1.4. Мотивы поведения. Цели личности и уровень ее притязаний.
МОТИВ — это отраженная в сознании человека форма побуждения, которая активизирует его деятельность и направляет ее на удовлетворение потребностей.
Мотивы могут быть осознаваемые в большей или меньшей степени или совсем неосознаваемые. Но в направленности личности основная роль у осознаваемых мотивов. Другими словами, личность всегда должна осознавать, что и зачем она делает, какова ее цель.
Мотивационно-потребностная сфера личности — это фундамент,
на котором базируются жизненные цели личности.
Мотивы нашей деятельности выявляют цели личности.
ЦЕЛЬ – осознаваемый объект удовлетворения какой-либо потребности.
Необходимо различать цель деятельности и жизненную цель.
Цель деятельности раскрывает лишь одну или несколько сторон направленности личности.
Жизненная цель – интеграция всех частных целей, связанна с целями деятельности, частично реализуется вместе с ними. Осознание человеком не только цели, но и способов ее осуществления рассматривается как жизненная перспектива личности.
Формирование у личности профессиональной и других жизненно важных видов направленности в значительной мере сводится к формированию у нее соответствующих систем смысловых и ценностных образований, притязаний личности.
ПРИТЯЗАНИЯ ЛИЧНОСТИ — это
претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на определенный успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т. п.
СОДЕРЖАНИЕ ПРИТЯЗАНИЙ определяется системой ценностей личности, а их уровень и характер — самооценкой личности. Самооценка выступает одним из базовых личностных образований.
В ней выражаются два личностных параметра: уровень и адекватность (и потому выделяют две разновидности самооценок личности):1) уровень личностных и других возможностей, потенциал индивида. Эти возможности, соотнесенные с конкретными условиями жизни и деятельности, решаемыми человеком проблемами, могут быть высокими, средними или низкими. В связи с этим и самооценка по уровню может быть у конкретного человека высокой, средней или низкой;
2) восприятие человеком самого себя, своих возможностей, сил: он либо завышает, либо занижает их, либо оценивает адекватно. Соответственно самооценка личности может оказаться завышенной, адекватной либо заниженной.
Таким образом, возможны девять сочетаний названных видов самооценок личности, каждое из которых создает своеобразие самооценки личности. Это и приводит к соответствующему уровню и характеру ее притязаний в конкретных обстоятельствах жизни и деятельности, при совершении тех или иных действий, поступков.
Притязания личности — своеобразная интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности.
Уровень притязаний (УП) – это косвенное выражение желаемого уровня самооценки (СО), проявляющийся в степени трудности цели или задач, на осуществлении которых претендует человек.
В УП две взаимосвязанных стороны: объективная (Оb) и субъективная (Sb).
а) объективная (Оb) — степень трудности тех задач, которые человек ставит перед собой, считая, что он с ними справится
б) субъективная (Sb) — степень трудности задачи, выполнение которой приносит человеку удовлетворение.
Связь между этими (Ob и Sb) сторонами УП противоречива.
С одной стороны — стремление повысить уровень притязаний, чтобы пережить мах успех, с другой – снизить уровень притязаний, чтобы избежать неуспеха.
Основное условие изменения УП – это
«успех-неуспех» в выполнении задачи. В случае успеха УП обычно повышается и человек готов решать более сложные задачи и, наоборот, при неуспехе УП снижается.Экспериментально доказано, что УП личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку. УП формируется с учетом не только успеха-неуспеха, но и с учетом и оценкой прошлого опыта и неудач.
Рассмотрим факторы, влияющие на переживание успеха-неуспеха. Оно зависит:
1) от силы и глубины мотива. Если он был недостаточно сильным, то выполнение или невыполнение задачи (деятельности) не приносит ни удовлетворения, ни неудовлетворения. Например, если интересы личности лежат в иной области, в отличие от той, в которой предстоит решить задачи, то особенного расстройства мы не увидим.
2) О силе мотива можно судить по степени риска. При этом речь идет не об объективном понимании риска. Если мотив очень слабый, человек выбирает либо самoе легкое, наверняка выполнимое задание, либо непосильно трудное, т.к. возможная неудача его не огорчает. Предрасположенность к риску зависит от типологических особенностей личности (например, если судить по темпераменту, то самым «рисковым» будет холерик, в меньшей степени – сангвиник. Риск не свойственен флегматику, и тем более меланхолику.
3) Необходимое условие переживания успеха-неуспеха — положительное отношение личности к успеху-неуспеху — если голодный человек успел вовремя в столовую, то он переживает это как удачу, но не как успех, побуждающий его к более трудным, и сложным дачам, другим делам.
-
Еще одно условие переживания успеха-неуспеха зависит от референтной группы, т.е. того, с кем сравнивает себя субъект, на кого он ориентируется. Сопоставления достигнутых результатов и социальных норм достижений.
Переживание успеха-неуспеха, реакция на них зависит от самооценки личности.
Если достижение человека значительно ниже того, что он считает для себя посильным, то они не переживаются как успех. Если же неудачно выполняется задача, которую человек считает выше своих сил, то это не считается неуспехом.
Поэтому удачное выполнение чрезмерно легкой и удачное выполнение очень трудной задачи не отражается на последующем выборе степени трудности.
При неадекватной СО реакция на успех-неуспех тоже неадекватная.
Если исполнители переоценили свои возможности (завышенная СО), на успех они реагируют правильно и выбирают более трудную задачу, а на неудачу — неправильно и выбирают более трудную задачу (несмотря на неудачу).
Если исполнители недооценили свои возможности (заниженная СО), наоборот, на неудачу они реагируют правильно и выбирают более легкую задачу, а на успех — неправильно, т.е. вопреки успеху, выбирают более легкую задачу.
Только при адекватной самооценке, т.е. кто правильно оценивают свои возможности, возникает правильная реакция на успех-неуспех, на достижение и недостатки в деятельности.
Подведем итог. УП зависит от свойств личности в целом. Например, от мотивации достижения успеха или избегания неудачи. Одни в гораздо большей степени стремятся к успеху и меньше боятся неуспеха. Другие боятся неуспеха и меньше стремятся к успеху.
В основе стремления добиться успеха лежит такое свойство личности, как «честолюбие», т.е. желание утвердить ценность своей личности. Такого рода свойство личности в психологии обозначается как «ориентация на Я». В этом случае стремление к успеху преобладает над желанием избежать неудачи. Характерно индивидуальной направленности.
Два типа людей: различия в самооценке и уровне притязаний
Отправить статью или инфоповод
20 октября 2011
2508
От степени адекватности самооценки зависит правильность постановки целей, выбор их трудности, составления программ действий. Исследования характеризуют два типа людей: одни стремятся к успеху, а другие хотят избежать неудачи. В случае с первой тенденцией, приступая к деятельности, человек думает прежде всего о достижении успеха. Вторая же заставляет человека думать главным образом о возможности неудачи, порицания, наказания. Люди, нацеленные на успех, наиболее сильно мотивируются заданиями средней трудности.
Представление о потребности в достижениях берет свое начало из понятия Ф. Хоппе «я-уровень», означающего стремление человека удерживать самосознание на возможно более высоком уровне с помощью высокого личного стандарта достижений (уровня притязаний). Позднее это понятие превратилось в «мотив достижения», определяемый X. Хекхаузеном как стремление повышать свои способности и умения, поддерживать их на возможно более высоком уровне в тех видах деятельности, относительно которых достижения считаются обязательными.
В дальнейшем были выделены две независимые тенденции. Они характеризуют два типа людей: одни стремятся к успеху, а другие хотят избежать неудачи. Обе тенденции обозначаются как мотивация достижения (потребность в достижениях). В случае с первой тенденцией, приступая к деятельности, человек думает прежде всего о достижении успеха.
Вторая же заставляет человека думать главным образом о возможности неудачи, порицания, наказания. Для такого индивида ожидание негативных последствий становится определяющим (вспомните рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре», герой которого действовал по принципу «как бы чего не вышло»).Исследования, выполненные Д. Мак-Клелландом, выявили три основные характеристики людей, имеющих ярко выраженное стремление к достижениям.
- Предпочитают работать в таких условиях, которые позволяют им при решении разнообразных проблем брать ответственность на себя.
- Проявляют склонность к заранее «просчитанному» риску и ставят перед собой реальные и достижимые цели.
- Постоянно нуждаются в признании своих заслуг и в обратной связи, так как им необходимо знать, насколько хорошо они работают.
Люди, нацеленные на успех, наиболее сильно мотивируются заданиями средней трудности, с вероятностью достижения успеха от 30 до 50%, мотивированные же на неудачу — заданиями или слишком легкими, или повышенной трудности.
Мотивированные на успех в ситуации игры выбирают более сильного партнера, т. е. предпочитают меньшую степень достижимости результата. Мотивированные на неудачу выбирают в аналогичных обстоятельствах равного себе партнера.
Психологический портрет личностей с мотивацией достижения
Такие люди активны, инициативны. Если встречаются препятствия — они ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей мере зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени.
Предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, хотя и выполнимые, обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. Если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения — при завышенных.
Склонны к переоценке своих неудач в свете достигнутых успехов. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, как правило, улучшается. Склонны к восприятию и переживанию времени как «целенаправленного и быстрого», а не бесцельно текущего.
Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется на примере добровольных, а не навязанных извне обязательств. В случае же неудачного выполнения такого «навязанного» задания его привлекательность остается тем не менее на прежнем уровне.
Психологический портрет личностей с мотивацией боязни неудачи
Такие люди обычно малоинициативны. Избегают ответственных заданий, изыскивают причины отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; плохо оценивают свои возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат.
Склонны к переоценке своих успехов в свете неудач, что объясняется эффектом контроля ожиданий.
При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени, результативность деятельности ухудшается. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели (впрочем, нередки исключения).
Склонны к восприятию и переживанию времени как бесцельно текущего (время — это постоянно струящийся поток). Склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени.
В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность, как правило, снижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» это задание извне или выбрано самим субъектом. Хотя в количественном отношении снижение притягательности во втором случае (выбрал сам) может быть менее выражено, чем в первом (навязано кем-то)
***
Работы Мак-Клелланда и его коллег продемонстрировали: у предпринимателей (независимо от пола) уровень мотивации достижений выше, чем у наемных работников; успешные предприниматели, вне зависимости от того, к какой культуре они принадлежат, стабильно обнаруживают большую потребность в достижениях. Для менеджеров среднего и высшего звена выявлена положительная корреляция между уровнем мотивации достижений и продвижением по службе. Установлено также, что для руководителей с высоким уровнем мотивации достижений характерно более уважительное отношение к подчиненным.
Люди с высоким уровнем мотивации достижений более удовлетворены своей работой, что можно объяснить ее большей успешностью.
Стремление к достижению успеха является одной из характеристик людей, склонных к коронарным болезням. Исследования показывают также, что люди с высокой мотивацией достижения в меньшей степени поддаются наркозависимости, чем те, у кого мотивация достижения низкая.
Различия в самооценке и уровне притязаний
От степени адекватности самооценки зависит правильность постановки целей, выбор их трудности, составления программ действий.
Высокая или низкая самооценка может быть устойчивой характеристикой человека, связанной с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Заниженная самооценка чаще наблюдается у людей со слабой нервной системой, инертностью торможения и высокой тревожностью; завышенная самооценка характерна для индивидов с сильной нервной системой и высокой тревожностью, а устойчиво завышенная самооценка наблюдается у субъектов со слабой и средней силой нервной системы и низкой тревожностью. Адекватная самооценка характерна для людей с низкой или средней степенью тревожности.
Лица с адекватной самооценкой формируют стратегии поведения и деятельности адекватно целям деятельности. Успех оказывает стимулирующее действие, а неудача не вызывает резких негативных эмоциональных реакций, наоборот, способствует проявлению настойчивости в достижении цели и стремлению определить действительные причины неудачи. Эти люди обладают обоснованной уверенностью в себе. Защитные механизмы активизируются ими незначительно. Учебная и профессиональная деятельность характеризуются высокой стабильностью, кроме того, им свойственна достаточно полная реализация собственных возможностей.
У лиц с заниженной самооценкой отмечается неуверенность в себе, защитные механизмы активизированы, очевидно предпочтение стратегий типа «гарантированного успеха». В учебной и профессиональной деятельности проявляют пассивность, слабое стремление к достижению цели. Уровень успешности обычно ниже среднего, но отличается стабильностью.
Демонстрирующие неустойчивую, преимущественно заниженную самооценку отличаются активизированными защитными механизмами, предпочтением стратегий типа «обесценивание неудачи». Ставят цели, превышающие реальные возможности, и не имеют выраженного стремления их достичь. У лиц с сильной нервной системой выражено упрямство в достижении трудных целей, хотя для этого отсутствует предварительная подготовка. В профессиональной деятельности успехи незначительны и нестабильны. Неудачи объясняются внешними причинами, а оценки руководителей считаются несправедливыми.
Лица с завышенной самооценкой характеризуются стремлением любой ценой избежать неудачи, поэтому отказываются от целей, которые хотя бы в малой степени грозят обернуться провалом. Защитные механизмы активизированы, с предпочтением стратегии типа «гарантированного успеха». Учебная и профессиональная деятельность стабильна и часто даже успешна, но все-таки ниже возможностей, поскольку отсутствует активность в достижении более трудных целей. Нежелание признать факт, что возможности ниже запросов, заставляет этих людей избегать любых ситуаций, где данное несоответствие может обнаружиться.
У субъектов с устойчивой завышенной самооценкой уверенность в себе необоснованно высока. Высокую самооценку часто переносят на незнакомый вид деятельности (например, со спортивного — на учебный или научный). Самые трудные цели ставят сразу, без предварительной подготовки. Первые неудачи игнорируются, объясняются случайностью, внешними причинами. Повторные неудачи сопровождаются сильными эмоциональными реакциями, иногда аффективного характера, что может привести к снижению силы мотива деятельности и даже отказу от нее.
Высокие или низкие самооценки влияют на самоуважение людей. При низкой оно, естественно, низкое, а при высокой — высокое. Как показал М. Розенберг (1965), юноши с низким самоуважением больше других склонны «закрываться» от окружающих, представляя им какое-то ложное «лицо». Их ранит все, что как-то затрагивает самооценку. И как следствие этого — застенчивость, болезненная реакция на критику, на шутки окружающих и, наконец, склонность к психической изоляции, к уходу от действительности в мир мечты.
Трудность целей (задач), которые ставит перед собой человек, определяет уровень его притязаний: чем труднее цель, тем выше уровень притязаний. Он определяется не только ситуацией. Он также характеризует и постоянную тенденцию человека выбирать для себя высокие или заниженные цели. В этом случае уровень притязаний выступает чертой личности, оказывающей существенное влияние на поведение человека и его взаимоотношения с окружающими. Встречаются лица с адекватным и неадекватным уровнем притязаний, причем в последнем случае он может быть как завышенным, так и заниженным.
При адекватном уровне человек выбирает себе цели, соответствующие его возможностям (независимо от того, объективно трудные цели или легкие). Это наилучший вариант, позволяющий индивидууму максимально реализовать свои возможности и приводить свои желания и возможности к гармонии, в соответствие друг с другом.
При неадекватно завышенном уровне притязаний выбираемые цели явно превосходят возможности человека. Однако он не понимает этого и в случае неудачи ищет причину ее не в себе самом, а в окружающих, в стечении обстоятельств. Справедливую оценку окружающими своих возможностей считает необъективной, видит в ней недружественное к себе отношение. Это приводит к конфликтам и к нежеланию работать над собой.
При неадекватно заниженном уровне притязаний выбираемые цели явно ниже возможностей человека. Такой субъект не уверен в себе и, намечая цель, перестраховывается, чтобы избежать неудачи. Так, ученик предпочитает более легкую цель, чтобы, без труда достигнув ее, не уронить свой авторитет в глазах товарищей и своих собственных.
Уровень притязаний связан с адекватностью и неадекватностью самооценки. Лица, которым свойственна заниженная самооценка, имеют устойчиво заниженный уровень притязаний. После достигнутого успеха уровень трудности выбираемой цели не повышают (а в редких случаях и понижают). Субъекты с неустойчивой, преимущественно заниженной самооценкой обладают неустойчивым и завышенным уровнем притязаний. У характеризующихся завышенной неустойчивой самооценкой уровень притязаний обычно занижается. Наконец, у лиц со стабильно высокой самооценкой он устойчиво завышен.
Уровень притязаний связан со свойствами нервной системы. Сила нервной системы и инертность нервных процессов способствуют формированию адекватного уровня притязаний, а слабая нервная система и подвижность нервных процессов обусловливают тенденцию к неадекватности уровня притязаний, неадекватных реакций на неудачу. Связан уровень притязаний и со свойствами темперамента. У интровертов он завышен, а у экстравертов более адекватный.
Если вы заметили опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Подписывайтесь на наш
Подписывайтесь на наш
Закрыть
Автоматизация бухгалтерии
для любого бизнеса
Попробовать бесплатно
Что такое теория постановки целей?
Техническое определение
Постановка целей или относится к влиянию постановки целей на последующую деятельность. Исследователь Эдвин Локк обнаружил, что люди, которые ставили перед собой конкретные и сложные цели, добивались большего успеха, чем те, кто ставил общие и простые цели. Локк предложил пять основных принципов постановки целей: ясность, вызов, приверженность, обратная связь и сложность задачи.
А? Что это значит?
Один из самых эффективных способов сохранять мотивацию — ставить перед собой цели. Однако тип и качество целей, которые вы ставите, влияют на то, насколько хорошо они будут работать.
Представьте, что у вас 30 фунтов лишнего веса, и вы хотите сбросить лишний вес. При постановке цели у вас есть несколько вариантов. Можно сказать: «Я хочу похудеть в течение следующего года. Я сяду на диету, чтобы похудеть». Эта цель довольно расплывчата и плохо определена; вы не указали, сколько веса вы хотите сбросить или какие конкретные шаги вы предпримете, чтобы похудеть.
Можно также сказать: «Я хочу терять по два фунта в неделю в течение следующих четырех месяцев. Я буду заниматься не менее 30 минут пять дней в неделю. Я также изменю свой рацион, включив в него три порции фруктов и овощей, а также цельнозерновые продукты. Я также ограничусь питанием вне дома только один день в неделю». Эта цель гораздо более конкретна и включает в себя практические шаги.
Простое действие по постановке эффективной цели дает вам больше шансов реализовать эту цель. На самом деле, ниже перечислены несколько принципов, имеющих решающее значение для постановки эффективных целей.
Принципы эффективного целеполагания:
- Ясность . Ясная, измеримая цель более достижима, чем плохо сформулированная. Другими словами, будьте конкретны! Наиболее эффективные цели имеют конкретные сроки для достижения.
- Вызов. Цель должна иметь достойный уровень сложности, чтобы мотивировать вас стремиться к ней.
- Обязательство. Приложите целенаправленные усилия для достижения этой цели. Поделитесь своей целью с кем-то еще, чтобы повысить свою ответственность за достижение этой цели.
- Обратная связь . Настройте способ получения информации о вашем прогрессе в достижении цели. Если сбросить 30 фунтов за четыре месяца оказывается слишком сложно, лучше скорректировать сложность своей цели в середине срока, чем полностью сдаться.
- Сложность задачи. Если цель особенно сложна, убедитесь, что у вас достаточно времени, чтобы преодолеть кривую обучения, связанную с выполнением задачи. Другими словами, если цель действительно трудная, убедитесь, что вы даете себе некоторую поддержку, чтобы дать вам наилучшие шансы на успех.
Как мне это использовать в жизни?
Постановка цели — отличный способ поощрять достижения и сохранять мотивацию. Однако многие из нас ставят перед собой цели, которые не заставляют нас делать все возможное. Когда вы помогаете юноше с каким-то проектом или пытаетесь улучшить какой-то аспект своей повседневной жизни, тщательно подумайте о целях, которые вы ставите. Убедитесь, что каждая цель соответствует некоторым или всем перечисленным выше принципам: ясность, вызов, приверженность и обратная связь.
Вместе с юношей ставьте перед собой цели, соответствующие ее способностям и достижимые. Начните с того, что позвольте ей установить собственную цель. Возможно, она хочет набрать 100 % на следующем контрольном по математике. Эта цель соответствует критериям ясности, сложности и является тем, к чему она стремится. Поговорите вместе о том, достижима ли эта цель. Если она регулярно получает тройки за математические задания, достижение идеального результата может быть плохой целью. Далее установите четкий план действий по достижению цели. Учитывайте сложность задачи и сколько времени потребуется для ее успешного выполнения.
В конце концов, ее цель может звучать примерно так: «Я хочу получить 100% на моем следующем тесте по математике. Я буду решать 5 задач по алгебре каждый вечер в течение следующих двух недель. Моя мама будет давать мне обратную связь о том, правильно ли я решаю задачи и как исправить свои ошибки». Эта четкая достижимая цель обеспечивает мотивацию и конкретный план получения обратной связи. Даже если она не наберет 100% результатов в своем тесте, теория постановки целей утверждает, что она будет работать намного лучше, чем если бы поставила неконкретную, легкую цель.
Ссылки
Латам, Г.П., Винтерс, Д., и Локк, Э. (1994). Когнитивные и мотивационные эффекты участия: медиаторное исследование. Журнал организационного поведения , 15, 49–63.
Локк, Л. А., и Лэтэм, Г. П. (2002). Построение практически полезной теории постановки целей и мотивации задач. Американский психолог, 57 (9), 705-717.
категорий GoGlossary!Теория постановки целей
Производительность работника зависит как от способностей, так и от мотивации. Способность относится к знаниям и умениям человека. Знания и умения сами по себе не ведут к действию. Мотивация – это выбор прилагать усилия и упорствовать, опираясь на знания и навыки, до тех пор, пока не будет достигнута желаемая цель. Типология понимания мотивации включает в себя потребности человека, его ценности, цели, аффект и производительность.
Потребности бывают физиологическими и психологическими. Они влияют на выживание и благополучие человека. Следовательно, они объясняют, почему люди предпринимают действия. Примерами потребностей человека являются пища, сон, удовольствие и чувство собственного достоинства. Таким образом, потребности объясняют, почему определенные широкие категории поведения универсальны, но не учитывают индивидуальных различий в действиях, предпринимаемых людьми для удовлетворения своих потребностей. Эти различия отражаются в ценностях человека.
Ценности относятся к широкой тенденции предпочитать одни положения дел другим, что человек считает хорошим, желательным или выгодным. Ценности отражают убеждения о том, что важно. Например, некоторые люди гораздо больше ценят индивидуализм, чем коллективизм, или низкую дистанцию власти на рабочем месте, чем высокую дистанцию власти между руководителями и рабочими. Потребности влияют на действия через их влияние на ценности, а ценности влияют на поведение человека через их влияние на цели человека. Цели определяют для человека или группы, что представляет собой приемлемый уровень производительности или направление действий. Таким образом, постановка целей оказывает положительное влияние на повышение интереса человека к задаче, поскольку дает людям чувство цели. Цели затрагивают ценности людей, бросая им вызов, чтобы увидеть, насколько хорошо они могут работать. Привлекательные ценности обеспечивают приверженность цели.
Теория постановки целей Эдвина А. Локка и Гэри П. Лэтэма утверждает, что цели являются непосредственными предшественниками и регуляторами большей части, если не большей части человеческого поведения. Теория не подразумевает, что человек всегда должен полностью осознавать цель, чтобы регулировать поведение. Но в нем утверждается, что при наличии приверженности цели она остается на периферии сознания в качестве точки отсчета для направления и придания смысла последующим психологическим и физиологическим действиям, ведущим к достижению цели.
Цели имеют два основных атрибута: содержание и интенсивность. Целевое содержание – это объект или результат, к которому стремятся. Количественно она может различаться тем, что у человека может быть мало или много целей. Люди могут иметь краткосрочные ближайшие цели в дополнение к долгосрочной отдаленной цели, и их цели могут быть легкими или трудными. Цели также могут различаться по специфичности: от расплывчатых и абстрактных, например, сделать все возможное, до конкретных, таких как снижение затрат на 20% в течение следующих 12 месяцев. Цели также могут различаться по типу: от сосредоточения внимания на результатах деятельности до изучения или обнаружения определенного количества процессов или до тех, которые по своей природе носят поведенческий характер.
Интенсивность цели относится к детерминантам и эффектам приверженности цели на производительность, а также к месту данной цели в иерархии целей человека. Содержание цели и интенсивность могут быть связаны. Интенсивный психологический процесс может быть связан с постановкой четкой, конкретной цели, а не смутной цели в ситуации, когда необходимо проанализировать и интегрировать большой объем информации, прежде чем цель может быть четко сформулирована. Следовательно, постановка конкретной цели производительности в этом случае будет более интенсивной, чем принятие расплывчатой цели.
Основной вывод более чем 1000 исследований по постановке целей заключается в том, что более высокие цели требуют больших усилий и настойчивости, чем легкие цели, при условии, что человек привержен их достижению. Что касается аффекта, более высокие цели делают самоудовлетворение более зависимым от более высокого уровня производительности, чем простые цели. Кроме того, высокие цели обычно рассматриваются как более важные для достижения ценных результатов, чем более простые цели. Люди обычно рассматривают свои действия, которые не достигают желаемой цели, как неудовлетворительные. Когда самоэффективность человека, а именно уверенность в себе, связанная с конкретной задачей, высока, негативная самооценка обычно приводит к последующим действиям по устранению источника неудовлетворенности, таким как поиск способов улучшения последующей работы. Действия, ведущие к достижению или превышению цели, приводят к положительной оценке. Однако если за положительной оценкой следует ожидание того, что достижение того же уровня результативности снова приведет к нейтральной или отрицательной самооценке, человек, скорее всего, поставит еще более высокую цель. Короче говоря, цели — это ценностный стандарт, по которому люди оценивают свою работу.
Второй ключевой вывод теории постановки целей состоит в том, что конкретные и трудные цели ведут к более высокому уровню производительности, чем расплывчатые, абстрактные цели, такие как сделать все возможное, хотя последнее увещевание предполагает высокий уровень мотивации. Это связано с тем, что двусмысленность, присущая абстрактной цели, позволяет людям сомневаться в себе при оценке своей работы. Следовательно, широкий диапазон уровней производительности можно интерпретировать как соответствующий желанию сделать все возможное. Напротив, конкретная высокая цель четко указывает, что представляет собой приемлемый результат.
Эти два основных вывода наблюдаются у широкого круга сотрудников, включая лесозаготовителей, фабричных рабочих, производственный и маркетинговый персонал, инженеров, ученых и преподавателей колледжей. Эти результаты были получены в Австралии, Канаде, странах Карибского бассейна, Германии, Израиле, Японии и США. Изучаемые характеристики производительности включают количество и качество работы, эффективность производства, время, затраченное на задачу, прибыль, затраты, поведение на работе, рейтинги служебной аттестации и результаты опросов. Эти выводы применимы не только к индивиду, но и к группам.
Три мотивационных механизма объясняют, как цели влияют на производительность, а именно выбор, усилие и настойчивость. Четвертый механизм — когнитивный, а именно открытие подходящих стратегий. Что касается выбора, четкие конкретные цели имеют два направленных эффекта, которые являются относительно автоматическими. Во-первых, они направляют человека к деятельности и материалам, имеющим отношение к цели, и уводят от тех, которые не имеют отношения к цели. Во-вторых, они активируют накопленные знания и навыки, которыми обладает человек, которые воспринимаются как относящиеся к задаче.
После того, как выбор сделан, цели стимулируют работу, мотивируя людей прилагать усилия в соответствии с трудностью или требованиями цели. Удерживая способности человека постоянными, множество исследований показали, что уровень производительности является линейной функцией сложности цели. То есть, при условии приверженности цели, чем выше цель, тем выше производительность.
Настойчивость — это постоянные усилия, обычно оцениваемые в виде продолжительности времени, затраченного на деятельность. Высокие цели увеличивают вероятность того, что человек будет продолжать работать в течение более длительного периода времени, чем в случае с расплывчатой или легкой целью.
Эти три механизма — выбор, усилие и настойчивость — срабатывают автоматически, как только человек достигает цели. Когда людям еще предстоит приобрести знания или навыки, необходимые для достижения конкретной высокой цели, следует ставить цель обучения, а не производительности. Это особенно верно в отношении задач, для которых существует минимальное предварительное обучение или процедуры выполнения, когда стратегии, которые когда-то были эффективными, внезапно перестают быть таковыми. Если этого не сделать, постановка конкретной высокоэффективной цели может на самом деле привести к более низкой производительности, чем призыв к людям делать все возможное. Это связано с тем, что люди испытывают давление, требующее хорошей работы, прежде чем тратить время на систематическое изучение оптимальных способов выполнения задачи.
Основное различие между представлением и целью обучения заключается в составлении инструкций. Инструкции, соответственно связанные с двумя типами целей, затрагивают две разные области, а именно мотивацию и способность. Цель производительности, как следует из названия, сформулирована таким образом, что основное внимание уделяется результату. Поиск информации для достижения цели не упоминается и не подразумевается, поскольку способность является данностью. Эффективное выполнение требует только выбора, чтобы приложить усилие и настойчиво до тех пор, пока цель не будет достигнута. Точно так же и с целью обучения, как следует из названия, цель сформулирована так, чтобы люди сосредоточились на приобретении знаний или навыков — на поиске и реализации эффективных стратегий. Таким образом, цель обучения отвлекает внимание от конечного результата. Вместо этого основное внимание уделяется обнаружению соответствующего процесса. Цели обучения особенно актуальны в быстро меняющихся организационных средах и отраслях, которые подвержены резким изменениям и в которых стратегии, когда-то эффективные, могут быстро устареть. По сравнению с целями производительности они увеличивают вероятность того, что будут обнаружены подходящие стратегии для решения задачи. В таких случаях было обнаружено, что приверженность цели обучения выше, чем цели производительности. Это результат интенсивности цели, а именно количества мыслей или умственных усилий, которые затрачиваются на формулирование плана действий, требуемого от первого по отношению ко второму. Теперь необходимы исследования, чтобы изучить, при каких условиях цели обучения ведут к обучению, то есть к открытию соответствующих стратегий или процессов.
Поведенческие цели, установленные на основе систематического анализа работы, могут устранить необходимость в цели обучения, даже если эта задача сложна для людей. Поведенческие цели уместны в относительно стабильной среде, где соответствующий образ действий уже известен, и где переменные конечного результата нелегко измерить для каждого человека или на последние влияют факторы, которые человек не может контролировать.
Одним из способов поощрения приверженности цели является постановка целей авторитетным лицом, обнародование целей и повышение самоэффективности человека. Поставленные цели приводят к обязательствам, потому что выслушивание задания без возражений само по себе является формой согласия, а постановка цели подразумевает, что человек способен ее достичь. Это особенно верно, когда человек, который ставит цель, воспринимается как благосклонный и заслуживающий доверия. Обнародование цели делает ее достижение вопросом честности и, таким образом, привязывает человека к ней сильнее, чем приверженность к ней в частном порядке. Это потому, что мало кто хочет, чтобы другие впоследствии считали его неудачником или лицемером. Самоэффективность — это суждение людей о том, насколько хорошо они могут выполнять действия, необходимые для решения предполагаемых ситуаций. Люди с высокой самоэффективностью ставят перед собой высокие цели. Препятствия и препятствия, которые нужно преодолеть, рассматриваются как проблемы и источники волнения. Люди с низкой самоэффективностью рассматривают одни и те же препятствия и преграды как конкретные причины отказа от цели.
Целеустремленность также можно поощрять денежными стимулами. На сегодняшний день было проведено мало исследований по оптимальным способам разработки планов стимулирования, чтобы мотивировать людей стремиться к высоким целям и при этом не терять мотивацию, приближаясь к цели, но не достигая ее. Крупные поощрения также могут побудить некоторых людей искать способы обмана.
Постановка цели эффективна независимо от того, является ли цель самостоятельной, совместной или назначенной. Самостоятельно поставленные цели являются основой самоконтроля. Было обнаружено, что совместное установление целей для задач, которые являются простыми для людей, иногда приводит к более высоким целям, чем в случае, когда цель ставится руководителем. Как отмечалось ранее, чем выше цель, тем выше производительность. Производительность одинаково высока, как и приверженность цели, когда поставленная цель так же сложна, как и поставленная совместно, предоставляется логика или обоснование поставленной цели и выражается уверенность в способности работника ее достичь. В задачах, которые сложны для людей, совместно установленные цели предпочтительнее только в той мере, в какой они посредством обсуждения ведут к открытию лучших стратегий задач и повышению самоэффективности в отношении применения этих стратегий.
Цели имеют упреждающий, упреждающий эффект, активизируя действия в начале рабочего периода. Независимо от метода, используемого для постановки цели, обратная связь в отношении достижения цели, тем не менее, имеет решающее значение. Обратная связь позволяет людям корректировать свои усилия, настойчивость и стратегию с помощью этой информации. Один из способов понять связь между целями и обратной связью заключается в следующем: обратная связь сообщает людям, что есть; цели говорят им, что желательно. Обратная связь включает в себя информацию; цели предполагают оценку. Цели информируют людей о том, какой тип или уровень производительности должен быть достигнут, чтобы они могли соответствующим образом направлять и оценивать свои действия и усилия. Обратная связь позволяет им ставить разумные цели и отслеживать свою работу по отношению к своим целям, чтобы по мере необходимости можно было вносить коррективы в усилия, направление и стратегию. Чтобы исправить старую, но не совсем точную аксиому организационной психологии, делается то, что измеряется по отношению к целям.
Ссылки:
- Латам, Г.П., Локк, Э.А., и Фассина, Н.Е. (2002). Цикл высокой производительности: выдерживает испытание временем. В С. Зоннентаг (ред.), Психологическое управление индивидуальной эффективностью: Справочник по психологии управления в организациях (стр. 201-228). Чичестер, Великобритания: Wiley.
- Локк, Э.А. (1978). Вездесущность техники целеполагания в теориях и подходах к мотивации сотрудников. Академия Менеджмент Ревю, д. 3, стр. 594-601.
- Локк, Э.А. (2004). Связь целей с удовлетворением стимулов. Академия управления, 18, 130-134.
- Локк, Э.А., и Лэтэм, Г.П. (1990/1996). Теория постановки целей и выполнения задач.