Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Средства общения вербальные невербальные: 2.3. Вербальные и невербальные средства общения

Содержание

Вербальные и невербальные средства общения

Вербальные и невербальные средства в педагогическом общении на уроках в начальной школе

Подготовил: учитель начальных классов

Александрова Елена Валериевна,

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №36”

г. Старый Оскол

2020 год

Человеческая жизнь на всем ее протяжении проявляется прежде всего в общении.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Виды общения можно классифицировать по различным признакам:

  1. функционально-рулевой;

  2. личностный;

  3. информационный.

Однако педагогическое общение, т. е. общение учителя с учеником практически невозможно отнести к какому-либо из этих типов: учитель и ученик – это носители социальных ролей, их отношения имеют личностный характер, основным компонентом содержания их общения является обмен информацией. Таким образом, педагогическое общение в одинаковой мере относится к любому из этих трех типов.

Основное предназначение общения в жизни людей – это преодоление ограниченности индивидуального опыта.

Существуют следующие основные функции педагогического общения:

Нормативная функция педагогического общения – обеспечение освоение норм и правил поведения и формирования умений и навыков правильного поведения.

Эмоциональная функция педагогического общения – это обогащение всего спектра положительных, прежде всего эмоциональных, состояний учащихся в ходе любого вида воспитательной работы, как на уроках, так и на переменах.

Познавательная функция педагогического общения – обеспечение усвоения детьми знаний об окружающем мире, о природных и общественных явлениях и процессах.

Актуализирующая функция педагогического общения – это реализация личности, самоутверждение ученика и учителя.

Эти важные функции педагогического общения реализуются в обучении с помощью вербальных и невербальных средств.

В педагогическом общении, как и в других его видах, велика роль слова – вербальных средств педагогического общения. С его помощью учитель объясняет и спрашивает, убеждает, направляет и стимулирует, а ученик сообщает о своих проблемах, успехах и переживаниях.

Богатство речевого оформления мысли, свобода владения речью, отсутствие в них лишних слов и слов паразитов, позволяет учителю привлечь внимание учеников, даже к казалось бы, мало интересному материалу, понятно и доступно объяснить трудное, вовремя найти нужное слово для одобрения и утешения. Вместе с тем, слово оказывается мощнейшим физиологическим фактором. Уметь самому правильно и красиво выражать свои мысли и учить этому учеников – важная задача учителя, которая решается в педагогическом общении.

В зависимости от того, как мы используем слова, выделяют различные виды речи, которые учитель и учащиеся используют на уроках.

Внутренняя речь – речь про себя. Ребенок у доски анализирует у доски решение задачи. Никто не слышит его рассуждений; эта речь не понятна никому, кроме самого ребенка.

Внешняя речь – устная ,слышимая речь, предназначенная для людей, находящихся рядом с вами. Такой вид речи чаще всего используется на уроках. Внешняя речь делится на восклицательную, которая служит для выражения эмоций человека; диалогическую речь и монолог.

Диалогическая речь, которую также называют разговорной, поддерживается взаимными репликами собеседников. Диалогическая речь часто применяется на уроках во время бесед, дискуссий ,обсуждения изученного и нового материала.

Монолог произносится одним человеком при обращении к другому или многим людям. В нашем случае – учитель к ученикам. Такая речь должна быть подготовлена, грамматически правильно, логически завершена, выразительна (особенно в начальных классах). Монолог часто используется при объяснении новой темы учителем, и учениками — при чтении заранее подготовленных докладов.

Еще один вид речи – письменная речь, появилась намного позднее устной. Очень часто используется на уроках, особенно при конспектировании. если она не направлена на общение учителя с учащимися, то благодаря такой речи учитель часто поддерживает контакт с родителями ребенка.

Действительно, слово в общении именует исключительно важное значение. Нельзя не согласиться с характеристикой, данной великим мастером поэтического выражения чувств А. А. Фетом:

Иные странно действуют слова :

Услышишь их и сердце вдруг сожмется.

Однако, как не велики возможности слова в качестве общения, оно не может передать всей гаммы чувств и настроений, а значит и всей глубины смысла того, с чем человек обращается к другому. Недаром тот же мастер художественного слова заметил:

Что скажет звук, движенье или вздор,

Упрямое не перескажет слово.

В отечественной педагогике проблеме использования невербальных средств педагогического общения большое внимание уделяли С. Т. Шацкий и А. С. Макаренко.

С. Т. Шацкий обращал внимание учителей на необходимость заботиться не только о содержании своих требований, но и о форме и тоне их предъявления. Рассматривая внешность учителя, манеры поведения, интонацию речи, мимику и пантомимику как важные средства воздействия на общающихся, А. С. Макаренко считал необходимым обучать учителей педагогической технике. Ученые считают, что в каждом высказывании, обращенном к другому человеку, есть две части – содержание и отношение . Информация, передаваемая в словах, содержит только значение. Отношение выражается в тоне, тембре, громкости, скорости речи, в мимике, жестах. Особое проявление и использование невербальных средств выявлено на уроках литературного чтения (чтение стихотворений, чтение произведения по ролям), на риторике, на уроках православной культуры.

Учителю важно знать как можно глубже и разносторонне различные способы передачи информации и отношения к ней, чтобы умело ими пользоваться в учебной и воспитательной работе, а также для того, чтобы научиться своевременно и правильно оценивать реакцию учеников, отношение к сообщаемому учителем.

Сложность в том, что учащихся в классе, как правило, 20-25 человек и каждый выражает свое отношение по-своему, хотя у многих есть что-то общее. Поэтому учителю важно развивать у себя объем внимания, способность одновременно видеть всех в классе, рационально распределять внимание.

В психологии выделяют следующие виды невербальных средств общения:

  1. Визуальные:

    1. движения рук, головы, ног, туловища;

    2. выражение лица, выражение глаз;

    3. поза, осанка, положение головы;

    4. направление взгляда, визуальные контакты;

    5. кожные реакции: покраснение, побледнение;

    6. пространственная и временная организация общения;

    7. вспомогательные средства общения: признаки пола, возраста, расы;

    8. внешний вид: прическа, телосложение…

  2. Акустические:

    1. качества голоса, его диапазон, тональность, громкость, тембр, ритм;

    2. речевые паузы, смех, плач, вздохи, кашель…

  3. Тактильные:

    1. прикосновения, пожатие руки.

  4. Ольфакторные:

    1. запахи окружающей среды;

    2. запахи человека.

Основными задачами невербального общения считают следующие:

  1. создание и поддержка психологического контакта, регуляция процесса общения;

  2. придание новых смысловых оттенков словесному тексту, правильное толкование слов;

  3. выражение эмоций, оценок, ролей, смысла ситуации.

Невербальные средства, как правило, не могут самостоятельно передавать значения слов (за исключением языка глухонемых). Они скоординированы как между собой, так и со словами в целом.

Таким образом, на основании выше изложенного, мы видим, что как вербальные, так и невербальные средства в педагогическом общении на уроках в начальной школе играют огромную роль.

Литература:

  1. Рогов Е. И. Психология общения. М. – “Владос”. – 2003г.

  2. Селиванов В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М. – “Академа”. – 2002г.

  3. Морозов А. В. Психология влияния. – Санкт-Петербург. – “Питер”. – 2001г.

  4. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М. — “Владос-пресс”. – 2002 г.

Вербальные и невербальные средства общения. Диалог, как форма общения

1. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

ДИАЛОГ КАК ФОРМА
ОБЩЕНИЯ
ВИДЫ И ТЕХНИКИ
СЛУШАНИЯ ПАРТНЕРА ПО
ОБЩЕНИЮ

2. ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания
между людьми, осуществляется по следующим основным каналам:
речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой
(невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает
и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
Значение и
смысл слов,
фраз
Речевые
звуковые
явления
Выразительн
ые качества
голоса
Структура вербального общения
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации
человека
слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое
взаимодействие – 53%.
Кинестика
Невербальные
средства
общения изучают
следующие науки:
Таксика
Проксемика
Мимика – движение
мышц лица,
отражающие
внутреннее
эмоциональное
состояние — способна
дать истинную
информацию о том,
что переживает
человек.
Мимические
выражения несут
более 70%
информации
Жесты при общении несут много информации; в
языке жестов, как и в речевом, есть слова,
предложения. Богатейший “алфавит” жестов
можно разбить на 4 группы:
ЖЕСТЫ
эмблемы
это специфические привычки человека,
связанные с движениями рук
(почесывания, подергивания)
адапторы
это своеобразные заменители слов
или фраз в общении.
регуляторы
иллюстраторы
это жесты, выражающие отношение
говорящего к чему-либо. К ним относят
улыбку, кивок, направление взгляда,
целенаправленные движения руками.
это жесты сообщения: указатели
(“указывающий перст”), пиктографы, т. е.
своеобразные движения руками,
соединяющие воображаемые предметы.

5. Диалог как форма общения

Диалог –
Диалог –
естественная форма
общения с собеседником,
предполагающая наличие
двух равноправных
участников общения.
подразумевает желание
собеседников слышать
и понимать друг друга.
На этом, собственно,
построен сам принцип
общения.
Диалог –
представляет собой
особенно яркое
проявление
коммуникативной
функции языка
ДИАЛОГ
Диалог –
первичная естественная
форма языкового
общения, классической
формой речевого
общения
ДЛЯ ДИАЛОГА ХАРАКТЕРНЫ:
1
2
3
разговорная
лексика и
фразеология
краткость,
недоговоренн
ость,
обрывистость
простые и
сложные
бессоюзные
предложения
4
кратковремен
ное
предваритель
ное
обдумывание
Диалогическая речь
отличается
непроизвольностью,
реактивностью.
Очень важно отметить, что
для диалога типично
использование шаблонов и
клише, речевых стереотипов,
устойчивых формул общения,
привычных
Связность
диалога
обеспечивается
двумя
собеседниками

8. Виды и техники слушания партнера по общению

В
процессе
речевого
взаимодействия
происходит
передача информации от одного
партнера к
другому, которая
может быть выражена в такой
схеме:
передача
информации

(говорящий кодирует информацию
в
словах)
(слушающий
раскодирует
слова,
извлекает
Глухое молчание (видимое отсутствие
реакции).
Поддакивание (“ага”, “угу”, “да-да”,
“ну”, кивание подбородком)
“Эхо-реакция” — повторение последнего слова
собеседника.
“Зеркало” — повторение последней фразы
собеседника с изменением порядка слов.
“Парафраз” — передача содержания
высказывания партнера другими словами.
Уточняющие вопросы (“Что ты имел
ввиду?”
Оценки, советы.
Эмоции (“ух”, “ах”, “здорово”, смех,
скорбная мина)
Реакции слушателя,
приемы слушания
бывают следующие:
поддержка
Обычно в
слушании
проявляется три
такта:
уяснение
комментирование
Виды слушания
Можно выделить следующие виды
слушания: пассивное слушание, активное
слушание, эмпатическое слушание.
• Активное
слушание
1
виды
3
• Эмпатическое
слушание
2
• Пассивное
слушание

12. Общение-процесс установления и развития между людьми.

Общение – сложный процесс
взаимодействия между людьми,
заключающийся
в
обмене
информацией,
а
также
в
восприятии
и
понимании
партнерами
друг
друга.
Субъектами общения являются
живые
существа,
люди.
В
принципе общение характерно
для любых живых существ, но
лишь
на
уровне
человека
процесс общения становиться
осознанным,
связанным
вербальными и невербальными
актами. Человек, передающий
информацию,
называется
коммуникатором, получающий
12
ВЕРБАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
Совершенствование навыков вербального
общения
Устная речь по-прежнему остается самым
распространенным способом
коммуникации.
13
Чтобы вас поняли, мало иметь хорошую дикцию.
Вы должны ясно осознавать, что собираетесь
сказать. Кроме того, вы должны выбрать такие
слова, чтобы ваша мысль была верно понята.
Если человеку предстоит выступить перед
большой аудиторией, он формулирует для себя
тезисы или как-то иначе готовится к докладу.
Но в обыденной жизни устная коммуникация
требует спонтанности, и это может вызвать у
человека тревогу, неуверенность и даже страх.
Работу над устной речью можно начать с
расширения словарного запаса.

15. Примеры вербального общения

15

16. Примеры невербального общения

16
Люди
пользуются письменной
коммуникацией реже, чем
устной. Но с приходом
электронной почты важность
письменного общения сильно
возросла.
Любое письменное сообщение
имеет одно несомненное
преимущество перед устным.
Составляя его, вы имеете
возможность подумать, привести
в порядок свои мысли и в случае
необходимости даже переписать
набело.
Однако
нужно отметить и
недостатки письменной
коммуникации.
Письменное сообщение
не может передать
интонации вашего голоса
и жестикуляцию .
17
Вербальное
общение
является
наиболее
исследованной
разновидностью
человеческой коммуникации.
Кроме этого, это наиболее
универсальный
способ
передачи
мысли.
На
вербальный
человеческий
язык
можно
‘перевести’
сообщение,
созданное
с
помощью
любой
другой
знаковой
системы.
Например, сигнал красный
свет
переводится
как
‘проезд
закрыт’,
‘остановитесь’;
поднятый
вверх палец, прикрытый
ладонью другой руки, как
‘прошу дополнительную
минуту
перерыва’
в
спортивных состязаниях и т. п.
18

19. Невербальное общение

Невербальное общение, более
известное как язык поз и
жестов, включает в себя все
формы
самовыражения
человека,
которые
не
опираются на слова.
Психологи считают,
что
чтение
невербальных
сигналов
является
важнейшим
условием
эффективного
общения.
Почему
же
невербальные
сигналы
так
важны
в
общении?
около
70%
информации
человек
воспринимает
именно
по
зрительному
(визуальному) каналу;
невербальные
сигналы
позволяют понять истинные
чувства
и
мысли
собеседника.
19
Огромное значение невербальных сигналов
в деловом общении подтверждается
экспериментальными исследованиями, которые
гласят, что слова (которым мы придаем такое
большое значение) раскрывают лишь 7%
смысла, звуки, 38% значения несут звуки и
интонации и 55 % — позы и жесты.
Невербальное общение включает в себя
пять подсистем:
1. Пространственная подсистема
(межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая подсистема,
которая включает в себя:
— внешний вид собеседника,
— мимика (выражение лица),
— пантомимика (позы и жесты).
4. Паралингвистическая или околоречевая
подсистема, включающая:
— вокальные качества голоса,
— его диапазон,
— тональность,
— тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая
подсистема, к которой относятся:
— темп речи,
— паузы,
— смех и т.д.
20
21
Выражение лица
Выражение лица является важнейшим источником информации
о человеке, особенно о его чувствах.
Наиболее заметным проявлением мимики является улыбка,
которая, не будучи чрезмерно используемой, является хорошим
позитивным стимулом. “Улыбка, как правило, выражает
дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую
отражает потребность в одобрении…
Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдаёт чувства
извинения и беспокойства. .. Улыбка, сопровождаемая
приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться, а
улыбка с опущенными бровями выражает превосходство
Визуальный контакт
Глаза — это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный
контакт.
Можно выделить в качестве отдельного специфического
умения. Прямой визуальный контакт — это еще один способ
сказать: “Я с тобой, я хочу услышать то, что ты хочешь сказать
22
Кивки головой
Кивки головой — очень
хороший способ показать
клиенту, что вы его
слушаете. Наблюдая за
работой профессионалов,
убеждаешься в том,
насколько терапевтичным
оказывается простое кивание
головой, в сочетании с
хорошим визуальным
контактом и реакциями типа
“Угу” и “Я понимаю”.
Тон, темп и громкость голоса
Голос является важным
средством выражения целого
диапазона субъективных чувств и
смыслов. Тон и темп речи может
многое сказать о эмоциональном
состоянии человека. Как правило,
скорость речи возрастает, когда
говорящий взволнован, возбуждён
или обеспокоен. Быстро также
говорит тот, кто пытается убедить
своего собеседника. Медленная
же речь часто свидетельствует
об угнетённом состоянии,
высокомерии или усталости.
23

24. Итог моей презентации

В человеческом обществе
коммуникация может
осуществляться как
вербальными, так и
невербальными средствами.
Итог моей презентации
Вербальная коммуникация
для человека является
основным и универсальным
способом общения. Любой
другой способ
взаимодействия может быть
выражен средствами языка.
Впрочем, как уже говорилось,
средствами языка может быть
выражено все. А
коммуникативная функция,
как уже упоминалось в
предыдущих главах, является
одной из важнейших функций
языка.
24

6 примеров невербального общения, о которых вы должны знать

Способность общаться — это то, что связывает нас с окружающим миром. Возможность просить о помощи, выражать свои мысли и желания, а также инициировать игру и разговор — все это отличные причины для общения друг с другом. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, каково было бы общаться исключительно с помощью невербального общения?

Хотя существует множество знакомых примеров невербального общения, таких как махание рукой другу через улицу или указание на что-то, что вы хотели бы найти в меню ресторана, есть и другие примеры, которые могут вас удивить.

В этой статье мы поделимся примерами невербальной коммуникации, над созданием и улучшением которых мы, как логопеды, можем работать с клиентами. Давайте приступим!

 

Краткий обзор AAC

Прежде чем мы начнем, вот краткий обзор AAC. Если вы впервые сталкиваетесь с этим термином, AAC — это аббревиатура от Augmentative and Alternative Communication. Это группа вариантов невербального общения, которые позволяют людям, которые не могут говорить или которых трудно понять.

По последним оценкам Американской ассоциации по изучению речи, языка и слуха (ASHA), более 2 миллионов человек используют AAC в своей повседневной жизни. AAC может помочь людям с аутизмом и даже помочь в развитии устной коммуникации.

Существует два основных типа AAC: без посторонней помощи и с помощью. Системы AAC без посторонней помощи используют знаки и жесты руками. Рукописный жест, такой как Key Word Sign, представляет собой форму языка жестов, которую можно использовать для помощи в речи. Системы AAC с поддержкой могут быть низкотехнологичными или высокотехнологичными, такими как книга PODD или цифровая система изображений/слов.

 

6 Примеры невербального общения

 

язык, основанный на визуальных сигналах рук, глаз, лица, рот и тело. Жесты или символы, составляющие язык жестов, организованы лингвистически.

Если вы когда-нибудь увидите, как кто-то использует язык жестов, вы заметите богатую комбинацию жестов рук, языка тела, мимики, ритма и прикосновений, которые позволяют человеку передавать свои мысли или идеи без использования словесной речи. Это поистине невероятный пример невербального общения!

Как упоминалось ранее, Key Word Sign — это форма языка жестов, которую можно использовать для поддержки речи. Существуют также национальные варианты языка жестов, такие как AUSLAN — австралийский язык жестов. Вы можете узнать больше о различных формах жестового языка здесь.

 

#2: Жесты

Помимо языка жестов, существуют и другие примеры невербального общения, включающие движения рук. Вы, вероятно, невербально общались таким образом в течение последнего месяца, даже не замечая этого!

Помахать другу рукой, указать на пункт меню ресторана и указать, сколько яблок вы хотите, подняв вверх три пальца, — все это примеры жестового невербального общения. Другие типы жестов, которые вы можете распознать, — это жест рукой «хорошо», «большой палец вверх» или «большой палец вниз» или поднесение пальца ко рту, чтобы попросить кого-то замолчать.

Жесты — это полезный инструмент общения, и они являются отличным примером невербального общения, которое вы можете найти в своих любимых телешоу и фильмах!

 

#3: Письменные слова  

Письмо — это пример невербального общения, которое позволяет нам выражать сложные мысли, просьбы и идеи. Письменное слово также может быть полезным при общении между двумя людьми. Например, вы можете увидеть, как кто-то записывает два варианта на листе бумаги, а другой человек указывает на тот вариант, который он предпочитает. Вот как письменное слово и жесты могут использоваться вместе, чтобы сформировать богатую невербальную дискуссию.

#4: Электронные устройства

Как команда логопедов, мы знаем, насколько мощным может быть доступ к электрическому устройству, поддерживающему его способность общаться с другими.

Этот пример невербального общения лучше всего описывается как форма вспомогательного AAC. Поскольку это специальное электронное устройство, это сделало бы его высокотехнологичным вариантом.

Некоторыми электронными устройствами, попадающими в эту категорию, можно управлять, нажимая на изображения/символы на экране, тогда как другими можно управлять с помощью системы отслеживания взгляда для тех, кто имеет ограниченный мышечный контроль из-за инвалидность или травма.

   

#5: Книги динамического отображения прагматической организации

Другим прекрасным примером невербального общения является книга «Динамическое отображение прагматической организации». Эта книга символов/слов, также известная как книга PODD, предназначена для тех, кто ее использует.

PODD — это способ организации словарного запаса целых слов и символов в книге для общения или в устройстве для генерации речи для поддержки выражения и понимания языка людьми со сложными коммуникативными потребностями.

В SpeechEase мы работаем с нашими клиентами над разработкой, заказом и ознакомлением с использованием их книги PODD для невербального общения. Это отличный вариант для тех, у кого сложные потребности в общении, в том числе для людей с невербальным аутизмом.

 

  #6: Выражение лица которые могут многое рассказать о том, что вы чувствуете в данный момент.

Существуют различные контексты, в которых выражение лица играет важную роль в невербальном общении. От реакции на ситуации и разговоры, в которых мы оказываемся, до конкретных лингвистических конструкций в языке жестов, выражения лица часто могут говорить громче, чем слова!

Итак, как вам шесть примеров невербального общения? Мы надеемся, что вы нашли эту статью интересной и ценной. Если вам или кому-то, кого вы любите, нужна помощь в поиске подходящего варианта невербального общения, свяжитесь с нашей дружной командой сегодня.

 

Источники
  1. https://www.asha.org/njc/aac/
  2. https://www.connecthear.org/post/everything-you-need-to-know-about-sign-language
  3. https://www.cultureready.org/blog/sign-languages-around-world
  4. https://ilcaustralia.org.au/search_category_paths/226
  5. https://novitatech.com.au/equipment/podd-communication-books/
  6. https://www.frontiersin.org/articles/10. 3389/fpsyg.2013.00115/full

Невербальное общение: определение, типы и примеры

Невербальное общение: определение, типы и примеры

Чарли Хантингтон, магистр искусств, кандидат наук. Кандидат

Невербальная коммуникация — это все наши действия помимо речи, которые передают наши мысли и чувства. Читайте дальше, чтобы узнать о различных типах и примерах невербального общения.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

С тех пор, как я стал терапевтом, меня очень заинтересовало соответствие между тем, что люди говорят, и тем, как они это говорят. Возможно, как и у меня, были случаи, когда вас спрашивали: «Как дела?», и вы отвечали: «Я в порядке», но любой, кто внимательно наблюдал за вами, знал бы, что на самом деле вы не в порядке. Иногда наши эмоции проявляются даже тогда, когда мы не хотим, чтобы наши слова демонстрировали их.

В такие моменты то, что мы сообщаем вербально и невербально, может выглядеть совершенно по-разному. Замечание о том, совпадают ли эти вербальные и невербальные сигналы, является важной частью понимания социальных взаимодействий. Как оказалось, невербальные аспекты нашего общения имеют не меньшее значение, чем то, что мы говорим на самом деле. Итак, давайте рассмотрим невербальное общение и узнаем немного больше о том, как понимание невербального общения может помочь вам ориентироваться в социальных ситуациях.


Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше $ быстрее  
 Повысьте доверие к себе  Предоставьте высокоэффективный контент 

Что такое невербальное общение? (Определение)

Невербальное общение определяется как поведение или аспекты нас самих, отличные от устной речи, которые помогают сообщить что-то важное в социальном взаимодействии (Feldman et al.

, 1991). Этим поведением и аспектами нас самих может быть любое количество характеристик или действий; он включает в себя такие маленькие и специфические вещи, как выражение лица, то, как мы стоим, и может даже включать то, что мы носим (Харрисон, 19 лет).73).
 
Я воспользуюсь примером, чтобы прояснить, сколько аспектов нас самих участвует в невербальном общении. Представьте, что вы ждете в кабинете стоматолога чистку зубов раз в два года, а кабинет, похоже, отстает от графика. После получасовой задержки в дверях появляется человек, одетый в медицинский костюм, и зовет вас по имени. Подумайте, как бы вы отреагировали, если:
 

  • Человек, зовущий вас по имени, стоит прямо, смотрит вам в глаза, громко и четко произносит ваше имя, говорит теплым тоном. Они ждут, пока вы подойдете к двери, затем идут рядом с вами, оставаясь относительно близко, расспрашивая о том, как прошел ваш день, и извиняясь за задержку, пока вы не доберетесь до процедурного кабинета.

 
А теперь подумайте, как бы вы отреагировали, если бы вместо этого:
 

  • Звоня вам по имени грубым и нетерпеливым тоном, человек отвернулся от вас, склонился над блокнотом и постучал ногой по пол. Они идут впереди вас и не смотрят вам в глаза, когда вы следуете за ними в клинику. Они интересуются, как прошел ваш день, и извиняются за задержку, после чего направляют вас в процедурный кабинет и уходят.

 
В каждой из этих ситуаций вербальная коммуникация была совершенно одинаковой — называлось ваше имя, сотрудник говорил и извинялся за ожидание — но я полагаю, что вы чувствовали бы и думали совершенно по-разному. Все сводится к тому, что передается невербально. В первом сценарии человек своими действиями передает теплоту, интерес и ориентацию по отношению к вам; во втором сценарии их невербальное поведение, кажется, сообщает о том, что все нужно делать в спешке и что вы доставляете неудобства.

Почему важно невербальное общение

Простой ответ на вопрос, почему невербальная коммуникация важна, состоит в том, что она столь же значима для нашего понимания социальных ситуаций, как и то, что сообщается устно. На самом деле иногда говорят, что мы извлекаем больше смысла из невербальной коммуникации, чем из вербальной (Philipott, 1983). Не менее важно и то, что когда существует несоответствие между тем, что сообщается вербально, и тем, что передается невербально, люди с большей вероятностью верят сообщениям, передаваемым невербально (Burgoon & Bacue, 2003).

 
Это особенно важно знать, потому что, хотя мы обычно преднамеренно и сознательно думаем о том, что говорим, мы можем не уделять такого же внимания нашим невербальным коммуникациям. Это то, что я хорошо знаю как терапевт. Например, если клиент рассказывает мне о том, что он сделал, что было явно саморазрушительным, я могу сказать вслух: «Это похоже на болезненную и сложную ситуацию», но в то же время я могу неосознанно нахмуриться, слушая его историю. . Это хмурое выражение на моем лице может выдать мою мысль: «О, чувак, ты действительно не помог себе там», и я должен быть готов объяснить своему клиенту, что я сочувствую его страданиям и хочу помочь им, а не заниматься саморазрушающим поведением.
 
Помимо того, что важно знать, как мы общаемся невербально, наличие навыков эффективного невербального общения связано со многими положительными результатами для благополучия, такими как более удовлетворительные и более качественные отношения и лучшее физическое и психическое здоровье ( Риджио, 1992). Люди, которые эффективно выражают себя невербально и интерпретируют невербальное поведение других людей, как правило, имеют более высокую самооценку, более эффективно общаются, более гибки и обладают большей социальной осведомленностью (Burgoon & Bacue, 2003).

Типы невербального общения

Давайте рассмотрим некоторые широкие категории или типы невербальной коммуникации (LaFrance & Mayo, 1978):

Невербальная коммуникация: тон голоса
Невербальная коммуникация может включать то, как мы говорим: тон нашего голоса, скорость речи, паузы. мы берем или не берем, и насколько громки наши голоса. Рассмотрим предложение «Конечно, я сделаю это». Если вы произносите это с повышением тона голоса в конце предложения, это передает положительное ощущение того, что вас просят сделать. Если ваш тон понижается в конце предложения, это говорит об обратном! Если вы протянете первое слово — «суууууррре», — люди могут подумать, что вы не уверены в своих намерениях, а если вы используете саркастический тон, люди поймут, что, хотя вы можете сделать то, о чем они просят, вы не будете счастливы. об этом.

Невербальная коммуникация: Положение тела
Невербальная коммуникация также включает в себя то, как мы ориентируемся в пространстве по отношению к другому человеку. Представьте, что вы пытаетесь утешить кого-то из противоположного угла комнаты или говорите кому-то через стол, что любите его, не отрывая глаз от телефона. Насколько близко мы стоим друг к другу, стоим ли мы полностью лицом друг к другу, сколько зрительного контакта мы делаем — все эти действия посылают невербальные сообщения.
 
Например, я знаю, что, когда я чувствую двойственное отношение к тому или иному разговору, я склонен немного отклоняться от людей, с которыми разговариваю.

Я должен сказать себе физически принять участие в разговоре: полностью повернуться к человеку, встретиться с ним лицом, посмотреть ему в глаза. Чтобы привести еще один пример, я готов поспорить, что каждый раз, когда вы вступали с кем-то в романтические или сексуальные отношения, вы, вероятно, были очень настроены на степень физической близости, которую вы испытывали по мере развития вашей связи, — возможно, даже прислушиваясь к каждому движению, которое приводило к вам. вы ближе друг к другу или дальше друг от друга.
 
Другим типом невербального общения является физическое прикосновение. Здесь мне вспоминаются девять месяцев, которые я провел в Египте, и множество нежных приветствий, свидетелем которых я был между мужчинами. Двое друзей обычно приветствовали друг друга стандартными фразами: «Как дела? Что происходит? Все хорошо?» – при этом крепко обнимая друг друга и поддерживая зрительный контакт с близкого расстояния. Меня впечатлила знакомая невербальная близость, которую египтяне демонстрировали друг другу.

 
Как отмечалось выше, невербальное общение часто рассматривается как способ усиления или усиления вербального сообщения в разговоре, а физическое прикосновение — очень эффективный, хотя и сложный, способ сделать это. Возможно, вы замечали, что ваши самые чуткие, полные энтузиазма или нежные друзья подчеркивают свои заботы и заботы, касаясь вашей руки, потирая спину или даже хватая вас за руку.

Примеры невербального общения

Возможно, нет более важного невербального общения для нашей интерпретации того, что имеют в виду другие, чем сигналы лица; на самом деле, люди обычно получают больше информации о том, «что этот человек на самом деле имел в виду» из своего выражения лица, чем из языка своего тела или даже тона своего голоса (Rosenthal, 1979).

 
Основным примером невербальной коммуникации является передача эмоций не через то, что говорится, а через мимические сигналы и, в меньшей степени, телесные сигналы, которые проявляются в ситуации (Planalp, 19). 98). Фактически, иногда невербальное общение сообщает нам все, что нам нужно знать, делая вербальное общение ненужным.
 
Например, когда ваш друг в пятый раз рассказывает одну и ту же плохую шутку, вместо того, чтобы сказать ему, что вы раздражены, вы можете просто закатить глаза, покачать головой и улыбнуться или преувеличенно вздохнуть. Поскольку невербальное общение может показаться менее прямым и конфронтационным, чем вербальное, люди часто вместо этого полагаются на невербальные сигналы (Planalp, 19).98).
 
В качестве примера, который продолжает эту тенденцию, невербальные признаки счастья, такие как улыбка, смех и яркий и звучный голос, встречаются чаще, чем вербальные выражения счастья (Ekman & Friesen, 1969; Shaver et al., 1987). . И наоборот, вместо того чтобы громко заявлять о том, что мы злы, мы можем хмуриться, меньше улыбаться, отворачиваться от других людей, говорить монотонно и уменьшать зрительный контакт (Ekman & Friesen, 1969; Shaver et al., 1987).

Функции невербальной коммуникации

Было высказано предположение, что невербальная коммуникация имеет пять взаимосвязанных функций: повторять, противоречить, дополнять, подчеркивать и регулировать либо саму ситуацию, либо то, что говорится (Ekman & Friesen, 1969). В той мере, в какой мы можем использовать невербальные навыки и интерпретировать невербальные проявления других, эти невербальные коммуникации будут эффективны для достижения этих целей (Фельдман и др., 1991).
 
Мы обычно думаем об этом поведении как о происходящем между двумя людьми, и действительно, другой способ думать о невербальном общении состоит в том, что у него есть цели, связанные с отношениями. Функция невербального общения состоит в том, чтобы сделать что-то для отношений (Burgoon & Bacue, 2003). Например, терапевты используют множество невербальных сигналов, которые демонстрируют, что они положительно относятся к своему клиенту и заинтересованы в нем, в то время как публичные ораторы используют невербальное общение, чтобы продемонстрировать свою компетентность и страсть к теме. Это можно назвать управлением впечатлениями, и это еще одна важная функция невербальной коммуникации (Burgoon & Bacue, 2003).
 
Для получения более интересных примеров того, как невербальное общение применимо к реальной жизни, я рекомендую посмотреть это выступление TED:

Видео: сила невербального общения

Невербальное общение Культурные различия

Культурные сходства и различия в невербальной коммуникации можно рассматривать как возникающие на нескольких уровнях (LaFrance & Mayo, 1978). Некоторые невербальные коммуникации считаются универсальными или одинаковыми для людей всех культур, например, выражение лица для основных эмоций (Ekman & Friesen, 19).69). Между тем, другие эмоции выражаются во всех культурах, но по-разному. Кроме того, есть поведение, специфичное для определенных культур, невербальные коммуникации, которые могут быть совершенно непонятны другим людям. Например, сигнал «большой палец вверх» может не иметь никакого значения в других культурах, но большинство людей в Соединенных Штатах знают его значение («хорошо» или «все готово»).
 
Еще одно различие в невербальном общении, которое можно считать культурным, основано на поле. У мужчин и женщин разные модели невербального общения (Hall et al., 2019).) с женщинами, как правило, использующими более невербальное коммуникативное поведение, особенно на публике и особенно в целях повышения интимности в разговоре. Поэтому неудивительно, что невербальная коммуникация женщин более точно читается другими людьми, чем невербальная коммуникация мужчин. Женщины также в среднем лучше мужчин замечают и интерпретируют невербальное общение других людей.

Статьи, относящиеся к невербальному общению

Хотите узнать больше? Вот несколько статей по теме, которые могут оказаться полезными.

  • Межличностное общение: определение, примеры и навыки
  • Навыки слушания: определение, примеры и советы
  • Эмпатическое слушание: определение, примеры и навыки

Книги, связанные с невербальным общением

Чтобы продолжить обучение, вот несколько книг для изучения:​​

  • Понимание языка тела: как расшифровать невербальное общение в жизни, любви и работе
  • 4 основных ключа к эффективному общению в любви, жизни, работе — где угодно!: включая «12-дневный челлендж по общению!»
  • Невербальная коммуникация: прикладной подход

Заключительные мысли о невербальном общении

Невербальное общение является настолько важной частью нашего общения, что некоторые ученые считают различие между вербальным и невербальным общением бесполезным или вводящим в заблуждение (Streeck & Knapp, 19). 92). Когда мы общаемся, трудно, а может быть, и невозможно отделить то, что говорится, от всего другого поведения, которое происходит, когда мы говорим. Даже когда вы говорите по телефону, паузы, которые вы делаете, и тон вашего голоса влияют на смысл того, что вы на самом деле сказали.
 
Поэтому я призываю вас уделять пристальное внимание своим собственным и чужим невербальным сообщениям. Как я надеюсь, теперь стало ясно, невербальное общение позволяет глубоко проникнуть в эмоциональную реальность того, кто общается. Возможно, вы обнаружите, что это осознанное внимание помогает вам лучше понять эмоции, которые испытывают другие люди, включая ваши собственные.

Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

Каталожные номера

  • Бургун, Дж. К., и Бакью, А. Э. (2003). Навыки невербального общения. В JO Greene & BR Burleson (Eds.), Справочник по навыкам общения и социального взаимодействия (стр. 179–219). Махва, Нью-Джерси: Erlbaum
  • Экман, П., и Фризен, В.В. (1969). Репертуар невербального поведения: категории, происхождение, использование и кодирование. Семиотика, 1, 49–98.
  • Фельдман, Р. С., Филипотт, П., и Кастрини, Р. Дж. (1991). Социальная компетентность и невербальное поведение. В Р. С. Фельдман и Б. Райм (ред.), Основы невербального поведения (стр. 329–350). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
  • Холл, Дж. А., Хорган, Т. Г., и Мерфи, Н. А. (2019). Невербальная коммуникация. Ежегодный обзор психологии, 70 (1), 271-294.
  • Харрисон, Р. П. (1973). Невербальная коммуникация. В И. де Соло Пул, В. Шрамм, Н. Маккоби, Ф. Фрай, Э. Паркер и Дж. Л. Фейн (ред.), Справочник по общению (стр. 46–76). Чикаго, Иллинойс: Рэнд МакНалли.
  • ЛаФранс, М., и Мэйо, К. (1978). Культурные аспекты невербальной коммуникации. Международный журнал межкультурных отношений, 2(1), 71-89.
  • Планальп, С. (1998). Общение эмоций в повседневной жизни: сигналы, каналы и процессы. В PA Anderson & LK Guerrero (Eds.), Справочник по общению и эмоциям: исследования, теория, приложения и контексты (стр. 29–48). Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.
  • Риджио, Р. Э. (1992). Навыки социального взаимодействия и невербальное поведение. В Р. С. Фельдман (ред.), Применение невербальных поведенческих теорий и исследований (стр. 3–30). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
  • Розенталь Р. (ред.). (1979). Навык невербального общения: индивидуальные различия. Кембридж, Массачусетс: Oelgeschlager, Gunn, & Hain
  • Shaver, P., Schwartz, J., Kirson, D., & O’Connor, C. (1987). Знание эмоций: дальнейшее изучение прототипного подхода. Журнал личности и социальной психологии, 52, 1061–1086.
  • Стрик, Дж., и Кнапп, М.Л. (1992). Взаимодействие визуальных и вербальных признаков в человеческом общении. В Ф. Поятос (ред.), Успехи в невербальной коммуникации (стр. 3–23). Амстердам: Бенджаминс.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

Ключевые статьи: