Стадии развития по Эрику Эриксону — 5, 6, 7, 8 стадии | e1.ru
В предыдущих статьях мы рассмотрели четыре стадии психосоциального развития человека: ’Доверие или недоверие’, ’ Автономия или стыд и сомнение ’, ’Инициатива или чувство вины’ и ’Трудолюбие или чувство неполноценности’. Все эти стадии охватывают период детства до 11–12 лет. Сегодня мы рассмотрим четыре последние стадии психосоциального развития человека. Все последующие стадии рассматриваются Эриксоном вплоть до старости и смерти. Содержание каждой из последующих стадий является одновременно и следствием развития на предыдущих стадиях, и в то же время является автономным (т.е. в сознательном возрасте человек способен добиться положительного исхода на любой стадии, даже при условии неудачного развития на более ранних стадиях).
Пятая стадия ’Идентичность или смешение ролей’ совпадает с подростковым периодом. До наступления юности дети узнают целый ряд разных ролей — ученика или друга, старшего брата или сестры, сына или дочери и т. д.. До наступления юности очень важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Ребенок должен понимать, что в разных ситуациях, с разными людьми он должен общаться по-разному, но при этом сохранять некие целостные базовые ценности, которые неизменны независимо от того, с кем общается человек и в каких условиях. Если подростку не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя ролями с противоположной системой ценностей, результатом становится то, что Эрик Эриксон называет диффузией идентичности. Примером конфликта может быть конфликт между ценностями роли сына и роли члена компании подростка. Например, как сын он должен быть послушным и внимательным к родительским просьбам, а как член подростковой группы — смелым, сексуально привлекательным, часто словоблудным. Ценности подростка часто не понятны родителям. На этой стадии подростку важно противопоставлять себя взрослому. Самое главное, что должен усвоить подросток, это то, что безусловно важно по-разному вести себя в зависимости от ситуации, но ни одна из ролей при этом не должна восприниматься как ведущая.
Шестая стадия ’Близость или изоляция’ приходится на позднюю юность и раннюю взрослость. Центральным противоречием на этой стадии является конфликт между близостью и изоляцией. Человек, успешно разрешивший этот конфликт, не боится и умеет устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом. Близость по Эриксону — это способность отдать часть себя другому человеку, не боясь потерять собственную идентичность, свое ’Я’. Для нашего общества характерно как раз неудовлетворительное разрешение данного конфликта. А как следствие — многочисленные разваленные семьи и неконтакт с детьми. Или наоборот — ’залипание’ на партнере, неспособность отпустить детей от себя, даже когда они уже взрослые, сильная эмоциональная зависимость от партнера и потеря своего ’Я’. Известно, что подростки еще не склонны устанавливать близкие доверительные отношения с противоположным полом. Для юности характерно ’экспериментаторство’, когда с сексуальным партнером существуют только однобокие отношения — сексуальные. И только к ранней взрослости человек овладевает способностью любить, доверять, вверять себя другому, не теряя при этом собственного ’Я’. Седьмая стадия ’Генеративность или стагнация’ характерна для средней взрослости, обычно, когда человек уже создал семью. Центральным противоречием на этой стадии является конфликт между осознанием потребностей общества и излишней поглощенностью собой. Неудачное разрешение предыдущих конфликтов ведет к тому, что человек направлен на удовлетворение больше своих потребностей, слишком занят своим здоровьем и покоем. Такой человек болезненно реагирует на любое ’посягательство’ на его личное пространство, которое объективно выходит далеко за пределы последнего. Эриксон назвал такой исход стагнацией. Зацикленность на собственном благополучии и безопасности не дает возможность человеку раскрыть свои творческие способности, не позволяет ему вполне реализоваться ни как профессионал, ни как родитель. Зачастую человек еще больше усиливает эту свою неспособность, ложно принимая ее за проявление индивидуальности и исключительности. Если же конфликт решается довольно успешно, то человек имеет склонность уделять больше внимания другим людям, чем зацикливаться на своих внутренних проблемах. Как правило, это открытые новому опыту люди, общительные, доброжелательные, творческие личности. Их жизнь пронизана смыслом, они не задаются тупиковыми вопросами о смысле жизни и месте в этом мире. Восьмая стадия ’Целостность эго или отчаяние’ знаменует последний этап в жизни человека. Здесь центральный конфликт — между принятием своей жизни, себя и ощущением напрасности, бессмысленности прожитой жизни. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, потому что она была наполнена смыслом и активным участием в событиях, то он приходит к выводу, что жил он не зря и полностью реализовал то, что было отпущено судьбой. Тогда он принимает жизнь целиком, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.
Очевидно, что то или иное разрешение конфликта этого последнего в жизни человека конфликта зависит от совокупности опыта, накопленного в ходе разрешения предыдущих конфликтов. Важно обратить внимание на то, что родители с самого рождения ребенка ’определяют’ путь решения всех психологических конфликтов человека. Знание этих основных периодов в жизни человека помогает родителю сориентироваться относительно своего собственного развития. От рождения и до смерти человек имеет возможность в любой период жизни стать счастливым, но цена этого зависит от родителей. Чем больше мы будем уделять внимания своему личностному росту, тем более реализованы и удовлетворены жизнью будут наши дети.
По теме
16 декабря 2003, 12:36
Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 2)27 ноября 2003, 22:24
Развитие в течение всей жизни: восемь стадий по Эрику Эриксону (часть 1)
Ольга Андрущенко
ПсихологияРазвитиеРебенок
- ЛАЙК0
- СМЕХ0
- УДИВЛЕНИЕ0
- ГНЕВ0
- ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ0
Гость
Войти
Новости РЎРњР?2
Новости РЎРњР?2
8 стадий развития личности по Эриксону
Время чтения 6 минут
Стадии развития личности в процессе социализации по Эриксону подразумевают зарождение разных личностных качеств на протяжении всей жизни, начиная с раннего младенчества и заканчивая глубокой старостью. В статье мы рассмотрим восемь стадий созревания личности, а так же узнаем, какие опасности они в себе несут.
Создателем теории стадий психосоциального развития является немецкий психолог Эрик Хомбургер Эриксон. Именно по его теории работают многие современные психоаналитики.
В своих учениях Эриксон выделил сразу восемь важных стадий развития личности, на каждой из которых основной упор идёт на раскрытие собственного “Я”. Эрик ставит значимость людского Эго на первый план, отталкиваясь от него и развивая свою теорию.
<<Оглавление>>
Стадии развития личности в процессе социализации
Благодаря тесному сотрудничеству Эриксона с эго-психологией, его работы отошли от ярого фрейдизма. За основу каждой стадии взято внутреннее “Я” индивида, а не “Оно” (“Ид”), как у Фрэйда. Несмотря на это, Эрик не раз говорил о своем положительном отношении к теории Фрейда.
И всё же, если брать теории Фрейда для сравнения, то в них рассматривается формирование сознательности и личности только в период детства. Что же касается утверждений Эриксона, то личностное становление происходит на каждом периоде всего жизненного цикла. По его мнению, развитие себя не заканчивается в детском периоде, а происходит непрерывно на протяжении жизни.
Стадии развития личности по Эриксону
Если рассматривать более подробно каждую стадию развития личности по Эриксону, то легко заметить стоящий на каждом этапе взросления конфликт, разрешение которого позволяет особи перейти на новую ступень.
- Младенчество
- Раннее детство
- Дошкольный возраст (возраст игры)
- Школьный возраст
- Юность
- Молодость
- Зрелость
- Старость
Младенчество
Данная стадия определяется с самого рождения ребенка до достижения одного года. На протяжении этого времени важно привить малышу чувство полного доверия, которое станет залогом его психического здоровья и личностного формирования.
На этом этапе ориентиром доверия будет выступать мать ребенка, с которой он находится на протяжении всего времени. Здесь важно показать вашему чаду, что он находится в безопасности, и вы его не бросите. Именно в этот период зарождается узнавание “своих” и “чужих”.
При правильном воспитании чувства доверия у малыша, он не будет закатывать истерики, плакать и переживать при кратковременно отсутствии материи, так как будет подсознательно уверен в её возвращении.
Раннее детство
Ступень раннего детства определяется с одного года до трёх. На данном этапе происходит формирование воли, поэтому родителям важно обучить своё чадо минимальным навыкам самостоятельности: проситься в туалет или самому ходить на горшок, самостоятельно кушать уже приготовленную еду, умываться и одеваться.
Здесь важно не перегнуть палку с чрезмерной опекой. Малышу необходимо научиться самодисциплине или же самоконтролю. Для этого придётся дать не много свободы своему ребёнку, но, конечно же, в рамках дозволенного.
В период раннего детства можно часто услышать такие фразы, как “Я сам”, “Я могу” и “Я умею”. При правильном разрешении конфликта такой стадии, личность усваивает себе понятия воли и контроля над собой.
Дошкольный возраст
“Возраст игры” базируется с трёх до шести лет. В него входит яркий конфликт чувства вины и инициативности. Такой возраст подразумевает в себе познание человеческих взаимоотношений, приобщение к трудовой деятельности, подражания и самоидентификации.
На этом этапе особа задаётся вопросом: “Кто я?” и “Кем я буду?”. Возраст подразумевает посещение детского сада и контакты со сверстниками. Также эта стадия подразумевает пробу индивидуума в трудовой сфере в форме игры или представления. Поощрение инициативности станет наиболее удачным решение конфликта.
Школьный возраст
В период с шести до двенадцати лет происходит переход дитя в новую для него сферу – школу, а также познание ответственности и трудолюбия. Ребёнок обучается самостоятельному труду, систематичности и получает награду или поощрение за свои положительные заслуги.
Также на данной ступени жизни важно привить трудолюбие, так как в дальнейшем это станет ориентиром для самосовершенствования личности. Такое качество можно помочь усвоить путём поощрения трудов школьника, помощи в рукоделии и заряде вдохновения в творчестве.
Опасность такой стадии заключается в том, что вместо похвалы особа может получить обвинения в баловстве или же не получить должной поддержки, в таком случае у школьника разовьётся чувство неполноценности и не уверенности в себе. В таком случае, его ответ на вопрос: “Способен ли я?” окажется отрицательным, что негативно отразиться на дальнейшем его развитии.
Юность
Юность – самая неординарная и опасная стадия развития личности по Эриксону. Приходится она на подростковый этап с двенадцати до двадцати лет. Бушующие гормоны и нравы подростка подталкивают его бросить вызов своим близким, да и всему обществу в целом.
Подросток познаёт новые роли в социуме, пробуя себя в них и сталкиваясь с различными не знакомыми требованиями. На плечи юных персон ложится большая ответственность в выборе направления для собственного будущего. В это время стоит провести полный анализ своих навыков, талантов и уже полученных знаний, для того, чтобы определить по какому пути стоит развиваться в дальнейшем.
Сложен этот возраст ещё и тем, что в организме юных особ происходят как физиологические перестроения, так и психологические. Из-за всех этих перемен, подросток вынужден принять на себя большой груз ответственности в самоопределении и завоевании статуса в обществе.
Опасность заключается в наивном поведении подростков, так как они начинают мыслить стереотипами и идеалами своей возрастной группы. Поддаваясь влиянию окружающих, они становятся более зависимыми от их мнения.
Юность является переходом от детства к взрослому существованию. И именно в это время выходом из кризисной ситуации станет увеличение уверенности в себе, подчинение общественным устоям и нравам. Не принятие порядков, установленных обществом, приводит к разочарованию и неопределенности. Не способность совершить выбор и не видение своего будущего приводят к тому, что подросток замыкается в себе, чувствует вину и бесцельность.
Молодость
С двадцати до двадцати пяти лет начинается формальное знакомство с взрослой жизнью. То есть, происходит вступление в брак, ведение собственного быта, получения профессии, а так же первая интимная близость, являющаяся доказательством взаимности отношений.
Вовлечённость в любовные отношения подразумевает в себя прохождение всех предыдущих стадий развития личности по Эриксону:
- Без привитого чувства доверия человек сам не сможет никому довериться.
- Уверенность в себе важна для того, чтобы не бояться подпустить других к себе.
- Безвольной и замкнутой особе будет сложно позволить себе эмоциональную близость с кем-либо.
- Отсутствие любви к труду приведёт к пассивным отношениям с партнёром, а непонимание собственного предназначения к внутреннему разладу.
Совершенная близость возможна лишь тогда, когда партнёр способен на доверительные отношения. Беспрекословное доверие между партнёрами означает правильное развитие на этапе молодости.
Решением кризиса на данной стадии станет любовь. Она поможет познать чувство доверия и близости, что приведёт к совершенным отношениям между партнёрами. Опасностью будет являться избегание опыта сближения с кем-либо, либо беспорядочные контакты. Всё это приведёт к глубокому одиночеству и саморазрушению.
Зрелость
На жизненном пути с двадцати шести до шестидесяти четырёх лет наступает зрелость. В этот момент наступает острая необходимость творческой самореализации. Собственное “Я” проявляется в чрезмерной отдаче себя семье, работе, обществу. Когда дети достигли подросткового возраста, а жизненное предназначение найдено, как и постоянная работа, то возникает ярко выраженный интерес к общечеловеческим ценностям и окружающему миру. Здесь настигают мысли о будущих поколениях, о своём наследии. Осуществляется навязчивая забота о подростках, помощь в их становлении и созревании.
Проблемой этого этапа выступает не желание отпускать детей во взрослую жизнь, сверхконтроль. Некоторые наоборот начинают уделять всё свободное время себе, интересам и увлечениям, начинают сосредотачиваться на том, что нравится им. Если же жизнь в этом возрасте стала бесцельной, то здесь встаёт вопрос о кризисе среднего возраста.
Старость
Начало старости приходится на шестьдесят – шестьдесят пять лет. С её наступлением возникает внутренний конфликт цели и бесцельного существования. Так как на последней стадии полное здоровое психосоциальное созревание завершается, то наступает либо принятие себя таким, какой ты есть, либо отторжение. Основные трудности и решения закончились, теперь приходит осознание мудрости и полноценной зрелости.
Неприятностью такого этапа становятся непрерывные сожаления о том, что мы не успели сделать, появляется страх скорой смерти и ощущение безнадежности и конца. Наилучшим решением станет осознание судьбы и её принятие.
Тематика: Личностный рост, Развитие детей
Стадии развития Эриксона: что вам нужно знать
(последнее обновление: 27 сентября 2022 г. )
Стадии развития Эриксона объясняют, как развивается и изменяется личность на протяжении всей жизни. Это одна из основных теорий развития ребенка, которая повлияла на наше понимание того, как дети развиваются в детстве и в дальнейшей жизни.
В этой статье обсуждаются этапы развития Эриксона и исследуются важные события на каждом этапе. Он также охватывает последствия успеха и неудачи на каждом этапе разработки.
В этой статье:
- Обзор стадий развития Эриксона
- 8 стадий развития Эриксона
- Стадия 1: Доверие против недоверия
- Стадия 2: Автономия против стыда и инициативы
- 6 6 Вина
- Стадия 4: Трудолюбие или неполноценность
- Стадия 5: Идентичность или смешение ролей
- Стадия 6: Близость или изоляция
- Стадия 7: Генерация или стагнация
- Стадия 8: Целостность против отчаяния
- Сравнение теорий Эриксона и Фрейда
- Влияние этапов развития Эриксона
- Часто задаваемые вопросы
.
Соблюдение Эриксона. с младенчества и до самой смерти они сталкиваются с различными проблемами, которые могут быть либо преодолены, либо привести к трудностям. Хотя каждый этап основывается на опыте предыдущих этапов, Эриксон не считал, что овладение каждым этапом необходимо для перехода к следующему.Как и другие теоретики стадий, Эриксон считал, что эти стадии происходят в заранее определенном порядке, концепция, известная как эпигенетический принцип.
Существуют три ключевых компонента Эриксоновских стадий развития:
- Эго-идентичность : Это относится к нашему постоянно меняющемуся ощущению себя, которое возникает благодаря нашим социальным взаимодействиям и опыту.
- Сила Эго : Это качество развивается, когда люди успешно осваивают каждую стадию развития.
- Конфликт: На каждом этапе развития люди сталкиваются с конфликтом определенного типа, который служит поворотным моментом в процессе развития.
Stage | Age | Major Question | Virtue |
Trust versus Mistrust | 0–2 года | «Могу ли я доверять миру?» | Надежда |
Самостоятельность против стыда и сомнения | 2–4 года | «Могу ли я делать что-то сам или я должен полагаться на других?» | Воля |
Инициатива против вины | 4–5 лет | «Можно ли мне что-то делать?» | Цель |
Трудолюбие против неполноценности | 5–12 лет | «Как я могу быть хорошим?» | Компетентность |
Идентичность и смешение ролей | 13–19 лет | «Кто я?» | Верность |
Близость или изоляция | 20–40 лет | «Могу ли я любить и быть любимым?» | Любовь |
Генерация против стагнации | 40–65 лет | «Что я могу сделать для мира?» | Забота |
Целостность против отчаяния | 65 – Смерть | «Была ли моя жизнь хорошей?» | Мудрость |
(Загрузите PDF-версию этой сводной психосоциальной таблицы).
Стадия 1: Доверие против недоверияМир безопасен и предсказуем или опасен и хаотичен? Эриксон считал, что первая стадия психосоциального развития сосредоточена на ответе на этот важный вопрос.
Он также считал, что этот этап является самым важным этапом, поскольку он играет решающую роль в установлении того, как человек смотрит на мир и взаимодействует с ним.
Младенец появляется на свет совершенно беспомощным и зависит от заботы о нем тех, кто за ним ухаживает. Эриксон считал, что в течение этих первых двух критических лет жизни младенцу важно понять, что воспитателям можно доверить удовлетворение этих потребностей. Когда о ребенке заботятся и его потребности удовлетворяются должным образом, у них развивается чувство, что мир заслуживает доверия.
Что происходит, если ребенок остается без присмотра или его потребности не удовлетворяются с какой-либо реальной последовательностью? В таком сценарии у ребенка может развиться чувство недоверия к миру. Мир может казаться непредсказуемым местом, и люди, которые должны любить и заботиться о ребенке, могут быть ненадежными.
Ключевые моменты о доверии и недоверии
- Если этот этап будет завершен успешно, ребенок появится с добродетелью надежды .
- Даже когда возникают трудности, человек с этим качеством чувствует, что может обратиться к близким за поддержкой и заботой.
- Те, кому не удастся обрести эту добродетель, испытают страх. Когда происходит кризис, они могут чувствовать себя безнадежными, тревожными и неуверенными.
По мере того, как дети становятся малышами, они становятся все более независимыми. Они не только начинают сами ходить, но и начинают самостоятельно выполнять некоторые действия. Дети часто хотят иметь больший выбор в отношении того, что влияет на их жизнь, например, выбирать, какие продукты есть и какую одежду носить.
Эти действия не только играют важную роль в становлении более независимым человеком, но также помогают определить, развивается ли у детей чувство автономии или чувство сомнения в своих способностях.
Те, кто успешно пройдет эту стадию психосоциального развития, обретут силу воли , или чувство, что они могут предпринимать осмысленные действия, которые повлияют на то, что с ними происходит.
Дети, которые разовьют эту автономию, будут чувствовать себя уверенно и комфортно, будучи самими собой. Воспитатели могут помочь обеспечить успех детей на этом этапе, поощряя выбор, позволяя детям принимать решения и поддерживая их возросшую независимость.
Какие действия могут привести к сбою на данном этапе? Родители, которые чрезмерно критичны, не позволяют своим детям делать выбор или слишком контролируют их, могут способствовать стыду и сомнениям. Эти дети могут выйти из этой стадии с недостатком самоуважения и уверенности в своих способностях, и они могут стать чрезмерно зависимыми от других.
Ключевые моменты Автономии против Стыда и Сомнения
- Этот этап помогает задать курс для дальнейшего развития.
- Дети, добившиеся успеха на этом этапе, будут иметь большее чувство собственной независимости.
- Те, кто борется, могут испытывать стыд за свои усилия и способности.
Третий этап теории Эриксона сосредоточен на развитии у детей чувства инициативы. Сверстники становятся более важными в этот момент, так как дети начинают больше взаимодействовать с детьми в своем районе или в своем классе. Дети начинают больше участвовать в притворных играх и социальных играх, часто придумывая игры и планируя занятия с другими детьми.
На этом этапе дети должны принимать решения и планировать свои действия. Дети также утверждают больше власти и контроля над миром вокруг них. На этом этапе родители и опекуны должны поощрять детей исследовать и принимать соответствующие решения.
Ключевые моменты об инициативе и вине
- Дети, успешно освоившие этот этап, появляются с чувством инициативы, а те, у кого нет, могут испытывать чувство вины.
- Добродетель в центре этой стадии равна цель, или чувство, что они имеют контроль и власть в мире.
В школьные годы до подросткового возраста дети вступают в психосоциальную стадию, которую Эриксон назвал трудолюбием против неполноценности. На этом этапе дети сосредоточены на развитии чувства компетентности. Неудивительно, что школа играет существенную роль на этом этапе развития.
По мере взросления дети становятся все более способными решать все более и более сложные задачи. Они также заинтересованы в том, чтобы стать более мастерскими и успешными в различных вещах, и выражают заинтересованность в изучении новых навыков и принятии вызовов.
В идеале дети должны получать поддержку и похвалу за выполнение различных действий, таких как рисование, чтение и письмо. Получая это положительное внимание и подкрепление, дети начинают строить уверенность в себе, необходимую им для достижения успеха в жизни.
Так что же происходит, если дети не получают похвалы и внимания от других за освоение новых навыков? Эриксон считал, что неспособность справиться с этой стадией развития в конечном итоге приведет к чувству неполноценности и неуверенности в собственных силах. Основная добродетель, возникающая в результате успешного прохождения этой психосоциальной стадии, известна как компетенция .
Ключевые моменты о трудолюбии и неполноценности
- Поддержка и поощрение детей помогает им осваивать новые навыки, приобретая при этом чувство компетентности.
- У детей, испытывающих трудности на этом этапе, могут возникнуть проблемы с уверенностью в себе по мере взросления.
Любой, кто помнит зачастую бурные подростковые годы, вероятно, сразу поймет, что Эриксон противостоял стадии развития личности и смешения ролей.
В этот момент подростки начинают исследовать основной вопрос: «Кто я?» Подростки сосредотачиваются на развитии чувства собственного достоинства, выясняя, во что они верят, кто они и кем они хотят стать.
Эриксон считал формирование личности одним из самых важных этапов жизни. Развитие сильного чувства собственного достоинства служит своего рода компасом, который помогает каждому человеку вести его всю оставшуюся жизнь.
Так что же нужно, чтобы создать хорошую личность? Во-первых, это способность исследовать с поддержкой и любовью. Дети часто проходят разные этапы и изучают разные способы самовыражения.
Ключевые моменты об идентичности и замешательстве
- Те, кому позволено пройти это личное исследование и успешно освоить эту стадию, обретают сильное чувство независимости, личной свободы действий и самоощущения.
- Те, кому не удается пройти этот этап, часто вступают во взрослую жизнь, не зная, кто они и чего хотят от жизни.
- Основная добродетель, возникающая в результате успешного завершения этой стадии, известна как верность .
Любовь и романтика являются одними из главных забот многих молодых людей, поэтому неудивительно, что шестая стадия теории Эриксона сосредоточена именно на этой теме. Этот этап начинается примерно в возрасте 18–19 лет и продолжается до 40 лет.
Центральная тема этого этапа сосредоточена на формировании любящих, прочных и поддерживающих отношений с другими людьми. Эриксон считал, что ощущение себя, которое (надеюсь) сформировалось на стадии идентичности и смешения ролей, играет жизненно важную роль в способности создавать крепкие и любящие отношения.
Ключевые моменты о близости и изоляции
- Успех на этом этапе развития приводит к прочным связям с другими, а неудача может привести к ощущению изоляции и одиночества.
- Основная добродетель, которая развивается на этом этапе, это любовь .
Поздние годы взрослой жизни отмечены потребностью создать что-то, что будет продолжаться после того, как нас не станет. По сути, мы чувствуем необходимость оставить неизгладимый след в мире.
Это может включать в себя воспитание детей, заботу о других или положительное влияние на других людей. Карьера, семья, церковные группы, общественные организации и другие вещи могут способствовать возникновению чувства выполненного долга и гордости.
Ключевые моменты о созидательности и стагнации
- Те, кто овладевает этой стадией развития, выходят с чувством, что они оказали значительное и ценное влияние на окружающий мир и развили основную добродетель, которую Эриксон назвал уход .
- Люди, которые не справляются с этой стадией эффективно, могут чувствовать себя невовлеченными, непродуктивными и даже отрезанными от мира.
Заключительная стадия эриксоновских стадий развития длится примерно с 65 лет и до конца жизни человека. Хотя это может быть последний этап жизни, он по-прежнему важен. Именно в это время люди начинают размышлять о прожитой жизни и задаваться вопросом: «Хорошо ли я прожил жизнь?»
Люди, которые вспоминают свою жизнь с чувством гордости, почувствуют удовлетворение, а те, кто оглядывается назад с сожалением, испытают горечь или даже отчаяние.
Ключевые моменты о честности и отчаянии
- Люди, которые овладевают последним этапом жизни, выходят с чувством мудрости и чувствуют, что прожили достойную и наполненную смыслом жизнь, даже несмотря на то, что им грозит смерть.
- Те, кто чувствует, что их жизнь была потрачена впустую или бессмысленна, испытают печаль, гнев и сожаление.
Сравнение теорий Эриксона и Фрейда
Теория Эриксона имеет некоторое сходство с теорией психосексуальных стадий Фрейда, но с некоторыми ключевыми отличиями.
Теория Эриксона
- Теория Эриксона сосредоточена на эго.
- Теория Эриксона охватывает всю жизнь.
- Эриксон уделял больше внимания роли социальных и культурных влияний.
Теория Фрейда
- Фрейд сосредоточился на влиянии Оно.
- Фрейд считал, что личность в значительной степени формируется к тому времени, когда ребенок достигает пятилетнего возраста.
- Фрейд подчеркивал важность детских переживаний и бессознательных желаний.
Стадии развития Эриксона ознаменовали значительное отличие от многих более ранних теорий в том смысле, что теория фокусировалась на развитии на протяжении всей жизни. Сегодня многие психологи предпочитают теории, менее сосредоточенные на наборе предопределенных стадий. Они также признают, что индивидуальные различия и разнообразный опыт часто означают, что развитие может заметно отличаться от одного человека к другому.
Некоторые распространенные критические замечания по поводу эриксоновских стадий развития включают:
- Теория мало что говорит о глубинных причинах каждого кризиса развития.
- Он также имеет тенденцию быть несколько расплывчатым в отношении различных переживаний и событий, которые отмечают разницу между успехом и неудачей на каждом этапе.
- В теории отсутствует объективный способ определить, «прошел» ли человек конкретную стадию развития или «провалился».
Чем этапы развития Эриксона отличаются от этапов развития Фрейда?
Несмотря на некоторое сходство, теория Эриксона фокусируется на том, как социальный опыт влияет на развитие, и описывает, как люди меняются и растут на протяжении всей жизни.
Что такое эпигенетический принцип?
Эпигенетический принцип предполагает, что развитие происходит в виде ряда предопределенных стадий.
Какие три ключевых элемента составляют психосоциальную теорию?
Эриксон считал, что каждая стадия отмечена конфликтами, которые способствуют развитию эго-идентичности и психологических добродетелей.
Источники:
Эриксон Э.Х. Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон; 1950.
Эриксон Э.Х. Личность и жизненный цикл . Нью-Йорк: Издательство международных университетов; 1959.
Эриксон Э.Х. Идентичность: Молодость и кризис . Нью-Йорк: Нортон; 1968.
Оренштейн Г.А., Льюис Л. Эриксон Стадии психосоциального развития. В: StatPearls [Интернет]. Остров сокровищ (Флорида): StatPearls Publishing. Обновлено 22 ноября 2020 г.
8 стадий психосоциального развития Эриксона | Образование, общество и учащийся K-12 |
Эрик Эриксон (1902–1994) был теоретиком сцены, который взял спорную теорию психосексуального развития Фрейда и модифицировал ее как психосоциальную теорию.
Эриксон подчеркивал, что эго вносит положительный вклад в развитие, овладевая установками, идеями и навыками на каждой стадии развития. Это мастерство помогает детям стать успешными и полезными членами общества. На каждой из восьми эриксоновских стадий возникает психологический конфликт, который необходимо успешно преодолеть, чтобы ребенок превратился в здорового, уравновешенного взрослого человека.Эрик Эриксон
Эриксон разработал свои восемь стадий психосоциального развития на основе психосексуальной теории Фрейда.
Стадии психосоциального развития Эриксона основаны на психосексуальной теории Фрейда (и расширяют ее). Эриксон предположил, что нас мотивирует необходимость достичь компетентности в определенных областях нашей жизни. Согласно психосоциальной теории, мы проходим восемь стадий развития на протяжении всей жизни, от младенчества до поздней взрослой жизни. На каждом этапе есть кризис или задача, которую нам нужно решить.
Эриксон также добавил стадии Фрейда, обсудив культурные последствия развития; некоторым культурам может потребоваться пройти этапы по-разному в зависимости от их культурных потребностей и потребностей выживания.
Доверие против недоверия
С рождения до 12 месяцев младенцы должны понимать, что взрослым можно доверять. Это происходит, когда взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка для выживания. Младенцы зависят от своих опекунов, поэтому опекуны, чутко реагирующие и чуткие к потребностям своего младенца, помогают ребенку развить чувство доверия; их ребенок увидит мир как безопасное и предсказуемое место. Неотзывчивые опекуны, которые не удовлетворяют потребности своего ребенка, могут вызывать чувство беспокойства, страха и недоверия; их ребенок может видеть мир непредсказуемым.
Если с младенцами обращаются жестоко или их потребности не удовлетворяются должным образом, они, скорее всего, вырастут с чувством недоверия к людям в этом мире.Автономия или стыд/сомнение
Когда малыши (в возрасте 1–3 лет) начинают исследовать свой мир, они узнают, что могут контролировать свои действия и воздействовать на окружающую среду для достижения результатов. Они начинают проявлять явные предпочтения к определенным элементам окружающей среды, таким как еда, игрушки и одежда. Основная задача малыша — решить проблему самостоятельности
Инициатива против вины
Как только дети достигают дошкольного возраста (возраст 3–6 лет), они способны инициировать деятельность и утверждать контроль над своим миром посредством социальных взаимодействий и игр. По Эриксону, дошкольники должны решить задачу инициатива против вины. Научившись планировать и достигать целей, взаимодействуя с другими, дети дошкольного возраста могут справиться с этой задачей. Инициатива, чувство амбиций и ответственности возникают, когда родители позволяют ребенку исследовать в определенных пределах, а затем поддерживают выбор ребенка. Эти дети разовьют уверенность в себе и почувствуют целеустремленность. У тех, кто потерпел неудачу на этом этапе — их инициатива дала осечку или задушена чрезмерно контролирующими родителями — может развиться чувство вины.
Трудолюбие против неполноценности
На этапе начальной школы (в возрасте 6–12 лет) дети сталкиваются с задачей 90 414 трудолюбия против неполноценности. Дети начинают сравнивать себя со своими сверстниками, чтобы понять, на что они способны. У них либо развивается чувство гордости и достижений в учебе, спорте, общественной деятельности и семейной жизни, либо они чувствуют себя неполноценными и неполноценными, потому что чувствуют, что не соответствуют им. Если дети не учатся ладить с другими или имеют негативный опыт дома или со сверстниками, комплекс неполноценности может развиться в подростковом и взрослом возрасте.
Идентичность и путаница ролей
В подростковом возрасте (12–18 лет) дети сталкиваются с задачей идентичности и смешения ролей. По Эриксону, главная задача подростка — развить чувство собственного достоинства. Подростки борются с такими вопросами, как «Кто я?» и «Что я хочу делать со своей жизнью?» Попутно большинство подростков примеряют множество разных «я», чтобы понять, какое из них подходит; они исследуют различные роли и идеи, устанавливают цели и пытаются открыть себя «взрослым». Подростки, добившиеся успеха на этом этапе, обладают сильным чувством идентичности и способны оставаться верными своим убеждениям и ценностям перед лицом проблем и точек зрения других людей. Когда подростки апатичны, не занимаются сознательным поиском идентичности или вынуждены соответствовать представлениям своих родителей о будущем, у них может развиться слабое чувство собственного достоинства и спутанность ролей. Они не будут уверены в своей личности и будут смущены будущим. Подростки, которые изо всех сил пытаются принять положительную роль, скорее всего, будут изо всех сил пытаться «найти» себя во взрослой жизни.
Близость против изоляции
Людей в раннем взрослом возрасте (от 20 до 40 лет) беспокоит близость и изоляция. После того, как в подростковом возрасте мы развили чувство собственного достоинства, мы готовы поделиться своей жизнью с другими. Однако, если другие этапы не были успешно преодолены, у молодых людей могут возникнуть проблемы с развитием и поддержанием успешных отношений с другими людьми.
Генерация против стагнации
Когда люди достигают 40-летнего возраста, они вступают в период, известный как средняя взрослость, которая продолжается до середины 60-х годов. Социальная задача зрелого возраста — генеративность против стагнации. Генеративность включает в себя поиск работы в своей жизни и содействие развитию других посредством такой деятельности, как волонтерство, наставничество и воспитание детей. На этом этапе взрослые среднего возраста начинают вносить свой вклад в следующее поколение, часто рожая детей и заботясь о других; они также занимаются значимой и продуктивной работой, которая вносит положительный вклад в общество. Те, кто не справляется с этой задачей, могут испытывать застой и чувствовать, что они не оставляют значимого следа в мире; они могут иметь мало связей с другими и мало интересоваться продуктивностью и самосовершенствованием.