Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сознание предполагает способность человека отражать действительность: Проверочная работа по теме «Сознание»

Деятельность человека — Обществознание — Презентации

§ 5. Деятельность — способ существования людей.

Задание 2 (ЕГЭ)Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Биологическая природа человека, инстинктивное поведение, физиологические потребности, физическое развитие, возрастные особенности развития психики.

Задание 4 (ЕГЭ)Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.

2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.

3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Задание 5 (ЕГЭ)Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА

A) способность к продолжению рода

ПРИРОДА КАЧЕСТВ

1) социальная

Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды

B) способность накапливать знания и трудовые навыки

2) биологическая

Г) способность видеть цель своих действий

Д) способность оценивать себя и других

Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себя.

Характерные черты деятельности

сознательный характер

преобразующий характер

Потребность — это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.

Естественные потребности

Социальные потребности

Идеальные потребности

Структура деятельности и её мотивация

продукты

Цель

средства деятельности

мотивы

Задание 3 (ЕГЭ)

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».

1) Субъект 4) статус 7) результат

2) Объект 5) нормы

3) Цель 6) средства

Задание 4. (ЕГЭ) Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) чтение учебников, справочной литературы

2) поступление в вуз

3) получение высокого балла

4) проведение экзамена

5) консультации педагогов

6) получение аттестата о среднем общем образовании

Задание 6. (ЕГЭ) Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) поступление в институт

2) занятия в художественной студии

3) изучение математики

4) получение профессии архитектора

5) опыт создания собственных работ

6) выбор профессии

Задание 6 (ЕГЭ) Группа старшеклассников работает над проектом «Экологическая ситуация в нашем крае: проблемы и пути разрешения». Ребята собирают статистический материал, встречаются с представителями местной власти, изучают литературу. Каковы возможные результаты этой деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Совершенствование системы внутришкольного контроля.

2) Выбор средств обучения, отвечающих новым требованиям.

3) Предложения по улучшению экологической ситуации в регионе.

4) Знакомство с состоянием дел в своём крае.

5) Развитие навыков сбора и обработки информации.

6) Стремление лучше подготовиться к сдаче экзамена.

Задание 6 (ЕГЭ)Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Выбрал учебные пособия для подготовки.

2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.

4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.

5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.

6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.

Многообразие деятельности

Задание 1 (ЕГЭ)

Сознание — высшая, свойственная человеку форма обобщённого и целенаправленного отражения действительности; совокупность психических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира.

Задание 4 (ЕГЭ) Выберите верные суждения о сознании человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чувственных, так и в логических образах.

2) Сознание включает в себя все психические процессы, свойства и состояния человека.

3) Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных.

4) Эмоции являются одним из компонентов сознания.

5) Поведение человека полностью определяется сознанием.

Задание 4 (ЕГЭ) Выберите верные суждения о религиозном и светском сознании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для религиозного сознания характерно восприятие нравственных норм как производных воли высших сил.

2) Для светского и религиозного сознания не характерно взаимодействие.

3) Позиция религиозного сознания — отделение церкви от школы и государства.

4) Религиозное сознание может сформироваться у человека в зрелом возрасте.

5) В религиозном сознании может соединяться адекватное содержание действительности и иллюзии.

Закрепление

Задание 4 (ЕГЭ) Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.

2) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.

3) В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.

4) Деятельность человека вызывается социальными потребностями.

5) Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.

Задание 4 (ЕГЭ) Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

2) Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4) Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

5) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

Структура, функции и модели сознания. Соотношение сознания и самосознания

Современная философская наука видит сознание как единую систему. Варьируется в рамках одной философской или научной концепции лишь набор составляющих её элементов.

Модели сознания

Сравнивая несколько моделей сознания, можно понять, чем они отличаются друг от друга и из каких базовых элементов состоят. Для сравнения возьмём модели сознания, которые характерны общей и глубинной психологии.

Общая психология складывается из трёх сфер сознания:

  • Когнитивной.
  • Эмоциональной.
  • Волевой.

Когнитивная область представлена познавательными способностями человека, психологическими процессами получения знаний и результатами этой самой познавательной деятельности или попросту знаниями.

Когнитивная сфера состоит из познавательных способностей человека. Здесь говорится о чувственности и рационализме.

Чувственная и рациональная способности

Чувственная способность – это то, что человек ощущает, а точнее его способность воспринимать действительность, которая является основой для рационального познания. Чувственная способность, в свою очередь, состоит из:

  • Ощущения – определение отдельных свойств объекта. В этом базисе человек устанавливает, например, вкус: кислое, сладкое и т.п. Ощущения – это предпосылка восприятия.
  • Восприятия – комплексные ощущения, которые появляются, чтобы проиллюстрировать свойства объекта, который их вызвал.
  • Представления – образ предмета, который появляется в сознании человека, но при этом он сам не оказывает воздействие на органы чувств.

Представление сочетает в себе характеристики и чувственной способности человека, и рациональной. Представление и восприятие подобны между собой тем, что они создают образ конкретного предмета, а отличаются тем, что представление никак не связано с определённой ситуацией, тем самым помогает человеку освободиться от воспринимаемой реальности.

Рациональная познавательная способность доминирует в познавательной сфере. В силу того, что эта способность побуждает сознание формировать некоторые понятия, суждения и умозаключения.

Определение 1

Понятие – это мыслительная форма, которая обобщает и выделяет предметы по их подобию.

Определение 2

Суждение – это мыслительная форма, которая обозначает наличие или отсутствие у предмета определённых свойств или отношений.

В качестве примера суждения можно привести следующие фразы: «Этот человек занимается изучением философской науки», «Некоторые животные относятся к диким», » На улице светит солнце». Суждение способно образовываться на чувственном уровне отображения реальности. Пример следующий: «Это кот», такая фраза характерна ситуации, когда имеется в виду какой-то конкретный серый кот, в данный момент, лежащий на стуле. Эта фраза не охватывает всех котов на свете, которые сидят, лежат, охотятся, спят, уличные, домашние и т.п.

Определение 3

Умозаключение – мыслительная форма, в которой из одного, двух и более суждений образовывается третья.

Умозаключение образуется на основе понятий и суждений и в конечном итоге представляет собой подвижную форму абстрактного мышления.

Пример 1

Примером умозаключения служит фраза: «Все воробьи птицы; некоторые воробьи серые; из этого следует, что некоторые птицы серые».

Внимание и память

Познавательная сфера помимо рациональной и чувственной способности состоит также из внимания и памяти.

Определение 4

Внимание – это способность сосредотачивать умственные усилия на определённом объекте, явлении или событии.

Определение 5

Память – это способность сохранять и накапливать информацию, при необходимости использовать её. Она же является гарантом целостности всех элементов сознания.

Когнитивная память делится на две формы:

  • Образную.
  • Мыслительную.

Образная проявляется посредством зрительных, слуховых, обонятельных и иных чувств. Мыслительная выступает в качестве своеобразного фиксатора для слов и понятий.

Интеллект, внимание, память и чувства являются основой для образования чувственных и понятийных образов, которые являются составляющими элементами познавательной сферы сознания.

 

Содержание эмоциональной сферы наполнено потребностями, интересами и целями, а составляют её аффекты, эмоции и ощущения. Они возникают как ответ на эмоциональные переживания и отношение человека к тому, что он видит, слышит и познаёт. Стоит отметить, что эмоциональная сфера связана с волевой, в силу того, что посредством эмоций человек выражает свои потребности и суть собственных мотиваций и действий.

Воля

Волевая сфера состоит из мотивов, интересов, и потребностей. Управляет этими элементами способность достигать поставленных целей. Воля, в этой структуре является ключевой способностью, которая предполагает умение концентрировать внимание на конкретном объекте или цели, при этом достигать их.

Интуиция

Одной из составляющей структуры сознания является также интуиция.

Определение 6

Интуиция – это способность, обеспечивающая переход от образного мышления к рациональному и обратно.

Такой переход обычно выглядит как скачок, его трудно предсказать. Интуицию делят на два вида:

  • Конкретную.
  • Абстрактную.

Конкретная интуиция носит фактический характер и относится к чувственной когнитивной способности. Абстрактная базируется на идеальных связях и отношениях действительности, она характерна абстрактному мышлению.

Интуиция отличается от всех психических функций человека, в первую очередь потому, что является скачкообразной, а также потому, в какой форме закрепляются в сознании результаты интуитивного процесса: эмоции, ощущения, понятия. Однако интуиция всегда явно отличается от мышления или ощущения, в силу того, что интуитивные прозрения даются не опосредовано, а в качестве понятий или суждений.

Воображение

Воображение является важной составляющей интуиции. Оно имеет способность явно представлять объект исследования. Образ, который создаётся в воображении, разнится с тем, который формируется посредством ощущений, потому как он никак не связан с конкретными условиями. Воображение базируется на ощущениях и образном мышлении, которое превосходит его, потому как даёт возможность представить предмет таким образом, каким его невозможно увидеть в действительности.

Структура сознания глубинной психологии

К. Г. Юнг предлагает структуру сознания, которая бытует в глубинной психологии. Где ключевая функция сознания заключается в адаптации, а не в познании, как это есть в общей психологии. Автор отмечает четыре психические функции, проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях:

  • Мышление.
  • Чувство.
  • Ощущение.
  • Интуиция.

Мышление – это способность умственного познания и создание его логических результатов. Чувство – это способность объективно оценивать действительность. Ощущение – Это способность воспринимать действительность, опираясь на возможности органов чувств. Интуиция – это бессознательное восприятие того, что содержится в бессознательном.

Успешно адаптироваться к жизненным реалиям человеку помогают сразу четыре функции. Однако К. Юнг считает, что развить их все одинаково хорошо невозможно. Обычно, одна из них играет главную роль, что делает её полностью сознательной. Остальные же находятся на границе сознательного и бессознательного. Они бесконтрольны и способны проявляться как отклик на внешние обстоятельства.

Замечание 1

К. Юнг называет ведущую психическую функцию доминирующей. На основе доминирующей функции, автор определяет тип личности: ощущающий, интуитивный, мыслительный или чувствующий.

Психологические типы личности

Всякий психологический тип личности односторонен. К примеру, ощущающий тип ограничивается восприятием реальности. Он не станет анализировать ситуацию или размышлять над сложившимися обстоятельствами, не будет выстраивать прогнозы на будущее.

Мыслительному типу не характерна способность адаптироваться к сложившимся условиям, если он не может на уровне интеллекта понять данную ситуацию.

Чувствующий тип опирается лишь на собственные ощущения, которые выражаются в «приятно-неприятно».

Интуитивному типу чужды беспокойства за идеи, эмоции или реальность. Он находится под влиянием внутренних чувств, которые невозможно выразить или рационально познать.

Важно понимать, что каждый тип, осознавая, что им правит та или иная способность, реально осознаёт, что у него есть и другие не ключевые способности, помогающие ему оценивать действительность.

Замечание 2

Человеку характерно подавлять противоположную своему психотипу способность. Это значит, что мыслительный подавляет чувствительный, ощущающий – интуитивный. Эта психологическая односторонность сознания может послужить толчком к нарушению равновесия, но она вовремя компенсируется бессознательным, тем самым адаптирует человека к миру. Таким образом, можно утверждать, что сознательное и бессознательное не находятся в конфликте друг с другом, а наоборот дополняют одно другого.

Самосознание личности

Самосознание оказывает объединяющее действие на личность и собирает воедино мысли, чувства, поступки и оценку своего места в обществе.

Определение 7

Самосознание – это одномоментная способность человека отражать явления и события внешнего мира, при этом понимать собственное сознание.

Философы не могут прийти к общему мнению по отношению взаимосвязи сознания и самосознания. Одни уверены, что самосознание – это высшая форма сознания, которая характерна только взрослому человеку и чужда ребёнку. Другие утверждают, что самосознание – это элемент любого сознания, который не зависит от возраста или ясности.

Самосознание – это любое самоотражение, которое происходит на уровне мышления, эмоций, ощущений и чувств. Если говорить о сознании в этом контексте, то оно является контролируемым процессом, отражающим действительность, а личность становится частью этой действительности. В таком подходе сознание видится как целостность самопознания или иными словами активность сознания, направленная на самого себя, или иносознания – активность, сфокусированная во внешнем мире.

Степень ясности сознания может разниться. Это характерно как в пределах одной личности, так и у разных людей. Это зависит от множества обстоятельств. Самопознание проявляется в пределах широкого диапазона: от смутных телесных ощущений до интенсивных размышлений о своей сущности. Самосознание человека сохраняется в практически в любом состоянии, даже в условиях полной рассеянности или концентрировании внимания на внешних обстоятельствах. Основой самосознания представляется чувство «я», оно испаряется только в особых ситуациях: обморок, кома и т.п. Чувство «я» – это ядро, вокруг которого образуется оболочка из уровней сознания и самосознания.

Важно заметить, что самосознание состоит из тех же компонентов, что и сознание, в силу того, что самосознание является безусловным компонентом любого сознательного акта. Знание не является единственным актом сознания или самосознания. Они также состоят из переживаний, самоконтроля и самооценки. Стоит отметить, что нельзя не учитывать и тот факт, что оценки и самооценки могут быть ошибочными, а самоконтроль подвержен сбоям. Таким образом, сознание не функционирует как логический автомат или механизм, оно регулярно меняется под воздействием внешних факторов, а также подвержено исправлению при актах коммуникации с другими людьми.  

В древние времена Сократ сформулировал идею о том, что знание о внешнем мире ущербно, если оно не подкреплено самосознанием. Он утверждал, что самосознание является смыслом философии. В средневековой философии также много говорилось о самосознании. Религиозная окраска философской науки в Средние века понуждала человека преобразовывать телесную природу, которая тесно была связана с грехом. Ведь прежде, чем осознать Бога, нужно познать себя. В Новое время мыслители рассуждали о том, что познание связано с человеческими когнитивными способностями, отсюда логично предположить, что человек знает о своём сознании. Новое время отмечено идеями о том, что сознание не может существовать без самосознания, при этом самосознание заключается в мышлении.

Эта идея является ключевой и в немецкой философии. А современная экзистенциальная и феноменологическая философия полагают, что самосознание и сознание едины и целостны. Хотя ещё в эпоху Нового времени, эти идеи не имели под собой никакой логической основы. Современные интерпретации говорят о проблеме самосознания и рефлексии человека о самом себе, о собственных возможностях познать самого себя и свои ощущения в полном объёме.

Действительно ли сознание является системой памяти для нашего взаимодействия с реальностью? Новое исследование говорит, что возможно.

Недавнее исследование, опубликованное в журнале Cognitive and Behavioral Neurology , предлагает новую теорию сознания, предполагающую, что субъективное осознание — это просто система памяти, которая записывает наши бессознательные взаимодействия с реальностью.

В отличие от других теорий о тайне сознания исследователи предполагают, что большую часть времени люди не принимают решений напрямую и не воспринимают внешний мир. Вместо этого эти действия выполняются бессознательно, а через миллисекунды мы сознательно вспоминаем о них.

«Подавляющее большинство, если не все, человеческое поведение на самом деле осуществляется бессознательно, а сознание — это просто память о выполнении определенных действий», — сказал доктор Эндрю Бадсон, профессор неврологии Бостонского университета, в электронном письме на номер . Подведение итогов .

Бадсон, ведущий автор статьи под названием Сознание как система памяти , говорит, что идея о том, что все наши решения и действия принимаются бессознательно — и что мы просто обманываем себя, веря, что принимаем их сознательно, — может привести к некоторым тревожные вопросы о свободе воли.

Тем не менее, исследователи отмечают, что несколько исследований уже продемонстрировали, что сознательное осознание решений или действий происходит только после бессознательного выполнения физиологических действий.

«Этот порядок несовместим с идеей о том, что восприятие, решения и действия возможны только при наличии сознательного осознания и мышления», — пишут исследователи.

Нейрофизиолог доктор Бенджамин Либет, пионер в области человеческого сознания, продемонстрировал превосходство бессознательного над сознательными мыслями и действиями в серии новаторских экспериментов в 1980-е годы.

Измеряя неврологическую электрическую активность участников исследования, когда их попросили выполнить ряд простых задач, доктор Либет обнаружил, что области мозга, ответственные за движение, активизируются за несколько сотен миллисекунд до того, как будет принято сознательное решение совершить произвольное действие.

Явно сродни квантовой запутанности и «жуткому действию на расстоянии» Альберта Эйнштейна четыре десятилетия спустя, но до сих пор нет согласия большинства относительно интерпретации или значения экспериментов Либета. Это, пожалуй, неудивительно, учитывая потенциальные последствия результатов Либета для философской концепции свободы воли.

Со своей стороны, д-р Либет не верил, что его результаты опровергают понятие свободы воли. Вместо этого, по словам доктора Либета, он обнаружил, что участники исследования по-прежнему обладали сознательной способностью «наложить вето» на бессознательно принятое решение посредством процесса, который иногда называют «свободой воли».

В разговоре с The Debrief д-р Бадсон отметил, что теория сознания как системы памяти также не ущемляет концепцию свободы воли человека.

«Тот факт, что наши решения и действия в конечном счете принимаются бессознательно, не означает, что у нас нет свободы воли — или, по крайней мере, не больше, чем если бы мы принимали наши решения и действия сознательно», — говорится в части статьи Бадсона. «Если важные жизненные решения принимаются медленно, в течение нескольких минут, часов, дней или дольше, эти важные решения почти наверняка будут учитываться как нашим сознанием, так и нашими бессознательными мозговыми процессами».

Современные исследования продолжают поддерживать и расширять работу доктора Либета и концепцию о том, что бессознательные процессы являются истинными предшественниками сознательного поведения.

Исследование, проведенное в 2008 году нейробиологами из Института когнитивных исследований человека и мозга им. Макса Планка в Лейпциге, Германия, показало, что мозг бессознательно принимает решения за десять секунд до того, как человек осознает, что принял решение.

В недавнем исследовании нейробиологи выделяют дополнительные исследования, показывающие, что сознательные процессы слишком медленны, чтобы активно участвовать в действиях, требующих мгновенного принятия решений, таких как занятия музыкой или спортом.

В этом контексте теория сознания как системы памяти начинает казаться менее абстрактной. Например, общепризнано, что профессиональные спортивные команды регулярно тренируются, чтобы игроки могли бессознательно реагировать на ситуации, возникающие во время игры.

«Мы знали, что сознательные процессы просто слишком медленны, чтобы активно заниматься музыкой, спортом и другими видами деятельности, где требуются мгновенные рефлексы. Но если сознание не участвует в таких процессах, то необходимо лучшее объяснение того, что делает сознание», — сказал доктор Бадсон.

Доктор Бадсон и его коллеги опровергают свою гипотезу, отмечая, что «многие — возможно, большинство — творческие начинания, от художников до писателей, скорее всего, являются результатом сочетания сознательных и бессознательных мозговых процессов, работающих вместе».

Предлагая некоторые предположения, в отличие от жесткого академического аргумента, исследователи постулируют, что академические или художественные провидцы, такие как Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джейн Гудолл или Рэйчел Карсон и т. д., могли видеть мир за пределами того, что сознательный ум предполагает, что это так.

«Другими словами, у некоторых из этих людей мог быть больший доступ к их бессознательным мозговым процессам».

Нейробиологи утверждают, что сознание первоначально развилось в мозгу как часть системы эпизодической памяти, позволяющей «гибко и творчески комбинировать и перестраивать воспоминания о прошлых событиях, чтобы планировать будущее».

Соответственно, сознание как субъективное осознание, о котором мы обычно думаем, созерцая наше сознание, вероятно, было задействовано для выполнения других функций, не связанных напрямую с памятью, таких как решение проблем, абстрактное мышление и язык.

«Мы предполагаем, что эта теория совместима со многими явлениями, такими как медленная скорость и постфактумный порядок сознания, которые не могут быть хорошо объяснены другими теориями», — говорится в документе.

Исследователи слегка углубляются в непреходящую тайну происхождения сознания, предположив, что человеческое сознание является результатом коллективной работы коры головного мозга, которая составляет 82% массы, но только 19% нейронов в человеческом мозге. .

«Хотя мы рассматриваем архитектуру коры головного мозга как единицу нейронных сборок, которая позволяет сознанию возникать, неясно, как именно сознание возникает из коры», — отмечают авторы исследования.

Исследователи далее признают, что в поддержку своей гипотезы они намеренно игнорировали многие наиболее важные части любой полной теории сознания, такие как так называемая «сложная проблема » или то, как коллекция биологического материала может производить субъективные осведомленность.

Тем не менее, ученые надеются, что их новая теория сознания, по существу и изначально являющаяся частью эксплицитной памяти или коллективной «системы сознательной памяти», обеспечит основу для дальнейших исследований.

«При тщательном наблюдении и хорошо спланированных экспериментах изучение этой теории памяти сознания может приблизить нас к тому времени в будущем, когда такие вопросы будут казаться странными, подобными вопросам о том, что составляет жизненную силу , которой обладают живые существа или как свет проходит через эфир».

Тим Макмиллан — отставной сотрудник правоохранительных органов, журналист-расследователь и соучредитель The Debrief. Его работы обычно сосредоточены на обороне, национальной безопасности и разведывательном сообществе. Вы можете следить за Тимом в Твиттере:   @LtTimMcMillan. С Тимом можно связаться по электронной почте: [email protected] или по зашифрованной электронной почте:   [email protected]

4

4

Физик утверждает, что разгадал тайну Сознание

Ученые разработали новую концептуальную и математическую основу для понимания сознания с релятивистской точки зрения.

Согласно теории, все, что нужно для решения трудной проблемы сознания, — это изменить наши предположения о нем. Когда мы осознаем, что сознание — это физическое, относительное явление, тайна сознания естественным образом растворяется.

Как 3 фунта мозговой ткани создают мысли, чувства, ментальные образы и детализированный внутренний мир?

Способность мозга создавать сознание тысячелетиями ставила людей в тупик. Тайна сознания заключается в том, что каждый из нас обладает субъективностью, обладающей способностью ощущать, чувствовать и мыслить. В отличие от наркоза или глубокого сна без сновидений, бодрствуя, мы не «живем в темноте» — мы ощущаем мир и самих себя. Однако остается загадкой, как мозг создает сознательный опыт и какая область мозга за это отвечает.

По словам доктора Нира Лахава, физика из Университета Бар-Илан в Израиле, «это довольно загадка, поскольку кажется, что наш сознательный опыт не может возникнуть в мозгу и фактически не может возникнуть в результате какого-либо физического процесса». Как бы странно это ни звучало, сознательный опыт в нашем мозгу нельзя обнаружить или свести к какой-то нейронной активности.

«Подумайте об этом так, — говорит доктор Закария Нимех, философ из Мемфисского университета, — когда я чувствую себя счастливым, мой мозг создает характерный паттерн сложной нейронной активности. Этот нейронный паттерн прекрасно коррелирует с моим сознательным ощущением счастья, но это не мое настоящее чувство. Это просто нейронный паттерн, который представляет мое счастье. Вот почему ученый, глядя на мой мозг и видя эту картину, должен спросить меня, что я чувствую, потому что картина — это не само чувство, а просто его представление». Из-за этого мы не можем свести сознательный опыт того, что мы чувствуем, чувствуем и думаем, к какой-либо активности мозга. Мы можем найти только корреляции с этими переживаниями.

После более чем 100 лет развития нейронауки у нас есть убедительные доказательства того, что мозг отвечает за создание наших сознательных способностей. Так как же возможно, что эти сознательные переживания не могут быть обнаружены где-либо в мозгу (или в теле) и не могут быть сведены к активности какого-либо нервного комплекса?

Эта загадка известна как трудная проблема сознания. Это настолько сложная проблема, что еще пару десятков лет назад ее обсуждали только философы. Даже сегодня, хотя мы добились огромного прогресса в нашем понимании нейробиологической основы сознания, до сих пор нет удовлетворительной теории, объясняющей, что такое сознание и как решить эту трудную проблему.

В журнале Frontiers in Psychology д-р Лахав и д-р Ниме недавно опубликовали новую физическую теорию, которая утверждает, что решает трудную проблему сознания чисто физическим способом. По мнению исследователей, когда мы меняем наше предположение о сознании и предполагаем, что это релятивистский феномен, тайна сознания естественным образом растворяется. В статье авторы разработали концептуальную и математическую основу для понимания сознания с релятивистской точки зрения. По словам доктора Лахава, ведущего автора статьи, «сознание следует исследовать с помощью тех же математических инструментов, которые физики используют для других известных релятивистских явлений».

Чтобы понять, как теория относительности решает сложную проблему, подумайте о другом релятивистском явлении, постоянной скорости. Во-первых, давайте выберем двух наблюдателей, Алису и Боба. Боб находится в поезде, который движется с постоянной скоростью, и Алиса наблюдает за ним с платформы. Не существует абсолютного физического ответа на вопрос «Какова скорость Боба?» Ответ зависит от системы отсчета наблюдателя. Из системы отсчета Боба он будет измерять, что он неподвижен, а Алиса вместе со всем остальным миром движется назад. Но с точки зрения Алисы Боб движется, а она неподвижна. У них противоположные измерения, но оба они верны, просто из разных систем отсчета.

То же самое мы находим и в случае с сознанием, потому что, согласно теории, сознание является релятивистским явлением. Теперь Алиса и Боб находятся в разных когнитивных системах отсчета. Боб измерит, что у него есть сознательный опыт, но у Алисы просто есть мозговая активность без каких-либо признаков фактического сознательного опыта. С другой стороны, Алиса измерит, что именно у нее есть сознание, а у Боба есть только нейронная активность без какого-либо намека на ее сознательный опыт.

Как и в случае со скоростью, хотя они и имеют противоположные измерения, оба они верны, но из разных когнитивных систем отсчета. В результате с релятивистской точки зрения не возникает проблем с тем, что мы измеряем разные свойства из разных систем отсчета. Тот факт, что мы не можем найти реальный сознательный опыт при измерении мозговой активности, объясняется тем, что мы измеряем, исходя из неправильной когнитивной системы отсчета.

Согласно новой теории, мозг не создает наш сознательный опыт, по крайней мере, посредством вычислений. Причина, по которой у нас есть сознательный опыт, заключается в процессе физического измерения. Короче говоря, разные физические измерения в разных системах отсчета проявляют разные физические свойства в этих системах отсчета, хотя эти системы измеряют одно и то же явление.

Например, предположим, что Боб измеряет мозг Алисы в лаборатории, когда она чувствует себя счастливой. Хотя они наблюдают разные свойства, на самом деле они измеряют одно и то же явление с разных точек зрения. Из-за разных видов измерений в их когнитивных системах отсчета проявляются разные свойства.

Чтобы Боб мог наблюдать за активностью мозга в лаборатории, ему нужно использовать измерения своих органов чувств, таких как глаза. Такого рода сенсорные измерения обнаруживают субстрат, вызывающий активность мозга, — нейроны. Следовательно, в его когнитивном фрейме Алиса имеет только нейронную активность, которая представляет ее сознание, но не имеет никаких признаков самого ее фактического сознательного опыта.

Однако, чтобы Алиса измеряла свою нейронную активность как счастье, она использует различные виды измерений. Она не использует органы чувств, она измеряет свои нейронные представления напрямую, взаимодействуя между одной частью своего мозга с другими частями. Она измеряет свои нейронные представления в соответствии с их отношением к другим нейронным представлениям.

Это совершенно другое измерение, чем то, что делает наша сенсорная система, и в результате такого рода прямое измерение проявляет другое физическое свойство. Мы называем это свойство сознательным опытом. В результате, исходя из своей когнитивной системы отсчета, Алиса измеряет свою нейронную активность как сознательный опыт.

Используя математические инструменты, описывающие релятивистские явления в физике, теория показывает, что если динамику нейронной активности Боба можно изменить так, чтобы она была похожа на динамику нейронной активности Алисы, то оба они будут находиться в одной и той же когнитивной системе отсчета и будут иметь точно такой же сознательный опыт, как и другой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *