Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Соотношение реактивности и активности: 8.3. Свойства темперамента

Структура, свойства и типы темперамента

Результаты исследований внутренней структуры темперамента, проведенных Б.М. Тепловым и В.Д. Небылицыным, привели к выводу о том, что темперамент человека имеет три главных, ведущих компонента [33, 54]:

  • Общая психическая активность – интенсивность и объем взаимодействия человека с окружающей средой (физической и социальной). «Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема – на другом» [33].
  • Особенности моторной сферы – состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости). По мнению Небылицына, особенности моторной сферы могут быть как рассмотрены отдельно, так и включены в состав общей психической активности.
  • Эмоциональность – комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. Выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивости и чуткости к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности или стабильности (быстроты смены эмоциональных состояний, их начала и прекращения).

Каждый из перечисленных компонентов, в свою очередь, обладает своей сложной структурой и различными формами проявлений. Все психологические компоненты структуры темперамента называют свойствами темперамента.

Изучая свойства темперамента, В.С. Мерлин выделил критерии отнесения тех или иных психологических особенностей к свойствам темперамента: «мы имеем необходимые основания для того, чтобы отнести к свойствам темперамента индивидуальные особенности, которые:

  • регулируют динамику психической деятельности в целом;
  • характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;
  • имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;
  • находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
  • однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Пользуясь перечисленными признаками, мы можем с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности» [29].

В настоящее время, по результатам исследований Теплова, Мерлина, Русалова и других, различают следующие основные свойства темперамента [1, 3, 8, 22, 24, 27, 36, 49]:

  1. Сензитивность (чувствительность) – определяется наименьшей силой внешних воздействий, необходимой для возникновения психической реакции человека, и скоростью возникновения этой реакции.
  2. Реактивность – сила непроизвольных эмоциональных реакций на внешние или внутренние воздействия.
  3. Активность – свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).
  4. Соотношение реактивности и активности – определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
  5. Пластичность – свидетельствует, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям.
  6. Ригидность – свидетельствует, насколько инертно и косно поведение человека.
  7. Темп реакций – характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.
  8. Экстраверсия, интроверсия – определяет, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
  9. Возбудимость внимания – чем меньше степень новизны привлекает внимание, тем более оно возбудимо у данного человека.
  10. Тормозимость – быстрота прекращения того или иного познавательного процесса.
  11. Переключаемость – скорость пе­реключения познавательных процессов с одного объекта на другой.
  12. Эмоциональная возбудимость – характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
  13. Эмоциональная стабильность – устойчивость настроения индивида к внешним и внутренним воздействиям.
  14. Впечатлительность – эмоциональная восприимчивость индивида, его чуткость к эмоциогенным воздействиям, способность найти почву для эмоциональной реакции там, где для других людей такой почвы не существует; сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила реакции на них.
  15. Эмоциональность – скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события.
  16. Импульсивностьбыстрота, с которой эмоция становится побудительной силой действия либо поступка без предварительного их обдумывания и сознательного решения выполнить их; проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности.
  17. Эмоциональная лабильность – скорость, с которой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. От эмоциональной лабильности зависит, как быстро и сильно человек «загорается» и с какой быстротой он «угасает».
  18. Резистентность – сопротивляемость неблагоприятным условиям, способность оказывать со­противление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тор­мозящим начатую деятельность.

Следует отметить, что перечисленные свойства темперамента в большинстве источников рядоположены, не систематизированы.

Многие исследователи рассматривают темперамент и критерии его типологии с точки зрения двух или нескольких свойств темперамента. Так, например, Я. Стреляу считает главными фундаментальными измерениями темперамента реактивность и активность, Г. Айзенк – экстраверсию / интроверсию и эмоциональную стабильность / нестабильность (нейротизм) [50], С.Л. Рубинштейн основывает типологию темпераментов на впечатлительности и импульсивности [49] и т.п.

Наиболее разработанной является типология темперамента И.П. Павлова, описанная на основании выделенных его последователями свойств темперамента. Пример такой характеристики типов темперамента приводит В. Д. Небылицын [33]:

  1. Для сангвинического темперамента характерны довольно высокая нервно-психическая активность, разнообразие и богатство мимики движений, эмоциональность, впечатлительность и лабильность. Вместе с тем эмоциональные переживания сангвиника, как правило, неглубоки, а его подвижность при отрицательных воспитательных влияниях приводит к отсутствию должной сосредоточенности, к поспешности, а иногда и поверхностности.
  2. Для холерического темперамента характерны высокий уровень нервно-психической активности и энергии действий, резкость и стремительность движений, а также сила, импульсивность и яркая выраженность эмоциональных переживаний. Недостаточная эмоциональная и двигательная уравновешенность холерика может выливаться при отсутствии надлежащего воспитания в несдержанность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю при эмоциогенных обстоятельствах.
  3. Темперамент флегматика характеризуется обычно сравнительно низким уровнем активности поведения и трудностью переключений, медлительностью и спокойствием действий, мимики и речи, ровностью, постоянством и глубиной чувств и настроений. В случае неудачных воспитательных влияний у флегматика могут развиться такие отрицательные черты, как вялость, бедность и слабость эмоций, склонность к выполнению одних лишь привычных действий.
  4. Меланхолический темперамент связывается обычно с такими характеристиками поведения, как малый уровень нервно-психической активности, сдержанность и приглушенность моторики и речи, значительная эмоциональная реактивность, глубина и устойчивость чувств при слабом внешнем их выражении. На почве этих особенностей при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у меланхолика могут развиться повышенная до болезненности эмоциональная ранимость, замкнутость и отчужденность, склонность тяжелым внутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого не заслуживают.

В то же время многие исследователи вовсе отказываются от типологии темперамента, считая, что число и многообразие всевозможных типов темперамента слишком велико: классическая классификация, включающая четыре типа темперамента, далеко не охватывает всех возможных вариантов. Кроме того, для разработки окончательной типологии темперамента необходимо полностью завершить изучение свойств нервных процессов, и обратиться к данной проблеме лишь основываясь на окончательных сведениях о биологических основах темперамента.

Таким образом, на современном этапе развития науки темперамент человека изучен недостаточно.

Далее: Общая характеристика эмоций

«Влияние темперамента на индивидуальный стиль общения»


жүктеу/скачать 24.13 Kb.

бет1/6
Дата21.09.2022
өлшемі24.13 Kb.
#296714

  1   2   3   4   5   6

Байланысты:
псих 14

    Бұл бет үшін навигация:
  • 2. Из чего состоит актуальность проблемы Ответ

Подготовить анкету № 2 на тему «Влияние темперамента на индивидуальный стиль общения»
1. Что такое темперамент7
Ответ: Темпераммент — врождённое (биологически и онтогенетически обусловленное) и неизменное свойство человеческой психики, определяющее реакции человека на других людей и обстоятельства. Термин введён в употребление Клавдием Галеном, в переводе с латыни означает «соразмерность», «правильная мера».
Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Темперамент — качество личности, сформировавшееся в личном опыте человека на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его подструктурам личности.
2. Из чего состоит актуальность проблемы?
Ответ: Актуальность проблемы: в психологии тема темперамента и его влияния на индивидуальный стиль деятельности является одной из самых значимых и исследуемых современных проблем психологии, т. к. его необходимо учитывать как в воспитании и обучении, так и в любой деятельности. Роль темперамента в труде и учебе заключаются в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний. Б.В. Овчинников, И.М. Владимирова, К.В. Павлов, А.В. Батаршев, уделяли пристальное внимание этой теме, в своих работах «Типы темперамента в практической психологии», «Темперамент и свойства высшей нервной деятельности», «Коррозия характера».
По вопросам изучения темперамента и его влияния на индивидуальный стиль деятельности проводятся ежегодные исследования и тестирования, а так же научные конференции в рамках психологии, но и нуждается еще в дальнейшей разработке.
Необходимо подчеркнуть, что нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что не возможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его отрицательных граней.

жүктеу/скачать 24.13 Kb.


Достарыңызбен бөлісу:

  1   2   3   4   5   6


©melimde.com 2023
әкімшілігінің қараңыз

Серия реактивности

— Таблица реактивности металлов, характеристики, использование

Что такое серия реактивности?

Дата последнего обновления: 07 апреля 2023 г.

Всего просмотров: 335,7 тыс.

Просмотров сегодня: 3,09 тыс. Итак, ряд реакционной способности металлов можно определить как ряд металлов, расположенных в порядке реакционной способности от наибольшей к наименьшей. Он также известен как серия действий. Реакционная способность металлов обусловлена ​​их неполными внешними орбиталями или электронной конфигурацией. Металлы образуют положительно заряженные ионы, поскольку они имеют тенденцию терять электроны. Металлы с большими атомными номерами, как правило, более реакционноспособны, поскольку их электроны находятся далеко от положительно заряженного ядра, поэтому их легко удалить.

 

(Image will be Uploaded Soon)

 

Long Tabular Form of the Reactivity Series 

Na

5

Sodium 

6 Железо0005

Symbol of Element 

Name of Element 

Reactivity

K

Калий

Наиболее реакционноспособный

↑ Reactivity Increases

↓Reactivity Decreases

Ca

Calcium 

Mg 

Magnesium 

Al 

Алюминий

Zn

Цинк

Fe

Pb 

Lead 

Hydrogen 

Cu

Copper 

Hg

Mercury 

Серебро

Серебро

Золото

Золото

0035

Pt

Платина

Наименее реактивный

В то время как металлы от магния до свинца могут реагировать с кислотами. Металлы от меди до платины крайне нереакционноспособны и не реагируют ни с какими другими веществами в нормальных условиях. По этой причине платина и золото не подвержены коррозии и не образуют оксидов. В то время как металлы, такие как цинк, алюминий, магний, кальций и т. д., легко образуют оксиды. Водород является неметаллом, но, тем не менее, он был включен в ряд по реакционной способности, поскольку помогает при сравнении реакционной способности металлов.

 

Реакционная способность металлов приведена ниже в другом табличном формате, где он указан вместе с его ионами. Здесь металлы разделяются по их реакции с холодной водой, горячей водой, кислотой и паром и по реакции с концентрированными минеральными кислотами. Вот табличный формат того же самого.

8 Реактивность0005005

0016 Mercury Hg

Металл

Ион

5

Extraction

Caesium Cs

Cs +

React with cold water

Electrolysis (a. k.a. electrolytic refining)

Rubidium Rb

Rb +

Калий К

К +

Na +

Lithium Li

Li +

Barium Ba

Ba +

Strontium Sr

Sr +

Calcium Ca

Ca +

Magnesium Mg

Mg +

очень медленно реагирует с холодной водой, но быстро

в кипящей воде и очень бурно с кислотами.

Beryllium Be

Be 2+

reacts with acids and steam

Aluminium Al

Al 3+

Titanium Ти

Ти 4+

reacts with concentrated mineral acids

pyrometallurgical extraction using magnesium,

or less commonly other alkali metals, hydrogen or calcium in the Kroll process

Manganese Mn

Mn 2+

реагирует с кислотами; очень плохая реакция с паром

Плавка с коксом

Zinc Zn

Zn 2+

Chromium Cr

Cr 3+

Aluminothermic reaction

Iron Fe

Fe 2 +

Smelting with coke

Cadmium Cd

Cd 2+

Cobalt Co

Co 2+

Nickel Ni

Ni 2+

Tin Sn

Sn 2+

Lead Pb

PB 2+

СУБА0038

Heat or physical extractions

Bismuth Bi

Bi 3+

Copper Cu

Cu 2+

React slowly with water

Вольфрам W

W 3+

Может реагировать с некоторыми сильными окисляющими кислотами

9034

Hg 2+

Silver Ag

A g+

Gold Au

Au 3+

 

Характерные черты ряда реакционной способности

  • Металлы, находящиеся в верхней части ряда реакционной способности, являются металлами с высокой электроположительностью. Электроположительный характер металлов уменьшается по мере продвижения вниз по ряду.

  • Восстанавливающая способность металлов уменьшается по мере продвижения вниз по ряду. Таким образом, калий является сильнейшим восстановителем.

  • По мере продвижения вниз по ряду реакционной способности способность металлов удалять водород из гидридов снижается.

  • Металлы, находящиеся в ряду реакционной способности выше водорода, могут удалять ионы водорода из разбавленной HCl или разбавленной серной кислоты.

  • Металл, который является более реакционноспособным, чем другие металлы, может удалять менее активный металл из своей соли. Таким образом, металлы, находящиеся в верхней части ряда реакционной способности, могут удалять металлы, находящиеся в нижней части ряда, из их солей.

  • Металлы, расположенные выше в ряду, могут быть извлечены электролизом. В то время как металлы от цинка до ртути могут быть извлечены простым восстановлением их оксидов, что является недорогим методом.

  • При движении вниз по ряду электронодонорная способность металлов уменьшается.

Важные области применения серии реактивности 

  • В реакции замещения – Реакции замещения – это реакции, в которых более активный металл вытесняет менее активный металл из его соли. Итак, по ряду реактивности можно сказать, какой металл вытеснит другой металл.

  • Реакция между металлами и водой. Металлы от калия до кальция могут реагировать с холодной водой и выделять газообразный водород. Уравнения реакции K и Ca с холодной водой: g)

     

    Калий Холодная вода Гидроксид калия Водород

     

    Примечание: Калий чрезвычайно бурно реагирует с водой с образованием бесцветного водного раствора KOH с выделением 12 молей газа h3. Полученный раствор является щелочным из-за растворенного гидроксида.

