Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Тэджфел генри: Тэджфел Генри

Тэджфел Генри

Главная  > Справочник по образованию  > Энциклопедия де-факто  > Науки о человеке  > Психология  > Персоналии  > Тэджфел Генри

ТЭДЖФЕЛ Генри (1920-1982) — английский психолог. Приобрел известность теорией социальной идентичности и исследованиями межгрупповых отношений. Т. принадлежит большая заслуга в консолидации западноевропейских социальных психологов в 60- 70-х гг. в определении европейской парадигмы в развитии социальной психологии, к-рая по ряду важных методологических моментов противостоит американским концепциям. Согласно Т., Я-концепция личности может быть представлена в виде когнитивной системы, регулирующей все формы социального поведения. Она включает в себя две основные подсистемы: личностную идентичность и групповую идентичность. Первая относится к самоопределению человека в терминах его физических, интеллектуальных и нравственных черт. Вторая — в терминах суммы его групповых членств — этнической, социальной, профессиональной и т. д. принадлежности. Сдвиг от личностной идентичности к групповой в сознании соответствует сдвигу от межличностных форм социального взаимодействия к межгрупповым формам и наоборот. Важным моментом концепции Т. является анализ четырех взаимосвязанных когнитивных процессов (социальной категоризации, социальной идентификации, социального сравнения и межгрупповой дискриминации), лежащих в основе формирования как личностной, так и социальной идентичностей. Особое внимание Т. уделял межгрупповым формам поведения, в том числе межгрупповым конфликтам, когнитивным детерминантам напряженности и предвзятости в отношениях между группами. Основные положения концепции социальной идентичности были использованы для объяснения и исследования крупномасштабных социальных процессов — межэтнических конфликтов, языковой дифференциации, социальной справедливости и др. («Социальная идентичность и межгрупповые отношения» 1982).

Другие записи

10. 06.2016. Узнадзе Дмитрий Николаевич

УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич (1886-1950) — грузинский советский психолог. Основатель теории установки (см. Установки теории) как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования…

10.06.2016. Уотсон Джон Бродес

УОТСОН Джон Бродес (1878- 1958)-американский психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу…

10.06.2016. Ухтомский Алексей Алексеевич

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942) — русский и советский физиолог. Развивая идеи И. М. Сеченова о биологическом и системном характере нервно-психических актов, выдвинул учение о доминанте как главном…

10.06.2016. Ушинский Константин Дмитриевич

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824-1870) — русский педагог. Родоначальник педагогической психологии в России. Разработал, руководствуясь принципом народности, систему идей, направленных на всестороннее…

10.06.2016. Фехнер Густав Теодор

ФЕХНЕР Густав Теодор (1801- 1887) — немецкий физик, психолог, философ. Стремясь обосновать с помощью математических и экспериментальных методов т. зр., согласно к-рой вся Вселенная одушевлена, а материя…

Психологический словарь — карта сайта

Психологический словарь — карта сайта Лерш. Литература.
Лешли (Lashley) Карл Спенсер
Локк Джон
Ломброзо (Lombroso) Чезаре
Ломброзо. Литература.
Лурия Александр Poмaнович
Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм
Майер–Гросс. Литература.
Мак–Дугалл (McDougall) Уильям
Мак–Дугалл. Литература.
Маслоу Абрахам Харольд
Мах (Mach) Эрнст
Мах. Литература.
Мейерсон Иньяс
Мейли (Meili) Ришар
Мейман Эрнст
Мейнонг (Meinong) Алексиус
Месмер (Mesmer) Франц Антон
Мид Маргарет
Милль Джон Стюарт
Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк
Мишотт. Литература.
Монаков (Monakow) Константин, фон
Монаков. Литература.
Морено Якоб
Мюллер (Muller) Иоганн
Мюллер (Muller) Георг Элиас
Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго
Мюррей (Murray) Генри Александр
Мюррей. Литература.
Нойманн (Neumann) Эрих
Нойманн. Литература.
Нюттен Жозеф
Олпорт Гордон
Павлов Иван Петрович
Панум П.
Петрилович (Petrilowitsch) Николаус
Петрилович. Литература.
Пиаже (Piaget) Жан
Платон
Платон. Пир.
Примак (Premack) Давид
Примак. Литература.
Принцхорн (Prinzhorn) Ханс
Принцхорн. Литература.
Пуркинье Ян
Пьерон (Pieron) Анри
Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс
Райн. Литература.
Райх–Рубинштейн. Литература.
Рибо (Ribot) Теодюль
Рише Шарль
Роджерс Карл Рэнсом
Розенталь (Rosenthal) Роберт
Роршах (Rorschach) Герман
Россолимо Григорий Иванович
Роттер (Rotter) Джулиан Бернард
Рубин (Rubin) Эдгар Джон
Рубин. Литература.
Рубинштейн Сергей Леонидович
Руссо (Rousseau) Жан Жак
Руссо. Литература.
Рюдин (Rudin) Эрнст
Рюдин. Литература.
Саймон (Simon) Герберт Александр
Саймон. Литература.
Салливен Гарри Стэк
Селье Ганс
Сепир (Sapir) Эдвард
Сепир. Литература.
Сеченов Иван Михайлович
Симон (Simon) Теодор
Симон. Литература.
Сирс (Sears) Ричард
Сирс. Литература.
Скиннер Беррес Фредерик
Смирнов Анатолий Александрович
Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек
Спенс. Литература.
Спенсер Герберт
Спиноза Барух Бенедикт
Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард
Спитц (Spitz) Рене Арпад
Спитц. Литература.
Стаут (Stout) Георг Фредерик
Стаут. Литература.
Стернберг (Sternberg) Сол
Стернберг. Литература.
Тейлор (Taylor) Фредерик Уинслоу
Тейлор. Литература.
Теплов Борис Михайлович
Термен (Terman) Льюис Мейдисон
Термен. Литература.
Терстоун (Thurstone) Луис Леон
Терстоун. Литература.
Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд
Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс
Томсон (Thomson) Годфри Хилтон
Томсон. Литература.
Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли
Тэджфел Генри
Тэн (Taine) Ипполит Адольф
Тэн. Литература.
Узнадзе Дмитрий Николаевич
Уотсон (Watson) Джон
Ухтомский Алексей Алексеевич
Фенихель (Fenichel) Отто
Фенихель. Литература.
Ференци (Ferenczi) Шандор
Ференци. Литература.
Фестингер (Festinger) Леон
Фехнер Густав Теодор
Флюгель (Flugel) Джон Карл
Флюгель. Литература.
Комплекс Поликрата
Фолькельт (Volkelt) Ханс
Фолькельт. Литература.
Фоулькес (Foulkes) Зигмунд Генрих
Фоулькес. Литература.
Франкл Виктор
Фрейд Зигмунд
Фрейхан (Freyhan) Фритц Адольф
Фресс (Fraisse) Поль
Фресс. Литература.
Фромм Эрик
Хайдбредер (Heidbreder) Эдна Франсис
Хайдбредер. Литература.
Хайльброннер (Heilbronner) Карл
Халл Кларк Леонард
Хейманс (Heymans) Герардус
Хейманс. Литература.
Хеннинг Х.
Хик (Hick) Вильям Эдуард
Хик. Литература.
Холл Стенли
Хорни Карен
Хэд (Head) сэр Генри
Хэд. Литература.
Челпанов Георгий Иванович
Черлетти (Cerletti) Удо
Черлетти. Литература.
Шеррингтон (Sherrington) сэр Чарльз Скотт
Шеррингтон. Литература.
Шнайдер (Schneider) Курт
Шнайдер. Литература.
Шпильрейн Исаак Нафтульевич
Шпрангер (Spranger) Эдуард
Шпрангер. Литература.
Штерн (Stern) Вильям Луис
Штерринг (Storring) Густав
Штерринг. Литература.
Штумпф (Stumpf) Карл
Эббингауз Герман
Эвальд (Ewald) Готфрид
Эвальд. Литература.
Эйдельберг (Eidelberg) Людвиг
Эльконин Даниил Борисович
Эпикур
Эренфельс (Ehrenfels) Христиан Мария Юлиус, фон
Эренфельс. Литература.
Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд
Эриксон. Литература.
Эриксон Эрик
Юм Давид
Юнг (Jung) Карл Густав
Аверсивная психотерапия
Аверсивная психотерапия. Литература.
Психотерапия систематической десенсибилизацией
Психотерапия кататимного переживания образов
Альфа–тренинг
Альфа–тренинг. Литература
Психотерапия накоплением жетонов
Гипноз абляционный
Активный ступенчатый гипноз
Активный ступенчатый гипноз. Литература
Музыкотерапия
Музыкотерапия. Литература.
Морита–терапия
Парадоксальная интенция
Дерефлексия
Биоэнергетический анализ
Биренбаум Гита Васильевна
Гипноанализ
Активный анализ
Прямой анализ
Короткий анализ
Учебный анализ
Учебный анализ. Литература.
Контрольный анализ
Терапия утробного крика
Терапия утробного крика. Литература.
Психолиз
Синтетико–герменевтическая терапия
Терапия формообразования
Тренинг прививкой стресса
Когнитивная психотерапия
Рационально–эмотивная терапия
Коммуникационная психотерапия
Коммуникационная психотерапия. Литература
Прогрессивная релаксация
Артефакт клиники
Амок
Индиго
Коро
Лата
Пиблокто
Пуэрториканский синдром
Било
Цар
Цар. Литература.
Синдром Диогена
Синдром Ельпенора
Синдром Персефоны
Синдром Геры
Синдром Мидаса
Ка–цет синдром
Боксерская деменция
Боваризм
Донжуанизм
Донжуанизм. Литература.
Ага–переживание
Аномия
Теория двойной связи
Дуальное единство
Система тропизмов
Система тропизмов. Литература.
Потребность в агрессии
Потребность в агрессии. Литература.
Социальная агнозия
Алекситимия
Алекситимия. Литература
Теория функционального круга
Типология эйдетических представлений
Анаклизия
Анаклизия. Литература.
Контакт–психология
Контакт–психология. Литература.
Типология конфликтов
Трехфазная теория возникновения невроза
Триандис (Triandis) Гарри
Уроборос
Вампир
Ядро кристаллизации чувств
Границы Я
Автоматическое письмо
Автоматическое письмо. Литература

Анри Тайфель | Биография, теории и факты

Год рождения:
22 июня 1919 г.
Умер:
3 мая 1982 г. (62 года)
Известные работы:
«Эксперименты межгрупповой дискриминации»
Предметы изучения:
социальная психология восприятие предрассудки социальные перемены теория социальной идентичности
Роль в:
Вторая мировая война

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Анри Тайфель (родился 22 июня 1919, Влоцлавек, Польша — умер 3 мая 1982, Оксфорд, Великобритания), британский социальный психолог польского происхождения, наиболее известный своей концепцией социальной идентичности, центральной идеей в то, что стало известно как теория социальной идентичности.

В Европе его помнят за усилия, которые он приложил для установления европейского стиля социальной психологии, который признавал социальный, политический и исторический контекст, в котором происходит социальное поведение.

Молодость и карьера

Родившийся в еврейской семье в Польше, Тайфель учился в Сорбонне во Франции, когда Германия вторглась в Польшу в сентябре 1939 года. остаток конфликта в качестве военнопленного. Его выживание зависело от того, примет ли он французскую идентичность и скроет ли он свое польское еврейское происхождение.

Все ближайшие родственники Тайфеля и большинство его друзей в Польше погибли во время Холокоста. После войны он провел шесть лет, помогая реабилитировать жертв войны и беженцев, репатриировать или расселить их в других странах. Эти события глубоко повлияли на него и дали ему важные интеллектуальные ориентиры для его более поздних исследований и написания статей о дискриминации меньшинств и о том, как идентичность формируется в зависимости от национальности и принадлежности к этнической группе.

Что касается его собственного военного опыта, он заметил, что, если бы его польско-еврейская идентичность была раскрыта, его судьба была бы определена его социальной категорией.

Тайфель женился в 1948 году и переехал в Англию в 1951 году. Будучи студентом бакалавриата Лондонского университета Биркбека, он получил стипендию за эссе о предрассудках. Он получил высшее образование в 1954 году, работал научным сотрудником в Даремском университете, а позже стал преподавателем социальной психологии в Оксфордском университете. В 1967 году он был назначен на кафедру социальной психологии Бристольского университета и занимал эту должность до самой смерти. Вскоре Бристоль стал европейским центром исследований в области социальной психологии.

Перцептивная акцентуация

Самое раннее опубликованное исследование Тайфела было основано на так называемом «новом взгляде» в теории восприятия, в котором подчеркивалось, что восприятие является активным, а не реактивным процессом. Ментальные процессы людей часто организуют повседневные стимулы в соответствии с текущими или важными в данный момент ценностями или потребностями. Например, очень голодный мясоед может принять расплывчатое фотографическое изображение красного цветка за сочный стейк.

Тайфел включил эти идеи в свою работу по акцентуации восприятия. В одном исследовании стимулы представляли собой восемь линий, которые отличались по длине постоянным приращением. Он показал, что простая манипуляция (обозначение каждой линии либо А, либо В) в экспериментальных условиях заставляла испытуемых неправильно воспринимать длину линий и соответствующим образом классифицировать их. Понятие акцентуации соответствует размышлениям Тайфела о социальных стереотипах: члены этнических групп ошибочно воспринимаются как более близкие к общепринятым стереотипам о них.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Важным событием в мышлении Тайфела стала статья 1970 года «Эксперименты межгрупповой дискриминации», в которой он исследовал концепцию социальной категоризации (классификация людей как членов социальных групп) как основу для межгрупповой дискриминации (дискриминации по членов одной группы против членов другой группы). В отличие от реалистичной теории группового конфликта, согласно которой межгрупповой конфликт возникает из-за взаимно несовместимых целей, Тайфел предположил, что простого акта вступления в группу достаточно, чтобы спровоцировать дискриминацию членов доступной для сравнения чужой группы. Таким образом, межгрупповой конфликт является результатом социальной категоризации, а не конкуренции за материальное вознаграждение. По мнению Тайфела, социальная категоризация, а не межгрупповая конкуренция, является ключом к зарождающимся предубеждениям.

Тайфел и его ученик Джон Тернер разработали теорию социальной идентичности в 1970-х годах. Среди ключевых идей теории социальной идентичности можно выделить следующие:

1. Социальная категоризация — это когнитивный инструмент. Это более мощный детерминант межгрупповой дискриминации, чем переменные индивидуального уровня, такие как личностные характеристики, которые могут быть общими для членов как внутри группы, так и вне группы. Ключ к пониманию внегрупповых предубеждений заключается в том, что люди знают, что они являются членами дискретных категорий, то есть групп.

2. Социальное сравнение — это межгрупповое понятие, приводящее к выводам, основанным на групповой принадлежности. Например, Джейн решает, что ее этническая принадлежность дает ей преимущество, поскольку она придает ей более высокий статус, когда она проводит сравнения с другими заметными этническими группами. Концепция социального сравнения Тайфеля контрастирует с концепцией американского когнитивного психолога Леона Фестингера, который постулировал концепцию индивидуального уровня, порождающую выводы, основанные на межличностных сравнениях. Например, Джим приходит к выводу, что он быстр, потому что он обычно побеждает в бегах против других людей.

3. Социальная идентичность является важнейшим аспектом идентичности. Это часть Я-концепции, основанная на знании того, что человек принадлежит к одной или нескольким социальным группам, таким как политическая или религиозная группа. Человек стремится к положительному самоопределению, результату, основанному на сравнениях, которые дают преимущество «своей» группе по сравнению с заметными внешними группами.

4. Некоторые считают, что концепция социальных изменений Тайфела является его самым новаторским вкладом в теорию социальной идентичности. Социальные изменения — это значительные воспринимаемые изменения в отношениях между большими социальными группами, такими как национальные, религиозные и этнические группы. В то время как социальная мобильность — это изменение самоопределения — например, когда индивидуум переходит в новую группу, — социальные изменения относятся к трансформации социальной идентичности для всей социальной группы. Социальные изменения — это процесс, посредством которого люди активно ищут позитивную социальную идентичность в ответ на негативное определение в мире социального неравенства.

Тайфель широко использовал теорию и примеры из истории, литературы, социологии, политики и экономики при разработке своих идей. Он пошел на многое, чтобы связать теорию социальной идентичности с крупномасштабными социальными структурами и идеологией. В отличие от многих теоретиков социальной психологии, Тайфел намеренно связывал коллективные движения и политические действия.

Хотя Тайфел проводил экспериментальные исследования и призывал других делать то же самое, его цели были более амбициозными, и он открыто выступал против редукционизма в социально-психологической теории. Он помнил о масштабах и масштабах североамериканской социальной психологии и о том, чего она достигла в определении дисциплины в 20 веке. Однако он был убежден, что европейская перспектива может предложить нечто иное и ценное. Он утверждал, что североамериканские социальные психологи были в основном редукционистами, даже близорукими, в своем стремлении к психологическим законам, применимым в первую очередь к отдельным людям, а не к группам. Напротив, европейская политическая история и войны создали потребность в теоретических конструкциях, встроенных в социальные группы.

Грэм М. Воан Редакция Encyclopaedia Britannica

Анри Тайфель — Социальный психолог

Анри Тайфель, ставший одним из самых известных и влиятельных социальных психологов ХХ века, начал свою жизнь в Польше. Родившийся в еврейской семье (первоначально известный как Герц Мордхе), он позже изучал химию третьего уровня в 1937-1939 годах в Тулуза университете и в Сорбонна в Париже.

Ход его жизни там, в конце 1930-х годов, был изменен событиями в форме общеевропейской политической напряженности. связано с подъемом фашистских идеологий в ряде государств — не в последнюю очередь в Германии, где Адольф Гитлер был лидером так называемой Национал-социалистическое движение.

Анри Тайфель присоединился к французской армии и попал в плен. В его случае это привело к крайней дилемме — он знал сам был польским евреем по происхождению, и он знал, что под руководством Гитлера евреи вообще и польские евреи в частности жестоко преследовались. Тайфель в агонии поэтому над тем, должен ли он признаться своим похитителям, что он еврей. Он, кажется, чувствовал, что, пока неоспоримый риск для его жизни, если он признается своим похитителям в своем происхождении, еще более серьезная опасность возникнет, если власти «обнаружат» его фон сами по себе.
В случае, если Анри Тайфель сообщил тюремным властям, что он еврей (и заявил, что он также является гражданином Франции), но после этого они позволили ему остаться под стражей вместе с другими французскими военнопленными.

После прекращения боевых действий Анри Тайфель стал сотрудничать с организациями, работающими с беженцами и занимающимися переселение. Во время визита в Англию, сопровождая еврейских детей, которым английский квакер оказал гостеприимство. семьи он познакомился с молодой женщиной, которая впоследствии стала его женой. Эта молодая леди тоже была еврейкой и была родом из Германии, но сумела добраться до Англии в качестве беженца до начала Второй мировой войны.

Тайфел обнаружил, что его изучение химии не было достаточно увлекательным, чтобы вызвать у него желание продолжить работу в этой области. и он стремился изменить направление. Это приняло форму получения степени Он получил степень бакалавра психологии в Лондоне, начав учиться на заочном отделении в 1951 году, когда ему было около тридцати.
Анри Тайфель был одним из очень немногих людей, которые были выбраны для получения помощи по схеме в Англии, где было доступно финансирование. выдающимся кандидатам, чтобы они могли продолжить учебу или обучение, выиграв конкурсную стипендию для зрелых студентов с эссе на тему «Предубеждение». На него сильно повлиял его собственный опыт во время недавнего конфликта, и он слишком хорошо осознавал, что потеряли многих членов семьи и друзей в результате чудовищного геноцида, в результате которого погибло около шести миллионов человек, в основном уничтожил многие еврейские общины континентальной Европы.

Анри Тайфел, следовательно, был очень заинтересован в исследовании основы предубеждения, которое могло привести к такому крайнему исходу. Как Однако, будучи студентом психологии, он вошел в академический мир, в котором больше изучалось поведение лабораторных крыс, чем в попытке оценить основу более широких человеческих действий.
Там, где психология действительно обращалась к человеческому пониманию, она также имела тенденцию сосредотачиваться на человеке, а не на группе.

Он получил диплом первой степени, затем работал научным сотрудником в Даремском университете, а в 1956 году перешел в Оксфордский университет, где и остался. в качестве преподавателя социальной психологии в течение 11 лет.

Тайфель часто говорил, что его работа с беженцами и переселением была самым важным достижением в его жизни и, вполне возможно, Благодаря многолетнему опыту, именно его собственная карьера социального психолога в значительной степени способствовала появлению признание важности изучения человеческих групп академическими психологами и обществом в целом.
Принимая во внимание, что было признано, что предрассудки и дискриминационное поведение объясняются особенностями личности или на реакцию отдельных лиц на авторитаризм. У Тайфела были основания, основанные на обращении нацистов с европейскими евреями, подозревать что группы людей могут вести себя с предубеждением и дискриминацией по отношению к тем, кого они считают принадлежащими к другим группам, что, по их мнению, является причиной критиковать, не любить или осуждать.

Исследования, которые он вел, будучи профессором социальной психологии с 1967 лет в Бристольском университете, Англия, конец 1960-х – начало девятнадцать семидесятых, где Было показано, что английские школьники проявляют дискриминацию, основанную на очень ненадежном и объективно не относящемся к делу чувстве принадлежности к группе, по отношению к воспринимаемая чужая группа оказала очень широкое и продолжительное влияние на социальную психологию. In Tajfel H, Billig MG, Bundy RP & Flament C. Social категоризация и интергруппа поведение. Евро. Дж. Соц. Психол. 1:149-77, 1971. [Бристольский университет, Англия, и Университет Экс-Марсель, Франция] Тайфель и его коллеги приступили к исследованию минимум условия, необходимые для создания смысл членства в группе, которые впоследствии будут служить основой для внутригруппового/внегруппового дискриминационного поведения.
Позже Майкл Биллиг официально заявил, что в этом исследовании Анри Тайфел исследовал, «как возможен ли геноцид?»

Это исследование привело к презентации Анри Тайфеля и его команды так называемые исследования парадигмы минимальной группы. В рамках этой парадигмы число предположений, концепций, ценностей или практик были приняты для того, чтобы лучше представить реальность в отношении возникновения человеческой группы формирование и появление дискриминационного поведения, которое, по мнению Тайфела, было напрямую связано с членством в такой группе. Эта парадигма изначально планировалось обеспечить базовый уровень для последующей проверки необходимых и достаточных условий для внутригруппового фаворитизма и внегруппового отступления.

Эти исследования парадигмы минимальной группы прямо привели к развитию широко влиятельной Теория социальной идентичности Анри Таджфеля и Джон Тернер в 1979 году.
Эта теория была влиятельной предшественник своего рода познавательного подход, который должен был доминировать в социальной психология в 1980-х

Карьера и открытия Анри Тайфеля оказали первостепенное влияние на развитие общепринятых областей изучения Социальная психология. Многие люди, прошедшие обучение у Таджфела или обучавшиеся у тех, кто сам находился под влиянием Таджфела, занимают выдающиеся академические должности в разных местах по всему миру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *