Взаимодействие со сверстниками: влияние окружения
Процесс взаимодействия между детьми развивается с возрастом. До года двое детей, находящихся вместе, обычно вообще не обращают внимания друг на друга. Став чуть старше, они уже начинают взаимодействовать, часто потому, что оба одновременно хотят взять один и тот же предмет и просто вынуждены обратить внимание друг на друга. Игра двухлетних детей по сути не является совместной деятельностью — каждый играет сам по себе. В дошкольный период игра постепенно становится все более социально-ориентированной. К пяти годам малыши, находясь в детском саду, играют в одиночку менее половины времени, у них уже появляются совместные игры, в которых участвуют четыре-пять человек. В последующие годы социальная структура игр усложняется; развиваются и поддерживаются отчасти уже установившиеся социальные роли.
С возрастом изменяются и специфические типы социального поведения тоже изменяются с возрастом. Например, в дошкольном периоде, когда дети начинают сравнивать себя с другими, конкуренция между ними усиливается.
Подобным же образом изменяется устойчивость дружеских отношений. Дружеские связи маленьких детей мимолетны. По данным одного исследования, даже в 11-летнем возрасте только у 50% детей лучший друг оставался тем же, что и две недели назад. При аналогичном опросе 18-летних школьников (в том же исследовании) 80% из них оба раза называли одного и того же человека.
Здоровые отношения с себе подобными необходимы для развития человека. Поскольку дети и подростки живут в расширяющемся социальном мире, им важно учиться строить эффективные отношения с людьми. Высококачественные отношения с другими важны для всех аспектов развития детей и подростков. Конструктивные отношения способствуют научению, интернализации ценностей и аттитюдов, приобретению компетентности в разных областях и эффективной социализации.
Такие отношения могут быть со взрослыми и с другими детьми или подростками. Традиционно отношения между взрослыми и детьми рассматривались как важное средство обеспечения эффективной социализации и нормального развития.Дело, однако, в том, что отношения детей и подростков с равными себе на всем протяжении детства, отрочества и юности — критический фактор развития и социализации. Молодежь должна:
- именно в общении со сверстниками приобрести социальную компетентность, интернализовать аттитюды и ценности, научиться понимать др.
- занять уютную нишу в своей субкультуре.
По сравнению с взаимодействием со взрослыми, интеракции детей и подростков со сверстниками, в целом, более частые, интенсивные и разнообразные.
В общении со сверстниками дети непосредственно перенимают и усваивают аттитюды, ценности, умения и знания, которые невозможно получить от взрослых, например как вести себя в конфликтной ситуации или как побороть искушение. Сверстники эффективно объясняют друг другу, насколько и почему одни вещи являются правильными, а другие — неправильными, какими социальными знаниями и умениями нужно овладеть и почему.
Социализирующее значение сверстников не прекращается с окончанием юношеского периода: друзья и коллеги оказывают сильное влияние на ценности, аттитюды, перспективы и социальную компетентность человека на протяжении всей его жизни. Отношения со сверстниками также часто позволяют удовлетворить потребность в социальном сравнении.
Одна из наиболее острых социальных проблем в настоящее время — формирование негативных социальных установок, особенно национальных и расовых предрассудков. Дети из семей и социальных групп с ярко выраженными предрассудками начинают усваивать те же негативные взгляды в раннем школьном возрасте; в юношеском периоде эти взгляды закрепляются.
Как научить детей противостоять влиянию другого человека, высказывать свое мнение?
Мы знаем, какое сильное влияние иногда могут оказывать на ребенка сверстники или ребята постарше. И понимаем, что не всегда оно бывает положительным или хотя бы безопасным. Как научить детей противостоять влиянию другого человека, высказывать свое мнение? Уметь отказываться от предложения, если считаешь его неприемлемым для себя? Важно заранее вооружить ребенка или подростка такими умениями. А главное — дать ему понять, что в любой ситуации лучше действовать честно и открыто.
Известный педагог Элизабет Крэри описывает несколько способов противостояния чужому давлению, в том числе категорический отказ от предложения, ссылка на родителей, поиск единомышленника. Попробуйте проиграть со своим ребенком возможные жизненные ситуации, в которых ему надо сделать выбор. Как отказаться от просьбы или предложения, возможно, от угрозы?
Например: «Тебе предлагают незаметно взять из учительского стола деньги, которые собраны на автобусную экскурсию, под предлогом завтра вернуть эту сумму. Как бы ты себя повел?»
- Можно категорически отказаться от предложения; назвать вещи своими именами. «Воровство есть воровство. Я не собираюсь ввязываться в эту историю».
- Другой вариант — сослаться на родителей: «Если родители узнают, мне больше никогда не дадут денег на развлечения». «Моим родителям всегда все становится известно, и церемониться со мной они не станут». Родители обычно поддерживают любые такие отговорки, вплоть до «Отец убьет меня за такие дела», если это помогает ребенку найти выход из положения.
- Неплохой выход — найти себе союзника. Если ребенку говорят: «Зря боишься, все делают это», он оказывается в довольно затруднительном положении. Пусть попробует назвать кого-нибудь еще, кроме себя, кто не делает «это». Например, «Антон и я будем вместо этого…».
Мы иногда недооцениваем способность детей самим предлагать решения проблемы. Цель таких упражнений не в том, чтобы заучивать наизусть готовые способы поведения и отговорки. Пусть ребенок поймет, что из любого положения всегда можно найти выход, и не один. Эта уверенность как раз и дает силы не поддаваться давлению других людей и обстоятельств.
Формирование положительного взаимоотношения со сверстниками. Консультация для воспитателей.
Формирование положительного взаимоотношения со сверстниками. Консультация для воспитателей.
Целенаправленное формирование внутреннего мира ребенка требует от воспитателя понимания его индивидуальных особенностей, общего психофизического развития, условий жизни и воспитания в семье, а также знания его интересов и увлечений. Воспитателю необходимо выделять из пестрого разнообразия эмоциональных проявлений ведущие эмоциональные переживания ребёнка, которые характеризуют его как жизнерадостного или плаксивого, раздражительного или оживлённого, спокойного или впадающего в отчаяние.
Важно подчеркнуть. Пристально следя за формированием эмоционального климата в группе, воспитатель должен прежде всего замечать и поощрять всевозможные «ростки» положительных проявлений детей в отношениях друг с другом: добрые намерения, чувства, дела, поступки. О них нужно говорить выразительно и развернуто, в то время как отрицательным проявлениям в отношениях уделять внимание следует по-другому.
Наиболее острые переживания детей бывают связаны с неудачными взаимоотношениями со сверстниками и взрослыми, с теми ситуациями, где ущемляется самолюбие детей и оскорбляется их чувство собственного достоинства. Такими могут быть обидные действия и высказывания воспитателя, близких, с которыми дети стремятся играть и с которыми постоянно конфликтуют; неуспех в подвижных или сюжетных играх вместе с другим детьми и т. п.
Формирование нового опыта работы взаимодействия детей со сверстниками требует от воспитателей, во-первых, умения создавать в совместных играх специальные условия для преодоления отрицательных эмоций и устранения влияния на игру таких черт характера, как застенчивость, неуверенность, высокое самолюбие и пр. Во-вторых, надо специально ставить перед детьми игровые задачи, которые способствуют развитию соответствующих способов общения, в частности таких, как деловое взаимодействие. В-третьих, в играх эмоционально неблагополучных детей со сверстниками полезно осуществлять обмен ролями между детьми.
Это развивает их представление друг о друге, помогает встать на новую позицию, прочувствовать положение другого человека. При этом разумнее использовать незнакомые сюжеты, в которых легче решать трудные для ребёнка задачи и ставить ребёнка с помощью роли в такое положение, которое принуждает его совершать действия, трудновыполнимые в жизни.
Создавая по ходу сюжета различные опасные ситуации, взрослый заставляет ребёнка решать игровые задачи и выходить из трудных положений (кого-то спасти, кого-то защитить).
Ребёнок получает от успешной игры громадное удовольствие. Он самоутверждается в своей роли, испытывает неподдельную гордость решив поставленные задачи.
Реализация в игре творческих возможностей, импровизация осуществления замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость, требование повторения игры обрастающее всё новыми подробностями.
Эмоциональный подъём в игре помогает дошкольнику преодолеть негативизм по отношению к другим детям, принять их как партнёров. Но гораздо труднее создать новые, пусть даже пока игровые отношения и связать с ними эмоции: взаимный интерес, уважение симпатию к ролевым качествам партнёра по игре и пр. Для этого полезно создавать в игре такие условия, которые помогут ребёнку войти в роль, передать образ персонажа, исполняемого им, перевоплотиться и не только изобразить своего героя, но и благодаря активной внутренней работе выразить своё отношение отношение к нему.
Среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей игра занимает существенное место. И это вполне объяснимо. Игра пользуется особой любовью маленьких детей, она возникает без принуждения со стороны взрослых, она, как говорят психологи, ведущая деятельность.
Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живёт ребёнок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнёрами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональное переживания. В то же время внесение в игру нового эмоционального опыта (переживания радости от общения со сверстниками или от переживания в роли и т. д.) способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.
Литература.
1. Запорожец А.В., Неверович Я.З.,Кошелева А.Д. и др. Эмоциональное развитие дошкольника. М.,Просвещение, 1985г.
2. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, Академия развития, 2001г.
Свистунова Н.В. Педагог-психолог МБДОУ детский сад №5 Тамбовская область г. Рассказово
Домен 1: Отношения со сверстниками
Рекомендации по раннему обучению штата Иллинойс: для детей от рождения до трех лет (IELG)
Положительный опыт и отношения со взрослыми помогают детям устанавливать значимые и особые отношения со сверстниками. Дети испытывают взаимодействие и поведение со взрослыми, которые помогают развивать социальные и эмоциональные навыки, необходимые для позитивного взаимодействия со сверстниками.
Дети начинают осознавать себя и проявлять интерес к другим детям, просто наблюдая за ними или прикасаясь к ним. Наблюдение и интерес ведут к подражанию и простым взаимодействиям, таким как передача игрушки или катание мяча. Малыши старшего возраста участвуют в более сложных взаимодействиях и социальных обменах во время игры, создавая социальные связи. Дети в этом возрасте в основном действуют импульсивно и с трудом контролируют свои эмоции и поведение, но при этом начинают учиться правильному социальному поведению с помощью сигналов и информации, которую воспитатели моделируют для них.
Отношения со сверстниками также играют важную роль как в развитии самооценки детей, так и в появлении эмпатии. Способность детей позитивно взаимодействовать и играть с другими детьми зависит от их осведомленности о чувствах и точках зрения других. 1 По мере взросления дети начинают понимать, что выражают другие дети. Это осознание в конечном итоге перерастает в понимание и поведение, чувствительное к тому, что чувствуют другие. Эти успешные взаимодействия и опыт с другими помогают детям обрести уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Эта уверенность важна для поддержки способности детей строить и поддерживать конструктивные отношения со сверстниками.
Этапы игры для младенцев и малышей
Игра — это работа детей, инструмент, который позволяет им узнавать и исследовать свой мир. По мере того, как дети достигают вех развития, их стиль игры меняется, отражая их растущие способности. Маленькие дети участвуют в самостоятельной игре, исследуя предметы и игрушки в одиночку. Параллельная игра начинается в раннем возрасте и характеризуется игрой бок о бок с похожими предметами и игрушками, но редко предполагает взаимодействие между детьми. Ассоциативная игра наиболее распространена на этапе дошкольного возраста, когда дети участвуют в аналогичной деятельности, но у них очень мало организованности или правил. 2 Все эти различные типы взаимодействия в игре помогают детям в развитии социальных навыков, таких как уважение границ, очередность, обмен и ожидание. Все эти навыки важны для установления здоровых отношений со сверстниками, поскольку дети начинают участвовать в совместных играх с другими в дошкольном возрасте.
От рождения до 9 месяцев
Дети начинают взаимодействовать с окружающей средой и окружающими их людьми; появляется интерес к другим маленьким детям.
Показатели для детей включают:
- Демонстрирует стремление взаимодействовать и вовлекаться, например, использует зрительный контакт, воркует, улыбается
- Наблюдает за другими детьми в окружающей среде
- Проявляет интерес как к знакомым, так и к незнакомым сверстникам
- Плачет, когда плачет слышит плач другого ребенка
- Протягивает руку, чтобы прикоснуться к другому ребенку
- Попытки имитировать действия, например, удары игрушкой
Стратегии взаимодействия
- Положительно реагируйте на воркование и вокализацию ребенка с помощью слов и выражения лица
- Держите, обнимайте, улыбайтесь и общайтесь с ребенком
- Имитируйте звуки и действия ребенка в позитивной манере
- Читайте и играйте с ребенком довольно часто; по возможности используйте книги, отражающие домашнюю культуру
- Вовлекайте ребенка в исследования и игры; следовать примеру ребенка
От 7 месяцев до 18 месяцев
Дети начнут наблюдать за поведением других детей и подражать им.
Показатели для детей включают:
- Проявляет интерес к другому ребенку, приближаясь, например, катится, ползает или идет к ребенку
- Имитирует действия другого ребенка, например, катит машину
- Участвует в простая, взаимная игра, такая как «пирожок»
- Начинает участвовать в параллельной игре, в непосредственной близости от других детей, но не предпринимает никаких попыток взаимодействия
Стратегии взаимодействия
- Предоставьте ребенку возможность играть и взаимодействовать с другими детьми
- Моделируйте позитивное взаимодействие, играя и проводя время с ребенком рассказ
- Обеспечьте детей разнообразными игрушками для изучения и игры
От 16 месяцев до 24 месяцев
По мере взросления игры и общения дети начинают стремиться к общению со сверстниками.
Показатели для детей включают:
- Жесты, чтобы сообщить о желании поиграть рядом со сверстником
- Демонстрирует энтузиазм в отношении других детей
- Выражает разочарование, когда другой ребенок отбирает у него что-то, например, игрушку
- Начинает участвовать в простых взаимных взаимодействиях, например, катает мяч вперед и назад
- Демонстрирует предпочтение параллельной игры, например, играет рядом с другими детьми с похожими игрушками практически без взаимодействия
Стратегии взаимодействия
- Распознавать вербальное и невербальное общение ребенка и вдумчиво реагировать на него ребенок, который гладит другого ребенка, который расстроен, или когда ребенок передает игрушку другому ребенку
- Предоставьте ребенку и его сверстникам несколько одинаковых игрушек для игры
- Используйте отвлечение и перенаправление, чтобы помочь ограничить конфликты между детьми
От 21 месяца до 36 месяцев
Дети вовлекаются и поддерживают взаимодействие со своими сверстниками посредством развития социальных и игровых навыков.
Показатели для детей включают:
- Демонстрирует предпочтение избранным сверстникам
- Разочаровывается в сверстниках, например, кричит «нет», если сверстник пытается вмешаться в то, чем он занимается
- Участвует в обмене информацией по запросу
- Общается с другими детьми в различных условиях, например, разговаривает со сверстником во время перекуса или дает сверстнику книгу
- Начинает участвовать в более сложных играх с двумя или тремя детьми
Стратегии взаимодействия
- Создайте небольшие группы, в каждой из которых будет воспитатель, чтобы провести время с определенными детьми
- Предоставьте игрушки, с которыми могут играть двое или более детей одновременно
- Обеспечьте мероприятия, которые поощряют делиться, ограничивая при этом риск разочарования, например, для художественных проектов, предоставьте более чем достаточно художественных материалов для участвующих детей
Примечания
- От нуля до трех. (2008). Взгляд на отношения младенцев и детей ясельного возраста со сверстниками .
- Характеристики социальной игры. Выдержка из Frost, JL, Wortham, SC, & Reifel, S. (2008). Игра и развитие ребенка (3-е изд., стр. 142–146). Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.
Связанные ресурсы
Отзыв: 2012 г.
- ← Предыдущая Домен 1: Я-концепция
- Домен 1: Эмпатия Далее →
Отношения со сверстниками: влияние на развитие детей
Дейл Ф. Хэй, доктор философии
Кардиффский университет, Великобритания
Введение
Исследователи детского развития всегда обращали внимание на важность сверстников, особенно в подростковом возрасте, когда сверстники могут способствовать антиобщественному поведению друг друга. Часто предполагалось, что сверстники менее важны в раннем детстве, когда более влиятельны отношения с членами семьи. Однако недавние исследования ясно показывают, что даже младенцы проводят время со сверстниками, и что некоторые трех- и четырехлетние дети уже испытывают трудности с принятием сверстниками. Ранние проблемы со сверстниками имеют негативные последствия для последующего социального и эмоционального развития ребенка. Чтобы понять, почему некоторым детям трудно общаться со сверстниками, важно изучить раннее развитие отношений со сверстниками.
Тема
Тема ранних отношений со сверстниками актуальна для политиков и поставщиков услуг в сфере образования, социальных услуг и психического здоровья. В западном обществе практически все дети учатся в компании своих сверстников; в некоторых странах, например в Великобритании, обязательное образование начинается уже в возрасте четырех лет. Проблемные отношения со сверстниками могут иметь неблагоприятные последствия для перехода в школу с последующими последствиями для успеваемости. Более того, даже младенцы младшего возраста и дети младшего возраста часто проводят время со сверстниками посредством неформальных договоренностей между родителями или формальных услуг по уходу за детьми. Существует значительный интерес к влиянию ухода за детьми в раннем возрасте на развитие, но сравнительно мало исследований, в которых фактически изучается качество отношений со сверстниками в контексте ухода за детьми. Особенно важно изучение отношений со сверстниками для детей с особыми образовательными потребностями. Принцип «мейнстриминга» детей с особыми потребностями основан на предположении, что таким детям выгодно проводить дни с типично развивающимися сверстниками; однако, если этот опыт крайне негативен, опыт общения со сверстниками может помешать достижению образовательных целей.
Проблемы
Необходимо решить несколько важных проблем, которые можно сформулировать в виде следующих исследовательских вопросов:
- 1. Когда у детей впервые появляется способность общаться с другими детьми своего возраста?
- 2. Какие навыки способствуют раннему развитию отношений со сверстниками?
- 3. Почему некоторые маленькие дети с меньшей вероятностью будут приняты своими сверстниками?
- 4. Оказывают ли ранние отношения со сверстниками долгосрочное влияние на развитие ребенка?
Контекст исследования
Информация поступает из различных групп исследований. К ним относятся экспериментальные и наблюдательные исследования взаимодействия младенцев и детей ясельного возраста со сверстниками; лонгитюдные исследования социального развития детей; педагогические и психологические исследования адаптации детей к уходу за детьми и занятиям в детских садах; социальные, психологические, социометрические и этологические исследования социальных сетей и отношений доминирования детей младшего возраста.
Последние результаты, касающиеся ключевых вопросов исследования
- Когда у детей развивается способность общаться со сверстниками? Большинство младенцев и малышей регулярно встречаются со сверстниками, а некоторые из них имеют длительные отношения с определенными сверстниками, которые начинаются с рождения. 1 К шести месяцам младенцы могут общаться с другими младенцами, улыбаясь, прикасаясь и бормоча. На втором году жизни они проявляют как просоциальное, так и агрессивное поведение по отношению к сверстникам, причем некоторые малыши явно более агрессивны, чем другие. 1-4
- Какие навыки способствуют раннему развитию отношений со сверстниками? Хотя многие исследователи описывали ранние отношения со сверстниками, относительно мало внимания уделялось эмоциональным, когнитивным и поведенческим навыкам, которые лежат в основе способности гармонично взаимодействовать со сверстниками. Я предположил, что ранние отношения со сверстниками зависят от следующих навыков, которые развиваются в течение первых двух лет жизни: (а) управление совместным вниманием; (б) регулирование эмоций; в) тормозные импульсы; (г) подражание чужим действиям; (д) понимание причинно-следственных связей; и (f) лингвистическая компетентность. 5 Недостаток этих навыков может быть компенсирован, когда дети общаются с компетентными взрослыми, такими как родители или учителя, или с толерантными старшими братьями и сестрами; однако сверстники, которые также только постепенно развивают эти навыки, могут быть менее снисходительными, и поэтому среда сверстников может быть особенно сложной. Дети с нарушениями развития, у которых нарушены навыки совместного внимания 6 и подражания 7 , а также дети с ограниченным словарным запасом 2 могут подвергаться особому риску, что может объяснять некоторые проблемы в отношениях со сверстниками в обычных дошкольных классах. 8
- Почему маленькие дети принимают одних сверстников и отвергают других? Во многих исследованиях отношений со сверстниками в раннем детстве использовались социометрические методы, в которых дети называют сверстников, которые им нравятся и (иногда) не нравятся. Эти методы показывают, что некоторые дети принимаются своими сверстниками, тогда как другие либо активно отвергаются, либо игнорируются. На принятие сверстниками влияют многие факторы в жизни ребенка, такие как его отношения дома с родителями, братьями и сестрами, собственные отношения родителей и уровень социальной поддержки семьи. 5 Однако на признание сверстников самым непосредственным образом влияет собственное поведение детей. Исследования показывают, что очень агрессивные дети не принимаются своими сверстниками 9 , но это может зависеть от пола. 10 Кроме того, на самом деле отсутствие просоциального поведения, а не наличие агрессии, может способствовать неприятию сверстников. 11,12 При некоторых обстоятельствах агрессивное поведение положительно связано с социальной компетентностью. 13 Застенчивые дети также испытывают трудности с получением признания в группах сверстников. Застенчивость в раннем детстве была связана с темпераментом ребенка и более ранними эмоциональными реакциями на новые ситуации и отношения привязанности; у застенчивых дошкольников чаще, чем у других детей, матери страдают социальными фобиями. 14-16
- Оказывают ли ранние отношения со сверстниками долгосрочное влияние на развитие детей? Существуют четкие связи между очень ранними отношениями со сверстниками и теми, которые возникают в более позднем детстве. Например, малыши, которые могли участвовать в сложной игре со сверстниками, были более компетентны в общении с другими детьми в дошкольном возрасте и в среднем детстве. 17 Принятие сверстников в раннем детстве является предвестником более поздних отношений со сверстниками. Дети, у которых в детском саду не было друзей, в 10 лет по-прежнему испытывали трудности в общении со сверстниками9.0009 18 Однако неясно, действительно ли ранние проблемы со сверстниками вызывают более поздние проблемы, или и то, и другое вызвано другими факторами риска дома и в школе, а также поведенческими тенденциями и дефицитом навыков, из-за которых трудно добиться признания со стороны сверстники. Однако корни неприятия сверстниками лежат в самых ранних годах детства, а неприятие сверстниками связано с неуспеваемостью в учебе, даже если принять во внимание множество других причинных влияний. 19 Иными словами, наличие друзей в раннем детстве защищает детей от развития психологических проблем в более позднем детстве. 19
Выводы
Сверстники играют важную роль в жизни детей на гораздо более ранних этапах развития, чем мы могли бы подумать. Опыт первых двух или трех лет жизни имеет значение для принятия детей их одноклассниками в детском саду и в более поздние школьные годы. Дети, которые хорошо ладят со сверстниками в раннем возрасте, и те, кто демонстрирует просоциальное поведение, с большей вероятностью будут приняты своими сверстниками. Агрессивных детей часто отвергают сверстники, хотя агрессия не всегда исключает принятие сверстниками. Понятно, что отношения со сверстниками создают особые трудности для детей с расстройствами и других детей, у которых отсутствуют эмоциональные, когнитивные и поведенческие навыки, лежащие в основе гармоничного взаимодействия. Риск для детей с ранними поведенческими и эмоциональными проблемами усугубляется отвержением сверстников, которое они испытывают. И наоборот, ранняя дружба и позитивные отношения со сверстниками защищают детей от последующих психологических проблем.
Последствия для разработчиков политики и поставщиков услуг
Только что рассмотренные данные бросают вызов давним убеждениям о важности сверстников в раннем развитии. В то время как когда-то мы, возможно, думали, что сверстники начали оказывать влияние на детей в начальные школьные годы и в подростковом возрасте, теперь кажется возможным, что очень раннее взаимодействие со сверстниками дома и в детских учреждениях может подготовить почву для более поздних проблем. В то же время эти данные свидетельствуют о том, что можно действовать на ранней стадии, чтобы предотвратить последующие проблемы. Поскольку принятие сверстников связано с лучшей психологической адаптацией и образовательными достижениями, программы, которые поддерживают раннюю компетентность со сверстниками, будут иметь значение для политики в области образования и психического здоровья. Полученные данные также поднимают сложные вопросы об «учете» политики в отношении детей с особыми образовательными потребностями. Проблемы, которые были отмечены в обычных дошкольных классах, могут быть связаны с глубинными недостатками, которые можно решить напрямую. Поэтому важно, чтобы разработчики политики и поставщики услуг рассмотрели способы содействия позитивным отношениям маленьких детей со сверстниками.
Ссылки
- Hay DF, Castle J, Davies L, Demetriou H, Stimson CA. Просоциальное действие в очень раннем детстве. Журнал детской психологии и психиатрии 1999;40(6):906-916.
- Dionne G, Tremblay RE, Boivin M, Laplante D, Perusse D. Физическая агрессия и экспрессивная лексика у 19-месячных близнецов. Психология развития 2003;39(2):261-273.
- Хэй Д.Ф., Касл Дж., Дэвис Л. Применение силы малышами в отношении знакомых сверстников: предвестник серьезной агрессии? Развитие ребенка 2000;71(2):457-467.
- Рубин К.Х., Берджесс К.Б., Двайер К.М., Гастингс, Полицейский. Прогнозирование экстернализирующего поведения дошкольников на основе темперамента малыша, конфликтов и материнского негатива. Психология развития 2003;39(1):164-176.
- Хэй Д.Ф., Пейн А., Чедвик А. Отношения со сверстниками в детстве. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин 2004;45(1):84-108.
- Чарман Т., Светтенхэм Дж., Барон-Коэн С., Кокс А., Бэрд Г., Дрю А. Младенцы с аутизмом: исследование эмпатии, ролевой игры, совместного внимания и подражания. Психология развития 1997;33(5):781-789.
- Роджерс С.Дж., Хепберн С.Л., Стакхаус Т., Венер Э. Имитация у детей ясельного возраста с аутизмом и другими нарушениями развития. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин 2003;44(5):763-781.
- Гуральник М.Дж., Пол-Браун Д., Грум Дж.М., Бут С.Л., Хаммонд М.А., Таппер Д.Б., Гелентер А. Модели разрешения конфликтов дошкольников с задержкой развития и без нее в разнородных игровых группах. Раннее образование и развитие 1998;9(1):49-77.
- Крик Н.Р., Касас Дж.Ф., Мошер М. Реляционная и открытая агрессия в дошкольном возрасте. Психология развития 1997;33(4):579-588.
- Остров Ю.М., Китинг С.Ф. Гендерные различия в дошкольной агрессии во время свободной игры и структурированных взаимодействий: обсервационное исследование. Социальное развитие 2004;13(2):255-277.
- Denham SA, McKinley M, Couchoud EA, Holt R. Эмоциональные и поведенческие предикторы оценок сверстников дошкольного возраста. Развитие ребенка 1990;61(4):1145-1152.
- Витаро Ф., Ганьон С., Тремблей Р.Э. Прогнозирование стойкого отвержения сверстников от детского сада до первого класса. Журнал клинической детской психологии 1990;19(3):257-264.
- Вон Б.Э., Волленвейдер М., Бост К.К., Азриа-Эванс М.Р., Снайдер Дж.Б. Негативные взаимодействия и социальная компетентность детей дошкольного возраста в двух выборках: Переосмысление интерпретации агрессивного поведения детей младшего возраста. Меррилл-Палмер Ежеквартально 2003;49(3):245-278.
- Рубин К.Х., Берджесс К. Б., Коплан Р.Дж. Социальная изоляция и застенчивость. В: Smith PK, Hart CH, ред. Справочник Блэквелла по социальному развитию детей . Малден, Массачусетс: издательство Blackwell Publishers; 2002:330-352.
- Купер П.Дж., Эке М. Детская застенчивость и материнская социофобия: исследование сообщества. Британский журнал психиатрии 1999;174:439-443.
- Howes C, Phillipsen L. Преемственность в отношениях детей со сверстниками. Социальное развитие 1998;7(3):340-349.
- Ladd GW, Troop-Gordon W. Роль хронических трудностей со сверстниками в развитии проблем психологической адаптации у детей. Развитие ребенка 2003;74(5):1344-1367.
- Woodward LJ, Fergusson DM. Проблемы в отношениях со сверстниками в детстве и более поздние риски неуспеваемости и безработицы. Журнал детской психологии и психиатрии и смежных дисциплин 2000;41(2):191-201.
- Крисс М.М., Петтит Г.С., Бейтс Д.Е., Додж К.А., Лапп А.Л. Семейные невзгоды, позитивные отношения со сверстниками и внешнее поведение детей: лонгитюдный взгляд на риск и устойчивость.