Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Как понять что это твой мужчина православие: Как распознать любовь? Священник — о взаимоотношениях мужчины и женщины | ОБЩЕСТВО

Как распознать любовь? Священник — о взаимоотношениях мужчины и женщины | ОБЩЕСТВО

В канун праздника на вопросы читателей «АиФ» о взаимоотношениях мужчины и женщины, а также о воспитании детей ответил руководитель Координационного центра по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии, иерей Феодосий Амбарцумов.

Дар Божий

Как отличить настоящую любовь от влюблённости? Понять, что эта девушка — действительно твоя вторая половинка?

Илья, 23 года, Тосно

— Есть притча о том, как к старцу пришёл юноша за советом: не могу, говорит, сделать выбор — жениться мне или уйти в монастырь. На что мудрец ему ответил — иди и живи дальше, как жил. Потому что ни к первому, ни ко второму ты ещё не готов. Так и здесь — если мужчина, встретивший достойную, как ему кажется, женщину, всё-таки задаётся вопросом, правильный ли выбор он делает, это означает, что в душе его есть место сомнению. Получается, он плохо знает самого себя, и заранее опасается, что эти чувства могут быть ненастоящими и недолговечными.

Конечно, можно дать какие-то советы, назвать ряд критериев, как оценить, любовь ли это. Например, готов ли ты жертвовать ради этого человека своим временем, интересами, испытывая при этом радость и удовольствие. Но, поверьте, когда придёт настоящая любовь, которая есть не что иное как дар Божий, эти тесты не понадобятся, и все вопросы отпадут сами собой. Поэтому слушайте своё сердце.

Идеальная картинка

Грешно ли выходить замуж без любви? Я встретила хорошего, достойного мужчину, но влюблённости к нему не испытываю, только дружеские тёплые чувства…

Н. Колесниченко, Петербург

— Это решение вы должны принять самостоятельно, честно ответив себе на вопросы: а готова ли я всю свою жизнь посвятить этому человеку? Способна ли честно и ответственно исполнять супружеский долг, даже не испытывая горячих чувств? Смогу ли сохранить брак, если позже мне встретится человек, который взорвёт моё сердце горячей любовью? Если да, то никто не может вас осудить. Даже сам Бог не ограничивает свободу выбора человека.

Но я предлагаю взглянуть на данную ситуацию и с другой стороны. Вы пишете, что испытываете к этому мужчине тёплые чувства. А вдруг конкретно для вас это и есть любовь? Люди часто примеряют на себя чужие ситуации. Насмотревшись романтических фильмов и наслушавшись рассказов подруг, рисуют в голове идеальную картинку. А если сформированное вами представление о том, каким должно быть переживание настоящей любви, вам в принципе не свойственно? И именно этот мужчина — ваша судьба? Поэтому ни в коем случае не идите на поводу окружающих и их советов. Только вы сами можете решить, как правильно поступить.

Соцсети – не грех

Дочь никак не может выйти замуж. Осуждает ли Церковь поиск супруга через сайты знакомств, брачные агентства и т. п.?

Е. Головина, Стрельна

— Церковь осуждает грех. Поэтому если с помощью сайтов знакомств ваша дочь действительно ищет мужа, ничего вредного здесь нет. И относиться к этому надо лишь как к одной из возможностей найти вторую половинку. И совсем другое дело, когда Интернет используется для поиска разовых встреч и удовлетворения страстей.

Штамп в паспорте

Можно ли венчаться без регистрации брака в загсе?

А. Потёмкин, Петербург

— Отвечу вопросом на вопрос — а зачем? Если для вас это настолько ответственный шаг, что вы готовы засвидетельствовать его перед Богом, то что вам мешает открыться перед людьми? К сожалению, некоторые относятся к венчанию как к чему-то легковесному, поэтому, будучи неуверенными в своих чувствах и долговечности заключаемого брака, хотят уйти от ответственности и избежать регистрации в загсе. Это в корне неверно.

Поэтому церковь допускает в исключительных случаях изменить последовательность действий, то есть сначала совершить таинство венчания и после поставить «штамп в паспорте». Однако это не означает, что можно вовсе обойтись без него.

Если страсть прошла…

С женой давно живём как соседи по квартире. Ни страсти, ни общих интересов не осталось. Дети взрослые, у них своя жизнь. Насколько серьёзным будет грех, если я разведусь?

Г. Гронский, Петербург

— В Евангелии говорится, что развод допустителен только если в браке имел место факт прелюбодеяния. А то, о чём говорит читатель, я могу сравнить вот с какой ситуацией. Представьте, что в молодости человек начал возводить дом. Вкладывал в строительство силы, время, энергию. Любовь. Но постепенно что-то пошло не так. Начало ветшать, ломаться. А человек вместо того чтобы починить и исправить, махнул рукой. И постепенно дом пришёл в полную негодность и запустение. Так и здесь — вы не пытались наладить расшатавшиеся отношения, позволили им тихо разрушаться, а сейчас по сути хотите перечеркнуть десятки лет собственной жизни. Неужели самому не жалко? И может всё-таки стоит попробовать спасти семейный очаг, предпочтя бурному пламени тихий свет?

Ошибочно также считать, что на взрослых детях никак не отразится ваш поступок. Как показывает практика, они очень часто повторяют путь своих родителей. Потому что никакие слова не работают в воспитательном плане лучше, чем собственный пример.

Право выбора?

Крестить ребенка лучше в младенчестве. Фото: www.globallookpress.com

Когда следует крестить ребёнка? Обязательно ли это делать во младенчестве или лучше дать ему возможность выбора в сознательном возрасте?

О. Орлов, Сестрорецк

— Оставить своего ребёнка некрещёным до взрослого возраста — это всё равно что сказать: давайте пока его кормить только кашей, а вырастет и сам будет решать, чем ему питаться.

Крещение — это дверь в Церковь. И люди верующие хотят, чтобы их чадо участвовало в её жизни с первых своих дней. Поэтому правильнее крестить ребёнка в младенчестве.

Смоленская газета — Любовь – это всегда жертва

Церковь и общество

Церковь и общество

22 мая 2019 года в 11:05

Современное общество переживает кризис семьи. Нередко в наши дни приходится слышать от молодых людей: «А зачем жениться? Зачем выходить замуж? Поживём для себя». Надежду на возрождение семейных ценностей некоторые связывают с возрождением традиций православия, и, очевидно, не напрасно. О семье с точки зрения православия и не только корреспондент «Смоленской газеты» побеседовала с заместителем руководителя отдела религиозного образования и катехизации Смоленской епархии, настоятелем храма в честь святых преподобных Феодосия и Антония Печерских Смоленского района иереем Александром КОРЖАКОВЫМ.

Для чего вступать в брак?

Отец Александр, мне кажется, что православные семьи у нас выделяют как отдельную категорию. Чем православные семьи отличаются от не православных, помимо того, что участвуют в Таинствах Церкви?

– У нас вообще православных выделяют в отдельную категорию верующих людей. Среди верующих людей выделяют христиан, а среди христиан – православных. Но что касается устроения православных семей, я не стал бы делать здесь большого отличия от семей, которые исповедуют другие религии, и даже от светских семей, за исключением одного момента: люди, которые по-настоящему живут верой, тем более православные христиане, конечно же, это делают не только в стенах храмов, но выносят это и за их пределы, в том числе в свои семьи. И устроение своей семьи они совершают по тем принципам, которые заложены в Евангелии. Вот, пожалуй, в этом и отличие, а во всём остальном семьи православных людей, как и все другие семьи, бывают разные.

Нередко слышу от православных о том, что семья это малая Церковь. Как это следует понимать?

– Что такое Церковь? Это община в первую очередь, и Христос нам говорил о том, что нужно быть вместе. Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них. (Мф. 18:19,20) Это принцип жизни Церкви. Собственно говоря, когда двое, трое или более членов одной семьи собираются вместе, и у них одна вера, посреди них тоже может быть Христос, поэтому это малая Церковь. Кроме этого, христианство всех людей, всех своих членов называет царским священством. То есть каждый христианин вне зависимости от того, рукоположен он в священный сан или нет, может совершать богослужения – свою частную молитву к Богу. В этом отношении совместная молитва семьи – это тоже своеобразное домашнее богослужение.

В современном мире, как правило, женщины очень самостоятельны. Мужчины покупают микроволновку, стиральную машину, пылесос и бытовые вопросы решены. Детей некоторые вообще не хотят. У людей сбиты ориентиры на семейные ценности, не понимают, для чего им вообще это надо. С точки зрения православия, брак для чего существует?

– И с точки зрения православия, и с общечеловеческой точки зрения, брак – это союз любви мужчины и женщины. И плод этого союза, конечно же, дети. Это заповедь Божья – плодитесь и размножайтесь, которая была ещё в Ветхом Завете. Но самый большой плод любви – это сама любовь, сама перемена человека, с тем чтобы он научился любить себе подобного. Это не всегда просто. Древнее общество было патриархальным – обществом, принадлежавшим мужчинам, – в силу естественных причин. Женщина – мать, она заботится о своих детях: пока они маленькие, она не может от них отойти. Женщины нуждались в защите, которую предоставляли мужчины. Современное общество ушло от необходимости оберегать женщину, и ей самой не всегда нужно так заботиться о своём потомстве, чтобы она не могла заниматься чем-то ещё. Хотя иногда материнство мешает женщинам строить карьеру, и они отказываются от того, чтобы иметь детей. Но не всегда инициатором чайлдфри бывает женщина. Это может быть и мужчина, который, наверное, ещё сам не повзрослел, не вышел из возраста детства, хотя ему уже иногда бывает и за сорок. Стремление к бездетности – это стремление к независимости, к свободе от каких-то обязательств, которые мешают строить, как это считается, своё личное счастье. Но это как раз тот принцип, который противоречит принципу любви, потому что любовь всегда связана с жертвой, с отказом от чего-то своего в пользу того, кого ты любишь.

А есть ли у нас надежда на то, что мы вернёмся к этим ценностям?

– Всё на самом деле не так плохо. Эти вещи нас очень удивляют, пугают, но как раз в силу того, что они для нас неестественны, непривычны. Если бы это было повсеместным, мы бы смирились. Но мы с этим не смирились, с этим не смирилось даже западное общество. Поэтому, я думаю, пока ещё рано говорить о том, что всё плохо.

Власть это ответственность

Когда речь идёт о православной семье, нередко звучит слово «патриархат». Вместе с тем как-то слышала разговор одного батюшки с молодым человеком: «Патриархат, говоришь А почему у тебя жена работает?» Что такое патриархальная семья? Мы это как-то неверно понимаем?

– Patria – власть отца, власть мужчины. Но власть подразумевает и ответственность, то есть если ты властвуешь – это не то же самое, что ты даёшь распоряжения и все тебе подчиняются и всё делают, что ты хочешь, а ты ничего не делаешь. Настоящая власть подразумевает заботу о том, над кем ты властвуешь. Патриархальное общество строится на том, что мужчины защищают женщин, детей и стариков. Поэтому этот батюшка, наверное, правильно вопрос молодому человеку задал. Если ты стремишься к патриархальному обществу, соответственно, ты должен не только женой своей повелевать и давать ей распоряжения, но и в том числе защищать её, обеспечивать. Не она должна тебя кормить, а ты её. Но современное общество не такое, как раньше, и мы ничего не можем с этим поделать, мы просто в нём живём. Сейчас женщина вполне может работать не в ущерб семье, детям и той любви, которая должна быть между супругами. Всё чаще в наши дни встречается модель, когда супруги равноправны, и это неплохо, но до тех пор, пока нет какой-то кризисной ситуации, потому что «кризис» – это «суд» в переводе с греческого, это испытание семьи на прочность. И когда приходит время такого испытания, очень важно, чтобы кто-то один принял решение. Вот не могут они договориться – просто кому-то нужно смириться. И здесь глава семьи принимает решения, а остальные ему подчиняются, и это спасает семью.

Но что касается каких-то текущих моментов, здесь с членами своей семьи мужчина должен советоваться?

– Даже не берём семью, берём какое-нибудь производство, предприятие, бизнес, организацию или какое-то государство, во главе которого стоит пусть самый жестокий тиран – даже он всегда советуется со своими советниками, экспертами. Тем более в семье. Принцип любви подразумевает понимание другого человека, а чтобы его понять, нужно его услышать.

Отец Александр, такой интересный вопрос, особенно для молодёжи: как выбирать спутника или спутницу жизни? Стоит ли идти на поводу у чувств или выбирать нужно исключительно рассудком?

– На поводу у чувств вообще не стоит идти никогда, ни в каком деле, потому что чувство нас обманывает почти всегда. Чувства – вещь ненадёжная. Они привносят в нашу жизнь вкус, цвет, радость, но даже самое сильное чувство не может длиться вечно, и в этом отношении есть такая достаточно опасная вещь, которая называется «влюблённость». Все говорят, что это прекрасно, это время парения, но на самом деле влюблённость, как мне известно, одно время относили к области психических расстройств, потому что поведение влюблённого человека – это поведение человека не совсем здорового. Нет самого главного – адекватной оценки реальности. Когда ты влюблён в кого-то, ты его или её не оцениваешь правильно, ты видишь идеал, ты реального человека не видишь. Это очень опасно, потому что когда люди говорят, что они влюблены и они так проживут целую вечность, они ошибаются. Влюблённость проходит через два-три года – это закон. И тогда люди видят перед собой совсем другого человека, не своего избранника. Очень многие браки распадаются именно в это время. Поэтому рациональное зерно должно быть обязательно. Я недавно встречался с молодыми людьми, мы разговаривали на эту тему. Сначала я общался в среде православной молодёжи, потом со студентами Смоленского медицинского университета. И вы знаете, они это понимают. Я думал, сейчас приду и раскрою им секрет, а они говорят: «Да мы всё это понимаем. Мы знаем, что только на чувства опираться нельзя». А на что смотреть разумно? На поведение человека, на его слова, на его дела. Когда ты влюблён, этого не видно. Значит, должно пройти время. Вот это время, период ухаживания – он очень важный. После того как он завершился, когда ваши чувства немножечко остыли, тогда следует задумываться о том, стоит ли вступать в брак. Нужно дождаться того периода, когда ты сможешь оценивать своего будущего супруга, супругу более или менее рационально – это очень важно.

«А при чём тут какой-то батюшка?»

А стоит ли человеку верующему вступать в брак с человеком неверующим?

– Вы знаете, однозначного ответа на этот вопрос нет, потому что честно нужно сказать, что и верующие люди бывают разные. Есть человек, который считает себя верующим: он православный христианин, он ходит в храм, но не желает исправлять свои недостатки, он эгоист, ленивый. Вступать в брак православной девушке с таким православным юношей, если она понимает его проблемы и видит, что он не желает меняться, – это будет, наверное, не совсем правильно. А если, например, православная девушка видит мужчину, который, ну, конечно, не воинствующий атеист, а просто неверующий, но не препятствует её вере, может даже полемизировать с ней, но в рамках нормального диалога… Если она понимает, что это человек, с которым она готова прожить всю жизнь, они любят друг друга, то почему бы и нет? Бывают такие случаи, когда неверующий муж через верующую жену приходит к вере – об этом пишет апостол Павел в своих посланиях. Первые христиане в первом веке задавали этот вопрос – правда, там по-другому было. Там уже была семья. Допустим, жена становилась христианкой, а муж оставался язычником, спрашивали: «Нужно ли нам разводиться?» Апостол однозначно говорит, что ни в коем случае, потому что ты через свою веру, может быть, однажды обратишь своего мужа, спасёшь его.

Столкнулась с такой картиной, когда православный мужчина подходит к девушке и говорит что-то вроде: «Ты мне нравишься, если ты согласна стать моей женой, то идём к батюшке за благословением на брак». Без лишних разговоров, без какого-то периода ухаживаний. У некоторых людей есть мнение, что православные так и должны поступать. Что можете сказать по этому поводу?

– Здесь проблема даже не в том, что он так очень странно себя повёл: «Я твой мужчина – ты моя женщина, пойдём будем мужем и женой». Проблема в том, что он зовёт её к батюшке. То есть не сами принимают решение, а принимает решение за них батюшка. Это, кстати, для православных стало в одно время большой проблемой, когда люди надеются, что священник за них решит, даст им установку на счастливый брак, и всё у них будет после этого хорошо. Причём они считают, что если это благословение дано, то больше ничего делать самим не надо. Так не бывает. И в любви очень важна свобода и доверие друг другу. Если девушка знает этого человека, он ей нравится, то почему бы и нет, но тогда другой вопрос: а при чём тут какой-то батюшка?

А что касается отношений до брака, какими они должны быть для православной пары?

– Люди часто говорят: «Давайте мы сейчас попробуем поживём, – подразумевая при этом плотскую жизнь, – а потом посмотрим, подходим мы друг другу или нет». В этом есть опасность. Церковь говорит о том, что не нужно жить плотской жизнью до брака, потому что эти отношения – плод любви, того, что люди настолько близки друг другу, что их тела могут соединиться. Но если у людей ещё нет настоящей любви, а между ними только влюблённость, какая-то иллюзорность, и они вступают в эти отношения, ещё больше усиливается иллюзия, что у них всё хорошо: они друг с другом, они счастливы, они дарят друг другу удовольствие. А потом, когда проходит этот период влюблённости, когда люди узнают друг друга, оказывается, что они совершенно чужие друг другу, и вот эти плотские отношения не сделали их ближе. Но от этих отношений появляются дети, и они страдают потом от разрыва, который может произойти.

«Мы хотим венчаться, потому что у нас всё плохо»

В наше время, что отрадно, больше людей стали интересоваться темой ответственного родительства, стремиться к самообразованию в этой сфере появилось желание быть хорошими родителями. Но едва ли кто-то задаётся вопросом, как быть хорошим мужем или хорошей женой. Нужно ли как-то готовиться к браку?

– Конечно, нужно готовиться к браку, потому что это очень важно и ответственно. Я, например, всем советую в обязательном порядке прочесть Гэри Чепмена «Пять языков любви». Это протестантский автор, но книги его полны понимания христианской любви. Всё очень просто: пять основных принципов – соблюдай их. Нельзя сказать, что это панацея от всех семейных конфликтов, но очень-очень многое становится понятно. Я всем эту книгу рекомендую. Она есть в открытом доступе, в отличие от некоторых других книг этого автора. На православном портале predanie.ru, например, её можно найти. Когда ко мне приходят люди и говорят: «Батюшка, благословите нас на брак», – я отвечаю: «Сначала давайте мы об этом поговорим. Почитайте эту книгу». Не все, конечно, хотят. У нас вообще к чтению отношение разное. Многие просто не любят. Ну послушайте аудиокнигу, послушайте радиопередачу по этой книге. Это будет хорошим подспорьем для вас – вы поймёте этот принцип. Хотя Гэри Чепмен говорит об отношениях супругов между собой, но то же самое можно транслировать и по отношению к детям, потому что любовь универсальна. Сам принцип любви – он один и тот же.

Сейчас у нас есть мода на венчание, при этом многие венчаются именно потому, что это такой тренд, а не потому что они понимают суть этого Таинства…

– Мне кажется, что этот тренд уже проходит, как и тренд на православие, и в какой-то степени это хорошо, потому что люди начинают более ответственно подходить к этому. В чём опасность этого тренда? Есть иллюзия, что венчание автоматически даст нам некую силу решить наши проблемы без нашего участия. Иногда приходят люди, которые уже сколько-то лет прожили в браке, и говорят: «Мы хотим венчаться, не потому что у нас всё хорошо, а потому что у нас всё плохо. Венчание – это та ниточка, которая нас спасёт». Конечно же, в таком случае венчать людей неправильно, нужно развеять их иллюзии и объяснить, что сначала нужно решить свои проблемы, в том числе обратиться к семейному психологу. Венчание само по себе не даёт человеку ничего, если сам человек не хочет ничего от этого брать. И поэтому мы видим, что и венчанные пары тоже распадаются. Ни для кого не должно быть иллюзией, что венчание – это панацея от семейных бед.

А как к этому нужно подходить?

– К венчанию нужно подходить именно как к Таинству Церкви. Что такое венчание? Это когда Церковь благословляет своих чад духовных на совместную жизнь, на строительство семьи – молится о них. Благословение – не как санкция, что я вам разрешаю теперь жить вместе, а молитва Церкви, обращение всей Церкви к Богу. Сейчас получилось так, что венчание у нас совершается как частное богослужение: иногда кроме самих супругов, родственников, друзей и священника в храме никого нет. А всё-таки правильно, когда венчание членов Церкви происходит вместе со всей остальной общиной, когда все члены Церкви молятся о них.

«У вас нет детей значит, вас Бог наказал»

Слышала ещё такой тезис, что православная семья без детей это не семья…

– Не совсем корректный тезис, потому что есть семьи, которые не имеют детей по естественным причинам – не потому что не хотят, а потому что не могут. И это боль и печаль для семьи. Им советуют иногда брать приёмных детей. Такой совет может дать лишь тот человек, который сам прошёл через это, потому что очень сложно полюбить чужого ребёнка, сделать его своим. Часто на усыновление отдают детей со сложным, проблемным детством, с проблемами со здоровьем – это всё ляжет на плечи приёмных родителей, ко всему этому нужно быть готовыми. Честно скажу, что усыновление – это не для всех. Не следует никого принуждать, равно как и осуждать православных людей, у которых нет детей. «У вас нет детей – значит, вас Бог наказал» – это ветхозаветное представление, и оно в самом Священном Писании, в Новом Завете, несколько раз подвергается не то что сомнению, оно опровергается полностью. Мы знаем, что родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна были бесплодны. И все люди считали, что это наказание Божие. Захарий и Елисавета, родители Иоанна Предтечи, тоже были бесплодными, но Бог их не наказал, он решил, что через этих людей будет явлено особое чудо. Принуждать к многодетности тех, у кого дети есть, – это тоже неправильно. «Что это вы так мало рожаете? Давайте ещё. Когда за следующим?» – ни в коем случае, никогда так не говорите. Если люди готовы и хотят много детей, у них будем много детей, если здоровье позволяет. Иногда просто по состоянию здоровья женщина не может родить больше детей. Беременность является опасностью для неё самой и, соответственно, для других детей – они просто могут остаться сиротами. Ко всем этим вопросам нужно подходить с большой осторожностью.

Отец Александр, терпение одна из христианских добродетелей. А есть ли что-то в семейной жизни, чего терпеть не стоит?

– Конечно, есть. Есть предел терпения. Когда твоё терпение только вредит другому, вредит тебе самому, то терпеть это нельзя. Я думаю, что многие слышали о случаях, когда терпела женщина, терпела, боялась куда-то обратиться, и это привело к страшной трагедии. У терпения должны быть границы. Нужно уметь сказать «нет» определённым вещам. Это в первую очередь касается насилия и угрозы жизни. Во всём остальном я здесь, наверное, не скажу больше, чем скажет хороший психолог. Токсичные отношения, которые разрушают обоих, часто советуют просто прекратить, но если люди верующие, православные, они могут попытаться их исправить, починить, если оба к этому готовы. Иногда это получается. Тот же самый Гэри Чепмен приводит из своей практики примеры, когда брак совершенно разрушился, когда там люди вместо того, чтобы быть малой Церковью, устроили из своей жизни ад, – но у них получилось это исправить. Они осознали, поняли это. Но нужна помощь со стороны.

На ваш взгляд, секрет счастливой семейной жизни в чём заключается?

– Только в одном – в любви. Любовь всегда сопряжена с жертвой, с готовностью отдавать другому. Я желаю читателям «Смоленской газеты» всегда любить, и чтобы эта любовь была взаимной.

Материал опубликован при грантовой поддержке фонда «Православная инициатива».

Читайте другие новости по теме на Smolgazeta.ru:

Инициатива, ответственность, сотрудничество

В Смоленске на Соборном холме возродили Благовещенскую церковь

Напутствие митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора на Великий пост

Татьяна Борисова

Почему православные мужчины любят церковь / Православие.

Ru

Фото MPDA.ru

В то время, когда церкви всех мастей сталкиваются с Синдромом Исчезающего Мужчины, мужчины приходят в православные храмы в количествах, которые если и не впечатляют, то пропорционально интригуют. Это может быть единственная церковь, которая привлекает и удерживает мужчин в количестве, равном количеству женщин. Как писал Леон Подлес в своей книге 1999 года «Церковь бессильна: феминизация христианства», «православные — единственные христиане, которые пишут церковную музыку basso profundo или нуждаются в этом».

Вместо того, чтобы гадать, почему это так, я написал по электронной почте сотне православных мужчин, большинство из которых присоединились к Церкви во взрослом возрасте. Что, по их мнению, делает эту церковь особенно привлекательной для мужчин? Их ответы, приведенные ниже, могут натолкнуть на некоторые идеи лидеров других церквей, которые ищут способы удержать парней в церкви.

Вызовы . Чаще всего эти мужчины использовали термин «вызов». Православие «активно, а не пассивно». «Это единственная церковь, где вы должны приспосабливаться к ней, а не она к вам». «Чем дольше вы в нем, тем больше вы понимаете, что он требует от вас».

«Чистая телесность православного богослужения» является частью привлекательности. Регулярные дни поста от мяса и молочных продуктов, «стоять часами, совершать простирания, обходиться без еды и воды [перед причастием]… Когда вы дойдете до конца, вы почувствуете, что столкнулись с проблемой». «Православие взывает к стремлению человека к самообладанию через дисциплину».

«В православии тема духовной брани вездесуща; святые, в том числе и святые женщины, — воины. Борьба требует мужества, стойкости и героизма. Мы призваны быть «борцами» с грехом, быть «спортсменами», как св. … Павел говорит. И победителю вручается приз. Тот факт, что вы должны «бороться» во время богослужения, стоя во время долгих служб, сам по себе является вызовом, который мужчины готовы принять ».

Недавний новообращенный резюмировал: «Православие серьезно. Оно сложно. Оно требовательно. Оно о милосердии, но также и о преодолении себя. но стать святым . Это строгость, и в этой строгости я нахожу освобождение. И знаете, моя жена тоже».

Чистые дисциплины . Некоторые упомянули, что им очень нравится иметь четкое представление о содержании этих задач и о том, что они должны делать. «Большинство парней чувствуют себя намного комфортнее, когда знают, чего от них ждут». «Православие представляет разумный набор границ». «Парням легче выражать себя в поклонении, если есть рекомендации о том, как это должно работать, особенно когда эти рекомендации настолько просты и приземлены, что вы можете просто взять и начать что-то делать».

Мужской хор, семинаристы.

«Молитвы, которые дает нам Церковь — утренние молитвы, вечерние молитвы, молитвы до и после еды и т. д. — дают людям возможность заниматься духовностью, не чувствуя себя сбитыми с толку и не беспокоясь о том, чтобы выглядеть глупо из-за того, что они не не знаю, что сказать».

Они ценят изучение четких физических действий, которые должны формировать характер и понимание. «Люди начинают учиться немедленно через ритуалы и символы, например, крестясь. Этот режим дисциплины заставляет человека помнить о своем отношении к Троице, к Церкви и ко всем, кого он встречает».

Цель . Мужчины также понимают, что у этого вызова есть цель: союз с Богом. Один сказал, что в предыдущей церкви «я не чувствовал, что двигаюсь куда-то в своей духовной жизни (или что мне было куда двигаться — я уже был там, верно?). Но чего-то, кто знает чего, не хватало. есть ЧТО-ТО, что я должен делать, Господь?»

Православие хранит и передает древнюю христианскую мудрость о том, как продвигаться к этому союзу, который называется «обожением». Каждое таинство или духовное упражнение предназначено для того, чтобы привести человека, тело и душу, к постоянному осознанию присутствия Христа внутри, а также внутри каждого другого человека. Как ткань пропитывается краской путем осмоса, так и мы пропитываемся Богом через обожение.

Оглашенный написал, что нашел иконы, помогающие сопротивляться нежелательным мыслям. «Если вы просто закроете глаза на какое-то визуальное искушение, у вас будет множество сохраненных образов, которые вызовут проблемы. Но если вы окружите себя иконами, у вас есть выбор: смотреть на что-то заманчивое или на что-то святое».

Священник пишет: «Мужчинам нужен вызов, цель, может быть, приключение — примитивно говоря, охота. Западное христианство утратило аскетический, то есть спортивный аспект христианской жизни. которое возникло на Востоке в основном как мужское движение. Женщины также вступили в монашескую жизнь, и наши древние гимны до сих пор говорят о женщинах-мученицах как о «мужских мужествах».0003

«Православие делает акцент на ДЕЛАНИИ. …. Ребята ориентированы на ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.»

Нет сентиментальности . В «Церковном импотенте», процитированном выше (и рекомендованном некоторыми из этих мужчин), Леон Подлес предлагает теорию о том, как западное христианское благочестие стало феминизированным. В XII-XIII веках возник особенно нежный, даже эротический оттенок благочестия, побуждавший отдельного верующего представлять себя (а не Церковь в целом) Невестой Христа. «Свадебный мистицизм» был с энтузиазмом принят набожными женщинами и оставил неизгладимый след в западном христианстве. Понятно, что это было менее привлекательно для парней. Веками на Западе мужчины, выбравшие служение, считались женоподобными. Пожизненный православный мирянин говорит, что со стороны западное христианство кажется ему «историей любви, написанной женщинами для женщин».

Восточная церковь избежала свадебного мистицизма, потому что уже произошел великий раскол между Востоком и Западом. Люди, которые писали мне, выражали искреннюю неприязнь к тому, что они воспринимали как мягкого западного Иисуса. «Американское христианство за последние двести лет стало феминизированным. Оно представляет Иисуса как друга, возлюбленного, человека, который «ходит со мной и разговаривает со мной». Это прекрасный восторженный образ для женщин, которым нужна социальная жизнь. Или он изображает избитого мертвого Иисуса на кресте. Это не тот тип Христа, с которым типичный мужчина хочет иметь дело».

Во время богослужения «мужчины не хотят молиться по западному образцу, сложив руки, сжав губы, и с выражением наигранной безмятежности на лице». «Это парни, которые держатся за руки с другими парнями и поют песни у костра». «Строки о том, чтобы «прикоснуться к Его объятиям», «желании коснуться Его лица», будучи «переполненным силой Его любви» — это трудные песни для одного человека, чтобы петь их другому человеку».

«Мой друг сказал мне, что первое, что он делает, когда входит в церковь, — это смотрит на занавески. Это говорит ему, кто принимает решения в этой церкви, и какого типа христиан они хотят привлечь. »

«Ребята либо хотят, чтобы им бросили вызов, чтобы бороться за славное и благородное дело, и в процессе испачкаться, либо бездельничать в наших креслах с большим количеством пива, пиццы и футбола. Но большинство церквей хотят, чтобы мы вели себя как порядочные джентльмены, держите наши руки и рты в чистоте».

Один человек сказал, что поклонение в его пятидесятнической церкви было «в основном эмоциональным опытом. Чувства. Слезы. Повторное посвящение своей жизни Христу в больших эмоциональных коллективах. Пение эмоциональных песен, взмахи руками. чтобы произвести эмоциональный опыт. Я в основном деятель, я хочу делать вещи, а не говорить о них или выражать эмоции! Как деловой человек, я знал, что ничто в бизнесе не обходится без усилий, энергии и инвестиций. Почему духовная жизнь должна быть другой?»

Другой, посетивший католические церкви, говорит: «Они были обычными, легкими и современными, когда мы с женой искали что-то традиционное, жесткое и контркультурное, что-то древнее и воинственное». Оглашенный говорит, что в его внеконфессиональной церкви «богослужение было неглубоким, бессистемным, слепленным из всего, что было самым современным; иногда мы стояли, иногда сидели, без особой рифмы или причины. как может помочь более сильная привязанность к традициям».

«В мою последнюю Пепельную среду меня взбесило то, что священник произнес проповедь о том, что истинный смысл Великого поста состоит в том, чтобы научиться больше любить себя. Это заставило меня осознать, насколько я устал от буржуазного, благодушного американского христианства. .»

Новообращенный священник говорит, что людей влечет к опасной стихии Православия, которая включает в себя «самоотречение воина, ужасающий риск любви к врагам, неведомые границы, к которым нас может призвать приверженность к смирению. Проиграть любое из этих опасных качеств, и мы становимся «магазином тканей Джоанн» для церквей: приятные цвета и очень сдержанная клиентура».

«Мужчины становятся довольно циничными, когда чувствуют, что кто-то пытается манипулировать их эмоциями, особенно когда это делается во имя религии. Они ценят объективность православного богослужения. Оно направлено не на пробуждение религиозных чувств, а на выполнение объективного долга.»

Фото Александра Осокина.

И все же есть что-то в Православии, что предлагает «глубокую мужскую романтику. Вы понимаете, что я имею в виду? Большинство романов в наше время розовые, но это роман мечей и доблести».

От дьякона: «Евангельские церкви призывают мужчин быть пассивными и милыми (вспомните «мистер Роджерс»). Православные церкви призывают мужчин быть смелыми и действовать (вспомните «Храброе сердце»).

Иисус Христос . Что привлекает мужчин к Православию не просто потому, что оно сложное или загадочное. Их привлекает Господь Иисус Христос. Он — центр всего, что Церковь делает или говорит.

даже крепкая Дева Мария, если уж на то пошло, прославлялась в одном гимне как «наш капитан, королева войны»). Некоторые использовали термин «военный» или называли православие «корпусом морской пехоты» христианства. саморазрушительный грех и невидимые духовные силы, а не другие люди, конечно.)

Один сравнил это «надежное» качество с «женскими образами Иисуса, с которыми я выросла. У меня никогда не было друга-мужчины, который не приложил бы серьезных усилий, чтобы избежать встречи с кем-то, кто выглядит так». Хотя в подростковом возрасте меня тянуло к Иисусу Христу, «мне было стыдно за это влечение, как будто это было чем-то, к чему американский мальчик с красной кровью не должен относиться так серьезно, почти как игра в куклы».

Священник пишет: «Христос в православии — воин, Иисус берет в плен ад. Православный Иисус пришел, чтобы низвести огонь на землю. (Мужчины могут относиться к этому.) В Святом Крещении мы молимся о новопризванных воинах Христовых. , мужчину и женщину, дабы они были «вечными непобедимыми воинами»» 9.0003

После нескольких лет пребывания в православии один человек нашел службу рождественских гимнов в протестантской церкви «шокирующей, даже ужасающей». По сравнению с православными песнопениями Рождества Христова, «маленький Господь Иисус, спящий на сене», не имеет почти ничего общего с Вечным Логосом, неумолимо, безмолвно, но героически входящим в ткань сотворенной реальности».

Непрерывность . Многие интеллектуально настроенные православные новообращенные начинали с чтения истории Церкви и раннехристианских писателей и находили ее все более захватывающей. В конце концов они столкнулись с вопросом, какая из двух самых древних церквей, римско-католическая или православная, более убедительно претендует на то, чтобы быть первоначальной церковью апостолов.

Пожизненный православный говорит, что мужчинам нравится «стабильность: мужчины находят, что они могут доверять Православной церкви из-за последовательных и непрерывных традиций веры, которые она поддерживала на протяжении веков». Новообращенный говорит: «Православная церковь предлагает то, чего нет у других: преемственность с первыми последователями Христа». Это преемственность, а не археология; ранняя церковь все еще существует, и вы можете присоединиться к ней.

«Что привлекло меня, так это обещания Христа Церкви о том, что врата ада не одолеют, и о Святом Духе, ведущем ко всякой истине, — а затем увидеть в Православии единство веры, богослужения и учения, преемственное на протяжении всей истории».

Другое слово для обозначения преемственности — «традиция». Оглашенный пишет, что старался выучить все необходимое для правильного толкования Писания, в том числе и древние языки. «Я рассчитывал докопаться до основания и подтвердить все, чему меня учили. Вместо этого, чем дальше я спускался, тем слабее все казалось. Я понял, что только приобрел способность манипулировать Библией, чтобы сказать почти все Я хотел этого. Единственной альтернативой цинизму была традиция. Если Библия должна была что-то сказать, она должна была сказать это в сообществе, с традицией, направляющей чтение. В Православии я нашел то, что искал. »

Люди в равновесии . Священник пишет: «Есть только две модели для мужчин: быть мужественным и сильным, грубым, грубым, мужественным и, возможно, оскорбительным; или быть чувствительным, добрым, подавленным и слабаком. ; это реально и приземленно, «ни мужчина, ни женщина», но Христос, который «соединяет небесное и земное». чем другой, «когда оба супруга исповедуются, со временем они оба углубляются, и ни один из них не доминирует в духовных отношениях».

Мужчины в лидерах . Нравится вам это или нет, мужчины просто предпочитают, чтобы ими руководили мужчины. В православии мирянки делают все то же, что и миряне, в том числе проповедуют, учат и возглавляют приходской совет. Но за иконостасом, вокруг алтаря все мужчины. Что нравится мужчинам в православии, один из респондентов резюмировал так: «Бороды!»

«Это последнее место в мире, где мужчинам не говорят, что они злые просто потому, что они мужчины.» Вместо негатива их постоянно окружают положительные образцы для подражания в святых, в иконах и в повседневном круговороте песнопений и рассказов о житиях святых. Это еще один конкретный элемент, который ценят мужчины — есть другие настоящие люди, на которых стоит обратить внимание, а не расплывчатые призрачные термины. «Слава Божия есть человек вполне живой», — сказал св. Ириней. Один писатель добавляет, что «лучший способ привлечь человека в Православную Церковь — показать ему православного человека».

Но никакая второстепенная вещь, какой бы хорошей она ни была, не может заменить первое место. «Опасная жизнь — это не цель. Христос — это цель. Свободный дух — это не цель. Христос — это цель. , и кого исповедует всякий язык».

     Выпуск журнала The Word за декабрь 2007 г.

Мужчины и церковь | Антиохийская православная христианская архиепископия

Фредерика Мэтьюз-Грин

В то время, когда церкви всех мастей сталкиваются с Синдромом Исчезающего Мужчины, мужчины появляются в восточных православных церквях в количествах, которые, если и не впечатляют, то пропорционально интригуют. Возможно, это единственная церковь, которая привлекает и удерживает мужчин в количестве, равном количеству женщин. Как писал Леон Подлес в своей книге 1999 года «Церковь бессильна: феминизация христианства», «православные — единственные христиане, которые пишут церковную музыку basso profundo или нуждаются в этом».

Вместо того, чтобы гадать, почему это так, я написал по электронной почте сотне православных мужчин, большинство из которых присоединились к Церкви во взрослом возрасте. Что, по их мнению, делает эту церковь особенно привлекательной для мужчин? Их ответы, приведенные ниже, могут вдохновить на некоторые идеи или лидеров других церквей, которые ищут способы удержать парней на скамьях.

Вызов

Термин, чаще всего упоминаемый этими мужчинами, был «вызов». Православие «активно, а не пассивно». «Это единственная церковь, где вы должны приспосабливаться к ней, а не она к вам». «Чем дольше вы в нем, тем больше вы понимаете, что он требует от вас».

«Чистая телесность православного богослужения» является частью привлекательности. Регулярные дни поста от мяса и молочных продуктов, «стоять часами, совершать простирания, обходиться без еды и воды [перед причастием]… Когда вы доходите до конца, вы чувствуете, что столкнулись с проблемой». «Православие взывает к стремлению человека к самообладанию через дисциплину».

«В Православии тема духовной брани вездесуща; святые, в том числе святые женского пола, — воины. Война требует мужества, стойкости и героизма. Мы призваны быть «борцами» против греха, быть «спортсменами», как говорит св. Павел. И приз вручается победителю. Тот факт, что вы должны «бороться» во время богослужений, стоя во время длинных служб, сам по себе является вызовом, который мужчины готовы принять».

Недавний новообращенный резюмировал: «Православие — это серьезно. Это трудно. Это требовательно. Речь идет о милосердии, но также и о преодолении себя. Передо мной стоит серьезный вызов: не «чувствовать себя хорошо», а стать святым. Это строгость, и в этой строгости я нахожу освобождение. И знаете, моя жена тоже.

Просто скажи мне, чего ты хочешь.

Некоторые упомянули, что им очень нравится иметь ясное представление о содержании этих задач и о том, что они должны делать. «Большинство парней чувствуют себя намного комфортнее, когда знают, чего от них ждут». «Православие представляет разумный набор границ». «Парням легче выражать себя в поклонении, если есть рекомендации о том, как это должно работать, особенно когда эти рекомендации настолько просты и приземлены, что вы можете просто взять и начать что-то делать».

«Молитвы, которые дает нам Церковь — утренние молитвы, вечерние молитвы, молитвы до и после еды и т. д. — дают людям возможность заниматься духовностью, не чувствуя себя сбитыми с толку или беспокоясь о том, чтобы выглядеть глупо из-за того, что они не не знаю, что сказать».

Они ценят изучение четких физических действий, которые должны формировать характер и понимание. «Люди сразу же начинают учиться через ритуалы и символы, например, крестясь. Этот режим дисциплины заставляет человека помнить о своем отношении к Троице, к Церкви и ко всем, кого он встречает».

С целью

Мужчины также понимают, что у этого вызова есть цель: союз с Богом. Один сказал, что в предыдущей церкви: «Я не чувствовал, что двигаюсь куда-то в своей духовной жизни (или что мне есть куда двигаться — я уже был там, верно?). Но чего-то, кто знает чего, не хватало. Разве я не должен ЧТО-ТО делать, Господь?»

Православие хранит и передает древнюю христианскую мудрость о том, как идти к этому союзу, который называется «обожением». Каждое таинство или духовное упражнение предназначено для того, чтобы привести человека, тело и душу, к постоянному осознанию присутствия Христа внутри, а также внутри каждого другого человека. Как ткань пропитывается краской путем осмоса, так и мы пропитываемся Богом через обожение. Любимая цитата принадлежит епископу II века св. Иринею:

«Бог стал человеком, чтобы человек мог стать богом».

(Кстати, легко найти давних прихожан, которые незнакомы с этим и, возможно, никогда не учились этому. Основным инструментом обучения православной вере всегда была богословски богатая гимнография, и они могут посещать церковь, в которой богослужения ведутся на красивом, но архаичном языке, который они не могут понять.)

Испытания и духовные дисциплины повышают самопознание и смирение и приводят к силе над грехами, которые блокируют союз с Богом. Оглашенный писал, что находит иконы, помогающие противостоять нежелательным мыслям. «Если вы просто закроете глаза на какое-то визуальное искушение, у вас будет множество сохраненных изображений, которые могут вызвать проблемы. Но если ты окружаешь себя иконами, у тебя есть выбор: смотреть на что-то заманчивое или на что-то святое».

Священник пишет: «Мужчинам нужен вызов, цель, возможно, приключение — говоря примитивным языком, охота. Западное христианство утратило аскетический, т. е. атлетический, аспект христианской жизни. Это было целью монашества, возникшего на Востоке в основном как мужское движение. Женщины также вступили в монашескую жизнь, и наши древние гимны до сих пор говорят о женщинах-мученицах как о «мужественном мужестве». Благодать — это не просто статичное понятие, как в старой аббревиатуре «Божье богатство за счет Христа». Благодать — это действие Бога в мире и внутри нас, и мы должны участвовать в нем и участвовать в нем. Акцент на действии действительно соответствует мужскому стремлению к значимости. Ребята ориентированы на АКТИВНОСТЬ».

Новое измерение

Один мужчина выразил свое «волнение по поводу открытия измерения, которое я каким-то образом ощутил [в предыдущем христианском опыте], но до сих пор не мог идентифицировать, — ноэтического». Греческое библейское слово «нус» (прилагательное «ноэтический») в английских библиях переводится как «разум», но оно не означает мыслительный интеллект. Ноус — это аспект «ума», который постигает и понимает; он предназначен для восприятия голоса и присутствия Бога.

«Ноэтическая реальность», реальность присутствия Бога и всего духовного царства, «совершенно исказилась в христианстве, которое я знал. Либо оно было подчинено жесткой жесткости законничества, либо смешивалось с эмоциями и сентиментальностью, либо разбавлялось религиозными понятиями, употребляемыми пустым, банальным образом. Все три — строгий законничество, чрезмерная сентиментальность и пустая болтовня — противны людям». Открытие древнехристианского понятия «нус» означает, что теперь он может «встречаться (действительно встречаться, а не просто подхватывать как эмоциональную заразу) невидимые реальности, составляющие подлинную субстанцию ​​христианского лексикона. В конце концов, это не просто пустая болтовня!» Эта непредсказуемая, меняющая жизнь, непосредственная встреча с Богом «само по себе опасна, является новым приключением и непревзойденным вызовом».

Принятые вызовы приближают человека к тому, что его привлекает: к свободе. «Даже если нам еще предстоит испытать полную свободу от страстей, мы знаем, что свобода будет раем. Обуздать плотские похоти, иметь ясность для мыслительных прозрений, освободиться от постоянства смерти — вот свобода, которой мы жаждем».

Итак, задачи имеют практическую цель. «Участие в Святых Таинствах, соблюдение постов, ежедневные молитвы, исповедь с духовным наставником — это продвижение по определенному пути, ведущему к чему-то настоящему и лучшему».

Иисус Христос

Православие привлекает людей не просто тем, что оно бросает вызов или таинственно. Их привлекает Господь Иисус Христос. Он является центром всего, что делает или говорит Церковь.

В отличие от некоторых других церквей, «Православие предлагает крепкого Иисуса» (и даже крепкую Деву Марию, если уж на то пошло, в одном из гимнов прославляют как «нашего Капитана, Королеву Войны»). Некоторые использовали термин «военный» или называли православие «морским корпусом» христианства. (Война ведется против саморазрушительного греха и невидимых духовных сил, а не против других людей, конечно. )

Один сравнил это «надежное» качество с «женскими изображениями Иисуса, с которыми я выросла… У меня никогда не было друга-мужчины, который не приложил бы серьезных усилий, чтобы избежать встречи с кем-то, кто выглядит так». Хотя в подростковом возрасте меня тянуло к Иисусу Христу, «мне было стыдно за это влечение, как будто это было чем-то, что американский мальчик с красной кровью не должен воспринимать всерьез, почти как игру в куклы».

Священник пишет: «Христос в православии — это воинствующий, надирающий задницу Иисус, который берет в плен ад. Православный Иисус пришел низвергнуть огонь на землю. (Мужчины могут иметь отношение к пинкам задниц и бросанию огня.) В Святом Крещении мы молимся за вновь призванных воинов Христа, мужчин и женщин, чтобы они могли «состоять во веки веков непобедимыми воинами» 9.0003

После нескольких лет пребывания в православии один мужчина нашел службу рождественских гимнов в протестантской церкви «шокирующей, даже ужасающей». По сравнению с православными песнопениями Рождества Христова «маленький Господь Иисус, уснувший на сене» не имеет почти ничего общего с Вечным Логосом, входящим безвозвратно, неумолимо, кенотически, молчаливо, но героически в ткань сотворенной реальности».

Преемственность

Многие склонные к интеллекту люди начинали с чтения истории Церкви и раннехристианских писателей и находили ее все более захватывающей. В конце концов они столкнулись с вопросом, какая из двух самых древних церквей, Римско-католическая или Православная, более убедительно претендует на то, чтобы быть первоначальной Церковью апостолов.

Пожизненный православный говорит, что мужчинам нравится «стабильность: мужчины обнаруживают, что могут доверять Православной церкви из-за последовательных и непрерывных традиций веры, которые она поддерживала на протяжении веков». Новообращенный говорит: «Православная церковь предлагает то, чего нет у других: преемственность с первыми последователями Христа». Это преемственность, а не археология; ранняя церковь все еще существует, и вы можете присоединиться к ней.

«Что привлекло меня, так это обещания Христа Церкви о том, что врата ада не одолеют, и о Святом Духе, ведущем ко всякой истине, — а затем увидеть в Православии единство веры, богослужения и учения, сохраняющее преемственность на протяжении всей истории».

Другое слово для обозначения преемственности — «традиция». Оглашенный пишет, что старался выучить все необходимое для правильного толкования Писания, в том числе и древние языки. «Я рассчитывал докопаться до фундамента и подтвердить все, чему меня учили. Вместо этого, чем дальше я спускался, тем слабее все казалось. Я понял, что приобрел способность манипулировать Библией только для того, чтобы сказать почти все, что я хотел. Единственной альтернативой цинизму была традиция. Если Библия должна была что-то сказать, она предназначалась для того, чтобы сказать это в сообществе, с традицией, направляющей чтение. В Православии я нашел то, что искал».

Преемственность – вот что стоит за этими вступительными «вызовами», придает им авторитет и делает православную жизнь органическим единством. Духовные дисциплины, выбранные по частям, в соответствии со вкусом, не будут иметь такого звучного авторитета, но если цель все еще состоит в единении со Христом, они сохранят свою ценность. Но если такие дисциплины ценятся просто как приманка для привлечения людей к христианству, они тщетны и пусты (не говоря уже о покровительстве). Один священник высмеял искусственность «уединений, где мужчины бьют в барабаны, кричат ​​и хрюкают без видимой причины!»

Странности богослужения

Мужчины, которые переходят от интеллектуальных изысканий к посещению православной церкви, поначалу могут быть сбиты с толку. «Православие слишком поразительно для протестанта, который впервые сталкивается с ним». «Он удивительно отличается». «Поклонения, благовония, пение, иконы — к некоторым из этих вещей нужно было привыкнуть, но они действительно заполнили пустоту в том, что я испытал до этого». «Некоторые мужчины изначально не могут понять, что мы делаем в поклонении, потому что это не чисто интеллектуальное, а использует поэтический язык поклонения».

Настойчивость окупается: «Православие поначалу пугает, но чем больше я околачивался, тем сильнее меня охватывало ощущение дома». «Сначала нас поразила высокая литургия и ее сильное благоговение, но происходило и кое-что еще. Дело в том, что есть такое сильное мужское чувство к православному богослужению и духовности». Говоря девочкой, я изначально не любила православное богослужение, потому что привыкла к подходу, направленному на вдохновение и возвышение — короче говоря, направленному на меня. Неустанное сосредоточение только на Боге казалось «тяжелым». Однако через несколько месяцев я обнаружил, что во мне глубоко укоренилась жажда этого объективного сосредоточения на Боге, хотя я никогда раньше не подозревал об этом. Посетительница вечерней службы, которая лишь изредка проводилась на английском языке, сказала мне, что она мало что понимает из того, что происходит: «Но я знаю одно: это не обо мне».

Пожизненный православный священник пишет: «Православие полно тестостерона! Мы поем, кричим «Христос Воскресе!», даже взрослых в крещение бросаем под воду, мажем маслом. Два или три события всегда происходят одновременно. В отличие от того, что я видел в западной церкви, толпе людей не требуется несколько минут суеты, чтобы зажечь кадило. Вы зажигаете его, и мы поехали, размахивая им с удовольствием и уверенностью!»

Не сентиментальный

В «Церковном импотенте», упомянутом выше (и рекомендованном некоторыми из этих людей), Леон Подлес предлагает теорию о том, как западное христианское благочестие стало феминизированным. В XII–XIII веках возникло особенно нежное, даже эротическое направление благочестия, побуждавшее отдельного верующего представлять себя (а не Церковь в целом) Невестой Христа. «Свадебный мистицизм» был с энтузиазмом принят набожными женщинами и оставил неизгладимый след в западном христианстве. По понятным причинам это было менее привлекательно для парней, и, возможно, строгость и объективность схоластического движения, возникшего примерно в то же время, были равной и противоположной реакцией. «Голова» и «сердце» были разделены; мужчины уходили на покой за коньяком и сигарами в Комнате систематического богословия, а молитвы и посещение церкви были переданы женщинам. Веками на Западе мужчины, выбравшие служение, считались женоподобными. Пожизненный православный мирянин говорит, что со стороны западное христианство кажется ему «историей любви, написанной женщинами для женщин».

Восточная церковь избежала свадебного мистицизма, потому что уже произошел великий раскол между Востоком и Западом. Христиане Ближнего Востока, Восточной Европы, Азии и Африки продолжали практиковать более раннюю, недуалистическую форму христианства с упором на постоянное осознание внутреннего присутствия Христа посредством духовных дисциплин и смирения.

Мужчины, которые писали мне, выразили сердечную неприязнь к тому, что они считают мягким западным Иисусом. «Американское христианство за последние двести лет было феминизировано. Он представляет Иисуса как друга, возлюбленного, кого-то, кто «ходит со мной и разговаривает со мной». Это прекрасный восторженный образ для женщин, которым нужна социальная жизнь. Или это изображает взбитого мертвого Иисуса на кресте. Не тот тип Христа, с которым типичный мужчина хочет иметь дело».

Во время богослужения «мужчины не хотят молиться по западному образцу со сложенными руками, сжатыми губами и выражением наигранной безмятежности на лице». «Это парни, которые держатся за руки с другими парнями и поют песни у костра». «Строки о том, чтобы «тянуться к Его объятиям», «желать прикоснуться к Его Лику», будучи «переполненным силой Его любви» — это трудные песни для одного человека, чтобы петь их другому человеку».

«Мой друг сказал мне, что первое, что он делает, когда входит в церковь, — это смотрит на занавески. Это говорит ему, кто принимает решения в этой церкви, и какого типа христиан они хотят привлечь».

«Ребята либо хотят, чтобы им бросили вызов, чтобы сражаться за славное и благородное дело и испачкаться в процессе, либо бездельничать в наших креслах с большим количеством пива, пиццы и футбола. Но большинство церквей хотят, чтобы мы вели себя как порядочные джентльмены, держали руки и рот в чистоте».

Один мужчина сказал, что богослужение в его пятидесятнической церкви было «в основном эмоциональным переживанием. Чувства. Слезы. Повторное посвящение своей жизни Христу в условиях большой эмоциональной группы. Петь эмоциональные песни, взмахивая руками. Даже чтение Писания должно было вызывать эмоциональные переживания. Я в основном деятель, я хочу делать что-то, а не говорить или выражать свои эмоции!» Ему помогла книга Ричарда Фостера «Празднование дисциплины», которая представила идею о том, что существуют такие вещи, как «духовные дисциплины, отличные от пассивного чтения Библии». «Дешевая грация» Дитриха Бонхёффера также была откровением. «Как деловой человек, я знал, что ничто в бизнесе не обходится без усилий, энергии и инвестиций. Почему духовная жизнь должна быть другой?»

Другой, побывавший в католических церквях, говорит: «Они были обычными, легкими и современными, когда мы с женой искали что-то традиционное, жесткое и контркультурное, что-то древнее и воинственное». Оглашенный говорит, что в его внеконфессиональной церкви «поклонение было поверхностным, бессистемным, слепленным из всего, что было самым современным; иногда мы стояли, иногда сидели, без особой рифмы или причины. Я задумался о том, как более сильная привязанность к традициям могла бы помочь».

«В мою последнюю Пепельную среду меня взбесило то, что священник произнес проповедь о том, что истинный смысл Великого поста — научиться больше любить себя. Это заставило меня осознать, насколько меня тошнит от буржуазного, благодушного американского христианства».

Новообращенный священник говорит, что мужчин влечет к опасной стихии Православия, которая включает в себя «самоотречение воина, ужасающий риск любить своих врагов, неведомые границы, к которым может нас влечь приверженность к смирению. Потеряйте любое из этих опасных качеств, и мы станем «магазином тканей Джоанн» для церквей: приятные цвета и очень сдержанная клиентура».

«Мужчины становятся довольно циничными, когда чувствуют, что кто-то пытается манипулировать их эмоциями, особенно когда это делается во имя религии. Они ценят объективность православного богослужения. Он направлен не на побуждение к религиозным чувствам, а на выполнение объективного долга. В хорошем ли ты настроении или в плохом, чувствуешь ли ты благочестие или дружелюбие или что-то в этом роде, это не имеет значения».

И все же есть в Православии что-то такое, что предлагает «глубокую мужскую романтику. Вы понимаете, что я имею в виду? Большинство романов в наше время розовые, но это роман мечей и доблести». Новообращенный ценит, что в Православии он находится в общении с королем Артуром, который жил, «если жил», до раскола между Востоком и Западом и носил с собой икону Девы Марии.

От дьякона: «Евангельские церкви призывают мужчин быть пассивными и милыми (вспомните «мистера Роджерса»). Православные церкви призывают мужчин быть смелыми и действовать (вспомните «Храброе сердце»). Мужчины любят приключения, и наша вера — это великая история, в которой мужчины находят роль, придающую смысл их обычному существованию».

Мужчины в равновесии

Священник пишет: «Есть только две модели для мужчин: быть «мужественным» и сильным, грубым, грубым, мужественным и, возможно, жестоким; или быть чувствительным, добрым, подавленным и слабаком. Но в Православии мужское скрепляется с женским; это реально и приземленно, «ни мужчина, ни женщина», но Христос, который «соединяет вещи на небе и вещи на земле»» 9.0003

Другой священник отмечает, что, если один из супругов изначально более настойчив в переходе семьи в Православие, чем другой, «когда оба супруга исповедуются, со временем оба углубляются, и ни один из них не доминирует в духовных отношениях».

Мужчины в лидерах

Нравится вам это или нет, мужчины просто предпочитают, чтобы ими руководили мужчины. В православии мирянки делают все то же, что и миряне, в том числе проповедуют, учат и возглавляют приходской совет. А вот за иконостасом, вокруг алтаря все ребята. Один респондент резюмировал то, что нравится мужчинам в православии, так: «Бороды!»

«Это последнее место в мире, где мужчинам не говорят, что они злые просто потому, что они мужчины». Вместо негатива их постоянно окружают положительные образцы для подражания в святых, в иконах и в повседневном круговороте песнопений и рассказов о житиях святых. Это еще один конкретный элемент, который ценят мужчины — есть другие настоящие люди, на которых стоит обратить внимание, а не расплывчатые призрачные термины. «Слава Божия есть человек вполне живой», — сказал святой Ириней. Один писатель добавляет: «Лучший способ привлечь человека в Православную Церковь — показать ему православного человека».

Но никакая второстепенная вещь, какой бы хорошей она ни была, не может заменить первое место. «Опасная жизнь — не цель. Христос есть цель. Свободный дух не является целью. Христос есть цель. Он — выдающаяся фигура истории, вокруг которой со временем соберутся все мужчины и женщины, перед которым преклонится каждое колено и которому будет исповедоваться каждый язык».

Предоставлено декабрьским номером журнала The Word

за 2007 год.

Вернуться к Список статей Word .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *