Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Стадии принятия неизбежного кюблер росс: Элизабет Кюблер Росс и стадии психической смерти человека

Элизабет Кюблер Росс и стадии психической смерти человека

  Элизабет  Кюблер Росс  (нем.  Elisabeth Kübler Ross; 8 июля 1926, Цюрих — 24 августа 2004,  Скоттсдейл,  Аризона,  США)  — американский  психолог  швейцарского происхождения,  создательница  концепции психологической  помощи  умирающим больным и исследовательница околосмертных переживаний. Её книга «О смерти и умирании» 1969 года стала бестселлером в США.

  Первая  подняла  вопрос  об  ответственности врача не только за здоровье умирающего, но и за  то,  чтоб  последние  дни  жизни  больного были  прожиты  с  достоинством,  без  страха  и мучений.  Тема  смерти  её  стала  интересовать ещё  в  детстве,  когда  она  впервые  увидела  умирающего. Это был её сосед, который упал с дерева и умер в своей постели среди родных и близких.  По  другой  версии,  когда  умерла  её соседка  по  больничной  палате,  одна  в холодной  медицинской  атмосфере,  вдали  от  родных.   Тогда  Элизабет  подумала,  что существует правильный способ умереть.

  Кюблер Росс  окончила  медицинский факультет  Цюрихского  университета,  после чего  в  1958  году  уехала  в  США.  Она  много работала  в  больницах  Нью-Йорка,  Чикаго  и Колорадо.  Её  глубоко  возмущало  обращение врачей с умирающими больными. В отличие от коллег, она с умирающими общалась, слушала их  исповеди.  Так  появился  курс  лекций  о предсмертном опыте.

  В 1994 году после инсульта, которые вызвал частичный паралич левой части тела, она переехала жить в Скоттсдейл,  Аризона.  Остаток  дней  она  провела,  сидя  по  18  часов  перед  телевизором  в инвалидной коляске, а 24 августа 2004 года в возрасте 78 лет Кюблер Росс скончалась[1].

  Исследуя проблемы смерти человека, Элизабет Кюблер Росс в ходе организованных ею семинаров и бесед с больными накопила обширный материал о тех переживаниях, которые протекают в психике больного начиная с того момента, когда он каким-либо образом узнает о своем состоянии.

Обобщив свой материал, Э. Кюблер Росс обнаружила, что до наступления смерти больные проходят через пять стадий психологических изменений и работы защитных механизмов:

1) Стадия отрицания реальности и изоляции.

2) Стадия возмущения (агрессии).

3) Стадия ведения переговоров и заключения соглашений.

4) Стадия депрессии.

5) Стадия принятия смерти (примирения с мыслью о неизбежности смерти).

СТАДИЯ  ОТРИЦАНИЯ  И  ИЗОЛЯЦИИ

  Эту первую стадию Э. Кюблер Росс назвала стадией отрицания реальности и изоляции, поскольку в психике больного человека наиболее активно работают два защитно-адаптивных механизма: механизм отрицания неприятной, устрашающей  реальности  и механизм изоляции. Больной в этой стадии не хочет понять, что его конец близок. Во время бесед с ними люди, находящиеся в этой фазе психологической смерти, заявляют, что не верят в правильность поставленного диагноза. Они стараются дискредитировать врачей, заключение которых глубоко фрустрирует их, лишая всяких перспектив.

  «Нет, этого не может быть!» вот примерно их первая реакция. Причем такая реакция всегда в основном одинакова, независимо от того, каким путем больной узнал о своей участи: из прямо сказанных слов врача или же по косвенным признакам, по изменению поведения и невербальных знаков окружающих, на основе собственных, сознательных или подсознательных выводов. Одна больная даже стала утверждать, что рентгеновские лучи, с помощью которых у нее обнаружили рак, были неподлинными. Больной может также утверждать, что вывод медиков результат диагностики другого больного, что будто бы произошла путаница. Эта же больная, которая считала рентгеновские лучи поддельными, стала обращаться к другим врачам, чтобы удостовериться в ошибочности первого диагноза своей болезни. «Тревожное отрицание» так называет Э. Кюблер Росс эту первую реакцию терминально больных людей.

  Отрицание, иногда полное, иногда же частичное, в той или иной мере используется всеми больными не только в первых стадиях болезни, но время от времени и в последующем ходе ее развития. Принимая даже истину, больные иногда отходят от нее, желают жить как можно дольше.

  Эту защитную реакцию Э. Кюблер Росс считает весьма полезной, так как она смягчает первый удар истины и создает условия для включения в работу психики других, более спокойно действующих и «менее радикальных» защитных механизмов. Обычно после отрицания реальности наступает частичное принятие неизбежности смерти. Из 200 терминально больных, с которыми работала Э. Кюблер Росс, только трое до порога своей смерти отрицали ее неизбежность. Они только в редких случаях и мельком сознательно вспоминали и говорили о смерти, называя ее «неприятным событием, которое обычно наступает во сне и не причиняет боли».

  Позже в этой стадии большинство больных начинает использовать в основном  механизм изоляции . Что это значит? Больные иногда говорят о своей смерти для того, чтобы затем перейти к более приятным и оптимистическим вопросам. Смерть и связанные с ней эмоции в психике больного изолируются  от  остальных психических содержаний и проблем. На уровне бессознательного, считает Э. Кюблер Росс, все мы считаем себя бессмертными. Мы не представляем себе, что сами должны лицом к лицу встретиться со смертью. Получается так, что одна часть «Я» знает о болезни и неминуемости смерти, а другая отрицает ее, изолирует и вытесняет из сознания, заполняя его сферу другими образами и мыслями. Рассказывая о больной молодой женщине, автор отмечает, что именно первая часть психики держала ее в больнице и заставляла подчиняться требованиям медперсонала. Здесь она окружила себя многими привычными вещами, как будто решила обосноваться надолго. Она все время переходила от фаз полного отрицания своей смерти к фазам, где не только осознавала ее неизбежность, но и своими действиями (например, перееданием запретной пищи, что считается косвенной формой самоубийства) ускоряла ее наступление.

СТАДИЯ  ВОЗМУЩЕНИЯ

  Затем наступает стадия возмущения, доказывающая, что психическая самозащита предыдущей стадии не увенчалась успехом. Больной не смог дискредитировать врача, поставившего трагический диагноз о летальном исходе. Он пришел к пониманию той страшной истины, что конец действительно близок.

  Находясь в данной стадии психологического умирания, больные очень часто проявляют  агрессивность  к молодым и здоровым людям, чувствуя себя глубоко оскорбленными. «Почему я должен умереть, тогда как другие продолжают жить?» вот основной смысл их ропота и претензий. Кстати, эта тема хорошо отражена в произведениях Л. Н. Толстого, Э. М. Ремарка, Э. Хемингуэя и других писателей. Больные переживают чувства зависти, горечи и сожаления. Один из умирающих признался, что, увидев на улице самостоятельно шагающего 80-летнего старика, подумал: зачем жить этому, почему не он умирает, а я?

  В этой стадии медицинскому персоналу и родственникам больного очень трудно с ним общаться. Причина в том, что возмущение и агрессивность умирающего иррадируют во все стороны, проецируются на окружающую среду.

  Больной  обвиняет  врачей  в  том, что они будто бы плохо разбираются в своей специальности, производят не те проверки, которые необходимы, назначают не ту диету, чрезмерно долго держат больных в госпитале и т. п. Медсестры чаще становятся объектами агрессии терминально больных: все, что они делают, неправильно. Больные изводят их разными необоснованными претензиями. Когда сестра сидит рядом, дежуря у больного, он желает оставаться один, а когда она уходит жалуется,  что она часто покидает его, и т. п. Больной в этой стадии без особой радости встречает членов своей семьи, посещающих его, их встречи обычно становятся очень тяжелыми. Поэтому они избегают частых встреч с больным, что еще больше усугубляет его положение.

  Причиной такой агрессивности являются те многочисленные лишения (фрустрации), которые переживаются больным человеком: лишение обычной работы, ритмов труда и отдыха, повседневных приятных занятий, нередкая неподвижность, чувство потери всяких перспектив в жизни и т.  п. как не стать злым и не перенести эту агрессивность на тех, кто наслаждается жизнью? И он видит, что жизнь людей продолжается без него, что почти никто о нем не помнит и он покинут людьми. И чтобы его не забыли окончательно, он поднимает свой голос протеста, предъявляет людям разные требования, всем своим поведением давая понять, что еще жив. И когда получает то внимание и заботу, в которых так нуждается, немного успокаивается и общение с ним становится более приятным. Понимание причин агрессивности больного и правильное общение с ним заметно облегчает его положение.

  Когда больной до конца своей жизни остается таким гневливым, отталкивая от себя людей, его одиночество усугубляется. Более спокойно и с достоинством умирают те, кто смиряется с трагической реальностью, принимает советы и помощь людей. По видимому, психологически труднее всего умереть людям с крайними авторитарными чертами характера, у которых в ходе жизни выработаны высокий уровень автономности и склонности к самостоятельным решениям. Их основная реакция на свою последнюю экзистенциальную фрустрацию агрессия и враждебность к людям.

СТАДИЯ  ПЕРЕГОВОРОВ

  Третью стадию психологического умирания Э. Кюблер Росс назвала стадией «ведения переговоров и заключения соглашений». В какой-то мере принимая неизбежность смерти, ее идею, умирающий проявляет заботу о завершении своих земных дел. Его больше всего заботит исполнение своих обязанностей перед близкими людьми. Создается впечатление, что он верит в то, что если удастся как следует хорошо решить эти задачи, тогда и смерть наступит позже или его страдания будут не такими страшными. А если умирающий верующий человек, то он может, кроме того, давать обещания Богу и просить его продлить его земное существование. Основную часть своих «торгов» верующие ведут с Богом.

  Эта стадия сравнительно коротка, но тоже полезна больным. Они, по-видимому, думают, что, если прямые требования и враждебность не помогают, может быть, мирные переговоры приведут к продлению жизни. Э. Кюблер Росс видит сходство в поведении терминально больных с поведением детей в стадии переговоров. Дети сначала что то требуют от родителей громко и категорически, топают ногами, если получают отказ, и т. п. Когда такая тактика не приводит к положительным результатам, они меняют ее: начинают давать обещания, что будут хорошо вести себя, хорошо учиться, быть послушными  и т. д.,  лишь бы родители уступили. Таким путем они иногда, действительно, добиваются своего.

  Вот интересный пример использования тактики переговоров в поведении терминально больной женщины. Тяжело больная и еще сравнительно молодая женщина все время ощущала сильные боли, плохо себя чувствовала. Она не могла жить дома, так как часто нуждалась в болеутоляющих инъекциях. У нее был старший сын, который собирался жениться, и мать одобряла его планы. Она очень тяжело переносила мысль о том, что этот большой день, день венчания она может пропустить. Ценой больших усилий ее обучили методам самогипноза, с помощью которых она стала способна несколько часов чувствовать себя сносно. Она давала целый ряд обещаний на тот случай, если ей удастся присутствовать на свадьбе старшего сына. За день до свадьбы она покинула больницу с видом элегантной и счастливо улыбающейся женщины. Никто не мог бы подумать, что дни ее сочтены. Она имела вид самого счастливого человека в мире.

  «Я никогда не забуду момент ее возвращения в больницу,  рассказывает! Она имела утомленный вид… и еще не успела я поздороваться с ней, как она сказала: „Теперь не забудьте, что у меня есть еще один сын!“ она требовала нового срока, начала новый цикл переговоров с целью еще большего продления своей жизни».

  Переговоры  способ откладывания смерти. Больной обещает делать еще что-то, ставит перед собой новую цель и т. д., но, достигая этой цели, не сдерживает свое обещание и вступает в новые переговоры. Только углубление болезни, потеря способности к активности, усиление страданий переводят больных в следующую стадию процесса психологической смерти.

СТАДИЯ ДЕПРЕССИИ

  После наступления четвертой стадии психологической смерти умирающий оказывается в состоянии глубокой депрессии: он теряет надежду на выздоровление, отказывается встречаться с людьми, просит, чтобы его оставили наедине со своими страданиями и горем. Он уже не в состоянии отрицать свою болезнь и неизбежность близкого конца, свою осужденность. Возникает чувство огромной потери, потери здоровья, внешнего вида, способностей, социального положения и т. п. Поскольку человек не работает и лечится, он начинает переживать большие финансовые трудности. Чтобы оплачивать расходы, больные нередко продают свой дом и многое из того, что приобретали в течение жизни с помощью огромных усилий. Дети таких больных нередко остаются без средств существования, возникает угроза того, что они не смогут получить полноценного образования. Многие мечты умирающего остаются нереализованными.

Э. Кюблер Росс выделяет две разновидности депрессии безнадежно больных людей:  реактивную и  подготовительную.

  Она считает, что их природа различна. Реактивная депрессияявляясь ответом на потерю ценностей, обычных занятий, привлекательности и т. п., при  правильном подходе медиков и членов семьи  довольно  успешно  устраняется.

  Что касается второй разновидности депрессии (подготовительной), то она связана с ожидаемыми, предстоящими потерями. Если имеем дело с первой разновидностью депрессии, то мы можем отвлечь внимание больного на более приятные стороны жизни, веселить его. Например, если больная мать оказалась в депрессивном состоянии  потому, что  ее  дети  остались  без  ухода и защиты, то достаточно обеспечить детей всем необходимым и сообщить матери об этом, и ее депрессия  смягчится  или  даже  исчезнет,  настроение  улучшится.

  Но предвосхищающая, подготовительная депрессия терминального больного есть подготовка к будущим еще большим потерям,  к  потере  всего, что он любил и ценил. В этом случае отвлечение внимания, внушение оптимизма и другие обычные методы не помогают. Умирающему в стадии депрессии приятнее те люди, которые сидят рядом, но не говорят обычных слов утешения. Умирающий больше нуждается не в словах, а в подлинных чувствах, которые лучше передаются взглядом, всем видом сопереживающего человека, прикасанием к руке больного, поглаживанием волос или просто сидением рядом. Больного в этой стадии больше занимает будущее, и ему тягостно посещение большого числа людей, пусть даже искренне сочувствующих его горю.

  А ведь нередко окружающие, даже члены семьи, не понимают подлинных нужд умирающего, не подозревают, что он уже готовится к смерти и все действия, предназначенные для внушения ему бодрости духа и оптимизма, ему уже неприятны. И медики, и родственники, согласно Э. Кюблер Росс, должны понимать, что этот вид депрессии необходим и полезен больному, если мы хотим, чтобы он умер в стадии смирения, со спокойной душой. Без прохождения через предыдущие стадии невозможно оказаться в стадии смирения и принятия смерти. На примере одного больного она показала, что депрессия является не только следствием ожидания смерти и потери надежд: одной из ее причин является то, что человек понимает: его не оценили и не поняли по настоящему даже близкие люди.

СТАДИЯ  ПРИНЯТИЯ  СМЕРТИ  И  СМИРЕНИЯ

  Если больной достаточно долго остается в предсмертном состоянии, тогда он может оказаться и в специфической пятой фазе психологической смерти. Э. Кюблер Росс называет ее фазой  принятия смерти, смирения с неизбежным концом, фазой внутреннего мира. Нахождение в этой фазе желательно, поскольку позволяет человеку умереть достойно. Предполагается также, что умирающему следует дать возможность страдать, так как только через страдания он может подойти к фазе примирения с неизбежностью, смирения и принятия смерти без агрессии. Отсюда делается вывод о том, что если смерть близка и неминуема, то продление жизни человека нецелесообразно: такая жизнь полна страданий и уже не нужна человеку. Таким образом, Э. Кюблер Росс выступает сторонником эвтаназии, хотя бы ее пассивного варианта.

  В этой стадии человек часто засыпает, обычно короткими промежутками, но это не обычный сон, целью которого является снятие напряжения и отдых, а также уход от дневных неприятностей, а скорее нечто сходное со сном новорожденного. Конечно, в этой стадии еще встречаются и жалобы на бессмысленность дальнейшей борьбы и всего остального, но такие протесты не являются признаком смирения с судьбой.

  Принятие смерти и смирение налицо тогда, когда человек, как ребенок после рождения и в первые месяцы жизни, долго спит как бы «отдыхая перед дальним путешествием». Смирение, успокоение и принятие судьбы сочетаются с сужением интересов умирающего. Он хочет остаться один и не желает, чтобы его беспокоили новостями и проблемами внешнего мира. Он не хочет, чтобы его часто посещали и долго разговаривали. Он предпочитает, чтобы посетители сидели молча и не задерживались долго бессловесное общение в этой стадии считается более уместным.

  Самое главное, чтобы члены семьи и медперсонал не путали стадию смирения с наступающим иногда задолго до смерти периодом потери надежд, в то время как человек, получая необходимую медицинскую помощь, еще может жить достаточно долго. Но если уже наступила стадия смирения с неизбежностью смерти, следует дать возможность больному постепенно разрывать свои связи с людьми и вещами, чтобы спокойно умереть.

  К этому состоянию спокойствия, отсутствия страха и безнадежности часть умирающих приходит самостоятельно, проходя через предыдущие стадии. Это обычно старые люди, которые вырастили своих детей и решили остальные задачи своей жизни. Но есть и вторая группа людей, которые, чтобы смириться со смертью и умереть без страха, нуждаются в большей помощи людей. Они нередко впадают в состояние реактивного психоза, всячески защищаются от вмешательства людей в свои дела, боятся смерти. Опыт Э. Кюблер Росс показал, что терпеливая и тактичная работа с такими пациентами, понимание их проблем и сопереживание с ними тоже может обеспечить наступление у них стадии мудрого и бесстрашного отношения к смерти. Этому способствует также вера в Бога и в существование жизни после смерти.

  В связи с особенностями этой пятой и последней стадии психологической смерти человека уместно вспомнить следующую мысль современного видного психолога и психотерапевта Эрика Эриксона: идеальным является тот человек, который обладает настолько гармоничным, совершенным устройством «я», что всю свою жизнь сохраняет в себе «базальное чувство  доверия» к миру, а когда подходит время, безропотно примыкает к «каравану» тех миллионов людей, которые умерли до него. Человек должен уйти из жизни безропотно, с чувством собственного достоинства и с пониманием того, что в истории человечества период его жизни безвозвратно завершился.

  Это требование, безусловно, касается также родных и близких покойного, особенно в связи с таким давно известным, но все еще загадочным явлением, каким представляется «возвращение души». Известно, что когда родные умирающего, находясь рядом с ним, воспринимают начало клинической смерти как окончательную смерть, начинают громко плакать и горевать, то нередко сознание умирающего возвращается, процесс умирания останавливается, окончательная смерть человека откладывается. Это явление чаще всего наблюдается у тех, кто умирает «естественной смертью», а не внезапно и не вследствие несчастных случаев.

  Надо  знать, что многие после возвращения сознания вновь умирают  и  на  этот  раз  окончательно,  хотя  бывают  и  другие случаи[2].

  К сказанному можно добавить что имеет смысл перед первой стадии умирания, когда больной в польном сознании,  информировать ему последние научные новости в области танатологии. И акцентировать беседу о возможности преодоление смерти в ближайшем будущем через научными методами и лабораторными экспериментами. К примеру, можно подробно рассказать больному о последние достижения учённых в области клонирования и других экспериментах на большое количество животного мира…в котором можно надеяться и  на возвращение жизнь человека после нынешной (данной) смерти. Только таким образом мы можем внушать больному принимать пять стадий умирания с надеждой на повторный жизнь после данной смерти.

Составитель:

Дидавар  Бекзода

психолог

[1] А.А.Налчаджян. Загадка смерти. Очерки психологической танатологии. Питер. Москва.Санкт-Петербург.Нижний Новгород. Воронеж Ростов-на-Дону. Екатеринбург. Самара. Новосибирск Киев. Харьков.Минск 2004. С.30-38. (223 с).

[2] Кюблер-Росс, Элизабет https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%8E%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%80-%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81,_%D0%AD%D0%BB%D0…

Стадии принятия неизбежного: описание, примеры, кто придумал

Каждый слышал о том, что существует 5 стадий принятия неизбежного. О них упоминают в самых разных контекстах, часто придавая им шуточный смысл. При этом далеко не все знают, что изначально данная концепция применялась к безнадёжным больным, которые постепенно смирялись со своим состоянием. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляют собой 5 стадий принятия с точки зрения психологии.

Модель Кюблер-Росс или 5 стадий принятия

Концепция 5 стадий принятия неизбежного в научной среде больше известна как «модель Кюблер-Росс». Названа она так в честь автора – Элизабет Кюблер-Росс, которая описала её в своей книге «О смерти и умирании», напечатанной в 1969 году.

Следует учитывать, что официальная психология не считает модель Кюблер-Росс достоверной, несмотря на то, что она создана профессиональным психологом на основании эмпирических наблюдений. Результаты современных исследований частично согласуются с данной моделью, но в то же время в некоторых аспектах наблюдаются расхождения.

В книге автор определяет данную модель как описание эмоционального переживания неизлечимо больного человека или человека, потерявшего кого-то близкого. В более широком смысле её можно трактовать как описание переживаний любого человека, столкнувшегося с необратимыми потерями или переменами.

5 стадий принятия неизбежного по Кюблер-Росс:

  1. Отрицание. Узнав трагическую новость, человек испытывает шок и на некоторое время теряет способность адекватно воспринимать действительность. Постепенно адекватное восприятие возвращается к нему, но он отказывается верить, что с ним могло произойти что-то настолько плохое. Как правило, на данном этапе люди придумывают разные объяснения тому, как могла произойти такая ошибка. И они до последнего верят, что вот-вот всё прояснится, и снова всё будет хорошо, как прежде.
  2. Гнев. Осознав, что ошибки нет, человек переполняется негодованием и злостью. Он уже не отрицает происходящее, но не понимает, почему это происходит именно с ним. Ощущение несправедливости вызывает у него сильнейшее раздражение, из-за которого он злится на всех: на себя, на близких, на врачей и даже на Бога.
  3. Торг. На данном этапе человек пытается задобрить Бога, Мироздание или судьбу, обещая, что отныне будет вести себя очень хорошо, если произойдёт чудо. Иногда речь идёт и просто о том, чтобы сменить образ жизни. Например, курильщик, у которого диагностировали рак лёгких, решает навсегда бросить курить, надеясь, что смертельная болезнь отступит. На данном этапе и верующие, и атеисты пытаются заключить сделку с судьбой, надеясь получить награду за примерное поведение.
  4. Депрессия. Осознав, что злиться и торговаться бесполезно, человек впадает в депрессию. При этом в классификации Кюблер-Росс описано две формы депрессии: реактивная и «подготовительная скорбь». Первая форма заключается в том, что человек очень эмоционально сожалеет о прошлом. В этом состоянии он жаждет общения с близкими, хочет объяснить им всё, что чувствует. Подготовительная скорбь – это депрессия, наступающая перед смирением. От реактивной депрессии она отличается тем, что человек становится молчаливым.
  5. Смирение. Суть данной стадии понятна из названия. Человек больше не отрицает ситуацию, не злится, не торгуется и не испытывает депрессии. Все чувства к этому моменту он уже выплеснул, поэтому смиряется и чувствует спокойствие. Нередко это спокойствие сопровождается опустошённостью и усталостью от переполнявших его ранее эмоций.

Стоит учитывать, что 5 стадий принятия – это сильно упрощённая версия модели, описанной в книге. Там автор указывает, что стадий на самом деле больше и они сменяются не последовательно. К примеру, реактивная депрессия может наступить раньше, чем торг. А после торга приходит подготовительная скорбь, которая после нескольких чередований с реактивной депрессией всё-таки переходит в стадию смирения.

