Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Стадии и виды конфликта: Стадии и виды социального конфликта.

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Конфликты: виды, структура, стадии протекания.

Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мыслей, точек зрения, взглядов партнеров. Выделяют следующие виды конфликтов:

• Внутриличностный конфликт возникает из-за состояния неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни.

• Межличностный конфликт самый распространенный, возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.

• Межгрупповой – столкновение интересов различных групп.

• Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.

Конфликты классифицируются по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, находящимися в подчинении друг у друга), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга) и смешанные.

Конфликты могут быть вызваны тремя видами причин:

• трудовым процессом;

• психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т. е. их симпатиями и антипатиями, культурными, этическими различиями людей;

• личностным своеобразием членов группы.

Различают следующие виды конфликтов:

• конструктивные – характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов;

• деструктивные – приводят к негативным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы организации или группы.

Структура конфликта. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с организационными и технологическими трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.

Конфликт предполагает наличие оппонентов, конкретных лиц, являющихся его участниками.

Разрешить конфликт – значит устранить конфликтую ситуацию, исчерпать инцидент.

Отмечают следующие стадии конфликта:

1) потенциальное формирование противоречивых интересов, ценностей, норм;

2) переход потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

3) конфликтные действия;

4) снятие или разрешение конфликта.

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человече­ских взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разде­лов, процесс общения предполагает наличие следующих трех фак­торов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликт­ных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите пробле­му, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смот­рите на нее. Люди склонны видеть то, что хотят видеть. Из мас­сы фактов мы изымаем те, которые подтверждают наши взгля­ды, представления и убеждения, и не обращаем внимания или ошибочно интерпретируем те из них, которые ставят под вопрос наши представления. Однако следует иметь в виду, что понять точку зрения другого — это еще не значит согласиться с ней. Это может помочь лишь сузить область конфликта.

Также не следует интерпретировать высказывания или дей­ствия другой стороны в негативном плане, так как это вызывает отрицательные эмоции. Но на отрицательные эмоции в свой адрес мы испытываем раздражение и у нас возникает желание компенсировать свой психологический проигрыш, ответив оби­дой на обиду.

При этом ответ должен быть не слабее, и для уве­ренности он делается с «запасом». Снисходительное отношение, категоричность, подшучивание, напоминание о какой-то проиг­ранной ситуации и т.п. — все это вызывает отрицательную ре­акцию у окружающих и служит питательной средой для возник­новения конфликтной ситуации.

Следующая трудность, которая возникает в процессе обще­ния и может оказывать влияние на возникновение конфликта, это то, что люди, очень часто разговаривая, не понимают друг друга. Даже если вы говорите ясно и прямо, вас могут не услы­шать. Как часто вам кажется, что люди не обращают внимание на ваши слова. Столь же часто и вы не в состоянии повторить то, что они сказали, так как в этот момент можете быть заняты обдумыванием контраргумента и т.п. Кроме того то, что говорит один, другой может не так понять. Все это вместе взятое и соз­дает предпосылки к конфликту и трудности в управлении им.

Учитывая трудности в процессе общения, Е. Мелибрудой, В. Зигертом и Л. Ланге, была разработана модель поведения человека в конфликтной ситуации с точки зрения ее соответст­вия психологическим стандартам. Считается, что конструктив­ное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:

• адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собст­венных;

• открытости и эффективности общения, готовности к все­стороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути вы­хода из конфликтной ситуации;

• создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Для руководителя также полезно знать, какие индивидуальные особенности личности

 (черты характера) создают у человека склонность или предрасположенность к конфликтным отноше­ниям с другими людьми. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам относятся:

• неадекватная самооценка своих возможностей и способ­ностей, которая может быть как завышенной, так и зани­женной. И в том, и в другом случае она может противоре­чить адекватной оценке окружающих — и почва для конфликта готова;

• стремление доминировать во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно; сказать свое последнее слово;

• консерватизм мышления, взглядов, убеждений, нежелание преодолеть устаревшие традиции;

• излишняя принципиальность и прямолинейность в выска­зываниях и суждениях, стремление во что бы то ни стало сказать правду в глаза;

• критический настрой, особенно необоснованный и не аргументированный;

• определенный набор эмоциональных качеств личности — тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

суетливость холерика могут стать причиной конфликтных отношений между ними.

Еще более часто основой для межличностной несовместимо­сти становятся различия в потребностях, интересах, целях раз­личных людей, вступающих во взаимодействие. Основной инте­рес, например у руководителя образованной фирмы или пред­приятия — расширить дело, а у сотрудников — как можно больше средств было выделено на зарплату. Это создает трения между ними, которые могут привести к конфликту даже близких людей.

Социально-психологическая несовместимость может также возникнуть из-за того, что группа, окружение предъявляет лич­ности требования, которые расходятся с теми, на которые ори­ентирован этот человек.

Каковы различные этапы конфликта?

Конфликт состоит из пяти стадий. Это скрытый конфликт, предполагаемый конфликт, ощущаемый конфликт, явный конфликт и последствия конфликта.

(i) Скрытый конфликт: Первой стадией конфликта является латентный конфликт, в котором существуют факторы, которые могут стать причиной потенциального конфликта. Это стремление к автономии, расхождение целей, ролевой конфликт и конкуренция за скудные ресурсы.

(ii) Воспринимаемый конфликт: Иногда конфликт возникает даже при отсутствии скрытого конфликта. На этом этапе одна сторона считала, что другие могут помешать или расстроить его или ее цели. Случай, когда конфликт воспринимается, когда не возникает латентного конфликта, используется как результат непонимания сторонами истинной позиции друг друга. Такой конфликт может быть разрешен путем улучшения коммуникации между группами.

(iii) Ощущаемый конфликт: Ощущаемый конфликт – это стадия, когда конфликт не только воспринимается, но реально ощущается и осознается. Например, А может знать, что он серьезно спорит с Б по поводу какой-то политики. Но это может не сделать. Напряженный или тревожный, и это может никак не повлиять на привязанность А к ​​Б. Персонализация конфликта — это механизм, который заставляет многих людей беспокоиться о дисфункциях конфликта.

Другими словами, это заставляет их чувствовать конфликт. Причин персонализации конфликта две:
(i) непоследовательные требования к эффективной организации и индивидуальному росту, которые вызваны самим человеком. Беспокойство также может быть результатом кризиса или внеорганизационного давления. Людям необходимо выплеснуть эти тревоги, чтобы сохранить равновесие.
(ii) Конфликт становится персонализированным, когда в отношения вовлечена вся личность человека. Враждебные чувства наиболее распространены в интимных отношениях, характерных для различных учреждений и интернатов.

(iv) Явный конфликт: Явный конфликт — это стадия, когда две стороны проявляют поведение, вызывающее реакцию друг у друга. Наиболее очевидными из этих реакций являются открытая агрессия, апатия, саботаж, уход в себя и полное подчинение правилам. За исключением тюремных бунтов, политических революций и крайних трудовых волнений, насилие как форма явного конфликта встречается редко. Мотивы к насилию могут оставаться, они склонны выражаться в менее насильственных формах.

(v) Последствия конфликта: Последствия конфликта могут иметь положительные или отрицательные последствия для организации в зависимости от того, как конфликт разрешается. Если конфликт действительно разрешен к удовлетворению всех участников, может быть заложена основа для более тесного сотрудничества или участники в своем стремлении к более упорядоченным отношениям могут сосредоточиться на скрытых конфликтах, которые ранее не воспринимались и не решались. С другой стороны, если конфликт просто подавлен, но не разрешен, латентные условия конфликта могут усугубиться и взорваться в более серьезной форме до тех пор, пока они не будут устранены. Этот эпизод конфликта называется последствием конфликта.

«Статья написана с использованием материалов из статьи Луи Р. Понди в 1967 году»

Эта статья была написана К. Дж. Сингхом, выпускником престижной школы бизнеса в Индии, получившим степень MBA
. Опубликованная статья: 12 сентября 2012 г.

Пять стадий конфликта — программа MV Mediation

, пока мы сохраняем социальное расстояние и у нас много времени на руки, давайте сделаем некоторое разрешение конфликтов…

понедельник КОНФЛИКТНЫЕ ПОНЯТИЯ

Пять стадий конфликта

Конфликт имеет предсказуемые стадии

Мы узнаем о конфликтах самыми разными способами.

  • «Этот конфликт возник совершенно неожиданно. Бум!»

  • «Это назревало долгое время. Как крушение поезда в замедленной съемке..»

  • «Мы никогда не сходились во взглядах.»

  • «Кажется, все идет хорошо, но на поверхности…»

  • «Я действительно понятия не имел, что у нас есть проблема…»

Как бы они ни начинались, конфликты, как правило, проходят по одному и тому же пути, проходя пять различных стадий.

Первая стадия — латентная

Конфликт имеет раннюю тихую стадию. В теории разрешения конфликтов это называется латентной стадией , что означает, что участники еще не знают о конфликте, но могут быть скрытые разочарования, которые могут проявиться в любое время. Иногда эти назревающие или скрытые конфликты так и не выходят на открытый воздух. В других случаях конфликт вырисовывается и очевиден. А иногда конфликты приходят без предупреждения.

Стадия вторая — Воспринимаемая и ощущаемая

Как только конфликт развивается и о нем становится известно, он проходит стадию воспринимаемой и ощущаемой . Стороны могут пройти этот этап одновременно или в разное время, в зависимости от событий. Как только они осознают, что существует конфликт, люди начинают испытывать стресс, тревогу и/или враждебность.

Этап 3 – Конфликтный подход

Затем каждый участник спора выбирает подход. Они основаны на их выборе стиля конфликта и их собственном намерении разрешить конфликт. Во второй день мы узнали об основных стилях конфликта: «Соперничество», «Избегание», «Приспособление», «Компромисс» и «Сотрудничество/Креативное решение проблем». Эти подходы имеют значение в том, что происходит дальше.

Четвертый этап — патовая ситуация или переговоры

В зависимости от того, какая стратегия используется на этапе 3, конфликт будет либо двигаться вперед, вести переговоры к соглашению; или диалог прервется и разовьется противостояние.

Этап пятый — Последствия

Исход конфликта может варьироваться от полностью положительного разрешения до альтернативного; разрыв отношений. В конфликтах, которые являются разовым событием, это может быть концом. Для тех, у кого постоянные отношения, этот процесс выглядит не столько как одиночная гора, как на рисунке выше, сколько как непрерывная петля.

Зачем обращать внимание на этапы?

Наша работа заключается в том, чтобы узнать больше о конфликтах, чтобы решать эти ситуации вдумчиво и просвещенно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *