Принцип доминанты | это… Что такое Принцип доминанты?
Доминанта — устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения.
Содержание
|
История
Понятие введено российским физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским, который разрабатывал учение о доминанте с 1911 года, основываясь на работах Н. Е. Введенского и других физиологов; при этом первые наблюдения, указывающие на идею доминанты, были сделаны за несколько лет до этого.
Самое первое наблюдение, которое легло в основу понятия доминанты, было сделано Ухтомским в 1904 году:
Оно заключалось в том, что на собаке, в период подготовления к дефекации, электрическое раздражение коры головного мозга не даёт обычных реакций в конечностях, а усиливает возбуждение в аппарате дефекации и содействует наступлению в нём разрешающего акта.
Но как только дефекация завершилась, электрическое раздражение коры начинает вызывать обычные движения конечностей. [Ухтомский А. А., «Доминанта и интегральный образ», 1924]
Однако Ухтомский не обнародует сведений о доминанте в течение более чем десятилетия, вплоть до 1922 года, когда он выступил с докладом о доминанте. В 1923 он публикует работу «Доминанта как рабочий принцип нервных центров»; затем принцип доминанты обсуждается им во многих других, более поздних, работах. Слово «доминанта» Ухтомский заимствовал из книги Рихарда Авенариуса «Критика чистого опыта».
Принцип доминанты
Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции.
Одним из ярких примеров доминанты можно назвать доминанту полового возбуждения у кошки, изолированной от самцов в период течки. Различные раздражители (призыв к миске с едой, стук тарелок накрываемого стола) вызывают в данном случае не мяуканье и оживлённое выпрашивание пищи, а лишь усиление симптомокомплекса течки. Введение даже больших доз бромистых препаратов неспособно стереть эту половую доминанту в центрах..
Учение о доминанте и констелляции нервных центров
Доминанта, по мнению Ухтомского, есть комплекс определённых симптомов во всём организме — и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности. Она представляется не как топографически единый пункт возбуждения в центральной нервной системе, но как «определённая констелляция центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе». Констелляция нервных центров — взаимодействие нервных центров с постоянно динамически меняющимся состоянием.
Роль нервного центра может существенно изменяться: из возбуждающей становиться тормозящей для одних и тех же приборов в зависимости от состояния, переживаемого нервным центром в данный момент. В различных ситуациях нервный центр может приобретать разное значение в физиологии организма. «Вновь приходящие волны возбуждения в центрах будут идти по направлению главенствующего сейчас очага возбуждения».
Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей центральной нервной системы. Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» — возникающие в коре головного мозга — составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления».
Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским, его коллегами и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.
Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку (здесь можно провести параллель с гештальтом). Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.
Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы овладеть самим собою и другими, чтобы направить в определённое русло поведение и саму интимную жизнь людей, надо овладеть физиологическими доминантами в себе самих и окружающих. [Ухтомский А. А., «Доминанта и интегральный образ», 1924]
Свойства доминантного центра
- Повышенная возбудимость
- Способность к суммации
- Возбуждение характеризуется высокой стойкостью
- Возбуждение характеризуется высокой инертностью
Библиография
- Ухтомский А. А. Доминанта. — СПб.: Питер, 2002. ISBN 5-318-00067-3
См. также
- Ухтомский, Алексей Алексеевич
- Нервный центр
- Эмоционально-смысловая доминанта
Ссылки
- «Доминанта и скальпель» — небольшая статья об Ухтомском
- В. П. Зинченко, «Гипотеза о происхождении учения А. А. Ухтомского о доминанте»
- Статья В. Е. Хализева об Ухтомском в энциклопедии культурологии XX века
Принцип доминанты | это.
.. Что такое Принцип доминанты?Доминанта — устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения.
Содержание
|
История
Понятие введено российским физиологом Алексеем Алексеевичем Ухтомским, который разрабатывал учение о доминанте с 1911 года, основываясь на работах Н. Е. Введенского и других физиологов; при этом первые наблюдения, указывающие на идею доминанты, были сделаны за несколько лет до этого.
Самое первое наблюдение, которое легло в основу понятия доминанты, было сделано Ухтомским в 1904 году:
Оно заключалось в том, что на собаке, в период подготовления к дефекации, электрическое раздражение коры головного мозга не даёт обычных реакций в конечностях, а усиливает возбуждение в аппарате дефекации и содействует наступлению в нём разрешающего акта.
Но как только дефекация завершилась, электрическое раздражение коры начинает вызывать обычные движения конечностей. [Ухтомский А. А., «Доминанта и интегральный образ», 1924]
Однако Ухтомский не обнародует сведений о доминанте в течение более чем десятилетия, вплоть до 1922 года, когда он выступил с докладом о доминанте. В 1923 он публикует работу «Доминанта как рабочий принцип нервных центров»; затем принцип доминанты обсуждается им во многих других, более поздних, работах. Слово «доминанта» Ухтомский заимствовал из книги Рихарда Авенариуса «Критика чистого опыта».
Принцип доминанты
Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции.
Одним из ярких примеров доминанты можно назвать доминанту полового возбуждения у кошки, изолированной от самцов в период течки. Различные раздражители (призыв к миске с едой, стук тарелок накрываемого стола) вызывают в данном случае не мяуканье и оживлённое выпрашивание пищи, а лишь усиление симптомокомплекса течки. Введение даже больших доз бромистых препаратов неспособно стереть эту половую доминанту в центрах..
Учение о доминанте и констелляции нервных центров
Доминанта, по мнению Ухтомского, есть комплекс определённых симптомов во всём организме — и в мышцах, и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности. Она представляется не как топографически единый пункт возбуждения в центральной нервной системе, но как «определённая констелляция центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе». Констелляция нервных центров — взаимодействие нервных центров с постоянно динамически меняющимся состоянием.
Роль нервного центра может существенно изменяться: из возбуждающей становиться тормозящей для одних и тех же приборов в зависимости от состояния, переживаемого нервным центром в данный момент. В различных ситуациях нервный центр может приобретать разное значение в физиологии организма. «Вновь приходящие волны возбуждения в центрах будут идти по направлению главенствующего сейчас очага возбуждения».
Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей центральной нервной системы. Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» — возникающие в коре головного мозга — составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления».
Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским, его коллегами и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.
Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия. Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку (здесь можно провести параллель с гештальтом). Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука, подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.
Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы овладеть самим собою и другими, чтобы направить в определённое русло поведение и саму интимную жизнь людей, надо овладеть физиологическими доминантами в себе самих и окружающих. [Ухтомский А. А., «Доминанта и интегральный образ», 1924]
Свойства доминантного центра
- Повышенная возбудимость
- Способность к суммации
- Возбуждение характеризуется высокой стойкостью
- Возбуждение характеризуется высокой инертностью
Библиография
- Ухтомский А. А. Доминанта. — СПб.: Питер, 2002. ISBN 5-318-00067-3
См. также
- Ухтомский, Алексей Алексеевич
- Нервный центр
- Эмоционально-смысловая доминанта
Ссылки
- «Доминанта и скальпель» — небольшая статья об Ухтомском
- В. П. Зинченко, «Гипотеза о происхождении учения А. А. Ухтомского о доминанте»
- Статья В. Е. Хализева об Ухтомском в энциклопедии культурологии XX века
Гегемония | Определение, теория и факты
- Связанные темы:
- политическая власть
Просмотреть весь связанный контент →
гегемония , Гегемония, господство одной группы над другой, часто поддерживаемое легитимирующими нормами и идеями. Термин гегемония сегодня часто используется как сокращение для описания относительно доминирующего положения определенного набора идей и связанной с ними тенденции становиться здравомыслящими и интуитивными, тем самым препятствуя распространению или даже артикуляции альтернативных идей. Связанный термин гегемон используется для обозначения субъекта, группы, класса или государства, осуществляющего гегемонистскую власть или ответственного за распространение гегемонистских идей.
Гегемония происходит от греческого термина hēgemonia («господство над»), который использовался для описания отношений между городами-государствами. Его использование в политическом анализе было несколько ограничено до его интенсивного обсуждения итальянским политиком и философом-марксистом Антонио Грамши. Обсуждение Грамши гегемонии вытекало из его попыток понять выживание капиталистического государства в наиболее развитых странах Запада. Грамши понимал господствующий способ правления как классовое правление и был заинтересован в объяснении того, каким образом конкретные институциональные формы и материальные производственные отношения вышли на первый план. Господство класса и, таким образом, воспроизводство связанного с ним способа производства может быть достигнуто путем грубого господства или принуждения. Тем не менее, ключевое наблюдение Грамши заключалось в том, что в развитых капиталистических обществах увековечение классового господства достигалось, в основном, на основе консенсуса — посредством интеллектуального и морального лидерства. Таким образом, анализ гегемонии Грамши включает в себя анализ способов, которыми такие капиталистические идеи распространяются и принимаются как здравые и нормальные. Класс-гегемон — это класс, способный добиться согласия других социальных сил, и удержание этого согласия — постоянный проект. Для обеспечения этого согласия требуется, чтобы группа понимала свои собственные интересы в отношении способа производства, а также мотивы, стремления и интересы других групп. При капитализме Грамши наблюдал неустанный вклад институтов гражданского общества в формирование массового сознания. Через свою концепцию народно-народного он также показал, как гегемония требует артикуляции и распространения народных идей за пределами узких классовых интересов.
Анализ буржуазной гегемонии, проведенный Грамши, был основан на подробном историческом анализе, но он также имел явные последствия для революционной социалистической стратегии. Получение согласия до прихода к власти является очевидным следствием, и здесь Грамши предложил различие между двумя стратегиями: маневренной войной (по сути, полным лобовым нападением на буржуазное государство) и позиционной войной (взаимодействие с механизмами власти и подрыв их). идеологическое господство буржуазии). Но важно признать, что Грамши понимал гегемонию не только с точки зрения идей, но и в отношении процессов производства.
Одно из наиболее обширных применений концепции гегемонии Грамши относится к анализу международных отношений и международной политической экономии через так называемый транснациональный исторический материализм. Ученые в рамках этой традиции старались отличать свой проект от того, как гегемония использовалась в рамках ортодоксальных (преимущественно) реалистических международных отношений, или МО ( см. международные отношения, исследование). В государственно-ориентированном анализе международных отношений гегемония означает существование в международной системе доминирующего государства или группы государств. В области реалистического анализа, известной как теория гегемонистской стабильности, наличие гегемона (скажем, Британии в XIXХХ века и США после 1945 г.) порождает модели стабильности в международной системе. Гегемон заинтересован в сохранении системы и поэтому готов гарантировать безопасность системы своей военной мощью. В то же время гегемон отвечает за формулирование правил, регулирующих взаимодействие в рамках международной системы.
Транснациональная историко-материалистическая школа рассматривает государства как важные компоненты гегемонистских порядков, но связывает гегемонию с экономическими, политическими и социальными структурами, которые способствуют определенным моделям производства в рамках мировой экономики. Эти мировые порядки функционируют посредством распространения правил и норм, многие из которых получают легитимность через международные организации и институты, и из которых наиболее важные имеют тенденцию управлять валютными и торговыми отношениями. Международные институты, таким образом, рассматриваются либо как каналы легитимации определенных режимов капиталистического накопления, либо как средства поглощения потенциально контргегемонистских идей и социальных сил. Так, например, гегемонистский порядок XIX в.20-й век был обеспечен такими институтами, как золотой стандарт и такие нормы, как свободная торговля, а также британской военной мощью и глобальным охватом британской империи.
Бен Розамонд
Введение в реализм в международных отношениях | Последние новости | Новости | Центр международной безопасности ND
Автор: Международный центр безопасности Нотр-Дам.
В рамках изучения международных отношений (МО) практикующие политологи исследуют множество идеологий, к которым часто стремятся. Будь то теория либерализма, марксизма, конструктивизма или любой другой доминирующей теории, реализм в международных отношениях по-прежнему остается одной из самых доминирующих. Что такое реализм и почему он продолжает доминировать в исследованиях международных отношений? Какова его история и кто самые известные реалисты?
Что такое реализм?
После Второй мировой войны реализм считался самой доминирующей школой мысли, и он остается вездесущим в политике двадцать первого века. Теория реализма постулирует пять основных положений:
- Международная политика анархична;
- Суверенные государства являются основными субъектами международной политики;
- Государства являются рациональными унитарными акторами, действующими в соответствии со своими собственными национальными интересами;
- Основными целями государства являются собственная национальная безопасность и выживание;
- Национальная мощь и возможности являются ключевой лакмусовой бумажкой для отношений между государствами.
Подводя итог, реализм говорит, что национальные государства (или «государства») являются главными персонажами разворачивающейся истории международных отношений. Существуют и другие персонажи — в частности, отдельные люди и предприятия, — но их власть ограничена. Во время войны государства будут говорить и действовать как единое целое, руководствуясь своими собственными национальными интересами.
Краткая история реализма в международных отношениях
Как и многие другие аспекты международных отношений, теория реализма берет свое начало в «Истории Пелопоннесской войны» Фукидида. В то время как Фукидид не считается реалистом, поскольку эта теория не получила названия до двадцатого века, современные ученые и теоретики провели сравнение между моделями мышления и поведения, о которых он писал в Древней Греции, и моделями более современного контекста. Это подтверждает идею о том, что реализм на самом деле является вневременной теорией, которая является частью нашей истории.
.Директор Международного центра безопасности Нотр-Дам (NDISC) Майкл Деш говорит: «Почти 2500 лет назад афинский историк заявил, что его история войны между Афинами и Спартой будет долгой работой, потому что она отразила основную динамику международной политики: постоянная борьба за власть. Мыслители и государственные деятели продолжают возвращаться к Фукидиду, потому что они постоянно открывают и вновь открывают для себя это ключевое понимание».
Вскоре после Фукидида, но в другой части мира, индийский писатель Чанакья написал «Артхашастру», что переводится как «Наука о материальной выгоде» или «Наука о политике». цель состоит в том, чтобы увеличить мощь своего государства, расширить свою империю и уничтожить своего врага. «Нельзя ни подчиняться бесхарактерно, ни жертвовать собой в безрассудной доблести, — сказал он, — лучше проводить такую политику, которая позволит выжить и жить, чтобы сражаться в другой день».
Другие писатели, которые помогли разработать теорию реализма, включают Никколо Мечиавелли, Томаса Гоббса, Жан-Жака Руссо и Ганса Дж. Моргентау.
6 принципов реализма Моргентау
В своей книге «Политика среди народов: борьба за власть и мир» Ганс Дж. Моргентау определил шесть принципов политического реализма:
- Политика, как и общество, управляется объективными законы, уходящие корнями в человеческую природу;
- Международная политика формируется интересами государства, особенно с точки зрения власти;
- Интерес к власти объективен и универсален, но не фиксирован — есть место нюансам;
- Реализм осознает моральное значение политических действий. Другими словами, если дружественная страна подвергается нападению, как бы мы ни хотели помочь, может быть нереалистично полагать, что мы можем сделать это без неприемлемого риска;
- Реализм не уподобляет моральные устремления отдельной нации моральным законам, управляющим Вселенной. Итак, если одна страна вторгается в другую по воле Бога, реалисты не считают это уважительной причиной войны;
- Реализм глубоко отличается от других школ мысли. Реалисты осознают существование и актуальность других областей и экспертов внутри, но иногда политику необходимо отделять от экономики, морали и даже права:
Моргентау говорит, что реалист «думает в терминах интереса, определяемого как власть, так же как экономист мыслит в терминах интереса, определяемого как богатство; юрист — о соответствии действий правовым нормам; моралист, о соответствии действия моральным принципам».
Что ждет реализм в международных отношениях в будущем?
Как уже отмечалось, реализм был доминирующей теорией международных отношений на протяжении почти столетия, особенно во время холодной войны, но многие исследователи международных отношений задаются вопросом, что ждет эту теорию в будущем и ее роль в развитии международной безопасности. В статье «Внешняя политика» 2018 года профессор Гарвардского университета по международным отношениям Стивен Уолт сказал, что, несмотря на официальные заявления правительства о действиях, основанных на реализме, и демократы, и республиканцы продемонстрировали тенденцию рассматривать внешнюю политику через призму либерального идеализма, формируя политический климат как жесткое разделение между добродетельными союзниками (обычно демократиями) и злыми противниками (обычно диктатурами).