    Реакция 2:

    Ca + H 2 O (ж) → Ca(OH) 2 (водный) + ½ H : Ca практически не реагирует с холодной водой; однако он образует гидроксид кальция с выделением половины моля газа H 2 .

    • Реакция между металлами и кислотами – Свинец и другие металлы, которые более реакционноспособны, чем свинец, могут реагировать с соляной и серной кислотами с образованием солей. Таким образом, мы можем прогнозировать реакции по ряду реактивности. Химические уравнения реакции Pb с HCl и HSO 4 с образованием солей: 

    Реакция 1:   

    Pb (т) + 2HCl (водн.) → PbCl

     

    Примечание. Pb медленно реагирует с такими кислотами, как HCl и HNO 3 , и при реакции выделяет пузырьки газообразного водорода.

     

    Реакция 2:   

    Pb(s) + 2 H 2 SO 4 → PbSO 4 + SO 2 + H 2 O

     

    Свинец Серная кислота Сульфат свинца (II) Сернистый ангидрид Вода   

     

    Примечание: Свинец не реагирует с серной кислотой, поэтому реакция происходит в кипящем растворе. Свинец при взаимодействии с 2 молями HSO4 образует сульфат свинца (II), диоксид серы с выделением воды.

     

    Реакция одиночного замещения между металлами: Металлы с высоким рангом в ряду реакционной способности легко восстанавливают ионы металлов с низким рангом. Таким образом, высокоранговый металл легко вытесняет низкоранговый за счет единой реакции замещения, происходящей между ними. Одной из наиболее распространенных реакций замещения является замещение меди из сульфата меди цинком. Химическое уравнение этой реакции имеет вид:

     

    Zn (тв) + CuSO 4 ( водный раствор) → ZnSO 4 (водный раствор) + Cu (тв)

     

    Эта концепция используется в различных приложениях, в основном для извлечения металлов. Например, с помощью реакции однократного замещения магнием титан можно извлечь из тетрахлорида титана. Таким образом, чтобы предсказать результат одиночной реакции замещения, ряды реактивности становятся очень полезными.

     

    Короткий трюк для запоминания Реактивность, серия

    «Пожалуйста, отправьте обезьян и зебр Чарли в клетках из свинца и водорода в горы, надежно охраняемые Платоном».

    В приведенном выше предложении первый алфавит каждого слова обозначает элементы ряда реактивности в порядке их реакционной способности от высшей к низшей. Вы можете понять это лучше из таблицы, приведенной ниже.

    7599589

    Элементы серии реактивности 

    Предложение для запоминания серии 

    K (Potassium)

    Please 

    Na (Sodium)

    Send 

    Ca (Calcium)

    Charlie’s 

    мг (магний)

    Обезьяна

    AL (алюминий)

    и

    ZN (ZINC)

    (ZINC)

    (ZINC)

    (ZINC)

    (ZINC)0038

    Zebra 

    Fe (Iron)

    In 

    Pb (Lead)

    Lead &

    H (Hydrogen)

    Hydrogen

    CU (медь)

    Клетки

    HG (Mercury)

    в горах

    . 0016 Ag (Silver)

    Securely 

    Au (Gold)

    Guarded by

    Pt (Platinum)

    Plato 

    metal — What разница между активностью и реактивностью при обсуждении элементов?

    спросил

    Изменено 6 лет, 5 месяцев назад

    Просмотрено 7к раз

    $\begingroup$

    Я облажался, ответив на вопрос «верно/неверно», в котором говорилось, что литий — самый активный щелочной металл. Я ответил неверно, потому что вспомнил, что чем ниже в этой группе, тем взрывоопаснее элемент.

    Кажется, однако, я имел в виду

    реактивность , а не активность . Я знаю о рядах активности, и мне не хотелось бы запоминать это, но хотелось бы более глубокого объяснения разницы между активностью и реактивностью. Почему у нас есть эти два термина?

    • металл
    • реакционная способность

    $\endgroup$

    1

    $\begingroup$

    Действие представляет собой упорядоченный ряд, показывающий, какой элемент заменит другой элемент. Например, в растворе сульфата меди в воде кусок железа быстро покрывается медью, так как железо вытесняет медь из раствора, потому что железо более активно. Взрыва не произошло.

    $\ce{Fe(твердое железо) + CuSO4 (растворенный в воде) -> Cu(твердая медь) + FeSO4 (растворенный)}$

    Реакционная способность

    менее определена. В общем, это означает, насколько легко происходит какое-либо химическое изменение. Например, хлор, кислород и натрий очень реакционноспособны, легко присоединяются к другим элементам или заменяют элементы в соединениях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *