1.3.Актуализация базовых знаний и навыков Мозговой штурм.
Основная часть 2.1. Обучающая часть занятия: выполнение заданий на проверку теоретических знаний, предъявление инструкций по выполнению заданий Подготовка к семинарскому занятию
2.2. Семинар
| Прежде, чем мы начнем семинар, вспомним и закрепим теоретические знания по изученным вопросам. Для этого выполним несколько заданий, которые позволят систематизировать знания. Задание 1.Блиц- опрос ( слайд 8). 1.Назовите основные, ключевые понятия по теме ( человек, личность, индивид. индивидуальность). 2.В чем заключается разница в этих понятиях? 3. Соотнесите отдельные слова с понятиями и образуйте группы: «развитие» «воспитание» «обучение» «Развитие» — наследственность, среда «Воспитание» — семья, образовательные учреждения, традиции. «Обучение» — общение, урок.занятие, игра.
3.Что такое развитие? Процесс количественных и качественных изменений, которые происходят под влиянием внутренних и внешних факторов.
4. Дайте определение понятия формирование. Формирование-это процесс становления личности человека в результате влияния различных факторов.
5.Назовите факторы развития личности (Биологические и социальные) 6.В чем проявляются биологические факторы? ( Наследственность) 7.Что такое наследственность? Дайте определение. 8.На какие две группы делятся социальные факторы? Заполним схему на доске (управляемые и неуправляемые). Что относится к управляемым факторам развития? ( воспитание) Что относится к неуправляемым факторам? ( окружающая среда). Установите иерархию следующих понятий: воспитание, человек, личность, формирование, развитие личности.
На каждом столе лежит схема, которую нужно совместно заполнить и доказать последовательность заполнения. Заполните схему ( слайды 9-11)
Обратите внимание на карточку, которая у вас на столе. В ней мы будем оформлять ход семинарского занятия
Ход семинарского занятия ( слайд 12)
Переходим к основному этапу семинарского занятия. Вы были разделены на три подгруппы, каждая из которых будет доказывать значение и влияние на формирование человека тех или иных факторов. Каждая группа должна была найти высказывание, подтверждающее актуальность фактора. Первая группа – доказывает влияние наследственности. Вторая группа — доказывает влияние среды. Третья группа — доказывает влияние воспитания Предоставляем слово для участников 1 группы. Наследственность — биологический фактор. Издавна ведутся дискуссии среди философов, социологов, психологов и педагогов о соотношении биологических и социальных факторов, о приоритетном значении тех или иных в развитии личности человека. Одни из них утверждают, что человек, его сознание, способности, интересы и потребности определяются наследственностью (Э. Торндайк, Д. Дьюи, А. Кобе и др.). Представители этого направления возводят наследственные факторы (биологические) в абсолют и отрицают роль среды и воспитания (социальные факторы) в развитии личности. Другие ученые считают, что развитие целиком зависит от влияния социальных факторов (Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и др.) Они отрицают генетическую предрасположенность человека и утверждают, что ребенок от рождения — «чистая доска, на которой можно все написать», т.е. развитие зависит от воспитания и среды. Некоторые ученые (Д. Дидро) полагают, что развитие определяется равным сочетанием влияния биологических и социальных факторов. Наша задача сегодня доказать, какое огромное влияние оказывает наследственность на процесс развития и формирования личности. Наследственность обусловлена генами (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Наукой доказано, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. Генетика расшифровала наследственную программу развития человека. Установлено, что именно наследственностью обусловлено то, общее, что делает человека человеком, и то отличное, что делает людей столь непохожими друг на друга. По наследству от родителей к детям передаются: ■ анатомо-физиологическая структура, отражающая видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (Homo sapiens): задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности; ■ физические данные: внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи; физиологические особенности: обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма; ■ особенности нервной системы: строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности; ■ аномалии в развитии организма: дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть»; ■ предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера: гемофилии (болезни крови), сахарному диабету, шизофрении, эндокринным расстройствам (карликовости и др. ). Необходимо отличать врожденные особенности человека, связанные с изменением генотипа, от приобретенных, которые явились следствием неблагоприятных жизненных условий. Например, осложнений после болезни, физических травм, нарушения режима питания, труда, закаливания организма и т.д. Отклонение или изменение психики может наступать в результате субъективных факторов: испуга, сильных нервных потрясений, пьянства и аморальных поступков родителей, других отрицательных явлений. Приобретенные изменения не наследуются. Если не изменен генотип, то не наследуются также некоторые врожденные индивидуальные особенности человека, связанные с его внутриутробным развитием. К ним относятся многие аномалии, вызываемые такими причинами, как интоксикация, облучение, влияние алкоголя, родовые травмы и пр. Установлено, что наследуются только задатки. Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей. Важным является вопрос о наследовании специальных задатков и моральных качеств. Специальными называются задатки к определенному виду деятельности. К специальным относятся музыкальные, художественные, математические, лингвистические, спортивные и другие наклонности. Установлено, что люди, обладающие специальными задатками, достигают более высоких результатов, продвигаются более быстрыми темпами в соответствующей области деятельности. Это может проявляться уже в раннем возрасте, если созданы необходимые условия. Специальные задатки наследуются. В истории человечества встречалось немало потомственных дарований. Известно, например, что у И. С. Баха в пяти поколениях его предков насчитывалось 18 известных музыкантов. Много талантливых людей было в роду Ч. Дарвина. Считалось, что человек рождается ни злым, ни добрым, ни скупым, ни щедрым. Дети не наследуют моральных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, зависит от среды и воспитания. В то же время такие видные ученые, как М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, утверждают, что мораль человека биологически обусловлена. От поколения к поколению передаются нравственные качества, поведение, привычки и даже поступки как положительные, так и отрицательные («яблоко от яблони недалеко падает»). Основанием для таких выводов служат данные, полученные при изучении поведения человека и животных. Согласно учению И.П. Павлова, и животным, и человеку присущи инстинкты и рефлексы, которые наследуются. Поведение высокоорганизованных живых существ в ряде случаев является инстинктивным, рефлекторным, основывающимся не на высшем сознании, а на простейших биологических рефлексах. Значит, моральные качества, поведение может наследоваться. Вопрос этот очень сложный, ответственный. В последнее время позицию о генной обусловленности нравственности и социального поведения человека занимают отечественные ученые (П. К. Анохин, Н.М. Амосов и др.).
Предоставляем слово для участников 2 группы. Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. На формирование личности влияет географическая, национальная, школьная, семейная, социальная среда. К последней относятся такие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.
Важным фактором, влияющим на развитие человека, является общение. Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений. Личность формируется только в общении, взаимодействии с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детенышей волками, 5 — медведями, 1 — павианами, другими породами обезьян — не менее 10 случаев, 1 ребенок был вскормлен леопардом, 1 — овцой. В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек — 2 лет и 5-7 лет: вывезенные из джунглей дети ходили и бегали на четвереньках, причем только ночью, а днем спали, забившись в угол; младшая девочка — Амала — скоро умерла, так ничему и не научившись, старшая — Камала — прожила до 17 лет (два года пришлось учить ее стоять, за 10 лет обучения лексикон девочки составил сто слов — дальше языковой прогресс не пошел, девочка научилась есть руками, пить из стакана, в 17 лет по уровню развития Камала соответствовала 4-летнему ребенку).
Предоставляем слово для участников 3 группы. Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), оно выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации. Воспитание позволяет преодолеть или ослабить последствия отрицательных влияний на социализацию, придать ей гуманистическую ориентацию, привлечь научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики. Социальная среда может воздействовать непреднамеренно, стихийно, воспитатель же целенаправленно руководит развитием в условиях специально организованной воспитательной системы. Развитие личности возможно только в деятельности. В процессе жизни человек постоянно участвует в самых разнообразных видах деятельности: игровой, учебной, познавательной, трудовой, общественной, политической, художественной, творческой, спортивной и др. Выступая как форма бытия и способ существования человека, деятельность: ■ обеспечивает создание материальных условий жизни человека; ■ способствует удовлетворению естественных человеческих потребностей; ■ содействует познанию и преобразованию окружающего мира; ■ является фактором развития духовного мира человека, формой и условием реализации его культурных потребностей; ■ дает возможность человеку реализовать свой личностный потенциал, достичь жизненных целей; ■ создает условия для самореализации человека в системе общественных отношений. Следует иметь в виду, что развитие личности при одинаковых внешних условиях во многом зависит от собственных усилий человека, от той энергии и работоспособности, которые он проявляет в различных видах деятельности. На развитие личностных качеств большое влияние оказывает коллективная деятельность. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллектив нивелирует личность, а, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению творческого потенциала личности, незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии. В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности. Обобщающий вывод Таким образом, процесс и результаты человеческого развития детерминируются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не изолированно, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов если не решающая, то ведущая роль принадлежит воспитанию.
Групповая работа. 1.Работа над высказываниями ( о каком факторе развития идет речь?) а) Сейчас я буду читать высказывания. Вы обсуждаете 3 секунды и поднимаете карточку с названием конкретного фактора, подходящего к высказыванию. «Создает человека природа, но развивает и образует его общество» ( слайд 11) В.Г.Белинский
«Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов» (слайд 12) Ж.-Ж. Руссо
«Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет» ( слайд 13) Ф. Шиллер
«Человек немыслим вне общества» ( слайд 14) Л.Н. Толстой
«Человеческий ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека» ( слайд 15) А. Пьерон
« От пятилетнего ребенка до меня — один шаг, а от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние» ( слайд 16) Л.Н. Толстой
« Каким ребенок будет во взрослой жизни во многом зависит от того, каким вы сделаете до 5-го года жизни» ( слайд 17) . А.С.Макаренко б) Как вы понимаете приведенное в Российской педагогической энциклопедии высказывание А. Г. Асмолова и А.В. Петровского « Индивидом рождаются. Личностями становятся. Индивидуальность отстаивают? ( слайд 18) 2.Работа с тестом. Прочитайте текст, выделите его главную мысль. Каждая группа получит 2 текста. Вы прочитаете и выделите главную мысль. Борис Никитин предложил пять условий успешного развития ребенка:
Современное воспитание — это воспитание личности. Что такое личность? Существуют десятки определений этого слова, разработано великое множество теорий личности. Но вдумаемся, когда мы говорим о человеке: «Это личность!»? Прежде всего, мы отмечаем в личности неординарность, непохожесть на других. Личность выделяется в толпе, не может быть толпы личностей. С другой стороны, учителя часто говорят: «Сильный класс! Все — личности». Это значит обычно, что каждый мыслит по-своему и вообще — мыслит. Ведь мыслить, думать можно только по-своему, самостоятельно. Думать как все, т. е. пользоваться чужими мыслями, вовсе не значит думать. Личность несоединима с бездумностью. Личность — человек, думающий самостоятельно. Это сказывается и на поведении его. Личность независима; у человека, которого мы называем личностью, как правило, независимый характер. С ним труднее, чем с другими, он не подчиняется нелепым, неразумным требованиям, он чаще идет на конфликт, он умеет отстоять себя, он обычно имеет свое мнение и сохраняет его. Но это не упрямец, не гордец — глупый человек личностью быть не может.(Педагогический манифест «От ученика к личности»// Первое сентября. – 1996. — № 83. – С.1) Вывод: роль воспитания в развитии и формировании личности чрезвычайно важна. С помощью воспитания можно многое откорректировать, если процесс воспитания организован правильно. 3. Генеалогическое древо с комментариями Попытайтесь проанализировать, что вы унаследовали от родителей и своих предков. С этой целью постройте генеалогическое древо своей семьи. Особенное внимание обратите на проявляющиеся в вашей семье задатки к определенным видам деятельности. | Поочередно задаются вопросы и заслушиваются ответы, нацеливающие на предстоящую деятельность
Преподаватель зачитывает вопросы, а обучающиеся отвечают (фронтальный опрос).
Выходят к доске и соотносят слова с понятиями. Знают ассоциации слов «развитие», «воспитание», «обучение», умеют доказать правильность своего понятия.
Заполняют пробелы в схеме на доске.
Человек. Воспитание. Развитие личности. Формирование. Личность
Заполняют схемы в определенной последовательности.
Преподаватель дает инструктаж по заполнению таблицы в ходе семинарского занятия.
Родители — одновременно и наследственность и среда. Афоризм. Среда — это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Словарь Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. (А.С. Макаренко)
Выступление первой группы.
Выступление второй группы.
Выступление третьей группы.
Делают обобщающий вывод по уроку.
Преподаватель зачитывает высказывания, обучающиеся поднимают соответствующую карточку. Социальная среда
Воспитание
Воспитание
Социальный фактор
Социальный и биологический факторы Воспитание Воспитание
Высказывают свое мнение и доказывают.
Влияние воспитания на процесс развития и формирования личности.
Воспитание и социальная среда — два важных фактора в развитии личности.
Выполнение практического задания.
Составление генеалогического древа |
8.7. Тема № 7. «Социализация личности» . Психология личности
Понятие «социум». Понятие «социальная действительность». Социальные страты (классы, слои, прослойки) по В.А. Ядову. Социальная интеграция и дезинтеграция в обществе. Просоциальная, социальная, асоциальная, антисоциальная позиция личности в социуме (по отношению к социуму). Социальное развитие личности.
Воспитательные силы общества. Понятие социального воспитания. Принципы социального воспитания. Ценности социального воспитания. Объекты и субъекты социального воспитания. Индивидуальные, групповые и социальные субъекты социального воспитания. Взаимодействие субъектов социального воспитания. Человек как объект и как субъект («агент») социального воспитания (социализации). Понятие «институт воспитания». Жизнедеятельность институтов воспитания. Система социального воспитания. Методика социального воспитания. Методика организации взаимодействия институтов воспитания. Методика обучения субъектов социального воспитания взаимодействию между собой. Методика личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания. Понятие социальной установки (аттитюда). Социология воспитания.
Понятие «социализация». Социализация как явление (процесс) процесс интеграции («вхождения») личности в социум. Социализация как развитие личности в многоплановом процессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом.[26] Стихийная и целенаправленная социализация, т. е. социальное воспитание. Социализация как процесс самоизменения личности. Социализация как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Понимание социализации в качестве «социального научения» в необихевиоризме. Характеристика социализации человека как результата его социального взаимодействия с другими людьми в символическом интеракционизме. Определение социализации в качестве самоактуализации человеческого «Я» в гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.). Социализация как социально-педагогическое явление. Социализация как общественно-культурное явление. Процесс социализации личности. Возрастные этапы социализации личности. Взаимосвязь возраста и социального развития личности. Понятие социального института.[27] Социально-психологические, политико-экономические и территориально-географические факторы, влияющие на продуктивность социализации личности (по А.В. Мудрику). Концепция А.В. Мудрика об основополагающих факторах, определяющих собою процесс и результат социализации личности. Типология факторов социализации. Микрофакторы социализации: семья и домашний очаг, соседство и микросоциум, группы сверстников и субкультура, институты воспитания, другие организации (общественные, государственные, частные, религиозные). Мезофакторы социализации: СМК (СМИ), тип поселения, регион. Макрофакторы социализации: страна, этнос, общество, государство. Мегафакторы социализации: космос, планета, мир. Условия социализации. Человек как жертва неблагоприятных условий социализации. Характеристика виктимного (от лат. victima – жертва) поведения личности. Объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации. Средства и агенты социализации. Профессиональная специфика агентов социализации (воспитатели, педагоги, милиционеры, политики и т. д.). Общественные способы социализации личности (по А.В. Мудрику): традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный. Разнообразные подходы к проблеме социализированности человека.
Понятия социализации, десоциализации и ресоциализации. Механизмы (социальные и психические формы) социализации личности: внешняя/внутренняя мотивация по С.Л. Рубинштейну, интериоризация/экстериоризация по Л.С. Выготскому, идентификация/отчуждение по В. С. Мухиной, адаптация/дезадаптация, реадаптация, конформизм/нонконформизм и пр.
Характеристики личностного развития как характеристики среды развития личности, т. е. как характеристики общества, социума. Понятие социальной ситуации развития личности. Социальная ситуация развития личности как явление, относящееся не только к ребенку, но и ко взрослому. Социальная ситуация развития личности в качестве сущностной понятийной характеристики любого возрастного периода развития ребенка и взрослого, введенная в психологический тезаурус[28] Л.С. Выготским. Социальная ситуация развития личности, по Л.С. Выготскому, как единственное и неповторимое, специфическое для данного конкретного возраста, отношение между человеком и средой, которое определяет две основные социальные характеристики развития личности. Первое: объективное место ребенка и взрослого в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом. Второе: особенности понимания (осознания) ребенком и взрослым занимаемой социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми. «Социальная ситуация развития ставит перед любым субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте», – Л.С. Выготский.
Обоснование того, что психическое развитие человека детерминировано, предопределено влиянием на него двух основных групп факторов, – факторов среды и факторов наследственности. Совместная деятельность и общение в качестве оснований и движущих сил развития человека (А.Н. Леонтьев).
Основные, базовые социально-психологические механизмы социализации: интериоризация и экстериоризация. Интериоризация (от лат. interior – внутренний) – буквально: переход извне внутрь. Интериоризация в качестве усвоения, «присвоения» субъектом своего социального опыта взаимодействия с обществом (с большими и малыми социальными группами). Интериоризация как некая объективация человека в социальной среде. Интериоризация как психологическое научное понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и через овладение внешними знаковыми средствами. Результат процесса интериоризации: формирование социального опыта личности и «построение» её психических процессов, происходящее на основе взаимодействия с другими людьми (например, формирование внутренней речи на основе внешней речи). Интериоризация в смысле любого усвоения и присвоения какой-либо информации, каких-то знаний, социальных ролей, ценностных предпочтений и т. п. Теория Л.С. Выготского: формирование внутренних средств общения (например, внутренней речи) «овеществляющееся» в рамках совместных видов деятельности людей и коммуникации между ними. Отнесение Л.С. Выготским понятия интериоризации (синонимы Л.С. Выготского: «вращивание», «овнутривание») к формированию т. н. системного строения сознания, понятийно в науке противопоставляемого т. н. смысловому строению сознания.
Экстериоризация (от лат. eхterior – внешний, наружный) как «вынесение вовне» результатов умственных и эмоциональных психических действий, осуществляемых во внутреннем плане, воплощение их в идеальном и/или материальном продукте, являющимся результатом психической и внешней деятельности субъекта (например, реализация изобретателем своего замысла в той или иной конструкции, выраженной, сделанной графически или предметно; воспроизведение художником в виде рисунка, в виде картины тех образов, которые создаются первоначально т. н. внутренним взором, т. е. – в интраплане). «Осуществление» экстериоризации в процессе творчества. Экстериоризация в качестве этапа, завершающего творческий процесс. Экстериоризация и творческое мышление (концепция Я.А. Пономарёва). Утверждение того, что при решении любой научной или учебной задачи, при деятельности по разрешению фактически любой практической задачи, можно обнаружить тесную связь и чередование внутреннего и внешнего (интериоризации и экстериоризации), – по С.Л. Рубинштейну. «Продукты» (результаты) экстериоризации. Обоснование того, что результаты умственных действий, совершаемых человеком в процессе решения задачи в уме, записываются, словесно выражаются или изображаются им в виде графических схем, цифр, а также реализуются им в тех или иных вербальных и практических действиях (подход С.Л. Рубинштейна). Подчёркивание того, что как направление умственной, эмоциональной, волевой и мотивационной психической деятельности, экстериоризация противоположна интериоризации, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме. Раскрытие того, что в ходе психического развития ребенка и взрослого формируются и совершенствуются оба данных процесса. Экстериоризация в качестве некоей субъективации человеком социального опыта, приобретенного им в процессе жизнедеятельности и возврат этого социального опыта в социум в переделанном, трансформированном и творчески переработанном виде. Рассуждение о том, что именно так, за счет этого процесса и происходит социально-культурное развитие общества.
Социально-психологическое выявление В.С. Мухиной, на основе механизмов интериоризации и экстериоризации, следующих социализационных механизмов: «идентификация» и «отчуждение». Идентификация в качестве социально-психологического соотнесения субъектом себя самого с другими людьми, с какой-либо социальной и/или профессиональной, культурной группой. Отчуждение в качестве социально-психологического обособления субъекта от социума и/или от какой-либо социальной (профессиональной, культурной) группы. Описание того, что такие механизмы социализации человека как идентификация и отчуждение очень важны для общественного становления (социализации) каждой личности.
Вопросы для самостоятельной работы студентов, контрольные вопросы и вопросы к семинарам по теме № 7
1. Охарактеризуйте понятие «социум» и понятие «социальная действительность».
2. Опишите социальные страты (классы, слои, прослойки) по В.А. Ядову.
3. В чём заключается (выражается, проявляется) социальная интеграция и дезинтеграция личности в обществе?
4. Оцените просоциальную, социальную, асоциальную и антисоциальную позицию личности в обществе (по отношению к обществу).
5. Осветите основные параметры социального развития личности.
6. Что представляют собой воспитательные силы общества? Обоснуйте понятие социального воспитания. Каковы базовые принципы социального воспитания? Расскажите о ценностях социального воспитания.
7. Кто является субъектами и объектами социального воспитания? Опишите индивидуальных, групповых и социальных субъектов социального воспитания. В чём заключается взаимодействие субъектов социального воспитания?
8. Что такое «социализация» (как явление и как процесс)?
9. Может ли человек выступать и как объект и как субъект (агент) социального воспитания (социализации)? Проанализируйте человека в этих качествах. Какова «профессиональная специфика» агентов социализации в обществе?
10. Раскройте понятие института воспитания. Отразите жизнедеятельность институтов воспитания. Охарактеризуйте общественную система социального воспитания. В чём в принципе состоит методика социального воспитания?
11. Проанализируйте методику организации взаимодействия (совместной деятельности) институтов воспитания. Какова методика обучения субъектов социального воспитания взаимодействию между собой? Опишите методику личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания.
12. Охарактеризуйте понятие социальной установки. В чём состоит социология воспитания?
13. Подробнейшим образом осветите понятие «социализация». В чём выражается (проявляется, заключается) стихийная и целенаправленная социализация? Каково значение социализации для личности?
14. Проанализируйте социализацию как социально-педагогическое и как общественно-культурное явление.
15. В общих чертах обрисуйте процесс социализации личности. Как проходят (должны проходить) возрастные этапы социализации личности. Какова взаимосвязь возраста человека и степени его социализированности?
16. Раскройте понятие «социальный институт».
17. Детально проанализируйте все основные группы социально-психологических и политико-экономических факторов, влияющих на продуктивность социализации личности (по А.В. Мудрику).
18. Какова специфика микрофакторов социализации личности?
19. Мезофакторы социализации личности и их специфика.
20. Макрофакторы социализации личности и их особенности.
21. Мегафакторы социализации личности как непреложные параметры социализации личности.
22. Каково значение условий социализации для развития личности? В каких социальных условиях человек становится социальной жертвой? В чём проявляется «виктимное» поведение личности?
23. Объясните объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.
24. Опишите средства социальзации и агентов социализации. Каковы основные подходы к проблеме социализированности человека?
25. Проведите сравнительный анализ понятий «социализация», «десоциализация» и «ресоциализация».
26. Тщательно обрисуйте механизмы (социальные и психические формы) социализации личности: внешняя/внутренняя мотивация по С.Л. Рубинштейну, интериоризация/экстериоризация по Л. С. Выготскому, идентификация/отчуждение по В.С. Мухиной.
27. Рассмотрите такие социализационные механизмы как адаптация, дезадаптация, реадаптация и пр.
28. Проанализируйте социальное явление «конформизм/ нонконформизм».
29. Раскройте смысл и значение понятия (явления) «социальная ситуация развития личности». Подробно расскажите о концепции Л.С. Выготского, объясняющей процесс социального развития личности в зависимости от имеющихся условий (ситуаций) социализации.
30. Обоснуйте то, что психическое развитие человека детерминировано влиянием на него факторов среды и факторов наследственности.
31. Охарактеризуйте совместную деятельность и общение в качестве оснований и движущих сил развития человека, следуя концепции А.Н. Леонтьева.
32. Проанализируйте мотивы (внутренние побудители деятельности) и внешние мотивы (стимулы, раздражители окружающей среды) по С. Л. Рубинштейну, – в качестве социализационных аспектов (феноменов социализации).
33. В чём психологический и социальный смысл базовых механизмов социализации: интериоризация и экстериоризация? Проанализируйте социально-психологическое значение этих социализационных форм, исходя из концепции Л.С. Выготского.
34. Рассмотрите социально-культурное развитие общества относительно социализационных процессов «интериоризация» и «экстериоризация».
35. В каких формах взаимодействия общества и личности, социально-психологически проявляются социализационные механизмы «идентификация» и «отчуждение»? Ответьте на данный вопрос, ориентируясь на концепцию В.С. Мухиной.
Рекомендуемая по теме № 7 литература (жирным выделены основные учебно-методические источники)
1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы. – М.: МГУ, 2002.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: АспектПресс, 2008.
3. Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости. – М.: МГУ, 1979.
4. Донцов А.И. Психологическое единство коллектива. – М.: МГУ, 1982.
5. Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: МГУ, 1984.
6. Донцов А.И. Концепции социальных представлений во французской социальной психологии. – М.: МГУ, 1987.
7. Донцов А.И., Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Введение в практическую социальную психологию. – М.: МГУ, 1994.
8. Донцова М.В. Психология личности. Учебное методическое пособие. – Тула: ТГПУ, 2009.
9. Донцов Д.А., Донцова М.В., Денисов А.А. Общая психология. Учебное методическое пособие по дисциплине «Общая психология». Разделы: «Психические познавательные процессы», «Психология личности». – М., 2010.
10. Донцов Д. А., Денисов А.А., Сенкевич Л.В. Социальная психология. Учебное методическое пособие. – М.: Изд-во Человек, 2010.
11. Донцов А.И. Социальная стабильность: от психологии до политики: монография / Александр Донцов, Елена Перелыгина. – М.: Эксмо, 2011.
12. Донцов Д.А., Донцова М.В., Поляков Е.А., Сенкевич Л.Ф. Общая психология: Учебно-метод. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030301.65 «Психология». – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2011.
13. Донцов Д.А., Сенкевич Л.В., Турчан О.В. Общая психология. – М.: Изд-во Человек, 2012.
14. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология: Избранные психологические труды. Под ред. М.Р. Гинзбурга. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2006.
15. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2009.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Академия, 2005.
17. Майерс Д. Социальная психология. Перев. с англ. – СПб: Питер Ком, 1998.
18. Мудрик А.В. Социализация человека. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2004.
19. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. педагог. вузов. Под ред. В.А. Сластёнина. – 5-е изд., доп. – М.: Академия, 2005.
20. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. – М.: МПСИ, 2006.
21. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х томах. Том 3-ий. Психология личности. – М.: Изд-во Юрайт, 2012.
22. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. Для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по направлению 521000 – «Психология». – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2002.
23. Парыгин Б. Д. Социальная психология. – СПб: ИГУП, 1999.
24. Петровский А.В. Социальная психология. – М.: Просвещение, 1990.
25. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 2001.
26. Психология личности в трудах зарубежных психологов. Под ред. Реана А.А. – СПб: Питер, 2000.
27. Реан А.А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
28. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – М.: АСТ; СПБ: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
29. Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания: Учебное пособие для студентов спецотделений факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». – М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.
30. Шабельников В.К. Психология души: Учеб. пособие для студ. психол. факульт. высш. учеб. зав. – М.: Академия, 2003.
31. Шабельников В.К. Функциональная психология. – М.: Академический Проект, 2004.
Область социальной психологии и психологии личности
Цели обучения
- Описать основные интересы и приложения социальной психологии и психологии личности
Социальная психология
Социальная психология — это научное исследование того, как на мысли, чувства и поведение людей влияет фактическое, воображаемое или подразумеваемое присутствие других людей. Эта область психологии связана с тем, как создаются такие чувства, мысли, убеждения, намерения и цели, и как эти психологические факторы, в свою очередь, влияют на наше взаимодействие с другими.
Рисунок 1 . Социальная психология и психология личности включают изучение человеческих групп и их взаимодействия, развитие и анализ личности, переживание и интерпретацию эмоций и мотивацию.
Социальная психология обычно объясняет человеческое поведение как результат взаимодействия психических состояний и непосредственных социальных ситуаций. Таким образом, социальные психологи исследуют факторы, заставляющие нас вести себя определенным образом в присутствии других, а также условия, при которых происходит определенное поведение, действия и чувства. Они сосредоточены на том, как люди истолковывают или интерпретируют ситуации и как эти интерпретации влияют на их мысли, чувства и поведение (Ross & Nisbett, 19).91). Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы повлиять на поведение.
Некоторые социальные психологи изучают крупномасштабные социокультурные силы в культурах и обществах , которые влияют на мысли, чувства и поведение людей. К ним относятся такие силы, как отношение, практика воспитания детей, дискриминация и предрассудки, этническая и расовая идентичность, гендерные роли и нормы, структура семьи и родства, динамика власти, региональные различия, религиозные верования и обычаи, ритуалы и табу. Несколько областей психологии стремятся изучить эти социокультурные факторы, влияющие на психическое состояние и поведение человека; среди них социальная психология, культурная психология, культурно-историческая психология и кросс-культурная психология.
Рисунок 2 . Исследование Стэнли Милгрэма показало, как далеко люди зайдут, подчиняясь приказам авторитетной фигуры. Эта реклама использовалась для набора испытуемых для его исследований.
Существует множество интересных примеров социально-психологических исследований, и о многих из них вы прочтете позже в этом курсе. А пока вы познакомитесь с одним из самых спорных психологических исследований, когда-либо проводившихся. Стэнли Милграм был американским социальным психологом, который наиболее известен своими исследованиями послушания. После Холокоста в 19 г.61 декабря предстал перед судом нацистский военный преступник Адольф Эйхман, обвиненный в совершении массовых зверств. Многие люди задавались вопросом, как немецкие солдаты способны пытать заключенных в концентрационных лагерях, и их не удовлетворяли оправдания солдат, что они просто выполняли приказы. В то время большинство психологов соглашались с тем, что немногие люди захотят причинять такую необычайную боль и страдание просто потому, что подчиняются приказам. Милгрэм решил провести исследование, чтобы определить, правда это или нет.
Как вы прочитаете далее в тексте, Милгрэм обнаружил, что почти две трети его участников были готовы нанести то, что они считали смертельным током, другому человеку, просто потому, что они были проинструктированы сделать это авторитетной фигурой (в в данном случае мужчина в лабораторном халате). И это несмотря на то, что участники получали оплату просто за то, что пришли на исследование, и могли решить не причинять боль или более серьезные последствия другому человеку, отказавшись от участия в исследовании. На самом деле никто не пострадал и не пострадал никоим образом, эксперимент Милгрэма был хитроумной уловкой, в которой использовались сообщники исследователей, те, кто притворялся участниками исследования, которые на самом деле работали на исследователя и имели четкие, конкретные указания о том, как действовать. вести себя во время исследования (Hock, 2009). Исследования Милгрэма и других, которые включали в себя обман и потенциальный эмоциональный вред участникам исследования, стали катализатором разработки этических принципов проведения психологических исследований, которые препятствуют использованию обмана субъектов исследования, если только нельзя утверждать, что он не причиняет вреда и, в целом, требует информированное согласие участников.
Психология личности
Еще одной важной областью изучения в социальной и личностной областях является, конечно же, психология личности . Личность относится к давним чертам и образцам, которые побуждают людей постоянно думать, чувствовать и вести себя определенным образом. Наша индивидуальность – это то, что делает нас уникальными личностями. У каждого человека есть идиосинкразический образец устойчивых, долгосрочных характеристик и манеры, в которой они взаимодействуют с другими людьми и окружающим миром. Наши личности считаются долгосрочными, стабильными, и их нелегко изменить. Психология личности фокусируется на построении целостной картины личности и ее основных психологических процессов.
Несколько человек (например, Фрейд и Маслоу), которых мы уже обсуждали в нашем историческом обзоре психологии, а также американский психолог Гордон Олпорт внесли свой вклад в ранние теории личности. Эти ранние теоретики пытались объяснить, как развивается личность человека с их заданной точки зрения. Например, Фрейд предположил, что личность возникает, когда конфликты между сознательной и бессознательной частями разума происходят на протяжении всей жизни. В частности, Фрейд предположил, что человек проходит различные стадии психосексуального развития. Согласно Фрейду, взрослая личность будет результатом разрешения различных конфликтов, сосредоточенных на перемещении эрогенных зон (или производящих сексуальное удовольствие) зон от полости рта (рта) к анусу, фаллосу и гениталиям. Как и многие теории Фрейда, эта конкретная идея была спорной и не поддавалась экспериментальной проверке (Персон, 19 лет).80).
Совсем недавно в изучении личности стал использоваться более количественный подход. Вместо того, чтобы объяснять, как возникает личность, исследования сосредоточены на выявлении личностных черт , измерении этих черт и определении того, как эти черты взаимодействуют в конкретном контексте, чтобы определить, как человек будет вести себя в той или иной ситуации. Черты личности представляют собой относительно последовательные модели мышления и поведения, и многие предполагают, что пяти параметров черт достаточно, чтобы уловить различия в личности, наблюдаемые у разных людей. Эти пять измерений известны как «большая пятерка» или пятифакторная модель и включают в себя измерения добросовестности, доброжелательности, невротизма, открытости и экстраверсии (показаны ниже). Было показано, что каждый из этих признаков относительно стабилен в течение жизни (например, Rantanen, Metsäpelto, Feldt, Pulkinnen, and Kokko, 2007; Soldz & Vaillant, 19). 99; McCrae & Costa, 2008) и находится под влиянием генетики (например, Jang, Livesly, and Vernon, 1996).
Рисунок 3 . Каждое из измерений пятифакторной модели показано на этом рисунке. Предоставленное описание будет описывать кого-то, кто набрал высокие баллы по данному параметру. Кто-то с более низким баллом по данному параметру может быть описан в противоположных терминах.
Попробуйте
Глоссарий
психология личности: изучение моделей мышления и поведения, которые делают каждого человека уникальным
личностная черта: последовательный образ мыслей и поведения
Внесите свой вклад!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Влияние школы на развитие личности ребенка
Образование ваших детей во многом формирует их. Их будущее напрямую зависит от окружения и воздействия, которое они получают в школе. Они получают возможность взаимодействовать с группой людей, приспосабливаться к различным условиям и т. д. В результате школа оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка.
Из-за эпидемии и онлайн-программ большинству детей не хватает способностей, которым они могут научиться только в классе. Однако теперь все стало проще благодаря интернет-платформам для образовательных технологий. Теперь дети могут сидеть дома и получать подобное облучение. Кроме того, вы можете увидеть, какие знания и способности приобретают ваши дети.
Влияние школы на развитие личности ребенкаПервые годы жизни дети проживают с родителями. Вы служите их наставником, тренером, опекуном и воспитателем. Ваша главная цель — научить своих детей основным способностям. Вы отправляете своего ребенка в школу, как только он начинает ходить и говорить. В этот момент их личность меняется.
Иногда ребенку нужно время, чтобы начать говорить. В таких случаях врачи рекомендуют родителям записать своих детей в школу. Это делается для того, чтобы они могли учиться и развиваться в условиях, которые предоставляет школа. Вот несколько дополнительных способов, которыми школы помогают детям в развитии их личности. Среди них выделяются следующие:
Основной целью каждой школы является развитие академических навыков учащихся. Вы можете подумать, что интеллектуальные способности не являются ключом к развитию личности детей. Вы правы только отчасти. Только академическое образование может гарантировать, что ваш ребенок осознает свое окружение. Они чувствуют себя более уверенно в них в результате этой информации. Но то, как достигается это великолепие, оказывает реальное влияние на личность.
Ваш ребенок развивает способность говорить, не сдерживая себя, когда его просят прочитать строку или абзац. Уверенность вашего ребенка возрастает, когда он хорошо справляется с тестами. Когда вы просите ребенка ответить на вопрос, он преодолевает тревогу, связанную с неправильным ответом, и его рефлексы улучшаются. Когда учитель просит вашего ребенка написать стихотворение или статью, его навыки письма улучшаются. Эти факторы влияют на ваших детей. Они приобретают способность решать задачи, когда их учитель математики побуждает их присоединиться к ним и поработать над проблемой.
Детские умы подобны пустым холстам, когда они рождаются. С течением времени они накапливают товары от своих родителей, родственников, общества, друзей и т. д. На вашего ребенка сильно влияет каждый из этих факторов. Точно так же их взаимодействие в школе помогает им развивать новые навыки.
Возможно, вы обнаружите, что если окружающие вас люди вовлечены в сферу моды, ваш интерес к ней также возрастет. Ваше чувство стиля может развиться в ближайшее время. Подобно этому, школы создают атмосферу, в которой каждый ученик может заниматься своей областью интересов. Ваши дети строят отношения с людьми, которые разделяют их интересы. В результате они получают знания и понимание этого предмета.
Кроме того, в школе развиваются социальные навыки — важнейший компонент развития личности ребенка. Они получают базовое понимание манер, когда общаются со своими одноклассниками. Они развивают командную работу, когда завершают совместное задание. Они учатся делиться, когда вместе обедают. Они увеличивают свой словарный запас и беглость речи при общении со своими приятелями. Все это влияние образования на развитие личности ребенка.
Важнейшим фактором развития личности ребенка является его характер. Когда вы общаетесь с внешним миром, ваши слова и поведение отражают ваш характер. Часто говорят, что когда человек сталкивается с трудными обстоятельствами, его истинный характер просвечивает.
Дети сталкиваются с такими обстоятельствами в классах. Они также обращают внимание на личности своих учителей и друзей. Иногда они могут выбрать кумира и захотеть подражать ему.
При обучении определенной теме большинство учителей используют рассказы. Через эти сказки дети узнают моральные принципы. Дети учатся быть благодарными за других, когда берут чужую ручку и возвращают ее, говоря «спасибо».