Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Способность к творчеству: Творческие способности: особенности и развитие

Содержание

Творческие способности: особенности и развитие

Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.

Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Способности и их роль в деятельности
  • 2 Структура творческих способностей
    • 2.1 Общий уровень творческих способностей
      • 2.1.1 Творческое мышление – какое оно?
      • 2.1.2 Творчество и интеллект
    • 2.2 Специальные способности в творчестве
  • 3 Как определить у себя наличие творческих способностей
    • 3. 1 Уровни интеллектуально-творческой активности
    • 3.2 Параметры творческой одаренности
  • 4 Как развивать творческие способности
    • 4.1 Упражнение «Цепочка ассоциаций»
    • 4.2 Упражнение «Предмет-универсал»

Способности и их роль в деятельности

Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.

В психологии способность понимается как комплекс физических и психических качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенным видом деятельности:

  • Есть общие способности, необходимые в различных областях, например, интеллект.
  • А есть специальные, связанные только с одним конкретным занятием. Например, музыкальный слух нужен музыканту, певцу и композитору, а высокая чувствительность к цветоразличению – художнику-живописцу.

Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности.

Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в талант.

Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?

Структура творческих способностей

Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.

Общий уровень творческих способностей

Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения.

Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека.

Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое мышление, отличающееся от стандартного, в том числе логического. Разные исследователи называют это мышление нешаблонным или латеральным (Э. де Боно), дивергентным (Дж. Гилфорд), радиантным (Т. Бьюзен), критическим (Д. Халперн) или просто творческим.

Дж. Гилфорд – известный психолог, исследователь творчества, одним из первых описал своеобразный тип мыслительной деятельности, присущий креативам. Он назвал его дивергентным мышлением, то есть направленным в разные стороны, и оно отличается от конвергентного (однонаправленного), к которому относится и дедукция, и индукция. Главная особенность дивергентного мышления в том, что оно ориентировано не на поиски одного единственно правильного решения, а на определение множества путей решения задачи. Эту же особенность отмечают и Э. де Боно, и Т. Бьюзен, и Я. А. Пономарев.

Творческое мышление – какое оно?

Творческое мышление изучали в течение всего XX века, и было выявлен целый спектр особенностей умственной деятельности людей, которым свойственен этот тип мышления.

  • Гибкость мышления, то есть не только способность быстро переключаться с одной проблемы на другую, но и умение отказываться от неэффективного решения, искать новые пути и подходы.
  • Смещение фокуса восприятия – умение человека взглянуть на объект, ситуацию или проблему с неожиданного ракурса, под другим углом зрения. Это дает возможность рассмотреть какие-то новые свойства, особенности, детали, незаметные при «прямом» взгляде.
  • Опора на образ. В отличие от стандартного логического и алгоритмического мышления, творческое носит образный характер. Новая оригинальная идея, замысел, проект рождаются как яркий объемный образ, лишь на этапе разработки обрастая словами, формулами и схемами. Недаром же центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за работу с образами.
  • Ассоциативность. Способность быстро устанавливать связи-ассоциации между поставленной задачей и информацией, хранящейся в памяти – это важная особенность умственной деятельности творческих людей. Мозг креатива напоминает мощный компьютер, все системы которого постоянно обмениваются импульсами, несущими информацию.

Хотя творческое мышление часто противопоставляется логическому, но они не исключают друг друга, а дополняют. Без логического мышления невозможно обойтись на этапе проверки найденного решения, воплощения замысла, доработки проекта и т. д. Если же рациональное логическое мышление неразвито, то и замысел, даже самый гениальный, чаще всего остается на уровне задумки.

Творчество и интеллект

Говоря о способностях человека к мыслительной деятельности, чаще всего имеют в виду уровень интеллекта. Если связь между интеллектом и развитостью логического мышления самая прямая, то о творческом потенциале этого сказать нельзя.

По стандартному тесту, определяющему коэффициент интеллекта (IQ), люди, имеющие менее 100 баллов (ниже среднего), не отличаются и творческими способностями, но и высокий интеллект не гарантирует креативность. Самые творчески одаренные люди находятся в диапазоне от 110 до 130 баллов. Среди личностей с IQ выше 130 креативы встречаются, но нечасто. Чрезмерный рационализм интеллектуалов мешает проявлению творчества. Поэтому наряду с коэффициентом интеллекта был введен и коэффициент креативности (Cr), и, соответственно, разработаны тесты для его определения.

Специальные способности в творчестве

Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д.

Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт.

Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что потребность в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным.

Как определить у себя наличие творческих способностей

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

  • Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
  • Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
  • Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж.

Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Как развивать творческие способности

Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Вспомните, с каким восторгом малыши воспринимают все новое, как радуются новым игрушкам, занятиям, прогулкам в незнакомых местах. Дети открыты миру и, как губка, впитывают знания. Их психика очень гибкая и пластичная, у них еще нет стереотипов, стандартов, на основе которых строится мышление взрослых. И главным инструментами мыслительной деятельности детей являются образы. То есть имеются все предпосылки и возможности для эффективного развития творческих способностей. Особенно успешно проходит этот процесс, если взрослые поощряют проявление творчества детей и сами организуют совместные занятия и игры.

Что касается взрослых, то и в этом случае возможно повысить уровень креативности, сделать профессиональную деятельность более творческой или найти возможность реализовать свою потребность в творчестве в каком-то искусстве, хобби или увлечении.

Главное для взрослого – именно наличие потребности, так как часто люди сетуют на то, что Бог их обделил талантом, но ничего не делают, чтобы найти область, в которой их личность могла бы реализоваться. Но если вы осознали необходимость развития своего потенциала, то такая возможность есть.

Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности.

Специально для развития креативности, мышления и воображения разработаны целые тренинги, и упражнения из них можно выполнять самостоятельно, тем более что они часто напоминают увлекательную игру.

Упражнение «Цепочка ассоциаций»

Ассоциативное мышление играет важную роль в творчестве, но оно чаще всего непроизвольно, спонтанно, поэтому нужно учиться им управлять. Вот одно из упражнений по развитию навыков осознанной работы с ассоциациями.

  1. Возьмите лист бумаги и ручку.
  2. Выберите какое-то слово. Выбор должен быть произвольный, можно просто открыть словарь на первой попавшейся странице.
  3. Как только вы прочитали слово, сразу же «поймайте» в голове первую ассоциацию на него и запишите ее.
  4. Далее в столбик запишите следующую ассоциацию, но уже на записанное слово и так далее.

Следите за тем, чтобы ассоциации были последовательными, на каждое новое слово, а не на предыдущее или самое первое. Когда их в столбике наберется 15-20, остановитесь и внимательно прочитайте, что у вас получилось. Обращайте внимание на то, к какой сфере, области действительности относятся эти ассоциации. Это одна сфера или их несколько? Например, к слову «шляпа» могут быть ассоциации: голова – волосы – прическа – расческа – красота и т. д. В данном случае все ассоциации находятся в одном смысловом поле, вы не смогли выйти из узкого круга, перескочить через стереотипное мышление.

А вот другой пример: шляпа – голова – мэр – дума – мышление – интерес – чтение – уроки и т. д. Здесь есть ассоциативная связь, но мышление постоянно меняет свою направленность, выходя в новые сферы и области. Несомненно, второй случай свидетельствует о более творческом подходе.

Выполняя это упражнение, добивайтесь подобных переходов, но не задумывайтесь над рождением ассоциаций слишком долго, ведь процесс должен быть непроизвольным.  В игру с ассоциациями можно играть в компании, соревнуясь, у кого за определенный промежуток времени будет больше ассоциаций и оригинальнее переходы.

Упражнение «Предмет-универсал»

Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.

  1. Представьте какой-то простой предмет, например, карандаш, крышку от кастрюли, ложку, коробок спичек и т. д.
  2. Выбрав предмет, подумайте, как его можно использовать, кроме прямого назначения. Постарайтесь найти как можно больше вариантов применения и старайтесь, чтобы они были оригинальными.

Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?

Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.

Это только примеры упражнений на развитие творческих способностей. Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.

От чего зависит способность к творчеству

Существует устоявшееся мнение, что способность к творчеству определяется работой правого полушария головного мозга. На основе этой гипотезы появилось множество книг, тренингов и семинаров, которые учат тому, как активизировать работу правого полушария, чтобы стать креативнее. Однако, результаты последних исследований ставят это под сомнение. Возможно, взаимосвязь творчества и правополушарного мышления не более чем миф.

Учёные Дэвид Дансон (David Dunson) из Университета Дьюка и Даниэл Дюрант (Daniele Durante) из Падуанского университета взялись целью проанализировать и сопоставить творческие способности людей и проводящие особенности белого вещество мозга, состоящего из большого числа нервных волокон (пучков аксонов), передающих электрические импульсы миллиардам нейронов. В качестве испытуемых выступили студенты университетов и колледжей.

В рамках проводимого исследования другая команда учёных во главе с нейробиологом Рэксом Юнгом (Rex Jung) из Университет Нью-Мексико в Альбукерке создала трёхмерную карту электрических схем мозга. Сбор данных осуществлялся с использование методики МРТ, называемой Визуализация диффузионного тензора, которая позволяет учёным изучать головной мозг человека и прослеживать пути всех аксонов, следуя за движением электрохимического сигнала в них. Компьютер создаёт множество единичных снимков разрешением свыше 1Gpx, поочерёдно накладывая их слоями друг на друга и получая таким образом трёхмерное изображение.

На изображении трёхмерная визуализация, полученная методом МРТ под названием Визуализация диффузионного тензора

Следующим этапом стало изучение творческих способностей студентов, для которых была создана трёхмерная карта электрической схемы мозга. Команда Юнга использовала комбинацию тестов для оценки креативности. В частности способность к Дивергентному мышлению (от лат. divergere — расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач, и заключающийся в поиске множества решений одной и той же проблемы. Например, испытуемым было предложено нарисовать за пять минут как можно больше не повторяющихся геометрических фигур/рисунков. Или придумать и перечислить новые способы использования для повседневных предметов, таких как кирпич или скрепка для бумаг. Студенты также заполнили ряд анкет об их достижениях в области изобразительного искусства, музыки, творчества, танцев, кулинарии.
Результаты были использованы для расчёта свободного показателя креативности для каждого испытуемого.

Дансон и Дюрант разработали компьютерные программы для анализа данных, полученных командой Юнга, и выявления различий в структуре мозга.

По результатам исследования учёные не обнаружили различий во внутренних связях между полушариями мозга и в его строении у мужчин и женщин. Таким образом, отсутствие наблюдаемых различий не позволяет соотнести их с творческими способностями у разных людей и связать их с правым или левым полушарием.

На изображении графическое изображение связей между полушариями. Согласно исследованию, у творческих людей подобных связей в белом веществе мозга значительно больше.

Однако, при дальнейшем изучении обнаружились, что у студентов, набравших максимальные показатели креативности, в головном мозге насчитывается значительно больше связей между полушариями, особенно в лобной части, в сравнении с теми, у кого творческие способности на низком уровне.

Источник: Medical Xpress

Творчество | Психология сегодня

Инновации

Отзыв от Psychology Today Staff

Креативность включает в себя способность находить новые и оригинальные идеи, связи и решения проблем. Это часть нашего стремления как людей — воспитание устойчивости, пробуждение радости и предоставление возможностей для самореализации.

Творческий акт может быть грандиозным и вдохновляющим, например, создать красивую картину или создать инновационную компанию. Но идея не обязательно должна быть художественной или изменяющей мир, чтобы считаться творческой. Жизнь требует ежедневной изобретательности и новых обходных путей; в этом смысле почти каждый обладает некоторым творческим потенциалом.

Содержимое
  • Источники творчества
  • Как стать более креативным
  • Творчество и мозг
  • Творчество и психические заболевания
  • Темное творчество

Источники творчества

В головоломке творчества много кусочков, в том числе баланс между контролируемым, обдуманным мышлением и спонтанной игрой и воображением. Личность играет роль, а также биология и жизненный опыт.

Но в какой-то степени творческим потенциалом обладает каждый, даже если он этого не осознает. Жизнь полна маленьких моментов, которые требуют новых идей или неожиданных решений. Выбор, о котором вы не думаете дважды — как вы готовите яичницу или маршрут, которым вы идете на работу, — кому-то другому может показаться восхитительно оригинальным.

Почему одни люди более креативны, чем другие?

Творческие люди воплощают сложность; По словам первопроходца-исследователя креативности Михая Чиксентмихайи, они показывают тенденции мысли и действия, которые у других различаются. Они уравновешивают интенсивную энергию спокойным отдыхом, игривость дисциплиной, фантазию реальностью и страсть к своей работе объективностью.

Неврологические исследования подтверждают эту идею. Творческие люди могут лучше задействовать три системы мозга — сеть режима по умолчанию, сеть значимости и сеть исполнительного контроля, — которые коллективно производят творческое мышление.

Какие черты характера связаны с творчеством?

Черта Открытости к опыту связана с творчеством, включая восприимчивость к новым идеям и опыту. Люди с низким уровнем открытости предпочитают рутину и знакомство, в то время как люди с высоким уровнем открытости наслаждаются новизной, будь то знакомство с новыми людьми, обработка различных эмоций или путешествие в экзотические страны. Накопление этого опыта и точек зрения может помочь мозгу создать новые творческие связи. Другие характеристики, связанные с творчеством, включают любопытство, позитивность, энергию, настойчивость и внутреннюю мотивацию.

Что такое «повседневное творчество»?

Когда мы думаем о творчестве, мы часто думаем о Моцарте, Пикассо, Эйнштейне — людях, в которых, казалось бы, суждено совместить талант и возможности. Это слишком узкий набор ориентиров, потому что самые разные люди, обладающие разным уровнем интеллекта и природных способностей, способны заниматься творческими процессами. И покупка ограниченного определения креативности мешает многим оценить свой собственный потенциал.

Повседневное творчество — это концепция, изначально разработанная Рут Ричардс, Деннисом Кинни и их коллегами из Гарвардской медицинской школы и определяемая как выражение оригинальности и осмысленности. Это могут быть повседневные дела, личные увлечения или работа. Приготовление дурацких рецептов или окрашивание волос в необычный цвет будут соответствовать требованиям, равно как и работа над альбомом воспоминаний для друга.

Что такое «маленькая-с» и «большая-с» креативность?

Люди иногда обращаются к «маленькому-С» или «Большому-С», чтобы обсудить различные степени творчества. Эта структура была расширена в теорию под названием «Модель творчества четырех C» исследователями Джеймсом Кауфманом и Рональдом Бегетто. Mini-c относится к творчеству, которое возникает в любом учебном процессе, а little-c относится к постоянному повседневному творчеству. Pro-c — это прогресс в профессиональном опыте в данной области, в то время как Big-C зарезервирован за монументальный и исторический вклад в общество.

Как стать более креативным

Многие люди считают, что у них нет творческих способностей или они очень ограничены, даже те, кто работает в творческих областях, и это правда, что некоторые люди более творческие, чем другие. Однако, к счастью, креативность можно приобрести и отточить в любом возрасте и на любом уровне опыта.

Инновация — это не какой-то божественный дар; на самом деле это умелое применение знаний новыми и захватывающими способами. Это требует изменения вашей обычной рутины, выхода за пределы типичных зон комфорта и внимания к настоящему моменту.

При изучении новой информации сделать перерыв — либо поспать, либо просто отвлечься — это еще один способ позволить бессознательному разуму обрабатывать данные новыми и неожиданными способами. Это часто закладывает основу для творческого озарения или прорыва.

Как я могу стать более креативным?

Различные направления исследований сошлись вокруг общих выводов, позволяющих сделать шаги к творчеству:

1. Стремитесь к результату. Творческие гении часто создают свои лучшие работы в периоды наибольшей продуктивности. Некоторые части могут не получиться, но количество выходных данных делает вероятным, что другие части дадут большой творческий потенциал.

2. Будьте готовы идти вглубь: в сфере художественного творчества пионеры часто проводят время в одиночестве, глубоко переживают эмоции и ощущения и не боятся саморефлексии.

3. Будьте открытыми и игривыми. Личностная черта, наиболее тесно связанная с творчеством, — открытость опыту, будь то интеллектуальный, эстетический или эмоциональный.

4. Фиксируйте свои идеи: не забывайте записывать мысли по мере их возникновения, чтобы они не были забыты.

5. Принимайте или нанимайте специалистов со стороны. Может быть трудно внедрять инновации, если вы попали в ловушку правил и языка вашей области знаний.

6. Не стесняйтесь откладывать: если вы заинтересованы в решении проблемы, прокрастинация, упражнения или сон на ней могут привести к нестандартному мышлению и большему количеству возможностей.

Что приводит к «моменту эврики»?

Большую часть времени идеи развиваются в результате постоянного просачивания и оценки мыслей и чувств. Но время от времени идея блокбастера прорывается во вспышке озарения, столь же неожиданного, сколь и ослепительно ясного. Так называемые «ага-моменты» могут породить блестящую идею для технологического стартапа, тему музыкальной композиции или ответ на инженерное затруднение.

Повышение шансов на «момент озарения» включает в себя переключение между двумя режимами мышления: сознательным, методологическим, согласованным решением проблем и спокойными, спонтанными, незапланированными связями сети режима по умолчанию, состоянием покоя мозга. Таким образом, сеть в режиме по умолчанию может вдохновить на новые решения, когда все части головоломки будут на своих местах.

Можно ли научить творчеству?

Исследования показывают, что обучение может привести как детей, так и взрослых к оттачиванию творческих навыков. Сессии могут быть сосредоточены на выявлении проблем, которые необходимо решить, изучении различных возможностей и повышении эмоционального интеллекта. Например, на одном из тренингов вместо того, чтобы сразу рисовать, детей попросили поиграть с материалами — почувствовать их текстуры, попробовать их, расположить и переставить. Детям предлагалось использовать насыщенные эмоциями воспоминания для изучения идей для искусства, изображающего различные эмоциональные темы — какие цвета или текстуры могут быть связаны с гневом?

Можно ли заниматься творчеством?

Несколько стратегий могут помочь развить ваши творческие способности. Один из них — найти проблему, которую нужно решить, а другой — открыть для себя новые возможности, например, попробовать новые продукты или использовать новый подход к выполнению задачи на работе. Другой — изменить свою точку зрения, например, представить, что мог бы подумать кто-то другой или кто-то в другой период времени. Еще один способ — просто творить: творчество требует риска и критической обратной связи, но упорство, несмотря на дискомфорт, может привести к новаторскому и смелому результату.

Приносит ли творчество пользу психическому здоровью?

Креативность может предложить удивительные психологические преимущества. Это может способствовать способности придавать смысл, например, находить способы успешно справляться с прошлым опытом, таким как травма, сожаление или ностальгия, помогать управлять настроением, отношениями и решать проблемы, а также создавать свое профессиональное и личное наследие для других. будущее. Благополучие, в свою очередь, может способствовать творческому мышлению, например, благодаря практике осознанности, как показывают исследования.

Творчество и мозг

Креативное мышление включает в себя установление новых связей между различными идеями, что достигается путем развития навыков дивергентного мышления и преднамеренного открытия себя новому опыту и обучению. В то время как психологи-исследователи заинтересованы в использовании новаторского мышления, клинические психологи иногда поощряют пациентов использовать художественное выражение как способ противостоять трудным чувствам.

Три ключевые сети работают как команда, чтобы стимулировать творческий потенциал в мозгу, как показывают исследования. Сеть режима по умолчанию помогает генерировать идеи, сеть исполнительного контроля оценивает их и продвигает вперед, а сеть значимости определяет, какие идеи актуальны и важны. Эти сети могут также влиять друг на друга через другие петли обратной связи; например, сеть исполнительного контроля может настроить способ внутреннего сканирования значимой сети в зависимости от поставленной задачи.

Что такое сеть режима по умолчанию?

Сеть режима по умолчанию — это схема активности мозга, возникающая, когда люди не сосредоточены на внешнем мире. Это сеть, которая становится активной, когда ум обращается внутрь себя, когда люди мечтают, отдыхают и размышляют о прошлом или воображают будущее. Сеть режима по умолчанию может устанавливать связи между различными идеями, способствуя творческому мышлению.

Что такое значимость сети?

Сеть значимости — это большая система в мозгу, которая помогает обнаруживать и фильтровать важную информацию из окружающей среды, а затем определять, как реагировать на эту информацию. Он сканирует соответствующие сигналы, независимо от того, содержат ли они сенсорную, когнитивную или эмоциональную информацию. Сеть значимости уходит корнями в переднюю островковую и дорсальную переднюю поясную кору, но она также содержит узлы в других регионах.

Что такое исполнительная управляющая сеть?

Сеть исполнительного контроля, или исполнительная функция, относится к системам и процессам, которые позволяют людям планировать, контролировать и достигать своих целей. В контексте творчества исполнительная функция отслеживает наблюдения, связи и генерируемые идеи, направляет внимание на конкретные идеи и наблюдает за принятием решений в контексте более широкой цели.

Что такое дивергентное мышление?

Дивергентное мышление, отличающееся креативностью, включает в себя генерирование множества идей или решений проблемы. Это оригинально и образно, исследуя как можно больше различных связей. Напротив, конвергентное мышление сводится к одному правильному ответу или решению путем анализа доступной информации и определения лучшего ответа.

Возникает ли творчество в правом полушарии мозга?

Вера в то, что левое полушарие полностью контролирует логику, а правое полушарие управляет творчеством, во многом является мифом. Креативность и воображение предполагают общение между сетями в обоих полушариях, как показывают исследования. Эти сети работают вместе и коллективно манипулируют идеями, образами и символами.

Творчество и психические заболевания

От Винсента Ван Гога до Сильвии Плат и Уинстона Черчилля люди с психическими заболеваниями на протяжении всей истории проявляли интеллектуальный и художественный гений. Эта связь очаровала психологов и обычных людей. Какие биологические теории могли бы объяснить это совпадение? И какими эволюционными преимуществами могут обладать эти люди?

У высокотворческих людей больше шансов иметь психические заболевания?

Расстройства психотического спектра, включая биполярное расстройство, шизотипию и шизофрению, непропорционально часто диагностируются у высокотворческих личностей (чаще всего их измеряют у художников, музыкантов и писателей) или у их ближайших родственников.

Но эта связь может быть искажена степенью одаренности в игре. В то время как творческие типы более психически устойчивы, чем нетворческие, корреляция обратная при наличии исключительной креативности. По словам психолога Калифорнийского университета в Дэвисе Дина Кейта Саймонтона, необычайно творческие люди чаще проявляют психопатологию, чем нетворческие люди. Он называет эту концепцию «парадоксом безумного гения».

Почему гениальность и психическое заболевание часто пересекаются?

Неспособность отфильтровывать, казалось бы, не относящуюся к делу информацию является отличительной чертой как творческого мышления, так и беспорядочного мышления. Состояние, известное как сниженное латентное торможение, позволяет большему количеству информации достигать сознания, что, в свою очередь, может способствовать установлению ассоциаций между несвязанными понятиями. Шквал объясняет как бессмысленные идеи, наблюдаемые при психозе, так и новое мышление.

Одна из гипотез тайны между гениальностью и психическим заболеванием коренится в диаметральной теории, идее, выдвинутой социологом Кристофером Бэдкоком и биологом-эволюционистом Бернардом Креспи, чтобы объяснить, почему аутизм и шизофрения являются полюсами одного когнитивного континуума. (В этой теории экспрессия отцовских генов подталкивает к механистическому мышлению — аутизм в его крайней форме — а материнские гены производят черты мышления — психоз в его самой крайней форме.)

Теория делает ключевое предсказание: эпохальные умы, включая, вероятно, Джона Нэша и Исаака Ньютона, проявляют как гипермеханистические, так и гиперментализирующие крайности. Эти мужчины были и аутистами, и шизофрениками — два исключения. Истинный гений в некоторых областях, особенно в математике и естественных науках, может представлять собой это уникальное совпадение.

Существует ли генетическая связь между творчеством и психическими заболеваниями?

Некоторые исследования показали, что генетические варианты, которые чаще встречаются при шизофрении и биполярном расстройстве, также чаще встречаются в некоторых творческих профессиях. Однако трудно провести надежные исследования связи между генетикой и такой общей характеристикой, как креативность. Однако мы знаем, что многие состояния психического здоровья, включая шизофрению и биполярное расстройство, имеют генетический компонент, поэтому состояние и потенциально связанные черты передаются из поколения в поколение.

Может ли быть эволюционный компромисс между психическим заболеванием и творчеством?

Как люди с психическими заболеваниями могут сбалансировать важность лекарств со своими творческими целями?

Люди с биполярным расстройством могут быть глубоко обеспокоены тем, что лекарства лишат их творчества и продуктивности, которые сопровождают маниакальные эпизоды. Поэтому важно обращаться к этой теме в терапии.

Терапевты должны объяснить, что маниакальную энергию можно спутать с творческими способностями; мания часто вводит людей в заблуждение, заставляя их поверить, что они больше, чем их навыки. Пара может обсудить врожденные таланты и навыки пациента, которые необходимо развивать, а затем разработать стратегию для этого после стабилизации настроения, продолжая адаптироваться к новым обстоятельствам или проблемам по мере их возникновения.

Темное творчество

Креативность обычно рассматривается как социально полезная черта. Но некоторые люди используют свое воображение для достижения антиобщественных целей — то, что иногда называют «темным творчеством» или «злонамеренным творчеством».

Мошенник, который придумывает новый или надежный способ заманивания своих жертв, проявляет творческий подход. Но поскольку он используется, чтобы навредить другим и обогатиться самому, большинство наблюдателей сочтут его схему неприемлемой, какой бы изобретательной она ни была.

В последние годы исследователи стремились лучше понять взаимосвязь тьмы и творчества. Некоторые исследования показали, что творчество связано с нарциссизмом; другие выявили связь между более высоким творческим потенциалом и снижением честности и смирения. В одном исследовании было обнаружено, что диспозиционная креативность предсказывает неэтичное поведение.

В конечном счете, творчество может быть лучше понято как ни положительное, ни отрицательное по своей сути. Вместо этого, возможно, лучше всего оценивать мотивы и результаты при оценке ценности любого творческого акта.

Что мотивирует темное творчество?

Одно различие между светлым и темным творчеством заключается в том, кто получает пользу, а кто может пострадать от творческого поиска. Легкая креативность связана со способами принести пользу другим в обществе или, по крайней мере, не умалить их благосостояние, например, сочинить трогательную симфонию или основать технологический стартап. Темное творчество в первую очередь связано с причинением вреда другим или помощью себе, не заботясь о потенциальном сопутствующем ущербе — например, при разработке сложного заговора с целью ограбления магазина.

Какие черты связаны с темным творчеством?

Злобное творчество было связано с детскими переживаниями, такими как пренебрежение, и чертами темной триады, такими как нарциссизм. Еще одна характеристика, связанная с темным творчеством, — агрессия. В одном исследовании преднамеренность (заблаговременное планирование) контролировала выражение злонамеренного творчества человека больше, чем скрытая агрессия — другими словами, способность сдерживать свои импульсы может сделать даже тех, кто настроен на агрессивность и темное творчество, менее вредными, когда их провоцируют. .

Может ли творчество находиться между светом и тьмой?

Некоторые утверждают, что творчество существует в спектре, а творческие занятия могут существовать в серой зоне между светом и тьмой. Например, если кто-то придумывает умную ложь во спасение, чтобы избежать встречи с кем-то, эта оригинальная и правдоподобная идея может склоняться к более мрачному использованию творческого мышления. Более серые области творчества возникают, когда не совсем ясно, в чем заключается конечная польза от творческого поведения. Например, хактивизм — это светлое творчество или темное?

Необходимые материалы для чтения

Последние сообщения

Как овладеть творчеством и раскрыть свой творческий гений

На этой странице собрана самая важная информация о творчестве. Я расскажу, как работает креативность, как найти свой скрытый творческий гений и как создать значимую работу, научившись превращать творческое мышление в привычку. Я попытался представить основы всего, что вам нужно знать, чтобы начать осваивать творчество, даже если у вас мало времени.

В конце этой страницы вы найдете полный список всех моих статей о творчестве.

Что такое творчество?

Дадим определение творчеству.

Творческий процесс – это процесс создания новых связей между старыми идеями или установления взаимосвязей между концепциями. Креативное мышление заключается не в том, чтобы создать что-то новое с чистого листа, а в том, чтобы взять то, что уже есть, и объединить эти кусочки так, как это не делалось ранее.

Хотя быть творческим нелегко, почти все великие идеи рождаются в одном и том же творческом процессе. В 1940 году специалист по рекламе Джеймс Уэбб Янг опубликовал краткое руководство под названием «Техника создания идей».

Янг считал, что процесс творческой связи всегда происходит в пять этапов.

Творческий процесс

  1. Соберите новый материал. Сначала ты учишься. На этом этапе вы сосредотачиваетесь на 1) изучении конкретного материала, непосредственно связанного с вашей задачей, и 2) изучении общего материала, увлекаясь широким спектром концепций.
  2. Тщательно проработайте материалы в уме. На этом этапе вы изучаете то, что узнали, рассматривая факты под разными углами и экспериментируя, соединяя различные идеи.
  3. Уйдите от проблемы. Затем вы полностью выбрасываете проблему из головы и занимаетесь чем-то другим, что вас волнует и заряжает энергией.
  4. Пусть ваша идея вернется к вам. В какой-то момент, но только после того, как вы перестанете об этом думать, ваша идея вернется к вам со вспышкой озарения и новой энергией.
  5. Сформируйте и разработайте свою идею на основе обратной связи. Чтобы любая идея увенчалась успехом, вы должны выпустить ее в мир, подвергнуть критике и адаптировать по мере необходимости.

Подробнее: Чтобы мозг стал более творческим, выполните следующие 5 шагов

Существует ли такая вещь, как «естественно креативный»?

Хотя мы часто думаем о творчестве как о событии или естественном навыке, который у одних людей есть, а у других нет, исследования2фактически предполагают, что и творчеству, и нетворчеству учатся.

По словам профессора психологии Барбары Керр, «приблизительно 22 процента вариаций [творческого потенциала] связаны с влиянием генов». Это открытие было сделано путем изучения различий в творческом мышлении между группами близнецов.2 Все это к тому, что утверждение «Я просто не творческий тип» является довольно слабым оправданием для отказа от творческого мышления. Конечно, некоторые люди настроены быть более творческими, чем другие. Однако почти каждый человек рождается с определенным уровнем творческих способностей, и большинство наших способностей к творческому мышлению поддаются тренировке.

Подробнее: Творчество — это процесс, а не событие

Три урока творчества от известных творцов

  • 15-минутная рутина Энтони Троллоп написал более 40 книг: Начиная со своего первого романа в 1847 году, Энтони Троллоп писал в невероятном темпе. В течение следующих 38 лет он опубликовал 47 романов, 18 научно-популярных работ, 12 рассказов, 2 пьесы, а также ряд статей и писем. Давайте разберемся, почему простая стратегия Троллопа позволила автору быть такой продуктивной и как мы можем использовать ее в своей жизни.
  • Странная стратегия, которую доктор Сьюз использовал для создания своего величайшего произведения: В 1960 году основатель издательской фирмы Random House предложил доктору Сьюзу написать занимательную детскую книгу, используя всего 50 разных слов. Результатом стала небольшая книжка под названием «Зеленые яйца и ветчина». Вот чему мы можем научиться у доктора Сьюза…
  • Как творческие гении придумывают великие идеи: Автор бестселлеров Маркус Зусак подсчитал, что он переписывал первую часть своей популярной книги «Книжный вор» от 150 до 200 раз. Его трудовая этика и самоотверженность говорят нам нечто важное о том, как творческие гении приходят к великим идеям.

Вы также можете ознакомиться со статьями о творчестве Альберта Эйнштейна, Марты Грэм, Джорджа Р. Р. Мартина и Майи Энджелоу.

Как проявлять творческий подход

Шаг 1. Разрешите себе создавать мусор

В любом творческом начинании вы должны разрешить себе создавать мусор. Нет никакого способа обойти это. Иногда вам нужно написать 4 ужасные страницы только для того, чтобы обнаружить, что вы написали одно хорошее предложение во втором абзаце третьей страницы.

Создавать что-то полезное и привлекательное — все равно, что быть золотоискателем. Вы должны просеять тонны грязи, камней и ила, чтобы найти крупинку золота посреди всего этого. Маленькие кусочки гениальности найдут свой путь к вам, если вы позволите себе позволить музе течь.

Подробнее: Что знает каждый успешный человек, но никогда не говорит

Шаг 2. Создавайте по расписанию

Ни одно действие не раскроет больше творческого гения, чем постоянное принуждение себя к творчеству. Единственный способ стать достойным в этом деле — практиковать свое ремесло снова и снова. Человек, который сидит и теоретизирует о том, как выглядит книга-бестселлер, никогда ее не напишет. Между тем, писатель, который появляется каждый день и кладет свою задницу на стул, а руки на клавиатуру — они учатся делать свою работу.

Если вы хотите сделать свою творческую работу лучше, не оставляйте ее на усмотрение. Не просыпайтесь утром с мыслью: «Надеюсь, сегодня у меня есть вдохновение для создания чего-то». Вам нужно убрать из него принятие решений. Установите график своей работы. Гениальность приходит, когда вы появляетесь достаточное количество раз, чтобы избавиться от посредственных идей.

Подробнее: Разница между профессионалами и любителями

Шаг 3: Завершите что-нибудь

Завершите что-нибудь. Что-либо. Перестаньте исследовать, планировать и готовиться к работе, а просто делайте ее. Неважно, насколько это хорошо или насколько плохо. Вам не нужно поджигать мир с первой попытки. Вам просто нужно доказать себе, что у вас есть все необходимое, чтобы что-то производить.

Нет художников, спортсменов, предпринимателей или ученых, которые стали великими, наполовину закончив свою работу. Перестаньте обсуждать, что вы должны сделать, и просто сделайте что-нибудь.

Подробнее: Почему вы должны делать вещи

Шаг 4: Перестаньте осуждать свою работу

Каждый борется за создание великого искусства. Даже великие художники.

Любой, кто создает что-то на постоянной основе, начнет судить о своей работе. Я пишу новые статьи каждый понедельник и четверг. Придерживаясь этого графика публикаций в течение трех месяцев, я начал оценивать все, что создал. Я был убежден, что испробовал все приличные идеи, которые у меня были. Моя самая популярная статья появилась спустя 8 месяцев.

Оценивать вашу работу естественно. Естественно чувствовать разочарование из-за того, что ваше творение не так прекрасно, как вы надеялись, или что вы не становитесь лучше в своем ремесле. Но ключ в том, чтобы ваше недовольство не мешало вам продолжать работу.

Вы должны практиковать достаточно сострадания к себе, чтобы не позволить самоосуждению взять верх. Конечно, вы заботитесь о своей работе, но не относитесь к ней настолько серьезно, чтобы вы не могли смеяться над своими ошибками и продолжать делать то, что любите. Не позволяйте осуждению помешать доставке.

Подробнее: Это не ваша работа — говорить себе «нет»

Шаг 5. Возьмите на себя ответственность

Поделитесь своей работой с общественностью. Это возложит на вас ответственность за создание вашей лучшей работы. Это обеспечит обратную связь для улучшения работы. И когда вы увидите, что другие люди связаны с тем, что вы создаете, это вдохновит вас и заставит больше волноваться.

Иногда, когда вы делитесь своей работой, вам приходится иметь дело с ненавистниками и критиками. Но чаще всего единственное, что происходит, это то, что вы сплачиваете людей, которые верят в то же, во что верите вы, увлечены тем же, что волнуете вас, или поддерживают работу, в которую вы верите, — кто бы не согласился. хочу это? 3

Миру нужны люди, которые творят в мире творчество. То, что вам кажется простым, для кого-то другого может оказаться гениальным. Но вы никогда не узнаете об этом, если не решите поделиться.

Подробнее: Уроки о том, как делиться своими дарами с миром, от человека, который этого не сделал , покажитесь снова завтра. Повторять десять лет. Или двадцать. Или тридцать.

Вдохновение проявляется только после пота.

Подробнее: Как найти скрытого творческого гения

Лучшие книги по творчеству

  • «Война искусств» Стивена Прессфилда
  • «Творческая привычка» Твайлы Тарп
  • «Искусство возможности» Бенджамина Зандера и Розамунд Стоун 9001 Зандер Игнорируйте всех: и еще 39 ключей к творчеству   Хью МакЛауда

Хотите больше замечательных книг о творчестве и бизнесе? Просмотрите мой полный список лучших бизнес-книг.

Все статьи о творчестве

Это полный список статей, которые я написал о творчестве. Наслаждаться!

  • Чтобы мозг стал более креативным, следуйте этим 5 шагам
  • Проверенный путь к уникальной и значимой работе
  • Творчество — это процесс, а не событие
  • 15-минутная рутина Энтони Троллоп использовал его для написания более 40 книг
  • Уроки вексиллонера: творчество, простота и строго ограниченная жизнь
  • Чем больше мы себя ограничиваем, тем находчивее становимся
  • Невероятная трудовая этика Альберта Эйнштейна
  • 6 известных художников рассказывают о том, как преодолевать страх и создавать красоту
  • Никогда не проверяйте электронную почту до полудня (и другие мысли о том, как делать свою работу лучше всех)
  • Марта Грэм о скрытой опасности сравнения От себя к другим
  • Минимализм, успех и любопытная писательская привычка Джорджа Р. Р. Мартина
  • Насколько умным нужно быть, чтобы добиться успеха?
  • Бесплатная загрузка: Овладение творчеством (1-е издание)
  • Как раскрыть свой творческий талант с помощью «Правила равных шансов»
  • Как творческие гении приходят к великим идеям
  • Как решать большие проблемы
  • Уроки о том, как делиться своими дарами с миром от того, кто этого не делал
  • Мастера привычек: мудрость и писательство Майи Энджелоу
  • Как найти в себе скрытую творческую гениальность
  • Умные люди должны создавать вещи
  • Мысли о попытках закончить мою первую книгу
  • Почему я пишу
  • Миф о творческом вдохновении
  • Странная стратегия, которую доктор Сьюз использовал для создания своего величайшего произведения
  • То, что знает каждый успешный человек, но никогда не говорит Иметь дело с людьми, осуждающими вас и вашу работу
  • Будьте честны: вы отвергаете себя? (Почему вы должны что-то делать)
  • Распорядок дня 12 известных писателей
  • Делайте больше искусства: польза творчества для здоровья
  • Два типа вдохновения
  • Разница между профессионалами и любителями
  • Самый простой способ прожить короткую и неважную жизнь

Сноски

  1. Точка останова и дальше: освоение будущего сегодня, Джордж Джарман Лэнд и 1992).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *