    • Научитесь правильно реагировать во время общения со знакомыми людьми (например, родителями, братьями и сестрами, учителями, друзьями семьи) и незнакомыми людьми (например, со взрослыми и детьми, с которыми им может понадобиться общаться во время экскурсий или при посещении таких мест, как парк или бассейн) .
    • Развитие понимания и осведомленности о социальных нормах и овладение определенными социальными навыками (например, по очереди в разговоре, использование надлежащего зрительного контакта, вербальные рассуждения, понимание образного языка).
    • Некоторым детям, у которых есть трудности с прагматическими навыками, требуется подробное обучение тому, как взаимодействовать и общаться с другими людьми, поскольку эти навыки не являются для них естественными.

     

    Если не лечить, к чему могут привести трудности с социальной коммуникацией (прагматикой)?

    Когда у детей возникают трудности с социальным общением, у них также могут возникнуть трудности с:

    • Заведением новых друзей.
    • Поддержание дружбы со сверстниками.
    • Надлежащее взаимодействие с незнакомыми людьми (например, с владельцем магазина) и со специалистами, которых вам необходимо посетить на прием (например, к врачу, стоматологу).
    • Быть воспринятым другими как «грубый».
    • Взаимодействие с коллегами в рабочей среде.
    Какой вид терапии рекомендуется при затруднениях в социальной коммуникации (прагматика)?

    Если у вашего ребенка есть трудности с социальным общением, рекомендуется обратиться к логопеду.

    Если есть несколько проблемных областей (т. е. не только социальная коммуникация), для решения проблемных функциональных областей вполне могут быть рекомендованы как трудотерапия, так и логопедия. В этом преимущество выбора Kid Sense, который обеспечивает как трудотерапию, так и логопедию.

    Навыки социального общения для детей младшего возраста

    Обучение навыкам социального общения важно для того, чтобы ваш ребенок мог выражать то, что он хочет и в чем нуждается, а также в качестве первого кирпичика в отношениях. Общение может выглядеть по-разному для каждого ребенка. Аутичные люди часто начинают говорить позже, чем нейротипичные дети. Когда они говорят, они могут быть более буквальными в том, как они выражают свои мысли.

    Мы общаемся разными способами. Невербальные выражения, такие как указание на что-то, что они хотят, качание головой «да» или «нет» или срыв, могут быть способами поделиться своими чувствами. Для аутичных детей вспомогательные технологии, коммуникационные устройства или простой язык жестов могут быть полезными инструментами для тех, кто не говорит или имеет ограниченные вербальные способности к общению.

    Мы считаем, что у каждого должен быть способ связи. Без общения результатом является разочарование и вызывающее поведение. Поведение – это общение.

    Помочь ребенку освоить основы социального общения может показаться непосильной задачей, но стратегии и инструменты, основанные на фактических данных, могут помочь. Для постепенного обучения детей коммуникативным навыкам можно использовать логопедическую терапию, структурированные группы социальных навыков и другие терапевтические подходы.

    Для детей в возрасте до трех лет вы можете получить бесплатную помощь в рамках местной программы раннего вмешательства, обычно доступной в вашем округе или городе. В штате Огайо это Bright Beginnings для округа Кайахога, а в любом другом округе штата Огайо обращайтесь по адресу helpmegrow.ohio.gov. Эта страница Центров по контролю и профилактике заболеваний, посвященная раннему вмешательству, обеспечивает доступ к программам каждого штата. В возрасте трех лет и старше ваша школьная система может помочь с коммуникативными и социальными навыками.

    Будьте открыты для разных типов детей, у которых разные способы общения. На коммуникативные навыки вашего ребенка не повлияет присутствие детей, которые не находятся на том же уровне, что и они. Они по-прежнему будут учиться таким навыкам, как эмпатия и лидерство. Это часть обучения ваших детей тому, чтобы быть приветливыми и открытыми к людям, которые отличаются от них, и к тому, что каждый человек уникален и особенный.

    Для родителей более пострадавших детей важно, чтобы у детей была возможность иметь друзей, быть с людьми за пределами своей семьи и развивать свои навыки. Подумайте о своих взглядах как родителя и о том, как вы все можете учиться и расти.

    Советы, которые помогут вашему ребенку в развитии социального общения и социальных навыков

    Используйте наглядные пособия, такие как диаграммы с изображениями различных продуктов питания или игрушек, чтобы помочь вашему ребенку выразить то, что он хочет есть или с чем играть. Аутичные дети часто учатся визуально и хорошо реагируют на визуальные эффекты. Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с набором инструментов Milestones Visual Supports Tool Kit.

    Расписание с картинками представляет собой пошаговые инструкции с фотографиями или рисунками по тому, чему вы хотите научить, например, готовиться к дошкольному или детскому саду, ложиться спать или утренние процедуры.

    Начните терапию социальных навыков/социальной коммуникации с логопедом, психологом или социальным работником, который работает с детьми-аутистами. Рассмотрите возможности группы социальных навыков. Логопеды могут специализироваться на функциональной коммуникации, которая представляет собой практические навыки, такие как обучение тому, как вести разговор, а не воспроизведение звука и речи. Бесплатная справочная служба Milestones по аутизму может помочь вам связаться с этими терапевтами.

    После того, как ваш ребенок пойдет в школу (даже в дошкольном возрасте), вы можете запросить включение социальных навыков/коммуникативных навыков в Индивидуальную программу обучения (IEP) вашего ребенка. Вехи могут помочь вам найти эти ресурсы через нашу службу поддержки или индивидуальные или семейные консультации.

    Избегайте детского лепета, такого как «псевдонимы», которые не являются настоящими словами. Говорите настоящие слова во время разговора напевным голосом, это поможет увлечь вашего ребенка. Четко произносите слова, чтобы ребенок постепенно их выучил.

    Регулярно разговаривайте с ребенком, даже если он не говорит. Разговор, даже если он более односторонний, может помочь привлечь и научить их. Пойте с ними песни и пропускайте слова, чтобы они могли их заполнить (например, Ряд, ряд, ряд ваш ______ (сделай паузу, чтобы они вставили, сначала дай им слово), мягко вниз по ______ ). Это помогает построить обратную и обратную беседу.

    Регулярно читайте ребенку разные книги. Попробуйте разные книги с картинками, чтобы понять, что их интересует. Работайте над восприимчивой коммуникацией (имеется в виду то, что они понимают), попросив их указать на разные предметы на картинках. Когда они подрастут, вы сможете вместе придумывать истории, создавая своих персонажей или брать героев из любимых книг и придумывать новые истории.

    Свяжитесь с другими родителями, которые были там и могут поделиться своим опытом. Мы в Milestones готовы оказать вам поддержку и помочь найти ресурсы поддержки.

    Занятия

    Когда вы выполняете различные действия, вы можете рассказать своему ребенку, что вы делаете, чтобы помочь ему учиться. Сообщите ребенку, куда вы собираетесь пойти. Скажите им, чего ожидать и что они могут и не могут делать. Например: «Мы собираемся пойти в продуктовый магазин и купить продукты, которые нам понадобятся для следующего приема пищи, но мы не будем покупать конфеты». «Мы пойдем на детскую площадку покататься на качелях, пока не придет время забрать твоего брата». Затем, когда они привыкнут к такому подходу, вы можете спросить что-то вроде: «Что будет дальше?»

    Опирайтесь на интересы вашего ребенка. Может быть трудно подтолкнуть ребенка к тому, что ему не интересно, или если есть барьеры, которые мешают ему участвовать.

    Помните о проблемах вашего ребенка, включая сенсорные проблемы, при рассмотрении различных занятий или методов лечения. Ищите возможности, открытые или предназначенные для детей с особыми потребностями, и поговорите с руководителем, чтобы понять, как преподается эта деятельность.

    Для тех детей, которые проявляют некоторый интерес к другим детям, обычно наблюдается параллельная игра (также называемая игрой рядом), что означает сидение рядом с кем-то, играющим отдельно. Цель состоит в том, чтобы поощрять и развивать совместную и ролевая игру. Не расстраивайтесь, если это происходит медленно или нереалистично. Просто параллельная игра может научить вашего ребенка навыкам, которым он обычно не может научиться.

    В зависимости от интереса вашего ребенка к другим детям поощряйте дружеские отношения с помощью игр. Или запланируйте мероприятия, которые могут привлечь как детей, так и отработать навыки в небольшой группе по социальным навыкам/социальному общению.

    Со временем дети развиваются и меняются в своем собственном темпе.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *