Свобода и творчество.
План.
1. Проблема свободы в философии.
2. Необходимые условия для свободы.
3. Творчество: его истоки и проявления.
4. Свобода и творчество в концепции Н.Бердяева.
Как мы выяснили, человек существо духовное. Он не только удовлетворяет свои физиологические потребности, но и стремится к духовным идеалам и ценностям. Именно они определяют духовные качества каждого человека, и именно ориентируясь на них, личность выстраивает линию своего поведения.
Среди множества высших ценностей человеческого существования особо выделяется свобода. Действительно размышляя о человеческой жизни, мы невольно задаемся вопросами: «Свободен человек или нет? Что значит быть свободным? Каковы границы человеческой свободы? И самое главное, как стать свободной личностью?» Как вы понимаете, ответить на эти вопросы совсем не просто.
Волюнтаризм — трактует человека, как существо абсолютно независимое от внешних обстоятельств и значит полностью свободное. Сторонники волюнтаризма определяют высшим принципом бытия волю человека и верят в ее полную независимость от реальностей мира. Человек, по их мнению, обречен быть свободным.
Фатализм — рассматривает человека, как существо полностью зависимое от внешних факторов (Бог, судьба, карма, природные необходимости, культурные нормы и т.д.) и поэтому полностью отвергает наличие свободы. По большому счету, все религиозные люди являются фаталистами, но и среди атеистов-материалистов тоже довольно много сторонников этой точки зрения.
Очевидная ограниченность волюнтаризма и фатализма, порождает стремление выявить подлинное значение понятия свобода. Как мы знаем человек существо биосоциальное и ею жизнь определяется природными и общественными необходимостями.
Но перед человеком, как правило, встает не одна, а целый букет необходимостей. И если человек свободен, то он имеет возможность из множества альтернатив выбрать наиболее подходящую. Свобода есть там, где есть выбор: выбор целей деятельности, выбор средств достижения целей, выбор поступков в определенной жизненной ситуации. Сделав выбор желаемого из спектра альтернатив, человек тем самым снимает противоречие между свободой и необходимостью. Высшая же степень свободы человека — это совпадение его желаний и стремлений с объективной необходимостью. Например, вы закончили школу, и перед вами встала объективная необходимость получить профессиональное образование. Вы с детства мечтали стать бухгалтером и поэтому без всякого принуждения выбрали наш колледж, успешно сдали вступительные экзамены, и с огромным удовольствием учитесь в нем. В данном случае ваше желание совпало с объективной необходимостью, и вы успешно реализуете свой выбор. Отсюда следует, что свобода ~ это, прежде всего, право человека делать выбор и реализовывать его на практике.Все ли люди вокруг нас свободны? Конечно нет, свобода или не свобода человека связана с множеством внутренних и внешних условий его существования.
Если взять современное общество, то для того чтобы быть свободным, человек должен стать совершеннолетним. До достижения совершеннолетия человек не имеет право самостоятельно решать свою судьбу, т.е. быть свободным.
Второе условие свободной деятельности — познание необходимости. При этом под необходимостью понимается знание законов природы и общества, умение находить средства и способы для реализации своего выбора. А это приходит только через жизненный опыт и процесс обучения.
Свобода человека сопряжена с ответственностью, так как любое действие человека, как правило, затрагивает интересы других людей. Тот, кто не способен брать на себя ответственность, не может быть свободным.
Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга и совести. Совесть выступает как контролер всех действий человека. Сделанный выбор, принятое решение означает, что человек готов взять на себя всю полноту ответственности даже за то, что он не смог предусмотреть. Неизбежность риска сделать что-то не так или не то, предполагает наличие у человека мужества, необходимого на всех этапах его деятельности, и особенно в случае неудачи. Таким образом, свобода связана не только с необходимостью, но и с личными качествами человека: ответственностью, совестью, мужеством, и, конечно же с силой воли.
Степень свободы человека зависит также от общества, в котором протекает жизнедеятельность человека. Каждая историческая эпоха устанавливает свой уровень свободы, путем моральных и юридических установлений. Причем расширение степени свободы на протяжении всей истории человечества осуществлялось в форме борьбы людей против ограничений своей свободы.
С другой стороны, свобода выбора зависит и от самого человека: от его умственных способностей, уровня образования и квалификации, наконец, просто от состояния здоровья. Поэтому, чем более всесторонне развита личность, тем большей свободы она требует от общества. Отсюда свобода и развитие личности органически связанны друг с другом и необоснованное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее деятельности и поведения, наносит вред, как личности, так и самому обществу.
Одним из самых удивительных свойств человеческой личности является способность к творчеству. Что же такое творчество? В большинстве учебников философии творчество определяется как процесс создания чего-то принципиально нового, неизвестного. Но создать, сотворить что-то принципиально новое очень трудно и происходит это довольно редко, Чаще всего творчество проявляется в процессе совершенствования, в доведении до более высокого качества уже существующего. И даже открытие, изобретение чего-то «принципиально нового», как правило, опирается на все те знания, умения, навыки и технологии, которые уже имелись у человечества.
Некоторые люди понимают под творчеством только деятельность в сфере науки или искусства. Но это не правильно, творчество очень неоднородно и многообразно. Существует множество различных видов творчества: научное, художественное, техническое, религиозное, мифологическое, военное, организаторское, ну и наконец, просто повседневно-бытовое. Также и к подготовке учебных заданий можно отнестись формально, а можно и творчески.
Все ли люди обладают даром творчества? Да все, но, к сожалению не все способны реализовать свои творческие способности. Для реализации человеком своего творческого потенциала необходимо соединение внутренних качеств (способностей, трудолюбия, силы воли и т.п.) и определенных внешних условий. Если, например, талантливый ребенок родился в низкообразованной, малообеспеченной семье, проживающей в каком-то глухом уголке нашей страны, то вряд ли у него смогут развиться его природные способности.
Поэтому каждое государство, если оно хочет быть развитым и сильным, должно проявлять заинтересованность в создании благоприятных условий для развития творческих способностей, как можно большего числа своих граждан. А сделать это можно только за счет повышения уровня жизни» образования, культуры широких масс населения и активного приобщения подрастающего поколения к творческой деятельности.Еще одно непременное условие реализации творческих способностей то, что они должны быть востребованы обществом. Из опыта истории мы знаем, что многие открытия, изобретения, художественные произведения встречались обществом в штыки, а их создатели преследовались. Поэтому творец должен быть не только талантливым, но и сильным, смелым, упорным и достаточно гибким человеком.
Но даже в благоприятных условиях не всем удается добиться творческих успехов в равной степени. Это позволяет ввести шкалу реализации творческого потенциала: способность, талантливость, гениальность.
Способность — это врожденная предрасположенность к какому-либо виду деятельности. У одних людей проявляется способность к техническому творчеству, у других к математике, у третьих к музыке и т.д. Причем исходный уровень этих задатков неодинаков у различных людей: у одних выше, у других ниже.
Талантливость — это уже развитые, за счет упорного труда, способности, позволяющие успешно реализовывать их на практике.
Ну, и наконец, когда у человека сочетается высокая врожденная одаренность с огромной силой воли, целеустремленностью и трудолюбием, то это приводит к гениальности — проявляющейся в создании качественно новых творений, имеющих огромное общественно-историческое значение. С именем гениев связаны поворотные моменты в развитии науки, искусства, техники, политики, военного дела и т.д.
Поскольку талантливость и особенно гениальность всегда сопровождается высоким уровнем вдохновения, одержимости и довольно часто интуитивным озарением, то данные феномены породили разные мнения на этот счет. Одни отождествляют гениальность с безумием, другие считают ее божественным даром. Но исследования в области психологии творчества показали, что среди гениальных личностей вполне здоровых и нормальных людей не меньше, чем среди простых граждан. А факты интуитивных озарений проявляются только при одном условии — когда человек полностью погружается в решение какой-либо проблемы. Поэтому творчество — это с одной стороны вдохновение, взлет фантазии, озарение, а с другой стороны — это упорный самоотверженный труд, требующий огромных профессиональных знаний и умений.
И заканчивая тему свободы и творчества, хотелось бы привести, по этому поводу, точку зрения известного русского философа Н.Бердяева. Он считал, что связь свободы с природной и социальной необходимостью лишает понятие свободы всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна, беспричинна. «Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы». Настоящая свобода, по его мнению, лежит в сфере духа и заключается, прежде всего, в творчестве. «Творчество не есть только придание более совершенной формы этому миру, оно есть также освобождение от тяжести и рабства этого мира». Таким образом, свобода человека заключается в его внутренней творческой энергии. Через свободу человек может творить совершенно новую реальность, новую жизнь общества и природы. «Свобода и творчество говорят о том, что человек не только природное существо, но и не только психическое существо, в природном смысле слова. Человек — свободный, сверхприродный дух, микрокосмос… Свобода есть мощь творить из ничего, мощь духа творить не из природного мира, а из себя. Свобода в положительном своем выражении и утверждении и есть творчество».
Вопросы и задания.
1 Что такое волюнтаризм и фатализм?
2. Что такое свобода с вашей точки зрения?
3. Что необходимо человеку чтобы быть свободным?
4. Что такое творчество? От чего зависит реализация творческого потенциала?
5. Что такое способность, талантливость, гениальность? Как стать гением?
6. Каким образом трактует свободу и творчество Н.Бердяев? Выскажите свое мнение по поводу этой концепции.
№ 17. Основополагающие категории человеческого бытия: любовь и счастье.
План.
1. Что такое любовь? Виды любви.
2. Истоки или причины любви.
3. Настоящая любовь и псевдолюбовь.
4. Счастье и пути ею достижения.
Касаясь одной из важнейших характеристик человека — его духовного мира нельзя не сказать о том, что человеческая личность — неисчерпаемый источник различных эмоций, переживаний и чувств. Вожделение и тоска, жадность и щедрость, властолюбие и честолюбие, зависть и ревность, любовь и ненависть — чего только нет в нашей душе. Мир чувств, мир страстей — целая Вселенная. Без этих переживаний нет живого человека. Но среди всех этих страстей и чувств особо выделяется любовь.
Что же такое любовь? Вроде бы о ней написано множество стихов, песен, художественных книг, философских трактатов, снято множество фильмов, а тем не менее, общепризнанного определения любви не существует и вряд ли когда либо появится. Любовь ~ это тайна, причем тайна вроде бы лежащая на поверхности, легкодоступная и в то же время не поддающаяся унификации и объяснению. Связано это, по всей видимости, с индивидуальным и интимным характером любви. Индивидуальное же никогда не совпадает с самим собой, и поэтому неисчерпаемо. Интимность любви также делает ее закрытой для исследования. И еще одно важное обстоятельство — любовь исторична, т.е. она возникла на определенном этапе эволюции человечества и продолжает развиваться вместе с ним. Поэтому всякое определение любви будет неполным, незаконченным, а самое главное сухим и безжизненным.
По своей направленности, любовь можно разделить на несколько видов: Родительская любовь, любовь детей к родителям, любовь к самому себе, любовь к Богу, любовь к Родине, любовь к животному, ну и конечно же, эротическая или половая любовь, т.е, любовь между мужчиной и женщиной. Только необходимо иметь в виду, что любовь чувство избирательное. Нельзя любить всех детей мира, или всех людей, или всех собак и т.д. Всегда любят конкретного человека или конкретное животное, или конкретный уголок природы, или конкретную вещь.
Как утверждают психологи, в основе всех видов любви лежит любовь к самому себе. Если человек не любит себя, то не сможет полюбить и другого. Но здесь должно существовать чувство меры, если чересчур любить себя, то в душе не останется места для других. Если же человек укладывается в эти рамки (а это зависит, прежде всего, от воспитания), то он испытает практически все виды любви.
Но так уж сложилось, что больше всего человек жаждет эротической любви. Она по своей природе исключительна, а не всеобща. Поэтому она существует не только в органическом единстве с остальными видами любви, но и как относительно самостоятельное проявление.
С чего же начинается эротическая любовь? Как это не банально звучит, но потребность в эротической любви появляется только в процессе полового созревания. В возрасте около 12 — 14 лет резко просыпается интерес к противоположному полу. Вот это неожиданно возникшее влечение и есть первый признак проклевывающегося чувства. После этого начинается неосознанный поиск объекта любви. У юношей и девушек меняется поведение, резко расширяется круг знакомств и в конце концов, происходит встреча с Ней или с Ним, и вспыхивает ее величество — Любовь.
Почему именно к этому человеку, ведь по большому счету, он ничем не отличается от других, а кое в чем возможно даже уступает другим людям. Вот вам еще одна тайна любви. В решении этого вопроса господствует предельная неясность. Одни говорят, что любят за действительное или мнимое соответствие ранее взлелеянному в душе образу; другие считают, что любят по различию, по контрасту, даже по антагонизму склонностей, когда качества одного восполняются качествами другого; третьи — наоборот утверждают, что любят по подобию, но тождеству характеров, интересов и т. п. Наверное, все эти точки зрения по-своему правы, но их явно не достаточно, чтобы окончательно решить вопрос о причинах любви.
Ясно одно, любовь абсолютно свободна. Она не терпит никакого насилия, никакой зависимости, принуждения и диктата. Она совершенно неподкупна. Можно купить секс, можно купить жену или наложницу, можно принудить к сожительству ниш браку, но нельзя купить любовь или принудить к ней. Любовь всегда найдет путь, чтобы вырваться из плена, даже если за это придется заплатить жизнью. Ее свобода и необходимость — в ней самой.
Некоторые философы пытаются разделить любовь мужчины и женщины на чувственную (телесную) и духовную (платоническую). Я думаю это разделение искусственно и в реальности невозможное. Настоящая полноценная любовь гармонически включает в себя и телесный, и духовный аспекты. Платонической может быть только неразделенная, безответная любовь. И не случайно высшей, кульминационной точкой взаимной любви является половой акт, позволяющий осуществить полное физическое и духовное слияние любящих друг друга людей. Половая близость в любви и половая близость без любви различаются как небо и земля, светлое и темное, чистое и грязное.
Но настоящая любовь, это не только телесная близость, а целый комплекс духовных отношений, переживаний и эмоций. А самое главное в любви — это знание, уважение, забота, ответственность и отдавание.
Чтобы по — настоящему любить человека, его надо знать. Говорят, любовь слепа, но это неправда. Когда любят по настоящему, то любят в человеке все: как положительные качества, так и отрицательные.
Не может быть любви и без уважения. Уважение — это не страх и благоговение перед любимым существом. Это способность принимать его таким, каков он есть, осознавать его индивидуальность, уважать его право идти своим путем, а не служить мне.
Любовь предполагает также заботу друг о друге. Никакое заверение в любви не убедит нас, если мы не чувствуем заботы со стороны любимого человека.
Следующий аспект любви — ответственность. Любящий человек чувствует ответственность не только за себя, но и за любимого человека, а самое главное, он готов нести за него ответственность. По сути дела ответственность соединяет мужчину и женщину в одно целое и приводит к созданию семьи.
Но самое главное в любви — это стремление отдавать себя любимому человеку. В любви человек преодолевает собственный эгоизм, желание использовать других в своих интересах, жажду власти, славы, денег и т.п. У него повышается вера в собственные силы, самооценка, смелость и отвага, появляется стремление проявить себя в значимом деле, совершать благородные поступки и т.д. Настоящая любовь возвышает человека и способствует его духовному росту.
Все ли люди способны по — настоящему любить? Потребность в любви испытывают все, но обретают ее далеко не все. Некоторые люди всю свою жизнь будут довольствоваться лишь суррогатами любви, т.е. различными формами псевдолюбви. Что же представляет собой псевдолюбовь? Псевдолюбовь — это любовь-иллюзия, любовь-заблуждение, когда человек на сто процентов уверен, что он любит, но па самом деле это самообман.
Очень часто за любовь принимают влюбленность, особенно если она проявляется в первый раз. Это очень сильное чувство, можно даже сказать страсть. Но влюбленность чувство эгоистичное, чувство для себя. Оно может быть даже острее любви, но оно поверхностно и при более близком знакомстве довольно быстро переходит в любовь или просто затухает.
Одной из наиболее часто встречающихся форм псевдолюбви является любовь-подмена. У каждого человека формируется желаемый, идеальный образ объекта любви. Чаще всего этот образ впитывает в себя черты наиболее близких людей (родителей), а иногда литературных и кинематографических героев, спортсменов и т.п. И вот, когда происходит встреча с человеком, который чем-то напоминает этот образ, вспыхивает влюбленность. Но вместо того, чтобы получше — узнать этого человека, его сразу наделяют идеальными качествами. Этот самообман может продолжаться довольно долго и даже привести к браку. Но рано или поздно, радужные шторы спадают, и перед взором «любящего» предстает реальный человек, со всеми своими плюсами и минусами. И тогда наступает разочарование и человек утверждает, что он разлюбил. На самом деле, никакой любви к этой реальной личности никогда и не было. Так первая любовь очень часто оказывается именно любовью-подменой, поэтому и заканчивается крахом.
Существует также на свете и любовь-игра (людус). Нет при людусе ни глубины чувств, ни постоянной преданности, ни тревоги за любимого человека, так просто игра в любовь. И, тем не менее, многие предпочитают именно такие ни к чему не обязывающие отношения. Но постепенно, за редким исключением, такая любовь-игра приедается, и человек начинает стремиться к настоящему серьезному чувству. Только вот переключиться с игры в любовь на настоящую любовь довольно трудно.
Гораздо реже встречается любовь-мания. Она характерна для слабых, неуверенных в себе людей. Не веря себе, они не верят и избраннику, изматывая его различными подозрениями, ревностью и т.п.
Существуют и другие формы псевдолюбви, но под какой бы маской она не скрывалась, финал всегда одинаков — разочарование, ссоры, разводы, поломанные судьбы. Только настоящая любовь может привести человека к счастью.
Все люди в той или иной степени стремятся к счастью. Счастье — это особое состояние человека, соответствующее наибольшей удовлетворенности своей жизнью. Как же добиться такого состояния, от чего оно зависит?
Одни связывают человеческое счастье с внешними условиями, для того чтобы человек был счастлив, он должен быть доволен окружающим миром. Поэтому такие внешние обстоятельства как положение в обществе, материальное благополучие, власть, слава, удача, и являются основными источниками счастья.
Другие считают, что сам по себе внешний мир не дает счастья, не поможет и благосклонность судьбы, если человек не имеет соответствующей внутренней основы. Состояние счастья возникает независимо от условий жизни, самое главное, чтобы человек находился в согласии с самим собой, чтобы в его душе царили удовлетворение и гармония. И действительно в реальной жизни счастливыми выглядят, как раз люди не избалованные удачей, властью, богатством.
Ну и, наконец, существует позиция «золотой середины»: поскольку личная жизнь каждого человека не является изолированной, удовлетворение собой и удовлетворение миром всегда связанны между собой. То есть, для достижения счастья нужны как благоприятные внешние условия, так и гармония в душе человека. Наверное, эта точка зрения наиболее близка к истине, но необходимо иметь в виду, что конкретное понимание этих условий сугубо индивидуально. То, что для одного является верхом желаний и устремлений, для другого будет явно не достаточным для счастья.
Ну а если обобщить, что же нужно человеку для счастья? Прежде всего, здоровье (свое и близких людей), уважение, материальное благополучие, ну и конечно же любовь и крепкая, благополучная семья. Но этого, как правило мало. Человек существо общественное и для полного счастья ему необходимо утвердиться в обществе, почувствовать себя востребованным и необходимым, А это можно сделать только через реализацию своих творческих способностей. Поэтому счастье — это и умение организовать свою жизнь так, чтобы с наибольшей полнотой реализовать свои творческие способности.
И хотя счастье конкретной личности зависит от множества обстоятельств; главным источником счастья является все же сам человек. «Каждый кузнец своего счастья» — гласит народная мудрость.
Вопросы и задания.
1. Что такое любовь? Какие виды любви вам известны?
2. Каковы истоки или причины любви?
3. Что включает в себя настоящая любовь мужчины и женщины?
4. Что такое псевдолюбовь? Какие формы псевдолюбви вы знаете?
5. Что такое счастье и как его достичь?
№ 18. Основополагающие категории человеческого бытия:
7.4. Творчество как сфера проявления свободы. Культурология: Учебник для вузов
7.4. Творчество как сфера проявления свободы
Свободный дух проявляет себя в творчестве. Творчество созидает культуру, культурные ценности. Через творчество личность реализует себя как субъект культуры, а не просто как ее потребитель. Вместе с тем продукты творчества сплошь и рядом могут существовать бездуховно, как вещи: заархивированные в музее, освоенные массовой культурой и доступные только через нее, занесенные в реестр «символов престижа и успеха». В таком качестве ценности духовной культуры становятся одним из элементов среды, социокультурной «природы», фактором повседневности.
Творчество представляет собой спонтанную игру духовных сил и способностей. Но обыденное сознание видит в творчестве только самопроизвольность деятельности. Творческие достижения иногда высоко оцениваются и пользуются особым признанием в общественном мнении. Но массовое сознание видит в творчестве именно возможность высоких гонораров и обретения славы. Появление этих мифов не случайно. Общество нуждается в творческом труде – и эти требования привязываются к определенным имиджам престижа.
Однако обыденное сознание не обращает внимания на то, что творчество требует от творца высокой самодисциплины и постоянной жертвенности. Творчество изливается в мир. Творец принимает на себя трагическую судьбу мира. Но это уже сокрыто от обыденного сознания. Как бы ни трактовалось творчество, его нельзя понять «со стороны». Творчество загадочно, ибо оно раскрывается только во внутреннем опыте, а это – опыт духовного горения, самоотдачи, восторга от сделанного открытия, ощущения полноты и почти совершенства (пусть минутного, а нередко и просто кажущегося) собственного существования как именно личностного существования. Творчество приносит высокое наслаждение, оно прямо сопряжённо опыту наслаждения.
Проблема соотношения наслаждения и творчества, наслаждения творчеством была поставлена и проанализирована в психоанализе. Однако вызревает эта тема уже в ренессансном платонизме, в частности в учении Дж. Бруно о героическом энтузиазме. В философии романтиков, в особенности в шиллеровской теории игры как основы эстетического, эта тема была концептуализирована в отношении категорий игры и труда. Игра для Шиллера – это выражение подлинно человеческого бытия, а подлинно человеческое бытие воплощается в игре. Правда, Шиллер сознательно противопоставлял игру и труд. Труд для него – это бремя, послушание, исполнение долга, а наслаждение – утеха и раскрепощение. Протестантская этика реабилитировала труд как нравственную ценность, как одно из божественных призваний человека. Но и здесь труд рассматривался именно как обязанность; исполнение обязанности требует методичности, рациональности, регламентированности действий. Ни одна из этих характеристик не отвечает, по логике Шиллера, природе творчества. Он прав: в труде, придаточном к технологическому процессу, не может быть творчества.
Однако если рассматривать труд как усилие, самореализацию индивида вообще, направленные на достижение определенного результата, то нельзя не признать, что в труде значительна возможность творчества. Даже в физическом, машинном труде всегда есть элемент овладения человеком процессом труда, и уже в этом научении человек проверяет, проявляет, находит себя. Творчества нет в монотонном труде.
На возможность одухотворения труда в полной мере указал К. Маркс. По Марксу, труд может приносить наслаждение, только будучи свободным трудом, т. е. деятельностью, в ходе которой человек развивает свои способности, осуществляет себя как созидающая личность. Это деятельность, в ходе которой человек в равной мере обогащает себя и других, общество. Однако, признав это, Маркс повторяет ход, сделанный еще Фурье: свободный труд как источник воспроизводства не только общества, но и индивида должен быть поставлен на рационально организованную основу и планомерно служить обществу.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Заключение Сладость свободы
Заключение Сладость свободы Описывая Нидерланды, куда его пригласил Лейденский университет, французский посланник Бузенваль в 1593 году в своем письме к Скалигеру прославлял царившую там «сладость свободы». {278} Эта «сладость» действительно поражала всех чужеземцев, едва
Глава десятая Различные возможности его проявления
Глава десятая Различные возможности его проявления Возникновение и развитие капиталистического духа есть общее явление для всех европейских и американских народов, составляющих историю Нового времени. Мы имели достаточно свидетельств этому: примеры, на которых я в
III. «СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ… »
III. «СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ… » (А. С. Пушкин о назначении поэзии)Стихотворение 1823 года: Свободы сеятель пустынный, Я вышел рано, до звезды… Почему, однако, называл себя Пушкин «пустынным» сеятелем свободы? Пустынный — значит «одинокий», живущий в уединённой обители, в
3.2.2 Эпические представления о месте проявления сакральности
3. 2.2 Эпические представления о месте проявления сакральности Чтобы уяснить значение «естественной» сакральности в былинах, необходимо выделить все случаи проявления особенностей восприятия того или иного поведения личности в ходе ритуала, которое, по мнению
7.3. Ценность свободы
7.3. Ценность свободы Что такое свобода? Ответ на этот вопрос можно уяснить для себя, задумавшись над другими: «Что значит – я свободен?», «Чего мне не хватает для того, чтобы чувствовать себя свободным, чтобы быть свободным?» Как ценностное понятие «свобода» является
14.3. Проявления политической культуры. Массы и лидеры в политике
14.3. Проявления политической культуры. Массы и лидеры в политике Формами реализации политической культуры являются политическое сознание и политическое поведение. Они взаимосвязаны.К политическому сознанию можно отнести ожидания и притязания, потребности, мотивы,
Цыпочка как воплощение свободы
Цыпочка как воплощение свободы Тот факт, что в Нью-Йорке, столице цыпочек, именно женщина встречает вас на подлете, не вызывает удивления. Жительницы Нью-Йорка далеки от того, чтобы обладать всеми достоинствами Miss Liberty. При произнесении ее имени в воображении сразу же
Защита свободы[81]
Защита свободы[81] Недавно мне предложили написать статью для брошюры об Анри Мартене[82], которую, как мне сообщили, готовят, в частности, редакторы «Тан модерн»[83]. Я отказался. Причина моего отказа проста: защищать свободу в одном хоре с «Тан модерн» и их сторонниками —
4. Интернет как публичная сфера, или политика в интернете
4. Интернет как публичная сфера, или политика в интернете До появления средств массовой коммуникации агора (площадь), деревенская церковь, таверна выступали в качестве публичных арен, где разворачивались политические дискуссии и действия.Медиа (и в первую очередь
Тема 3.
Этническое и национальное самосознание: особенность формирования и формы проявления в полиэтническом регионеТема 3. Этническое и национальное самосознание: особенность формирования и формы проявления в полиэтническом регионе Этнические общности формируются под воздействием социально-экономических и природно-ландшафтных факторов. Это объективный закономерный процесс,
3. Зов Свободы
3. Зов Свободы 1. «О, зло! Будь мне благом!» — криком исторгнуто.Слушай:2. Зов Свободы — этот Зов Чёрных Звёзд[98].Смотри:3. Посох Владыки Здравы[99] обвивает ядовитый плющ.Ведающему —
Почему важна свобода (полное объяснение)
Что такое свобода и почему она так важна? Короче говоря, свобода — это способность принимать решения самостоятельно. Мы свободны думать и высказывать свое мнение, выбирать свой собственный жизненный путь и общаться с кем угодно. Это позволяет нам быть индивидуальными и создавать свою неповторимую жизнь. Вот почему свобода является таким основным правом человека — без нее мы не могли бы по-настоящему быть собой. И это был бы действительно довольно мрачный мир.
Почему важны технологии? Зачем…
Пожалуйста, включите JavaScript
Почему технологии важны? Зачем нам это нужно?
Преимущества свободы
Свобода — одна из самых важных вещей в мире. Это делает нас людьми, и это то, что мы все должны ценить как человеческие существа.
Если вам интересно, почему свобода так важна, вот некоторые из преимуществ, которые дает свобода :
- У вас есть естественное основное право быть тем, кем вы хотите жизнь
- Свобода позволяет вам делать собственный выбор
- Свобода дает вам право на свободное выражение мнений
- У вас есть право на свободу от дискриминации
Свобода — это доверие
Свобода воли — это способность действовать интуитивно или иными словами, действовать без внешнего принуждения. Люди свободны, когда они могут развиваться так, как им лучше всего.
Почему это так важно?
Ну, на самом деле все просто: нужно, чтобы доверять. Доверие является ключевым элементом лидерства и жизни в целом.
Например, вам нужно доверие вашей команды, если вы хотите, чтобы они верили в вас как в лидера и, что более важно, если вы хотите, чтобы они стремились к достижению целей, которые вы ставите перед собой и компанией в целом. Вы можете лучше всего завоевать доверие своих сотрудников, предоставив им свободу (при условии, что с ней хорошо обращаются).
То же самое верно и для вас: Чтобы доверять себе, вам нужна свобода. Свобода позволяет нам пробовать что-то новое и совершать ошибки, чтобы мы могли учиться и расти на собственном опыте.
Мы свободны следовать своему собственному пути
Мы свободны делать свой собственный выбор и идти своим путем в жизни. Именно эта свобода выбора делает нас теми, кто мы есть сегодня.
У каждого человека есть свой уникальный личный путь, и мы несем личную ответственность за его следование. Вам решать, что вы хотите делать, кем вы хотите быть, куда вы хотите пойти и как вы хотите прожить свою жизнь.
Самое главное, чтобы ВЫ сами принимали эти решения; их не должен делать кто-то другой! У вас есть свобода выбора!
У вас есть свобода выбора, потому что у всех нас разные интересы и желания; поэтому никто не может указывать другому человеку, что ему делать со своей жизнью или как ее прожить! Чтобы общество в целом не только выживало, но и процветало, ему необходимо разнообразие взглядов и мнений по таким вопросам, как религия, политика, экономика и т. д.
Так что не позволяйте никому давить на вас. Помните также, что только потому, что у кого-то другое мировоззрение, чем у вас, не означает, что их мировоззрение недействительно!
Свобода важна для счастья
Свобода важна для нашего счастья, потому что она позволяет нам делать выбор, который делает нас счастливыми, и дает нам возможность совершать ошибки и учиться на них.
Итак, наше счастье зависит от того, как мы относимся к выбору, который сделали и продолжаем делать в жизни.
Свобода позволяет людям делать выбор, которым они гордятся. Это делает их счастливее, потому что они знают, что заработали свое счастье по собственной воле. Для одних важнее всего будет экономическая свобода, для других важнее свобода слова.
Каждый хочет гордиться своим выбором в жизни. Это обнадеживающее чувство, когда вы понимаете, что именно там, где вы хотите быть в жизни, благодаря выбору, который вы сделали для себя на этом пути.
Вещи, которые дают чувство собственного достоинства и свободы
Близкие друзья вокруг вас, работа, которой вы любите заниматься каждый день, продвижение по службе или награды на работе — все это дает вам чувство собственного достоинства и гордости, потому что вы добились их своими руками.
Эти чувства невозможно воспроизвести, если вы ведете контролируемый образ жизни, в котором почти все диктуется другими. Это не оставляет места для личного роста или выбора, что может привести к неудовлетворенности, потому что в жизни всегда будет чего-то не хватать, если у вас никогда не было возможности создать это самостоятельно.
Более того, свобода дает людям возможность не только делать выбор, но и совершать ошибки. Нам нужно, чтобы они выросли зрелыми взрослыми, способными успешно справляться с трудными ситуациями благодаря новым знаниям и опыту, полученным в результате прошлых ошибок.
Если бы не ошибки, мы бы никогда не научились на них и поэтому ничего не делали бы для их исправления. Это означает, что то, что было сделано неправильно, будет продолжаться до тех пор, пока либо кто-то другой не вмешается, либо пока оно не самоуничтожится (например, бизнес-модель) из-за своих непрекращающихся ошибок.
Суть в том, что свобода делает нас счастливее, потому что позволяет нам делать выбор, который делает нас счастливыми.
Социальная и несоциальная свобода
В социальном или коллективном смысле свобода означает, что человек свободен участвовать в построении и формировании своего собственного мира. Это могут быть политические, религиозные, профессиональные, художественные и любые другие группы, организации и институты.
Свобода в этом контексте является синонимом личной свободы:
- Право решать, принадлежать или нет.
- Способность быть собой без страха исключения.
- Способность выражать себя так, как считает нужным.
- Способность добиваться счастья на своих условиях, когда у других есть такие же возможности.
Свободы, которые мы считаем само собой разумеющимися
С чисто личной точки зрения существует ряд свобод, которые мы часто принимаем как должное. У вас есть свобода выбора, где вы живете, что вы едите и кто ваши друзья. У вас также есть свобода быть собой и выражать себя так, как считаете нужным.
Вы можете следовать своим жизненным увлечениям и быть независимыми от других.
Вы можете делать все, что хотите, в любой день или вечер, в разумных пределах, конечно. Вы можете рано вставать или спать; приготовить завтрак или пропустить его; тренироваться или вообще ничего не делать; гуляйте с друзьями или оставайтесь дома в одиночестве и смотрите телевизор; быть серьезным или вести себя глупо — и все это без уступок требованиям других. Такая социальная свобода помогает людям чувствовать себя подлинными в своей жизни.
Свобода творчества также относится к категории несоциальных свобод, поскольку обычно не требует участия других людей.
Как правило, это индивидуальная деятельность, ценность которой, по мнению большинства людей, не ограничивается деньгами, поскольку она способствует самореализации и вносит положительный вклад в жизнь общества.
Свобода — это проблема честности
Как говорится, «свобода не бесплатна».
Нигде это так не очевидно, как в человеческом духе. У каждого из нас есть глубокое желание быть тем, кем он или она является уникально. Это наше право по рождению, и мы никогда не должны скомпрометировать его ни другими, ни собой.
Одно дело иметь право на свободу; совсем другое — осознать, что свобода приходит с ответственностью: ответственностью знать и уважать свою индивидуальность, не обращая внимания на то, что говорят или делают другие люди.
По теме: Как свобода и ответственность идут рука об руку.
Свобода начинается дома
Стремление к свободе начинается дома, где нас учат думать о себе и других и как себя вести, если мы хотим продолжать получать любовь и признание от самых близких нам людей.
В детстве мы рано узнаём, что безопасность требует послушания, что может означать только отказ от личной власти и подчинение воле кого-то другого (обычно авторитетного лица). Таким образом, нас с раннего возраста можно приучить верить, что свобода означает делать то, что делает других людей счастливыми, и избегать всего, что делает их несчастными.
Мы растем, учимся жить в определенных допустимых рамках, а затем тратим свою жизнь, пытаясь не вписаться в эти рамки, будучи взрослыми!
Почему важно право на свободу?
Право на свободу важно, потому что оно позволяет нам распоряжаться собственной жизнью и стремиться к лучшей жизни. Это одно из основных прав, которое мы все заслуживаем как люди, независимо от того, где мы живем и каковы наши обстоятельства.
Политическая свобода является основным конституционным правом, например, в Соединенных Штатах. Хотя в мире есть много стран, граждане которых не обладают теми же свободами, что и люди в Соединенных Штатах, правительство США было основано на идее личной свободы и свободы самовыражения.
Такие люди, как Мартин Лютер Кинг-младший, Сьюзан Б. Энтони и Малкольм Икс в афроамериканском сообществе, были поборниками свободы и гражданских прав, которые неустанно работали над тем, чтобы больше людей в американском обществе имели доступ к свободе и гражданским свободам.
Право на мирный протест, мирные собрания и публичные дебаты являются очень важными составляющими любой демократии и необходимыми для любого демократического общества.
Свобода в национальных государствах
Свобода является неотъемлемой частью идентичности Америки как нации. На протяжении всей истории американцы и граждане других стран с аналогичной верой в свободу боролись за это основное право. Формально это закреплено в Конституции США.
В Соединенном Королевстве, несмотря на отсутствие писаной конституции, свободное общество основано на прецедентном праве, установленном в судах, и на системе правления и общества, которая берет свое начало в Великой хартии вольностей 1215 года.
Свобода прессы является одним из наиболее важных признаков прогрессивных и свободных наций, поскольку позволяет гражданам нации требовать от управляющих ими ответственности перед фундаментальными ценностями свободы и надлежащего управления.
Свобода позволяет нам делать ошибки и учиться на них
В идеальном мире мы все совершили бы одну и ту же ошибку в одно и то же время, поэтому не было бы опасности страдать от сильного дежа вю!
Но в реальном мире многие из нас расходятся во мнениях относительно того, что считается ошибкой, а что считается обучением на своих ошибках. Некоторые люди считают, что вы не должны делать ошибок. Они говорят вам избегать ошибок, потому что они «приводят только к неприятностям». Те, кто больше заботится о безопасности, могут подумать, что лучше избегать ошибок, потому что они могут нанести вам вред и навредить вам, что, вероятно, также приведет к эмоциональному и финансовому ущербу.
Другие считают, что мы не должны бояться совершать ошибки, если верим, что это поможет нам узнать что-то новое и стать лучше.
Большинство людей, вероятно, думают где-то между этими двумя крайностями — что нет ничего плохого в том, чтобы делать несколько ошибок здесь и там, но мы также не причиняем себе большого вреда, не учась на них.
Очень важно, чтобы у нас была фундаментальная свобода совершать ошибки и учиться на них, не опасаясь наказания за них или предстать перед разъяренной толпой, требуя от них ответов или даже смерти. Этот принцип одинаково применим как в профессиональной, так и в личной жизни.
Личная свобода означает быть тем, кем вы хотите быть
Истинная свобода — это право делать со своей жизнью, свободой и имуществом то, что вы хотите. Однако большинство из нас понятия не имеют, как использовать свои свободы так, чтобы это работало на нас.
Вместо этого мы иногда позволяем себе управлять людьми, которые не заинтересованы в том, чтобы помочь нам расти как личности.
- Свобода означает возможность делать то, что вы хотите, а не то, что другие люди говорят вам, что вы должны делать. Это также означает брать на себя ответственность за свои действия и не обвинять других в том, что находится вне вашего контроля.
- Свобода важна, потому что она позволяет нам жить без страха и угнетения со стороны тех, кто стремится поработить нас силой или принуждением.
- Свобода дает нам возможность стремиться к счастью, обеспечивая постоянную защиту наших прав; это включает в себя такие вещи, как свобода вероисповедания и право на свободу слова, а также многие другие, которые были предоставлены законом на протяжении всей истории (например, право голоса).
Свобода человека – это право, а не привилегия, мы все этого заслуживаем
Свобода — это право, а не привилегия. Это самое важное право человека, потому что если вы лишаете кого-то возможности определять свои действия или лишаете его автономии, вы коренным образом меняете то, что значит быть человеком.
Права человека, связанные со свободой:
- Вы имеете право на свободу.
- Вы заслуживаете право на свободу, потому что это необходимо для вашего психического здоровья и благополучия.
- Вы заслуживаете права на свободу, потому что это неотъемлемая часть человека: мы существа, способные делать собственный выбор и формировать свою жизнь посредством рациональных действий.
- Вы также имеете право на свободу, потому что каждый заслуживает одинакового человеческого достоинства.
Каждый заслуживает права быть свободным от угнетения, рабства и репрессий. Никто не должен становиться рабом или принуждаться к рабству или нищете против его или ее воли человеком или группой, которые более могущественны, чем он или она; Вот почему на каждом континенте существуют законы против всего, от похищения до порабощения.
Takeaway
Короче говоря, свобода важна для всех нас, как для отдельных людей, как для общества, так и для нации.
- Как личности, вы можете свободно выбирать себе друзей и преследовать свои образовательные цели.
- Как общество, мы имеем право принимать законы, защищающие наши личные права и свободы.
- Как нация, мы пользуемся свободой независимого правительства, которое позволяет нам принимать собственные решения в области внешней политики.
Вечные ценности: Индивидуализм и свобода: жизненно важные столпы истинных сообществ
Индивидуализм — это точка зрения, согласно которой каждый человек имеет моральное значение и определенные права, которые либо имеют божественное происхождение, либо присущи человеческой природе. Каждый человек существует, воспринимает, переживает, думает и действует в своем собственном теле и через него и, следовательно, из уникальных точек во времени и пространстве. Именно индивидуум обладает способностью к оригинальной и творческой рациональности. Индивидуумы могут взаимодействовать, но мышление требует конкретного, уникального мыслителя. Индивидуалист берет на себя ответственность думать за себя, действовать в соответствии со своими мыслями и добиваться собственного счастья.
Свобода — естественное состояние человека. С самого рождения у каждого человека есть потенциал мыслить своими собственными мыслями и контролировать свою энергию, стараясь действовать в соответствии с этими мыслями. Люди могут инициировать свои собственные целенаправленные действия, когда они свободны от искусственных ограничений — когда нет принуждения со стороны других людей, групп людей или правительства. Свобода — это не возможность получить желаемое. Нерукотворные препятствия, такие как отсутствие способностей, интеллекта или ресурсов, могут привести к невозможности реализовать свои желания. Свобода означает отсутствие принудительных ограничений; однако это не означает отсутствия всех ограничений. Отсюда следует, что свобода является необходимым, но недостаточным условием счастья.
Индивидуальное счастье можно определить как положительный сознательный эмоциональный опыт, который сопровождает или возникает в результате использования человеческих возможностей, включая таланты, способности и достоинства. Чувство принадлежности к свободно выбранному сообществу является важной составляющей счастья.
Индивидуализм отрицает, что сообщество или общество существует отдельно от составляющих его индивидуумов. Сообщество или общество — это совокупность индивидуумов, а не конкретная вещь или живой организм, отличный от своих членов. Использование абстрактного термина, такого как «сообщество» или «общество», означает указание на определенных лиц, обладающих определенными характеристиками и связанных определенным образом. Не существует такой вещи, как общая воля, коллективный разум или групповое благо; есть только воля, разум и благополучие каждого человека в группе. Сообщество или общество — это просто ассоциация людей для совместных действий. Скоординированное групповое действие является функцией самонаправленных и самостоятельных усилий каждого члена группы.
Хотя метафизически первичен человек (а сообщества вторичны и производны), сообщества важны, потому что люди нуждаются в них, чтобы реализовать свой потенциал счастья. Социальные связи имеют инструментальную ценность для удовлетворения несоциальных желаний людей; принадлежность необходима для процветания. Свободный политический порядок, который уважает естественные права и допускает индивидуальную свободу, лучше всего способствует формированию добровольных сообществ, в которых люди выбирают жизнь в соответствии со свободно выбранными ими общими ценностями.
Настоящие сообщества — это свободно выбранные сообщества
Придание первостепенного значения личности не обесценивает социальное сотрудничество. Люди не только отдельные личности, но и социальные существа. Совместные действия дают возможности для роста и приносят выгоды, которые в противном случае были бы недоступны изолированным индивидуумам. Рациональность человека позволяет ему сотрудничать и общаться с другими. В свободном обществе все совместные социальные предприятия осуществляются добровольно. На самом деле индивидуализм обеспечивает наилучшую теоретическую основу для подлинного сообщества, достойного человеческой жизни. Добровольные, взаимовыгодные отношения между автономными индивидуумами необходимы для создания аутентичных человеческих сообществ. Уникальность и ценность человека утверждается, когда членство в сообществе свободно избирается составляющими его индивидуумами.
Индивидуализм и независимость освобождают от взаимозависимости. В недавнем бестселлере «Семь навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови отмечает, что взаимозависимость — это выбор, который могут сделать только независимые люди. Позитивный, принципиальный, ориентированный на ценности человек, который честно организует и реализует свои жизненные приоритеты, способен строить богатые, прочные и продуктивные отношения с другими. Истинная независимость характера позволяет человеку действовать, а не подвергаться действию. Независимость характера требует, чтобы он интегрировал в свою природу определенные принципы (добродетели), такие как честность, мужество, справедливость, честность и справедливость. Взаимозависимые люди объединяют свои усилия с усилиями других для достижения еще большего успеха и счастья. Это самостоятельные и способные люди, которые понимают, что, работая вместе, можно добиться большего, чем в одиночку. Взаимозависимые люди предпочитают делиться собой, учиться, понимать и любить других и, следовательно, имеют доступ к ресурсам и потенциалу других людей.
Истинные сообщества уважают верховенство свободных людей
Свобода, справедливость, добродетель, достоинство и счастье должны определяться с точки зрения личности; однако стремление к личному счастью естественно и почти всегда происходит в сообществах. У людей есть потребности как у индивидуумов, которые не могут быть удовлетворены, кроме как через сотрудничество с другими — невозможно достичь человеческого удовлетворения в изоляции. Настоящее сообщество уважает свободных людей. Подлинные сообщества возникают, когда люди могут свободно создавать добровольные ассоциации для достижения своих личных и общих интересов. Уважению к людям присуще уважение к формам ассоциации, которые они выбирают для этой цели.
Индивидуумы не начинают в состоянии изоляции — существовать значит сосуществовать. Рождение по своей природе происходит в семьях, включая родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, тетей, дядей и двоюродных братьев и сестер. Эти члены семьи, в свою очередь, имеют многочисленные членства в различных сообществах и добровольных ассоциациях. В свободном обществе люди, как правило, одновременно принадлежат ко многим различным сообществам. В той или иной степени каждый человек идентифицирует себя с определенными семейными, религиозными, географическими, профессиональными, профессиональными, этническими, расовыми, культурными, социальными, политическими или другими сообществами. Эти сообщества обычно, но не обязательно, являются локальными и строго ограничены по размеру числом людей, с которыми человек может иметь личное знакомство и отношения и разделять узнаваемые общие интересы. Непрерывный технологический прогресс в области связи и транспорта расширяет возможности людей выбирать сообщества, которые наилучшим образом отвечают их потребностям и стремлениям.
Минимальное правительство позволяет процветать настоящим сообществам
Объединение граждан в добровольные сообщества и ассоциации позволяет им оставаться независимыми от государства. Жизнь в свободно выбранных сообществах лучше для человека, чем жизнь разобщенной личности в большом национальном государстве. Скептики государственной власти выступают за размещение как можно большего числа промежуточных добровольных групп между государством и личностью — эти посреднические институты помогают людям более свободно и полно реализовывать свои цели. Принцип субсидиарности гласит, что государство должно ограничивать свою деятельность теми видами деятельности, которые не могут эффективно выполнять отдельные лица и частные ассоциации. Решения наиболее мудро принимаются отдельными лицами и местными организациями, наиболее близкими к соответствующим повседневным реалиям, а на более высоком уровне только тогда, когда возможности действующих лиц более низких уровней превышены.