Теория личности Эрика Эриксона
Главная | Личность | Теория личности | Психосоциальная теория личности Э.Эриксона
Эрик Эриксон — один из ведущих психологов XX века, основоположник эгопсихологии и выдающийся учёный с непростой судьбой. Его необычное происхождение и новаторские взгляды стали причиной увлечения психологией, и в конечном счёте подарили миру одну из самых интересных и «работающих» на практике теорий личности.
Основные тезисы теории личности Э.Эриксона
Как и большинство своих современников, Эриксон был психоаналитиком, но его взгляды расходились с классической фрейдовской теорией. Как и Фрейд, Эриксон рассматривал структуру личности исходя из её трёх основных составляющих: Ид, Эго и Супер-Эго. Но в отличие от основоположника психоанализа, Эриксон отдавал ведущую роль в формировании и становлении личности Эго, а не бессознательным инстинктам.
Кроме этого, учёный не был согласен с фрейдовской градацией основных жизненных кризисов, которая насчитывала 5 этапов, а само развитие личности по Фрейду завершалось в пубертальном возрасте. Эриксон был убеждён, что человек развивается всю жизнь и в процессе своего становления переживает 8 кризисов, каждый из которых соответствует определённому возрасту и отвечает за формирование отдельных черт характера.
К тому же учёный полагал, что важную роль в становлении личности играет общество, в котором человек живёт. Эриксон доказывал существование тесной связи между психическим развитием индивида и влиянием социумом. Поэтому хоть главная роль в его теории и принадлежит Эго, но само Я формируется под воздействием специфических культурных и социальных ценностей окружения личности. К такому выводу учёный пришёл, проанализировав особенности воспитания детей в двух различных культурах: коренной индейской и «белой» американской. Эриксон отметил, что каждый стиль воспитания принимается в своём социуме, как единственно правильный и именно он определяет ожидания общества, которые ребёнок должен оправдать. С этим механизмом тесно связано понятие «групповой идентичности» — чувства единения с окружающими людьми. Позже в процессе своего развития, у человека начинает формироваться «эгоидентичность» — чувство целостности и непрерывности своего «Я».
Жизненные кризисы личности по Э.Эриксону
Согласно теории Эриксона, человек переживает 8 основных жизненных кризисов, которые тесно связаны с процессом формирования эгоидентичности.
Первый кризис приходится на 1 год жизни. В это время у ребёнка закладывается доверие/недоверие к внешнему миру. Если малыш на первом году жизни получает достаточное количество ласки, любви и заботы, то он вырастает открытым и доверчивым. Если же, наоборот, ребёнок сталкивается с равнодушием, то в будущем он будет скрытным, застенчивым и несклонным доверять людям.
В возрасте 2–3 лет ребёнок переживает второй кризис, который влияет на становление самостоятельности/стыдливости. В это время происходит приучение к чистоплотности и родители помогают малышу самостоятельно справляться со своими естественными потребности, а ребёнок получает первый опыт автономии. Чрезмерный родительский контроль и наказание за промахи провоцируют развитие чувства стыда.
Примерно с 3 до 6 лет малыш переживает третий кризис связанный со становлением самостоятельности. Поощрение инициативы и похвала родителей стимулируют развитие самостоятельности и независимости. Напротив, властный контроль и сплошные запреты лишают ребёнка свободы мышления и инициативности во взрослой жизни.
Четвёртый кризис приходится на время младшей школы. Именно там ребёнок сталкивается с «групповой идентификацией» и стремится занять «своё» место среди сверстников. Этот кризис определяет развитие коммуникативности и навыков сотрудничества.
В подростковом возрасте человек переживает пятый центральный кризис, который сильно влияет на дальнейшую жизнь. В это время подростки «примеряют» роли значимых взрослых, копируют их поведение и ищут самих себя.
Шестой кризис припадает на годы молодости (20–35 лет), когда личность находится в поиске любимого человека, с которым можно было бы создать семью и воспитать детей.
Если на этом этапе семьи не возникает, то человек переживает чувства одиночества и изоляции.Седьмой кризис припадает на возраст 40 лет. В этот период происходит переосмысление жизненных ценностей, появляется интерес к обучению молодого поколения и стремление поделится своим опытом с детьми.
Восьмой кризис – завершающий жизненный кризис, связанный с переживанием старения. На этом этапе человек подбивает итоги уходящей жизни и осознает неизбежность смерти. Если личность не может простить своих прошлых ошибок и не принимает свою смертность, то человек доживает последние дни в страхе и тревоге
Понравился материал? Вы наилучшим образом можете выразить свою благодарность, лайкнув его по достоинству!
Читайте также:
Религия в современном мире и в современном обществе
Три основные религии мира — верования с многовековой историей
Где находится и сколько весит душа человека
Возбуждение или гнев: влияние красного цвета на человека
Статистика по материалу: Психосоциальная теория личности Э. Эриксона
Просмотров 25744 комментариев 4
📖 Тело, Структура, Глава 8. Эрик Эриксон и жизненный цикл. Теории личности и личностный рост. Фрейджер Р. Страница 76. Читать онлайн
Тело.
По мнению Эриксона, роль телесных ощущений особенно важна на ранних стадиях. Позже развитие физических и интеллектуальных навыков определяет способность человека к тому, чтобы приобрести уверенность в себе и выбрать роли, имеющие спрос в сложном современном обществе. Так, например, здоровые дети чувствуют себя увереннее по мере того, как их тело растет. Они сами становятся более крепкими и ловкими и оказываются в состоянии овладеть более сложными навыками.
Будучи психосоциальным теоретиком, Эриксон осознавал взаимодействие телесных, психологических и социальных процессов и сил. Он разделяет классическую фрейдистскую точку зрения о том, что биологические импульсы являются фундаментальными. Однако Эриксон указывает, что эти импульсы подвержены социальным влияниям.
«Каждая стадия развития придает прошлому и будущему новые очертания, создает новую комбинацию влечений и защитных реакций, высвобождает новые способности, которые подходят для постановки задач и раскрытия возможностей личности, открывая новый, более широкий круг значимых для человека встреч и отношений» (Erikson, 1964, р. 166).
Социальные взаимоотношения.
Основной эпигенетический принцип Эриксона гласит: «Можно сказать, что личность развивается постепенно, в соответствии с готовностью развиваться самого человеческого организма, вместе с готовностью человека интересоваться более широким кругом людей и взаимодействовать с ними и общественными институтами» (1968, р. 92-93).
Социальные взаимоотношения играют главную роль практически на всех стадиях развития. Отношения с родителями, семьей и сверстниками являются решающими на первых пяти стадиях. Появление чувства идентичности строго обусловлено утверждением подростка в обществе ровесников. Стадия близости открывает возможность для более глубоких социальных взаимоотношений. Следующая качественная перемена происходит на стадии генеративности, когда люди учатся заботиться, кормить и воспитывать тех, кто младше, слабее и ничего не знает об окружающем мире.
Воля.
Эриксон подробно останавливается на развитии воли, описывая стадию «автономии против стыда и сомнения». Развитие здоровой и сбалансированной воли (а также доброй воли) продолжается в течение всей жизни. Решающим для достижения здорового ощущения идентичности является вера в то, что «я тот, кем я сам хочу быть».
Традиционный психоанализ прежде всего исследует личностную концепцию реальности, мысли, эмоции и особенно поведение человека. Эриксон делает акцент, в частности, на значении воли и поступка в мире. Одна из целей психоанализа «восстановить продуктивное взаимодействие психологической реальности и исторической действительности» (1964, р. 201) и интегрировать внутренние субъективные переживания с внешними действиями и событиями. По Эриксону, реальность относится к «миру феноменального опыта, воспринятого с минимальным искажением». Хотя искажение и непонимание в какой-то степени неизбежны, Эриксон подчеркивает необходимость понимания реальности как «сферы причастности, разделенной между участниками» (1964, р. 165).
Возвращаясь к классическому случаю Доры из практики Фрейда, Эриксон критикует предшественника за то, что хотя Фрейд и провел блестящий анализ динамики и искажений психики своей пациентки, но он не учел ее беспомощности и бессилия в кругу семьи среднего класса. Дора проходила курс лечения у Фрейда в течение трех месяцев. Тогда ей было 19 лет, и отец Доры попросил Фрейда «образумить девочку». Господин К., друг семьи, сделал ей предложение, когда девушке было 16. Выяснилось, что отец Доры состоял в любовной связи с женой господина К. и, похоже, весьма снисходительно отнесся к ухаживаниям господина К. за своей дочерью. Еще больше осложняло дело то обстоятельство, что члены обеих семей делали Дору доверенным лицом ее отец, мать, господин и госпожа К. Дора в данной ситуации пыталась противостоять воле родителей.
Успешный поступок требует наличия одновременно социальных и исторических условий и возможностей, а также наличия у человека собственной воли. Точно видеть еще не значит действовать эффективно.
Эмоции.
Как психоаналитик Эриксон подчеркивает эмоциональный компонент психологических процессов. Осознание значения эмоций присутствует во всех его теоретических разработках. В области теории его привлекало объединение новых когнитивных и исторических данных и психоанализа. Однако Эриксон не выделяет эмоции в отдельный аспект психологических процессов.
Интеллект.
Как и эмоции, интеллект считается основным элементом психологических процессов. Эриксон не отводит интеллекту какую-то особую роль. Однако он подчеркивает решающую роль интеллектуальных способностей в формировании чувства уверенности в тот период, когда человеку приходится справляться с задачами технологического общества, формировать чувство идентичности, выбирать приемлемую профессию и роль в обществе.
Самость.
Согласно эриксоновской теории, ощущение идентичности включает как идентичность эго, так и развитие ощущения самости (self).
«Эго надо понимать как главную и отчасти бессознательно действующую причинность, которая на каждой стадии жизни взаимодействует с изменяющейся самостью… То, что в таком случае можно назвать самоидентичностью (self-identity), возникает из ощущений, в которых временно перепутанные самости успешно реинтегрируются в ансамбль ролей, обеспечивающих социальное признание. Таким образом, можно сказать, что формирование идентичности имеет два аспекта самости (self) и эго (ego)» (1968, р. 211).
Самоидентичность достигается в результате интеграции наших прошлых и настоящих социальных ролей и образов себя.
«Психоанализ можно назвать первой систематической и активной «экспансией сознания». Такая экспансия необходима, если человек хочет уловить суть дела и способен сверхидентифицироваться с ней» (Erikson in: Evans, 1969, p. 98).
Психотерапевт.
Эриксон писал, что опытный психотерапевт интуитивно чувствует потенциал личностного роста и развития пациента. Работа психотерапевта заключается в том, чтобы поощрять этот рост, а не навязывать пациенту свой собственный прошлый опыт или видение будущего. Под таким углом и надо рассматривать требование психоанализа, чтобы психотерапевт сам подвергался обучающему анализу. Особо подчеркивается значение переноса аффекта с одного объекта на другой и контрпереноса (возникновение подавляемых эмоций у самого психоаналитика). Перенос аффекта касается как позитивных, так и негативных чувств, которые пациенты испытывают к лечащему врачу. Часто это сильные иррациональные эмоции, источник которых в детских взаимоотношениях пациента с родителями. Сознательное понимание динамики переноса крайне важно в психотерапии. Психотерапевты могут испытывать как позитивные, так и негативные подавляемые эмоции к своим пациентам. «Жизнь каждого пациента, который ко мне приходит, находится в его собственных руках», говорил Юнг.
В свете современного психологического понимания Эриксон дал новую формулировку «Золотому правилу» «Golden Rule» (англ.), заключающемуся в том, что с другими надо поступать так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Он пишет, что моральные поступки делают сильнее того, кто их совершает (психотерапевта), укрепляют пациента и расширяют взаимоотношения между двумя личностями. В терапии эта версия «Золотого правила» подразумевает следующее:
«Психотерапевт должен развиваться как практик и как личность пропорционально излечению пациента как пациента и личности, так как их реальные взаимоотношения выходят за рамки отношений врач больной. Опыт общения с психотерапевтом дает излечившемуся пациенту возможность развивать дальше и передавать окружающим разумное и здравое отношение к миру, являющееся существенной частью этического взгляда на вещи» (Erikson, 1964, р. 236-237).
Каждый психотерапевт должен быть готов к тому, чтобы воспринять любой образ жизни и идентифицироваться с ним. Темы ценности и морали главные в психотерапии. Беспристрастность классического аналитика, по Эриксону, это способность беспристрастно оценивать свободные ассоциации пациента и его прошлое. Психотерапевт тоже всегда личность, он свободен выражать свои желания в идеале, не исказив их иррациональными подавляемыми эмоциями.
Неофрейдистская теория личности Эрика Эриксона
РЕКЛАМА:
Прочитав эту статью, вы узнаете о неофрейдистской теории личности Эрика Эриксона.
После смерти Фрейда Эриксон больше, чем кто-либо другой, выполнял функцию продолжения идеи Фрейда о личности и ее развитии.
Эриксон считает себя фрейдистским психоаналитиком. Но он более широко известен как неофрейдист после Карла Юнга и Альфреда Адлера.
РЕКЛАМА:
Эриксон, сформулировав свою теорию личности, пошел по стопам Адлера больше, чем по стопам Зигмунда Фрейда, хотя основные положения психоанализа Фрейда оставались таким же влиятельным фактором в формировании его теории, как и эго-психология Адлера.
Наиболее значительный вклад Эриксона в теорию личности можно отнести к двум основным направлениям:
(1) психосоциальная теория развития, из которой возникает расширенная концепция эго; и
(2) психоисторические исследования, иллюстрирующие его психосоциальную теорию в жизни всемирно известных людей.
Вторая область исследований, проведенных Эриксоном, выходит за рамки этой книги и поэтому остается за рамками настоящего обзора.
Что касается структуры и динамики личности, Эриксон поддерживает точку зрения Фрейда и соглашается с ним в отношении трехчастной системы разума. Но что касается развития личности, то он отклоняется от идеи Фрейда о психосексуальных стадиях развития либидо. Он скорее согласен с концепцией Альфреда Адлера о развитии эго, которое придает человеку его индивидуальность. Как и теория Адлера, теория Эриксона применима ко многим моментам на протяжении всей жизни. Адлер и Эриксон согласны с тем, что все мы вносим активный вклад в развитие нашей личности, понимая, кто мы есть и кем мы хотим стать. Именно этот аспект идентичности эго в социальном контексте был сильно подчеркнут Эриксоном при разработке его теории психосоциального роста личности.
В отличие от Адлера, Эриксон считает, что последствия нашего раннего социального опыта зависят от того, «когда» он произошел. Кроме того, в отличие от Адлера, Эриксон рассматривает рост личности как следование эпигенетическим принципам. Он принимает точку зрения ученых-биологов о том, что развитие генетически детерминировано и происходит поэтапно, разворачиваясь инвариантным и универсальным образом. Они демонстрируют неизменную последовательность для всех особей. Эпигенез определяет «правильную скорость и последовательность» развития. Эпигенез — чрезвычайно важная идея.
Биологическая теория эпигенеза состоит в том, что в ходе своего развития зародыш формируется и видоизменяется силами окружающей среды и что поэтому зрелый зародыш обладает характеристиками, которых не было у оплодотворенной яйцеклетки. В самом крайнем случае теория утверждает, что даже привычки чтения матери во время беременности влияют на интеллектуальное развитие ее ребенка. Эпигенез означает, что то, что происходит позже в развитии, полностью зависит от всего, что ему предшествовало. Эта интерпретация была использована Эриксоном для описания эпигенеза на стадиях развития. По его словам, наша первая социальная встреча закладывает основу для всего последующего.
Он указывает на особые требования зрелости, предъявляемые нашими культурными и социальными группами на каждом этапе жизни, требования, которые побуждают нас реагировать адаптивно или неадекватно. Каждое общество должно иметь свои взгляды на идеальные характеристики зрелого человека. Все социальные агенты общества, особенно родители, продвигают эти ценные личностные качества. Развитие личности, по Эриксону, является постоянным продуктом взаимодействия наших индивидуальных потребностей с социальными ожиданиями.
Теория Эриксона включает восемь стадий, каждая из которых связана с определенным кризисом развития. Он использует термин «кризис» для обозначения поворотного момента в развитии, решающего периода, в течение которого индивидуум либо приобретает новые жизненные способности, либо перестает расти и процветать. Положительное разрешение каждого кризиса укрепляет растущее эго; отрицательное разрешение ослабляет его. Более того, положительное разрешение кризиса на одном этапе увеличивает шансы на такое же положительное разрешение кризиса на более поздних этапах.
Положительное разрешение для Эриксона означает, что есть баланс, соотношение положительного и отрицательного опыта. благоприятный. Но положительное решение не обязательно означает, что кризис урегулирован навсегда. Новый конфликт может возродить старые кризисы. Он говорит: «Личность постоянно занята опасностями существования, пока метаболизм тела справляется с распадом».
Дано описание и блок эриксоновских стадий развития личности в виде схемы, приведенной ниже:
Приведенная выше таблица взята из книги Эриксона «Детство и личность», 1963 г.
Эриксон считается «неофрейдистом», потому что он использует рамки психоаналитической теории Фрейда и следует принятым им методам. в развитии психосексуальных стадий развития личности. Но при описании характеристик более поздних стадий жизни Эриксон отклоняется от техники Фрейда и модифицирует ее в своем собственном направлении.
Эриксон принимает концепцию Фрейда для ранних стадий жизни и соглашается с ним в том, что либидинозная или эмоциональная энергия существует при рождении и лежит в основе человеческого функционирования. Он также согласен с ним в том, что развитие проходит через стадии, некоторые из которых также совпадают с фрейдистскими.
Тем не менее, он сделал определенные отклонения от фрейдистских стадий, особенно в зрелом возрасте. Взрослые годы жизни, очевидно, являются продолжением многого из того, что было раньше. Но они также влекут за собой неизбежные физические, социальные и психологические изменения.
Эриксон, говоря о психосоциальных стадиях развития, упоминает три взрослых стадии, каждая из которых включает в себя психосоциальный кризис. Они относятся к трем последним этапам жизни человека, о которых он говорил.
Согласно Эриксону, кризис, с которым сталкивается молодой взрослый, заключается в том, чтобы установить с другими отношения взаимного участия и заботы, предполагающие личное обязательство. Обычно это время, когда самостоятельно создается отдельная семья и семья расширяется, возрастает ответственность и обязательства. Ему становится необходимо распространить это обязательство на более широкий круг людей, чтобы взять на себя руководство и воспитание молодого поколения.
Отсутствие «созидательности» может привести к застою и конфликтам. Если интеграция не достигается, индивидуум впадает в отчаяние. В пожилом возрасте можно проследить снижение социального взаимодействия. Жизненный опыт устаревает, что ведет к застою, а ожидаемая продолжительность жизни снижается, что ведет к отчаянию. Тем не менее, жизнь становится богатой благодаря возрастающей мудрости благодаря разнообразным переживаниям, хорошим или плохим, и ведет к концу.
Главная ›› Психология ›› Педагогическая психология ›› Личность ›› Неофрейдистская теория ›› Неофрейдистская теория личности
Эрик Эриксон | Теория психосоциального развития
Кем был Эрик Эриксон?
Эрик Эриксон был известным психоаналитиком, который предположил, что дети являются продуктом ожиданий, предрассудков и запретов общества. Его самая известная работа — это его теория о том, что каждый этап жизни связан с определенной психологической борьбой, которая способствует развитию одного из основных аспектов личности. Его основная концепция развития, в которой исследовалось влияние конфликта в контексте отношений, а также его концепция кризиса идентичности, внесли значительный вклад в изучение развития ребенка.1
Несмотря на большое влияние теории Зигмунда Фрейда о структуре личности, Эриксон сосредоточился на том, как личность развивается в результате социальных кризисов, которые влияют на жизнь человека на протяжении всей его жизни. С этим сдвигом в мышлении от теории Фрейда о том, что личность формируется к пяти годам, Эриксон предположил, что дальнейший рост и развитие личности могут быть затронуты и во взрослом возрасте, с большим упором на подростковый период, который, по его мнению, был решающий этап для развития личности человека.2
Эриксон родился 15 июня 1902 года во Франкфурте, Германия. Его молодая мать-еврейка из Дании вырастила его одна, прежде чем выйти замуж за врача доктора Теодора Хомбергера. В течение многих лет Эриксон считал, что Хомбергер был его биологическим отцом, и когда он, наконец, узнал правду, у него осталось чувство замешательства по поводу того, кем он был на самом деле. Тайна, окружающая его фактическое биологическое происхождение, повлияла на его более поздний интерес к формированию личности. Когда он учился в еврейской храмовой школе, его дразнили за то, что он высокий, голубоглазый и светловолосый. В государственной школе его не приняли из-за его еврейского происхождения. Эти детские переживания пробудили в нем интерес к тому, что стало делом всей его жизни.3
Эриксон никогда не получал степени в области медицины или психологии. Ему не нравилось формальное образование, и он решил в течение года путешествовать по Европе, а не учиться в колледже. Он поступил в художественную школу и несколько лет спустя преподавал искусство и другие предметы в прогрессивной школе в Вене, Австрия, детям американцев, которые изучали теории Фрейда в Венском психоаналитическом институте. Анна Фрейд, подруга основателя прогрессивной школы, вдохновила его также на формальное изучение психоанализа. Он получил сертификаты Монтессори, а также Венского психоаналитического института. Он стал пациентом Анны Фрейд и заявил: «Мой анализ, который дал мне самосознание, заставил меня не бояться быть собой… процесс самосознания, временами болезненный, возникал в освобождающей атмосфере».
В 1930 году он женился на коллеге-преподавателе своей школы, и в 1933 году они переехали в Соединенные Штаты, где ему предложили должность преподавателя в Гарвардской медицинской школе, несмотря на отсутствие формальной степени. У него также была частная практика детского психоанализа во время преподавания в Гарварде.5
Позже он занимал должности в других учреждениях, включая Йельский университет, Беркли и Фонд Меннингера. Он также работал в Центре перспективных исследований в области поведенческих наук в Пало-Альто, Калифорния, а затем в больнице Маунт-Сион в Сан-Франциско, где он был клиницистом и психиатром-консультантом.
У Эриксона был широкий круг интересов. Он изучал боевые кризисы у проблемных американских солдат во время Второй мировой войны, методы воспитания детей у сиу в Южной Дакоте и юрок на Тихоокеанском побережье, игры детей с нарушениями и нормальными, разговоры проблемных подростков, страдающих кризисом идентичности, и социальные проблемы. поведение в Индии. Его беспокоили быстрые социальные изменения в Америке, и он писал о проблемах разрыва между поколениями, расовой напряженности, преступности среди несовершеннолетних, смене сексуальных ролей и опасностях ядерной войны в 19-м веке.50-х и 60-х годов.6 Он был удостоен Пулитцеровской премии и национальной книжной премии за свою книгу «Правда Ганди, об истоках воинствующего ненасилия» , опубликованную в 1969 году. имеет восемь стадий. На каждом этапе происходит определенный кризис, который включает в себя психологические потребности человека, противоречащие потребностям общества. Он считал, что личность развивается в этом предопределенном порядке, и каждая стадия строится на предыдущей. Успешное завершение каждого этапа приводит к здоровой личности и приобретению основных добродетелей, которые помогают человеку преодолевать последующие кризисы. Неспособность успешно завершить этап может привести к снижению способности завершать последующие этапы. Эриксон считал, что нездоровые черты личности можно преодолеть в более позднем возрасте.
доверие против недоверия
Первый психосоциальный кризис, который возникает в течение первого года жизни или около того, называется доверие против недоверия. Когда младенец получает постоянный и предсказуемый уход, у него разовьется чувство доверия к тем, кто за ним ухаживает, и он сможет чувствовать себя в безопасности, когда ему угрожают. Это приведет к добродетели надежды. Если уход за младенцем суров или непоследователен, у него разовьется чувство недоверия и страха. Это может привести к чувству беспокойства, повышенной неуверенности и общему чувству недоверия к окружающему миру.
Автономия против стыда и сомнений
Автономия против стыда и сомнений — вторая стадия, которая возникает в возрасте от 18 месяцев до трех лет. По мере того, как ребенок становится более подвижным, он начинает отстаивать свою самостоятельность. Он исследует свое окружение и самостоятельно выбирает, что ему нравится есть, носить и с чем играть. Он обнаруживает, что у него есть новые способности, и исследует свои пределы. Если ему позволить попробовать что-то новое, он разовьет силу воли и станет уверенным и уверенным в своих способностях к самоконтролю. Если ребенка чрезмерно контролируют или критикуют, он может чувствовать себя неадекватным в отношении своих способностей и может стать чрезмерно зависимым от других, испытывать недостаток самоуважения и испытывать чувство стыда или сомнения в своих способностях.
В возрасте от трех до пяти лет дети становятся еще более напористыми и активными. Третий этап, «Инициатива против вины», описывает период, когда дети больше взаимодействуют с другими детьми, а их игровое время дает возможность исследовать свои социальные навыки посредством инициирующих действий. Если ребенку разрешено планировать деятельность, придумывать игры и инициировать игру с другими, у него разовьется чувство инициативы, и он будет уверен в своей способности руководить другими и принимать решения. Это приведет к добродетели цели. Опять же, если его опекуны чрезмерно контролируют или критикуют его действия, он может чувствовать себя неприятным для других и испытывать чувство вины. Слишком сильное чувство вины может привести к тому, что ребенок будет медленно взаимодействовать с другими людьми и может подавить его творческие способности.
трудолюбие против неполноценности
трудолюбие против неполноценности — четвертая стадия для детей в возрасте от 5 до 12 лет. На этом этапе самооценка ребенка во многом зависит от его сверстников. Он чувствует потребность завоевать одобрение, демонстрируя компетентность в том, что они ценят, и он будет испытывать чувство гордости за свои достижения. При поддержке он будет чувствовать себя трудолюбивым и уверенным в своей способности достичь своих целей. Если инициатива ребенка не поощряется или ограничивается взрослыми, он начинает чувствовать себя неполноценным, сомневаясь в своих силах. Некоторая неудача необходима для развития смирения, но необходим баланс, чтобы привести к добродетели компетентности.
В подростковом возрасте от 12 до 18 лет переход от детства к взрослой жизни является важным этапом развития. Спутанность идентичности и роли — это пятая стадия, на которой ребенок пересматривает свою идентичность и пытается понять, кто он такой и как он вписывается в общество. Это время личных исследований и формирования собственной личности. Успех на этом этапе приводит к добродетели верности, которая включает в себя способность брать на себя обязательства перед другими на основе их принятия, даже с идеологическими различиями. Если ребенок неуверен в себе и своем месте в обществе, у него разовьется путаница ролей, он может начать экспериментировать с разными образами жизни и стать бунтарем.
Близость или изоляция
Близость или изоляция — это этап, на котором молодые люди в возрасте от 18 до 40 лет начинают исследовать отношения, ведущие к долгосрочным обязательствам с кем-то, кроме члена семьи. Успех на этом этапе ведет к добродетели любви, наслаждению комфортными отношениями и чувству приверженности, безопасности и заботы в отношениях. Страх обязательств и избегание близости может привести к изоляции, одиночеству и депрессии.
Генерация против стагнации
Те, кто находится в середине взрослой жизни в возрасте от 40 до 65 лет, вступают в стадию Генерации и Стагнации. По мере того, как взрослые строят свою карьеру, вступают в отношения и создают семьи, у них развивается ощущение того, что они являются частью более широкой картины. Если они будут вовлечены в жизнь своего сообщества и преуспеют в воспитании детей и в своей работе, они почувствуют, что приносят пользу обществу, и разовьют добродетель заботы. Если им не удается добиться успеха в жизни, они становятся застойными и чувствуют себя непродуктивными.
Целостность эго против отчаяния
Заключительный этап посвящен пожилым людям от 65 лет и старше. По мере того, как они становятся менее продуктивными в жизни, выходя на пенсию, их оценка жизненных достижений рассматривается, и если они считают себя успешными в жизни, они будут развивать целостность.