Стадии принятия неизбежного: описание, примеры, кто придумал
Каждый слышал о том, что существует 5 стадий принятия неизбежного. О них упоминают в самых разных контекстах, часто придавая им шуточный смысл. При этом далеко не все знают, что изначально данная концепция применялась к безнадёжным больным, которые постепенно смирялись со своим состоянием. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляют собой 5 стадий принятия с точки зрения психологии.
Модель Кюблер-Росс или 5 стадий принятия
Концепция 5 стадий принятия неизбежного в научной среде больше известна как «модель Кюблер-Росс». Названа она так в честь автора – Элизабет Кюблер-Росс, которая описала её в своей книге «О смерти и умирании», напечатанной в 1969 году.
Следует учитывать, что официальная психология не считает модель Кюблер-Росс достоверной, несмотря на то, что она создана профессиональным психологом на основании эмпирических наблюдений. Результаты современных исследований частично согласуются с данной моделью, но в то же время в некоторых аспектах наблюдаются расхождения.
В книге автор определяет данную модель как описание эмоционального переживания неизлечимо больного человека или человека, потерявшего кого-то близкого. В более широком смысле её можно трактовать как описание переживаний любого человека, столкнувшегося с необратимыми потерями или переменами.
5 стадий принятия неизбежного по Кюблер-Росс:
- Отрицание. Узнав трагическую новость, человек испытывает шок и на некоторое время теряет способность адекватно воспринимать действительность. Постепенно адекватное восприятие возвращается к нему, но он отказывается верить, что с ним могло произойти что-то настолько плохое. Как правило, на данном этапе люди придумывают разные объяснения тому, как могла произойти такая ошибка. И они до последнего верят, что вот-вот всё прояснится, и снова всё будет хорошо, как прежде.
- Гнев. Осознав, что ошибки нет, человек переполняется негодованием и злостью. Он уже не отрицает происходящее, но не понимает, почему это происходит именно с ним. Ощущение несправедливости вызывает у него сильнейшее раздражение, из-за которого он злится на всех: на себя, на близких, на врачей и даже на Бога.
- Торг. На данном этапе человек пытается задобрить Бога, Мироздание или судьбу, обещая, что отныне будет вести себя очень хорошо, если произойдёт чудо. Иногда речь идёт и просто о том, чтобы сменить образ жизни. Например, курильщик, у которого диагностировали рак лёгких, решает навсегда бросить курить, надеясь, что смертельная болезнь отступит. На данном этапе и верующие, и атеисты пытаются заключить сделку с судьбой, надеясь получить награду за примерное поведение.
- Депрессия. Осознав, что злиться и торговаться бесполезно, человек впадает в депрессию. При этом в классификации Кюблер-Росс описано две формы депрессии: реактивная и «подготовительная скорбь». Первая форма заключается в том, что человек очень эмоционально сожалеет о прошлом. В этом состоянии он жаждет общения с близкими, хочет объяснить им всё, что чувствует. Подготовительная скорбь – это депрессия, наступающая перед смирением. От реактивной депрессии она отличается тем, что человек становится молчаливым.
- Смирение. Суть данной стадии понятна из названия. Человек больше не отрицает ситуацию, не злится, не торгуется и не испытывает депрессии. Все чувства к этому моменту он уже выплеснул, поэтому смиряется и чувствует спокойствие. Нередко это спокойствие сопровождается опустошённостью и усталостью от переполнявших его ранее эмоций.
Стоит учитывать, что 5 стадий принятия – это сильно упрощённая версия модели, описанной в книге. Там автор указывает, что стадий на самом деле больше и они сменяются не последовательно. К примеру, реактивная депрессия может наступить раньше, чем торг. А после торга приходит подготовительная скорбь, которая после нескольких чередований с реактивной депрессией всё-таки переходит в стадию смирения.
История создания модели
Автором теории о 5 стадиях принятия неизбежного является американский психолог Элизабет Кюблер-Росс. Началось все в 1965 году, когда к ней обратилось четверо студентов Чикагской теологической семинарии с просьбой помочь им в написании необычной курсовой работы. Они хотели понять переживания умирающих людей, а также узнать и, по возможности, удовлетворить их потребности.
Вместе со студентами Кюблер-Росс посещала безнадёжных больных и вела с ними беседы, которые записывались на магнитофон для последующего детального анализа. Многим сотрудникам больницы эти посещения казались сомнительными с точки зрения морали. Однако со временем они согласились, что беседы с психологом и студентами-богословами могут быть полезными для умирающих людей.
Персонал больницы перестал препятствовать посещению пациентов, и буквально на следующий год семинары посещало уже около 50 студентов. Для этого была даже обустроена специальная палата с зеркалом Гезелла. С пациентами общалась Кюблер-Росс, вместе с которой иногда заходил священник. А студенты-семинаристы наблюдали за беседой через полупрозрачное стекло.
В 1967 (то есть, через 2 года после начала) эти занятия превратились в официальный курс для многих мединститутов и богословских семинарий. А в 1969 году Элизабет Кюблер-Росс опубликовала книгу «О смерти и умирании», в которой обобщила свои действительно уникальные наблюдения. В этой же книге она описала 5 стадий принятия неизбежного.
При этом в книге речь шла исключительно о переживаниях умирающих людей и их родных. Но впоследствии оказалось что предложенная концепция применима к любым переживаниям, связанным с необратимыми потерями и переменами в жизни. Это может быть серьёзная карьерная неудача, расставание с любимым, физическое увечье или любая другая ситуация, которую человеку тяжело принять.
Кто такая Элизабет Кюблер-Росс?
Элизабет Кюблер-Росс – человек с крайне неоднозначной репутацией. Её вклад в развитие паллиативной помощи невозможно переоценить, но есть в её биографии и тёмные пятна. Впрочем, обо всём по порядку. Слава к ней пришла в 1969 году, когда упомянутая выше книга стала бестселлером, а созданный ею курс начал преподаваться не только в духовных семинариях, но и в медицинских институтах.
Кюблер-Росс решила посвятить свою жизнь исправлению серьёзной проблемы, которую она увидела в медицине того времени: как только становилось очевидно, что человек умирает, ему буквально переставали уделять внимание. Иными словами тогда практически отсутствовало такое понятие как паллиативная помощь. Медицина ставила своей задачей помощь пациентам, которых можно вылечить, но практически не уделяла внимания тому, чтобы облегчать страдания тех, кому уже не помочь.
Благодаря стараниям Кюблер-Росс в США было открыто более 2500 хосписов. Кроме того, именно благодаря ей современная медицина уделяет столь значительное внимание паллиативной помощи.
Увы, несмотря на все заслуги, её репутация была полностью разрушена. Причиной послужило то, что в общении с умирающими пациентами, а также с теми, кто недавно потерял близких, она уделяла значительное внимание духовным аспектам. Она верила в загробную жизнь, поэтому часто сводила обращавшихся к ней людей с медиумами-шарлатанами.
В частности, она сотрудничала с неким Джеем Бархемом, который предлагал вдовам общение, а привлекательным ещё и секс с их усопшими мужьями (душа мужа, естественно, «вселялась» в самого Бархема). Из-за сомнительных связей к концу 1970-х от Кюблер-Росс отвернулись все коллеги, и она вынуждена была прекратить свою деятельность.
Пример использования модели
Американский психолог Дэвид Кесслер, который был соавтором одной из книг Элизабет Кюблер-Росс, недавно опубликовал пример применения её модели к злободневной теме – пандемии COVID-19. Он сформулировал 5 шагов принятия коронавируса следующим образом:
- Отрицание. «Вирус не страшен, и я уж точно не заболею!».
- Гнев. «Да как вы смеете вводить все эти ограничения?!».
- Торг. «Хорошо, я буду носить маску и соблюдать дистанцию. Ведь тогда со мной точно ничего не случится?».
- Депрессия. «Всё плохо, и ситуация с каждым месяцем всё хуже».
- Смирение. «Мир стал другим. Но надо просто научиться с этим жить».
Критика модели Кюблер-Росс
В 1970-х данная модель стала необычайно популярной и казалась весьма перспективной. Однако сегодня ни психология, ни геронтология или другие разделы медицины не считают её достоверной. Более того, её часто прямо критикуют известные ученые. В частности, профессор Роберт Кастенбаум, признанный эксперт в геронтологии, отмечает, что модель является продуктом определённой культуры, а значит, не может считаться универсальной и применимой ко всем культурам.
Также Кастенбаум заметил, что в книге детально описываются все стадии по отдельности, однако нет чёткого описания последовательного перехода от первой до последней стадии, не говоря уже о доказательстве существования такого перехода. Также он отметил, что в книге не указываются ограничения модели, а также не учитываются особенности среды, в которой пребывали опрашиваемые пациенты.
В 2003 году в Йельском университете было проведено исследование, результаты которого частично согласуются с моделью Кюблер-Росс, однако имеются и значительные расхождения. Таким образом, данная модель не может считаться научно достоверной и применяться в медицинской практике.
Заключение
Несмотря на то, что модель Кюблер-Росс так и не была доказана научно, знать о её существовании полезно. Любой человек, столкнувшийся с необратимой потерей или иными тяжелыми обстоятельствами, должен знать о существовании 5 стадий принятия, через которые ему, скорее всего, предстоит пройти. Понимая это и умея определить текущую стадию, он сможет понять свои переживания и справиться с ситуацией.
Стадии принятия горя
Потеря близкого человека — тяжелое испытание и удар по человеческой психике. Но как именно мы переживаем утрату и как мы с ней примиряемся? Пока наука не знает точного ответа на этот вопрос, но существует несколько моделей переживания горя. Одна из них была разработана психологом Элизабет Кюблер-Росс и известна как «пять стадий скорби».
Стадии горевания
Свою модель Кюблер-Росс основывала на беседах со смертельно больными пациентами и их родственниками — то есть людьми, которым ещё предстоит встретиться со смертью. Однако ее часто распространяют и на тех, кто совсем недавно пережил утрату. Согласно Кюблер-Росс, скорбящие проходят через пять стадий, длительность каждого чаще всего индивидуальна.
Отрицание
Это первая стадия, на которой человек инстинктивно пытается оградить себя от травмирующей информации. Смертельно больные, узнав о своём диагнозе, отказываются верить в него и могут даже попытаться поменять лечащего врача. Люди, у которых умер родственник, могут не сообщать окружающим о его смерти, держа ее в секрете от друзей и близких усопшего. Другие первое время могут считать, что известие о смерти родственника — это ложь, ошибка или розыгрыш. Однако со временем это отрицание проходит, и начинается следующая стадия.
Гнев
Когда отрицание не может продолжаться дальше, начинается гнев. Произошедшее кажется человеку несправедливым, и он злится от того, что столкнулся с трагедией, которую, по его мнению, не заслужил. На этой стадии характерна повышенная раздражительность, резкое и даже грубое поведение по отношению к окружающим. Фразы, которые часто можно услышать в это время, звучат так «Что я сделал, чтобы это заслужить?», «Почему это произошло именно со мной?».
Торг
Эта стадия по-разному проявляется у смертельно больных и у тех, кто потерял близкого. Первые пытаются найти любой способ избежать неотвратимого и продлить собственную жизнь. На этой стадии человек может попытаться резко изменить образ жизни: налаживать давно оборванные контакты с родственниками, извиняться перед тем, кого он серьезно обидел, увлечься альтернативной медициной и т.д. Те, кто недавно потерял любимого человека, постоянно перебирают в уме обстоятельства его смерти и задаются вопросом «А что, если бы тогда я…». Это тоже своеобразная форма торга, но происходящая уже пост-фактум.
Депрессия
На этой стадии человек оказывается сильно расстроен и подавлен, жизнь теряет для него смысл. Как правило, во время этого этапа человек замыкается в себе, «выпадает» из социальных активностей и проводит большую часть дня в одиночестве.
Смирение/Принятие
Это заключительный этап. Человек либо осознаёт неизбежность собственной смерти, либо же понимает, что ушедшего близкого не вернуть и примиряется с утратой. Боль, которую он чувствовал, утихает, и человек воспринимает конец или потерю как факт, со спокойствием и пониманием.
Дэвид Кесслер, соавтор Кюблер-Росс, позднее предложил ещё одну стадию: «Осмысление». Во время этого периода человек окончательно переживает и обрабатывает все эмоции, связанные с утратой, и выносит для себя эмоциональный урок, находит смысл в произошедшем и понимает, что ничего не было сделано или прожито зря.
Как помочь человеку на каждой стадии?
Главное, что важно для тех, кто хочет помочь человеку, переживающему скорбь и утрату — относиться с пониманием к его чувствам. Не сердиться на вспышки гнева во второй стадии, не досаждать нежелательной компанией во время периода депрессии, не высмеивать попытки торга. В то же время важно следить за тем, чтобы стадии депрессии не затягивались — можно предложить человеку как поддержку, так и помощь специалиста. Кроме того, во время стадии «торга» человек со смертельным диагнозом становится особенно уязвим для различного рода шарлатанов и мошенников. Необходимо особенно следить за тем, чтобы этого не произошло.
Может ли горевание происходить иначе?
Сама Кюблер-Росс отмечала, что далеко не всегда и не у всех людей можно четко выделить все стадии скорби. Некоторые могут пропустить одну из фаз, а у других фазы могут быть совмещены. Поэтому, если вы не наблюдается характерных фаз, выделенных в модели, ничего страшного нет: все люди индивидуальны и каждый переносит потерю по-своему, а модель пяти стадий описывает человеческие эмоции, но их порядок не является обязательным.
Есть ли другие теории в психологии?
Модель Кюблер-Росс — далеко не единственная теория, которой пользуются психологи. Более того, некоторые специалисты считают ее устаревшей и не вполне отвечающей современным научным критериям. Несколько клинических исследований, направленных на подтверждение гипотезы Кюблер-Росс, так и не смогли зафиксировать четкого продвижения человека от одной стадии скорби к другой.
Джордж Боннано, профессор клинической психологии университета Колумбия, изучает человеческую скорбь и травму в течение уже тридцати лет. Его исследования указывают на то, что большинство людей, в целом, достаточно легко переносит потерю. Вместо незаживающего шрама, о котором часто говорят психологи еще со времен Зигмунда Фрейда, у большинства людей психологическая устойчивость оказывается достаточной для того, чтобы в течение нескольких месяцев после трагического события вернуться к нормальной жизни. Для этого человеческий мозг может воспользоваться разными стратегиями — Боннано называет их «неприглядными механизмами преодоления» (coping ugly). Это может быть как и эгоистичное поведение, граничащее с нарциссизмом, так и неожиданная склонность к черному юмору, нарочито веселое поведение и подавление негативных эмоций.
В целом же Боннано выделяет четыре основных вектора поведения при травматических событиях:
- Устойчивость — наиболее часто встречающийся, который позволяет большинству людей преодолеть травматические события без особых последствий.
- Восстановление — относительно короткий период, в течение которого наблюдаются отклонения от поведения, признаки депрессии или синдрома посттравматического расстройства, с последующим восстановлением.
- Хроническая дисфункция — длительные периоды депрессивного поведения, продолжительностью до года и более.
- Отложенная травма или скорбь — отсутствие признаков травматического поведения сразу после события с их последующим проявлением.
Другое направление психологии, логотерапия, в основу которого легли работы Виктора Франкла, полагает, что человеческий мозг во всем ищет значение, извлекая смысл даже из травматических событий. И хотя потеря близкого человека сначала кажется бессмысленной и нелепой, вызывая отторжение и шок, со временем человек находит в ней некое знание для себя. Именно оно помогает ему примириться с утратой и пережить индивидуальную трагедию.
Ещё одна популярная модель, которой пользуются современные специалисты — так называемая двухслойная модель. Она выделяет два направления, с каждым из которых предлагается работать отдельно. Первое — это непосредственная физиологическая реакция организма на стрессовую ситуацию. Второе — эмоциональное состояние человека, его взаимоотношения с усопшим и пр.
Когда нужно обратиться к психологу?
Необходимость психологической помощи возникает чаще всего во время двух стадий: в самом начале, когда человек только столкнулся с трагедией, и позднее, когда начинается депрессивная стадия. В первом случае логичнее обратиться к психиатру: он может не только помочь советом, но и выписать успокоительные препараты, для которых необходим рецепт.
Если вы наблюдаете, что у человека началось депрессивное состояние, то не спешите настаивать на походе к специалисту: в большинстве случаев депрессия проходит сама. Если же она затягивается, если вы наблюдаете у человека потерю мотивации, отказ от ухода за собой, нанесение себе вреда или даже попытки наложить на себя руки — все это достаточное причины для того, чтобы обратиться к специалисту.
Следует учитывать, что психологическая помощь не может быть оказана человеку против его воли. Человек должен сам хотеть обратиться к специалисту, без этого помощь психолога будет неэффективной. Экстренная госпитализация и психиатрическая помощь возможны только в том случае, если человек представляет угрозу для себя и окружающих.
Вопросы и ответы
Недавно я потерял близкого человека, но не испытываю ни одного чувства, описанного в модели Кюблер-Росс. Это нормально?Да, в этом нет ничего плохого или странного. Модель Кюблер-Росс не претендует на то, чтобы охватывать все случаи утраты и реакции на смерть и потерю. Каждый человек переживает смерть по-своему, универсальных «правильных» чувств тут нет. Вы можете испытывать множество разных, часто противоречивых эмоций одновременно, или же наоборот, ощущать эмоциональную опустошенность — в этом нет ничего страшного. Вы не заслуживаете осуждения. Но если вы испытываете тревогу или беспокойство по поводу собственных чувств, стоит обратиться к психологу.
Я потерял близкого человека достаточно давно, но не могу вернуться к нормальной жизни. Что делать?Для части людей потеря близкого человека может послужить началом серьезного депрессивного эпизода. В этом нет ничего страшного или стыдного — такие случаи хорошо известны науке. В том, чтобы обратиться за помощью ко врачу, также нет ничего постыдного. Вы всегда можете получить помощь у психиатра или у психолога: специалист оценит ваше состояние и назначит подходящее лечение. Это может быть терапия, медикаменты или же сочетание этих двух подходов.
Мне кажется, что я недостаточно сильно скорблю по усопшему. Что делать?Все проявляют чувства по-разному, и в случае с умершим лучше честные, но сдержанные чувства, чем показная и неискреняя скорбь. Ваши чувства — это ваши чувства, и вы не должны извиняться за них. Помните об этом и не поддавайтесь на попытки манипуляций.
Потеря близкого – испытание для многих, и важно помнить, что все переживают эту травму по-разному. Возможно, мы никогда точно не сможем установить, как именно проходить процесс скорби и ее преодоления в человеческом мозгу. А может, единого ответа попросту не существует. Но важно помнить, что все модели, созданные психологами, предполагают примирение с утратой. Боль, которую вы испытываете, не будет длиться вечно. Если у вас остались вопросы, обратитесь в наш круглосуточный контакт-центр по телефону +7 (495) 100-3-100.
2 августа 2022
Возможно, вам будет интересно:
- Психологическая помощь скорбящим
- Психология восприятия смерти: как «отпустить» умершего
- Психологическая подготовка к собственной смерти
Консультация по организации похорон
Звоните
+7 (495) 100-3-100
Оставить заявку на звонок
Принятие: определение, теория и советы
Принятие: определение, теория и советы Сара Спербер Что такое принятие? Читайте дальше, чтобы узнать, что такое принятие, теории о принятии, преимущества принятия и советы, как стать более восприимчивым. *Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов. Что такое принятие? (Определение)У всех нас есть общее представление о том, что значит «принять» что-то: «терпеть без протеста или реакции» (Merriam-Webster, 2021). Но что означает принятие в контексте психологии и почему это такая популярная тема в мире здорового образа жизни? Чтобы ответить на эти вопросы, наше определение может быть немного более конкретным. Концепция принятия, которую мы обсуждаем в этой статье, заключается в «занятии позиции непредвзятого осознания и активного принятия мыслей, чувств и телесных ощущений по мере их возникновения» (Hayes et al., 2004). Читайте дальше, чтобы узнать, почему мы используем это определение и что именно оно означает. Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобыузнать, как экспоненциально развивать свой бизнес в области велнеса! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше долларов быстрее
Принятие: это не то, что вы думаетеИсточник: Источник: Алекси Берри. Используется с разрешения В психологии, точнее, в позитивной психологии, наблюдается движение к радикальному принятию, сосредоточению внимания на благодарности и резонированию с позитивом. И не зря: это работает. Люди улучшают качество своей жизни в результате этих методов. Все начинается с принятия, что, вероятно, не то, что вы думаете. Новые теории терапии были разработаны с упором на признание. Примером этого является терапия принятия и приверженности или обучение (вместо терапии, чтобы избежать стигмы). ACT помогает тренировать осознанность: осознание настоящего момента без осуждения. В этом случае человек лучше переносит негативные мысли и чувства (хотя суждение «негатив» снимается осознанностью). Наконец, человек ведет себя в соответствии со своими ценностями. Этот тип вмешательства был эмпирически протестирован при депрессии, некоторых тревожных расстройствах, включая ОКР, при борьбе с бредом и галлюцинациями у людей с психотическими расстройствами, а также у тех, кто хочет более эффективно справляться со стрессом на рабочем месте (SAMHSA). Принятие было ключом к счастью с момента зарождения буддизма. Вторая благородная истина буддизма (из «Четырех благородных истин») состоит в том, что «желание (или жажда) является корнем всех страданий». Принятие было краеугольным камнем 12-шагового лечения алкоголизма с тех пор, как в 1939 году была написана первая книга «Анонимные Алкоголики». отрывок был широко известен в кабинетах Анонимных Алкоголиков как страница 449.. Только в моем втором посте для Psychology Today я обсуждаю его пользу для всех. Часто, когда я обсуждаю принятие со студентами или клиентами, выдвигается общий аргумент: «Принятие никуда не годится. Это пассивно, и принимать вещи такими, какие они есть, значит сдаваться. Это смирение перед чем-то неприятным». Но не в этом истинный смысл принятия. Нет лучшего объяснения, чем Джон Кабат-Зинн в книге «Приходя в себя: исцеляя себя и мир с помощью осознанности: 9».0011
Другими словами, прекращается желание, чтобы мир был чем-то, чем он не является в данный момент, и отбрасываются размышления о том, как все «должно быть». Затем вы можете изменить то, что можно изменить. Принятие помогает уменьшить то, что люди считают негативным. Однако это только половина пути к улучшению качества жизни. Утверждалось, что требуется пять положительных событий, чтобы противостоять одному отрицательному (Готман), или, в более общем смысле, ваш мозг реагирует на положительные события, такие как тефлон, и на отрицательные, такие как липучка (Хэнсон, Мендиус). Итак, новая цель состоит в том, чтобы позволить положительному резонировать, продлиться, но не в отчаянной цепляющей манере, а вместо этого через осознанность и позволение ему проникнуть в ваше внимание. Это помогает сбалансировать баланс и изменить опыт в положительную сторону. Люди часто не замечают, как много позитива в их жизни. Таким образом, движение в психологии счастья заключается в поиске того, за что человек благодарен. В своем выдающемся выступлении на TEDx Talk Шон Ахор включает это как одну из пяти частей эксперимента, который повысил уровень счастья испытуемых в ходе 21-дневного исследования (нахождение трех разных вещей в день, за которые вы благодарны). В книге «Осознанный путь преодоления депрессии» предлагается отмечать то, что вам нравится в течение дня. В своем превосходном выступлении на TED Talk «Хотите быть счастливым? Будьте благодарны», — предлагает Дэвид Стейндл-Раст, нам просто нужно остановиться, посмотреть, а затем пойти, чтобы увидеть все то, что мы упустили, и за что мы должны быть благодарны. Все это относится к замедлению и резонированию с приятными моментами, а не к бегу от одного к другому. Источник: Источник: Алекси Берри. Используется с разрешением Возможно, вам мешают выполнять предложения, содержащиеся в этом посте. В посте под названием «Почему вы не хотите чувствовать себя лучше» я указываю на причины, по которым люди не действуют в соответствии с имеющейся информацией, чтобы чувствовать себя лучше. Я сосредотачиваюсь на защитных механизмах, на том, что изменение — это тяжелая работа, как часто легче оставаться прежним (даже если это болезненно) и как некоторые создают смысл своей жизни из страданий. Возможно, вам захочется обратиться туда, если у вас возникнут трудности с реализацией предложенных выше изменений. Некоторых слово «благодарный» может оттолкнуть. На самом деле я предпочитаю слово ценить. Его легко заменить. На минуту подумайте о том, что вы цените. Замедлите свою жизнь и цените все, что у вас есть. Даже в самых худших сценариях может быть признательность. |