История создания модели

Автором теории о 5 стадиях принятия неизбежного является американский психолог Элизабет Кюблер-Росс. Началось все в 1965 году, когда к ней обратилось четверо студентов Чикагской теологической семинарии с просьбой помочь им в написании необычной курсовой работы. Они хотели понять переживания умирающих людей, а также узнать и, по возможности, удовлетворить их потребности.

Вместе со студентами Кюблер-Росс посещала безнадёжных больных и вела с ними беседы, которые записывались на магнитофон для последующего детального анализа. Многим сотрудникам больницы эти посещения казались сомнительными с точки зрения морали. Однако со временем они согласились, что беседы с психологом и студентами-богословами могут быть полезными для умирающих людей.

Персонал больницы перестал препятствовать посещению пациентов, и буквально на следующий год семинары посещало уже около 50 студентов. Для этого была даже обустроена специальная палата с зеркалом Гезелла. С пациентами общалась Кюблер-Росс, вместе с которой иногда заходил священник. А студенты-семинаристы наблюдали за беседой через полупрозрачное стекло.

В 1967 (то есть, через 2 года после начала) эти занятия превратились в официальный курс для многих мединститутов и богословских семинарий. А в 1969 году Элизабет Кюблер-Росс опубликовала книгу «О смерти и умирании», в которой обобщила свои действительно уникальные наблюдения. В этой же книге она описала 5 стадий принятия неизбежного.

При этом в книге речь шла исключительно о переживаниях умирающих людей и их родных. Но впоследствии оказалось что предложенная концепция применима к любым переживаниям, связанным с необратимыми потерями и переменами в жизни. Это может быть серьёзная карьерная неудача, расставание с любимым, физическое увечье или любая другая ситуация, которую человеку тяжело принять.

Кто такая Элизабет Кюблер-Росс?

Элизабет Кюблер-Росс – человек с крайне неоднозначной репутацией. Её вклад в развитие паллиативной помощи невозможно переоценить, но есть в её биографии и тёмные пятна. Впрочем, обо всём по порядку. Слава к ней пришла в 1969 году, когда упомянутая выше книга стала бестселлером, а созданный ею курс начал преподаваться не только в духовных семинариях, но и в медицинских институтах.

Кюблер-Росс решила посвятить свою жизнь исправлению серьёзной проблемы, которую она увидела в медицине того времени: как только становилось очевидно, что человек умирает, ему буквально переставали уделять внимание. Иными словами тогда практически отсутствовало такое понятие как паллиативная помощь. Медицина ставила своей задачей помощь пациентам, которых можно вылечить, но практически не уделяла внимания тому, чтобы облегчать страдания тех, кому уже не помочь.

Благодаря стараниям Кюблер-Росс в США было открыто более 2500 хосписов. Кроме того, именно благодаря ей современная медицина уделяет столь значительное внимание паллиативной помощи.

Увы, несмотря на все заслуги, её репутация была полностью разрушена. Причиной послужило то, что в общении с умирающими пациентами, а также с теми, кто недавно потерял близких, она уделяла значительное внимание духовным аспектам. Она верила в загробную жизнь, поэтому часто сводила обращавшихся к ней людей с медиумами-шарлатанами.

В частности, она сотрудничала с неким Джеем Бархемом, который предлагал вдовам общение, а привлекательным ещё и секс с их усопшими мужьями (душа мужа, естественно, «вселялась» в самого Бархема). Из-за сомнительных связей к концу 1970-х от Кюблер-Росс отвернулись все коллеги, и она вынуждена была прекратить свою деятельность.

Пример использования модели

Американский психолог Дэвид Кесслер, который был соавтором одной из книг Элизабет Кюблер-Росс, недавно опубликовал пример применения её модели к злободневной теме – пандемии COVID-19. Он сформулировал 5 шагов принятия коронавируса следующим образом:

  1. Отрицание. «Вирус не страшен, и я уж точно не заболею!».
  2. Гнев. «Да как вы смеете вводить все эти ограничения?!».
  3. Торг. «Хорошо, я буду носить маску и соблюдать дистанцию. Ведь тогда со мной точно ничего не случится?».
  4. Депрессия. «Всё плохо, и ситуация с каждым месяцем всё хуже».
  5. Смирение. «Мир стал другим. Но надо просто научиться с этим жить».

Критика модели Кюблер-Росс

В 1970-х данная модель стала необычайно популярной и казалась весьма перспективной. Однако сегодня ни психология, ни геронтология или другие разделы медицины не считают её достоверной. Более того, её часто прямо критикуют известные ученые. В частности, профессор Роберт Кастенбаум, признанный эксперт в геронтологии, отмечает, что модель является продуктом определённой культуры, а значит, не может считаться универсальной и применимой ко всем культурам.

Также Кастенбаум заметил, что в книге детально описываются все стадии по отдельности, однако нет чёткого описания последовательного перехода от первой до последней стадии, не говоря уже о доказательстве существования такого перехода. Также он отметил, что в книге не указываются ограничения модели, а также не учитываются особенности среды, в которой пребывали опрашиваемые пациенты.

В 2003 году в Йельском университете было проведено исследование, результаты которого частично согласуются с моделью Кюблер-Росс, однако имеются и значительные расхождения. Таким образом, данная модель не может считаться научно достоверной и применяться в медицинской практике.

Заключение

Несмотря на то, что модель Кюблер-Росс так и не была доказана научно, знать о её существовании полезно. Любой человек, столкнувшийся с необратимой потерей или иными тяжелыми обстоятельствами, должен знать о существовании 5 стадий принятия, через которые ему, скорее всего, предстоит пройти. Понимая это и умея определить текущую стадию, он сможет понять свои переживания и справиться с ситуацией.

Пять этапов скорби-Понимание модели Kubler-Ross

депрессия

. Обследование модели Kubler-Ross

4

IStockphoto.com/peopleimages

444 Фон модели горя

На протяжении всей жизни мы переживаем множество случаев горя. Дети могут горевать о разводе, жена может горевать о смерти мужа, подросток может горевать об окончании отношений, или вы могли горевать о потере домашнего животного.

В 1969 году Элизабет Кюблер-Росс описала пять распространенных стадий горя, обычно называемых DABDA. Они включают в себя:

  • Отказ

  • ANGER

  • Переговоры

  • Depression

  • Принятие

A Swiss Psychistrist, Kespist-Ross Meledefice. О смерти и умирании . Модель Кюблер-Росс была основана на ее работе с неизлечимо больными пациентами и с тех пор является предметом споров и критики. Главным образом потому, что люди, изучавшие ее модель, ошибочно полагали, что это особый порядок, в котором люди горюют, и что все люди проходят все стадии.

Кюблер-Росс теперь отмечает, что эти стадии не являются линейными, и некоторые люди могут не испытывать ни одну из них. Другие могут пройти только несколько стадий, а не все пять. Сейчас стало более очевидным, что эти пять стадий горя чаще всего наблюдаются у скорбящего населения.

Итак, что такое пять стадий?

Отрицание

Отрицание – этап, который изначально может помочь вам пережить утрату. Вы можете подумать, что жизнь не имеет смысла, не имеет смысла и слишком подавляющая. Вы начинаете отрицать новости и, по сути, онемеете.

На этой стадии часто возникает вопрос, как жизнь будет продолжаться в этом другом состоянии — вы находитесь в состоянии шока, потому что жизнь, какой вы когда-то ее знали, изменилась в одно мгновение. Если бы вам поставили диагноз смертельной болезни, вы могли бы поверить, что новость неверна — где-то в лаборатории должна была произойти ошибка; они перепутали ваш анализ крови с чужим. Если вы получаете известие о смерти близкого человека, возможно, вы цепляетесь за ложную надежду, что опознали не того человека. На стадии отрицания вы живете не в «фактической реальности», а в «предпочтительной» реальности.

Интересно, что именно отрицание и шок помогают справиться с горем и пережить его. Отрицание помогает справиться с чувством горя. Вместо того, чтобы полностью захлестнуть себя горем, мы отрицаем его, не принимаем и подавляем его полное влияние на нас. Думайте об этом как о естественном защитном механизме вашего тела, говорящем: «Эй, я не могу справиться сразу».

Как только отрицание и шок начинают исчезать, начинается процесс исцеления. В этот момент те чувства, которые вы когда-то подавляли, выходят на поверхность.

Как только вы снова начинаете жить в «настоящей» реальности, может начать появляться гнев. Это обычная стадия, когда вы думаете: «Почему я?» и «Жизнь несправедлива!» Вы можете попытаться обвинить других в причине своего горя, а также можете перенаправить свой гнев на близких друзей и семью. Вы находите непостижимым, как что-то подобное могло случиться с вами. Если вы сильны в вере, вы можете начать сомневаться в своей вере в Бога: Где Бог? Почему он не защитил меня?

Исследователи и специалисты в области психического здоровья согласны с тем, что этот гнев является необходимой стадией горя. И поощрять гнев. Важно по-настоящему чувствовать гнев. Даже если может показаться, что вы находитесь в бесконечном цикле гнева, он рассеется — и чем больше вы по-настоящему чувствуете гнев, тем быстрее он рассеется и тем быстрее вы исцелитесь. Нездорово подавлять чувство гнева — это естественная реакция — и, возможно, даже необходимая.

(Однако не рекомендуется подавлять гнев, но и не позволять ему контролировать вас. Важно обратиться за помощью к обученному консультанту или терапевту, если вы боретесь с обработкой своего гнева.)

В повседневной жизни нам обычно говорят: контролировать свой гнев по отношению к ситуациям и другим. Когда вы переживаете горе, вы можете чувствовать себя оторванным от реальности, что у вас больше нет заземления. Твоя жизнь разрушена, и нет ничего прочного, за что можно было бы держаться. Думайте о гневе как о силе, связывающей вас с реальностью. Вы можете чувствовать себя покинутым или покинутым во время горя. Что никого нет. Ты один в этом мире. Направление гнева на что-то или кого-то — это то, что может вернуть вас к реальности и снова соединить вас с людьми. Это «вещь». Это то, за что нужно ухватиться, естественный шаг в исцелении.

Торг

Когда случается что-то плохое, вы когда-нибудь заключали сделку с Богом? «Пожалуйста, Боже, если ты исцелишь моего мужа, я буду стараться быть лучшей женой, какой только смогу, и никогда больше не жаловаться». Это торг.

В каком-то смысле этот этап — ложная надежда. Вы можете ошибочно заставить себя поверить, что сможете избежать горя с помощью переговоров такого типа. Если вы измените это, я изменю это. Вы так отчаянно хотите вернуть свою жизнь к тому состоянию, в котором она была до горя, вы готовы кардинально изменить свою жизнь, пытаясь вернуться к нормальной жизни.

Чувство вины — обычный помощник в переговорах. Это когда вы можете испытать, казалось бы, бесконечную череду «а что, если»: Что, если бы я вышел из дома на 5 минут раньше? Аварии бы не случилось. Что, если бы я убедил его пойти к врачу шесть месяцев назад, как я сначала подумал? Рак можно было бы обнаружить раньше, и его можно было бы спасти.

Депрессия

Депрессия обычно связана с горем. Это может быть реакцией на пустоту, которую мы чувствуем, когда живем в реальности и понимаем, что человек или ситуация ушли или закончились. На этом этапе вы можете уйти от жизни, чувствовать оцепенение, жить в тумане и не хотеть вставать с постели. Мир может показаться вам слишком большим и подавляющим. Вы можете не хотеть быть рядом с другими или чувствовать желание говорить, и вы можете чувствовать себя безнадежно. Вы даже можете испытывать суицидальные мысли, думая: «Какой смысл продолжать?»

Принятие

Последней стадией горя, определенной Кюблер-Росс, является принятие. Не в том смысле, что «все в порядке, мой муж умер», а скорее «мой муж умер, но со мной все будет в порядке».

На этом этапе ваши эмоции могут начать стабилизироваться. Вы снова входите в реальность. Вы соглашаетесь с тем фактом, что «новая» реальность состоит в том, что ваш партнер никогда не вернется или что вы поддадитесь своей болезни. Это не «хорошо», но от этого можно двигаться вперед.

Определенно пора приспосабливаться и приспосабливаться. Бывают хорошие дни, бывают плохие дни, а потом снова хорошие дни. На этом этапе это не означает, что у вас никогда не будет другого плохого дня, когда вы неудержимо грустите. Но хороших дней, как правило, больше, чем плохих.

На этом этапе вы можете выйти из тумана, снова начать общаться с друзьями и, возможно, даже завести новые отношения с течением времени. Вы понимаете, что любимого человека невозможно заменить, но вы движетесь, растете и развиваетесь в своей новой реальности.

Симптомы горя

Симптомы вашего горя могут проявляться физически, социально, умственно, эмоционально или духовно. Некоторые из наиболее распространенных симптомов скорби представлены ниже:

  1. плач

  2. головные боли

  3. СЛУЧАЯ СДЕЛАЯ

  4. Вопрос. Цель жизни

  5. 9002 Вопрос. Ваша духовная поля. в Боге)

  6. Чувство отстраненности

  7. Isolation from friends and family

  8. Abnormal behavior

  9. Worry

  10. Anxiety

  11. Frustration

  12. Guilt

  13. Fatigue

  14. Anger

  15. Loss аппетита

  16. Боли и боли

  17. Стресс

Лечение горя

Консультирование, наряду с лекарствами, когда это необходимо, были наиболее распространенными методами лечения горя. Первоначально ваш врач может прописать вам лекарства, которые помогут вам функционировать более полноценно. Это могут быть седативные средства, антидепрессанты или успокаивающие препараты, которые помогут вам пережить день. Кроме того, ваш врач может прописать лекарства, которые помогут вам уснуть.

Однако использование лекарств для лечения горя вызывает споры. Некоторые поставщики считают, что это может маскировать чувства, которые возникают, когда человек проходит через процесс горя, и потенциально задерживает выздоровление. Но вы и ваш лечащий врач можете определить оптимальный для вас план лечения.

Консультирование — более надежный подход к горю. Группы поддержки, группы поддержки или индивидуальные консультации могут помочь вам справиться с неразрешенным горем. Это полезная альтернатива лечению, когда вы обнаружите, что событие горя создает препятствия в вашей повседневной жизни, и у вас возникают проблемы с функционированием.

Эта поддержка никоим образом не «излечивает» вас от потери, а скорее дает вам стратегии преодоления, которые помогут вам справиться с вашим горем эффективным способом. Модель Кюблера-Росса — проверенное и верное руководство, но нет правильного или неправильного способа справиться со своим горем. Личный опыт может меняться по мере того, как люди перемещаются между стадиями горя.

Если вам или близкому человеку трудно справиться с горем, обратитесь за помощью к специалисту в области здравоохранения или психиатру. Немедленно позвоните врачу, если у вас возникают мысли о самоубийстве, чувство отчужденности в течение более двух недель, вы испытываете внезапное изменение поведения или считаете, что страдаете депрессией.

Примечания: эта статья была первоначально опубликована 22 марта 2016 г. и последний раз обновлялась 7 июня 2022 г.

Редакция Psycom

iStockPhoto.com/PeopleImages

Фон модели горя

На протяжении всей жизни мы переживаем множество случаев горя. Дети могут горевать о разводе, жена может горевать о смерти мужа, подросток может горевать об окончании отношений, или вы могли горевать о потере домашнего животного.

В 1969 году Элизабет Кюблер-Росс описала пять распространенных стадий горя, обычно называемых DABDA. Они включают в себя:

  • Отказ

  • ANGER

  • Переговоры

  • Depression

  • Принятие

A Swiss Psychistrist, Kespist-Ross Meledefice. О смерти и умирании . Модель Кюблер-Росс была основана на ее работе с неизлечимо больными пациентами и с тех пор является предметом споров и критики. Главным образом потому, что люди, изучавшие ее модель, ошибочно полагали, что это особый порядок, в котором люди горюют, и что все люди проходят все стадии.

Кюблер-Росс теперь отмечает, что эти стадии не являются линейными, и некоторые люди могут не испытывать ни одну из них. Другие могут пройти только несколько стадий, а не все пять. Сейчас стало более очевидным, что эти пять стадий горя чаще всего наблюдаются у скорбящего населения.

Итак, что такое пять стадий?

Отрицание

Отрицание – этап, который изначально может помочь вам пережить утрату. Вы можете подумать, что жизнь не имеет смысла, не имеет смысла и слишком подавляющая. Вы начинаете отрицать новости и, по сути, онемеете.

На этой стадии часто возникает вопрос, как жизнь будет продолжаться в этом другом состоянии — вы находитесь в состоянии шока, потому что жизнь, какой вы когда-то ее знали, изменилась в одно мгновение. Если бы вам поставили диагноз смертельной болезни, вы могли бы поверить, что новость неверна — где-то в лаборатории должна была произойти ошибка; они перепутали ваш анализ крови с чужим. Если вы получаете известие о смерти близкого человека, возможно, вы цепляетесь за ложную надежду, что опознали не того человека. На стадии отрицания вы живете не в «фактической реальности», а в «предпочтительной» реальности.

Интересно, что именно отрицание и шок помогают справиться с горем и пережить его. Отрицание помогает справиться с чувством горя. Вместо того, чтобы полностью захлестнуть себя горем, мы отрицаем его, не принимаем и подавляем его полное влияние на нас. Думайте об этом как о естественном защитном механизме вашего тела, говорящем: «Эй, я не могу справиться сразу».

Как только отрицание и шок начинают исчезать, начинается процесс исцеления. В этот момент те чувства, которые вы когда-то подавляли, выходят на поверхность.

Как только вы снова начинаете жить в «настоящей» реальности, может начать появляться гнев. Это обычная стадия, когда вы думаете: «Почему я?» и «Жизнь несправедлива!» Вы можете попытаться обвинить других в причине своего горя, а также можете перенаправить свой гнев на близких друзей и семью. Вы находите непостижимым, как что-то подобное могло случиться с вами. Если вы сильны в вере, вы можете начать сомневаться в своей вере в Бога: Где Бог? Почему он не защитил меня?

Исследователи и специалисты в области психического здоровья согласны с тем, что этот гнев является необходимой стадией горя. И поощрять гнев. Важно по-настоящему чувствовать гнев. Даже если может показаться, что вы находитесь в бесконечном цикле гнева, он рассеется — и чем больше вы по-настоящему чувствуете гнев, тем быстрее он рассеется и тем быстрее вы исцелитесь. Нездорово подавлять чувство гнева — это естественная реакция — и, возможно, даже необходимая.

(Однако не рекомендуется подавлять гнев, но и не позволять ему контролировать вас. Важно обратиться за помощью к обученному консультанту или терапевту, если вы боретесь с обработкой своего гнева. )

В повседневной жизни нам обычно говорят: контролировать свой гнев по отношению к ситуациям и другим. Когда вы переживаете горе, вы можете чувствовать себя оторванным от реальности, что у вас больше нет заземления. Твоя жизнь разрушена, и нет ничего прочного, за что можно было бы держаться. Думайте о гневе как о силе, связывающей вас с реальностью. Вы можете чувствовать себя покинутым или покинутым во время горя. Что никого нет. Ты один в этом мире. Направление гнева на что-то или кого-то — это то, что может вернуть вас к реальности и снова соединить вас с людьми. Это «вещь». Это то, за что нужно ухватиться, естественный шаг в исцелении.

Торг

Когда случается что-то плохое, вы когда-нибудь заключали сделку с Богом? «Пожалуйста, Боже, если ты исцелишь моего мужа, я буду стараться быть лучшей женой, какой только смогу, и никогда больше не жаловаться». Это торг.

В каком-то смысле этот этап — ложная надежда. Вы можете ошибочно заставить себя поверить, что сможете избежать горя с помощью переговоров такого типа. Если вы измените это, я изменю это. Вы так отчаянно хотите вернуть свою жизнь к тому состоянию, в котором она была до горя, вы готовы кардинально изменить свою жизнь, пытаясь вернуться к нормальной жизни.

Чувство вины — обычный помощник в переговорах. Это когда вы можете испытать, казалось бы, бесконечную череду «а что, если»: Что, если бы я вышел из дома на 5 минут раньше? Аварии бы не случилось. Что, если бы я убедил его пойти к врачу шесть месяцев назад, как я сначала подумал? Рак можно было бы обнаружить раньше, и его можно было бы спасти.

Депрессия

Депрессия обычно связана с горем. Это может быть реакцией на пустоту, которую мы чувствуем, когда живем в реальности и понимаем, что человек или ситуация ушли или закончились. На этом этапе вы можете уйти от жизни, чувствовать оцепенение, жить в тумане и не хотеть вставать с постели. Мир может показаться вам слишком большим и подавляющим. Вы можете не хотеть быть рядом с другими или чувствовать желание говорить, и вы можете чувствовать себя безнадежно. Вы даже можете испытывать суицидальные мысли, думая: «Какой смысл продолжать?»

Принятие

Последней стадией горя, определенной Кюблер-Росс, является принятие. Не в том смысле, что «все в порядке, мой муж умер», а скорее «мой муж умер, но со мной все будет в порядке».

На этом этапе ваши эмоции могут начать стабилизироваться. Вы снова входите в реальность. Вы соглашаетесь с тем фактом, что «новая» реальность состоит в том, что ваш партнер никогда не вернется или что вы поддадитесь своей болезни. Это не «хорошо», но от этого можно двигаться вперед.

Определенно пора приспосабливаться и приспосабливаться. Бывают хорошие дни, бывают плохие дни, а потом снова хорошие дни. На этом этапе это не означает, что у вас никогда не будет другого плохого дня, когда вы неудержимо грустите. Но хороших дней, как правило, больше, чем плохих.

На этом этапе вы можете выйти из тумана, снова начать общаться с друзьями и, возможно, даже завести новые отношения с течением времени. Вы понимаете, что любимого человека невозможно заменить, но вы движетесь, растете и развиваетесь в своей новой реальности.

Симптомы горя

Симптомы вашего горя могут проявляться физически, социально, умственно, эмоционально или духовно. Некоторые из наиболее распространенных симптомов скорби представлены ниже:

  1. плач

  2. головные боли

  3. СЛУЧАЯ СДЕЛАЯ

  4. Вопрос. Цель жизни

  5. 9002 Вопрос. Ваша духовная поля. в Боге)

  6. Чувство отстраненности

  7. Isolation from friends and family

  8. Abnormal behavior

  9. Worry

  10. Anxiety

  11. Frustration

  12. Guilt

  13. Fatigue

  14. Anger

  15. Loss аппетита

  16. Боли и боли

  17. Стресс

Лечение горя

Консультирование, наряду с лекарствами, когда это необходимо, были наиболее распространенными методами лечения горя.

Первоначально ваш врач может прописать вам лекарства, которые помогут вам функционировать более полноценно. Это могут быть седативные средства, антидепрессанты или успокаивающие препараты, которые помогут вам пережить день. Кроме того, ваш врач может прописать лекарства, которые помогут вам уснуть.

Однако использование лекарств для лечения горя вызывает споры. Некоторые поставщики считают, что это может маскировать чувства, которые возникают, когда человек проходит через процесс горя, и потенциально задерживает выздоровление. Но вы и ваш лечащий врач можете определить оптимальный для вас план лечения.

Консультирование — более надежный подход к горю. Группы поддержки, группы поддержки или индивидуальные консультации могут помочь вам справиться с неразрешенным горем. Это полезная альтернатива лечению, когда вы обнаружите, что событие горя создает препятствия в вашей повседневной жизни, и у вас возникают проблемы с функционированием.

Эта поддержка никоим образом не «излечивает» вас от потери, а скорее дает вам стратегии преодоления, которые помогут вам справиться с вашим горем эффективным способом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *