Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Субкультуры в ссср: Советские молодёжные субкультуры / Назад в СССР / Back in USSR

Советские молодёжные субкультуры / Назад в СССР / Back in USSR

Расцвет молодежных субкультур пришелся в СССР на середину 1980-х — начало 1990-х годов. Советская идеология рушилась, и ее место занимало то, что десятью годами раньше именовалось «западной заразой». Старшее поколение ужасалось, а западные журналисты снимали неформалов как «советскую экзотику» наравне с матрешками. Давайте взглянем на старые фото и вспомним, как это было.

Молодежные субкультуры в Советском Союзе, стране, отрезанной от Запада железным занавесом, были формой открытого молодежного протеста против идеологического и культурного застоя. Стиляги, готы, хиппи, байкеры, панки, рокеры и металлисты сформировали контркультуры, которые часто вызывали гнев советских коммунистических властей. Советские государственные СМИ называли эти группы ленивыми паразитами, пиявками общества и даже фашистами. Но скоро советским идеологам стало не до молодежных движений: СССР рухнул, а субкультуры остались.

Так называемые стилиги были молодежным контркультурным движением с 1950-х по 1980-е годы, главной отличительной чертой которого была яркая и привлекающая внимание одежда. Западные журналисты переводили это слово английским выражением, дословно означавшим «охотники за стилем».
Стиляги в первую очередь отличались модной одеждой — предпочтительно иностранной марки, приобретенной у фарцовщиков. Они были увлечены заграницей, современной западной музыкой и модой, соответствующей моде поколения битников. Стиляги очень любили свинг и буги-вуги. Женщины носили платья и обувь на высоком каблуке, а мужчины выбирали узкие клетчатые брюки и яркие рубашки. Хотя их стиль со временем немного изменился, стиляги всегда носили откровенно смелые фасоны и яркие цвета.

Движение хиппи в Советском Союзе росло рука об руку с черным рынком. В то время как их американские современники были заняты осуждением консьюмеризма, советские хиппи жаждали джинсов в американском стиле и доступа к запрещенной музыке.

Факторы, мотивирующие советских хиппи, несколько отличались от тех, которые двигали их американскими собратьями. В то время как американские хиппи восстали против того, что они считали упадочной и коррумпированной потребительской культурой, советские хиппи выступили против государственной дисциплины.
Хиппи в Советском Союзе арестовывали на концертах и преследовали за употребление наркотиков и западные ценности. И все же они доказали, что у Востока и Запада много общего, задолго до того, как пал железный занавес.

Основоположником русского панка считается Егор Летов со своей группой «Гражданская оборона», которая начала выступать в начале 80-х. В конце 1980-х сформировался «Сектор Газа», также вскоре достигший культового статуса. Они создали жанр «колхозный панк», который смешал элементы деревенской жизни с панк-музыкой. Еще одной культовой группой несколькими годами позже стал «Король и Шут», представлявший хоррор-панк, используя костюмы и тексты в форме сказок и басен. Они стали одной из самых продаваемых групп в истории русского рока.


С ростом популярности запрещенной зарубежной музыки альтернативные жанры, в том числе хэви-метал, вошли в моду среди молодых советских граждан. Такие хэви-метал группы, как Black Sabbath, Iron Maiden, Metallica, Judas Priest и Megadeth были очень популярны среди мятежной советской молодежи. Их фанаты стали называться металлистами.

Еще одна интересная субкультура — байкеры. К началу 1980-х количество молодых людей, ездящих на мотоциклах по улицам, заметно выросло. Хотя советские байкеры, как правило, не создавали преступных группировок, им, однако, нравилась та же же тяжелая рок-музыка, что и их западным коллегам. Они обычно собирались вечером по выходным, обычно где-то недалеко от парков или других общественных мест. Им нравилось кататься по сонным улицам ночью, и поэтому они стали предметом пристального внимания полиции. В то же время полицейские мотоциклы часто были устаревшими и нередко отставали от байкеров.

В конце 1980-х о советских неформалах много писала западная пресса. Вот статья из английского журнала…

А эта — из испанского…

… а вот — из немецкого

Молодежные субкультуры существуют и сегодня, однако ощущение новизны и дух протеста в них, конечно, уже не столь ярки. В этом смысле 1980-е уже не повторить.



























Советские субкультуры

Стиляги и хиппи — первые советские субкультуры

Во времена Советского Союза люди отмечали, что общество было достаточно ограничено в выборе путей своего совершенствования и, что самое главное, самовыражения. Но, как бы правительство ни старалось ограждать молодых людей от потока информации, все равно многие западные течения и субкультурные веяния доходили и до советской молодежи. И, что самое главное, они с радостью воспринимали их, пытались адаптировать под советские реалии.

Среди наиболее известных и ярких советских субкультур стали:

  • Стиляги;
  • Хиппи;
  • Панки;
  • Люберы.

Самой первой советской субкультурой стали стиляги. Данное движение зародилось в конце 40-х годов 20 века. Основой, на которой объединялись люди данного направления, стали некоторые музыкальные жанры: сначала это был джаз, а затем появившийся словно из ниоткуда, рок-н-ролл. Большая часть участников движения стиляг были представителями так называемой «золотой молодежи». Они с самого детства имели все, что им было нужно, и ни в чем не нуждались. Но, несмотря на достаток, им все же было необходимо занимать чем-либо свое свободное время, поэтому они с большим удовольствием погружались в атмосферу танца и придумывали новые движения под популярную в то время музыку.

Главная особенность, которая отличала стиляг от других субкультур – это их яркий и запоминающийся внешний вид. Они предпочитали носить яркую одежду, брюки дудочки, галстуки с яркими, а иногда и со смешными принтами. Прически их были обильно набриолинены в стиле а-ля Элвис Пресли. Девушки предпочитали платья, пышные юбки и достаточное количество броских украшений. Культура стиляг – очень миролюбива, они не проявляли агрессии к другим представителям противоположных субкультур. Но, несмотря на это, официальная культура старалась всеми возможными способами избавиться от культуры стиляг, поэтому периодически натравливала на них комсомольские отряды.

Хиппи. Представителям данной субкультуры, в отличие от стиляг, повезло в том, что за них уже давно было все придумано: и особенности внешнего вида, и идеология. Весь внешний вид и стиль жизни, манеры поведения советские хиппи полностью переняли у западных ребят, но лишь немного изменили некоторые элементы в соответствии с условиями, которые были в СССР. Обязательный атрибут хиппи – длинные волосы (как у девушек, так и мужчин). Украшали они себя цветами, пестрой одеждой, волосы обвязывали лентами. Среди хиппи были приверженцы алкоголя, чуть позже советским хиппи стали доступны наркотики, в чем они еще больше походили на своих предшественников – западных хиппи.

Панки и люберы — субкультуры позднего СССР

Панки. В отличие от западной субкультуры, советские представители этого неформального объединения не ограничивали свои музыкальные предпочтения прослушиванием исключительно панк-рока: для них приемлемым было слушать Битлз, Айрон Мэйден и других западных исполнителей. Фишка поведения панков – провокации в отношении окружающих. Они могли издеваться или отпускать шутки в адрес незнакомых людей, и даже полицейские нередко становились объектом их насмешек. Внешний вид, тем не менее, ничем не отличался от западных панков – рваные вещи, цепи и булавки в качестве аксессуаров. Основная прическа – ирокез, который они фиксировали обильным количеством лака для волос или пенкой.

Люберы – это исключительно советская субкультура: зародилась она в сердце нашей страны – в Москве. В Подмосковье, в Люберцах, после показов фильмов о культуристах, появилось очень большое количество молодых людей, которые стремились усовершенствовать свое тело. Они оборудовали площадки и спортивные залы прямо в подвалах, где мог заниматься каждый желающий стать «качком», походящим на богатыря. Но так как в подвале было неинтересно заниматься, да и люберов стало достаточно много, они устремились показать себя в столицу. Их главная цель была не только в том, чтобы показать свою внешнюю мощь: они также стремились продемонстрировать свою силу на других людях. Так, жертвами люберов неоднократно становились хиппи. Их девиз – «Бить лохматых и нестандартных».

Замечание 1

Помимо перечисленных субкультур, в Советском Союзе также были металлисты, гопники, которые существуют и по сей день, «митьки», рокабиллы, рейверы, брейкеры, байкеры, ньювейверы и рокеры. Все эти течения современные исследователи объединяют в одну группу и дают ей название «андерграундные субкультуры».

Многие из них, конечно же, существуют и по сей день, но в немного усовершенствованном виде. Исследователи отмечают, что данные субкультуры оказали особое влияние на структуру культурной сферы Советского общества, а затем переместились в сферу общества уже российского. Нельзя сказать, что все они однозначно несли исключительно деструктурирующее значение: в некотором смысле, субкультуры стали связующим звеном между западной культурой, которая неумолимо проникала в иные страны, и советской культурой, которая была очень закрыта и не приветствовала западного влияния.

Сложно сказать, как бы сложилась ситуация сейчас, если бы в советский период в нашу страну не проникла мода на участие в субкультурах. Вероятно, мы в любом случае наблюдали бы такое разнообразие, но относились бы к нему иначе. К тому же, понимание идеологии субкультур в западном обществе не прижилось бы в условиях советского и российского менталитета, поэтому, в любом случае, субкультуры претерпели бы особые изменения, которые повлияли бы на иные сферы человеческой жизни, особенно на жизнь и мировоззрение подростков. Начиная с советского периода, в нашей стране было проведено большое количество теоретических и практических исследований, которые нацелены на определение понятия «субкультура», выделение ее типологий, функциональной значимости. Также специалисты изучили степень распространенности субкультур в соответствии с региональными особенностями нашей страны, а также с учетом советского и постсоветского состояния государства и общества.

Молодежь и рок в советском блоке: молодежные культуры, музыка и государство в России и Восточной Европе

Твердый переплет

Мягкая обложка

Добавить в GoodReads

Молодежные культуры, музыка и государство в России и Восточной Европе

Под редакцией Уильяма Джея Риша — Вклад Джонатина Бриггса; Кейт Джеррард; Сандор Хорват; Том Джунс; Грегори Квеберг; Полли МакМайкл; Дэвид Томпкинс; Глеб Ципурский; Дин Вулетик; Кристофер Дж. Уорд и Сергей И. Жук

Книга «Молодежь и рок в советском блоке» исследует рост молодежи как потребителей популярной культуры и глобализацию популярной музыки в России и Восточной Европе. Этот сборник эссе бросает вызов предположениям о том, что коммунистические лидеры и находящиеся под влиянием Запада молодежные культуры были враждебно настроены друг к другу. Первоначально запрещая западные культурные тенденции, такие как джаз и рок-н-ролл, коммунистические лидеры приспособили элементы рока и поп-музыки для развития своей собственной социалистической популярной музыки. Они продвигали организованные формы досуга, чтобы отвратить молодежь от излишеств стиля, который считался западным. Популярные песни и официально спонсируемые рок- и поп-группы сформировали социалистический ритм, который молодежь слушала и танцевала. Молодые люди, которых привлекала музыка и субкультуры капиталистического Запада, по-прежнему разделяли ценности и поведение своих сверстников из коммунистических молодежных организаций.

Несмотря на проблемы с обеспечением молодежи потребительскими товарами, лидеры стран советского блока выдвинули социалистическую альтернативу современности, обещанной капиталистическим Западом. Таким образом, андеграундные рок-музыканты разделяли представления о культуре, которые привили коммунистические лидеры. Тем не менее, конкуренция с влияниями капиталистического Запада имела свои пределы. Спонсируемые государством рок-фестивали и рок-группы поощряли бунт среди молодежи. Официальные представления о том, что представляет собой культура, ограничивали возможности приспосабливания к рок- и поп-музыке и западной молодежной культуре. Молодежные контркультуры, зародившиеся на капиталистическом Западе, такие как хиппи и панки, бросили вызов легитимности коммунистических молодежных организаций и их спонсоров. Правительственные СМИ и органы полиции в конечном итоге создали оппозиционную идентичность среди молодежных банд. Неспособность обеспечить провинциальные города достаточным количеством западных культурных ценностей способствовала разжиганию недовольства столицей Советского Союза Москвой и поощрению поддержки отколовшихся националистических движений, которые привели к распаду Советского Союза в 1919 г.

91. Несмотря на холодную войну, как в советском блоке, так и на капиталистическом Западе, политические элиты одинаково реагировали на предполагаемые угрозы, исходящие от молодежной культуры и музыки. Молодые люди участвовали в глобальной молодежной культуре, выражая свои собственные местные взгляды на мир.

Молодежные культуры, музыка и государство в России и Восточной Европе

Твердый переплет

Мягкая обложка

ТАКЖЕ ДОСТУПЕН

Готы, панки и металлисты СССР ~ Vintage Everyday

 06 мая 2016 г.  1980-е, дети и юношество, жизнь и культура, музыка, Россия и Советский Союз   

1980-е годы принесли модные перестройки и перестройку моды. Период появления новых стилей и новых творческих пространств. Заряженная энергией предвкушения перемен, советская молодежь создавала новые музыкальные стили, уличную моду, коммунальные сквоты…

Эта альтернатива советскому режиму возникла из субкультур, сформировавшихся в начале 1980-х годов. Их участники и герои занимали сквоты и уличные сцены, соблазняя простых прохожих присоединиться к ним в праздновании гражданского неповиновения. Преувеличенный дресс-код, прически, татуировки и макияж были призваны шокировать, это была демонстрация доведенной до предела свободы и независимости, бросающая вызов «нормальным», условным советским образам.

Когда в СССР появились первые субкультуры, власть просто считала этих ребят сумасшедшими. Но когда движение вышло из-под контроля, было уже поздно. На улицы уже разваливающегося советского общества вышли металлисты, рокеры, панки, рэперы, байкеры и т.д.

Москва, 1987 г. Фото Асы Кари Франк.

Volgograd, 1988.

.

Москва, 1986 год. Фото Сергея Борисова.

Москва, 1986 год.

A note in The Face magazine, 1988.

A note about Moscow rockers in a Spanish magazine, 1990.

Девушка-панк. 1988 г. Фото Ярослава Маева.

Съемка для немецкого журнала Blickpunkt . Москва, 1987 год. Фото Петры Галл.

1987.

Статья. 1988.

.

Москва, 1988 г. Фото Ярослава Маева.

Москва, 1987.

Moscow, 1987.

Moscow, 1987.

Moscow , 1988 г. Фото Петры Галль.

Москва, 1988 г.0053
Москва, 1989 г. Фото Сергея Борисова.

Москва, 1988 г. Фото Петры Галл.

MOSCOW, 1989.

91519..

Moscow, 1985.

Moscow region, 1985.

1988.

1986.

Moscow, 1987.

1988.

The SHAH band, 1987.

Omsk, 1989.

Moscow, 1987.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *