Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Страдание и сострадание: Страдание и Сострадание

Страдание и Сострадание

Сумма страданий души пропорциональна степени ее совершенства.

Амиэль

В различных религиозных и философских учениях понятия «Страдание» и «Сострадание» определяются более или менее одинаково. Под страданием понимается физическая или нравственная мука, боль. Страдающий человек испытывает чувства, описываемые Вл. Далем словами: бедовать, мучиться, маяться, скорбеть, тосковать, болеть телом и душой, приходить в упадок. Сострадание определяется как жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем, муками другого человека, как «печаль при виде бедствия, которое может повлечь за собой гибель или вред и которое постигает человека, этого не заслуживающего» (Аристотель).

Вопрос о причинах и жизненном смысле этих состояний на протяжении многих столетий был полем горячих споров и научных дискуссий. Ответ на него в первую очередь зависел от мировоззренческого подхода теологов и философов к бытию мира и месту человека в нем.

Кроме того, большое значение для каждого человека имел жизненный опыт, который порождал специфическую рефлексию над своими и чужими страданиями. Для многих творческих личностей, способных к глубокому анализу духовной жизни, этот опыт часто становился источником теоретических открытий и литературных описаний.

На заре духовной жизни человечества мыслители древней Индии сформулировали «закон кармы», согласно которому каждый человек получает воздаяние соответственно своим хорошим и плохим поступкам. Уже брахманизм учил, что страдание является наказанием за грехи прошлых воплощений. Буддизм придал этой мысли абсолютное значение и в учении Будды о «четырех благородных истинах» провозгласил, что человек самим фактом жизни во всех ее проявлениях обречен на страдания. Поэтому большинство философских систем Древней Индии видели главную цель жизни человека в достижении состояния нирваны, в избавлении от страданий как главного атрибута жизни.

В западном античном мировосприятии вопрос об особом смысле страдания практически не ставился. Только Аристотель в «Никомаховой этике» пишет: «Все, однако, согласны, что страдание — зло и что его избегают; оно является злом либо в безотносительном смысле, либо как препятствие для чего-то».

Того, кто стойко переносит страдания, Аристотель называет мужественным: «Мужество сопряжено со страданиями и ему по праву воздают хвалу; в самом деле, переносить страдания тяжелей, чем воздерживаться ­от удовольствий».

Интересна позиция Аристотеля по вопросу о сострадании. По его мнению, сострадание следует испытывать к «близким нам», «нашим», «когда с ними случается все то, чего мы боимся для самих себя». К состраданию способны люди, уже пострадавшие и избежавшие гибели, а также те, кто считает других хорошими людьми, не заслуживающими несчастья.

В христианском учении главными источниками страдания являются: мучения тела и души от внешнего насилия, мучения тела от болезней и мучения духа из-за грехов мира. Возможны два ответа на эти страдания — либо человек смиренно принимает их и преображает в средство своего спасения, либо страдания побеждают его, и, не видя для себя выхода, он начинает хулить Бога и умирает как физически, так и духовно.

С христианской точки зрения, болезнь, смерть и страдание присутствуют в мире как результат грехопадения людей. До этого их в мире не было. Страдания приносит в мир человек, когда он грешит и разрушает себя злом.

И. Кант определяет страдание как чувственное неудовольствие, вызванное чем-то неприятным и затрудняющее жизнь. Природа сделала страдание стимулом к деятельности, неизбежно толкающим человека к лучшему. В жизни человека между периодами удовольствия всегда появляются моменты страдания. В антагонизме страдания и удовольствия первичным является страдание. Без него не было бы жизни как таковой. Несколько неожиданна точка зрения Канта на моральную ценность сострадания. Он не отрицает, что сострадание следует культивировать, но, по его мнению, оно не является моральным в подлинном смысле этого слова, ибо испытывается человеком лишь на основе его чувственной природы. Кроме того, оно только увеличивает количество страдания, прибавляя к горю страдающего еще и горе сострадающего.

А. Шопенгауэр видит в сострадании опыт непосредственного проникновения в чужое Я, слияния с ним. Способность к состраданию он рассматривает как одно из трех проявлений моральности человека (наряду со справедливостью и человеколюбием). Шопенгауэр превращает сострадание в краеугольный камень этики, распространяя его даже на отношение человека к животным.

«…Чем больше человек страдает, тем скорее достигает он истинной цели жизни, чем счастливее он живет, тем дальше от него эта цель…»

Бердяев выделяет два вида страданий: одни связаны с социальными причинами и преодолеваются изменением социального строя, развитием научного знания; другие с трагической основой жизни, и они не устранимы никакими социальными преобразованиями. Сострадание Бердяев определяет как «соединение со страдающей тварью в ее богооставленности», то есть в ее страдании. В этом он видит главный парадокс христианской этики: нужно сочувствовать и сострадать ближнему, облегчать его страдания и вместе с тем понимать, что страдания эти являются результатом греха.

Неожиданный поворот получает идея сострадания у теоретика русского анархизма П.А. Кропоткина. В основу своей этики он кладет три принципа: закон взаимопомощи, предполагающий чувство долга, сочувствие, уважение к человеку; принцип справедливости, обеспечивающий равноценность всех членов общества; готовность к самопожертвованию ради другого, базирующуюся на великодушии, не претендующем на какую-либо награду. Кропоткин был глубоко убежден, что только добровольное следование этим принципам может обеспечить человеку счастье бытия, а два из них — закон взаимопомощи и готовность к самопожертвованию — очевидно содержат в себе способность и необходимость сострадания.

Рассмотренные взгляды на страдание и сострадание отражают, лишь частно-личностный аспект их понимания, возможный еще на рубеже XIX-XX веков. XX век с его природными и социальными катаклизмами привнес в мир то, что Э. Фромм назвал «всеобщим характером страдания»: «Не следует забывать, что страдание — это, пожалуй, единственное эмоциональное состояние, которое является общим для всех людей», — писал он.

Как правило, причины всеобщего характера страдания коренятся не в самом человеке, а в окружающем его мире. Все формы социального рабства, насильственные попытки перестроить жизнь людей, непрерывные войны, революции, нищета, рост терроризма — все это порождает страдания миллионов людей.

Изучаем эмоции…(вн)…1) Страдания и сострадания

Закрыт 7 лет

Марина Виже

Наставник (69297)

Страдание и сострадание
Страдания — мучительные ощущения человека, при котором он испытывает физическую и эмоциональную боль.
Сострадание — сочувствие к чужому страданию.

PS. чувства эти испытывает не только человек, а многие живые существа.
Вопрос по картине Рембрандта «Портрет старухи»
Какие эмоции человека показал художник?
Может ли этот портрет быть примером для демонстрации страдания или сострадания?

Если да, то как Вы определил, что именно изобразил Рембрандт?


.
страдания ни есть сиюминутный результат
это иногда — годы

Дополнен 7 лет назад

#страдание

Мы платим до 300 руб за каждую тысячу уникальных поисковых переходов на Ваш вопрос или ответ Подробнее

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ ИЗ 10

‘D

Верховный Наставник (108692)

Мне кажется, тут другое: смирение, готовность принять, даже некоторая безысходность. Для сострадания не хватает теплоты в глазах. А для страдания — страсти…

ЕЩЕ ОТВЕТЫ

Личный кабинет удален

Наставник (48061)

А может она просто устала…

Шут-nik..)

Наставник (40091)

глядя на этот портрет я всегда почему то выделяю ее руки…не знаю почему.. Доброго вечера..

кот баюн VIP

Верховный Наставник (204086)

Мне кажется здесь тоска по ушедшему. ..

Приветик)))

КОСТРОМА

Верховный Наставник (175535)

на портрете грусть,а не страдание

Мариша,привет!

»

Верховный Наставник (157795)

У неё на лице печаль, тяжёлая жизнь прожита, много потерь, но в тоже время мелькают в глазах воспоминания о былом, возможно и приятных моментах с человеком, которого она потеряла.

***** VIP

Верховный Наставник (165992)

Мне кажется-на ее лице-печать пережитых страданий которые вызывают чувство сострадания у тех-кто смотрит на ее изображение .(И может быть-представляет себя на ее месте)Доброго.Марина.

.

Наставник (81249)

Зимушка

Наставник (37250)

А, по-моему, у неё на лице скорбь…

ЛёшаНаташа / Н

Наставник (79574)

бооже… как всё различается
в ответах

согласен с Ольгой
грусть
и довольно светлая

и даже девчёночная кокетливость

помимо гаммы и теплоты, в фигуре некоторый сдвиг,
динамика !
как и за счёт чего ?

нюансы эти так секретны
и так не прячутся от нас
что представляется балетный
за нынешним итогом класс

была соперница, пол века
да что теперь. .. — лети печаль…
родные красят человека
которым на портрет не жаль

ПОХОЖИЕ ВОПРОСЫ

Ницше полагал, что сострадание сильнее страдания. Согласны?

Вот почему к физическим страданиям других людей большинство относится с уважением и состраданием, а

Сострадать способен лишь тот, кто испытывал страдания сам. Выходит Бог неспособен на сострадание?

Нужны ли в жизни сочувствие и страдание?

Какова цель всех страданий?

Вам перестройка страдания какие нить принесла?

По мотивам страданий Анчутки…

Не могу молчать. О страданиях народа.

Зачем судьба посылает людям страдания ?

Отличает ли мозг физическое страдание от душевного ?

Страдание и сострадание: связь между неблагоприятным жизненным опытом, эмпатией, состраданием и просоциальным поведением

. 2016 март; 16(2):175-182.

дои: 10.1037/эмо0000144. Epub 2016 11 января.

Даниэль Лим 1 , Дэвид ДеСтено 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Северо-восточный университет.
  • PMID: 26751630
  • DOI: 10.1037/эмо0000144

Даниэль Лим и др. Эмоция. 2016 март

. 2016 март; 16(2):175-182.

дои: 10.1037/эмо0000144. Epub 2016 11 января.

Авторы

Даниэль Лим 1 , Дэвид ДеСтено 1

принадлежность

  • 1 Факультет психологии Северо-восточного университета.
  • PMID: 26751630
  • DOI: 10.1037/эмо0000144

Абстрактный

Переживание прошлых невзгод традиционно было связано с негативными последствиями в жизни. Тем не менее, новые данные свидетельствуют о том, что существует неоднородность в отношении связей между невзгодами и устойчивостью, причем невзгоды часто усиливают сотрудничество перед лицом совместных страданий. Здесь авторы представляют 2 исследования, предназначенные для изучения того, связана ли тяжесть прошлых невзгод с устойчивой склонностью к сочувствию, опосредованному сочувствием, и, если да, то связано ли возникающее сострадание напрямую, в свою очередь, с поведением, призванным облегчить страдания. страдания других. Используя как MTurk, так и лабораторные парадигмы, авторы обнаруживают, что возрастающая тяжесть прошлых невзгод предсказывает усиление эмпатии, что, в свою очередь, связано со устойчивой тенденцией чувствовать сострадание к другим нуждающимся. Кроме того, они демонстрируют, что возникающие в результате индивидуальные различия в сострадании, по-видимому, порождают поведенческие реакции, направленные на помощь другим (например, благотворительность, помощь незнакомцу).

(c) APA 2016 г., все права защищены).

Похожие статьи

  • Прошлые невзгоды защищают от предвзятости счета в сострадании.

    Лим Д., ДеСтено Д. Лим Д. и др. Эмоция. 2020 дек; 20(8):1344-1356. дои: 10.1037/emo0000655. Epub 2019 15 августа. Эмоция. 2020. PMID: 31414833

  • От страдания к заботе: модель различий между пожилыми людьми в уровнях сострадания.

    Мур Р.К., Мартин А.С., Кауп А.Р., Томпсон В.К., Питерс М.Е., Джесте Д.В., Голшан С., Эйлер Л.Т. Мур Р.С. и др. Int J Geriatr Psychiatry. 2015 Февраль;30(2):185-91. дои: 10.1002/gps.4123. Epub 2014 15 апр. Int J Geriatr Psychiatry. 2015. PMID: 24733732 Бесплатная статья ЧВК.

  • [Сострадание как посредник между стрессовыми событиями и воспринимаемым стрессом у греческих студентов].

    Толули Э., Маридаки-Касотаки А. , Варвогли Л., Хрусос Г.П. Толули Э. и др. Психиатрики. 2016 апрель-июнь;27(2):89-97. doi: 10.22365/jpsych.2016.272.89. Психиатрики. 2016. PMID: 27467029 греческий, современный.

  • Ложь, потому что мы заботимся: Сострадание увеличивает просоциальную ложь.

    Луполи М.Дж., Джампол Л., Овейс К. Луполи М.Дж. и соавт. J Exp Psychol Gen. 2017 Jul; 146 (7): 1026-1042. дои: 10.1037/xge0000315. Эпаб 2017 11 мая. J Exp Psychol Gen. 2017. PMID: 28493758

  • Внимательность, самосострадание и сочувствие среди медицинских работников: обзор литературы.

    Рааб К. Рааб К. J Капеллан здравоохранения. 2014;20(3):95-108. дои: 10.1080/08854726. 2014.913876. J Капеллан здравоохранения. 2014. PMID: 24926896 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Повышенный эмпатический дистресс у взрослых связан с более высоким уровнем жестокого обращения в детстве.

    Benz ABE, Dimitroff SJ, Jeggle C, Gaertner RJ, Meier M, Unternaehrer E, Bentele UU, Denk BF, Klink ESC, Pruessner JC. Бенц Абэ и др. Научный представитель 2023 11 марта; 13 (1): 4087. дои: 10.1038/s41598-023-30891-7. Научный представитель 2023. PMID: 36906595 Бесплатная статья ЧВК.

  • Вы пожинаете то, что посеяли? Движущий механизм прозрачности цепочки поставок на косвенной взаимности потребителей.

    Он С. Он С. Фронт Псих. 2023 9 февраля; 14:1081297. doi: 10.3389/fpsyg.2023.1081297. Электронная коллекция 2023. Фронт Псих. 2023. PMID: 36844304 Бесплатная статья ЧВК.

  • Влияние социально-экономического статуса на альтруистическое поведение китайских учащихся средней школы: опосредующая роль эмпатии.

    Лю С, Чжан И, Чен З, Сян Г, Мяо Х, Го С. Лю С и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023 14 февраля; 20 (4): 3326. дои: 10.3390/ijerph30043326. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023. PMID: 36834021 Бесплатная статья ЧВК.

  • Самосострадание и физическая активность: основная роль психологического стресса и барьера самоэффективности.

    Чжан С. , Роско С., Прингл А. Чжан С. и др. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023 13 января; 20 (2): 1480. дои: 10.3390/ijerph30021480. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. 2023. PMID: 36674235 Бесплатная статья ЧВК.

  • Симпатия-сочувствие и радикализация молодежи.

    Лавенн-Колло Н., Диссо Н., Кампело Н., Виллалон С., Бронсар Г., Ботбол М., Коэн Д. Лавенн-Колло Н. и соавт. Дети (Базель). 2022 2 декабря; 9 (12): 1889. дои: 10.3390/дети9121889. Дети (Базель). 2022. PMID: 36553332 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

термины MeSH

О чем задуматься: Страдание и сострадание

  • Автор

    Дана Спаркс


Д-р Амит Суд говорит: «Пусть страдание, личное или свидетельское, вызывает сострадание, пока вы не достигнете точки, когда ваше сострадание будет спонтанным, без потребности в страдании».

Дорогой друг,

Страдание, личное или засвидетельствованное, часто оставляет след. Этот остаток может быть болезненным шрамом, который вторгается во многие будущие сознательные моменты. Этот шрам отнимает надежду, сокрушает доверие и делает вас боязливым и параноиком. Таким образом, событие страдания может посеять несчастье на всю жизнь. Это продолжающееся страдание можно описать по-разному: посттравматическое стрессовое расстройство, хронический стресс, боевая усталость, эмоциональное выгорание и так далее.

Остаток также может привести к изменению мировоззрения. Человек вовлекается в жизнь во всем ее богатстве и становится мягче и терпеливее. Отношения улучшаются, приоритеты меняются, появляются новые возможности. Эта новая перспектива признает каждый момент без страданий драгоценным и преходящим. Человек становится сильнее и устойчивее к будущим страданиям. Такая устойчивость не возвращает человека к исходному уровню; он поднимает базовую линию — человек растет в результате падения. Недаром некоторые специалисты называют это явление посттравматическим ростом.

Важно понимать, что травма сама по себе не ведет к росту. Травма пробуждает человека, чтобы задействовать больше внутренних ресурсов и развить более зрелую точку зрения, чтобы начать траекторию роста. Кроме того, рост сам по себе не гарантирует прекращения боли; рост и боль часто сосуществуют, хотя боль на фоне роста ощущается более терпимо.

Как можно «выбрать» траекторию роста? Чем более целенаправленно вы относитесь к тому, как вы смотрите на свои невзгоды, особенно на их ранней, деликатной стадии, тем больше вероятность роста. Научиться находить хорошее в плохом, признать, что некоторые невзгоды являются частью жизни, и попытаться найти смысл в невзгодах — это полезные первые шаги. Очень помогает наличие рядом с вами заботливых людей, готовых выслушать и дать мудрый совет.

Рост, стимулируемый невзгодами, сохраняет надежду. Такой рост не позволяет невзгодам ослабить свет сострадания внутри вас. Невзгоды разжигают более сильное сострадание.

Первоначально такое сострадание распространяется только на тех, кто знает, что они страдают. Постепенно человек преодолевает этот барьер и признает, что в список страдающих входят все, даже те, кто, возможно, сознательно или неосознанно причинил страдания.

Благословенна та земля, где процветает сострадание без личного опыта страданий. Однако большинству мест на земле необходимо страдание, чтобы пробудить сострадание.

Страдание, не вызывающее сострадания, может не выполнить свою потенциальную цель. Мы должны создать мир, в котором прорастает сострадание без нужды в страдании. Пока мы не достигнем этого, пусть страдание создаст не шрам, а ум, который готов давать и получать доброту.

Пусть ты никогда не страдаешь; пусть твои страдания сделают тебя сильнее и добрее.

Будьте осторожны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *