Что такое страсть и как узнать есть ли она у человека?
Содержание
- Что такое страсть: отвечают психологи
- Как узнать, испытывает ли человек страсть?
- Виды страсти
Страсть – это чрезвычайно сильное чувство, возникающее на уровне интуиции. Выражается оно как увлечение, тяга или склонность к чему-либо или кому-либо. Объектом страсти выступают как люди, так и предметы, идеи и даже мысли. О том, в чем же проявляется страсть, какой вид она принимает в той или иной ситуации, а также как ее распознать в современном мире, и пойдет речь ниже.
Что такое страсть: отвечают психологи
Психологи и философы современности характеризуют страсть как сильнейший эмоциональный всплеск, который берет верх над разумом, действиями и остальными чувствами человека. Правда, они убеждены в том, что страсть – чувство нейтральное, и только сам человек, испытывающий ее, способен придать этому чувству положительную или отрицательную эмоциональную окраску.
Дело в том, что человек, охваченный страстью, испытывает сразу массу сильных эмоций – радость, тревогу, предвкушение, ожидание, иногда сомнение. Эти эмоции приводят к тому, что человек начинает вести себя в некотором смысле неадекватно, иначе говоря, он совершает поступки, которые окружающим будут казаться необдуманными или попросту глупыми. Происходит это из-за выброса в организме гормонов: серотонина, эндорфина и адреналина.
Как уже отмечалось ранее, страсть чаще всего выступает в роли чувства разрушающего. Но человек способен превратить негативную энергию в позитивную.
Так, например, психологи рекомендуют именно в порыве подобных эмоций, начинать саморазвиваться. Стоит заняться тем, о чем давно мечтали, но не решались этого сделать по тем или иным причинам, например, начать изучать иностранный язык или отправиться путешествовать. Этот процесс способен захватить все мысли, переключить внимание и, в итоге, привнести в жизнь новые знания и впечатления. Однако не всегда человеку хватает самообладания и сил, чтобы самостоятельно управлять своей волей, изначально испытывая страсть и тягу к чему-либо другому.
Читайте по теме: Ученые узнали, как вызвать любовь
Хотя у понятия «страсть» известно несколько значений, большинство людей отождествляют ее исключительно с сексуальным возбуждением к партнеру или даже с любовью (используя при этом понятие «страстная любовь»).
Однако психологи отрицают отождествление понятий «любовь» и «страсть», а большинство и вовсе противопоставляют их. Они убеждены, что отношения, построенные на сексуальном влечении, эгоистичны, в отличие от любви. Каждый партнер, мужчина это или женщина, преследует в таких отношениях свою цель, используя при этом другого.
Страсть в этих отношениях действует как наркотик, она захватывает человека с головой, но так же быстро отпускает. Ученые даже установили срок таким отношениям – не больше двух лет. Они считают, что ровно столько времени в человеческом организме сохраняется повышенный уровень определенного вида протеинов – нейротрофинов. С течением времени он начинает неуклонно снижаться, и былые чувства, принятые за любовь, постепенно исчезают.
Как узнать, испытывает ли человек страсть?
Никто не хочет быть «игрушкой» в отношениях. А вот быть «объектом страсти» намного почетнее, хотя итог для такого рода отношений все равно один. И тут возникает вопрос, а можно ли понять по человеку, испытывает он страсть или это более глубокое чувство. Психологи выделяют следующие признаки, характерные для людей, испытывающих к партнеру только страсть, которая выражается исключительно в сексуальном интересе:
- Человек испытывает жадный интерес к телу избранника, ему важны манеры и другие внешние проявления.
- Флирт и соблазнение доминируют над душевными разговорами.
- Повышенная, временами патологическая ревность. Проявляется из-за безудержного желания обладать объектом страсти и контролировать его.
- Человек не склонен разговаривать о своих истинных чувствах, его мысли сосредоточены только на собственных фантазиях.
- Кроме сексуальных контактов и веселого проведения времени, другие совместные мероприятия малоинтересны.
Признаки страсти определяются и физически, только не спешите делать выводы, опираясь на них. Помните, что страсть присуща всем, а человек изредка поддается ей, поскольку это заложено в его природе. Другое дело – когда он систематически испытывает сильную страсть, переставая себя контролировать. Физически это будет выражено так:
- Учащенное сердцебиение;
- Частое перемещение по комнате;
- Непроизвольное расширение зрачков;
- Частое пребывание в состоянии сексуального возбуждения;
- Легкое дрожание рук;
Перед тем, как вступить с новым партнером в отношения, понаблюдайте за его поведением и манерами. Даже неглубокий анализ поможет вам понять истинные мотивы и принять верное решение.
Виды страсти
Классифицировать страсть можно по разным признакам. Например, классификацию проводят по объекту, на который она направлена.
Страсть к острым ощущениям- Сексуальная страсть – описание ее признаков было раскрыто ранее.
- Страсть к увлечению. В этом случае на второй план уходят остальные мысли и чувства. Подобная страсть мобилизует силы человека и делает его способным совершать поступки почти на грани физических и умственных возможностей. К примеру, у творческих людей рождаются шедевры или появляются новые замыслы и идеи.
- Страсть к острым ощущениям. Она присуща людям, увлекающимся экстримом или принимающим наркотические вещества. Во втором случае происходит изменение чувствительности нервной системы, при котором человека уже не интересуют стандартные удовольствия и радости.
- Страсть к работе. Она делает из людей с повышенным чувством ответственности и долга истинных фанатов своего дела. Как правило, такая страсть сопровождается нерегламентированным перечнем обязанностей и ненормированным рабочим днём.
Гордыня, алчность, блуд, зависть, чревоугодие, гнев, уныние – все это тоже виды страстей, в совокупности представляющие «семь смертных грехов» в православии.
Страстью в этом случае называется навык души, который сформировался в ней от многократного повторения одних и тех же грехов и стал как бы природным ее качеством – настолько, что человек не способен избавиться от страсти, даже когда поймет, что она уже не приносит ему удовольствия, а доставляет мучения. Собственно, слово «страсть» в церковнославянском языке как раз и означает — страдание.
Страсть к работеА смертными эти грехи называются потому, что они влекут за собой смерть души. Не сумев остановиться, душа человека в итоге теряет связь с Богом, становится неспособной к переживанию духовной радости ни в земной жизни человека, ни в посмертном существовании.
Страсть – понятие неоднозначное. С одной стороны, она несет разрушение, поскольку затмевает человеческий разум и не дает оценивать ситуацию трезво, даже приводит к непоправимым последствиям. С другой стороны, страсть побуждает людей к творчеству и действию, дает силы воплотить в жизнь смелые масштабные проекты. Даже трудно представить, какой была бы цивилизация XXI века без страстного желания людей познать мир вокруг себя. Умение направлять страсть в правильное русло приводит к развитию, отсутствие же этого навыка способно разрушить судьбы и жизни.
Страсть (чувство) | это… Что такое Страсть (чувство)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Страсть.
Страсть — сильное, стойкое, доминирующее над другими, чувство человека, характеризующееся энтузиазмом или сильным влечением к объекту страсти. Объектами страсти могут быть как люди, так и предметы и даже идеи.[1]
Чаще всего объектом страсти служит сексуальный партнёр, в таком случае слово «страсть» используется для обозначения высокой степени полового возбуждения в сочетании с эмоциональным влечением к этому партнёру. Зачастую, страсть как короткоживущее, преходящее чувство, отождествляют с влюблённостью, противопоставляя её любви.
Также слово «Страсть» используется в качестве синонима слов «эмоция», «аффект», «чувство» — то есть эмоциональных процессов вообще.[3][4]
Содержание
|
В древнегреческой философии
Основная статья: Древнегреческая философия
В стоицизме
Основная статья: Стоицизм
По определению Зенона, страсть означает импульс души, беспорядочный и излишний. Страсть есть импульс, который, когда-то будучи естественным, стал неконтролируемым, непослушным разуму и, следовательно, противным природе. Для Цицерона, речь идет о болезни, но он добавляет, что не все страсти могут быть рассматриваемы таким образом[5] «Все страсти являются болезнями, и (…) их жертвы страдают умственными недугами»; они составляют «патологические расстройства личности»[6]. То есть, мудрый человек стремится к апатии, к уничтожению страстей.
В платонизме
Основная статья: Платонизм
Для Платона страсть скорее негативное, но неизбежное явление. В «Тимее» он исключает страсти из наиболее возвышенной части души, logistikon (Тимей, 69 cd). В «Республике» он указывает, что каждая часть души имеет свою собственную ей присущую страсть.
В аристотелизме
Основная статья: Аристотелизм
С точки зрения Аристотеля, выраженной в «Никомаховой этике», страсти включают не только вожделение и гнев, но также дружбу, мужество и радость, т.е сами по себе они ни благи, ни злы. Они нейтральны, и их надлежит умеренно и разумно использовать[7].
В религиях
В православии
В восточно-византийском богословии под страстью чаще всего понимаются греховные, противоестественные движения души, заключающиеся в ее увлечении чем-либо вместо Бога, и ставшие привычкой. Например, прп Нил Сорский «Страстью называет такую склонность и такое действие, которые, долгое время гнездясь в душе, посредством привычки, обращаются как бы в естество ее. Человек приходит в это состояние произвольно и самоохотно; и тогда помысл, утвердясь от частого с ним обращения и сопребывания, и согретый и воспитанный в сердце, превратясь в привычку, непрестанно возмущает и волнует его страстными внушениями, от врага влагаемыми» [8]
Страсть рассматривается как ошибочное, искаженное грехом проявления качеств. Согласно православному учению о борьбе с грехом в себе, аскетике, страсть считается извращённой (искажённой) добродетелью. Например, гнев может быть как праведным, так и греховным. В связи с этим утверждается, что страсть как проявление зла, не имеет собственной онтологической сущности, а паразитирует на изначально добром устроении Божественного творения (человека).
Обычно выделяют восемь основных страстей, к которым относятся гордость, тщеславие, сребролюбие (алчность), гнев, блуд, чревоугодие, уныние (лень), печаль. Их разделяют на телесные (чревоугодие, блуд) и душевные. Им противоположны восемь добродетелей: любовь, смирение, нестяжание, кротость, целомудрие, воздержание, трезвение, блаженный плач (радость).
Противоестественность страсти заключается в том, что в ней человек отказывается от естественного для своей природы соединения с Творцом, дающим человеку высшее духовное блаженство. Вместо наслаждения общением с вечным Богом человек ищет наслаждения в своем временном земном бытии, среди преходящего и непостоянного мира. Такими наслаждениями могут являться деньги (страсть сребролюбия), еда (страсть чревоугодия), незаконные половые увлечения (блуд), унижение других людей, утверждение своего превосходства над ними (гнев, гордость, тщеславие), чрезмерные огорчения по поводу недостатка или лишения материальных благ, неосуществления страстных пожеланий (уныние, печаль).
Основанием страстей является самолюбие, противоположное любви к Богу и ближнему. Главными и наиболее опасными страстями являются гордость и тщеславие.
В аскетике различают следующие ступени постепенного развития страсти.
- Прилог, когда без намерения и против воли входят в душу греховные представления, или через внешние и внутренние чувства, или через воображение. Это безгрешно, и только есть повод и близость к греху.
- Сочетание означает принятие прилога, добровольное размышление о нем, что не всегда безгрешно.
- Сложение есть услаждение души пришедшим помыслом.
- Пленение есть то состояние души, когда принужденно и невольно отводится ум на худые мысли, нарушающие мирное устроение души и душа с усилием, только при помощи Божией, возвращается в себя.
- Страсть есть долговременное и обратившееся в привычку услаждение страстными помыслами, влагаемыми от врага, и утвердившееся от частого размышления, мечтания и собеседования с ними. Это уже есть рабство греху, и не покаявшийся, не извергший из себя страсть, подлежит вечным мукам, которые есть выражение «видения» Творца и невозможность «общения» с Ним, бесконечно угнетенное состояние в результате собственного падения «на фоне Божественной чистоты».
Основой борьбы со страстями является борьба с помыслами.
Борьба со страстями — одна из главных задач христианина[9].
Наряду с греховными страстями различают так называемые неукоризненные страсти такие как голод, жажда, страх, усталость и т. п., являющиеся проявлениями первородного греха.
В католичестве
В латинской богословской традиции понятие «страсть» является синонимом понятий эмоция, чувство и само по себе рассматривается как нравственно нейтральное. Катехизис католической церкви поясняет: «Чувства или страсти означают эмоции или движения чувственности, которые склоняют к тому, чтобы действовать — или бездействовать — в соответствии с тем, что человек ощущает или воображает как благое или злое (1763). Страсти сами по себе ни хороши, ни плохи. Они получают моральную оценку только в той мере, в какой они фактически зависимы от разума и воли. Страсти называются добровольными «либо потому, что воля диктует их, либо потому, что она им не препятствует (1767)».
Православному пониманию страсти соответствует католический термин «порок».
В индуизме
В религиозно-философской традиции индуизма страсть — раджас — является одним из трёх «основных состояний» (гун), в котором может пребывать человеческий разум. Качественно страсть располагается ниже благости, но выше невежества.
Примечания
- ↑ Ожегов С. И. Страсть // Толковый словарь русского языка.
- ↑ Гумеров П. Дружба, влюблённость, любовь // Интернет-журнал Сретенского монастыря. — 2010.
- ↑ Дмитриев Д. В. Страсть // Толковый словарь русского языка.
- ↑ Ушаков Д. Н. Страсть // Толковый словарь русского языка.
- ↑ Цицерон. О пределах добра и зла, III, 35
- ↑ J. M. Rist, Stoic Philosophy, Cambridge, 1969, p. 26-27.
- ↑ Аристотель. Никомахова этика, II, 4-5 (1105b, 1106b)
- ↑ Преподобный Нил Сорский. О ВОСЬМИ ГЛАВНЫХ СТРАСТЯХ И О ПОБЕДЕ НАД НИМИ
- ↑ Страсть. Азбука веры
Страсть и накал чувств.
Большинство людей думают, что страсть — это то, что мы чувствуем, когда влюбляемся или вожделеем, и хотя это правда, страсть — это нечто большее. Страсть управляет гаммой эмоций. Страсть добавляет интенсивности и особого рода алхимии любому переживаемому нами чувству, подчеркивая его эмоциональное отражение в нас. Страсть чувствуется, опыт разворачивается через наши чувства и обходит наш мыслящий ум. Страсть может привести к тому, что мы испытаем большое удовольствие, а также сильную боль. Это может создать турбулентность, которая усиливает и обостряет все наши эмоции, от любви до ненависти, экстаза, насилия, отчаяния и отчаяния. Действительно, страстные состояния могут угрожать переполнить нас чувством, которое приводит нас в восторг. Иногда это хорошо. Это может привести к глубокой привязанности и прочным отношениям, а также к созданию романа, картины, скульптуры, песни, танца. Искусство во всех его проявлениях хорошо понимает страсть, поскольку говорит на одном языке — эмоциональном и основанном на внутреннем опыте. Однако страсть может также ввести нас в заблуждение, на территорию перевозбуждения, излишества, чрезмерного чувства, боли и страдания. Эмоциональная интенсивность является отличительной чертой страсти, и ее выражение известно неявно и ощущается телесно. Только после того, как мы это почувствовали, мы можем вернуться к нему в наших мыслях.
Что значит быть страстным? Иметь страстный характер? Быть увлеченным вещами? А почему только определенные вещи?
Традиционно психоанализ рассматривал страсть как царство истерика, той бедной души, которая страдает от «воспоминаний», которые отражаются физически и не могут быть выражены словами. Таким образом, развилось лечение разговором: помощь слов в опыте, который был настолько мощным, что говорил через тело и его симптоматику. И хотя слова действительно помогают нам понять и назвать наши переживания и чувства, я думаю, что бывают случаи, когда они не могут передать то, что мы чувствуем, особенно когда это чувство страстное.
Почему?
Потому что страсть включает в себя бессознательную коммуникацию, которая выходит за пределы устной речи и напрямую приводит к имплицитному опыту, задействуя модели отношений, которые немыслимы, но познаются через чувства.
Да, страстные эмоции могут вызвать эмоциональную неуравновешенность, потому что они высвечивают пространство между слиянием и разделением и разрушают границы между нашей личной и нашей общественной жизнью, между вещью и тем, что мы воображаем, и между прочувствованное/пережитое/пережитое событие и то, о котором рассказывается. Страсть как имплицитное, чувственное и сенсорное общение необходимо пережить и прочувствовать, чтобы быть распознанным, познанным и понятым. Страсть несет в себе ранний реляционный диалог, который оживает в контексте отношений с людьми и объектами, вызывающими это раннее чувственное эхо.
Как это может быть?
Помните любовь? Насколько полностью пленен другим, насколько восхищен ощущением, воображением, возможностью? Когда сама жизнь казалась скучной без обещания того самого любимого человека? Страсть.
И если эти отношения разбили тебе сердце, помнишь ту боль? Интенсивный, бесконечный, преследующий вас в течение дня и пробуждающий по ночам? Страсть.
Или, может быть, вы можете вспомнить время, когда вы были перенесены в другую страну романом или очарованы музыкальным произведением — потерявшись, играя его часами.
Или когда вы оказались в строках определенного стихотворения, которое, казалось, захватило самые сокровенные части вас и говорило только с вами.
У страсти есть предпочтения, и они самые личные. Мы не выбираем свои страсти, они находят нас, часто удивляя нас в процессе.
Я думаю, это потому, что страсть включает в себя непрерывный обмен отношениями, в котором мы чувствуем себя неявно признанными и известными; в общении с другим через чувственный опыт, который настолько силен, что слов недостаточно, чтобы передать его. У страстного обмена есть своя собственная логика, заложенная в нас и обнаруженная конкретным объектом или человеком. Возможно, именно поэтому страсть часто определяется как любовь или Эрос — и то, и другое требует отношений, и оказывается, что страсть и ее воплощение также требуют отношений.
Быть страстным, страстным
Мы все хотим жить в страсти, и никто не желает жизни без какой-либо страсти. Страсть заставляет нас чувствовать себя живыми. И помимо хорошего самочувствия страсть также может помочь в жизни. Давайте посмотрим, как это работает, и как вы можете развивать и использовать свои собственные.
Я определяю страсть как « сфокусированное желание». » То есть это положительное чувство, которое указывает на то, что мы хотим больше какого-то конкретного и конкретного опыта. Например, вы можете испытывать страсть к человеку, которого любите, или к рабочему контексту, или к классному ресторану, или к делу, которое может сделать мир лучше.
Страсть не только доставляет удовольствие, поскольку она высвобождает гормоны положительных эмоций в наш организм, но и помогает жизни на практике. Во-первых, помогает нам преодолевать трудности. Например, если у вас мало страсти к своей работе, очень трудно пережить трудные времена. Наличие трудовой этики помогает. Как и знание того, что ваша работа оплачивает счета и служит какой-то стоящей цели в жизни. Но страсть к тому, что вы делаете, обеспечивает более глубокий стимул и мотив, чтобы придерживаться чего-то и доводить дело до конца.
Во-вторых, страсть помогает нам определить, что для нас важно. В современной культуре так много вариантов: от отношений до работы, развлечений и духовных ценностей. Просмотр тысяч фильмов и телепередач, чтобы увидеть то, что вы хотите посмотреть, может быть ошеломляющим. Но страсть — это своего рода «подсветка » для вашего мозга, которая указывает на что-то конкретное, что, по вашему мнению, вызывает у вас положительные эмоции.
Как мы можем иметь более развитое чувство страсти? Вот несколько советов:
Определите, что в данный момент вызывает у вас страсть. Просмотрите свой календарь за последний месяц и посмотрите, с какими людьми и событиями вы взаимодействовали, отметив, какие из них вызвали у вас страсть. Напишите предложение о том, почему этот человек или опыт вызвал у вас страсть. Вы начнете видеть темы, лежащие в основе того, что вы делали, и это поможет вам стремиться к большему. Например, один из моих детей упомянул, что видел мюзикл, который ему понравился. Я немного знал об этом, поэтому я зашел в Интернет и прослушал несколько песен, нашел ту, которая меня просто зацепила, и слушал ее снова и снова. Это вызвало у меня сильную страсть, и я начал искать песни в жанре этой песни, чтобы иметь больше таких же.
Стремитесь жить настоящим моментом. В эти дни мы так заняты, что забываем об осознанности. Легко застрять в одном из двух мест: беспокоиться о будущем или слишком сосредоточиться на текущей задаче . Нам нужно быть ориентированными на будущее, и нам нужно добиваться цели. Но жизнь только этих двоих — жизнь в дефиците.