Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сущность понятия творческие способности: Сущность понятия творческие способности. Условия развития творческих способностей в начальной школе

Содержание

Сущность и содержание понятия «творческий потенциал»

Автор: Мухина Мария Анатольевна

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №19 (205) май 2018 г.

Дата публикации: 11.05.2018 2018-05-11

Статья просмотрена: 7409 раз

Скачать электронную версию

Скачать Часть 5 (pdf)

Библиографическое описание:

Мухина, М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» / М. А. Мухина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 411-413. — URL: https://moluch.ru/archive/205/50156/ (дата обращения: 24.04.2023).



Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, творческие способности

В современных условиях творческая личность становится востребованной, обществом на всех ступенях ее развития, так как именно творчески мыслящий человек способен незамедлительно реагировать на происходящие изменения, ставить и реализовывать цели, конструктивно взаимодействовать с другими людьми, видеть проблемы и находить способы их решения. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

В Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы одной из задач становится реализации мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности.

С декабря 2010 года в силу вступил новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который говорит о необходимости расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт нацелен обеспечить рост творческого потенциала, познавательных мотивов, актуальным становится формирование творческой личности. Создание условий, в рамках гуманитарной парадигмы современного образования, способствующих развитию творческой личности, является одной из приоритетных педагогических задач.

Понятие «творчество» имеет разные трактовки. Творчество — это деятельность, направленная на создание некоторого нового объекта или нового качества объекта (результат творчества), которое ранее не существовало. В зависимости от принадлежности результата различным сферам человеческой деятельности творчество может быть техническим, политическим, научным, художественным, спортивным и т. п.

Творчество — не только результат познания, но и средство познания и элемент структуры познания. Творчество возможно при наличии свободы, внутренних и внешних условий для развития потенциальных творческих способностей [3, с. 30].

Творчество (креативность) — «способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому познанию своего опыта» (Э.Фромм). Творчество протекает в проблемных ситуациях, в которых неизвестен путь действий или не ясна сама цель [1, с. 66].

В рамках реализации президентской программы «Одаренные дети» была предпринята попытка научной разработки концепции одаренности на государственном уровне. К работе была привлечена большая группа авторитетных ученых (А. М. Матюшкин, Е. Л. Яковлева, Е. И. Щебланова, Н. Б. Шумакова, В. С. Юркевич, Е. С. Белова, Г. Д. Чистякова, В. И. Панов, Д. Б. Богоявленская, А. В. Брушлинский, В. Н. Друинин, Н. С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаев, М. А. Холодная, В. Д. Шадриков), созданная ими концепция носит название «Рабочая концепция одаренности».

Что понимают авторы концепции под творческим потенциалом? Прямого ответа на этот вопрос нет. Понятие «потенциал» и используется в науке предельно широко, как равнозначное понятие возможности, ресурсу, а иногда — способности.

Согласимся с исследователем Мильчак Н.А, что потенциал личности может быть рассмотрен как то, что является «внутренним запасом», включая особенности нервной системы, приобретенный опыт (по Л. С. Выготскому, — «интрапсихическое») [2, с 33–34].

Существуют различные толкования понятия «творческий потенциал». Дж. Гилфорд трактует творческий потенциал как «совокупность способностей и других черт, которые содействуют успешному мышлению» [4, с 33–34]. Варданян В. А., говоря о творческом потенциале в художественно-изобразительной деятельности, значительно расширял понимание творческого потенциала личности, введя в него мотивационные параметры [5, с 33–34].

Копосова М. А. понимает творческий потенциал как характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческой самореализации. Рыцака В. Г. [3, с 30] характеризует творческий потенциал как систему личностных способностей, позволяющую максимально менять приёмы действий в соответствии с новыми условиями.

В работе Левина И. Л. творчество рассматривается в потенциальном и актуальном аспектах. Потенциальная креативность выделяется как творческий потенциал личности, а актуальная — как творческая активность [3, с 30].

Лучшее сочетание внутренних факторов для творчества: наличие творческих черт личности, способностей и интеллекта по уровню выше среднего (коэффициент интеллекта — более 120), средний уровень уверенности в себе [1, 66–67]. В таблице 1 представлены черты творческой личности, творческие способности и блоки творчества (факторы, мешающие проявлению творческого потенциала).

Таблица 1

Факторы, влияющие на проявление творческого потенциала

Черты творческой личности

Творческие способности

Блоки творчества

  • смелость (способность к риску)
  • оригинальность (нестандартность идей и поступков)
  • независимость
  • спонтанность
  • чувство юмора
  • эстетическое чутье
  • использование жизненных кризисов для выработки нового подхода и виденье своей проблемы
  • сохранение детской способности к игре
  • самопринятие
  • уверенность в своих силах и способностях
  • внутренняя мотивация (создание своего нетрадиционного подхода ко всему и ориентация на внутренние критерии и оценки)
  • наличие черт женственности у мужчин и черт мужественности у женщин
  • настойчивость в решении своей проблемы
  • склонность к самоанализу
  • зоркость в поиске
  • дивергентное мышление (целостное, интуитивное)
  • гибкость в мышлении и действиях
  • легкость ассоциирования
  • быстрота мышления
  • оригинальность идей
  • чувствительность к неоднозначным вещам и к противоречиям
  • богатое воображение
  • способность к доработке идей
  • восприятие тонких различий и сходства
  • страх
  • высокая неуверенность в себе
  • повышенный социальный конформизм
  • депрессия
  • лень
  • высокая самокритичность
  • сильная активированность ядерных, базальных стремлений к сохранению жизни и к силе личности

В развитии творческого потенциала большую роль играют педагоги и родители. Творческий взрослый, уважающий личность ребенка и его интересы, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий образец творческого поведения и внимательный к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности [1, 66–67].

Творческость составляет первичный творческий потенциал, проявляющийся как любознательность и исследовательская активность ребенка, определяющий более высокие темпы развития как психического, так и интеллектуального; обеспечивающий легкость и успешность учения во всех специальных областях. Творческий потенциал проявляется в виде специальных способностях (художественных, математических и др.) и интересов к соответствующей области деятельности, а о его наличии можно судить по легкости усвоения специального учебного материала. Творческий потенциал составляет «ядро» (когнитивное и личностное) последующего творческого развития [2, с 33–34].

Творческий потенциал заложен в каждом ребенке, следовательно, каждый из них потенциально может находить новое, творить, принимать решения и действовать нестандартно и оригинально в различных и (или) в некоторых ситуациях. Творческое начало следует развивать с самого раннего детства, так как иначе оно может быть подавлено уже к 5-летнему возрасту.

Творческий взрослый, уважающий личность и интересы ребенка, умеющий поддерживать, а не критиковать первые ростки его творчества, показывающий пример творческого поведения и чуткий к индивидуальным особенностям личности ребенка и к его личным эмоциональным проблемам может стать главным внешним фактором в становлении творческой личности.

Педагогу важно научить создавать такие ситуации в процессе учебной деятельности не стихийно, не от случая к случаю, а систематически, реализуя в системно-деятельностный подход (как основа ФГОС помогает эффективно развивать способности детей к творчеству и включение школьников в такую деятельность, когда они будут самостоятельно осуществлять алгоритм действий, которые направлены на решение поставленных перед ними учебных задач) и интегративные подходы.

Учебный процесс нужно уметь организовать так, чтобы в нем обучающиеся открывали для себя субъективно новые знания и приобретали жизненно значимые (практико-ориентированные) умения.

Литература:

  1. Мотков О. И. Психология самопознания личности [Текст] / О. И. Мотков// Практическое пособие, Москва, 1993–134 с.
  2. Мильчак, Н. А. Психологическое содержание одаренности в сфере музыкального искусства у детей школьного возраста [Текст]: дис. канд. психолог. наук: 13.00.01: защищена:, утв: / Мильчак Наталья Александровна –Ярославль, 2007. — 187 с.
  3. Левин, И. Л. Формирование творческой личности школьника на основе развития художественных интересов в классах с углубленным изучением изобразительного искусства [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: защищена:, утв: / Левин Игорь Леонидович — Нижний Новгород, 2003. — 313 с.
  4. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства [Текст] / Н. А. Горяева // — М.: Просвещение, 1991. — 123с.
  5. Варданян, В. А. Развитие творческого потенциала учащихся художественно-гуманитарной гимназии в процессе педагогической деятельности [Текст] [Текст]: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: защищена:, утв: / Варданян Валерий Амбарцумович — Саранск, 1997–200 с.
  6. Дружинин В. Н. Психология общих способностей [Текст] / В. Н. Дружинин // — СПб.: Питер, 1999. — 356с.
  7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_10/m1897.html, без регистрации — Дата обновления: 07.05.2018 г.- Текст HTML — Заглавие с экрана
  8. Правительство Российской Федерации распоряжение от 29 декабря 2014 года № 2765-р [Электронный ресурс], режим доступа: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf, без регистрации — Дата обновления: 07.05.2018 г.- Текст HTML — Заглавие с экрана

Основные термины (генерируются автоматически): творческий потенциал, творческая личность, способность, творчество, блок творчества, индивидуальная особенность личности ребенка, проблема, творческий потенциал личности, творческое поведение, федеральный государственный образовательный стандарт.

Ключевые слова

творчество, творческие способности, творческий потенциал

творчество, творческий потенциал, творческие способности

Похожие статьи

Анализ понятия «

творческий потенциал» в современной…

творческий потенциал, творческий потенциал личности, творческая деятельность, способность, умение, современное образование, основная образовательная программа, учебная деятельность, прием действий…

Влияние формирования

творческого потенциала на развитие. ..

Актуальность проблемы развития творческих способностей

Ключевые слова: творческий потенциал личности, ментальная арифметика, дополнительное образование, младший школьный возраст.

Развитие

творческого потенциала педагогов… | Молодой ученый

Творческий потенциал личности — это совокупность интеллектуальных и практических ЗУН, умение применять их при постановке проблем и поиске решения с опорой только на свою интуицию, логику и одаренность в определенной сфере.

Развитие

творческого потенциала детей в сфере…

Именно способностью к творчеству определяется уровень развития личности, и главная цель воспитания состоит в том, чтобы углубить и расширить творческий потенциал ребенка. В связи с этим…

Творческий потенциал младших школьников: проблема

Творческий потенциал личности как основа творческой самореализации личности в будущем актуализируется, когда формируются черты характера человека и его психологические особенности. Творчество является неотъемлемым спутником детского мира ребенка.

Внеурочная деятельность как средство развития

творческих

способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность, развитие воображения, работа, мое

Молодой ученый. Творческий потенциал личности — это совокупность интеллектуальных и практических ЗУН, умение применять их. ..

Развитие

творческого потенциала детей дошкольного возраста…

‒ Внедрить алгоритм организации преемственности развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста в образовательный процесс в условиях принятия педагогами и воспитателями возрастных групп общих целей…

Развитие

творческих способностей детей через…

Федеральный государственный стандарт (ФГОС ДО) предполагает быстрый переход к проектированию современного образовательного

Умелое использование потенциальных возможностей ребенка в ходе его развития может обеспечить высокий творческий потенциал.

Актуальность

проблемы развития творческих способностей

Воспитание творческой личности — это одна из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области…

Похожие статьи

Анализ понятия «

творческий потенциал» в современной…

творческий потенциал, творческий потенциал личности, творческая деятельность, способность, умение, современное образование, основная образовательная программа, учебная деятельность, прием действий…

Влияние формирования

творческого потенциала на развитие. ..

Актуальность проблемы развития творческих способностей

Ключевые слова: творческий потенциал личности, ментальная арифметика, дополнительное образование, младший школьный возраст.

Развитие

творческого потенциала педагогов… | Молодой ученый

Творческий потенциал личности — это совокупность интеллектуальных и практических ЗУН, умение применять их при постановке проблем и поиске решения с опорой только на свою интуицию, логику и одаренность в определенной сфере.

Развитие

творческого потенциала детей в сфере…

Именно способностью к творчеству определяется уровень развития личности, и главная цель воспитания состоит в том, чтобы углубить и расширить творческий потенциал ребенка. В связи с этим…

Творческий потенциал младших школьников: проблема

Творческий потенциал личности как основа творческой самореализации личности в будущем актуализируется, когда формируются черты характера человека и его психологические особенности. Творчество является неотъемлемым спутником детского мира ребенка.

Внеурочная деятельность как средство развития

творческих

способность, творческая личность, творчество, творческая деятельность, внеурочная деятельность, развитие воображения, работа, мое

Молодой ученый. Творческий потенциал личности — это совокупность интеллектуальных и практических ЗУН, умение применять их. ..

Развитие

творческого потенциала детей дошкольного возраста…

‒ Внедрить алгоритм организации преемственности развития и реализации творческого потенциала личности детей дошкольного возраста в образовательный процесс в условиях принятия педагогами и воспитателями возрастных групп общих целей…

Развитие

творческих способностей детей через…

Федеральный государственный стандарт (ФГОС ДО) предполагает быстрый переход к проектированию современного образовательного

Умелое использование потенциальных возможностей ребенка в ходе его развития может обеспечить высокий творческий потенциал.

Актуальность

проблемы развития творческих способностей

Воспитание творческой личности — это одна из основных задач педагогической теории и практики в настоящее время. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одной из задач образовательной области…

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Обобщение опыта работы

по теме
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»

Автор опыта:
Лепетюх Ирина Анатольевна

2011 год
Содержание:

Введение………………………………………………………………………3 – 4

Глава 1. Информация об опыте………………………………………..…5 — 8


    1. Тема опыта……………………. .………………………………………..…5

    2. Сведения об авторе………………………………………………………..5

    3. Условия возникновения и становления опыта…………………….…5 – 6

    4. Актуальность и перспективность опыта…………………………..….6 – 8

    5. Ведущая педагогическая идея опыта………………………………….….8

    6. Длительность работы над опытом………………………………….…….8

    7. Диапазон опыта…………………………………………………………….8

    8. Степень новизны опыта……………………………………………….…..8

Глава 2. Теоретическая база опыта………………………………………9 – 18

    1. Определение понятия «творческие способности»………………….9 – 10

    2. Проблема творчества в истории и теории педагогики……………11 – 14

    3. Современные концепции творчества………………………………15 – 18

Глава 3. Технология опыта………………………………………..……..19 — 44

3.1 Диагностика уровня развития творческих способностей учащихся

………………………………………………………………………………. .19-25

3.2. Творчество на уроках технологии……………………………………26 – 37

3.3. Заключительная диагностика и результативность опыта………..…38 – 40

3.4. Сравнительный анализ результатов работы…………………………41 – 44

Заключение…………………………………………………………………45 – 47

Библиография……………………………………………………………..48 – 49

Приложение …………………………………………….…………………50– 58

Введение

Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов, конечно, педагогов. Но сегодня это проблема особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда.

«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».

Цель моей работы: теоретически разработать и экспериментально проверить эффективность системы творческих заданий и упражнений, способствующих развитию творческих способностей школьников в процессе обучения технологии.

Для достижения поставленной цели, я определила следующие задачи:


  1. рассмотреть сущность процесса развития творческих способностей ребенка на теоретическом уровне;

  2. рассмотреть возможность развития творческих способностей учащихся на уроках технологии;

  3. выявить уровень развития творческих способностей учащихся;

  4. подобрать, составить и апробировать в процессе обучения творческие задания и упражнения для эффективного развития творческих способностей учащихся;

  5. проанализировать полученные результаты.

Объект исследования: развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии.

Предмет исследования: эффективность вовлечения учащихся в творческую деятельность, способствующую развитию творческих способностей школьников.

Гипотеза: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения технологии будет успешным, если систематически вовлекать детей в творческую деятельность.

Глава 1. Информация об опыте.


    1. Тема опыта

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии»

    1. Сведения об авторе

Лепетюх И.А. работает в МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа с 1992 года. Педагогический стаж-19 лет. Занимаемая должность-учитель технологии и ОБЖ с учебной нагрузкой 23 часа. Преподаёт технологию в 5, 6, 7 классах и ОБЖ в 1, 2, 3, 4 классах. Имеет вторую квалификационную категорию.

    1. Условия возникновения и становления опыта

С раннего детства ребенок воображает придумывает какие-то немыслимые образы, присущие только его сознанию. Творческое воображение переносится на все сферы деятельности: рисование, труд, конструирование и др. Немалые возможности для развития творческих способностей существуют в трудовой деятельности. Ребенок должен определить свой художественный замысел и воплотить его в конкретном продукте труда, при этом используя свои творческие способности.

В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично. В ходе работы развивается моторика руки, происходит более глубокое познание действительности. Формируются эмоционально – волевые и морально — эстетические качества.

Я считаю, что важным средством приобщения учащихся к творчеству, развития их способностей является приобщение их к свободной, импровизации, умение находить в обычных предметах и явлениях новые аналогии. Чтобы уроки технологии были уроками творчества, на них следует воссоздать такие условия как: атмосфера раскованности, отсутствия боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.

Но только создание этих условий не будет способствовать благотворительному творчеству, т. к. для творчества необходима некоторая база знаний: умение комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д. Сформировать и развивать эти умения – вот моя главная задача.



    1. Актуальность и перспективность опыта

Труд играет немаловажную роль в развитие способностей. Способности развивают главным образом в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возрасте – в игре, в младшем и среднем школьном возрасте — в учении. Дальнейшее их развитие происходит в юношеском возрасте, когда наряду с учением дети начинают более или менее систематически трудиться.

Что касается формирования способностей, то оно, по мнению Б. М. Теплова, осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической деятельности. «Способность, — писал он, — не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности».

Уже первые исследования показали, что при соответствующей организации деятельности ребёнка развиваются как элементарные способности (способность ощущать, воспринимать, мыслить и т. д.) Причем развиваются как раз способности, необходимые для успешного осуществления данного вида трудовой деятельности.

Психологическая наука накопила немало ценных фактов, использование которых может заметно обогатить содержание и организацию трудового обучения и производительного труда школьника, более плотно использовать внутренние резервы его личности, обеспечить в трудовом обучении особую систему и тем самым повысить его воспитательную ценность.

Особенно важным в трудовом обучении и производительном труде школьников являются мотивы, которые побуждают детей охотно трудиться, превращает труд в глазах учащихся в значимое и необходимое для них дело. Именно с мотивами связано формирование отношения к труду как главной ценности. Такое же значение имеют знания о закономерностях возвышения потребностей, изменения установок, интересов, самооценок, притязаний и других вершинных образований личности в условиях трудовой деятельности.

Г. Нойнер, В. Калвейт, Х. Клейн определили психические предпосылки для творческого труда: широкое образование, дифференциальные специальные знания, развитые умственные способности и гибкость мышления, радость изобретательства и труда, высокий уровень понимания проблемы и удовлетворения от их решения, эмоциональная стабильность, терпение, умение доводить дело до конца, готовность к риску, сознательность, активная жизненная позиция и высокий уровень общественного сознания.

Терский В. Н. – друг и соратник Макаренко А. С., талантливый педагог, считает, что в творчестве немаловажную роль играет самодеятельность. Но это должна быть именно самодеятельность, а не натаскивание. Если мы, ничему не научив детей, призываем их творить, то или ничего не будет, или в лучшем случае это будет неудачное, искаженное воспроизведение того, что они когда-то умели. Самодеятельность будет тогда, когда дети будут действовать сами. Инициатива не может возникнуть из ничего. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт.

Продолжая учить, надо создавать возможности для творчества, иначе и освоение не будет надежным и процесс будет формальным, скучным, а полученные навязанные знания будут легко забываться, выветриваться, не закрепленного повседневными целеустремленными упражнениями. Надо, чтобы дети всегда хотели учиться, чтобы у них была постоянная хорошая жажда к познанию. Это возможно, когда детская жизнь построена так, что знания эти нужны детям для успешного выполнения самостоятельных действий, для собственного творчества, а оно, в свою очередь, делает учение напряженным, радостным и основательным. Можно сказать, что самодеятельность школьников – это единство обучения и творчества.



    1. Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является повышение творческой активности учащихся, развитие творческих способностей, приобщение их к созданию оригинальных и необычных изделий.

    1. Длительность работы над опытом

Работа над опытом продолжалась в течение 3 лет.

    1. Диапазон опыта

Представленный опыт включает в себя информацию об опыте, систему уроков, приложения к урокам. Опыт работы реализуется через систему уроков технологии в 5 – 7 классах, участие в выставках. Опытом своей работы делюсь с коллегами школы, района.

    1. Степень новизны опыта

Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию творческого потенциала ребенка и развитию у него природных творческих способностей. Основным методом моей работы является проявление своего педагогического творчества и вовлечение учащихся в эту деятельность.

Глава 2. Теоретическая база опыта

2.1. Определение понятия «творческие способности»

«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру»

Дмитрий Лихачев (академик)

Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческих особенностей учащихся. Психологические аспекты разработаны в трудах А.С. Выготского, В.П. Богоявленского.

Способности – индивидуальное психологическое свойство личности, которое реализует специальную физическую систему головного мозга и которое, в благоприятных условиях в наибольшей мере определяет успешность освоения и продуктивность выполнения.

Способности творческие – система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь. Развитие у учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса и делу.

«Основой формирования творческих способностей учащихся является правильное понимание педагогом проблемы творчества, как способа бытия человека, как формы его жизнедеятельности».

Многими психологами и педагогами рассматривалось творчество по-разному.

         С философской точки зрения — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.

         С точки зрения психологии, творчество — это процесс созидания нового или совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.

         Педагогическими  творческими способностями понимают индивидуальные способности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления творческой деятельности.

         Психологи относят к творческим следующие: зоркость в поисках проблем, способность к «свертыванию», способность к »  сцеплению» (увязыванию новой информации со старой), способность к переносу, готовность памяти выдать нужную информацию, гибкость интеллекта, беглость речи, способность к доведению дела до конца, и т. д..

         Таким образом, развитие творческих способностей становится жизненно важной проблемой, актуальной во все времена.


    1. Проблема творчества в истории и теории педагогики

Сущность творчества по – разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.

В понимании художественного творчества, особенно начиная с Платона, развивается учение об Эросе как о своеобразной устремленности человека к достижению высшего созерцания мира.

В средние века творчеством считался волевой акт, вызывающей бытие из небытия.

В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца.

В 18 веке Иммануил Кант также анализирует творческую деятельность.

Специфика художественного творчества рассматривается Кантом в системе его учения о целесообразности природы и человеческой деятельности вообще, а также в контексте его понимания искусства в широком смысле этого слова. Кант разграничивает понятие искусства как проявление всякой разумной, целесообразной деятельности (труда вообще) и действия природы, целесообразность которых устанавливать человеку не под силу.

Практическая деятельность предполагает не только знание того, как надо делать те или иные вещи, но и определенное мастерство, умение создавать вещи. Но умение лишь следовать шаблонам, еще далеко не достаточно для создания произведений изящного искусства. Поэтому одним из основных мотивов эстетической деятельности, по Канту, является бегство от всех форм однообразной практической деятельности.

Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. По Канту, гений – это талант (природное дарование), который дает искусству правило. А так как талант, как прирожденная продуктивная способность художника, сам принадлежит природе, то можно сказать, что гений – это прирожденные задатки души, через которые природа дает правила искусству». Речь идёт о тех же способностях души, что у простых смертных, т. е. о воображении и рассудке, только расположенных или соотносящихся друг с другом особым образом, необходимым для эстетической деятельности.

Кант, однако, недооценивал общественную среду в формировании творческих способностей человека и его субъективных волевых усилий в творческом процессе, особенно при возникновении замысла.

Таким образом, философ не отрицает необходимость сознательной работы в процессе создания художественных произведений. И если способность к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека.

Свою теорию творчества создал и З. Фрейд. Фрейд развивает мысль, согласно которой источник фантазии находится в бессознательном – этом вместилище психических сил человека. Но так как уже с детства человек вынужден считаться с внешним миром и запретами общества, то единственным выходом для него из непримиримого противоречия между собственными его влечениями и требованиями реальности является фантазия и возникшее на ее основе искусство.

Рассматривали теорию творчества и экзистенциалисты. Они считают, что носителем творческого начала является сама личность, т.е. прорыв природной необходимости и разумной целесообразности, выход за пределы природного и социального.

Стремление есть в каждом индивиде и ожидает только подходящих условий для освобождения и проявления. Именно оно является главной мотивацией творчества, когда организм вступает в новые отношения с окружающим миром, пытаясь наиболее полно быть самим собой.

Самое главное в творчестве – это новизна, и поэтому, нет эталона, по которому можно оценить его продукт. Роджерс признает тот факт, что человек творит в первую очередь потому, что его удовлетворяет, потому, что он чувствует в этом само актуализацию.

Когда индивид «открыт» своему опыту, тогда его поведение является творческим, и можно надеяться, что это творчество носит созидательный характер.

Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, предоставляют индивиду полную свободу выражать своё самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.

Быть самим собой – вот, что способствует развитию надежного внутреннего источника оценок и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для созидательного творчества.

Таким образом, проблема творчества рассматривалась многими философами, психологами. Каждый выдвигал свою теорию творчества. Кант считал, что развивать творчество невозможно, творческое начало должно быть врожденным. Фрейд считает, что процесс творчества не может быть сознательным, т. е. источник фантазии находиться в бессознательном, а следовательно, развивать бессознательное тоже невозможно.

Уже в теории творчества экзистенциалистской философии уделяется внимание личности самого творца, его творению. Вопрос же о том, как надо развивать творческое начало в человеке, не затрагивается.

Рассматривалась проблема творчества психологами и педагогами России.

К. Маркс понимал творчество как деятельность человека, которая преобразует природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Творчество характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью.

На протяжении многих исторических эпох рассматривалась проблема творчества, а не проблема развития творчества. Говорилось о том, что является основой творчества, но речь не шла о том, что необходимо сделать, чтобы стать творцом.


    1. Современные концепции творчества

Лилов, рассматривая природу художественного творчества, считает, что творчество – это общественное явление. Его глубокая специальная сущность заключается в том, что оно создает общественно – необходимые и общественно – полезные ценности, удовлетворяет общественные потребности, и особенно в том, что оно является высшей концентрацией преобразующей роли сознательного субъекта при его взаимодействии с объективной действительностью.

Творчество есть создание новых, общественно значимых материальных, научных, художественных и других ценностей. Творчество – целенаправленная человеческая деятельность. Конечный продукт творчества может быть как материальным, так и идеальным, завершенным или незавершенным, но творческий процесс не может быть бесплодным.

Творчество ни в одной области человеческой деятельности невозможно без отражения – это есть преобразование природной и социальной действительности. Сотворение нового – это не мистическая операция, а изменение существующего на основе познанных его свойств и закономерностей.

На рубеже XIX и XX столетий как специальная область исследования начала складываться та наука о творчестве, которая именовалась психологией творчества. В ней центральное и исходное место занимает понятие творчества как процесса. Именно в этом заключается отличие этой дисциплины от других, изучающих лишь результаты, продукты творческого труда. Предметом психологии творчества является исследования в динамике процессов создания произведений творчества.

Процесс творчества расчленяется на стадии труда, бессознательной работы и вдохновения, труд необходим для пополнения сферы сознания содержанием, которое затем должно перерабатываться бессознательной сферой. Он необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновения. Бессознательная работа сводится к отбору.

Важнейшая способность творца – это его гениальность. Она выражается необыкновенной концентрацией, напряженностью внимания и огромной восприимчивостью, впечатлительностью, умением видеть вещи в их сущности, даром интуиции, предчувствия, предугадывания.

Путем анализа и обобщения суждений о качествах творческой личности были выделены наиболее бросающиеся в глаза признаки гениальности, выражающиеся в особенностях перцепции, интеллекта, характера, мотивации деятельности. К числу перцептивных особенностей относились: необыкновенная напряженность внимания, огромная впечатлительность, восприимчивость.

К числу интеллектуальных – интуиция, могучая фантазия, выдумка, дар провидения, обширность знаний.

Среди характерологических особенностей подчеркивалось уклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, упорство, высокая самоорганизация и колоссальная работоспособность.

Особенности мотивации усматривались в том, что гениальная личность находит удовлетворение не столько в достижении цели творчества, сколько в самом процессе.

Не так давно широко было распространено мнение, а многие западные психологи и педагоги и сейчас так считают, что творчество изначально присуще ребенку, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию, и, конечно, не могут сохранить творческие способности надолго. Поэтому творчеству надо обучать.

Стало понятно, что ребенку необходимо дать средства той деятельности, которой он начинает заниматься. Сам ребенок не сможет найти этого средства, выработанные на долгом пути развития человечества. Он сможет открыть только самые примитивные из них. И творчество его обречено остаться на самой низкой ступени. Но, оказывается, просто дать технические навыки недостаточно. Даже при хорошем овладении ими ребенок, остается на уровне ремесла, а не творчества. Нужно вложить ещё в свое произведение эмоции, чувства, переживания, жизненный опыт.

Выяснилось, что и этому можно научить детей, научить их представлять себе и описывать не только некоторые события, но и внутренний мир знакомых и прозаичных предметов.

Но есть и ещё один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, т. е. создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведении.

Воображение – основа любого творчества и существуют общие законы, по которым оно развивается и проявляется, законы, общие для всех видов творческой деятельности.

В 30-е годы крупнейший психолог Л. С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта

Л. С. Выготский писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека».

Воображение отличает человека от всех остальных существ. Именно поэтому нас так привлекает творчество, творческие люди. Творчество – это вершина развития человеческих способностей.

Чтобы создать новое творение необходимо иметь определенную базу знаний, т. к. любое новое появляется на основе старого. Значит, в основе творческой деятельности лежит трудовая деятельность, необходимая для наполнения сферы сознания содержанием, которая затем должна перерабатываться бессознательной сферой. Труд необходим также для стимуляции бессознательной работы и вдохновенья; трудовая деятельность является одной из стадий творчества: труд, бессознательная работа и вдохновение.

Если бы человек не трудился, то не появлялись бы новые творения, как духовные, так и материальные. Труд является основой, исторически первичным видом человеческой деятельности.

Скачать 0.66 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

В чем суть творчества?

школа2015

Я размышлял о Творчестве, считаю себя творческим человеком. Меня это смущает, он такой скользкий.
В конце 80-х начале 90-х д-р Матти Бергстром, проф. Кандидат физиологии Финляндии сказал нам, что дети должны быть дикими и много играть. К тому же «давление знаний» повлияло на их творческие способности мозга. Да, это для меня…

Если вы творческий человек, вы должны сначала много узнать, сказал другой когнитивный исследователь. Достаточно справедливо… (например, импровизация в джазовой музыке).

Но дети в детском саду не могут много знать, но очень творческие (или это «всего лишь» воображение).

Итак, теперь, когда у меня есть креативные эксперты со всего мира; В чем суть творчества?
Я запутался… пожалуйста, запутайте меня на более высоком уровне. Какое к черту творчество?

CyberParra

Для меня творчество возникает каждый раз, когда гений внутри тебя побеждает в битве с динозавром, который тоже живет внутри тебя

mpoole32

@skola2015 Творчество заключается не столько в количестве того, что вы знаете. Креативность — это то, как человек берет часть знания, которую он уже сделал, как часть себя, и смешивает эту часть с чем-то новым, чтобы получить другой результат. Дети младше 3-го класса кажутся более творческими, чем взрослые, потому что они чаще живут в творческом состоянии ума, поскольку давление мира еще не «дошло до них».

Путь к творчеству лежит через префронтальную кору. Каждый раз, когда есть сомнение или даже намек на страх, мышление ящерицы мешает нам быть в творческом мышлении. Опять же, дети младше 3-го класса с меньшей вероятностью разовьют мозг ящерицы, что позволяет им проявлять спонтанное творчество.

skola2015

Это немного моих мыслей. И профессор Матти Бергстремс тоже.

Стандартная форма обучения не поддерживает эту идею. Уменьшаем ли мы потенциал творчества детей с помощью нашей образовательной системы? Можем ли мы «взломать» образование?

raffaella

Для меня творчество — это когда вместо того, чтобы быть остановленным непроницаемыми дверями социальных условностей и навязанных правил, ваш разум летит, создавая новое видение и открывая новые пути

franca

Творческий человек — это тот, кто умеет сомневаться…устанавливать необычные отношения между вещами и мыслями….и школа2015 Я разделяю идеи Кена Робинсона о школах, убивающих творчество, и с удивительным Логаном Лаплантом о взломе образование…у нас есть очень большие знания на расстоянии кликов …это должна быть образовательная революция!!!!
Я думаю, что все мы творческие, так же как и чувство юмора. .. две важные человеческие черты… и мы способны быть творческими, только если у нас есть подходящие условия для этого… об этом мне очень нравится много мыслей Джона Клиза в его лекции о творчестве… он напоминает нам, как быть творческим…..

pjtaylor

Прошлой осенью я изучал литературу по творчеству с некоторыми студентами и, недовольный упором на продукты и творческих личностей, пришел к формулировке другой картины (или набора картинок): http://wp.me/ p1gwfa-yJ Короткий рассказ:

Я предлагаю сместить акцент… с новых и полезных или адаптируемых продуктов… на людей, вовлеченных в процессы в контексте, которые поддерживают творчество как процессы в контексте. Мерой творчества в этом смысле является не количество или качество продуктов, а ваше мышление-чувство, ежедневное или ежеминутное, что вы больше не можете просто продолжать прежние линии.

skola2015

Кен Робинсон, один из моих любимых и, конечно же, Джон Клиз. И они так правы. Но почему «школа» не является местом творчества? В Швеции мы все больше и больше увлекаемся национальными тестами, оценками и прочим. И подпольное движение, растущее; Coderdojo, мейкерспейсы и так далее. Почему у нас должны быть внеклассные мероприятия для творчества? В нашей учебной программе упоминается творчество, но давайте посмотрим правде в глаза; как сказал Джон Клиз; Пространство, Время, Время. И школа не самое творческое место. Большинство учителей хотели бы им быть, но система лишает их силы.

Иногда, когда я прихожу в школу «средняя? школа» (13-16 лет) я нахожу класс, не ооочень уютный, ученики рядами что-то делают на бумаге. И они выглядят так; не интересно. Но кто будет решать все будущие проблемы?

Извините, я увлекся. Больше LCL в школе!

pjtaylor

Что касается вопроса о том, что школам необходимо лучше развивать творческие способности, я не считаю осуждение школ (на примере Кена Робинсона) очень информативным или полезным. Если мы хотим сменить школу, возможно ли будет больше интересоваться обстоятельствами, а затем творчески подходить к их изменению? Конечно, если вы просто хотите как-то вывести всех детей из школы, игнорируйте этот пост.

Творчество — сущность человечества

Перейти к основному содержанию

Анне-Мария Иритис 2016.

Анне-Мария Иритис

Анне-Мария Иритис

Эксперт по устойчивому развитию и руководитель изменений доступны для новых проектов/возможностей

Опубликовано 15 декабря 2016 г.

+ Подписаться

Источник, дух, или как вы предпочитаете называть Творца, дал человечеству дар творчества. Мы все родились с даром творчества. Творчество — это семя, посаженное внутри нас, людей, и в нашей личной воле и силе использовать это творчество во благо… большинству людей требуется целая жизнь, чтобы воспользоваться своим личным творчеством и стать лучшей версией себя. Мы также должны открыть в себе творчество и быть способными преобразовать это творчество в красоту… Творчество никогда не перестанет существовать, оно просто меняется и проявляется бесчисленными способами, выражаясь людьми во всех сферах жизни.

Каждый день в нас живет созидание и творчество. Это все вокруг нас, как любовь, красота, фантазия, воображение… куда бы мы ни пошли, куда бы вы ни пошли, вы откроете для себя творчество… в архитектуре, в природе, в дизайне, в искусстве, в строительстве, в поэзии, в театре, в литературе, в кулинарии, в бизнесе, в маркетинге, в инновациях, в музыке, в науке, в исследованиях… творчество — это способность превращать видение в реальность с помощью вдохновения, усилий и тяжелой работы. .. в суть, просто не забывайте создавать красоту вокруг себя, но никогда не бойтесь быть эксцентричным или отличаться от других, потому что поиск вашего уникального стиля и вашего уникального способа самовыражения является частью следа, который вы оставляете, и впечатлением, которое вы производите на людей. мысли…

Может потребоваться целая жизнь, чтобы научиться выжимать и выжимать творческий сок из своей души, но уникальное эстетическое и творческое начало является частью вашего путешествия по Земле. Не забывайте проявлять творческий подход таким образом, чтобы приносить пользу, помогать, вдохновлять и/или развивать как себя, так и окружающих вас людей — в конце концов, мы все любим, когда нас поощряют, и нам нравится ощущать творческую страсть как в себе, так и в других. Так что да, смейте быть творческими, смейте быть собой, смейте быть страстными, смейте быть разными, смейте быть смелыми! Осмельтесь мечтать, осмелитесь учиться, осмелитесь исследовать, осмелитесь открывать как в себе, в глубинах своей души, так и в душах других. .. 

Никогда не переставай восхищаться всем творчеством вокруг тебя… это дар Духа и Вселенной, дар чувств, который был дан всем нам… даже те, у кого нет определенного чувства, будут иметь повышенная способность ощущать другими способами … у всех нас есть чувства, и чем больше мы используем особый смысл в нашей повседневной жизни, тем больше будет укрепляться определенный смысл. Если вам по какой-то причине не хватает определенного чувства, например, способности видеть или слышать, у вас непременно будет обостренное чувство, а может быть, и вкус… 

Иногда ваше творчество не будет признано до тех пор, пока ваша жизнь на Земле не подойдет к концу… тем не менее, искусство творения будет продолжать жить в вашей душе, в умах людей… как и многие великие художники , которые уже прошли и шагнули в другое измерение, но чье дело жизни все еще живет в умах людей, поскольку они изменили мир и оставили след в сердцах людей… 

Никогда не бойтесь превращать свои страхи в смелость и смелые действия, ваше беспокойство в форму творческого искусства или ваши сомнения в (личную) реальность. Быть по-настоящему творческим иногда означает быть законодателем моды, эксцентричным, другим… как Сальвадор Дали, возможно, величайший сюрреалист всех времен… Даже у Сальвадора Дали были свои критики и противники, но он никогда не сдавался — у него было видение, несмотря на вероятных противников… Мы не можем все быть Сальвадором Дали, тем не менее, мы есть и можем быть самими собой, мечтающими и смелыми, заботящимися о том, что другие думают о нас, создающими красоту и изменить нашу жизнь, возможно, также для некоторых или многих людей вокруг нас … потому что истинные творцы стремятся изменить ситуацию через некоторый акт красоты, выраженный для служения и помощи обществу развиваться таким образом, чтобы приносит пользу всем нам… 

Этими словами о творчестве я хотел бы смиренно пожелать всем вам творческого Рождества и творческого 2017 года. Пусть все ваше творчество расцветет во что-то прекрасное в вашей личной жизни и в жизни окружающих вас людей. Да благословит вас Творец и Дух. Скромное спасибо за чтение… XOXO.

Логика может привести вас от А к Б. Воображение приведет вас куда угодно. ~ Альберт Эйнштейн.
Творческие люди не видят вещи такими, какие они есть, они видят их такими, какими они могут быть. ~ Джули Исраэль
Не бойтесь совершенства, вы никогда его не достигнете. ~Сальвадор Дали
Вы не можете использовать творческий потенциал. Чем больше вы используете, тем больше у вас есть. ~Майя Энджелоу
Каждый ребенок — художник. Задача состоит в том, чтобы остаться художником, когда вырастешь. ~ Пабло Пикассо.
Человек может умереть. Нации могут возвышаться и падать. Но идея живет. ~ Джон Ф. Кеннеди
Вы родились оригиналом. Не умирай копией. ~Джон Мейсон
Не довольствуйтесь рассказами о том, как обстояли дела у других. Раскройте свой собственный миф. ~Руми
Важным аспектом творчества является не бояться потерпеть неудачу. ~ Д-р. Эдвин Лэнд
Все мы творческие существа. ~ Майя Файнс
У бизнеса всего две функции. Маркетинг и инновации. ~Милан Кундера
  • Присоединяйтесь к Глобальному Центру Размышлений и Действий об изменении климата

    29 января, 2020

  • Как технологии ускоряют достижение глобальных климатических целей? Дело Майкрософт

    10 января 2020 г.

  • Каков наилучший способ принятия мер по борьбе с изменением климата?

    4 января 2020 г.

  • Каков мировой потенциал геотермальной энергии?

    18 ноября 2019 г.

  • Почему изменение климата является гуманитарным кризисом?

    16 ноября 2019 г.

  • Готовы быть в курсе об управлении и влиянии на окружающую среду? Интервью с The Digital Teacup/Марией Лехтман

    14 ноября 2019 г.

  • Почему мировой рынок морской энергии находится в зачаточном состоянии?

    11 ноября 2019 г.

  • Каково текущее состояние мирового рынка солнечной энергии?

    5 ноября 2019 г.

  • Что делает энергию ветра самым быстрорастущим возобновляемым источником электроэнергии в мире?

    28 окт.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *