Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Проективная методика в психологии это: Проективная методика | это… Что такое Проективная методика?

Основы проективной психологии //Психологическая газета

Психологическая матрица совершаемых действий, в структуре которой опосредованно обнаруживаются общие личностные черты, в том числе и глубоко скрытые в бессознательном, каждый поведенческий акт человека, каждое его движение, каждая мысль – отражение его личности. Работая с проявлениями личности через активную деятельность, можно не только получить ценнейший клинический материал, но и косвенно изменить поведенческие паттерны человека, которые, пользуясь терапевтическим языком, обрекают клиента на чувство «страдания». По сути, вся психотерапия работает с психической реальностью клиента опосредованно, через её феноменологические проявления, направленные на конкретный объект. Так или иначе, личность настолько прочно интегрирована в деятельность, что реальность взаимодействия каждого человека уникальна и неотделима от поведения.

Так что, мы приходим к выводу: вся психология проективна, ведь каждый предмет воспринимается не в чистом виде, а через психическое опосредование.

Ведь проекция есть всегда, даже когда психология робко прячется в стандартизированные и валидизированные методы, педантично собирая анамнез привычными инструментами и давая гарантию того, что выводы, сделанные например, MMPI неоспоримы. Конечно, каждый метод должен быть надежен. Психолог должен знать актуальные теории, методы воздействия, апробированные в разных условиях – как в системе проективных методов, так и в психологической работе, в принципе. Но все это не исключает гибкости, а гибкость – подразумевает активную субъективность, соединенную с опытом и мудростью.

В любом случае, чтобы разобраться с тем, что же такое Проективная Психология, нужно сперва определиться: а что же такое проекция?

Для ясности, возьмет четыре наиболее актуальных определения проекции (лат. projectio — бросание вперед):

  • Проекция в геометрии: изображение трёхмерной фигуры на так называемой картинной (проекционной) плоскости способом, представляющим собой геометрическую идеализацию оптических механизмов.
    В психологическом отражении фраза принимает вид: это моделирование образа человека (как фигуры) на альтернативной плоскости;
  • В гештальтпсихологии проекция— процесс непроизвольного приписывания субъективных процессов одного человека другим;
  • В психоанализе — механизм защиты, заключающийся в неосознанном приписывании другому неприемлемых для самого себя свойств, качеств, мотивов, мыслей и чувств (вот тут как раз и отличие – у З.Фрейда эти мотивы уже неприемлемые, вытесняемые). Вместе с тем, заметим, что еще Фрейд обратил внимание, что проекция может являться не только защитным механизмом.

В книге «Тотем и табу он писал: «Однако проекция не создана специально с целью защиты, она также принимает участие и в бесконфликтном бытии. Проекция внутренних перцепций вовне является примитивным механизмом, который, к примеру, воздействует также на наше восприятие чувственного опыта, и поэтому, как правило, принимает весьма активное участие при формировании нашего внешнего мира.

При все еще недостаточно определенных обстоятельствах даже внутренние перцепции мыслительных и эмоциональных процессов проецируются наружу, подобно восприятиям ощущений…» и далее: «То, что мы, подобно первобытным людям, проецируем во внешнюю реальность, вряд ли может быть чем-то еще, кроме признания состояния, в котором данное явление имеет место для чувств и сознания, рядом с которым существует другое состояние, где оно скрыто, но может появиться вновь, то есть сосуществование восприятия и памяти, или, обобщая, существование бессознательно психического процесса рядом с сознательным». Эта мысль Фрейда, не подвергшаяся дальнейшему усовершенствованию или не выраженная систематически где-то еще, содержит все необходимое для последовательной теории проекции и общего восприятия.

В психодиагностике (Л. Франк) — процесс и результат взаимодействия испытуемого с объективно нейтральным неструктурированным материалом, в ходе которого осуществляется идентификация и собственно проекция, то есть наделение собственными мыслями, чувствами, переживаниями.

В школе проективной психологии мы соединяем первое и последнее определение, а так же мало известное определение З. Фрейда, приближаясь к вышеописанному видению проекции Д. Рапопортом, то есть:

Проекция – любое проявление психической реальности индивида в его деятельности, а проективная психология, соответственно, – направление по работе с клиентом в контексте взаимодействия с создаваемыми им образами, имеющими наибольшее количество косвенных опосредованных связей с его личностью.

Сам термин получил наиболее широкое распространение именно в контексте проективных психологических тестов. Однако, в современных статьях, книгах, а так же в практической психологии и психотерапии можно видеть, что этот термин используется несколько шире.

В нашей практике мы обращаемся к таким направлениям, как психодрама, метафорические ассоциативные карты, сказкотерапия, песочная терапия.

Что может быть общего у всех этих направлений? Все они так или иначе ориентированы на работу со скрытыми от сознания структурами или мотиваторами. Степень ориентации на неосознаваемую часть личности разная, разные методы, язык, инструменты, но так или иначе существует первоначальная установка, что в человеке есть множество скрытых, неподконтрольных пластов, и можно найти способы и язык обращения к этим структурам и даже осуществления изменений на этом уровне.

Если обратиться к истории психологии, то первым, кто обратил внимание мирового сообщества на существование бессознательного, был Зигмунд Фрейд. Таким образом, каждая из перечисленных выше школ берет свое начало еще от фрейдовской теории бессознательного.

Коротко расскажем о сформулированной Фрейдом концепции бессознательного. Говоря о топографической модели, надо сказать, что Фрейд выделил несколько ступеней психического в зависимости от того, насколько они доступны для осознания человеком.

Концепцию личности Фрейда удобнее всего рассматривать в виде ступенчатой топографической модели. Нижний уровень — это бессознательное, материал недоступный для осознания, и одновременно фундамент всей психики, истинные стремления и мотивы человека.

Средний уровень — это предсознательное, материал, который может быть переведен в сознание. И высший уровень — это сознание структура, обеспечивающая человеку контакт с внешним миром.

Позднее Фрейд расширил свое понимание структуры психики, уточнив функциональные задачи отдельных компонентов. Здесь идет речь об известной конструкции Ид — Эго — Суперэго, где Ид — базовые потребности индивида (либидозные и агрессивные), Суперэго — отражение внешних норм, запретов и догматов, а Эго — структура, обеспечивающая способность человека таким образом перенаправить свои изначальные позывы, чтобы быть адекватным внешнему миру.

Если соединить две предложенные Фрейдом структуры, то получится следующая схема:

Рисунок 1. Бессознательное по З.Фрейду

Таким образом, в сферу сознательного попадает лишь часть психического, относящегося к структуре Эго, и часть структуры Суперэго. Большая часть процессов этих структур относится к области “предсознательного”. Ид целиком попадает в недоступное бессознательное, информируя о себе через изменение процессов в Эго.

Основной своей научной целью З. Фрейд считал изучение возможностей выведения неосозноваемых тенденций в сознание, так как, по его мнению, именно это — единственная терапевтическая возможность гармонизации личности.

На данный момент часть терапевтических школ отказалась от задачи проводить терапию именно через выведение в сознание всех возможных мотивов. Работа ведется на уровне предсознательного и даже бессознательного.

Ученик и оппонент З.Фрейда, К. Г. Юнг (1916) дополнил понимание бессознательного термином “коллективное бессознательное” и учением об архетипах. Коллективное бессознательное понимается как хранилище всех главных знаний человечества, которое наследуется человеком вне зависимости от его индивидуальных особенностей. Ключевые фигуры коллективного бессознательного — архетипы; структуры, которые олицетворяют ведущие универсальные, свойственные всем идеи, потребности, роли.

Рисунок 2. Бессознательное по К.Г. Юнгу

Процесс терапии по Юнгу состоит в том, чтобы сигналы подавляемого бессознательного до какой-то степени освободить, и выровнять баланс между сознанием и бессознательным. Соответственно, согласно Юнгу, освобождение бессознательного терапевтично само по себе. Эта идя ближе к тем идеям, на которые опирается арт-терапия и некоторые другие проективные методы психологии.

Развернутую модель бессознательного предложил Роберто Ассаджиоли в 1958 году. Ассаджиоли постарался свести воедино разнородные на первый взгляд даже противоречащие проявления бессознательного.

В предложенной схеме выделяются следующие области.

1. Нижнее бессознательное. Оно включает в себя: — элементарную психическую деятельность, управляющую жизнью тела; — основные инстинкты и примитивные стремления; — большое количество разнообразных эмоционально заряженных комплексов; — сны и фантазии низшего свойства; — различные патологические проявления, такие как фобии, навязчивости, компульсивные желания, параноидальные галлюцинации.

2. Среднее бессознательное. Его образуют элементы психики, напоминающие элементы пробуждающегося сознания и легко для него доступные. В этой внутренней области собран разнообразный опыт, здесь же вынашиваются и созревают обыкновенные мыслительные и воображаемые действия, прежде чем они окончательно оформятся и появятся на свет сознания.

3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное. Это область, из которой мы получаем озарения и вдохновения высшего характера — художественные, философские, научные. Отсюда к нам приходят «требования» морали, здесь рождается потребность совершать гуманные и героические поступки. Это источник таких высших чувств, как альтруистическая любовь, источник духовности, состояний просветления, озарения и духовного экстаза. Здесь в скрытом виде таятся высшие психические функции и духовная энергия.

4. Область сознания. Этот термин обозначает ту часть нашей личности, которую мы непосредственно осознаем. Сюда относится непрекращающийся поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний и импульсов, которые доступны нашему наблюдению, анализу и оценке.

5. Осознаваемое «Я». «Я» является стабильным центром нашей личности. «Я», точкой чистого осознавания себя.

6. Высшее «Я». «Высшее Я», расположенное где-то за пределами или выше нашего «Я». Оно является неким божественным прототипом нашей личности и помогает удерживать стабильность осознаваемого “Я”, как если бы существовала модель, с которой происходит соотнесение личности.

7. Коллективное бессознательное. Процесс «психологического обмена» постоянно происходит как между отдельными людьми, так и в более широкой психологической среде, которая в целом соответствует тому, что К. Юнг назвал «коллективным бессознательным».

Данная теория не является наиболее популярной моделью в дискуссии специалистов о бессознательном, но разрешает многие противоречия в понимании бессознательного и неосозноваемого в разных школах. Кроме того, она позволяет ориентироваться в том материале, который мы получаем в процессе работы с проективными технологиями.

Рисунок 3. Бессознательное по Р. Ассоджиоли

Опираясь на модель личности Р.Ассоджиоли, можно выделить области действия разных психологических методов.

Рисунок 4. Уровни психического и методы коррекции

Следующей необходимой “остановкой” на пути обсуждения концептуального поля проективной психологии будет разговор на тему проективных методов психодиагностики.

Одним из первых проективных тестов, не утративших своей прикладной ценности, до сих пор является тест “Пятна Роршаха”.

Тест был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом (1921). Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной чернильной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Так что специфика восприятия указывает на особенности личности данного индивида.

Изучая самообладание, понимаемое в основном как господство над эмоциями, Роршах использовал чернильные кляксы разных цветов (красного, пастельных оттенков) и разной насыщенности серого и чёрного, чтобы ввести факторы, обладающие эмоциональным воздействием. Взаимодействие интеллектуального контроля и возникающей эмоции определяет то, что испытуемый видит в кляксе. Роршах обнаружил, что лица, различное эмоциональное состояние которых было известно из клинических наблюдений, действительно по-разному реагируют на цвета и оттенки. Оказалось, что чернильные кляксы способны раскрыть глубоко скрытые желания или страхи, лежащие в основе длительных неразрешимых личностных конфликтов. Значимая информация о потребностях личности, о том, что делает человека счастливым или печальным, что волнует его, а что он вынужден подавлять и переводить в форму подсознательных фантазий, может быть извлечена из содержания или «сюжета» ассоциаций, вызываемых чернильными пятнами.

Тест получил дальнейшее развитие как в теории, так и на практике. Валидность, адекватность и эффективность теста Роршаха до сих пор окончательно не установлена. Тем не менее, он помогает психологу и психиатру получить важные данные для диагностики личности и её нарушений, которые могут быть клинически проверены.

Проективные методики и подход, в целом, характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. Наиболее существенным признаком проективных методик является использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать и т. д. Так, испытуемым предлагается интерпретировать содержание сюжетных картинок, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний и т. п.

Коротко познакомимся общей классификацией проективных методов.

Методы Проективной психологии

Структурировать методы можно, пользуясь классификацией Франка-Носса. Л.К. Франк ввел сам термин – проективный метод и создал первую их классификацию, И.Н. Носс — доктор психологических наук, доцент, специализирующийся на исследовании проблем профессиональной и акмеологической диагностики. Он дополнил, и на наш взгляд значительно усовершенствовал первоначальную классификацию.

Многие из нижеупомянутых методик используются в Школе Проективной Психологии как диагностические и терапевтические инструменты. Подробнее об опыте применения этих методов мы сможете прочитать в группе Школы: http://vk.com/proektpsy.

Итак, проективные методы можно структурировать следующим образом.

  • Конститутивные. Клиент работает с бесструктурным материалов, создавая из него определенную форму, придавая ему определенный смысл. Соответственно (тест Вартегга, Роршаха, тест рисования пальцами)
  • Конструктивные. Создание образа по заданию. Обычно под конструктивными методами понимаются свободные рисуночные тесты. (тест Дерево, тест Дом-Дерево-Человек, тест Несуществующее Животное)
  • Интерпретативные. Интерпретативные методы основаны на приписывании собственного значения стимульным ситуациям. (ТАТ, тест незаконченных предложений, словесных ассоциаций, тест руки)
  • Семантические. Выявление эмоциональных реакций на разные стимулы как отражение психического состояния (Репертуарные решетки Келли, Невербальный семантический дифференциал)
  • Рефрактивные. Свое название батарея тестов получила от Г. Олпорта. В ней собраны описательные методы диагностики человека по признакам, присутствующим в его повседневной жизни (графология, изучение манеры поведения, одежды, взаимодействия с людьми).

В России сейчас очень мало исследователей почерка. Все современные российские книги дают в этом направлении только некоторые способы анализа. Вместе с тем, в Германии, например, или в США цена на анализ почерка достаточно высока (доходит до 1500 евро!) В Израиле существует целый институт графоанализа, сейчас данное направление активно развивается. В Санкт-Петербурге в нашей Школе проективной психологии проводятся занятия по графологии и консультации графолога с качественным анализом почерка (специалист обучался графологии в Германии и уже имеет большой опыт в данном направлении).

Наиболее широко в Школе проективной психологии представлены Катартические методы.

Катартические методы — это комплекс проективных методов, которые применяются не в качестве тестов, а как способ работы с образом эго через акт деятельности. Как мы уже обозначали выше, что в нашей Школе наибольшее внимание мы уделяем таким направлениям, как песочная терапия, психодрама, сказкотерапия, метафорические карты. Опишем эти методы более подробно.

1. Тест Роршаха концептуально является прародителем такого терапевтического метода, как работа с метафорическими ассоциативными картами (МАК). МАК восходят к абстрактным чернильным пятнам; затем они пережили серию превращений в рисунки и фотографии, которые впервые использовались как диагностический инструмент в психологии, позже — инструмент проективной терапии, а также в качестве стимулов для создания метафорических историй. На данный момент МАК — это уже десятки колод карт, в основном это картинки с реалистичным или абстрактным содержанием, в некоторых колодах используются карты-слова. В символической форме они изображают разнообразные ситуации, объекты и среды, как травмирующего так и ресурсного содержания.

Карты являются стимульным материалом, который помогает клиенту совместно с терапевтом с минимальным сопротивлением получать доступ к разным пластам переживаний клиента. Клиент выбирает и работает с теми картами, которые вызывают в нем наибольший отклик. С их помощью можно “вытаскивать на поверхность” неосознаваемые аспекты Я-концепции, актуализировать как недавние так более глубинные переживания и травмы, давать возможность клиенту придумать позитивный исход для проблемной ситуации, работать как с терапевтическими, так и коррекционными, и даже коуч-запросами.

Следующий терапевтический метод из изучаемых в нашей Школе — сказкотерапия. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Одновременно с этой ведущей задачей с помощью сказки может выявляться или формироваться система правил и норм, так как слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий и ценности.

Сказкотерапия — замечательный инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренеры и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.

Перейдем к разговору о песочной терапии. В классической песочной терапии используется деревянный поднос, песок, вода и коллекция миниатюрных фигурок. Коллекция включает в себя все возможные объекты, которые только встречаются в окружающем мире. Используются фигурки реальные и мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует.

От других форм арт-терапии этот процесс отличается возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе определенный вид ритуала. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. За счет того, что клиент использует уже готовые фигурки, ему проще преодолеть стеснение и сомнение относительно своих творческих возможностей вначале. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психического содержания, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. При работе в психотерапии над расстройствами, происходящими из поры раннего детства, когда ребенок еще не мог разговаривать, зрительный образ является очень важным.

Современное развитие песочной терапии также предлагает отказ от песочницы и фигурок в пользу инновационного “живого песка”. Терапия делает акцент на телесное взаимодействие с песком и погружает клиента на уровень самых ранних детских переживаний, относящихся к наиболее глубоким уровням бессознательного.

Некоторым особняком среди других изучаемых нами направлений стоит психодрама. Этот метод не использует никакого специального стимульного материала, и концептуально имеет более широкую идеологическую базу.

Психодрама — метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми.

Психодрама — это первый в мире метод групповой психотерапии (собственно, сам термин «групповая психотерапия» введен в психологию Морено). Морено исходил из того, что, поскольку любой человек — существо социальное, то группа может более эффективно решать его проблемы, чем один человек.

Морено развивал свои идеи в полемике с Фрейдом, ему не нравилась пассивная роль пациента и то, что психотерапевтический процесс происходил «один на один». Он в своей школе привнес в психотерапию два новых направления. Разрешил клиенту быть активным и действовать в процессе терапии, и предложил ему пространство группы как максимально схожий с реальной жизнью и поэтому эффективный контекст для терапии.

Смысл психодраматической сессии в следующем. “Протагонист” — клиент группового действа, с помощью участников группы драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем — выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. Этап действия заканчивается, когда контракт, заключенный с протагонистом, выполнен, то есть найдено решение проблемной ситуации или протагонист чувствует, что получил достаточно информации о ситуации.

Что же общего у этой техники с другими направлениями? Главным образом — это обращение к творческому потенциалу клиента и задействование неосознаваемых внутренних доминант. Клиент, становясь протагонистом, отдается воле своего бессознательного, а также суммарного бессознательного группы, что может быть также уменьшенной моделью коллективного бессознательного. Какими бы контролируемыми и понятными для него самого не были его действия, но изобилие неподконтрольных факторов при использовании в постановке других людей делает эту работу проективной, причем число проекций существенно выше, чем при работе со стимульным материалом.

Резюмировать эту статью можно словами Карла Густава Юнга: «Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе». Все перечисленные выше методы задействуют фантазию как ведущую структуру личности. С помощью фантазии и творчества в поле терапии попадает более ранний, возможно, травматичный опыт. С помощью фантазии и творчества личность пополняет сама себя новыми эмоциями, создает новые ассоциативные связи, формирует новые ресурсы и конструирует перспективы. Какое технологическое решение мы бы ни избрали, главным “сообщником” и терапевта, и клиента будет творчество.

Работа с творческими задачами и манипулирование с многозначным гибким стимульным материалом возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка», поднимая со дна подавляемый детский опыт. И в этом аспекте терапевт получает широчайшую свободу для выстраивания терапевтического пути, используя все богатство как теоретической так и практической психологии.

Степанова Екатерина – психолог, преподаватель психологии, коуч, специалист по психодраме, песочной терапии, сказкотерапии, работе с метафорическими ассоциативными картами, руководитель Школы проективной психологии. Мастер-класс автора статьи — в программе Всероссийского фестиваля песочной психотерапии

Чигряй Иван – социальный психолог, графолог, специалист по проективным методам диагностики.

Проективные методики – особенности использования в психологии

Наш внутренний мир, содержание сознания и подсознания так или иначе являются отражением мира внешнего. Именно реакция на внешние раздражители запускает психические процессы. Однако взаимодействие мозга с лежащей за его пределами реальностью этим не ограничивается. Наши мысли, чувства, желания, побуждения проецируются вовне, отражаются на нашем поведении, продуктах деятельности, отношении к людям.

Это явление проекции стало основой проективного подхода в психодиагностике и множества разнообразных методик и тестов, позволяющих изучить психологические особенности и состояния личности.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Основы проективной диагностики
  • 2 Общая характеристика проективных методик
  • 3 Классификация проективных методик
  • 4 Примеры проективных методов
    • 4.1 Методика Роршаха (тест «Чернильных пятен»)
    • 4.2 Сонди-тест
    • 4.3 Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Основы проективной диагностики

Представьте, что вы пришли к психологу, а он вместо бланков с вопросами дает вам чистый лист и предлагает нарисовать какое-нибудь фантастическое животное или просто дерево. Вы в недоумении и растерянности – зачем это нужно психологу, к тому же и рисовать-то вы не умеете. Или, допустим, вас просят рассказать, что вы видите на картинках, а там, на ваш взгляд, нет ничего, кроме абстрактных разноцветных пятен. Это примеры проективных методик, которые неискушенным посетителям кабинета психолога кажутся по меньшей мере странными.

Нас окружает разнообразный и динамичный мир, а воспринимаем его мы через призму желаний, влечений, эмоций и т. д. Кто-то в плывущих по небу облаках видит пушистых зайчиков, кто-то кровожадных монстров, а кто-то просто скопление водяных капель определенной плотности. Кстати, зависимость восприятия окружающего мира от внутреннего состояния человека называется апперцепцией, и она тоже изучается психологией. Но нас интересует не столько явление апперцепции, сколько способность человека к ассоциативному мышлению.

Ассоциации – это спонтанно возникающие в мозгу человека связи между новой информацией и хранящейся у него в памяти. Часто какой-то звук, хаос солнечных пятен на стене, мелькнувшее в толпе лицо незнакомца извлекают из нашей памяти образы-ассоциации. Они тесно связаны с прежним опытом человека. А так как опыт у всех разный, то и ассоциации тоже разные. А для психолога эти стихийно возникающие образы и мысли важны тем, что они несут информацию о психическом состоянии человека, о внутренних конфликтах, старых, почти забытых душевных травмах.

Первые проективные методики, разработанные одним из учеников З. Фрейда К. Юнгом, как раз были основаны на изучении ассоциаций людей, когда они рассматривали разные картинки. В конце XIX – начале XX века появились тесты, в которых использовались карточки с абстрактными разноцветными или монохромными пятнами. Они оказались настолько эффективны, что до сих пор одной из самых популярных и востребованных проективных методик считается тест чернильных пятен Роршиха, появившийся в 20-х годах XX века.

Общая характеристика проективных методик

Первоначально понятие «проекция» в психологии было введено З. Фрейдом и использовалось для обозначения одного из видов психологических защит. Человек, защищаясь от разрушительной силы собственных асоциальных желаний и неблаговидных, запретных мыслей, переносит их (проецирует) на других людей.

В психодиагностике же понятие проекции рассматривается более широко – как способность человека отражать свой внутренний мир (опыт, желания, эмоции и т. д.) в своем поведении, взглядах на окружающее и продуктах деятельности.

Проективные методики отличаются от других психодиагностических тестов целым рядом особенностей:

  • они позволяют изучить и дать развернутую характеристику личности в целом, а не отдельным ее качествам и свойствам;
  • эти методики основаны на ассоциативном мышлении и опыте человека;
  • в процессе выполнения задания испытуемому предоставляется полная свобода выбора ответа;
  • методики часто связаны с решением испытуемым творческих задач;
  • это неформализованные методы, поэтому они не дают точных оценок качеств личности, например, в баллах; психолог интерпретирует полученные результаты на основании своих знаний и опыта.

Поэтому ряд психологов отказывается от данных методик, результаты которых представляются слишком расплывчатыми. И в то же время такая особенность проективных тестов привлекает к ним не слишком опытных психодиагностов кажущейся простотой. К сожалению,  нередко интерпретируя полученные данные, эти «недопсихологи» оказываются далеки от истины. Не владея техникой, опытом и достаточным объемом качественных знаний, они наносят вред своему клиенту и вызывают скептическое отношение к возможности использовать данные приемы в качестве диагностики психических состояний личности.

Но на самом деле проективные методики очень информативны, их валидность (способность оценивать особенности психики человека) проверена многолетними исследованиями. И поэтому с начала XX века было разработано множество различных тестов, в которых используется принцип проекции.

Классификация проективных методик

Попыток хоть как-то классифицировать разнообразные проективные приемы диагностики было много. Проблема не только в количестве тестов, но и в их разнообразии: от анализа результатов деятельности до цветового теста М. Люшера. Среди многочисленных классификаций наиболее понятной можно считать ту, что составлена Л. Франклом. Она включает 8 видов методик:

  1. Экспрессивные, основанные на проявлении эмоций в деятельности (экспрессии).  К этому виду относятся рисуночные методики, когда человек делает изображение на заданную тему, например, тест «Несуществующее животное».
  2. Импрессивные методики предполагают выбор объекта из стимульного материала (карточек или картинок разного содержания). Характер выбора свидетельствует о том или ином психическом состоянии. В качестве примера можно привести цветовой личностный тест М. Люшера, основанный на выборе цвета из нескольких предложенных.
  3. Конститутивные методики, в которых испытуемым предлагается наделить смыслом абстрактные изображения. Например, тест пятен Роршаха.
  4. Интерпретативные – разнообразные тесты, основанные на том, что испытуемый интерпретирует (объясняет) те или иные ситуации, изображенные на картинках.
  5. Конструктивные – это своеобразные конструкторы, наборы деталей и фигурок, из которых испытуемые создают осмысленные сценки, а потом рассказывают о них. Чаще всего этот вид методик используется в работе с детьми.
  6. Катартические, призванные вызвать у диагностируемого состояние катарсиса, что позволяет раскрыть его внутренние психические особенности. Своеобразие этих методик еще и в том, что сам человек, проходя через процедуру психодиагностики, начинает осознавать свои проблемы и пути преодоления их. Примером может служить метод психодрамы.
  7. Рефрактивные. Оценка особенностей и состояния индивида делается психологом на основании непроизвольных оговорок, опечаток, ошибок при письме или неправильно построенных речевых конструкций. Например, для анализа психологических проблем подростков часто используются их сочинения.
  8. Аддиктивные методики. Аддикция – это зависимость человека от какой-то деятельности или типа поведения. Самые известные – курение, наркомания, алкоголизм. В это понятие включаются и простые привычки (например, покусывание нижней губы) и навязчивые потребности. Практически у всех людей есть проявления аддиктивного поведения, и они могут многое рассказать психологу о нас.

Подобное многообразие методик предоставляет психологам большой выбор и почти неограниченные возможности изучения человеческой личности. Правда, в проективных методиках есть и свои подводные камни, и главный из них – сложность интерпретации и неизбежная субъективность выводов.

Примеры проективных методов

Методика Роршаха (тест «Чернильных пятен»)

Эта методика создана швейцарским психиатром Г. Роршахом в 1921 году и в настоящее время, по общему признанию, является самым популярным проективным тестом. Он представляет собой 10 карточек с пятнами, похожими на те, что получаются, если на лист бумаги капнуть чернилами, а потом сложить его так, чтобы пятно отпечаталось симметрично. Отсюда и другое название этой методики.

Человеку, проходящему обследование, предлагается рассмотреть эти пятна и сказать, на что они похожи. По сравнению, например, с тестами-опросниками в сотню вопросов это кажется простым до банальности. Но психологу, чтобы интерпретировать результат, придется изрядно потрудиться и использовать все свои знания и опыт. Ведь учитывается не только сам ответ, но и то, в каком положении держал лист диагностируемый, на какие детали он обращал внимание и т. д.

В соответствии с классической методикой Роршаха каждый ответ, даже односложный, оценивается психологом по 5 критериям:

  1. Популярность или оригинальность – насколько часто у испытуемых встречается подобная интерпретация картинки. Так, если какое-то пятно у 9 из 10 диагностируемых ассоциируется с бабочкой, а у одного – с черепом, то его ответ явно оригинальный.
  2. Содержание. Этот критерий связан с категорией, к которой принадлежит увиденный в пятне объект: люди, животные, птицы, растения, фантастические существа и т. д.
  3. Локализация. Определение области, которую рассматривал испытуемый на карточке – все пятно целиком или какие-то его детали.
  4. Детерминанты. Что играет ключевую роль в выборе объекта сходства – форма, цвет или все вместе.
  5. Уровень формы – это оценка степени сходства пятна с объектом, названным испытуемым.

Выяснив эти критерии, психолог переходит к самой сложной части – интерпретации результатов. Она основана на глубоком знании человеческой психики и связи ответов с процессами, происходящими во внутреннем мире.

Сонди-тест

Szondi-test – проективная методика, опубликованная в 1939 году тоже швейцарским психоаналитиком Леопольдом Сонди.

Материал, с которым работает испытуемый, представляет собой 6 серий фотографий по 8 портретов в каждой. На портретах лица людей, больных различными психическими заболеваниями (садизм, истерия, шизофрения, депрессия и т. д.). Клиенту предлагается в каждой серии выбрать по два наиболее и наименее привлекательных образа.

Л. Сонди и его сторонники считают, что если диагностируемый выбрал 4 и больше портрета с одним и тем же заболеванием, то у него есть склонность к этому психическому отклонению. Причем не важно, положительный это выбор или отрицательный.

Российский психолог О. Н. Кузнецов на основе теста Сонди создал методику, позволяющую определять склонность людей к определенному типу межличностных конфликтов.

Рисуночный тест «Несуществующее животное»

Этот тест часто проводится среди подростков и старшеклассников, и он, несмотря на сравнительную простоту, очень информативен. Испытуемому выдается стандартный лист бумаги формата А4, карандаш и предлагается нарисовать какое-нибудь несуществующее (фантастическое) животное. Только нужно не брать в качестве образца персонажей мультфильмов или сказок, а придумать свой образ. Когда рисунок закончен, испытуемый должен назвать животное, дать ему имя.

При интерпретации рисунка учитывается буквально все – от расположения на листе и характера линий, до мельчайших деталей (волос, перьев, хвостов, шипов, чешуек и т. д.).

Например, характер линий говорит об эмоциональном состоянии испытуемого и об уровне его энергии. Жирные линии с сильным нажимом – свидетельство энергичной натуры, часто с повышенным уровнем возбуждения. А когда человек рассержен, то его карандаш даже рвет бумагу. Слабые, прерывистые линии говорят об апатии, слабоволии, а дрожащие – о робости и страхе.

Величина головы по отношению к телу – показатель степени рациональности. Чем больше голова нарисованного животного, тем большую роль играет в жизни человека разумная регуляция его поведения. Маленькая голова – человек живет не разумом, а своими телесными желаниями и влечениями, не любит задумываться о поступках и заниматься планированием.

Ноги – это опора, и если нарисованное существо имеет слабые ножки или вовсе не имеет их, порхая крылышками, то и автор этого существа далек от прагматизма, приземленности и любит парить в своих мечтах.

Подобным образом осмысливается и интерпретируется каждая деталь рисунка, в том числе и его название. Согласитесь, люди, давшие своим творениям имена «Крокозяблик», и «Кровожор», явно отличаются друг от друга по своему характеру.

Несмотря на кажущуюся несерьезность, данная проективная методика многократно проверена, и ее эффективность подтверждена. Тем более процесс интерпретации строго регламентирован подробной инструкцией к тесту, а не делается «от фонаря», как захочется психологу.

Проективные методики способны измерять различные стороны личности: эмоциональные, интеллектуальные, волевые и т. д. Именно этот тип психодиагностических средств позволяет выявить скрытые мотивы людей, те проблемы, в которых даже сам человек себе не признается. Ведь, в отличии от опросников, в проективных методах человек не может схитрить и попытаться обмануть психолога.

Эффект Барнума | психология | Британника

Похожие темы:
оценка личности

Просмотреть весь связанный контент →

Эффект Барнума , также называемый Эффектом Форера , в психологии явление, которое возникает, когда люди считают, что описания личности применимы именно к ним (в большей степени, чем к другим людям), несмотря на то, что описание на самом деле наполнено информацией, которая касается всех. Эффект означает, что люди доверчивы, потому что они думают, что информация касается их только тогда, когда на самом деле это общая информация. Эффект Барнума произошел от фразы, часто приписываемой (возможно, ошибочно) шоумену П. Т. Барнуму о том, что «лох» рождается каждую минуту. Экстрасенсы, гороскопы, фокусники, хироманты и наблюдатели за хрустальным шаром используют эффект Барнума, когда убеждают людей в том, что их описание в высшей степени особенное и уникальное и никогда не может быть применимо ни к кому другому.

Эффект Барнума изучается или используется в психологии двумя способами. Один из способов заключался в том, чтобы создать обратную связь для участников психологических экспериментов, которые прочитали ее и поверили, что она была создана лично для них. Когда участники заполняют шкалу интеллекта или личности, иногда экспериментатор оценивает ее и дает участнику его или ее реальную оценку. Однако в других случаях экспериментатор дает участникам ложную и общую обратную связь, чтобы создать ложное ощущение (например, чтобы создать впечатление, что они исключительно хороший человек). Причина того, что обратная связь «работает» и рассматривается как уникальный дескриптор отдельного человека, заключается в том, что информация на самом деле является общей и может применяться к любому.

Еще один способ изучения эффекта Барнума — компьютеры, которые дают (настоящую) личностную обратную связь участникам. Оценки личности, данные компьютерами, подвергались критике за то, что они слишком общие и слишком легко принимаются. Некоторые исследователи провели эксперименты, чтобы выяснить, считают ли люди на самом деле правдивую обратную связь более точной, чем поддельная обратная связь. Люди действительно считают настоящие правдивые описания себя более точными, чем поддельные отзывы, но в этом нет большой разницы.

Эффект Барнума лучше всего работает с положительными утверждениями. Люди с гораздо меньшей вероятностью поверят в то, что утверждение относится к ним, если оно носит негативный характер, например: «Я часто думаю о том, чтобы причинить боль людям, которые делают то, что мне не нравится». Таким образом, отчеты об эффекте Барнума в основном содержат утверждения с преимущественно положительными элементами, такими как перечисленные здесь элементы. Обратите внимание, что отрицательные фразы компенсируются чем-то положительным, чтобы закончить утверждение.

  • «У вас есть сильное желание заставить людей принять вас и полюбить вас».

  • «Иногда вы отдаете слишком много сил проектам, которые не работают».

  • «Вы предпочитаете перемены и не любите чувствовать себя ограниченным в своих возможностях».

  • «Вы независимо мыслите и гордитесь тем, что делаете что-то не так, как другие».

  • «Иногда вы можете быть шумным, общительным и общительным человеком, но иногда вы можете быть тихим, застенчивым и сдержанным».

  • «Вы можете быть чрезмерно строги к себе и очень критичны».

  • «Хотя у вас есть некоторые слабости, вы очень стараетесь преодолеть их и стать лучше».

Кэтлин Д. Вос

тест на чернильные пятна | психология | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Британника Классика
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Британской энциклопедии.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *