Управление толпой | СБК
В обыденном языке «толпой» называют большое количество людей, находящихся одновременно в одном месте. Хотя даже интуитивно мы не назовем этим словом марширующее армейское подразделение или публику, собравшуюся в консерватории на симфонический концерт.
Не совсем верно называть толпой и прохожих на людной городской улице. Но вот произошло что-то необычное: завлекательное, драматическое или даже катастрофическое, и тут возникает особый феномен, имеющий общие черты, которые и отличают толпу от организованных форм социального поведения.
Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием.
Механизмы образования толпы: слухи и эмоциональное кружение (взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами).
При обычном общении имеет место та или иная степень взаимного понимания, согласия или несогласия, но в любом случае каждый остается отдельной личностью. Наоборот, эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Человек чувствует и поведенчески реагирует, как все, включаются древние примитивные пласты психики.
Представьте себе полный зал, где рассказан очень смешной анекдот и все громко смеются. Вы только что вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример эмоционального кружения.
Есть и страшные примеры. В XIV веке Европу охватила «черная смерть» – эпидемия чумы, унесшая более 20 миллионов жизней. В разгар этого бедствия наступил праздник Святого Витта, который всегда сопровождался массовыми пирами и танцами. Особенно бурно празднество отмечали в Италии. Изможденные и отчаявшиеся люди, напившись вина, принимались ритмически плясать, доводили себя до истерического состояния и, уже не в силах остановиться, падали замертво. Зловещее и заразительное веселье передавалось от одного городского района к другому, от деревни к деревне, оставляя за собой бездыханные человеческие тела. Отсюда появился термин «пляска Святого Витта».
Необходимо добавить, что эмоциональное кружение, как всякий социальный и психологический феномен, не является однозначно негативным фактором. Оно сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие и, пока остается в рамках, служит сплочению и мобилизации. Но, превысив оптимальную меру, этот фактор оборачивается противоположными эффектами. Группа превращается в толпу, которая становится все менее управляемой при помощи нормативных механизмов и вместе с тем все более подверженной иррациональным манипуляциям.
Виды толпы:
Окказиональная (англ. occasion – «случайность») – скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие.
Конвенциональная (англ. convention – «условность») – собирается по поводу заранее объявленного события. Здесь уже преобладает направленный интерес, и люди до поры готовы следовать определенным условностям (конвенциям).
Экспрессивная (анг. expression – «выражение»), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т. д. Главная отличительная черта – ритмичность выражения.
Экстатическая (англ. ecstasy – «экстаз») – экстремальная форма экспрессивной толпы, пляска Святого Витта.
Действующая (active) – наиболее значимый и опасный вид стихийного поведения. В ее рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов:
- Агрессивная (aggressive).
- Паническая (panic; saving) толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности. Сопровождается резким ослаблением волевого самоконтроля. Этот вид толпы мы рассмотрим отдельно.
- Стяжательная (greedy) толпа – люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Доминирующей эмоцией здесь обычно ста- новится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх.
- Повстанческая (rebellious) толпа по ряду признаков сходна с агрессивной, но отличается от нее социально справедливым характером возмущения, при наличии активного сознательного звена в нее может быть внесено организационное начало, и тогда повстанческая толпа превращается в сплоченную группу.
Особое внимание обратим на то, что приведенная классификация весьма условна. В практическом плане наиболее важно основное свойство толпы – превращаемость: коль скоро толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой. Самый элементарный пример спонтанных превращений вспомнит всякий, кто бывал на футбольном матче. С началом игры конвенциональная толпа превращается в экспрессивную, и важнейшая задача организаторов – принять все необходимые меры, чтобы по ходу дела или по окончании матча предотвратить ее превращение в агрессивную, стяжательную (когда тысячи возбужденных болельщиков одновременно устремляются к единственному выходу) или паническую (спровоцированную дракой, пожаром, стрельбой и т. д.).
Превращения могут происходить спонтанно, т. е. без чьего-либо сознательного намерения, но бывают спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями.
Приемы управления и манипуляции
Необходимо помнить, чем отличается толпа от сплоченной группы, потому что, применив неадекватные объекту и ситуации приемы, мы можем получить большие беды, подчас рискуем человеческими жизнями. Стихийное массовое поведение часто сопряжено с серьезными неприятностями, и в ряде случаев приходится выбирать меньшее из зол.
При организации массового мероприятия рекомендуется заранее позаботиться о непосредственных нуждах людей в зависимости от погоды: прохладительных напитках, укрытиях от дождя, жары и т. д. В противном случае поведение толпы может стать непредсказуемым, и, скажем, паника с трагическими последствиями возникнет из-за такой мелочи, как внезапно хлынувший ливень.
Важно также предотвратить чрезмерную концентрацию людей, особенно по окончании массового мероприятия, поскольку и это может грозить бедой. Так, после футбольного матча рекомендуется устроить другие, менее значительные развлечения – состязание бегунов или юных борцов, розыгрыш лотереи, показ мультфильма на электронном табло и т. д., чтобы задержать часть болельщиков на трибунах.
Различают приемы воздействия на толпу извне и изнутри. Чтобы в них разобраться, полезно обратить внимание на еще один специфический феномен, который называют географией толпы.
География толпы (особенно отчетливо фиксируемая при фотосъемке сверху) определяется различием между более плотным ядром и разреженной периферией. В ядре аккумулируется эффект эмоционального кружения, и оказавшийся там сильнее испытывает его влияние, чувствуя поддержку периферии и ощущая анонимность и безнаказанность…
Поэтому психологическое воздействие на толпу извне обычно рекомендуют нацеливать на периферию, внимание которой легче переключается, т. к. здесь обнаруживаются скорее свойства окказиональной толпы (зеваки). Основная задача – оттянуть внимание на другой объект.
Еще один комплекс приемов влияния на действующую толпу связан с использованием ритма. Удалось установить, что действующая толпа в отличие от экспрессивной аритмична, и поэтому громкий ритмичный звук способствует соответствующему превращению. Здесь, правда, следует добавить, что противодействие различным видам толпы требует различных ритмов: если для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы, то фактором противодействия панике служит более медленный размеренный темп марша или гимна.
Как ранее говорилось, в толпе человек теряет ощущение индивидуальности, чувствует себя безличным и потому свободным от ответственности, накладываемой ролевыми регуляторами. Вдохновляющее чувство вседозволенности и безнаказанности составляет важное условие массовых действий. Это условие нарушается приемами деанонимизации – воздействиями, направленными на то, чтобы лишить индивидов, составляющих толпу, свойства анонимности и тем самым способствовать их отрезвлению.
Этот эффект легко достигается при помощи большого количества хорошо заметных камер и (или) группы телеоператоров. Демонстративные действия последних (с проверенными путями ухода от опасности) способствуют возвращению идентичности индивидам в толпе и снижению коллективного эффекта.
Источник: журнал «Спорт Бизнес Консалтинг» №8 Май 2013
Читать онлайн «Психология стихийного массового поведения», Акоп Назаретян – Литрес, страница 2
Циркулярная реакция и коммуникация
Метаморфоза обусловливается специфическими эффектами, которые суть механизмы образования толпы. Выявлены два основных механизма: слухи и эмоциональное кружение (синоним – циркулярная реакция). О слухах речь далее пойдет отдельно (Лекция 4–5), поэтому здесь рассмотрим механизм эмоционального кружения.
Представьте себе полный зал, где рассказан очень смешной анекдот и все громко смеются. Вы только что вошли и не слышали шутку, однако общее настроение захватывает и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного заражения, который и называют циркулярной реакцией.
Впрочем, даже заразительное веселье не всегда бывает совершенно безобидным. У театральных актеров бытует жаргонное выражение: «повело». Оно означает такую неприятную ситуацию, когда в самый драматический момент спектакля кому-то из участвующих в сцене «попала в глаз смешинка». Актер «прыскает от смеха», это совершенно неуместное состояние передается партнерам – и сценическое действие разрушается…
Есть и более страшные примеры. В XIV веке Европу охватила «черная смерть» – эпидемия чумы, унесшая более 20 миллионов жизней. Основным способом лечения оставались, как водится, истовая молитва, покаяние, целование креста и скрупулезное отправление всех церковных обрядов. В разгар этого бедствия наступил праздник Святого Витта, который всегда сопровождался массовыми пирами и танцами. Особенно бурно празднество отмечали в Италии. Изможденные и отчаявшиеся люди, напившись вина, принимались ритмически плясать, доводили себя до истерического состояния и, уже не в силах остановиться, падали замертво.
Зловещее и заразительное веселье передавалось от одного городского района к другому, от деревни к деревне, оставляя за собой бездыханные человеческие тела.
Картина X. Бидструпа «Распространение заразы».
Этот кошмарный эпизод, зафиксированный летописцами, получил отражение в художественной литературе (наиболее известна россиянам пушкинская пьеса «Пир во время чумы»), а также в современной психологической и медицинской терминологии, где «пляска Святого Витта» означает известный клинический симптом…
В фильме по роману А.С. Серафимовича «Железный поток» хорошо исполнен похожий эпизод, правда, в незавершенном виде. Красные партизаны с обозом мирного населения – стариками, женщинами и детьми – скитаются по пустыне, спасаясь от белых. Оголодавшие и сильно изможденные люди останавливаются на привал. Кто-то заводит патефон и ставит пластинку, на которой два артиста, почти ничего не говоря, громко и заразительно хохочут. Сидящие и лежащие вокруг начинают улыбаться, затем смеяться, веселье передается дальше… В этот момент появляется умный суровый комиссар и ударом сапога разбивает пластинку вместе с патефоном.
Зрителям понятно, что, если бы он этого своевременно не сделал, то ситуация вышла бы из-под контроля: истерически хохочущие люди, не будучи уже способны остановиться, окончательно выбились бы из сил…
Итак, циркулярная реакция – это взаимное заражение, т. е. передача эмоционального состояния на психофизиологическом уровне контакта между организмами. Разумеется, циркулировать может не только веселье, но и, например, скука (если кто-то начинает зевать, такое же желание испытывают окружающие), а также изначально более зловещие эмоции: страх, ярость и т. д.
Для лучшего понимания того, что такое циркулярная реакция, целесообразно сравнить ее с
Наоборот, эмоциональное кружение стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личностного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует «как все». Происходит эволюционная регрессия: актуализуются низшие, исторически более примитивные пласты психики[2].
«Сознательная личность исчезает, – писал по этому поводу Г. Лебон, – причем чувства всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимает одно и то же направление». Поэтому «в толпе может происходить только накопление глупости, а не ума». То же наблюдение можно встретить в трудах других исследователей. Например, у 3. Фрейда читаем: «Похоже, достаточно оказаться вместе большой массе, огромному множеству людей для того, чтобы все моральные достижения составляющих их индивидов тотчас рассеялись, а на их месте остались лишь самые примитивные, самые древние, самые грубые психологические установки».
У человека, охваченного эмоциональным кружением, повышается восприимчивость к импульсам, источник которых находится внутри толпы и резонирует с доминирующим состоянием, и одновременно снижается восприимчивость к импульсом извне. Соответственно усиливаются барьеры против всякого рационального довода. Поэтому в такой момент попытка воздействовать на массу логическими аргументами может оказаться несвоевременной и просто опасной. Здесь необходимы другие приемы, адекватные ситуации, и если вы ими не владеете, то лучше держаться от толпы подальше.
Добавлю, что циркулярная реакция, как всякое социальный и психологический феномен, не является однозначно негативным фактором. Она сопровождает любое массовое мероприятие и групповое действие: совместный просмотр спектакля и даже фильма, дружеское застолье, боевую атаку (с криками» Ура!», воинственным визгом и прочими атрибутами), деловое или партийное собрание и т. д. и т. п. В жизнедеятельности первобытных племен процессы взаимного заражения перед сражением или охотой выполняли важнейшую роль. До тех пор, пока эмоциональное кружение остается в рамках определенной, оптимальной для каждого конкретного случая меры, оно служит сплочению и мобилизации и способствует усилению интегральной эффективности группы (психологи называют это фасцинацией).
Но, превысив оптимальную меру, этот фактор оборачивается противоположными эффектами. Группа вырождается в толпу, которая становится все менее управляемой при помощи нормативных механизмов и вместе с тем все легче подверженной иррациональным манипуляциям.И последнее. Вероятность возникновения циркулярной реакции возрастает в периоды социальной напряженности. Логично было бы полагать, что напряженность, в свою очередь, возникает тогда, когда обстановка объективно становится очень плохой. Однако исследования историков и психологов показывают, что это не всегда так и даже чаще всего не так.
Еще великий французский ученый XIX века А. де Токвиль указал на то, что революционному кризису обычно предшествует длительный период повышения экономических и политических показателей (объем политических свобод, доступ к информации, перспектива вертикальной мобильности и т. д.). Например, уровень жизни французских крестьян и ремесленников перед началом Великой французской революции был самым высоким в Европе; к началу антиколониальной революции в Северной Америке это были самые богатые и хорошо управляемые колонии мира и т.
Параллельно росту возможностей растут потребности и ожидания людей. В какой-то момент рост объективных показателей сменяется их относительным снижением (очень часто – вследствие неудачной войны, затеянной правителями, которые также поддались общей эйфории). На фоне ожиданий, продолжающих по инерции расти, это оборачивается массовой фрустрацией, а та, в свою очередь, агрессивными и (или) паническими настроениями.
Обобщив многообразные сведения, касающиеся предыстории революционных ситуаций, американский психолог Дж. Девис вывел интегральный график, который обладает серьезным прогностическим потенциалом. Мы много работали с графиком Девиса, верифицировав его на материале далеких друг от друга стран и регионов, включая Россию различных эпох. Общий вывод довольно парадоксален, но подкреплен большим фактическим материалом. Пока люди живут стабильно плохо (с точки зрения внешнего наблюдателя), они не испытывают болезненной неудовлетворенности и вероятность внутренних взрывов минимальна. Опасность появляется там, где есть растущие ожидания. Нами даже выявлен особый социально-политический синдром Предкризисного человека (Homo prae-crisimos), который требует особого внимания со стороны ответственных политических лидеров.
Кого эти вопросы интересуют подробнее, может обратиться к статье Девиса (Davis J.) или к моим работам, также обозначенным в списке дополнительной литературы. Здесь же вернемся к обстановке, когда возможности превентивной политической стабилизации уже упущены и социальная напряженность налицо. Многие люди переживают сходные эмоциональные состояния при высокой степени неопределенности и думают об одном и том же, охотно группируются, обсуждают волнующую тему, лихорадочно ищут информацию, распространяют слухи – и это чревато взаимной эмоциональной индукцией, переходящей в стихийные формы массового поведения. Опытные политические партии и руководители организуют в такой период дежурство небольших групп агентов, по два-три человека. Разумеется, у них нет никаких опознавательных знаков (наоборот, они должны максимально походить на случайных прохожих, «людей из толпы»), зато есть определенный опыт, знания, интуиция, решительность и, желательно, некоторый минимум актерских способностей, чтобы в нужный момент эффективно вмешаться в ход событий и предотвратить их неблагоприятное развитие.
Как же могут действовать такие агенты? Это мы рассмотрим после того, как ознакомимся с классификацией, а также с основным свойством толпы.
Виды толпы
Большое количество наблюдений и специальных исследований позволили выделить четыре основных вида толпы с соответствующими подвидами.
Окказиональная толпа (от англ. occasion – случайность) – скопление людей, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие. Это самая обыденная из ситуаций стихийного массового поведения, которую доводилось в жизни наблюдать любому взрослому человеку, горожанину или жителю села. Тем не менее приведу пару иллюстраций.
Мои латиноамериканские слушатели любили рассказывать по этому поводу забавный старый анекдот. В американском городе сидит на скамейке мексиканец с удочкой, хотя поблизости нет никакого водоема, и сосредоточенно «ловит рыбу» на суше. Вокруг собираются зеваки, указывают на него пальцами и веселятся. Наконец, один из янки спрашивает:
– Эй, чикано (презрительное наименование мексиканцев в США), много рыбы наловил?
– Ни одной, – серьезно отвечает мексиканец, – да мне и не надо. Я не рыбу ловлю, а выигрываю пари.
– ???
– Мы с земляками поспорили, где больше дураков, в Мексике или в Штатах. Провели эксперимент дома, а теперь проводим здесь. Вон на той скамейке сидят ребята и вас пересчитывают…
А один из маленьких шедевров выдающегося американского юмориста О’ Генри так и называется – «Комедия любопытства». Персонажи новеллы – юноша и девушка, представители бесчисленного племени уличных зевак, более всего на свете обожающих созерцать чье-то несчастье. «Эти фанатики любопытства, словно мухи, целым роем слетаются на место всякого необычайного происшествия и, затаив дыхание, проталкиваются как можно ближе», – отмечает писатель.
Познакомившись в одной из таких толп и понравившись друг другу, молодые люди решили пожениться. В час свадьбы около церкви скопилась очередная толпа любопытных, но героев торжества на месте не было. Потом выяснилось, что и у жениха и у невесты в самый неподходящий момент сработали условные рефлексы: узрев толпу, каждый из них привычно бросился в гущу, расталкивая окружающих, чтобы пробиться в первые ряды. В итоге свадебные наряды и прически были изрядно попорчены, под глазом у невесты появился синяк – короче, мероприятие пришлось отменить…
По данным кросс-культурных исследований, склонность к образованию окказиональных толп зависит не только от текущей социально-политической ситуации, но и от целого ряда стабильных факторов, среди которых – степень укорененности урбанистической культуры. Я был совсем ребенком, когда, после Московского фестиваля молодежи и студентов (1957 год), начал приподниматься «железный занавес»; на улицах нестоличных советских городов появились первые живые иностранцы, каковых старшие не видели со времен войны, а дети знали об их существовании только из книжек. Иностранцев тогда можно было легко отличить от наших соотечественников по одежде, но особой популярностью пользовались негры.
Мне отчетливо запомнились сценки из жизни тех лет. Идет по улице темнокожий парень, а за ним – толпа взрослых и детей. Все очень доброжелательно настроены, кто-то предлагает ему в подарок значок, кто-то просит на память иностранную монетку, кто-то просит вместе сфотографироваться. Объект внимания все более раздражается и постепенно начинает звереть (а вы представьте себя на его месте!), что-то говорит на непонятном языке, но по всему видно, что он сильно раздражен. Окружающие недоумевают, чем же не угодили зарубежному другу, потом слышатся разочарованные комментарии типа: «Какие же они все гордые (злые, заносчивые)…»
Нечто подобное можно встретить и в художественной литературе тех лет. Случившаяся с человеком неприятность привлекает прохожих, которые ничуть не стесняются собраться вокруг и громко выражать сочувственное любопытство.
Как всегда, наши достоинства суть продолжение наших недостатков и наоборот. С развитием урбанистической культуры изменяются ценности и нормы поведения, люди становятся зацикленными на индивидуальных проблемах, менее отзывчивыми и, вместе с тем, менее навязчивыми. В 60-е годы дефилирование по улицам Лондона полностью обнаженных девиц не вызывало особого ажиотажа, а в Анкаре появление нескольких иностранок в миниюбках стало событием чуть ли не политического значения (о чем я далее расскажу).
Конвенциональная толпа (от англ. convention — условность) собирается по поводу заранее объявленного события: петушиные или собачьи бои, боксерский или футбольный матч, митинг, концерт рок группы и т. д. и т. п. Здесь уже преобладает более направленный интерес, и люди до поры (пока толпа сохраняет качество конвенциональности) готовы следовать определенным условностям (конвенциям).
Сразу отмечу, что не следует путать конвенциональную толпу с публикой, собравшейся в драматическом, оперном театре, в консерватории и проч. Терминологическое различие вызвано, конечно, не тем, что психологи любят классику больше, чем рок – оно важно по существу и в функциональном отношении.
На концерт, скажем, симфонического оркестра и рока люди приходят с разными установками, различны сценарии вероятного развития событий и организаторы по-разному к ним готовятся.
Конечно, если во время симфонического концерта в здании начнется сильный пожар или взорвется заложенная террористами бомба, может возникнуть массовая паника. Но такая вероятность обычно невелика, и свести ее к нулю – задача пожарной и охранной служб. Организаторы же рок концерта обязаны учитывать, что имеют дело с толпой, которая формируется как конвенциональная, но, в силу общего свойства толпы как таковой (см. далее), непременно примет другие формы. Они должны уметь это прогнозировать и владеть адекватными приемами воздействия, чтобы ситуация не вышла из-под контроля.
Экспрессивная толпа (от англ. expression — выражение), ритмически выражающая ту или иную эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и т. д. Как видим, спектр эмоциональных доминант здесь очень широк, а главная отличительная черта – ритмичность выражения.
Легко догадаться, что речь идет о людях, скандирующих лозунг на митинге или манифестации, громко поддерживающих любимую команду или клеймящих судью на стадионе, танцующих на карнавале и т. д. В ряде случаев процесс ритмического выражения эмоций может принять особенно интенсивную форму, и тогда возникает особый феномен массового экстаза.
Экстатическая толпа (от англ. ecstasy — экстаз) – экстремальная форма экспрессивной толпы. В экстазе люди самозабвенно истязают себя цепями на шиитском религиозном празднике «шахсей-вахсей», доводят себя до невменяемости под нарастающий ритм неистового моления в секте трясунов или в танце на бразильском карнавале, рвут на себе одежду в ритме рока… Смертоносная пляска Святого Витта в Италии XIV века (см. выше) – из того же феноменологического ряда.
Действующая (active) толпа — политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения. В ее рамках, в свою очередь, можно выделить несколько подвидов.
Агрессивная (aggressive) толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как направленность действий, прозрачно выражены в названии.
Паническая (panic; saving) толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности. Далее мы убедимся, что паническое поведение не только не является обычно спасительным, но и очень часто становится более опасным фактором, чем то, что ее спровоцировало.
Стяжательная (greedy) толпа — люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Этот термин, в отличие от предыдущих, требует пояснений. Доминирующей эмоцией здесь обычно становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх. Стяжательную толпу подчас образуют брокеры, когда на бирже пронесся слух о том, что какие-то акции быстро растут в цене. В советских городах, особенно провинциальных, возникали такие толпы («Дают!»), когда на прилавок «выбрасывали» дефицитный товар. В парламентах наблюдается нечто подобное, когда депутаты с боем прорываются к трибуне, дабы высказать очередную высокомудрую банальность.
Однако слово «стяжательная» (жадная) не всегда следует понимать буквально. Это может быть толпа голодных людей, которым доставили продовольствие, но не организовали четкое распределение. Или жителей отдаленного района, которые утром спешат на работу при недостаточном обеспечении автобусного маршрута машинами. Или потенциальных пассажиров отъезжающей электрички, в которой явно не хватит мест и т. д.
Повстанческая (rebellious) толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения. Это также требует пояснений, поскольку понятие «социальная справедливость» выглядит здесь произвольным и не укладывающимся в операциональную схему. В действительности, однако, дифференциация повстанческой и агрессивной толпы столь же функционально полезна, как дифференциация конвенциональной толпы и публики.
Дело в том, что толпа справедливо возмущенных людей даже внешне выглядит иначе, чем «классическая» агрессивная толпа. А главное, она обладает несколько иными качествами. При наличии активного сознательного звена в нее может быть внесено организационное начало, и тогда повстанческая толпа превращается в сплоченную группу (в противном случае она может выродиться в более примитивную форму толпы). Хрестоматийным примером часто служит восстание на броненосце «Потемкин» в 1905 году, но можно обратиться и к более свежим примерам. Кому приходилось наблюдать стихийный протест, забастовки, митинги в рабочих коллективах (в частности, забастовки шахтеров в России 1998 года), мог заметить, что они чаще всего не выливаются в массовые драки, погромы и прочие разрушительные действия. Профсоюзные комитеты выделяют ответственных лидеров, которым удается внести сознательную организацию в действия массы…
Представим классификацию в виде простой схемы.
Виды толпы
Основное свойство толпы
Особое внимание обратим на то, что приведенная классификация весьма условна. В практическом плане наиболее важное свойство толпы – превращаемость: коль скоро толпа образовалась, она способна сравнительно легко превращаться из одного вида (подвида) в другой.
Превращения могут происходить спонтанно, т. е. без чьего-либо сознательного намерения, но могут быть спровоцированы умышленно. На использовании свойства превращаемости и строятся по большей части приемы манипуляции толпой с теми или иными целями.
Самый элементарный пример спонтанных превращений вспомнит всякий, кто бывал на футбольном матче. С началом игры конвенциональная толпа превращается в экспрессивную, и важнейшая задача организаторов – принять все необходимые меры, чтобы по ходу дела или по окончании матча предотвратить ее превращение в агрессивную, в стяжательную (когда тысячи возбужденных болельщиков одновременно устремляются к единственному выходу) или в паническую (спровоцированную дракой, пожаром, стрельбой и т. д.).
В 1982 году в «Лужниках» популярная московская команда встречалась с зарубежным клубом. Результат был очень важным, но игра протекала довольно вяло. Зрители теряли интерес и, главное, надежду на то, что решающий гол их любимцами будет забит. Уже за 15–20 минут до конца люди начали покидать трибуны, некоторые успели выйти за ворота, другие находились на пути к выходу. И вдруг, на последней минуте матча, долгожданный гол был-таки забит, вызвав бурную реакцию болельщиков. Успевшие покинуть стадион бросились обратно, чтобы принять участие в общем ликовании, и столкнулись в узком проходе с теми, кто, под давлением задних рядов, по инерции продолжал двигаться к выходу. Это обернулось трагедией: десятки людей были задавлены насмерть…
В 1974 году на другом, на сей раз крытом стадионе превращения происходили по несколько иному, но столь же трагическому сценарию. Шел товарищеский матч по хоккею между сборными молодежными командами СССР и Канады, причем один сектор на трибуне был полностью предоставлен канадским туристам. Советские и канадские болельщики реагировали дружелюбно, обменивались между собой веселыми и громкими, но односложными (проблема языка) комментариями.
Когда встреча уже приближалась к концу, из канадского сектора к советским секторам полетели красивые упаковки жвачки. Надо сказать, что жвачка, в то время считавшаяся атрибутом «буржуазного образа жизни», в нашей стране не производилась и не продавалась. Хотя москвичи уже хорошо знали о существовании этой «развращающей» продукции, кое-кому удавалось привезти по несколько брикетов из зарубежной командировки, выпросить у иностранца или подпольно купить у фарцовщика, а для детей это был самый желанный и труднодоступный подарок.
Канадцы наверняка знали о высокой ценности дешевой жвачки для советских обывателей. Были их действия жестом дружелюбия или намеренной провокацией, осталось неясным (да, похоже, никто и не пытался это выяснить). Но последовавшие события оказались позорными и страшными.
Наши болельщики, забыв о хоккее, устроили кучу-малу в отчаянной борьбе за каждый долетевший до них брикет. Тут же над головами канадцев засверкали фотоаппараты (снимки «русских дикарей за железным занавесом», отчаянно сражающихся за упаковки жвачки, обошли потом западные газеты). Администраторы стадиона, в ужасе от происходящего, не нашли ничего лучшего, как полностью вырубить освещение в зале. Испуг от внезапной кромешной тьмы стал импульсом для превращения стяжательной толпы в паническую. В возникшей давке погибли люди, многие получили увечья…
Такой сценарий превращений толпы (конвенциональная – экспрессивная – стяжательная – паническая) вообще очень типичен. Вспомним два хрестоматийных примера из российской истории.
18 мая 1896 года, в день коронации Николая II, на Ходынском поле (в районе нынешнего Ленинградского проспекта Москвы) собралось более 500000 человек, что значительно превысило вместимость площади. Устроители же народного гуляния не удосужились принять подобающих мер по предотвращению давки.
Люди были празднично настроены; их побудили прийти к назначенному месту не только желание приобщиться к знаменательному событию и участвовать в общем веселье, но и надежда на получение царских подарков. И всего-то раздавали по пакету пряников и по кружке с вензелем. Но толпа есть толпа, в ней все чувства обострены и «сладкое слово “халява”» тоже звучит с особенной притягательностью. Чей-то крик: «Подарков всем не хватит!» – стал сигналом к превращению толпы из конвенциональной в стяжательную.
Вскоре усилившаяся давка заставила почувствовать неладное. Кто-то попытался остановить опасный процесс, запев «Спаси, Господи, люди твоя». Песня была подхвачена, но, вероятно, ее ритм оказался не вполне адекватен ситуации (см. далее). Во всяком случае, коллективное пение лишь на время замедлило давление, продолжавшее по инерции усиливаться. Обезумевшие от страха люди топтали попадавших под ноги, теряли сознание и гибли в тесноте.
Только по официальным данным в панике погибли 1389 человек и 1300 получили увечья. Современники называли и гораздо большие числа…
В марте 1953 года, в день похорон И.В. Сталина, пряников не раздавали. На сей раз мотивом смертоносной давки послужило страстное стремление лицезреть скончавшегося кумира. Но сценарий развития событий и их результат оказались столь же плачевны…
Еще один характерный сценарий иллюстрирует эпизод, описанный американскими психологами. В 20-х годах XX века в парке небольшого города было обнаружено тело четырнадцатилетней белой девочки, перед смертью зверски изнасилованной. Слух о страшной находке быстро распространился по городу, и в парке стала собираться толпа. Первоначальное любопытство переходило в возмущение, а строившиеся догадки переросли в новый слух: «Негры!». Стихийно возникшая манифестация двинулась к зданию мэрии под аккомпанемент расистских лозунгов и требований к городским властям. По дороге встретились два молодых негра, и манифестанты стали грубо их оскорблять. Один из парней посмел огрызнуться – и экспрессивная толпа быстро превратилась в агрессивную: произошел суд Линча.
На следующий день выяснилось, что девочку убили белые преступники, бежавшие из тюрьмы. Наверное, кому-то из участников самосуда стало стыдно, но это уже другая история…
А на рисунке датского карикатуриста X. Бидструпа (см. с. 30) с юмором показано, как экстатическая толпа фанаток с прекращением ритмического музыкального сопровождения превращается в стяжательную.
Я привел несколько из бессчетного множества примеров того, как превращения толпы происходят спонтанно, без чьего-либо предварительного умысла. Но здесь стоит повторить: на свойстве превращаемости построены приемы управления и манипуляции поведением толпы.
Рисунок X. Бидструпа «Успех».
Приобретательное определение и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Синонимы
- Викторина
- Связанный контент
- Подробнее о Acquisitive
- Примеры
- Британский 9 0017
- приобретательно (наречие)
- стяжательство (существительное)
- неприобретательный (прилагательное)
- без приобретения (наречие)
- приобретение (существительное)
- приобрести (глагол)
- запрос
- присоединиться
- Компания
- бизнес
- получить
- получить
- усиление
- купить
- владение
- свойство
- жадный
- любознательный
BDG-YahooBDG годами занималась чрезвычайно жадной деятельностью, и ее генеральный директор Брайан Голдберг был довольно широко доступен для обсуждения ситуации со слияниями и поглощениями в СМИ.
Брифинг для СМИ: Издатели сталкиваются с дырявыми социальными платформами по мере замедления роста доходов от коммерческой деятельности|Тим Петерсон|13 января 2022 г.|Digiday
Паттисалл сравнил подход Omnicom с подходом Стэгвелла, поскольку обе компании наращивают свои технические возможности для реализации этих новых услуги, в то время как IPG и Publicis были более активны в покупке Acxiom и Epsilon соответственно.
Краткое изложение: что означает новейшее приобретение Omnicom Media Group для перфоманс-маркетинга|Майкл Бюрги|7 октября 2021 г.|Digiday
Accenture Interactive в течение последних 10 лет активно занималась приобретениями, расширяя свой список независимых агентства, а также фирмы, предоставляющие цифровые и маркетинговые услуги.
Памятка: что значит для творчества Дэвида Дроги на посту генерального директора Accenture Interactive|Майкл Бюрги|19 августа 2021 г.|Digiday
Comcast, осьминог-скупщик, в настоящее время рассматривает новую заявку на покупку Time Warner Cable на сумму 45 миллиардов долларов.
Сможет ли Джимми Фэллон быть самим собой на «Вечернем шоу»?|Том Шейлз|17 февраля 2014|DAILY BEAST
«Я думаю, что на этом уровне ген охотника-собирателя влияет на них больше, чем богатство», — сказал Басс.
Фолкнер из Oil Country: Рик Басс рассказывает о новом романе|Джейн Чаабаттари|22 августа 2013 г. |DAILY BEAST
Наряду со своими родственниками и приятелями Карзай широко подозревается в коррупции как корыстного, так и политического характера.
Карзай теряет единственного друга|Ллойд Гроув|22 июня 2010 г.|DAILY BEAST
Сьюзан Зонтаг однажды назвала камеру «идеальной рукой сознания в любознательном настроении».
Американские мечты Дэвида Линча|Ли Сигел|20 июля 2009|DAILY BEAST
Его любознательный ум никогда не отдыхал, и в 1732 году он начал публикацию знаменитого «Альманаха Бедного Ричарда».
Паровая сталь и электричество|Джеймс В. Стил
А вот и странность в мире эгоистичных, стяжательных торговцев: торговец, который поносил свой собственный товар.
Приключения и увлечения|E. В. Лукас
Рыболов ничего не строит: он принадлежит к приобретательской ветви.
Платон и другие сподвижники Сократа, 3-е изд. Том III (из 4)|Джордж Гроте
Он прослеживает Софиста по нисходящему подразделению от приобретательного рода искусства.
Платон и другие сподвижники Сократа, 3-е изд. Том III (из 4)|Джордж Гроте
Опять же, мы можем найти Софиста, спускаясь по другой цепочке подчиненных классов из рода — Приобретательное Искусство.
Платон и другие сподвижники Сократа, 3-е изд. Volume III (of 4)|George Grote
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
[ uh-kwiz-i-tiv ]
/ əˈkwɪz ɪ tɪv /
Сохранить это слово!См. синонимы для: приобретательный / приобретательный на Thesaurus.com
Показывает уровень обучения в зависимости от сложности слова.
прилагательное
стремящийся или стремящийся приобретать и владеть, часто жадно; стремление получить богатство, собственность и т. д.: наши стяжательские импульсы; приобретательские общества.
ДРУГИЕ СЛОВА ДЛЯ СВОЕВРЕМЕННОГО
алчный, жадный, скупой.
См. синонимы слова «приобретение» на Thesaurus.com
КОНТРОЛЬ
МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТВЕЧАТЬ НА ЭТИ ОБЩИЕ ГРАММАТИЧЕСКИЕ СПОРЫ?
Есть грамматические дебаты, которые никогда не умирают; и те, которые выделены в вопросах этой викторины, наверняка снова всех разозлят. Знаете ли вы, как отвечать на вопросы, которые вызывают самые ожесточенные споры по грамматике?
Вопрос 1 из 7
Какое предложение верно?
Также приобретение [uh-kwiz-i-tawr-ee, -tohr-ee]. / əˈkwɪz ɪˌtɔr i, -ˌtoʊr i/.
Происхождение приобретения
16:30–40; <Средневековая латынь, позднелатинская acquīsītīvus; см. приобретение, -ive
ДРУГИЕ СЛОВА ОТ acquisitive
ac·quis·i·tive·ly, наречие·quisītīvus, существительноеnon·ac·quis·i·tive , прилагательное · неактивный · наречие
неактивный · , существительное предприимчивый · прилагательное · активный · активный · ly, наречиеактивность, существительноенеактивность, прилагательноенеактивность, наречиеактивность, существительное
Слова рядом с приобретением
приобретение, приобретение, acquis communautaire, приобретение, учет приобретения, приобретение, оправдать, оправдать, оправдать, оправдать, acr-
Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc. 2023
ПОДРОБНЕЕ О ACQUISITIVE
Что означает
acquisitive ?Стяжательство чаще всего означает стремление или стремление завладеть богатством или материальными вещами, особенно жадным способом.
Возможно, чаще всего он используется более конкретным образом для описания компаний, которые известны тем, что приобретают (покупают) другие компании и недвижимость, что часто называют поглощением . (однако оно используется гораздо реже, чем приобретение .) Это значение слова не обязательно подразумевает жадность, как в более общем смысле, но может означать, что такие компании склонны скупать конкурентов.
Пример: Технологические конгломераты, как известно, скупы, покупая любой стартап, у которого есть какая-то технология, которую они хотят.
Откуда взялось
приобретательное ?Первые упоминания о слове приобретать относятся примерно к 1600 году. В конечном итоге оно происходит от латинского глагола приобретать , который является корнем слова приобретать и означает «прибавлять к своему имуществу».
Из-за того, что приобретение часто используется для обозначения компании, купленной другой компанией, в этом контексте чаще всего используется приобретение . Приобретение также может использоваться многими общими способами для обозначения приобретенных вещей, процесса или приобретения вещей, включая нематериальные вещи, такие как знания и навыки. Но приобретательный , когда используется в общем смысле, почти всегда относится к тенденции пытаться приобрести материальные блага или деньги. Критика потребительства часто включает в себя обсуждение приобретательной природы потребителей, которые продолжают покупать вещи.
Приобретательный не следует путать с термином любознательный , который используется для описания человека, который любопытен или задает много вопросов.
Знаете ли вы…?
Какие другие формы относятся к приобретательному ?
Какие слова имеют общий корень или элемент слова с приобретательный ?
Какие слова часто используются при обсуждении приобретательного ?
С какими словами приобретательный обычно можно спутать?
Как
приобретательный используется в реальной жизни?Приобретательный часто используется несколько формально. Он чаще всего используется в контексте слияний и поглощений.
«EML — это не очень скупочная компания, это не наша основная бизнес-модель. При этом мы всегда держим глаза и уши начеку», — сказал #EicherMotors MD @SidLal (через @SwarajSB)@RoyalEnfield #Auto #Technology #RoyalEnfield @ETBIndia https://t.co/NCCHIs2YxV
— moneycontrol (@moneycontrolcom) 15 июня 2020 г.
— одна из самых больших тенденций в канадских технологиях: Caisse de depot финансирует местных игроков, которые быстро растут и приобретают капитал. Lightspeed, AlayaCare, Nuvei сразу приходят на ум, например https://t.co/h5ocyymqJV
— ШонСилкофф (@SeanSilcoff) 7 января 2020 г.
«Использование вершины в качестве меры успеха отражает смертельный ущерб, нанесенный альпинизму нашим обществом стяжателей, которое придает большое значение самим достижениям и мало — процессу достижения. Я считаю это потребительским мышлением». — Поцелуй или убей, Марк Твайт
— Аластер Хамфрис (@Al_Humpreys) 5 мая 2020 г.
Правильно ли используется приобретательный в следующем предложении?
Дети склонны к приобретению, и их нужно учить делиться.
Слова, связанные со словом стяжательный
ненасытный, жадный, жадный, алчный, требовательный, желающий, хватающий, жадный, цепляющий, жадный, хищный, цепкий
Как использовать приобретательный падеж в предложении
Британский словарь определений для acquisitive
acquisitive
/ (əˈkwɪzɪtɪv) /
прилагательное
склонны или стремятся приобретать вещи, особенно материальные ценности, в настоящее время мы живем в обществе приобретателей © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Миметическая теория | Ключевые термины
Приобретательный мимесис описывает передачу желаний от одного человека к другому. В треугольном, или миметическом, желании между желающим и желаемым объектом существует посредник. Эти посредники моделируют, как желать, и таким образом передают желание. В зависимости от того, насколько посредник удален от субъекта, желание может […]
Рубрики: Ключевые термины С тегами: мимесис
Миметическое желание включает в себя субъекта (человека, желающего), объект (желаемую вещь) и посредника (человека, моделирующего желание) между ними двумя. Эти три точки при сопоставлении образуют треугольник. Отсюда треугольное желание. Понимание Рене Жираром формы желания радикально изменило ранее существовавшее предположение о том, что желание строго горизонтально, происходит […]
Рубрики: Ключевые термины С тегами: человеческое желание
Взять кого-то или что-то за образец для действий. Дети являются экспертами в подражании; взрослые обычно маскируют это. Подражание — это положительная сила, движущая детское развитие, обучение взрослых и приобретение добродетели. Подражание нейтрально — мы можем подражать либо положительно (я называю это «подражанием»), либо отрицательно. Ценность имитации […]
Рубрики: Ключевые термины С тегами: Имитация
Индивидуальная психология — это первая крупная попытка формально применить миметическую теорию к психологии. Он основан на понятии индивидуальности, впервые сформулированном психологом Жаном-Мишелем Угурлианом для описания того, как человеческая психология может быть понята только в отношениях между людьми или в пространстве между разными человеческими личностями. Идея […]
Рубрики: Ключевые термины С тегами: человеческие отношения
Каждая «культура» основана на определенных ритуалах, институтах, запретах, табу — вещах, которые, по мнению Жирара, основаны на основополагающем убийстве. Культурные ритуалы, институты, запреты и табу — все это создано для управления распространением насилия и, по сути, для воссоздания основополагающего убийства, которое было основой культуры, посредством ритуалов, а не […]
Filed Under: Key Термины с тегами: культура, ритуалы, жертвоприношения
Табу — это запрещенный набор действий, событий и явлений, которые общество считает неприемлемыми. Такого рода действия, такие как инцест, единодушно признаются и избегаются, потому что они сигнализируют о фундаментальной угрозе отношениям, а также о возможности насилия. В миметической теории табу и запреты играют примирительную и умиротворяющую роль в […]
Рене Жирар считал, что в основе всей человеческой культуры лежит различие между профанным и священным. Как правило, эти термины описывают два разных вида насилия, возникающих в результате миметического желания. Нечестивое насилие произвольно, беспорядочно и хаотично. Напротив, священное насилие, такое как жертвоприношения, ритуалы и религия, пытается […]
Рубрики: Ключевые термины С тегами: человеческая культура, человеческое желание, человеческое насилие, насилие и религия
Жирардианский хаос — это состояние общества, в котором миметическое желание породило соперничество и напряженность, которые разрушили социальную ткань до предела. Общества в состоянии хаоса ищут что-то, что могло бы навести порядок, и это что-то часто является механизмом поиска козлов отпущения. Люди всегда стремятся навести порядок […]
Рубрики: Ключевые термины С тегами: гирардианская теория, человеческое желание, Миметик, Козел отпущения, Механизм козла отпущения Работает
Когда миметическое желание распространяется по сообществу (всегда во Фрешманистане), что приводит к напряжению и соперничеству, которые быстро меняются и не имеют четкого направления, что приводит к хаосу, который угрожает разлучить сообщество в социальном плане.