Советские молодёжные субкультуры / Назад в СССР / Back in USSR
Расцвет молодежных субкультур пришелся в СССР на середину 1980-х — начало 1990-х годов. Советская идеология рушилась, и ее место занимало то, что десятью годами раньше именовалось «западной заразой». Старшее поколение ужасалось, а западные журналисты снимали неформалов как «советскую экзотику» наравне с матрешками. Давайте взглянем на старые фото и вспомним, как это было.
Молодежные субкультуры в Советском Союзе, стране, отрезанной от Запада железным занавесом, были формой открытого молодежного протеста против идеологического и культурного застоя. Стиляги, готы, хиппи, байкеры, панки, рокеры и металлисты сформировали контркультуры, которые часто вызывали гнев советских коммунистических властей. Советские государственные СМИ называли эти группы ленивыми паразитами, пиявками общества и даже фашистами. Но скоро советским идеологам стало не до молодежных движений: СССР рухнул, а субкультуры остались.
Так называемые стилиги были молодежным контркультурным движением с 1950-х по 1980-е годы, главной отличительной чертой которого была яркая и привлекающая внимание одежда. Западные журналисты переводили это слово английским выражением, дословно означавшим «охотники за стилем».
Стиляги в первую очередь отличались модной одеждой — предпочтительно иностранной марки, приобретенной у фарцовщиков. Они были увлечены заграницей, современной западной музыкой и модой, соответствующей моде поколения битников. Стиляги очень любили свинг и буги-вуги. Женщины носили платья и обувь на высоком каблуке, а мужчины выбирали узкие клетчатые брюки и яркие рубашки. Хотя их стиль со временем немного изменился, стиляги всегда носили откровенно смелые фасоны и яркие цвета.
Движение хиппи в Советском Союзе росло рука об руку с черным рынком. В то время как их американские современники были заняты осуждением консьюмеризма, советские хиппи жаждали джинсов в американском стиле и доступа к запрещенной музыке.
Факторы, мотивирующие советских хиппи, несколько отличались от тех, которые двигали их американскими собратьями. В то время как американские хиппи восстали против того, что они считали упадочной и коррумпированной потребительской культурой, советские хиппи выступили против государственной дисциплины.Хиппи в Советском Союзе арестовывали на концертах и преследовали за употребление наркотиков и западные ценности. И все же они доказали, что у Востока и Запада много общего, задолго до того, как пал железный занавес.
Основоположником русского панка считается Егор Летов со своей группой «Гражданская оборона», которая начала выступать в начале 80-х. В конце 1980-х сформировался «Сектор Газа», также вскоре достигший культового статуса. Они создали жанр «колхозный панк», который смешал элементы деревенской жизни с панк-музыкой. Еще одной культовой группой несколькими годами позже стал «Король и Шут», представлявший хоррор-панк, используя костюмы и тексты в форме сказок и басен. Они стали одной из самых продаваемых групп в истории русского рока.
С ростом популярности запрещенной зарубежной музыки альтернативные жанры, в том числе хэви-метал, вошли в моду среди молодых советских граждан. Такие хэви-метал группы, как Black Sabbath, Iron Maiden, Metallica, Judas Priest и Megadeth были очень популярны среди мятежной советской молодежи. Их фанаты стали называться металлистами.
Еще одна интересная субкультура — байкеры. К началу 1980-х количество молодых людей, ездящих на мотоциклах по улицам, заметно выросло. Хотя советские байкеры, как правило, не создавали преступных группировок, им, однако, нравилась та же же тяжелая рок-музыка, что и их западным коллегам. Они обычно собирались вечером по выходным, обычно где-то недалеко от парков или других общественных мест. Им нравилось кататься по сонным улицам ночью, и поэтому они стали предметом пристального внимания полиции. В то же время полицейские мотоциклы часто были устаревшими и нередко отставали от байкеров.
В конце 1980-х о советских неформалах много писала западная пресса. Вот статья из английского журнала…
А эта — из испанского…
… а вот — из немецкого
Молодежные субкультуры существуют и сегодня, однако ощущение новизны и дух протеста в них, конечно, уже не столь ярки. В этом смысле 1980-е уже не повторить.
Советские субкультуры
Стиляги и хиппи — первые советские субкультуры
Во времена Советского Союза люди отмечали, что общество было достаточно ограничено в выборе путей своего совершенствования и, что самое главное, самовыражения. Но, как бы правительство ни старалось ограждать молодых людей от потока информации, все равно многие западные течения и субкультурные веяния доходили и до советской молодежи. И, что самое главное, они с радостью воспринимали их, пытались адаптировать под советские реалии.
Среди наиболее известных и ярких советских субкультур стали:
- Стиляги;
- Хиппи;
- Панки;
- Люберы.
Самой первой советской субкультурой стали стиляги. Данное движение зародилось в конце 40-х годов 20 века. Основой, на которой объединялись люди данного направления, стали некоторые музыкальные жанры: сначала это был джаз, а затем появившийся словно из ниоткуда, рок-н-ролл. Большая часть участников движения стиляг были представителями так называемой «золотой молодежи». Они с самого детства имели все, что им было нужно, и ни в чем не нуждались. Но, несмотря на достаток, им все же было необходимо занимать чем-либо свое свободное время, поэтому они с большим удовольствием погружались в атмосферу танца и придумывали новые движения под популярную в то время музыку.
Главная особенность, которая отличала стиляг от других субкультур – это их яркий и запоминающийся внешний вид. Они предпочитали носить яркую одежду, брюки дудочки, галстуки с яркими, а иногда и со смешными принтами. Прически их были обильно набриолинены в стиле а-ля Элвис Пресли. Девушки предпочитали платья, пышные юбки и достаточное количество броских украшений. Культура стиляг – очень миролюбива, они не проявляли агрессии к другим представителям противоположных субкультур. Но, несмотря на это, официальная культура старалась всеми возможными способами избавиться от культуры стиляг, поэтому периодически натравливала на них комсомольские отряды.
Хиппи. Представителям данной субкультуры, в отличие от стиляг, повезло в том, что за них уже давно было все придумано: и особенности внешнего вида, и идеология. Весь внешний вид и стиль жизни, манеры поведения советские хиппи полностью переняли у западных ребят, но лишь немного изменили некоторые элементы в соответствии с условиями, которые были в СССР. Обязательный атрибут хиппи – длинные волосы (как у девушек, так и мужчин). Украшали они себя цветами, пестрой одеждой, волосы обвязывали лентами. Среди хиппи были приверженцы алкоголя, чуть позже советским хиппи стали доступны наркотики, в чем они еще больше походили на своих предшественников – западных хиппи.
Панки и люберы — субкультуры позднего СССР
Панки. В отличие от западной субкультуры, советские представители этого неформального объединения не ограничивали свои музыкальные предпочтения прослушиванием исключительно панк-рока: для них приемлемым было слушать Битлз, Айрон Мэйден и других западных исполнителей. Фишка поведения панков – провокации в отношении окружающих. Они могли издеваться или отпускать шутки в адрес незнакомых людей, и даже полицейские нередко становились объектом их насмешек. Внешний вид, тем не менее, ничем не отличался от западных панков – рваные вещи, цепи и булавки в качестве аксессуаров. Основная прическа – ирокез, который они фиксировали обильным количеством лака для волос или пенкой.
Люберы – это исключительно советская субкультура: зародилась она в сердце нашей страны – в Москве. В Подмосковье, в Люберцах, после показов фильмов о культуристах, появилось очень большое количество молодых людей, которые стремились усовершенствовать свое тело. Они оборудовали площадки и спортивные залы прямо в подвалах, где мог заниматься каждый желающий стать «качком», походящим на богатыря. Но так как в подвале было неинтересно заниматься, да и люберов стало достаточно много, они устремились показать себя в столицу. Их главная цель была не только в том, чтобы показать свою внешнюю мощь: они также стремились продемонстрировать свою силу на других людях. Так, жертвами люберов неоднократно становились хиппи. Их девиз – «Бить лохматых и нестандартных».
Замечание 1
Помимо перечисленных субкультур, в Советском Союзе также были металлисты, гопники, которые существуют и по сей день, «митьки», рокабиллы, рейверы, брейкеры, байкеры, ньювейверы и рокеры. Все эти течения современные исследователи объединяют в одну группу и дают ей название «андерграундные субкультуры».
Многие из них, конечно же, существуют и по сей день, но в немного усовершенствованном виде. Исследователи отмечают, что данные субкультуры оказали особое влияние на структуру культурной сферы Советского общества, а затем переместились в сферу общества уже российского. Нельзя сказать, что все они однозначно несли исключительно деструктурирующее значение: в некотором смысле, субкультуры стали связующим звеном между западной культурой, которая неумолимо проникала в иные страны, и советской культурой, которая была очень закрыта и не приветствовала западного влияния.
Сложно сказать, как бы сложилась ситуация сейчас, если бы в советский период в нашу страну не проникла мода на участие в субкультурах. Вероятно, мы в любом случае наблюдали бы такое разнообразие, но относились бы к нему иначе. К тому же, понимание идеологии субкультур в западном обществе не прижилось бы в условиях советского и российского менталитета, поэтому, в любом случае, субкультуры претерпели бы особые изменения, которые повлияли бы на иные сферы человеческой жизни, особенно на жизнь и мировоззрение подростков. Начиная с советского периода, в нашей стране было проведено большое количество теоретических и практических исследований, которые нацелены на определение понятия «субкультура», выделение ее типологий, функциональной значимости. Также специалисты изучили степень распространенности субкультур в соответствии с региональными особенностями нашей страны, а также с учетом советского и постсоветского состояния государства и общества.
Молодежь и рок в советском блоке: молодежные культуры, музыка и государство в России и Восточной Европе
Твердый переплет
Мягкая обложка
Добавить в GoodReads
Молодежные культуры, музыка и государство в России и Восточной Европе
Под редакцией Уильяма Джея Риша — Вклад Джонатина Бриггса; Кейт Джеррард; Сандор Хорват; Том Джунс; Грегори Квеберг; Полли МакМайкл; Дэвид Томпкинс; Глеб Ципурский; Дин Вулетик; Кристофер Дж. Уорд и Сергей И. ЖукКнига «Молодежь и рок в советском блоке» исследует рост молодежи как потребителей популярной культуры и глобализацию популярной музыки в России и Восточной Европе. Этот сборник эссе бросает вызов предположениям о том, что коммунистические лидеры и находящиеся под влиянием Запада молодежные культуры были враждебно настроены друг к другу. Первоначально запрещая западные культурные тенденции, такие как джаз и рок-н-ролл, коммунистические лидеры приспособили элементы рока и поп-музыки для развития своей собственной социалистической популярной музыки. Они продвигали организованные формы досуга, чтобы отвратить молодежь от излишеств стиля, который считался западным. Популярные песни и официально спонсируемые рок- и поп-группы сформировали социалистический ритм, который молодежь слушала и танцевала. Молодые люди, которых привлекала музыка и субкультуры капиталистического Запада, по-прежнему разделяли ценности и поведение своих сверстников из коммунистических молодежных организаций.
Несмотря на проблемы с обеспечением молодежи потребительскими товарами, лидеры стран советского блока выдвинули социалистическую альтернативу современности, обещанной капиталистическим Западом. Таким образом, андеграундные рок-музыканты разделяли представления о культуре, которые привили коммунистические лидеры. Тем не менее, конкуренция с влияниями капиталистического Запада имела свои пределы. Спонсируемые государством рок-фестивали и рок-группы поощряли бунт среди молодежи. Официальные представления о том, что представляет собой культура, ограничивали возможности приспосабливания к рок- и поп-музыке и западной молодежной культуре. Молодежные контркультуры, зародившиеся на капиталистическом Западе, такие как хиппи и панки, бросили вызов легитимности коммунистических молодежных организаций и их спонсоров. Правительственные СМИ и органы полиции в конечном итоге создали оппозиционную идентичность среди молодежных банд. Неспособность обеспечить провинциальные города достаточным количеством западных культурных ценностей способствовала разжиганию недовольства столицей Советского Союза Москвой и поощрению поддержки отколовшихся националистических движений, которые привели к распаду Советского Союза в 1919 г.
Молодежные культуры, музыка и государство в России и Восточной Европе
Твердый переплет
Мягкая обложка
ТАКЖЕ ДОСТУПЕН
Готы, панки и металлисты СССР ~ Vintage Everyday
06 мая 2016 г. 1980-е, дети и юношество, жизнь и культура, музыка, Россия и Советский Союз
1980-е годы принесли модные перестройки и перестройку моды. Период появления новых стилей и новых творческих пространств. Заряженная энергией предвкушения перемен, советская молодежь создавала новые музыкальные стили, уличную моду, коммунальные сквоты…
Эта альтернатива советскому режиму возникла из субкультур, сформировавшихся в начале 1980-х годов. Их участники и герои занимали сквоты и уличные сцены, соблазняя простых прохожих присоединиться к ним в праздновании гражданского неповиновения. Преувеличенный дресс-код, прически, татуировки и макияж были призваны шокировать, это была демонстрация доведенной до предела свободы и независимости, бросающая вызов «нормальным», условным советским образам.
Когда в СССР появились первые субкультуры, власть просто считала этих ребят сумасшедшими. Но когда движение вышло из-под контроля, было уже поздно. На улицы уже разваливающегося советского общества вышли металлисты, рокеры, панки, рэперы, байкеры и т.д.
Москва, 1987 г. Фото Асы Кари Франк. |
Volgograd, 1988. |
Москва, 1986 год. Фото Сергея Борисова. |
Москва, 1986 год. |
A note in The Face magazine, 1988. |
A note about Moscow rockers in a Spanish magazine, 1990. |
Девушка-панк. 1988 г. Фото Ярослава Маева. |
Съемка для немецкого журнала Blickpunkt . Москва, 1987 год. Фото Петры Галл. |
1987. |
Москва, 1988 г. Фото Ярослава Маева. |
Москва, 1987. |
Moscow, 1987. |
Moscow, 1987. |
Moscow , 1988 г. Фото Петры Галль. |
Москва, 1988 г.0053 |
Москва, 1989 г. Фото Сергея Борисова. |
Москва, 1988 г. Фото Петры Галл. |
MOSCOW, 1989. |
Moscow, 1985. |
Moscow region, 1985. |
1988. |
1986. |
Moscow, 1987. |
1988. |
The SHAH band, 1987. |
Omsk, 1989. |
Moscow, 1987. |