Техники самопрезентации и управления впечатлением о себе
Автор: Елeнa Витaльeвна Миxaйлoва, кандидат психологических наук, дoцент кaфедры организационной психологии ГУ BШЭ.
В поисках научного практического ответа на вопрос, как осуществляется эффективная самоподача и самопрезентация, проанализируем стратегии, техники и приемы самопрезентации, которые предлагаются разными авторами. Цель данной исследовательской работы — поиск технологий, ноу-хау управления впечатлением, которые было бы возможно использовать на практике.
Термин самопрезентация часто используется как синоним управления впечатлением для обозначения многочисленных стратегий и техник, применяемых индивидом при создании и контроле своего внешнего имиджа и впечатления о себе, которые он демонстрирует окружающим.
Кроме термина самопрезентация (калька с английского self-presentation), который употребляется сравнительно недавно, для отечественной традиции долгое время более характерными были понятия самоподача и самопредъявление,
Существуют попытки рассмотреть самопрезентацию как поведенческую реализацию мотивации. Например, Р. Аркин [Arkin, 1981] и А. Шутц [Schutz, 1972] видят в самопрезентации реализацию мотивации достижения или избегания неудач и выделяют по этому признаку приобретающую и защитную самопрезентацию.
- Приобретающая самопрезентация выражает мотивацию достижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равными себе).
- Защитная самопрезентация — поведенческое проявление мотивации избегания неудач. Она чаще всего не осознается. Человек выбирает неадекватную для решения задач среду: либо с заниженными требованиями, либо с непомерно высокими (авантюристическая самопрезентация).
Самопрезентация по Р. Баумейстеру и А. Стейнхилберу — это самораскрытие в межличностном общении через демонстрацию своих мыслей, характера и т.
д. Это неосознаваемый процесс, он отражает социальную природу человека, его потребность в признании другими людьми. Авторы считают, что человек нуждается в самораскрытии, т.е. в проявлении себя во внешнем мире. В процессе межличностного общения он представляет свое внутреннее содержание: мысли, характер, ценности, убеждения. Его цель не только произвести впечатление, но и продемонстрировать то, что он из себя представляет.
Широко известная работа Эрвинга Гоффмана (Erving Goffman) «Presentation of Self in Everyday Life» [Goffman, 1959] стала на долгие годы основой анализа феномена самопрезентации.
Гоффман утверждает, что когда человек предстает перед лицом других, окружающие обычно стремятся собрать информацию о нем или строят свое поведение на основе той информации, которой уже владеют. Они будут интересоваться его социально-экономическим статусом, Я-концепцией, установкой по отношению к ним, компетентностью, кредитоспособностью и т.д.
Информация о человеке позволяет понять, что человек ожидает от окружающих и чего они могут ожидать от него. Поняв это, окружающие будут знать, как лучше себя вести, чтобы в дальнейшем вызвать желаемую реакцию.
Окружающим доступно много источников информации. Они могут подбирать ключи, делая выводы по поведению и внешности, используя свой прошлый опыт или, что важнее, применяя без проверки сложившиеся стереотипы. Они могут также положиться на предположение, составленное по совокупности психологических черт, как на средство, дающее возможность предугадать настоящее и будущее поведение человека.
Это самовыражение (и соответственно способность произвести впечатление) содержит два момента: что человек выдает и что его выдает. Под первым подразумеваются прямые речевые послания или их заменители. Это коммуникация в традиционном и узком смысле. Второе содержит широкий спектр действий, которые окружающие могут воспринимать как симптомы актерства. Зрители ожидают, что представление разыгрывалось по иным причинам, нежели те, что заявлялись в передаваемой информации. Однако человек может обманывать в первом случае и притворяться во втором.
Наблюдатель, по мнению Гоффмана, может лишь строить предположения: «Мы живем по предположению. Скажем, я ваш гость. Вы не знаете, не можете определить научными методами, что я украду ваши деньги или ваши ложки. Но, скорее всего, я не сделаю этого, и, скорее всего, вы пригласите меня в гости».
Таким образом, когда человек появляется перед зрителями, ему приходится мобилизовать свою активность, чтобы передать то впечатление, в котором он заинтересован. Например, девушка из общежития может организовать звонки но телефону, чтобы создать впечатление того, насколько она популярна.
Когда человек предстает перед зрителями, его поведение будет влиять на исход ситуации. Иногда он просчитывает свое поведение, чтобы вызвать необходимую реакцию. В некоторых случаях он намеренно и осознанно выражает себя определенным образом, но делает это главным образом потому, что традиции его группы или социальный статус требуют именно такого самовыражения. Окружающие, в свою очередь, могут быть вполне удовлетворены производимым на них впечатлением, а могут неправильно понять ситуацию.
Зная, что человек скорее представит себя в выгодном для него свете, зрители могут разделить то, что они наблюдают, на две части: первую, которой относительно легко манипулировать по своему усмотрению (в основном слова), и вторую, которая кажется трудно осознаваемой и контролируемой (то, что выдает).
Именно в этом состоит «фундаментальная асимметрия» коммуникативного процесса: человек осведомлен об одном канале информации, и его зрители знают об этом канале, а также еще об одном. Однако следует добавить, что искусство распознавать рассчитанные усилия индивида кажется более легко совершенствуемым, чем способность человека манипулировать собственным поведением. У зрителей есть преимущества перед актером.
Общественные отношения строятся на принципе, что каждый обладающий определенными социальными характеристиками, имеет моральное право ожидать, что окружающие будут относиться к нему сообразно с ними и вести себя соответственно. Из этого принципа следует, что человек, который явно или неявно демонстрирует, что он обладает определенным статусом, должен действительно быть тем, кем он себя представляет.
Резюмируя вышесказанное, можно заметить, что когда человек появляется перед другими людьми, ему всегда выгодно уметь контролировать то впечатление, которое он производит. Все дело в актерском мастерстве и режиссуре — несложных, но обязательных навыках, которые встречаются повсюду в социальной жизни.
Итак, по мнению Гоффмана, появляясь перед другими людьми, в которых он заинтересован (зрителями), человек должен мобилизовать свою активность, чтобы произвести нужное впечатление. Это делается:
- чтобы вызвать желаемую реакцию;
- чтобы предстать «тем самым лицом»;
- потому что подобного аудитория ожидает от представителя данной группы;
- потому что этого требует социальная роль;
- потому что иначе он рискует быть понятым неправильно, отчего изменится ситуация в целом;
- чтобы прийти к «пониманию» и, таким образом, достигнуть своих целей.
Нужно хорошо понимать, что впечатление — это очень деликатная, тонкая реальность, которая может быть разрушена небольшой ошибкой.
Симона де Бовуар приводит в пример женщину, которая, одевшись, уже представляет себя не такой, какая она есть, а как некий образ — как скульптуру ил и картину; она подобна актеру на сцене. Она идентифицирует себя с чем-то нереальным, застывшим, совершенным, героиней романа, портретом или бюстом, и это доставляет ей самой удовольствие [Beauvior, 1953].
Эрвинг Гоффман пишет об искажении как о неотъемлемой части представления.
У зрителей есть определенная возможность сориентироваться в том, насколько искренне такое представление. Зрители чувствуют, что представление может быть правдой или ложью. Поэтому они обращают внимание на специфические детали представления, которые могут их сориентировать.
Иногда, спрашивая себя, истинно представление или ложно, мы на самом деле имеем в виду, правомочен ли человек представлять себя подобным образом? Люди склонны по-разному относиться к тем, кто представляет себя в ином свете в интересах общества, случайно или в шутку, чем к тем, кто преследует своей игрой личные психологические или материальные интересы.
Кроме того, существуют различные установки по поводу того, что должно для определенного возраста и пола. Например, пятнадцатилетнему юноше недопустимо водить машину и выпивать в баре, выдавая себя за восемнадцатилетнего, а женщина может представлять себя моложе и привлекательнее, чем есть на самом деле.
В хорошем браке от супругов ожидается, что они будут хранить в секрете многие факты, касающиеся денег, прошлого, дурных или дорогих пристрастий, влюбленностей, страхов, поведения детей и т.д. Только так они смогут поддержать статус-кво отношений.
Зачастую искажение, касающееся всего лишь одной из сторон деятельности человека, может заставить его волноваться и тем самым испортить все представление в целом. Но для множества социальных посланий не так важно, что есть истина: то, что пытаются донести, или то, что пытаются скрыть. Гоффман выделяет мистификацию как обязательный атрибут представления.
Существуют слова для передачи информации и слова ритуальные. Чтобы создать полноценную коммуникацию, недостаточно просто передать информацию, нужно сказать несколько слов для обозначения ситуации. Прежде всего должны быть обозначены статус участников и дистанция общения. Это очень хорошо понимается и выполняется в армии. Например, капитан корабля никогда не станет обедать с другими офицерами и всегда будет держаться особняком, что сделает недопустимой фамильярность по отношению к нему. Он должен как бы поставить себя на пьедестал и оставаться там.
Людям не нужны короли, с которыми можно быть на дружеской ноге. Они хотят видеть их далекими и мистическими, подобными Дельфийскому оракулу. Как в армии внушается страх и благоговение нижестоящим перед вышестоящими, так и успех представления зависит от степени благоговения, которую исполнитель сумеет внушить аудитории. Однако, если мистификация не удастся, актер испытает стыд.
Как заметил К. Ризлер, такова медаль социальной реальности, где с одной стороны — страх, а с другой — стыд [Riezler, 1957]. Зрители чувствуют тайную мистическую власть актера, а актер знает, что его секреты смешные. Настоящий секрет мистерии — это то, что на самом деле нет никакой мистерии — главное не допустить, чтобы публика узнала об этом.
Исследователи И. Джонс и Т. Питтман [Jones, Pittman, 1982] понимают под самоподачей (самопрезентацией) поведенческую реализацию стремления к власти в межличностных отношениях. Они выделяют пять видов власти и предлагают соответственно пять стратегий ее достижения. Стратегии и техники самопрезентации по Джонсу и Питтману, цели их реализации и виды власти сведены в табл. 1.
Таблица 1. Стратегии самопрезентации по И. Джонсу и Т. Питтману
Стратегия | Техника | Цель |
Старание понравиться (ingratiating) | Выражать согласие Льстить Оказывать благосклонность | Казаться привлекательным (власть обаяния) |
Самопродвижение, самореклама (self-promotion) | Хвастать Демонстрировать знания Демонстрировать умения | Казаться компетентным (власть эксперта) |
Запугивание (intimidation) | Выдвигать требования Угрожать неприятностями | Казаться опасным (власть страха) |
Пояснение примером (exemplification) | Хвастать Демонстрировать свои достоинства | Казаться достойным подражания (власть наставника) |
Мольба (supplication) | Умолять Демонстрировать слабость и зависимость | Казаться слабым (власть сострадания) |
Первая стратегия самопрезентации называется «старание понравиться» (ingratiating). Старание понравиться — попытка представить себя привлекательным в глазах других. По мнению авторов, тот, кто старается понравиться, должен скрывать реальную цель своей активности, или он достигнет обратного эффекта. Выделяются несколько основных способов, которыми человек может пытаться достигнуть цели выглядеть желаемым для других:
- Первый путь — просто соглашаться с тем, что думает и утверждает объект.
- Второй путь — похвалить достоинства и личность объекта.
- Третий путь — оказывать благосклонность человеку, которому необходимо понравиться.
Как отмечают авторы, эти стратегии требуют тонкости. Если их использовать необдуманно, они выдают намерения субъекта. Кроме того, они могут вызвать дополнительные проблемы. Объект, которому необходимо понравиться, обмануть легче, чем наблюдателей, так как люди, как правило, позитивно относятся к себе и своим суждениям.
Люди верят, что их мнения верны. Они не очень подозрительны к тем, кто согласен с ними. Но это не относится к сторонним наблюдателям, обладающим своими наборами суждений. Поэтому человек, стремящийся понравиться, может повышать свою позицию в глазах объекта и в то же самое время снижать свои позиции в глазах наблюдателей.
Самопродвижение (self-promotion) является другой стратегией самопрезентации, несколько похожей на предыдущую. Но если старание понравиться — попытка выглядеть привлекательным, то человек, продвигающий себя, пытается выглядеть компетентным. Например, претендент на вакантную позицию может избрать путь демонстрации своей привлекательности, а может показывать свою компетентность. Старание понравиться — это стратегия, цель которой — вызвать симпатию, в то время как самопродвижение имеет своей целью получение уважения со стороны других людей. Наиболее эффективный способ самопродвижения — демонстрация своих знаний и умений.
Третья стратегия получения власти, по И. Джонсу и Т. Питтману, — это запугивание (intimidation). Запугивающий должен постараться убедить объект в том, что он потенциально опасен, т. е. может и будет причиной неприятностей, если объект откажется делать то, что от него требуют. Это также опасная стратегия. Во-первых, запугивающий может выглядеть грубым. Во-вторых, людям не нравятся те, кто их запугивает, и они общаются с ними, имея на то серьезные причины.
Четвертая стратегия достижения межличностного влияния — пояснение примером (exemplification). Избравший эту стратегию должен убедить объект, что он может служить примером, скажем, честности или моральных достоинств. Таким образом, являющийся примером занимается, в каком-то смысле, самопродвижением. Однако продвигающий себя демонстрирует компетентность, в то время как поясняющий примером демонстрирует значимость своей личности. Эта стратегия также опасна. Служащий примером рискует, что объекту откроется: на самом деле он не представляет из себя то, что пытается продемонстрировать.
Пятая стратегия — мольба (supplication), демонстрация слабости и зависимости. Мольба работает, по мнению авторов, потому, что в западной культуре широко распространена норма — заботится о нуждающемся человеке. Но мольба также не всегда гарантирует успеха; кроме того, слабость не всегда привлекательна.
Тактика, имеющая отношение к мольбе, направленная на привлечение внимания, называется самозатруднение (self-handicapping). Считается, что человек старается избегать помехи и затруднения. Но есть обстоятельства, когда он может искать их. Например, если ему предстоит быть оцененным при решении некого задания и он не уверен, что в состоянии выполнить его хорошо. Самозатруднение имеет два преимущества:
- если человек провалится, это обеспечит ему оправдание.
- если человек выиграет, это увеличит его успех.
Некоторые люди сами создают себе помехи по разным причинам. Люди с высокой самооценкой могут увеличивать свои достижения, в то время как люди с низкой самооценкой могут использовать эту стратегию, чтобы оградить себя от поражений.
Если интерес состоит в том, чтобы произвести впечатление на других, тогда необходимо создать видимость наличия помех. Это часто можно наблюдать, когда перед выполнением какого-либо действия человек объявляет о том, что он неважно себя чувствует, что, несомненно, помешает ему успешно справиться со своей задачей. Но если интерес не в том, чтобы убедить других, а в том, чтобы убедить себя, тогда необходимо действительно иметь помеху. Таким образом, самозатруднение:
- повышает ценность успеха;
- уменьшает цену поражения.
Р. Чалдини предложил две непрямые техники управления впечатлением. Первая техника называется — наслаждаться отраженной славой (basking in reflected glory). Суть ее заключается в использовании чужого успеха в целях своей самопрезентации. При этом необходимо проработать два момента:
- Во-первых, правильно выбрать объект, популярность которого может оказать влияние на значимую аудиторию.
- Во-вторых, правильно обозначить свое отношение к этому объекту. Для этого, по мнению Р. Чалдини, возможно, что более эффективным окажется не прямое декларирование, а косвенные указания, например использование знаков социальной символики [Cialdini, Richardson, 1980].
Вторая техника была названа Чалдини кратко — вредить (blasting). Она заключается в намеренном преувеличении недостатков чего-либо или кого-либо для повышения собственного статуса в глазах окружающих. Несмотря на то что это опасная техника, как показали эксперименты, она достаточно часто используется.
Самоподача, по мнению Г.В. Бороздиной, заключается в искусстве целенаправленного привлечения внимания реципиента к тем (намеренно созданным) особенностям своего внешнего облика, которые запускают механизмы социального восприятия партнера. Эти механизмы социального восприятия служат основой классификации техник самоподачи [Бороздина, 1999].
- Самоподача превосходства — это выделение, акцентирование внешних признаков превосходства в одежде, манере речи, поведении.
- Самоподача привлекательности — это работа, затраченная на приведение одежды в соответствие с внешними данными.
- Самоподача отношения — демонстрация партнеру своего отношения к нему вербальными и невербальными средствами.
- Самоподача состояния и причин поведения — это привлечение внимания к той причине собственных действий, которая кажется субъекту наиболее приемлемой.
В ходе реализации этих техник чаще всего, по мнению Г.В. Бороздиной, используются простые, даже наивные средства самоподачи.
Обзор предлагаемых авторами стратегий, техник, приемов и методов самопрезентации позволяет сделать вывод, что в целом предлагаемые рекомендации по формированию впечатления можно разделить на две группы. Критерий разделения: предлагаемый способ организации поведения коммуникатора.
Согласуясь с рекомендациями первой группы, коммуникатору предлагается выбрать в социальном контексте образ самопрезентации и, используя свой жизненный опыт, постараться его воплотить. К этой группе относятся стратегии самопрезентации И. Джонса и Т. Питтмана.
В данном случае коммуникатору предлагается вначале выбрать типаж человека, который кажется обаятельным или компетентным, или опасным, или нуждающимся в поддержке. Затем, используя свой житейский опыт, следует попытаться воссоздать этот образ (сыграть роль) с помощью специальных приемов-техник: лести, хвастовства, угроз, мольбы и т.д. Получается, что образ самопрезентации выбирается в социальном контексте, а источником его воплощения становятся коммуникативные приемы из житейского опыта.
К этой же группе относятся стратегии самозатруднения [Tice, 1991; Jones, Berglas, 1978] и похвала исполнения противника [Shepperd, Arkin, 1991], а также техники управления впечатлением Р. Чалдини [Cialdini, Richardson, 1980], так как они предполагают создание нового образа себя или противника, отличного от того, который есть в реальности.
Второй способ организовать свое поведение — определить характерные черты (признаки) успешной самопрезентации и создать свою презентацию как сумму выбранных признаков. К этой группе относятся техники самоподачи Г.В. Бороздиной, каждая из техник предполагает выделение определенных признаков и привнесение их в свой облик или поведение для того, чтобы привлечь внимание реципиента именно к ним.
Признаки (превосходства, привлекательности, отношения, состояния и причин поведения) отрабатываются и привносятся в поведение по отдельности и, суммируясь, создают собственно технику, являющуюся способом управления впечатлением о себе.
Итак, все приведенные в этом разделе стратегии и техники самопрезентации можно разделить на две группы по предлагаемому способу организации поведения:
- выбор в социальном контексте образа самопрезентации и воплощение его на основе житейского опыта;
- поиск признаков успешной для данного случая самопрезентации, их отработка и привнесение в собственное поведение.
Научитесь всегда производить нужное впечатление восполнив пробелы в вашем образовании с помощью этой программы.
Изучите сегодня
Также смотрите
1.3. Стратегия самопрезентации
Самопрезентация это поведение, направленное на то, чтобы создать определенное впечатление, уточнить и поддержать свой образ в глазах других, тем самым побудить людей к требуемому поведению
Способность создавать и поддерживать в глазах других такой свой образ, который наиболее выгоден с точки зрения эффективности воздействия на людей, может быть сознательной или неосознной. При сознательной самопрезентации человек, непрерывно контролируя свое поведение и отмечая, как реагируют другие, корректирует свое поведение. Он пытается управлять впечатлением, которое производит.
В исследованиях выделены две стратегии самопрезентации: «ублажающая» и « самоконструирующая».
«Ублажающая» стратегия управляется критериями, принятыми в данной аудитории, и направлена на то, чтобы выставить себя в благоприятном свете, подстраиваясь под аудиторию и получить «вознаграждение».
«Самоконструирующая» стратегия направлена на поддержание и укрепление « идеального Я», то есть вытекает из желания произвести впечатление на других теми качествами, которые входят в «идеальное Я» человека. Если поведение человека меняется от аудитории к аудитории, это говорит об «ублажающей» стратегии, если не меняется о «самоконструирующей». Экспериментальные исследования подтверждают, что поведение человека меняется в условиях публичности в сравнении с условиями приватности и что оно меняется в зависимости от аудитории. В стратегиях самопрезентации наблюдается эффект «фасада» полупроизвольная тенденция подчеркивать в себе социально желаемые качества Я образа.
Эффективная самопрезентация заключается в способности сконцентрировать внимание окружающих на своих несомненных достоинствах и закамуфлировать недостатки. Такая самопрезентация тесно связана с умением владеть психологической инициативой в процессе общения, остроумием, выразительностью и артистизмом.
Это также умение индивидуализировать свой образ, высвечивать лучшие индивидуальные качества.
Результативность самопрезентации во многом зависит от учета механизмов межличностного восприятия.
1.4. Механизмы межличностного восприятия (построение образа другого человека)
Психологической сущностью восприятия человека человеком является формирование образа человека, с которым предстоит общение или совместная деятельность. Основной задачей межличностного восприятия является выявление признаков, на основании которых строится образ другого человека, адекватно отражающий его некоторые характерологические особенности и эмоциональные состояния важные для данной ситуации. Этот образ и помогает прогнозировать поведение и последовательность действий данного человека. Но необходимо иметь в виду, что психологические механизмы восприятия людей ранее незнакомых и знакомых различны.
При восприятии новых для себя людей формируется первое впечатление, где главное внимание человек уделяет таким особенностям внешности, которые позволяют в начале оценить общее отношение к человеку, понять как целесообразно вести себя по отношению к нему.
Исследования показывают, что при формировании первого впечатления люди обращают внимание прежде всего на: наружность (физическая привлекательность, рост, волосы, телосложение), одежду (стиль одежды, соответствие ситуации, опрятность), осанку; поведение, манеру общения; на предполагаемые качества личности, выявленные на этой основе. На построение образа влияет также и то, что у любого человека под воздействием его социального окружения, профессиональной деятельности формируются некие эталоныстереотипы других людей. Выделяются три основных класса эталонов стереотипов антропологические, эмоциональноэстетические и социальные. Антропологические связаны с внешним обликом человека, социальные с его статусом, родом деятельности, эмоционально-эстетические с манерой поведения, общения, внешним обликом.
Большое значение имеет и психологическая установка на воспринимаемого человека. Если охарактеризовали человека до встречи с ним как порядочного, умного, то вероятнее всего, первое впечатление будет примерно таким же. При формировании первого впечатления почти всегда присутствует и феномен проецирования, т.е. приписывания своих эмоций и состояний в другую личность. Приписываются также и некоторые свои личностные качества, так уверенные в себе люди чаще оценивают других как доброжелательных и расположенных к ним, чем неуверенные. Образ партнера, который создается при знакомстве он необходим для того, чтобы правильно и эффективно строить общение с ним. . Поэтому первое впечатление формируется всегда, как при специальном намерении, так и без него.
В процессе совместной деятельности , при более длительном контакте образ другого человека, с которым общается воспринимающий, становится более сложным, по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе преимущественно оценки привлекательности внешнего облика. При длительном контакте в большей степени осуществляется проникновение через «фасад» этого человека к более точному пониманию его образа.
2.3: Самопрезентация — Социальные науки LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 62837
- Виктория Леонард
- College of the Canyons
То, как мы воспринимаем себя, проявляется в том, как мы представляем себя другим. Самопрезентация — это процесс стратегического сокрытия или раскрытия личной информации с целью повлиять на восприятие других1. Мы занимаемся этим процессом ежедневно и по разным причинам. Хотя люди иногда намеренно обманывают других в процессе самопрезентации, в целом мы стараемся произвести хорошее впечатление, оставаясь при этом аутентичными. Поскольку самопрезентация помогает удовлетворить наши потребности в инструментах, отношениях и идентичности, мы рискуем потерять немало, если нас поймают на том, что мы преднамеренно искажаем себя. В мае 2012 года генеральный директор Yahoo! подал в отставку после того, как стало известно, что он заявил в официальных документах, что у него есть два высших образования, хотя на самом деле у него было только одно. В аналогичном инциденте женщина, долгое время работавшая деканом приемной комиссии престижного Массачусетского технологического института, была уволена со своей должности после того, как стало известно, что она проучилась всего один год в колледже и ложно указала, что у нее есть степень бакалавра и степень бакалавра. Степень магистра2. Подобные инциденты ясно показывают, что, хотя людям может сойти с рук такая ложная самопрезентация, конечные последствия разоблачения ужасны. Как коммуникаторы, мы иногда прибегаем к более тонким формам недостоверной самопрезентации. Например, человек может заявить или подразумевать, что он знает о предмете или ситуации больше, чем на самом деле, чтобы казаться умным или «в теме». Во время выступления спикер работает над безупречным и грамотным изложением, чтобы отвлечь внимание от недостатка содержательного содержания. Эти случаи стратегической самопрезентации могут никогда не быть обнаружены, но коммуникаторам все же следует избегать их, поскольку они не соответствуют стандартам этического общения.
Сознательное и компетентное участие в самопрезентации может принести пользу, поскольку мы можем дать другим более позитивное и точное представление о том, кто мы есть. Люди, обладающие навыками управления впечатлением, как правило, более привлекательны и уверены в себе, что позволяет другим улавливать больше сигналов, на основе которых формируется впечатление. 3 Умение самопрезентовать опирается на многие приемы, используемые компетентными коммуникаторами, в том числе на умение Высший самоконтроль. Когда навыки самопрезентации и навыки самоконтроля сочетаются, коммуникаторы могут одновременно отслеживать свои собственные выражения, реакцию других, а также ситуационный и социальный контекст.4
Иногда людям помогают с самопрезентацией. Хотя большинство людей не могут позволить себе нанять консультанта по имиджу или даже не подумали бы о нем, некоторые люди начали щедро жертвовать свой опыт самопрезентации, чтобы помочь другим. Многие люди, которые в течение года или более находились на жестком рынке труда, разочаровываются и могут подумать о том, чтобы отказаться от поиска работы. Теперь проект под названием «Стилизируй меня на работу» начал предлагать безработным бесплатные макияжи, чтобы предложить им новую мотивацию и помочь им произвести благоприятное впечатление и, возможно, получить предложение о работе.5
Существует два основных типа самопрезентации: просоциальная и корыстная6. Например, руководитель может призывать своих сотрудников соблюдать высокие стандарты деловой этики, моделировать такое поведение в своих действиях и хвалить других, когда они служат примером этих стандартов. Корыстная самопрезентация влечет за собой поведение, которое представляет человека как высококвалифицированного, готового бросить вызов другим и человека, с которым нельзя связываться. Например, руководитель может публично хвалить достижения других или публично критиковать сотрудника, который не соответствует определенному стандарту. Таким образом, просоциальные стратегии направлены на то, чтобы принести пользу другим, в то время как корыстные стратегии приносят пользу себе за счет других.
В общем, мы стремимся создать публичный образ, который соответствует нашей я-концепции, но мы также можем использовать стратегии самопрезентации, чтобы усилить нашу я-концепцию7. Когда мы представляем себя, чтобы вызвать положительную оценочную реакцию, мы занимаемся саморазвитием. Стремясь к самосовершенствованию, человек может попытаться быть как можно более привлекательным в определенной области или с конкретным человеком, чтобы получить обратную связь, которая повысит его самооценку. Например, певец может тренироваться и репетировать в течение нескольких недель, прежде чем спеть перед уважаемым педагогом по вокалу, но не прилагать столько усилий для подготовки к выступлению перед друзьями. Хотя положительные отзывы друзей полезны, положительные отзывы опытного певца могут улучшить самооценку человека. Самосовершенствование может быть продуктивным и достигаться грамотно, а может использоваться не по назначению. Использование поведения, направленного на самоулучшение, только для того, чтобы получить одобрение других или из-за эгоцентризма, может привести к тому, что люди будут общаться таким образом, который будет восприниматься как фальшивый или властный, и в конечном итоге произведет неблагоприятное впечатление.8
«Подключение к сети» — самопрезентация в Интернете: социальные сети, цифровые следы и ваша репутация
Хотя социальные сети долгое время были способом поддерживать связь с друзьями и коллегами, появление социальных делая связи и те самые важные первые впечатления намного более сложными. Просто взглянув на Facebook в качестве примера, мы можем ясно увидеть, что сами действия по созданию профиля, публикации обновлений статуса, «лайканию» определенных вещей и обмену различной информацией через функции и приложения Facebook — это самопрезентация. Люди также формируют впечатления, основываясь на количестве друзей, которых у нас есть, а также на фотографиях и публикациях, на которых нас отмечают другие люди. Со всей этой информацией, циркулирующей вокруг, может быть трудно справиться. Так как же нам управлять впечатлениями, которые мы производим в цифровом виде, учитывая, что существует постоянная запись?
Исследования показывают, что в целом люди позитивно и честно рассказывают о себе на Facebook. Поскольку люди знают, насколько заметна публикуемая ими информация, они могут раскрывать только то, что, по их мнению, создаст благоприятное впечатление. Но опосредованный характер Facebook также приводит к тому, что некоторые люди раскрывают больше личной информации, чем могли бы в противном случае, на таком публичном или полуобщественном форуме. Эти сверхличностные разоблачения рискуют сформировать негативное впечатление в зависимости от того, кто их увидит. В целом, простота цифрового общения, не только на Facebook, поставила новые задачи для нашего самоконтроля и управления информацией. Раньше, до эпохи цифровых камер, отправка кому-то сексуально провокационного изображения требовала определенных усилий, но теперь «секстинг» откровенной фотографии занимает всего несколько секунд. Таким образом, люди, которые, вероятно, не занимались бы таким поведением раньше, сейчас более склонны к этому, и именно желание представить себя желанным или крутым заставляет людей присылать фотографии, о которых они могут позже пожалеть.
На самом деле, новая технология в виде приложений пытается дать людям немного больше контроля над обменом цифровой информацией. Приложение для iPhone под названием «Snapchat» позволяет пользователям отправлять фотографии, которые будут видны только в течение нескольких секунд. Хотя это не является гарантированной системой безопасности, спрос на такие приложения растет, что иллюстрирует тот факт, что мы все теперь оставляем цифровые следы информации, которые могут быть полезны с точки зрения нашей самопрезентации, но также могут создавать новые проблемы с точки зрения управлять информацией, циркулирующей вокруг, из которой другие могут составить впечатление о нас.
- Какое впечатление вы хотите, чтобы люди сформировали о вас на основе информации, которую они увидят на вашей странице в Facebook?
- Вы когда-нибудь использовали социальные сети или Интернет для «исследования» человека? Что бы вы сочли благоприятным и неблагоприятным?
- Есть ли у вас какие-либо рекомендации относительно того, какую информацию о себе вы будете размещать в Интернете, а какую нет? Если так, то кто они? Если нет, то почему?
Основные выводы
- Наша самооценка — это общее представление о том, кем мы себя считаем. Он развивается благодаря нашему взаимодействию с другими людьми и социальному сравнению, которое позволяет нам сравнивать наши убеждения и поведение с другими.
- Наша самооценка основана на оценках и суждениях, которые мы делаем о различных характеристиках нашей самооценки. Он развивается посредством анализа и оценки наших различных навыков и способностей, известных как самоэффективность, а также путем сравнения и оценки того, кто мы есть, кем мы хотели бы быть и кем мы должны быть (теория самопротиворечивости). .
- Теория социального сравнения и теория самонесоответствия влияют на нашу самооценку и самооценку, потому что через сравнение с другими и сравнение наших реальных, идеальных и должных я мы делаем суждения о том, кто мы есть, и о нашей самооценке. Эти суждения затем влияют на то, как мы общаемся и ведем себя.
- Социальные силы, такие как семья, культура и средства массовой информации, влияют на наше самовосприятие, потому что они дают нам обратную связь о том, кто мы есть. Эта обратная связь может быть оценена положительно или отрицательно и может привести к положительным или отрицательным паттернам, которые влияют на наше самовосприятие, а затем и на наше общение.
- Самопрезентация — это процесс стратегического сокрытия и/или раскрытия личной информации с целью повлиять на восприятие других. Просоциальная самопрезентация предназначена для пользы других, а корыстная самопрезентация предназначена для выгоды для себя за счет других. Люди также занимаются самосовершенствованием, которое представляет собой стратегию самопрезентации, с помощью которой люди намеренно ищут положительные оценки.
Упражнения
- Составьте список характеристик, описывающих вас (вашу самооценку). Просмотрев список, посмотрите, сможете ли вы подобрать несколько слов, которые резюмируют список, чтобы сузить ключевые особенности вашей я-концепции. Вернитесь к первому списку и оцените каждую характеристику, например, отметив, что вы делаете хорошо/плохо, хорошо/плохо, положительно/отрицательно, желательно/нежелательно. Является ли общий список более позитивным или более негативным? Что нового вы узнали о своей самооценке и самооценке после выполнения этих упражнений?
- Обсудите, по крайней мере, один раз, когда у вас было несоответствие или напряжение между двумя из трех самостей, описанных теорией саморасхождения (настоящей, идеальной и должной самостью). Как это несоответствие повлияло на вашу самооценку и/или самооценку?
- Возьмите одну из обсуждаемых социальных сил (семья, культура или средства массовой информации) и определите по крайней мере одно положительное и одно отрицательное влияние, которое она/они оказали на вашу самооценку и/или самооценку.
- Интеграция: Обсудите некоторые способы, которыми вы могли бы стратегически заниматься самопрезентацией, чтобы влиять на впечатления других в академическом, профессиональном, личном и гражданском контексте.
Ссылки
- Лорен Дж. Хьюман и др., «Ваше лучшее Я помогает раскрыть ваше истинное Я: позитивная самопрезентация ведет к более точному впечатлению о личности», Социальные психологические науки и науки о личности 3, вып. 1 (2012): 23.
- Лорен Уэббер и Мелисса Корн, «Генеральный директор Yahoo среди многих заметных резюме», блоги Wall Street Journal, 7 мая 2012 г. , по состоянию на 9 июня., 2012 г., http://blogs.wsj.com/digits/2012/05/07/yahoos-ceo-among-many-notableresume-flaps.
- Лорен Дж. Хьюман и др., «Ваше лучшее Я помогает раскрыть ваше истинное Я: позитивная самопрезентация ведет к более точному впечатлению о личности», Социальные психологические науки и науки о личности 3, вып. 1 (2012): 27.
- Джон Дж. Сосик, Брюс Дж. Аволио и Донг И. Юнг, «Под маской: изучение взаимосвязи атрибутов самопрезентации и управления впечатлением с харизматическим лидерством», The Leadership Quarterly 13 (2002): 217.
- «Style Me Hired», по состоянию на 6 июня 2012 г., http://www.stylemehired.com.
- Джон Дж. Сосик, Брюс Дж. Аволио и ДонгИ. Юнг, «Под маской: изучение взаимосвязи атрибутов самопрезентации и управления впечатлением с харизматическим лидерством», The Leadership Quarterly 13 (2002): 217.
- Оуэн Харги, Квалифицированное межличностное взаимодействие: исследования, теория и практика (Лондон: Routledge, 2011), 99–100.
- Джон Дж. Сосик, Брюс Дж. Аволио и Донг И. Юнг, «Под маской: изучение взаимосвязи атрибутов самопрезентации и управления впечатлением с харизматическим лидерством», The Leadership Quarterly 13 (2002): 236
Авторы и ссылки
- Шаблон: ContribCCComm246
Эта страница под названием 2.3: Self-Presentation распространяется под лицензией CC BY 3.0 и была создана, изменена и/или курирована Викторией Леонард.
- Наверх
- Была ли эта статья полезной?
- Тип изделия
- Раздел или Страница
- Автор
- Виктория Леонард
- Лицензия
- СС BY
- Версия лицензии
- 3,0
- Показать оглавление
- нет
- Теги
- самопрезентация
- корыстная самопрезентация
Влияние стратегии самопрезентации и силы связи на счастье и субъективную жизнеспособность пользователей Facebook
Акин, У. , Акин, А., и Угур. (2016). Опосредующая роль осознанности в ассоциациях качества дружбы и субъективной жизнеспособности. Психологические отчеты, 119 (2), 516–526.
Артикул Google ученый
Алхабаш С. и Менгян М. (2017). История четырех платформ: мотивация и использование Facebook, Twitter, Instagram и Snapchat среди студентов? Социальные сети + общество . https://doi.org/10.1177/2056305117691544.
Артикул Google ученый
Арампаци, Э., Бургер, М.Дж., и Новик, Н. (2018). Социальные сети, индивидуальный социальный капитал и счастье. Journal of Happiness Studies, 19 (1), 99–122.
Артикул Google ученый
Барг, Дж. А., Маккенна, К. Ю., и Фитцсаймонс, Г. М. (2002). Ты видишь меня настоящего? Активация и выражение «истинного Я» в Интернете. Journal of Social Issues, 58 (1), 33–48.
Артикул Google ученый
Баррик, М. Р., Шаффер, Дж. А., и ДеГрасси, С. В. (2009 г.). То, что вы видите, может не совпадать с тем, что вы получаете: взаимосвязь между тактикой самопрезентации и рейтингами собеседования и производительности труда. Журнал прикладной психологии, 94 (6), 1394–1411.
Артикул Google ученый
Беван, Дж. Л., Гомес, Р., и Спаркс, Л. (2014). Раскрытие информации о важных жизненных событиях на Facebook: связь со стрессом и качеством жизни. Компьютеры в человеческом поведении, 39, 246–253.
Артикул Google ученый
Бхаттачарджи, А., и Могилнер, К. (2014). Счастье от обычных и необычных переживаний. Journal of Consumer Research, 41 (1), 1–17.
Артикул Google ученый
Бойд, Д. , и Эллисон, Н. Б. (2007). Сайты социальных сетей: определение, история и исследования. Journal of Computer-Mediated Communication, 13 (1), 210–230.
Артикул Google ученый
Берк М. и Краут Р. Э. (2016). Взаимосвязь между использованием Facebook и благополучием зависит от типа коммуникации и силы связи. Journal of Computer-Mediated Communication, 21 (4), 265–281.
Артикул Google ученый
Чен Б. и Маркус Дж. (2012). Самопрезентация студентов на Facebook: исследование личности и факторов самопонимания. Компьютеры в поведении человека, 28 (6), 2091–2099.
Артикул Google ученый
Ченг, Х., и Фернхэм, А. (2004). Воспринимаемый родительский стиль воспитания, самооценка и самокритика как предсказатели счастья. Журнал исследований счастья, 5 (1), 1–21.
Артикул Google ученый
Чу, С.К., и Ким, Ю. (2011). Детерминанты участия потребителей в электронном сарафанном радио (eWOM) на сайтах социальных сетей. Международный журнал рекламы, 30 (1), 47–75.
Артикул Google ученый
Корреа, Т., Хинсли, А.В., и Де Зунига, Х.Г. (2010). Кто общается в сети? Пересечение личности пользователей и использования социальных сетей. Компьютеры в поведении человека, 26 (2), 247–253.
Артикул Google ученый
Крум, К., Гросс, Б., Розен, Л.Д., и Розен, Б. (2016). Какое у нее лицо (книга)? Скольких своих «друзей» на Facebook могут на самом деле опознать студенты колледжа? Компьютеры в поведении человека, 56, 135–141.
Артикул Google ученый
Дерлега, В. Л., Меттс, С., Петронио, С., и Маргулик, С.Т. (1993). Самораскрытие . Лондон: Сейдж.
Google ученый
Детерс, Ф. Г., и Мел, М. Р. (2013). Публикация обновлений статуса в Facebook увеличивает или уменьшает одиночество? Онлайн-эксперимент в социальных сетях. Социальная психология и наука о личности, 4, 579–586.
Артикул Google ученый
Донат, Дж., и Бойд, Д. (2004). Публичные показы связи. BT Technology Journal, 22 (4), 71–82.
Артикул Google ученый
Даффи Р. Д., Ботт Э. М., Аллан Б. А., Торри С. Л. и Дик Б. Дж. (2012). Восприятие призвания, выполнение призвания и удовлетворение от работы: тестирование модерируемой модели с несколькими посредниками. Журнал консультативной психологии, 59 (1), 50–59.
Артикул Google ученый
Эллисон, Н. Б., Хейно, Р., и Гиббс, Дж. (2006). Управление впечатлениями в Интернете: процессы самопрезентации в среде онлайн-знакомств. Journal of Computer-Mediated Communication, 11 (2), 415–441.
Артикул Google ученый
Эллисон, Н. Б., Стейнфилд, К., и Лампе, К. (2007). Преимущества «друзей» в Facebook: социальный капитал и использование студентами социальных сетей в Интернете. Journal of Computer-Mediated Communication, 12 (4), 1143–1168.
Артикул Google ученый
Эллисон, Н. Б., Стейнфилд, К., и Лампе, К. (2011). Стратегии связи: влияние на социальный капитал методов общения с использованием Facebook. Новые СМИ и общество, 13 (6), 873–892.
Артикул Google ученый
Гиббс, Дж. Л., Эллисон, Н. Б., и Хейно, Р. Д. (2006). Самопрезентация в онлайн-знакомствах: роль ожидаемого будущего взаимодействия, самораскрытия и предполагаемого успеха в интернет-знакомствах. Communication Research, 33 (2), 152–177.
Артикул Google ученый
Гонсалес, А.Л., и Хэнкок, Дж.Т. (2011). Зеркало, зеркало на моей стене в Facebook: влияние Facebook на самооценку. Киберпсихология, поведение и социальные сети, 14 (1–2), 79–83.
Артикул Google ученый
Грановеттер, М. С. (1973). Сила слабых связей. Американский журнал социологии, 78, 1360–1380.
Артикул Google ученый
Хейс, А. Ф. (2013). Введение в посредничество, модерацию и условный анализ процессов: подход, основанный на регрессии . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.
Google ученый
Хейс, А. Ф. (2018). Частичное, условное и модерируемое модерируемое посредничество: количественная оценка, вывод и интерпретация. Коммуникационные монографии, 85 (1), 4–40.
Артикул Google ученый
Jang, WE, Bucy, EP, & Cho, J. (2018). Самооценка смягчает влияние стиля самопрезентации на ощущение субъективного благополучия пользователей Facebook. Компьютеры в поведении человека, 85, 190–199.
Артикул Google ученый
Цзян Ю. и де Брюйн О. (2014). Facebook помогает: тематическое исследование межкультурных социальных сетей и социального капитала. Информация, связь и общество, 17 (6), 732–749.
Артикул Google ученый
Ким, Дж. И Ли, Дж. Э. Р. (2011). Пути Facebook к счастью: влияние количества друзей в Facebook и самопрезентации на субъективное благополучие. Киберпсихология, поведение и социальные сети, 14 (6), 359–364.
Артикул Google ученый
Ким Ю. , Сон Д. и Чой С. М. (2011). Культурные различия в мотивах использования сайтов социальных сетей: сравнительное исследование американских и корейских студентов колледжей. Компьютеры в поведении человека, 27 (1), 365–372.
Артикул Google ученый
Ко, Х.К., и Куо, Ф.Ю. (2009). Может ли ведение блога улучшить субъективное благополучие за счет самораскрытия? Киберпсихология и поведение, 12 (1), 75–79.
Артикул Google ученый
Кросс, Э., Вердуйн, П., Демиралп, Э., Парк, Дж., Ли, Д.С., Лин, Н.,… и Ибарра, О. (2013). Использование Facebook предсказывает снижение субъективного благополучия молодых людей. ПЛОС ОДИН, 8 (8), e69841.
Артикул Google ученый
Лай, С.Ю., и Ян, Х.Л. (2016). Детерминанты и последствия использования функций Facebook. Новые СМИ и общество, 18 (7), 13:10–13:30.
Артикул Google ученый
Лин Р. и Утц С. (2015). Эмоциональные реакции при просмотре Facebook: счастье, зависть и роль силы связи. Компьютеры в поведении человека, 52, 29–38.
Артикул Google ученый
Лю П., Тов В., Косински М., Стиллвелл Д. Дж. и Цю Л. (2015). Отражают ли обновления статуса Facebook субъективное благополучие? Киберпсихология, поведение и социальные сети, 18 (7), 373–379.
Артикул Google ученый
Лукач, В., и Куан-Хаасе, А. (2015). Романтические расставания на Facebook: новые шкалы для изучения поведения после расставания, цифрового дистресса и слежки. Информация, связь и общество, 18 (5), 492–508.
Артикул Google ученый
Манаго, А. М., Тейлор, Т., и Гринфилд, П. М. (2012). Я и мои 400 друзей: анатомия сетей Facebook студентов колледжей, их модели общения и благополучие. Психология развития, 48 (2), 369–380.
Артикул Google ученый
Маккенна, К.Ю., и Барг, Дж.А. (2000). План 9 из киберпространства: влияние Интернета на личность и социальную психологию. Обзор личности и социальной психологии, 4 (1), 57–75.
Артикул Google ученый
Парк Н., Джин Б. и Джин С.А.А. (2011). Влияние самораскрытия на интимную близость в Facebook. Компьютеры в человеческом поведении, 27 (5), 1974–1983 гг.
Артикул Google ученый
Парк, Н., и Ли, С. (2014). Мотивация студентов колледжа к использованию Facebook и психологические результаты. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 58 (4), 601–620.
Пунчер, С., Хаузер, К., Вальде, Дж., и Таппейнер, Г. (2015). Влияние социального капитала на субъективное благополучие: региональная перспектива. Journal of Happiness Studies, 16 (5), 1231–1246.
Артикул Google ученый
Розенберг, М. (1965). Общество и самооценка подростка . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Книга Google ученый
Роззел Б., Пирси К.В., Карр С.Т., Кинг С., Лейн Б.Л., Торнес М. и др. (2014). Ожидание уведомления: социальная онлайн-поддержка от близких и неблизких родственных связей через Facebook. Компьютеры в поведении человека, 38, 272–280.
Артикул Google ученый
Райан, Р. М., и Фредерик, К. (1997). Об энергии, личности и здоровье: субъективная жизнеспособность как динамическое отражение благополучия. Journal of Personality, 65 (3), 529–565.
Артикул Google ученый
Шлегель, Р. Дж., Хикс, Дж. А., Кинг, Л. А., и Арндт, Дж. (2011). Чувство, что вы знаете, кто вы есть: Ощущение истинного самопознания и смысла жизни. Бюллетень личности и социальной психологии, 37 (6), 745–756.
Артикул Google ученый
Сеттанни, М., и Маренго, Д. (2015). Обмен чувствами в Интернете: изучение эмоционального благополучия с помощью автоматического анализа текста постов в Facebook. Frontiers in Psychology, 6, 1045.
Google ученый
Статистика. (2020). Количество пользователей Facebook по всему миру с 2015 по 2020 год . Получено с https://www.statista.com/statistics/4
/number-of-worldwide-facebook-users/.Тандок, Э. К., Ферруччи, П. , и Даффи, М. (2015). Использование Facebook, зависть и депрессия среди студентов колледжей: Facebook угнетает? Компьютеры в поведении человека, 43, 139–146.
Артикул Google ученый
Тайс, Д. М., и Баумайстер, Р. Ф. (1990). Самоуважение, самоограничение и самопрезентация: стратегия неадекватной практики. Journal of Personality, 58 (2), 443–464.
Артикул Google ученый
Тайс, Д.М., Батлер, Дж.Л., Муравен, М.Б., и Стиллвелл, А.М. (1995). Когда преобладает скромность: Различная благосклонность самопрезентации друзьям и незнакомцам. Журнал личности и социальной психологии, 69 (6), 1120–1138.
Артикул Google ученый
Тосун, Л. П. (2012). Мотивы использования Facebook и выражения «истинного я» в Интернете. Компьютеры в поведении человека, 28, 1510–1517.
Артикул Google ученый
Уйсал Р., Сатичи С.А. и Акин А. (2013). Опосредующий эффект зависимости от Facebook на отношения между субъективной жизненной силой и субъективным счастьем. Психологические отчеты, 113 (3), 948–953.
Артикул Google ученый
Ван Бовен, Л., и Гилович, Т. (2003). Делать или иметь? Вот в чем вопрос. Журнал личности и социальной психологии, 85 (6), 1193–1202.
Артикул Google ученый
Витак, Дж., и Эллисон, Н.Б. (2013). «Есть сеть, к которой вы могли бы также подключиться»: изучение преимуществ и барьеров для обмена информационными и вспомогательными ресурсами на Facebook. New Media & Society, 15 (2), 243–259.
Артикул Google ученый
Vohs, KD, Baumeister, RF, & Ciarocco, NJ (2005).