Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Предметно конкретное мышление: 📖 6.4. Расстройства мышления, Глава 6. Общая психопатология. Психиатрия. Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Самохвалов В. П. Страница 27. Читать онлайн

Содержание

Виды мышления — Дефектолог Наталья Тулупова

Мышление — что мы знаем о нем?‎ > ‎

Виды мышления

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических.

Конкретно-действенное мышление

Наглядно-действенное — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов.

Конкретно-действенное, или предметно-действенное, мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное мышление

Наглядно-образное — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Конкретно-образное (наглядно-образное), или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное мышление

Словесно-логическое — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.

понятие, виды, возможности комбинирования и время формирования

Познавая этот мир, а после и занимаясь его преобразованием, человек постоянно выявляет закономерные и устойчивые связи, существующие между явлениями. Все это опосредованно отражается в его сознании. Происходит это и тогда, когда, глядя на мокрый асфальт, мы понимаем, что недавно был дождь, и тогда, когда человек устанавливает законы движения небесных тел.

Во всех случаях мир он отражает опосредованно и обобщенно, делая определенные умозаключения, сопоставляя факты, а также выявляя закономерности, которые имеют место в самых разнообразных группах явлений. Например, не видя элементарных частиц, человек сумел познать их свойства. И даже не побывав о Марсе, узнал о нем очень многое.

Понятие мышления

Ежедневно и постоянно человек получает из внешнего мира самую разнообразную информацию. В результате работы наших чувств и органов нам становятся доступны запахи и звуки, зрительные образы, тактильные и вкусовые ощущения. Получает человек и определенные данные о состоянии своего организма. Происходит этот процесс благодаря непосредственному чувственному восприятию. Это и есть тот первичный строительный материал, с которым в дальнейшем предстоит работать мышлению. Что же это такое? Мышление является процессом переработки получаемых сенсорных данных, их анализа, сравнения, обобщения и умозаключения. Оно представляет собой высшую деятельность мозга, в результате которой создается уникальное, новое знание. То есть информация, которой до этого момента пока не было в чувственном опыте индивида.

Рождение мысли

О том, что этот процесс происходит в головном мозге, известно каждому. Однако мало кто знает о том, каким именно образом рождается мысль. А происходит это далеко не просто.

Главенствующая роль в мышлении, так же как и во всей психической деятельности, отведена нервным клеткам – нейронам. А их у человека более триллиона. При этом каждый из нейронов является своеобразной фабрикой, перерабатывающей поступающие данные. От каждой нервной клеточки отходят многочисленные связи. Они присоединены к другим нейронам. Именно благодаря этому нервные клетки обмениваются между собой электрохимическими импульсами, которые и несут в себе определенную информацию. Скорость передачи данных при этом составляет 100 метров в секунду. В этом и заключены конкретные операции мышления.

Представить себе подобный процесс можно и в виде яркого фейерверка. Сначала появляется одна яркая звездочка. Это сигнал, поступивший от внешнего раздражителя. Далее такой импульс словно рассыпается по цепочке нервных клеток вглубь и вширь. Все это сопровождается новыми вспышками, которые охватывают все большие участки головного мозга.

Самое интересно заключено в том, что импульс при прохождении по нейронным цепочкам головного мозга преодолевает определенные препятствия, которые находятся в тех местах, где соединяются нервные волокна. И это, разумеется, несколько снижает их скорость. Однако каждый последующий импульс продвигается по этому пути уже намного проще. Другими словами, человеку, заставляющему свой мозг работать, думать гораздо легче.

Конечно, знания имеют для людей высокую ценность. Однако нужны они нам в первую очередь в качестве материала для мышления. Именно поэтому умнее человек становится вовсе не тогда, когда получает новые знания. Происходит это в результате их осмысления и включения в деятельность.

Виды мышления

В головном мозге обработка информации происходит в различной направленности. Это создается отличными друг от друга типами мышления, помогающими нам в решении сотен ежедневных задач.

Различные средства, которые находятся в арсенале нашего мозга, а именно обобщение и систематизация, синтез, анализ и многое другое, позволяют наиболее полно воспринимать окружающий мир и развиваться. Однако и они являются лишь отдельными элементами масштабных процессов, происходящих в сознании. К основным видам мышления, которые служат базовыми конструкциями при восприятии человеком окружающего мира, относятся:

  • практическое или конкретно-действенное;
  • конкретно-образное;
  • абстрактное.

Перечисленные виды мышления отличаются друг от друга особенностями выполняемых ими задач. Последние бывают практическими или теоретическими.

Абстрактное мышление

Как предпочтительнее думать человеку – конкретно или абстрактно? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Разумеется, в реальном мире абстракций нет. В том, что мы видим вокруг, есть только конкретные явления и объекты. Абстракции же имеют место лишь в сфере человеческого мышления. Например, под окном растет конкретная береза. Она существует в реальности. Однако эту березу вполне возможно абстрагировать со всеми деревьями, назвав ее абстрактным словом «дерево». После этого цепочку не сложно продолжить. Береза вполне может быть названа растением, живым существом, материальным объектом и просто объектом. Каждое из последующих понятий является еще большей абстракцией, то есть обобщением конкретного явления.

В подобном типе мышления нет ничего плохого. Без него человеку невозможно решать сложные задачи. Именно в таких случаях используется и абстрактное, и конкретное мышление.

Однако порой могут возникнуть определенные проблемы. Если объем абстрактного и конкретного мышления перевешивает в пользу первого, считается, что человек мысленно покинул реальный мир, перейдя в воображаемый. А последний, собственно говоря, существует только в его фантазиях.

Конкретное мышление включается людьми тогда, когда они располагают четкой информацией, знаниями и пониманием происходящего. А если всего этого нет? Тогда включается мышление абстрактное. Человек при этом догадывается, предполагает и делает точные выводы.

Используя абстрактное мышление, мы не принимаем во внимание конкретные детали. Наши рассуждения касаются общих понятий. Человек в таком случае рассматривает картину в целом, не затрагивая точности и конкретики. Благодаря этому ему удается отойти от догм и правил, рассматривая ситуацию с различных сторон.

Абстрактное мышление весьма полезно тогда, когда человек находится в интеллектуальном тупике. При отсутствии знаний или информации ему приходится догадываться и рассуждать. И если абстрагироваться от конкретных деталей, то можно рассмотреть в сложившейся ситуации то, чего не видно было ранее.

Абстрактно-логическое мышление

При такой направленности умственного процесса человек оперирует теми явлениями, которые не способен понюхать, увидеть глазами или потрогать руками. Абстрактно-логическое мышление использует лишь единицы некоторых закономерностей, выделенных из воображаемых, отвлеченных качеств предмета исследования.

Абстрактно-логическое и конкретное мышление тесно переплетаются друг с другом. Примером тому может служить разъяснение с помощью математики тех явлений, которых в природе не существует. Так, когда мы говорим о цифре «2», то понимаем, что разговор идет о двух единицах. Но при этом люди оперируют данным понятием и для упрощения некоторых явлений.

Еще одним ярким примером является язык. В природе нет ни букв, ни слов, ни предложений. Человек сам придумал алфавит и составил фразы, чтобы выразить те свои мысли, которые он желает передавать другим. Это и позволило людям находить между собой общий язык.

Необходимость в абстрактно-логическом мышлении возникает в тех ситуациях, когда существует некая неопределенность, приводящая к интеллектуальному тупику.

Конкретизация

При абстрагировании человек мысленно отвлекается от некоторых сторон и признаков объекта. Это и позволяет ему глубже познать сущность явлений и вещей. Конкретное мышление прямо противоположно абстрактному. Оно возвращает мысль от общего для раскрытия ее содержания.

Стоит отметить, что любые рассуждения человека всегда имеют целью получить какой-либо результат. Человек сравнивает и анализирует предметы, применяя конкретное мышление. Он также абстрагирует некоторые их свойства, с помощью чего и выявляет в них те закономерности, которые управляют объектом изучения.

Наглядно-действенное мышление

Благодаря работе мозга человек способен осознавать окружающий мир и действовать в нем. Одним из видов конкретного мышления является наглядно-действенное. Оно является основой подобной деятельности людей еще с первобытного общества. Наглядно-действенное, или конкретно-действенное мышление всегда отвечало за решение стоящих перед человеком практических задач. Примером тому может служить проблема обработки земли или возведения жилища.

Действенно-конкретный стиль мышления проявляется у человека с первых месяцев его жизни. Кроме того, до 3 лет он является у него основным. И только к трем годам подключается конкретно-образное мышление, позволяющее решать возникающие задачи в воображении.

Начиная с раннего возраста малыш способен анализировать находящиеся в непосредственной близости от него предметы благодаря непосредственному контакту с ними. Он трогает их руками, соединяет и разъединяет. Многие дети часто ломают свои игрушки. Однако родителям не стоит ругать их за это, ведь для ребенка подобный поступок вовсе не является баловством или хулиганством. Ломая игрушку, малыш стремится посмотреть, что находится у нее внутри. И это можно назвать ранним исследовательским шагом.

В процессе решения различных практических задач у ребенка проявляется способность мыслить. При этом им используется конкретно-ситуационное мышление. Малыш действует, словно великий римский оператор: «Пришел, увидел, победил». Мышление маленького ребенка проходит исходя из сложившейся ситуации, в которой участвует определенный предмет. Конкретно-ситуационное мышление реализуется тут же в действиях. Примером тому может служить ситуация, когда двухлетний малыш стремится взять игрушку, которая находится для него слишком высоко. Не достав ее руками, он обязательно залезет на стоящий рядом стул.

Примерами конкретного мышления наглядно-действенного типа у детей постарше явятся такие же действия. Однако поведение ребенка в этом случае будет уже более умелым. Это говорит о том, что с возрастом конкретное мышление действенного вида никуда не уходит. Оно лишь принимает несколько иные формы. И уже старшие школьники опираются в своем мыслительном процессе на имеющийся у них опыт решения задач, представляя потенциальные последствия собственных действий. Все это и позволяет ребенку плавно перемещаться к следующим, более сложным ступеням развития мыслительного процесса.

Тем не менее наглядно-действенный конкретный тип мышления нельзя считать неполноценным или примитивным. Присутствует он и у взрослых людей в их предметной деятельности. Примером тому может служить приготовление супа, вязание носков, ремонт крана в ванной. У некоторых взрослых конкретно-логическое мышление преобладает над образным и абстрактно-логическим. О таких людях говорят как о мастерах от Бога, имеющих золотые руки (кстати, именно их, а не голову). Эти специалисты способны починить самый сложный механизм, совершенно не понимая принципа его работы. Во время разборки агрегата они осознают причины его поломки. Собрав механизм, они не только восстановят его работоспособность, но и усовершенствуют его.

Наглядно-образное мышление

Основным средством умственной деятельности подобного вида являются образы. Они, в свою очередь, представляют собой результат осмысления действительности и ее чувственного восприятия. Другими словами, образ представлен не в виде фотографического отпечатка объекта. Он является результатом работы мозга человека. Именно поэтому мысленно создаваемый индивидом объект имеет некоторые отличия от оригинала.

Мышление людей способно оперировать тремя видами образов. Среди них:

  1. Образы восприятия. Они имеют непосредственную связь с органами чувств человека и представляют собой запахи, звуки, картинки и т.д. Такие образы также нельзя сравнить с фотографической копией реальности. Ведь человек всегда может не рассмотреть тех или иных деталей или чего-то не расслышать. Мозг дополнит и домыслит все, чего не хватает для создания целостной картинки.
  2. Образы-представления. Это информация, которая в течение длительного времени продолжает храниться в памяти человека. Со временем такие образы становятся все менее точными. Не слишком важные и значимые детали забываются или утрачиваются.
  3. Образы воображения. Данные элементы представляют собой результат деятельности одного из самых неизведанных познавательных процессов. Используя воображение, человек способен воссоздать нужный образ по описанию или придумать тот объект, который он никогда в жизни не видел. Тем не менее все это имеет непосредственные связи с реальностью, так как служит результатом комбинирования и переработки той информации, которая хранится в памяти человека.

Каждый из перечисленных видов образов принимает активное участие в познавательной деятельности индивида. Используются они и при осуществлении человеком абстрактно-логическом мышлении. Без создания образов становится невозможным решение различных задач, а также творческая деятельность.

Формирование наглядного восприятия мира

Конкретно-образное мышление обладает своей спецификой. Являясь более высоким уровнем работы мозга, оно не особенно нуждается в словах. Через чувства и образы можно выражать даже и некоторые абстрактные понятия, такие, как например, обида и любовь, ненависть и верность.

Как уже говорилось ранее, у ребенка формирование конкретно-наглядного мышления начинается примерно в три года. Пиком же его развития считается период от 5 до 7 лет. Не случайно детей в этом возрасте часто называют художниками и фантазерами. Это время, когда они уже хорошо овладели речевой деятельностью. Однако слова у малышей вовсе не мешают создаваемым им образам. Они лишь уточняют и дополняют их.

Язык образов считается сложнее речи. Воображаемых объектов может быть создано гораздо больше. При этом они, как правило, весьма разнообразны и обладают широкой гаммой чувственных оттенков. Именно поэтому для обозначения образов вряд ли можно подобрать имеющиеся в арсенале человека слова.

Конкретно-образное мышление является основой творчества, которое считают основой высшего процесса познания. Им обладают не только музыканты, поэты и художники. Конкретно-образное мышление характерно для тех людей, которые имеют высокий уровень креативности и постоянно изобретают что-нибудь новое. А вот у большинства людей оно отходит на второй план. Первенство при этом переходит к абстрактно-логическому восприятию мира.

Уровни мышления

Мозговая деятельность человека, направленная на решение задач и познание окружающего мира, имеет свои показатели развития. Сюда входит конкретный уровень мышления, используемый человеком, а именно:

  1. Рассудок. Он является исходным уровнем мышления. В этом случае оперирование абстракциями производится в пределах заданного шаблона, неизменной схемы и жесткого стандарта. Рассудок является способностью ясно и последовательно рассуждать, выполнять правильное построение своих мыслей, строго систематизировать и четко классифицировать факты. Главными его функциями выступают расчленение и исчисление. Логика рассудка формальна. Она изучает структуру доказательств и высказываний, обращая при этом внимание на форму уже «готового» знания, а вовсе не на его развитие и содержание.
  2. Разум. Его также считают диалектическим мышлением. Разум представляет собой высший уровень познания рационального типа, характерными чертами которого являются творческое оперирование созданными абстракциями и исследование их природы (саморефлексия). Основной задачей этого уровня мышления выступает объединение различных компонентов, в том числе и синтез противоположностей, с выявлением движущих сил и коренных причин изучаемых явлений. Логика разума представляет собой диалектику, представленную в форме учения о развитии и формировании знаний в виде единства их формы и содержания.

Конкретные примеры навыков мышления высшего порядка

Применение таксономии Блума, по моему мнению, должно быть частью любого урока CLIL. Или даже любой урок, CLIL или нет. Но на самом деле это может стать проблемой для многих учителей. В этом посте я хочу поделиться несколькими примерами, чтобы применить навыки мышления более высокого порядка к вашему уроку.

Приблизительное время прочтения этой статьи: 4 минуты

Быстрая навигация

Что такое навыки мышления высшего порядка?

Анализ

Оценка

Создание

Key Off

Укладка навыков мышления

Key Off

Предмет конкретных примеров навыков мышления более высокого порядка

Анализ: Science & English

Оценка: с.е. и история

Создание: математика, география и обществознание

Заключение

Что такое навыки мышления высшего порядка?

Я не буду вдаваться в подробности, так как уже писал в блоге о том, что Блум может сделать для вас.

Однако, поскольку мы находимся на одной странице здесь, давайте быстро пробежимся по трем навыкам мышления более высокого порядка.

Анализ

«Самый низкий» из трех навыков мышления высшего порядка, определенных таксономией Блума. (подробнее о самом заказе через минуту)

Этот навык заключается в том, чтобы взглянуть на что-то, идентифицировать различные элементы и лучше рассмотреть это.

Другими словами: вы вникаете в детали, чтобы проанализировать ситуацию. Здесь ключевое значение имеют строительные леса, поскольку они могут помочь учащимся сузить работу по конкретным элементам, на которых вы хотите, чтобы они сосредоточились.

Оценка

Этот навык предназначен для формирования мнения о чем-либо.

Создание

Этот навык противоположен «анализу». Вместо того, чтобы рассматривать детали всего продукта, на этот раз различные элементы объединяются, чтобы создать что-то новое.

Однако имейте в виду: если учащиеся создают что-то в соответствии с четким набором инструкций, на самом деле это не «создание», а скорее «применение», что является навыком мышления более низкого порядка.

Key Take Away

Это анализ, оценка и создание

Сложение навыков мышления

Изображение, которое часто используется в контексте таксономии Блума , представляет собой пирамиду, предполагающую, что три нижних навыка мышления должны быть освоены, прежде чем могут быть применены более высокие порядки.

Это не так.

На самом деле, когда в 2001 году таксономия Блума была пересмотрена, одним из изменений было сохранение иерархической структуры, но «не такой жесткой, как в исходной таксономии» (Krathwohl, 20011). Одна из причин заключалась в том, чтобы «позволить категориям перекрываться», но шесть навыков по-прежнему располагались по «шкале от простого к сложному».

Другими словами: хотя навыки мышления более высокого порядка могут быть более сложными по сравнению с навыками мышления низшего порядка, не обязательно сначала овладевать ими.

Прекрасным примером этого являются одаренные ученики: те, у кого очень высокий IQ. Эти ученики часто преуспевают в творчестве и анализе, но им труднее запоминать вещи, потому что им почти никогда не приходилось этого делать в своей жизни.

Key Take Away

Навыки мышления низшего порядка НЕ ​​НУЖНЫ осваивать, прежде чем можно будет применять навыки мышления высшего порядка.

Конкретные примеры навыков мышления более высокого порядка

Хорошо, пока более теоретический подход, давайте обсудим обещанные примеры!

Дополнительное примечание: это все примеры, но если вы считаете, что их можно объяснить по-другому, относясь к другому навыку, дайте мне знать.

Недавно у меня была интересная дискуссия с Филом Боллом на эту тему, поскольку он справедливо заявил, что всегда будут обсуждаться глаголы, связанные с различными навыками. (ССЫЛКА)

Хотя они делают таксономию Блума более применимой.

Анализ: наука и английский язык

  1. 1

    Наука: Предскажите результаты научного эксперимента и объясните, почему. После этого проведите эксперимент и проанализируйте, что пошло, а что нет по плану.
  2. 2

    Английский: Прочтите статью или посмотрите видеоролик и найдите расхождения в рассуждениях автора.

Оценка: P.E. и история

  1. 1

    Ф.У.: Обсудите ряд правил малоизвестной или даже выдуманной игры и аргументируйте, почему определенные правила могут или не могут работать. Например, офсайд в футболе или распределение очков в баскетболе или теннисе
  2. 2

    История: выберите сторону в историческом событии с участием нескольких сторон и с этой точки зрения определите наилучший план действий. Обоснуйте это аргументами.

Создание: математика, география и обществознание

  1. 1

    Математика: спроектируйте дом с набором критериев и нарисуйте этот дом с разных точек зрения. (Это то, что я лично делал в качестве проекта в классе несколько лет подряд)
  2. 2

    География: Проведите мозговой штурм возможных способов, которыми школа может быть более экологичной, создайте постерную презентацию с аргументами и исследованиями на основе критериев.
  3. 3

    Социальные науки: организуйте вечер занятий.

Заключение

Я надеюсь, что эти идеи побудили вас придумать приложения для вашего предмета.

У вас есть идеи?

Делитесь, чтобы мы могли учиться друг у друга!

Категории

Поиск других сообщений

Изучение навыков исследования по конкретному предмету — Преподавательский опыт

В этом электронном бюллетене Анн де А’Эчеваррия рассказывает, как помочь ученикам понять, как выглядит исследование по другому предмету разделы по учебной программе

Этот электронный бюллетень завершает наше углубленное внимание к развитию «независимых исследователей» — первой из шести областей структуры личных, обучающих и мыслительных навыков QCA. Инструменты и стратегии мышления, представленные в недавних выпусках, связаны с различными этапами общей модели исследования

. (См. справочное колесо ). В этом выпуске исследуется ценность направления учащихся к более глубокому изучению «способа познания» конкретного предмета , то есть его способа создания новых знаний и понимания мира, будь то через модель исследования, цикл исследования или модели творческого процесса.

Другая концепция знаний
В настоящее время большое внимание уделяется тому, как школы могут развивать образовательный опыт, подходящий для молодых людей, растущих в 21 веке. Многие школы разрабатывают модели учебных программ, в которых движущей силой являются личные, учебные и мыслительные навыки, а не предметные знания, вновь сосредоточив внимание на процессах, с помощью которых дети могут получить возможность и поддержку в обучении, а не на изучаемом содержании. В то время как многие учителя приветствовали это изменение акцента, другие выразили обеспокоенность тем, что стремление разработать интегрированные учебные программы, основанные на навыках, может снизить ценность предметов и предметных «ноу-хау».

Приведу крайний пример: ученики девятых классов, с которыми я недавно познакомился, явно наслаждались своей тематической учебной программой KS3, основанной на запросах, но также выразили некоторое замешательство по поводу разницы между географией, историей и RE, когда столкнулись с их вариантами GCSE. «Что еще за география?» — был общий вопрос. В другом примере очень успешный руководитель школы поделился с делегатами на недавней конференции своим видением того, что однажды «мы полностью избавимся от преподавания предметов» 9.0005

Возможно, взгляды и подходы, подобные этим, возникли в ответ на национальную учебную программу и режим тестирования, которые, казалось, продвигали «банковское» представление о знаниях, согласно которому знания «депонируются» в умах учащихся. Неоднократное столкновение студентов с продуктами мышления других людей, чужими вопросами привело к высокому уровню отстраненности и пассивности. Даже при высоком качестве преподавания остается открытым вопрос, в какой степени «школьные знания» воспринимаются как значимые или полезные даже для самых академически одаренных.

Многие из этих знаний никогда не используются и, если они не связаны осмысленно с опытом учащихся, быстро забываются.

Однако вместо того, чтобы отодвигать в сторону «предметы» и «предметные знания», возможно, нам нужно поделиться с нашими учениками другой концепцией знания. Знания далеки от статичности и хранения в библиотеках и базах данных, они активно обрабатываются, изменчивы и подвержены изменениям. В быстро меняющемся мире учащимся не нужно просто «приобретать» совокупность знаний, и им не нужно просто учиться, как «находить знания», когда они им нужны. Вместо этого они должны уметь понимать, как знания формируются в рамках конкретной дисциплины, как они изменяются и как они сами могут играть роль в формировании, изменении и работе с такими знаниями.

Вместо того, чтобы отодвигать предметы на второй план, эта динамическая концепция знания рассматривает различные дисциплины как важнейшие ресурсы, если рассматривать их как «системы мышления» и «системы для мышления» .

Системы из мышления
Различные предметы имеют разные «способы познания», то есть способы создания достоверных знаний и понимания мира. Исследовательская педагогика должна быть разработана, чтобы помочь учащимся раскрыть, как конкретная дисциплина генерирует эти знания и понимание, чтобы помочь учащимся научиться мыслить как историки, математики, ученые или художники. Научное содержание есть проявление научного мышления, историческое содержание есть проявление исторического мышления, художественные произведения есть проявление творческого мышления. Студенты лишены прав, если в основном от них требуется усваивать продукты мышления других людей, вопросы других людей, запросы других людей.

Изучение того, как различные дисциплины генерируют новые знания и понимание, означает развитие глубокого понимания того, что общего у разных предметов, но также и их различий. «Система мышления» субъекта содержит ключевые понятия субъекта. Изучение этих концепций и того, как они взаимосвязаны, означает раскрытие того, что «на самом деле» представляет собой предмет.

Для каждого из них учащимся может быть предложено разработать видимую и четкую «общую картину», которая может направлять их будущую исследовательскую работу в рамках определенного предмета, а также информировать любую междисциплинарную работу.

Способы познания различных предметов — это полезное занятие для групп сотрудников, которое является частью процесса изучения того, как может выглядеть обучение на основе запросов в различных предметных областях. Попросите коллег придумать диаграмму или модель, которая иллюстрирует «способ познания» их конкретного субъекта, то есть его способ создания достоверных знаний и понимания мира, будь то модель исследования, цикл исследования или модель исследования. творческий процесс.

Вместо того, чтобы предлагать учащимся «готовую» модель опроса, разработанную учителем, было бы гораздо лучше, если бы каждый предметный отдел провел вышеуказанную деятельность со своими учащимися в удобной для учащихся форме, чтобы помочь им открыть для себя «систему мышления» субъекта.

Это можно сделать следующими способами:

1) Подготовьте для своих учащихся небольшой опрос или исследовательскую деятельность (гуманитарные предметы, математика и естественные науки) или творческую задачу (предметы изобразительного искусства, D&T и английский язык). Будет ли это строго структурировано или более открыто, будет зависеть от возраста и опыта ваших учеников.

2) Для выполнения задания учащиеся работают в небольших группах с разными способностями.

3) После эпизода опроса расскажите учащимся об этапах, через которые они прошли, чтобы выполнить задание. Они могут зафиксировать свои идеи в диаграммной форме, как в следующем примере от учащихся 10-го класса D&T: Размышление о том, что значит «думать как дизайнер» – модель творческого процесса 10-го класса

Вопросы, направляющие этот процесс, могут включают:

Как вы подошли к своему расследованию/запросу? или Как вы подошли к созданию этой части работы? Что вы сделали сначала… а потом…? Какие шаги вы предприняли, чтобы выполнить задание? Какая часть процесса показалась вам наиболее сложной? Как вы преодолели проблему? На какую часть вы потратили больше всего времени… или к которой постоянно возвращаетесь? Что бы вы сделали по-другому в следующий раз, если бы вам пришлось выполнять аналогичную задачу?

Какие шаги вы бы посоветовали предпринять другим учащимся?

Учащимся, которым будет полезен более структурированный подход, вы также можете предоставить набор карточек, показывающих несколько возможных этапов процесса запроса или исследования или различные возможные элементы процесса проектирования (или другого творческого процесса).

Попросите учащихся рассортировать и упорядочить карточки, чтобы отразить и продемонстрировать этапы, через которые они прошли. Поощряйте их также критически относиться к картам — изменят ли они их? Или добавить новые? Вы также можете пропустить важный шаг или включить несколько пустых карточек, чтобы дать вашим ученикам возможность представить свои собственные идеи.

4) Помогая учащимся говорить и записывать процесс, через который они прошли, вы начинаете делать «способ познания» вашего субъекта видимым и явным. Держите визуальную запись мыслей ваших учеников на стене в классе, возвращайтесь к ней и поощряйте своих учеников использовать и совершенствовать свою модель с течением времени, когда они будут участвовать в будущих исследованиях или творчестве. При необходимости поделитесь с ними своей собственной моделью для сравнения, но только после того, как у ваших учеников будет возможность разработать, поработать и усовершенствовать собственную модель.

Системы для мышления
Эпистемологии различных предметов (их системы мышления или «способ познания») обеспечивают превосходное средство для развития мышления и навыков обучения. Как показывают следующие примеры, PLTS можно сопоставить с этими различными эпистемологическими структурами вместе с соответствующими «инструментами мышления» для поддержки их разработки. Универсальная версия этой идеи — Inquiry Wheel — была опубликована ранее . Ниже приведены некоторые тематические примеры.

Еще раз следует подчеркнуть, что ценность описанного выше процесса заключается в том, чтобы помочь учащимся развить собственное понимание «системы мышления» конкретного предмета. Примеры, представленные в «Системы мышления»: «СТАНЬТЕ дизайнером» и «СТАНЬТЕ бизнесменом или женщиной» , были созданы с использованием созданных студентами моделей, которые разрабатывались, обрабатывались и совершенствовались в течение нескольких месяцев.

Исследовательская педагогика должна действовать как внутри предметных границ, так и за их пределами. Многие вопросы и проблемы требуют междисциплинарного подхода. Например, учащийся, инициировавший исследование того, «как можно улучшить школьные обеды», мог бы извлечь пользу из идей и концепций из ряда предметов, включая естественные науки, бизнес-исследования, географию и историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *