Свойства внимания
Внимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность
Свойства внимания
Определяется количеством одновременно
(в пределах 0,1 с) отчетливо воспринимаемых объектов
Объем
Переключение
Динамическая характеристика, определяющая способность быстро переходить от одного объекта к другому
Характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий)
Распределение
Устойчивость
Определяется длительностью концентрации внимания на объекте
Избирательность
Связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели
Концентрация
Выражается в степени сосредоточенности на объекте
Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации материала.
Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями либо осуществляться в целях отдыха.
Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе.
Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности.
Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.
Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы5.
Память Общая характеристика памяти
Процессы памяти
При характеристике памяти выделяют следующие ее процессы: запоминание, сохранение, забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала
Процессы памяти
Запоминание
Сохранение
Забывание
Воспроизведение
Запоминание процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:
1) запечатление кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;
2) непроизвольное запоминание – непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;
3) преднамеренное запоминание (заучивание) – целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти.
Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание. Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов, механическое запоминание – на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений.
Осознание цели запоминания
Понимание смысла запоминаемого
Анализ материала
Выявление наиболее существенных мыслей
Обобщение
Запоминание этого обобщения
Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения – это включение усвоенного материала в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.
Сохранение – процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.
Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание – это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.
Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание материала под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию, получило название проактивного торможения
Для уменьшения забывания необходимо понимание, осмысление, повторение информации.
Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:
Особенности внимания младших школьников с задержкой психического развития
Одним из актуальных направлений психолого-педагогических исследований в настоящее время является изучение внимания у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Именно внимание является одним из важных показателей при оценке психического развития у детей младшего школьного возраста при поступлении в школу, и особенно у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Учеными отмечается, что внимание влияет на повышение эффективности многих познавательных процессов: восприятие, память, мышление. Поэтому от того, насколько внимательны обучающиеся с ЗПР, будет завесить их успешность в освоении ими начальной школьной образовательной программы.
Внимание как психическое явление, исследуется многими учеными, прежде всего, В.В. Богословским, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, А.А. Люблинской, К.К. Платоновым и др.
В психолого-педагогической литературе существуют различные интерпретации рассматриваемого понятия. П.А. Рудик считает, что устойчивость внимания определяется в основном преобладанием выработанных в процессе практики динамических стереотипов. Именно они позволяют выполнять легко и непринужденно определенные действия [1].
По мнению Н.Ф. Добрынина, внимание, как особый вид психической деятельности, выражается в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности.
По мнению другого ученого, С.Л. Рубинштейна, внимание – это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
П.Я. Гальперин в своих исследованиях особое внимание обращает на тот факт, что внимание представляет собой идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля [2]. По мнению этого ученого, рассматриваемый психический феномен является основной функцией контроля.
Среди ученых нет единого мнения относительно определения понятия «внимание». С одной стороны, это понятие ученые рассматривают как самостоятельное психическое явление, с другой – считают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно является частью любого другого психического процесса.
Внимание не имеет конечного продукта и не является самостоятельной формой психической деятельности. Вниманием называется такое состояние психической концентрации, которое позволяет сосредотачиваться на каком-либо объекте. Внимание является важным познавательным психическим процессом, без которого невозможна любая деятельность человека и оно является самостоятельным психическим процессом.
К основным свойствам внимания относятся — устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость и объем внимания [3; 4, 5, 6].
Возрастными особенностями внимания у младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Младшим школьникам довольно трудно сосредотачивать свое внимание на однообразной и неинтересной деятельности. Однако, младшие школьники в некоторой степени могут уже самостоятельно планировать свою деятельность [7].
Младшие школьники с ЗПР характеризуются слабым интеллектуальным развитием, ограниченностью представлений, неумением контролировать свои действия, отсутствием интереса к учению. Наряду с этим, для таких обучающихся характерна непроизвольность внимания, слабая его концентрация и сосредоточенность, неустойчивость. Такие школьники с ЗПР более импульсивны и рассеяны, часто отвлекаются на уроках, чем младшие школьники с нормой в развитии [8].
Отметим, что ЗПР называется замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами. Данный феномен характеризуется не только замедленным темпом психического развития, но и нарушениями в познавательной сфере, незрелостью эмоционально-волевой сферы, а также психофизиологической и личностной незрелостью, негрубыми нарушениями в развитии интеллекта [9, 10].
Недоразвитие внимания у младших школьников отмечается при всех типах ЗПР.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме, мы можем отметить следующие особенности развития внимания у младших школьников с ЗПР:
- сниженная концентрация внимания;
- неустойчивость внимания;
- недостаточный объем внимания;
- сниженное распределение и переключение внимания.
- Рассмотрим эти свойства внимания.
Концентрацией внимания называется способность удерживать внимание на определенном объекте определенное количество времени. Концентрация внимания является основным показателем выраженности степени и интенсивности внимания.
Поскольку концентрация внимания определяется степенью углубленности человека в определенную деятельность, то наибольшая концентрация внимания проявляется при увлеченности человеком интересным занятием, в котором в наибольшей степени реализуются его возможности и способности. По мнению ученых, концентрация внимания имеет динамический характер, вследствие чего она то повышается, то понижается в зависимости от характера деятельности и от отношения к ней.
Устойчивость внимания – это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. У обучающихся с ЗПР внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте.
Неустойчивость внимания у младших школьников с ЗПР ведёт к снижению уровня продуктивности. Это в свою очередь, обуславливает трудности при выполнении заданий, которые требуют постоянного контроля. Значительные трудности при фиксации внимания у таких школьников возникают в основном при письме. Так, при выполнении определенных заданий по письму у младших школьников с ЗПР наблюдаются орфографические ошибки, слитное написание отдельных слов, нарушение грамматических правил.
Возможность концентрироваться одновременно на нескольких внешних объектах называется объемом внимания. Объем внимания измеряется количеством объектов, которые должны восприниматься одновременно. Объем внимания зависит от определенной деятельности человека, его опыта и психического развития и увеличивается.
У младших школьников с соматогенным и психогенным типом ЗПР объем внимания значительно снижен по сравнению с младшими школьниками без патологии в развитии.
Способность выбирать место концентрации внимания называется переключением внимания. Переключение внимания проявляется в переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Оно может быть завершенным и незавершенным. При завершенном переключении внимание полностью фиксируется на новом объекте или деятельности. При незавершенном переключении оно еще направлено на предыдущую деятельность. Данное свойство внимания в значительной мере зависит от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности человека, уравновешенности и подвижности нервных процессов, от типа высшей нервной деятельности, от соотношения между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъекта к каждой из них. Например, чем больший интерес вызывает определенная деятельность для младшего школьника, тем легче он переключается на неё.
У младших школьников с ЗПР с сильной и подвижной нервной системой наблюдается устойчивое и легко распределяемое и переключаемое внимание. У младших школьников с ЗПР с инертной и слабой нервной системой отмечается в основном неустойчивое внимание.
Под распределением внимания понимают способность держать в центре внимания определенное число объектов одновременно. Распределение внимания является способностью поддерживать достаточный уровень сосредоточенности такое количество времени, какое целесообразно для определенной деятельности.
Именно распределение внимания предоставляет возможность младшему школьнику с ЗПР совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания. В связи с этим следует отметить, что распределение внимания во многом зависит от практического опыта младшего школьника, его приобретенных знаний, умений и практических навыков, от его адаптации к школе [11].
Мы провели исследование, целью которого явилось изучение свойств внимания у младших школьников с ЗПР.
Предметом нашего исследования являются свойства внимания у младших школьников с ЗПР.
Исследование по изучению уровня внимания у младших школьников с ЗПР проводилось на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 115» города Челябинска.
Для исследования были выбраны обучающиеся второго класса с ЗПР в количестве 13 человек.
Для исследования уровня развития свойств внимания у младших школьников с ЗПР нами были использованы следующие методики:
1. «Найди и вычеркни».
2. Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера).
Результаты констатирующего эксперимента по методике «Найди и вычеркни» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Испытуемый |
N |
n |
S (продуктивность/устойчивость) |
Баллы S |
Д. А. |
74 |
6 |
0,7 и 0,1 |
6 |
К. А. |
50 |
22 |
0 и 0 |
0 |
Ч. Я. |
53 |
0 |
0,9 и 0,2 |
7 |
Б. П. |
63 |
0 |
2,1 и 0,4 |
10 |
И.К. |
53 |
1 |
1,6 и 0,3 |
10 |
П.Н. |
49 |
0 |
0,8 и 0,1 |
6 |
А. Е. |
61 |
2 |
1,8 и 0,3 |
10 |
Е. А. |
43 |
1 |
1,34 и 0,2 |
10 |
Р.Г. |
59 |
24 |
0 и 0 |
0 |
К. А |
55 |
2 |
0,73 и 0,15 |
6 |
Г. А |
54 |
1 |
0,8 и 0,16 |
6 |
М.О |
76 |
18 |
0 и 0 |
0 |
А. О. |
66 |
6 |
1,64 и 0,33 |
10 |
Результаты констатирующего эксперимента по методике изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона-Рузера) приведены в таблице 2.
Таблица 2
Испытуемый |
Время выполнения |
Процентное соотношение |
Кол-во ошибок |
Устойчивость внимания |
А. Е. |
5 минут |
100,00% |
0 |
Высокий уровень |
Д.А. |
5 минут |
67,00% |
0 |
Средний уровень |
Е.А. |
5 минут |
100,00% |
62 |
Очень низкий уровень |
К. А. |
5 минут |
33,00% |
2 |
Очень низкий уровень |
И.К. |
5 минут |
100,00% |
7 |
Низкий уровень |
Г.Л. |
5 минут |
76,00% |
0 |
Средний уровень |
К. А. |
5 минут |
60,00% |
3 |
Низкий уровень |
Ч.Я. |
5 минут |
86,00% |
0 |
Средний уровень |
М.И. |
4,30 минут |
100,00% |
3 |
Средний уровень |
Р. Г. |
4,30 минут |
100,00% |
1 |
Высокий уровень |
А.О. |
5 минут |
77,00% |
0 |
Средний уровень |
Б.П. |
5 минут |
81,00% |
0 |
Средний уровень |
П. Н. |
5 минут |
58,00% |
0 |
Средний уровень |
Сравнительные результаты изучения свойств внимания у младших школьников с ЗПР представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты изучения свойств внимания у младших школьников с ЗПР
Как видно из рисунка 1, большая часть испытуемых младших школьников с ЗПР имеет достаточный уровень развития внимания. Так, у 53,8% испытуемых преобладает средний уровень развития внимания и 15,4% – высокий уровень.
У 15,4% испытуемых младших школьников с ЗПР наблюдается низкий уровень развития внимания. Так, 15,4% испытуемых младших школьников с задержкой психического развития имеет низкий уровень развития внимания и 15,4% – очень низкий уровень.
Считаем, что низкий уровень развития внимания является недостаточным для младших школьников с ЗПР и может отрицательно повлиять на развитие познавательных и психических процессов, на овладение ими учебными навыками и формирование их учебной деятельности.
Поэтому перспективой нашего дальнейшего исследования будет теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогической коррекции низкого уровня внимания у младших школьников с ЗПР.
Полученные результаты проведенного исследования по изучению свойств внимания у младших школьников с ЗПР позволяют сформулировать следующие выводы:
1. Внимание является важным психическим процессом, от которого зависит успешность осуществления любого вида деятельности у детей младшего школьного возраста с ЗПР.
2. Основными направлениями в работе педагога-психолога по психолого-педагогической коррекции низкого уровня внимания у младших школьников с ЗПР могут быть следующие: развитие концентрации и устойчивости внимания, увеличение объема внимания, развитие способности у младших школьников к распределению и переключению внимания.
3. Психолого-педагогическая коррекция низкого уровня внимания у младших школьников с ЗПР должна опираться на индивидуальные и возрастные особенности обучающихся и тип ЗПР.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Обзор
Что такое СДВГ?
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) является одним из наиболее распространенных и наиболее изученных нарушений развития нервной системы у детей. «Нейро» означает нервы. Ученые обнаружили различия в мозге, нервных сетях и нейротрансмиттерах людей с СДВГ.
СДВГ — это долговременное (хроническое) заболевание мозга, вызывающее исполнительную дисфункцию, что означает нарушение способности человека управлять своими эмоциями, мыслями и действиями. СДВГ мешает людям:
- Управляйте их поведением.
- Обратите внимание.
- Контроль чрезмерной активности.
- Регулировать их настроение.
- Будь организованным.
- Концентрат.
- Следуйте указаниям.
- Стой спокойно.
Детям обычно ставят диагноз в детстве, и это состояние часто сохраняется во взрослом возрасте. Однако эффективное лечение доступно. При отсутствии лечения СДВГ может вызвать серьезные пожизненные осложнения.
Насколько распространен СДВГ?
По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний, почти 11% детей в США в возрасте от 2 до 17 лет получили диагноз СДВГ. Во всем мире 7,2% детей получили диагноз СДВГ.
Мальчикам и детям, отнесенным к мужскому полу при рождении (AMAB), ставят диагноз СДВГ более чем в два раза чаще, чем девочкам и детям, отнесенным к женскому полу при рождении (AFAB). Но это не означает, что больше мальчиков и детей AMAB страдают СДВГ. Это просто означает, что они чаще проявляются симптомами гиперактивного типа и поэтому их легче диагностировать.
Типы СДВГ
Существует четыре разных проявления СДВГ. Воспитатели используют виды симптомов, которые проявляет ваш ребенок, для диагностики состояния одним из этих четырех способов.
Преимущественно невнимательная презентация
Дети с этой презентацией имеют только невнимательный СДВГ. Медицинские работники ранее называли этот тип синдромом дефицита внимания (СДВ). Дети с невнимательным поведением в основном испытывают трудности с концентрацией внимания, организацией и соблюдением правил, а также имеют меньше симптомов гиперактивности/импульсивности.
Преимущественно гиперактивно-импульсивная манифестация
Дети с этой манифестацией проявляют проблемы с гиперактивностью и импульсивностью и могут проявлять менее очевидные проблемы с концентрацией внимания. Гиперактивность означает, что они могут ерзать, не могут усидеть на месте, имеют много избыточной энергии и очень разговорчивы. Импульсивность означает, что они могут прерывать других и действовать, не подумав сначала. Это наименее распространенный тип и обычно поражает детей младшего возраста.
Комбинированное представление
У детей с этой клинической картиной проявляются как минимум шесть симптомов обоих других типов. Симптомы невнимательности и гиперактивности-импульсивности присутствуют в равной степени. Этот тип чаще всего ассоциируется у людей с СДВГ. Около 70% случаев подпадают под этот тип.
Неуточненная клиническая картина
В этих случаях симптомы могут быть настолько серьезными, что дети явно демонстрируют дисфункцию, но не соответствуют официальным критериям симптомов для диагностики невнимательного, гиперактивного/импульсивного или комбинированного типа СДВГ. В таких случаях врачи ставят диагноз «неуточненный СДВГ».
СДВ и СДВГ
Медицинские работники раньше называли невнимательный тип СДВГ «синдромом дефицита внимания (СДВ)». В 1994 году Американская психиатрическая ассоциация официально сменила название. Медицинские работники теперь называют все формы СДВГ «синдромом дефицита внимания/гиперактивности» независимо от того, присутствуют симптомы гиперактивности или нет. Как описано выше, поставщики диагностируют различные типы на основе симптомов.
Хотя изменение названия произошло несколько десятилетий назад, многие люди до сих пор называют это состояние синдромом дефицита внимания (СДВ). Разница между СДВ и СДВГ заключается в том, что первый не включает симптомы гиперактивности или импульсивности.
Симптомы и причины
Существует три основных типа СДВГ. Поставщики диагностируют тип на основе определенных симптомов.Каковы симптомы СДВГ?
Лечащий врач вашего ребенка поставит диагноз на основании наличия и отсутствия определенных симптомов. Симптомы должны мешать функционированию как минимум в двух сферах жизни (например, в школе и дома) и наблюдаться в течение как минимум последних шести месяцев.
Медицинские работники используют признаки СДВГ для диагностики и определения типа состояния: невнимательность, гиперактивность/импульсивность, комбинированное или неуточненное. Американская психиатрическая ассоциация Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам, пятое издание, текстовая редакция (DSM-5-TR™), содержит рекомендации, используемые поставщиками медицинских услуг для постановки диагнозов.
Преимущественно невнимательное представление
Симптомы СДВГ у детей с невнимательным представлением включают трудности с концентрацией внимания, организацией и выполнением задания. Согласно DSM-5-TR, ребенок с этим типом должен демонстрировать как минимум шесть из следующих девяти вариантов поведения. (Поведение должно создавать проблемы в повседневной деятельности, в школе и дома, а не только время от времени, поскольку большинство детей проявляют такое поведение.)
- Проблемы с вниманием к деталям или ошибки по невнимательности.
- Оставшиеся вопросы сосредоточены на задачах и действиях.
- С трудом слушает, мечтает или выглядит рассеянным.
- Проблемы с выполнением инструкций и/или выполнением задач.
- Трудности с организацией задач и действий.
- Избегание или неприятие задач, требующих постоянного умственного напряжения.
- Частая потеря вещей.
- Легко отвлекается на внешние раздражители.
- Забывчив в повседневных делах.
Преимущественно гиперактивный/импульсивный тип
У людей с гиперактивным/импульсивным типом проявляются следующие симптомы СДВГ. Согласно DSM-5-TR, ребенок должен демонстрировать как минимум шесть из следующих девяти моделей поведения. Они должны создавать проблемы в повседневной деятельности.
- Часто ерзает, постукивает руками или ногами или извивается.
- Ожидается, что они покинут свое место, если останутся сидеть.
- Бегать или карабкаться, когда это неуместно.
- Проблемы со спокойной игрой или развлекательной деятельностью.
- Всегда кажется «на ходу» или «движимым мотором».
- Слишком много болтаю.
- Выбалтывание ответов до завершения вопросов.
- Частые неприятности ждут своей очереди.
- Часто прерывает или вторгается в чужие разговоры или игры.
Комбинированное представление
Люди с комбинированным типом поведения проявляют как невнимательность, так и гиперактивность/импульсивность. Согласно DSM-5, дети должны демонстрировать не менее 12 видов поведения из общего числа (не менее шести невнимательных и шести гиперактивных/импульсивных).
Что вызывает СДВГ?
Ученые выявили различия в структуре и активности мозга людей с СДВГ. Лобная доля — это передняя часть вашего мозга, часть за лбом. Лобная доля отвечает за планирование, концентрацию внимания, принятие решений и использование языка для сдерживания поведения. Исследователи называют этот вид деятельности направленным вниманием. Мозг людей с СДВГ, как правило, достигает полной зрелости позже, чем мозг нейротипичных людей.
Люди используют направленное внимание, чтобы приостановить автоматическое внимание, второй вид внимания, который очень силен у людей с СДВГ. Однако направленное внимание требует больших усилий и его трудно использовать. У человека с СДВГ навыки направленного внимания, как правило, слабее. Автоматическое внимание — это то внимание, которое вы используете, когда делаете что-то интересное или увлекательное. Направленное внимание — это то внимание, которое вы используете, когда должны сделать что-то утомительное или малоинтересное. (Например, в детстве скучные, повторяющиеся задания.)
Кроме того, нервные клетки, называемые нейронами, передают сигналы в ваш мозг. Эти сигналы проходят через ваш мозг группами нейронов, называемыми сетями. Ученые называют сеть автоматического внимания в вашем мозгу режимом по умолчанию. Они называют сеть направленного внимания в вашем мозгу позитивным режимом задачи или исполнительной сетью вашего мозга. Исследователи обнаружили основные сети, которые у людей с СДВГ работают по-разному. Нейротрансмиттеры — химические вещества, которые помогают передавать сигналы от одной нервной клетки к другой, — также играют роль в развитии СДВГ.
Хотя исследователи обнаружили эти различия в мозге, они не до конца понимают, почему они возникают и приводят к симптомам СДВГ. Но текущие исследования показывают, что генетика играет жизненно важную роль. СДВГ часто передается по наследству — у ребенка с СДВГ 1 шанс из 4, что его родитель страдает этим заболеванием.
Другие возможные причины и факторы риска СДВГ могут включать:
- Воздействие свинца.
- Анатомия мозга.
- Употребление психоактивных веществ во время беременности.
- Преждевременные роды.
- Низкий вес при рождении.
Следующие факторы не являются причинами СДВГ:
- Аллергии.
- Иммунизация.
- Употребление слишком большого количества сахара.
- Слишком много времени пялишься на экраны.
- Плохое воспитание.
- Социальные и экологические факторы, такие как бедность.
Каковы осложнения СДВГ?
Без лечения СДВГ потенциально может привести к ряду долговременных осложнений. Эти осложнения могут включать:
- Низкая самооценка.
- Депрессия и тревога.
- Расстройства пищевого поведения.
- Проблемы со сном.
- Расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ.
- Рискованное, импульсивное поведение.
- Частые дорожно-транспортные происшествия и травмы.
- Проблемы с отношениями и другими социальными взаимодействиями.
- Неуспеваемость в учебе.
- Нестабильность работы.
Диагностика и тесты
Как поставить диагноз СДВГ
Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка может быть СДВГ, первым делом нужно записаться на прием к лечащему врачу. Педиатр вашего ребенка или другой специалист может определить, есть ли у вашего ребенка СДВГ, используя набор рекомендаций, разработанных Американской академией педиатрии. Рекомендации предназначены специально для детей в возрасте от 4 до 17 лет. Трудно диагностировать СДВГ у детей младше 4 лет, потому что они могут очень быстро меняться, а многие дети в этом возрасте от природы гиперактивны или невнимательны. У подростков также может быть сложнее диагностировать СДВГ из-за других состояний, которые у них могут быть, таких как депрессия или тревога.
Не существует теста на СДВГ, который помог бы диагностировать это состояние. Врач вашего ребенка предпримет несколько шагов и соберет много информации, чтобы помочь ему поставить диагноз. Ключевым фактором является то, что несколько человек наблюдают за поведением, связанным с СДВГ, в разных условиях, например, в школе и дома. В оценке поведения вашего ребенка будут участвовать несколько человек, в том числе:
- Вы.
- Ваш ребенок.
- Лечащий врач вашего ребенка.
- Учителя вашего ребенка и другие сотрудники.
- Другие опекуны вашего ребенка.
На основе предоставленной информации поставщик услуг вашего ребенка оценит поведение вашего ребенка по сравнению с поведением других детей его возраста. Отмечая симптомы вашего ребенка, они также будут использовать рекомендации, содержащиеся в DSM-5-TR, чтобы помочь диагностировать СДВГ. В DSM-5-TR указано, что:
- Симптомы у вашего ребенка должны проявляться в двух или более условиях (дома, в школе и/или в социальных ситуациях) и вызывать дисфункцию.
- Врач вашего ребенка должен определить наличие или отсутствие шести или более симптомов.
- Симптомы вашего ребенка должны значительно ухудшать его способность функционировать в повседневной деятельности.
- Их симптомы должны были начаться до того, как им исполнилось 12 лет.
- У них были симптомы в течение как минимум шести месяцев.
После оценки вашего ребенка и его симптомов они могут поставить диагноз вместе с типом СДВГ. Тщательная оценка поведения имеет решающее значение (а не только нейропсихологическое тестирование внимания), так как многие достаточно способные дети могут хорошо учиться в школе, даже если у них проявляются симптомы невнимательности.
У меня СДВГ?
СДВГ поражает около 4,2% взрослого населения США. Но, вероятно, гораздо больше взрослых с невыявленным СДВГ. В некоторых случаях может быть трудно диагностировать СДВГ во взрослом возрасте из-за других состояний, таких как депрессия и тревога.
Вы можете распознать симптомы СДВГ у себя во время диагностики вашего ребенка. Чтобы получить диагноз СДВГ во взрослом возрасте, у вас должно быть не менее пяти симптомов, связанных с этим заболеванием. Кроме того, должны быть доказательства того, что заболевание началось в детстве. В постановке диагноза участвуют несколько дополнительных факторов, в том числе:
- История поведения в детстве.
- Интервью со своим спутником жизни, родителем или близким другом, который хорошо вас знает.
- Медицинское обследование (которое могут назначить поставщики медицинских услуг, но это не обязательно).
- Психологические тесты (которые часто используются провайдерами, но в них нет необходимости).
Управление и лечение
Как лечить СДВГ?
Целью лечения СДВГ является облегчение симптомов вашего ребенка, чтобы он мог более эффективно функционировать дома и в школе. Для детей младшего возраста (в возрасте 4 и 5 лет) медицинские работники рекомендуют вмешательство для родителей в качестве первой линии лечения до того, как будут опробованы лекарства.
В большинстве случаев лучшее лечение СДВГ для детей старшего возраста, подростков и взрослых включает комбинацию поведенческой терапии и лекарств от СДВГ.
Поведенческая терапия
Для детей младше 13 лет поставщики услуг рекомендуют обучение родителей управлению поведением. Для подростков они рекомендуют другие виды поведенческой терапии и обучения, такие как обучение социальным навыкам или обучение исполнительным функциям. Цель поведенческой терапии состоит в том, чтобы научиться или укрепить позитивное поведение, устраняя при этом нежелательное или вызывающее беспокойство поведение. Целью тренинга управляющих функций является улучшение организационных навыков и самоконтроля.
Лекарства
Лекарства могут помочь людям с СДВГ справиться со своими симптомами и поведением, которое вызывает проблемы с их друзьями, семьей и другими контактами. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США одобрило несколько различных типов лекарств для лечения СДВГ у детей в возрасте от 6 лет.
- Стимуляторы: Стимуляторы являются наиболее широко используемыми лекарствами от СДВГ. От 70% до 80% детей с СДВГ проявляют меньше симптомов СДВГ при приеме этих лекарств.
- Нестимуляторы : Нестимуляторы действуют не так быстро, как стимуляторы, и обычно не оказывают такого сильного воздействия, но их эффект может длиться до 24 часов. Врач вашего ребенка может порекомендовать добавить несентимулятор, если стимуляторы не работают.
- Антидепрессанты : FDA не одобрило антидепрессанты для лечения СДВГ. Но поставщики медицинских услуг иногда назначают их отдельно или в сочетании с другим лекарством от СДВГ.
Возможно, вашему ребенку придется попробовать разные лекарства и разные дозы, прежде чем он найдет правильный баланс между преимуществами и побочными эффектами.
Профилактика
Можно ли предотвратить СДВГ?
Ученые считают, что генетика играет важную роль в развитии СДВГ. Таким образом, вы не можете предотвратить возникновение состояния.
Но есть определенные факторы риска, которых можно избежать. Если вы беременны, избегайте токсинов и веществ, таких как алкоголь, табак и рекреационные наркотики. Это может снизить риск, но исследователи мало знают о способах снижения заболеваемости и распространенности СДВГ.
Перспективы/прогноз
Чего мне ожидать, если у меня такое заболевание?
Долгосрочная перспектива (прогноз) СДВГ зависит от того, получает ли ваш ребенок лечение. Благодаря поведенческой терапии и/или медикаментозному лечению большинство детей продолжают вести здоровый образ жизни.
Без лечения у людей с СДВГ могут быть более плохие результаты и пожизненные осложнения. К ним могут относиться:
- Проблемы с управлением повседневной деятельностью.
- Другие психические расстройства.
- Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.
- Проблемы с учебой или работой, такие как неуспеваемость в школе и частая смена работы.
Как долго длится СДВГ?
Люди не перерастают СДВГ, но некоторые люди учатся эффективно справляться со своими симптомами и могут не соответствовать критериям СДВГ по достижении совершеннолетия. Для некоторых людей симптомы СДВГ все еще влияют на их функционирование — это состояние на всю жизнь. Однако многие учатся справляться с этим, чтобы симптомы не влияли на их способность функционировать, что позволяет им вести полноценную жизнь.
Жить с
Как ухаживать за ребенком с СДВГ?
Сохранение здоровья особенно важно для детей с СДВГ. В дополнение к поведенческой терапии и лекарствам, здоровый образ жизни может помочь вашему ребенку справиться с симптомами. К здоровому образу жизни относятся:
- Соблюдение здоровой диеты, богатой фруктами, овощами, нежирными белками и цельнозерновыми продуктами.
- Занятия спортом или участие в регулярных физических нагрузках.
- Ограничение экранного времени.
- Получение рекомендуемого количества сна.
Какие существуют дополнительные стратегии для лечения СДВГ моего ребенка дома?
Следующие стратегии могут оказаться полезными для управления СДВГ в домашних условиях.
Поведение
- Ограничения поведения имеют решающее значение для лечения симптомов: Дайте четкие и конкретные указания и ограничения. Дети с СДВГ должны точно знать, чего от них ожидают окружающие.
- «Поймай» своего ребенка на хорошем: Наказание ребенка только учит его тому, чего делать нельзя. Признание и признание положительного поведения — эффективный способ научить вашего ребенка, что делать. Это увеличивает использование соответствующего поведения.
- Эффективная дисциплина: Создайте последовательную систему для поощрения надлежащего поведения и реагирования на плохое поведение с помощью альтернатив, таких как «тайм-аут» или потеря привилегий.
- Следите за тем, на что вы обращаете внимание: Когда родители обращают внимание только на неуместное поведение, неуместное поведение имеет тенденцию к увеличению. Часто бывает полезно научиться обращать внимание на надлежащее поведение в семье.
Организация
- Придерживайтесь графика: Следуйте одному и тому же распорядку дня каждый день, от пробуждения до отхода ко сну. В расписании должно быть время для домашних заданий и игр.
- Используйте календарь или планировщик, который будет виден вашему ребенку: Создайте место для записи важных напоминаний, обязанностей и событий. Эти инструменты могут быть особенно полезны подросткам и молодым людям, которые борются с тайм-менеджментом.
- Организуйте предметы, которые нужны вашему ребенку каждый день: Имейте место для всего и держите все на своих местах. Это включает в себя одежду, рюкзаки и школьные принадлежности. Контрольный список организации может быть полезен.
Домашнее задание
- Выберите место для выполнения домашних заданий: Установите домашнюю рабочую станцию для школьных занятий в тихом месте без помех и отвлекающих факторов.
- Установите таймер: Установите временные рамки для работы над домашним заданием. Если ваш ребенок не закончил, сделайте перерыв и установите новое время, чтобы закончить.
- Похвалите усилия и завершение: Вознаградите ребенка за выполненную работу, а не наказывайте за незавершенную работу.
Какие вопросы я должен задать лечащему врачу моего ребенка?
- Какой тип СДВГ у моего ребенка?
- Есть ли у моего ребенка неспособность к обучению в дополнение к СДВГ? (Для этого требуется более целенаправленное тестирование.)
- Как объяснить ребенку, что такое СДВГ? (Обычно в объяснениях детям лучше подчеркивать разницу, а не беспорядок.)
- Как мне поговорить с учителями моего ребенка об их СДВГ?
- Каковы побочные эффекты прописанных моему ребенку лекарств?
- Если у моего ребенка СДВГ, значит ли это, что он есть и у меня?
Часто задаваемые вопросы
Что означает СДВГ?
СДВГ расшифровывается как синдром дефицита внимания/гиперактивности. Значение СДВГ помогает определить состояние. У детей с СДВГ часто возникают трудности с невнимательностью и гиперактивностью, а также импульсивностью.
Почти у всех детей бывают моменты мечтательности, плохого поведения и/или рассеянности. Но для детей с СДВГ эти моменты больше, чем случайная проблема. Поведение происходит так часто и на таком экстремальном уровне, что мешает их способности эффективно функционировать в повседневной деятельности.
Является ли СДВГ формой аутизма?
Нет, СДВГ не относится к спектру аутизма. Но расстройство аутистического спектра и СДВГ — это нарушения развития нервной системы. Они имеют некоторые из тех же симптомов. Кроме того, если у вашего ребенка есть одно из этих расстройств, у него могут увеличиться шансы на наличие другого заболевания.
Является ли СДВГ инвалидностью?
Да, Закон об американцах с ограниченными возможностями (ADA) рассматривает СДВГ как нарушение развития. Проблемы, которые представляет это состояние, могут затруднить выполнение ребенком своих повседневных дел и эффективное функционирование в школе. Таким образом, ваш ребенок может иметь право на получение специального образования и/или модифицированного обучения в условиях школы.
Кроме того, нарушения обучаемости, такие как дислексия и дискалькулия, чаще встречаются у детей с СДВГ, чем у нейротипичных людей. Примерно от 30% до 40% детей с СДВГ также имеют проблемы с обучаемостью. Как и дети с СДВГ, дети с ограниченными возможностями обучения имеют право на получение услуг специального образования.
Есть ли преимущества у СДВГ?
Да, люди с СДВГ обладают многими способностями и навыками, превосходящими возможности людей с нейротипичным мозгом. Некоторые компании намеренно нанимают нейроотличных людей из-за этих преимуществ. Эти способности и навыки могут включать:
- Гиперфокус.
- Нелинейное мышление и решение проблем.
- Устойчивость.
- Творчество.
- Разговорные навыки.
- Спонтанность.
- Достаточно энергии.
Почему СДВГ обычно не диагностируют у девочек и детей, которым при рождении приписывают женский пол?
Девочки и дети, отнесенные к женскому полу при рождении (AFAB), так же, как и мальчики и дети, отнесенные к мужскому полу (AMAB), имеют СДВГ. Состояние часто выглядит по-разному у девочек и детей с AFAB, но СДВГ одинаково влияет на оба пола. Девочки и дети с AFAB, как правило, проявляют больше симптомов невнимательности в более молодом возрасте, чем мальчики и дети с AMAB, у которых проявляются более заметные симптомы гиперактивности.
Несмотря на повсеместное улучшение диагностики этого состояния, некоторые медицинские работники по-прежнему работают с устаревшими стереотипами о том, что это состояние чаще поражает мальчиков и детей AMAB. Таким образом, девочки и дети AFAB с большей вероятностью останутся недиагностированными и с меньшей вероятностью получат лечение.
Записка из клиники Кливленда
Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) — это распространенное пожизненное заболевание, которому подвержены люди всех возрастов. Хотя это может повлиять на поведение и внимание вашего ребенка, его можно лечить с помощью терапии и лекарств. Поведенческая терапия и поддержка со стороны друзей, семьи и учителей (так называемая социальная поддержка) являются важными способами помочь вам справиться с состоянием вашего ребенка. Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка может быть СДВГ, обратитесь к лечащему врачу. Они могут помочь вам на этапах постановки диагноза и определения правильного плана лечения для вашего ребенка.
Написание хороших тестовых вопросов с несколькими вариантами ответов | Центр обучения
Процитируйте это руководство: Brame, C. (2013) Написание хороших тестовых вопросов с несколькими вариантами ответов. Получено [todaysdate] с https://cft.vanderbilt.edu/guides-sub-pages/writing-good-multiple-choice-test-questions/. |
- Изготовление эффективного ствола
- Создание эффективных альтернатив
- Дополнительные рекомендации по вопросам с несколькими вариантами ответов
- Рекомендации по написанию заданий с множественным выбором, которые проверяют мышление высшего порядка
- Дополнительные ресурсы
Тестовые вопросы с множественным выбором, также известные как задания, могут быть эффективным и действенным способом оценки результатов обучения. Тестовые задания с множественным выбором имеют несколько потенциальных преимуществ:
Универсальность: Тестовые задания с множественным выбором могут быть написаны для оценки различных уровней результатов обучения, от базового запоминания до применения, анализа и оценки. Однако, поскольку учащиеся выбирают из набора возможных ответов, существуют очевидные ограничения на то, что можно проверить с помощью заданий с множественным выбором. Например, они не являются эффективным способом проверки способности учащихся организовывать мысли, формулировать объяснения или творческие идеи.
Надежность: Надежность определяется как степень, в которой тест последовательно измеряет результат обучения. Тестовые задания с множественным выбором менее подвержены угадыванию, чем вопросы «верно/неверно», что делает их более надежным средством оценки. Надежность повышается, когда увеличивается количество элементов ОК, ориентированных на одну цель обучения. Кроме того, объективная оценка, связанная с заданиями теста с множественным выбором, освобождает их от проблем с несогласованностью результатов, которые могут мешать оценке вопросов эссе.
Валидность: Валидность – это степень, в которой тест измеряет результаты обучения, для измерения которых он предназначен. Поскольку учащиеся обычно могут ответить на вопрос с несколькими вариантами ответов гораздо быстрее, чем на вопрос эссе, тесты, основанные на вопросах с несколькими вариантами ответов, обычно могут быть сосредоточены на относительно широком представлении материала курса, что повышает достоверность оценки.
Однако ключом к использованию этих сильных сторон является создание хороших предметов с множественным выбором.
Элемент с множественным выбором состоит из проблемы, известной как основа, и списка предлагаемых решений, известных как альтернативы. Альтернативы состоят из одной правильной или лучшей альтернативы, которая является ответом, и неправильных или худших альтернатив, известных как отвлекающие факторы.
Создание эффективного ствола
1. Основа должна иметь смысл сама по себе и должна представлять определенную проблему. Основа, представляющая определенную проблему, позволяет сосредоточиться на результате обучения. Тем не менее, основа, которая не представляет явной проблемы, может проверять способность учащихся делать выводы из расплывчатых описаний, а скорее служить более прямой проверкой достижения учащимися результатов обучения.
2. Основа не должна содержать ненужного материала , который может снизить надежность и достоверность результатов теста (Haldyna and Downing 1989).
3. Основа должна быть сформулирована отрицательно только тогда, когда этого требуют важные результаты обучения. Учащиеся часто испытывают трудности с пониманием заданий с отрицательной формулировкой (Rodriguez 1997). Если значительный результат обучения требует отрицательной формулировки, например, указание на опасные лабораторные или клинические практики, отрицательный элемент следует выделить курсивом или с заглавной буквы.
4. Основа должна быть вопросом или частью предложения. Основа вопроса предпочтительнее, потому что она позволяет учащемуся сосредоточиться на ответе на вопрос, а не удерживать часть предложения в рабочей памяти и последовательно завершать его с каждой альтернативой (Statman 19).88). Когнитивная нагрузка увеличивается при построении стебля с начальной или внутренней заготовкой, поэтому такой конструкции следует избегать.
Создание эффективных альтернатив
1. Все альтернативы должны быть правдоподобными. Функция неверных альтернатив состоит в том, чтобы служить отвлекающими факторами, которые должны выбираться учащимися, не достигшими результата обучения, но игнорироваться учащимися, достигшими результата обучения. Неправдоподобные альтернативы не служат функциональными отвлекающими факторами и поэтому не должны использоваться. Распространенные ошибки учащихся являются лучшим источником отвлекающих факторов.
2. Альтернативы должны быть сформулированы четко и кратко. Чрезмерно многословные задания оценивают способность учащихся к чтению, а не достижение ими цели обучения
3. Альтернативы должны быть взаимоисключающими. Альтернативы с перекрывающимся содержанием могут рассматриваться тестируемыми как «хитрые» задания, чрезмерное использование которых может подорвать доверие и уважение к процессу тестирования.
4. Альтернативы должны быть однородными по содержанию. Альтернативы, неоднородные по содержанию, могут подсказать учащимся правильный ответ.
5. Альтернативы не должны содержать указаний на правильный ответ. Искушенные тестируемые готовы к случайным подсказкам к правильному ответу, таким как различия в грамматике, длине, форматировании и выборе языка в альтернативных вариантах. Поэтому важно, чтобы альтернативы
- имеют грамматику, соответствующую основе.
- параллельны по форме.
- аналогичны по длине.
- используют аналогичный язык (например, все в отличие от языка учебника или все похожи на язык учебника).
6. Варианты «все вышеперечисленное» и «ничего из вышеперечисленного» использовать не следует. Когда в качестве ответа используется «все вышеперечисленное», тестируемые, которые могут назвать более одной альтернативы правильной, могут выбрать правильный ответ, даже если не уверены в других альтернативах. Когда в качестве альтернативы используется «ничего из вышеперечисленного», испытуемые, которые могут исключить один вариант, могут, таким образом, исключить второй вариант. В любом случае учащиеся могут использовать неполные знания, чтобы получить правильный ответ.
7. Альтернативы должны быть представлены в логическом порядке (например, в алфавитном или числовом порядке), чтобы избежать смещения в сторону определенных позиций.
8. Количество альтернатив может различаться для разных предметов, если все альтернативы правдоподобны. Вероятные альтернативы служат функциональными отвлекающими факторами, которые выбираются учащимися, не достигшими цели, но игнорируются учащимися, достигшими цели. Между заданиями, содержащими два, три и четыре отвлекающих фактора, разница в сложности, различении и достоверности результатов теста незначительна.
Дополнительные указания
1. Избегайте сложных заданий с множественным выбором , в которых некоторые или все альтернативы состоят из различных комбинаций вариантов. Как и в случае ответов «все вышеперечисленные», искушенный тестируемый может использовать неполные знания для получения правильного ответа.
2. Конкретное содержимое элементов должно быть независимым друг от друга. Сообразительные тестируемые могут использовать информацию, содержащуюся в одном вопросе, для ответа на другой вопрос, что снижает достоверность теста.
Рекомендации по написанию заданий с несколькими вариантами ответов, которые проверяют мышление более высокого порядка
При написании заданий с несколькими вариантами ответов для проверки мышления более высокого порядка разрабатывайте вопросы, ориентированные на более высокие уровни познания, как это определено таксономией Блума. Основа, представляющая проблему, требующую применения принципов курса, анализа проблемы или оценки альтернатив, ориентирована на мышление более высокого порядка и, таким образом, проверяет способность учащихся к такому мышлению. При построении заданий с множественным выбором для проверки мышления более высокого порядка также может быть полезно разработать задачи, требующие мультилогического мышления, где полилогическое мышление определяется как «мышление, требующее знания более чем одного факта для логического и систематического применения понятий к… проблеме». (Моррисон и Фри, 2001, стр. 20). Наконец, разработка альтернатив, требующих высокого уровня различения, также может способствовать созданию заданий с множественным выбором, которые проверяют мышление более высокого порядка.
Дополнительные ресурсы
- Бертон, Стивен Дж., Судуикс, Ричард Р., Меррилл, Пол Ф. и Вуд, Бад. Как лучше подготовить тестовые задания с множественным выбором: Руководство для преподавателей университетов, 1991.
- Ченг, Дерек и Букат, Роберт. Как мы можем создать хорошие задания с несколькими вариантами ответов? Представлено на научно-технической образовательной конференции, Гонконг, 20-21 июня 2002 г.
- Халадина, Томас М. Разработка и проверка тестовых заданий с множественным выбором, 2 -е издание . Lawrence Erlbaum Associates, 1999.
- Халадина, Томас М. и Даунинг, С. М.. Действительность таксономии правил написания элементов с множественным выбором. Прикладные измерения в образовании , 2(1), 51-78, 1989.