Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Тэджфел генри: Тэджфел Генри

Тэджфел Генри

Главная  > Справочник по образованию  > Энциклопедия де-факто  > Науки о человеке  > Психология  > Персоналии  > Тэджфел Генри

ТЭДЖФЕЛ Генри (1920-1982) — английский психолог. Приобрел известность теорией социальной идентичности и исследованиями межгрупповых отношений. Т. принадлежит большая заслуга в консолидации западноевропейских социальных психологов в 60- 70-х гг. в определении европейской парадигмы в развитии социальной психологии, к-рая по ряду важных методологических моментов противостоит американским концепциям. Согласно Т., Я-концепция личности может быть представлена в виде когнитивной системы, регулирующей все формы социального поведения. Она включает в себя две основные подсистемы: личностную идентичность и групповую идентичность. Первая относится к самоопределению человека в терминах его физических, интеллектуальных и нравственных черт. Вторая — в терминах суммы его групповых членств — этнической, социальной, профессиональной и т. д. принадлежности. Сдвиг от личностной идентичности к групповой в сознании соответствует сдвигу от межличностных форм социального взаимодействия к межгрупповым формам и наоборот. Важным моментом концепции Т. является анализ четырех взаимосвязанных когнитивных процессов (социальной категоризации, социальной идентификации, социального сравнения и межгрупповой дискриминации), лежащих в основе формирования как личностной, так и социальной идентичностей. Особое внимание Т. уделял межгрупповым формам поведения, в том числе межгрупповым конфликтам, когнитивным детерминантам напряженности и предвзятости в отношениях между группами. Основные положения концепции социальной идентичности были использованы для объяснения и исследования крупномасштабных социальных процессов — межэтнических конфликтов, языковой дифференциации, социальной справедливости и др. («Социальная идентичность и межгрупповые отношения» 1982).

Другие записи

10. 06.2016. Узнадзе Дмитрий Николаевич

УЗНАДЗЕ Дмитрий Николаевич (1886-1950) — грузинский советский психолог. Основатель теории установки (см. Установки теории) как общепсихологической концепции, раскрывающей закономерности развития и функционирования…

10.06.2016. Уотсон Джон Бродес

УОТСОН Джон Бродес (1878- 1958)-американский психолог, основоположник бихевиоризма. Выступая против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях, предложил программу…

10.06.2016. Ухтомский Алексей Алексеевич

УХТОМСКИЙ Алексей Алексеевич (1875-1942) — русский и советский физиолог. Развивая идеи И. М. Сеченова о биологическом и системном характере нервно-психических актов, выдвинул учение о доминанте как главном…

10.06.2016. Ушинский Константин Дмитриевич

УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824-1870) — русский педагог. Родоначальник педагогической психологии в России. Разработал, руководствуясь принципом народности, систему идей, направленных на всестороннее…

10.06.2016. Фехнер Густав Теодор

ФЕХНЕР Густав Теодор (1801- 1887) — немецкий физик, психолог, философ. Стремясь обосновать с помощью математических и экспериментальных методов т. зр., согласно к-рой вся Вселенная одушевлена, а материя…

«Минимальная групповая парадигма» в теории социальной идентичности Генри Тэджфела Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

УДК 316.613 Ставропольский Юлий Владимирович

кандидат социологических наук,

доцент кафедры общей и социальной психологии

Национального исследовательского

Саратовского государственного университета

им. Н.Г. Чернышевского

[email protected]

«МИНИМАЛЬНАЯ ГРУППОВАЯ ПАРАДИГМА» В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ГЕНРИ ТЭДЖФЕЛА

Stavropolskiy Yuliy Vladimirovich

Candidate of Sociology, associate professor of the chair of general and social psychology, National Research Saratov State University StJulius@yandex. ru

“MINIMAL GROUP PARADIGM” IN HENRY TAJFEL’S THEORY OF SOCIAL IDENTITY

Аннотация:

Проводившиеся Г. Тэджфелом исследования «минимальных групп» позволили получить подтверждения того, что в межгрупповой ситуации действуют определенные процессы, проявляющиеся в поведении субъектов и приводящие к сильной межгрупповой дифференциации, которые не вызваны ни существо-вавшей до начала исследований враждебностью, ни «объективным» конфликтом интересов между группами, имевшим место во время проведения исследований, ни простыми эгоистическими интересами субъектов.

Ключевые слова:

идентичность, социальная психология, социальная категоризация, социальное сравнение, минимальная групповая парадигма, ингруппа, аутгруппа, этничность.

The summary:

The “minimal group” studies carried out by H. Tajfel have let to obtain the confirmations that in the intergroup situation the certain processes exist which reveal themselves in the subjects’ behaviour and lead towards strong intergroup differentiation, caused neither by hostility preceding the beginning of the research, nor by any “objective” interests’ conflict between groups, existing in the course of the research, nor by simple egoistic interests of the subjects.

Keywords:

identity, social psychology, social categorization, social comparison, minimal group paradigm, ingroup, out-group, ethnicity.

Осознаваемая нелегитимность межгрупповых взаимоотношений выступает в качестве общепринятого средства воздействия на социальное действие и социальное изменение в межгрупповом поведении. Она создает основу для общегруппового возмущения, недовольства или фрустрации и для перевода этих психологических явлений в диффузные формы межгруппового поведения, направленного либо на обретение, либо на сохранение адекватной групповой специфичности. В случае если группа занимает нижестоящее положение в системе социальной стратификации, такая инструментальная функция воздействия осуществляется через осознание нелегитимности результатов, к которым приводит межгрупповое сравнение. Если такая нижестоящая по статусу группа уже готова к переменам, то происходит легитимизация ее нового образа, с которым далее будет производится сравнение. Если группа имеет вышестоящий статус, то легитимизируются попытки сохранить существующую ценностную специфику, которая воспринимается как находящаяся под угрозой.

Проводившиеся Г. Тэджфелом исследования «минимальных групп» позволили получить подтверждение того, что в межгрупповой ситуации действуют определенные процессы, проявляющиеся в поведении субъектов и приводящие к сильной межгрупповой дифференциации, которые не вызваны ни существовавшей до начала исследований враждебностью, ни «объективным» конфликтом интересов между группами, существовавшим во время проведения исследований, ни простыми эгоистическими интересами субъектов [1].

Целью исследований, проводившихся Г. Тэджфелом, было определение минимума условий, при которых в поведении индивида будет проявляться различное отношение к «своей» и «чужой» группе. Для того чтобы такие минимальные условия сложились, из экспериментальной ситуации были устранены все переменные, которые обычно стимулируют внутригрупповой фаворитизм и межгрупповую избирательность: непосредственная межличностная интеракция; конфликт интересов; любая возможность существования враждебности между группами до проведения эксперимента; любые утилитарные или инструментальные связи между реакциями субъектов и их эгоистическими интересами.

Кроме того, субъектам была предоставлена возможность выбора различных стратегий реагирования; некоторые из стратегий были более «рациональны» или «полезны», чем дифференцирование между группами. Перед субъектами стояла задача при помощи матриц распределить сумму денег между двумя другими участниками эксперимента. Матрицы были составлены таким образом, чтобы организаторы эксперимента могли отдельно оценить каждую стратегию, которой руководствовался участник эксперимента, принимая решение.

Стратегии состояли в следующем: получение максимальной совместной прибыли; получение максимальной прибыли членами «своей» группы; максимальная дифференциация в пользу членов «своей» группы за счет отказа от двух первых стратегий; равное распределение прибыли. Первая стратегия почти не влияла на сделанный выбор, вторая и четвертая были достаточно значимыми, но наиболее значимой оказалась стратегия максимальной дифференциации в пользу «своей» группы.

Г. Тэджфел предложил два объяснения результатов эксперимента — «нормативное» и «обучающее». Нормативное объяснение состоит в том, что участники эксперимента — школьники в возрасте 15-16 лет — относились к экспериментальной ситуации как к командному соревнованию, в котором нужно обеспечить победу «своей» команды любой ценой. Обучающее объяснение состоит в том, что в новой ситуации участники эксперимента вовлекались в такую форму внутригруппового поведения, которое в прошлом получало подкрепление бесчисленное количество раз. В каждом из этих объяснений есть свой смысл, в то же время ни одно из них не является подлинно эвристическим. Тот уровень обобщения, на котором сделаны оба этих объяснения, не позволяет опираться на них в качестве отправной точки в дальнейших поисках, направленных на изучение меж-групповых процессов.

Выбор участниками эксперимента конкретных норм определяется теми конкретными формами подкрепления, которые характерны для изучаемой проблемы. Тенденция среди участников эксперимента — отдавать предпочтение стратегии максимальной дифференциации в пользу членов «своей» группы — означает, что когда относительная дифференциация в пользу «своей» группы вступает в конфликт с абсолютным количеством вознаграждений, которые могли быть распределены либо среди членов своей группы (стратегия получения максимальной прибыли членами «своей» группы), либо среди всех участников эксперимента (стратегия получения максимальной совместной прибыли), то решающее влияние на выбор, который делали участники эксперимента, оказывала именно относительная дифференциация.

Сравнение стратегий распределения вознаграждений между двумя участниками «своей» группы со стратегиями распределения вознаграждений между двумя участниками другой группы показывает, что в первом случае суммы оказывались ближе к той точке матрицы, которая соответствует стратегии получения максимальной совместной прибыли, чем во втором случае. Это подтверждает избирательное благожелательное отношение к «своей» группе. Поскольку распределение среди членов «своей» и членов «другой»

группы производилось по различным матрицам, то, что членам «другой» группы выделялась большая сумма, не означало, что сумма для членов «своей» группы была меньше. Участники эксперимента стремились к тому, чтобы обеспечить позитивную дифференциацию своей собственной группы даже ценой того, чтобы члены «другой» группы получили большее вознаграждение.

Г. Тэджфелом описаны четыре экспериментальных условия. Первое экспериментальное условие названо им «категоризация и сходство» (CS): каждый участник эксперимента распределял баллы между одним членом «своей» группы и одним членом «другой» группы. ): каждый участник эксперимента распределял баллы между двумя другими участниками, по кодовым номерам которых можно было определить, какому именно художнику они отдали предпочтение, но понятие группы во время эксперимента не вводилось и не упоминалось. Четвертое условие — «отсутствие и категоризации, и сходства» (СБ): баллы распределялись между двумя другими участниками эксперимента, безотносительно к групповой принадлежности и к предпочтению картин.

Результаты этих экспериментальных условий оказались следующими: в условиях CS и СБ внутригрупповой фаворитизм проявлялся в существенной степени, при условии Сs существовала тенденция расположения по отношению к тем, кто проявил сходные художественные предпочтения, но эта тенденция не достигла уровня статистической значимости; при условии СБ не было зафиксировано тенденции оказывать предпочтение кому-либо.

При сравнении результатов, полученных в экспериментах Г. Тэджфела, с результатами, полученными в экспериментах М. Шерифа [2], необходимо иметь в виду то обстоятельство, что целью экспериментов М. Шерифа было исследование того, какое влияние на отношение к «не своей» группе и соответственно на поведение участников эксперимента оказывает эксплицитно спровоцированный организаторами эксперимента конфликт. В экспериментах Г. Тэджфела не существовало конфликта, привнесенного извне, а состязательность (то есть действия, направленные на обеспечение дифференциации между группами в пользу «своей» группы) в полной мере и активно привносилась в ситуацию самими участниками эксперимента в результате того, как экспериментаторы вводили понятие «группы».

В экспериментах Г. Тэджфела участники никогда прежде не принадлежали к одной и той же группе, между ними и другими членами «их» группы не существовало интеракции, они не знали членов ни «своей» группы, ни другой группы, на них не оказывалось никакого явно выраженного социального давления, побуждавшего их действовать в пользу «своей» группы, а их личный интерес не отражался на том, что большую часть денег они распределяли среди членов «своей» группы. Напротив, если бы они отдавали предпочтение стратегии получения максимальной совместной прибыли, то все участники эксперимента получили бы деньги.

Как отмечает Г. Тэджфел, именно потребность в дифференциации (или в установлении психологически обособленной групповой специфики) при определенных условиях сказалась на результатах последовательности «социальная категоризация — социальная идентичность — социальное сравнение». В более широком социальном контексте это можно проиллюстрировать использованием понятия «этничность» как критерия социальной категоризации. По ряду причин, понятие «этничность» является оценочно перегру-

женным, имеющим «избыточную» оценочную коннотацию. Употребление этого понятия характерно для таких социальных ситуаций, или, по определению, форм социальной дифференциации, в которых проводятся субъективные социальные различия.

Национализм, часто представлявший собой одну из сил, действовавших в направлении консервации социальных систем, сегодня во многих ситуациях является одной из тех сил, которые обеспечивают перемены. Это происходит по причине стремления мелких этнических групп во всем мире к установлению особой социальной идентичности. Примеры можно приводить бесконечно — это и канадцы-франкофоны, и американские индейцы, и валлийцы и шотландцы в Великобритании [3], и бретонцы во Франции, и баски во Франции и в Испании, и франкоговорящее меньшинство в кантоне Юра в Швейцарии и так далее.

Таким образом, как отмечает Г. Тэджфел, когнитивная, поведенческая и оценочная дифференциация отражает потребность личности в придании социальной идентичности в условиях межгрупповой ситуации, социального смысла. Эта потребность удовлетворяется или благодаря созданию межгрупповых различий там, где они реально не существуют, или благодаря приписыванию большей ценности тем различиям, которые существуют реально.

Социальная идентичность в интерпретации Г. Тэджфела — это не попытка описать то, что представляет собой идентичность в статическом выражении. Это — опосредующий каузальный механизм ситуаций «объективного» социального изменения. Г. Тэджфел выделяет три категории социальных ситуаций, в которых актуализируется социальная идентичность. Во-первых, это диффузная или маргинальная ситуация группы, члены которой испытывают трудности в определении своего места в социальной системе. Во-вторых, группа занимает господствующее социальное положение, это положение признано в обществе, но в определенный момент оно оказывается под угрозой в результате того, что происходят или не происходят определенные общественные перемены, либо в результате конфликта ценностей, лежащих в основе господствующего положения, занимаемого группой. В-третьих, группа занимает одно из самых нижних мест в социальной стратификации; это положение признано в обществе, но в определенный момент, по различным причинам члены группы либо начинают воспринимать данный статус как нелегитимный, либо осознают, что существующая ситуация имеет позитивные альтернативы, которые реально могут быть достигнуты, либо происходит и первое, и второе.

Термины «господствующее» и «нижестоящее» положение не являются оптимальными в социально-психологическом значении. Социальная дифференциация с позиций социальной психологии характеризуется множеством взаимодействующих параметров, соответствующих социальному статусу, различиям в социальной власти, в доминировании и т. д. Цвет кожи, например, за пределами определенного социального контекста является качеством, не говорящем ни о «господствующем», ни о «нижестоящем» положении, но при определенных социально-психологических условиях он может им стать. В принципе, любая групповая характеристика может стать и становится оценочно нагруженной в этом смысле.

«Динамический» подход к анализу социальной идентичности основывается на нескольких тезисах. Во-первых, маловероятно, что существует много примеров статичных межгрупповых ситуаций, складывающихся из неизменного комплекса социальных взаимоотношений между группами. Психологические аналоги социальных межгрупповых взаимоотношений обладают еще меньшей статичностью. Это становится ясно, если принимать во внимание то, что идентичность в интерпретации Г. Тэджфела понимается как производное от принадлежности личности к группе, выводимое путем сравнения и соотнесения.

Г. Тэджфел предлагает различать «стойкую» (secure) и «нестойкую» (insecure) идентичность. Абсолютно стойкая социальная идентичность подразумевает такие отношения между двумя или более группами, в которых непредставимо изменение структуры психологической специфичности. В отношении «господствующих» социальных групп, полностью стойкая социальная идентичность эмпирически почти невозможна. Иначе говоря, возвращаясь к той интерпретации социальной реальности, которую Л. Фестингер [4] предложил в своей теории социального сравнения, можно утверждать, что существует полная психологическая «объективизация» социального статуса-кво при очевидном отсутствии каких-либо когнитивных альтернатив, способных изменить существующую социальную реальность. Историки и социальные антропологи могли бы привести примеры таких абсолютно стабильных и изолированных обществ. В современном мире вряд ли найдется много аналогов обществ с абсолютно стойкой социальной идентичностью.

В отношении «господствующих» социальных групп, полностью стойкая социальная идентичность эмпирически почти невозможна. Для того чтобы сложилась непоколебимо стойкая социальная идентичность, недостаточно только обрести психологическую специфичность — ее еще необходимо сохранить с учетом того, что социальные условия, обеспечивающие специфичность, не являются неизменными, как и сохранить знаки и символы особого статуса, без которых «господствующее» положение не будет восприниматься в качестве прерогативы только данной группы. Поэтому даже в самой ригидной кастовой системе те социальные различия, которые могут представляться очень стабильными, соотнесены с развивающейся динамической ситуацией, в которой занимающая господствующее положение группа не прекращает деятельность по поддержанию своей специфичности.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Tajfel H. The Achievement of Group Differentiation // Differentiation Between Social Groups: Studies in the Social Psychology of Intergroup Relations / [edited by] Henri Tajfel. Published in cooperation with European Association of Experimental Social Psychology by Academic Press. London, New York and San Francisco, 1978.

2. Sherif M. Group Conflict and Cooperation: Their Social Psychology. London, 1967.

3. Festinger L. A Theory of Social Comparison Processes // Human Relations, 1954. No. 7. P. 152-163.

4. Branthwaite A., Jones J. E. Fairness and Discrimination: English vs. Welsh. // European Journal of Social Psychology, 1975. No. 5. P. 323-338.

1. Tajfel H. The Achievement of Group Differentiation // Differentiation Between Social Groups: Studies in the Social Psychology of Intergroup Relations / [edited by] Henri Tajfel. Published in cooperation with European Association of Experimental Social Psychology by Academic Press. London, New York and San Francisco, 1978.

2. Sherif M. Group Conflict and Cooperation: Their Social Psychology. London, 1967.

3 . Festinger L. A Theory of Social Comparison

Processes // Human Relations, 1954. No. 7. P. 152-163.

4. Branthwaite A., Jones J. E. Fairness and Discrimination: English vs. Welsh. // European Journal of Social Psychology, 1975. No. 5. P. 323-338.

Анри Тайфель | Биография, теории и факты

Год рождения:
22 июня 1919 г.
Умер:
3 мая 1982 г. (62 года)
Известные работы:
«Эксперименты межгрупповой дискриминации»
Предметы изучения:
социальная психология восприятие предрассудки социальные перемены теория социальной идентичности
Роль в:
Вторая мировая война

Просмотреть весь соответствующий контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Анри Тайфель (родился 22 июня 1919, Влоцлавек, Польша — умер 3 мая 1982, Оксфорд, Великобритания), британский социальный психолог польского происхождения, наиболее известный своей концепцией социальной идентичности, центральной идеей в то, что стало известно как теория социальной идентичности. В Европе его помнят за усилия, которые он приложил для установления европейского стиля социальной психологии, который признавал социальный, политический и исторический контекст, в котором происходит социальное поведение.

Молодость и карьера

Родившийся в еврейской семье в Польше, Тайфель учился в Сорбонне во Франции, когда Германия вторглась в Польшу в сентябре 1939 года. остаток конфликта в качестве военнопленного. Его выживание зависело от того, примет ли он французскую идентичность и скроет ли он свое польское еврейское происхождение.

Все ближайшие родственники Тайфеля и большинство его друзей в Польше погибли во время Холокоста. После войны он провел шесть лет, помогая реабилитировать жертв войны и беженцев, репатриировать или расселить их в других странах. Эти события глубоко повлияли на него и дали ему важные интеллектуальные ориентиры для его более поздних исследований и написания статей о дискриминации меньшинств и о том, как идентичность формируется в зависимости от национальности и принадлежности к этнической группе. Что касается его собственного военного опыта, он заметил, что, если бы его польско-еврейская идентичность была раскрыта, его судьба была бы определена его социальной категорией.

Тайфель женился в 1948 году и переехал в Англию в 1951 году. Будучи студентом бакалавриата Лондонского университета Биркбека, он получил стипендию за эссе о предрассудках. Он получил высшее образование в 1954 году, работал научным сотрудником в Даремском университете, а позже стал преподавателем социальной психологии в Оксфордском университете. В 1967 году он был назначен на кафедру социальной психологии Бристольского университета и занимал эту должность до самой смерти. Вскоре Бристоль стал европейским центром исследований в области социальной психологии.

Перцептивная акцентуация

Самое раннее опубликованное исследование Тайфела было основано на так называемом «новом взгляде» в теории восприятия, в котором подчеркивалось, что восприятие является активным, а не реактивным процессом. Ментальные процессы людей часто организуют повседневные стимулы в соответствии с текущими или важными в данный момент ценностями или потребностями. Например, очень голодный мясоед может принять расплывчатое фотографическое изображение красного цветка за сочный стейк.

Тайфел включил эти идеи в свою работу по акцентуации восприятия. В одном исследовании стимулы представляли собой восемь линий, которые отличались по длине постоянным приращением. Он показал, что простая манипуляция (обозначение каждой линии либо А, либо В) в экспериментальных условиях заставляла испытуемых неправильно воспринимать длину линий и соответствующим образом классифицировать их. Понятие акцентуации соответствует размышлениям Тайфела о социальных стереотипах: члены этнических групп ошибочно воспринимаются как более близкие к общепринятым стереотипам о них.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Важное развитие мышления Тайфела было раскрыто в статье 1970 года «Эксперименты межгрупповой дискриминации», в которой он исследовал концепцию социальной категоризации (классификация людей как членов социальных групп) в качестве основы для межгрупповой дискриминации (дискриминации по членов одной группы против членов другой группы).

В отличие от реалистичной теории группового конфликта, согласно которой межгрупповой конфликт возникает из-за взаимно несовместимых целей, Тайфел предположил, что простого акта вступления в группу достаточно, чтобы спровоцировать дискриминацию в отношении членов доступной для сравнения внешней группы. Таким образом, межгрупповой конфликт является результатом социальной категоризации, а не конкуренции за материальное вознаграждение. По мнению Тайфела, социальная категоризация, а не межгрупповая конкуренция, является ключом к зарождающимся предубеждениям.

Тайфел и его ученик Джон Тернер разработали теорию социальной идентичности в 1970-х годах. Среди ключевых идей теории социальной идентичности можно выделить следующие:

1. Социальная категоризация — это когнитивный инструмент. Это более мощный детерминант межгрупповой дискриминации, чем переменные индивидуального уровня, такие как личностные характеристики, которые могут быть общими для членов как внутри группы, так и вне группы. Ключ к пониманию внегрупповых предубеждений заключается в том, что люди знают, что они являются членами дискретных категорий, то есть групп.

2. Социальное сравнение — это межгрупповое понятие, приводящее к выводам, основанным на групповой принадлежности. Например, Джейн решает, что ее этническая принадлежность дает ей преимущество, поскольку она придает ей более высокий статус, когда она проводит сравнения с другими заметными этническими группами. Концепция социального сравнения Тайфеля контрастирует с концепцией американского когнитивного психолога Леона Фестингера, который постулировал концепцию индивидуального уровня, порождающую выводы, основанные на межличностных сравнениях. Например, Джим приходит к выводу, что он быстр, потому что он обычно побеждает в бегах против других людей.

3. Социальная идентичность является важнейшим аспектом идентичности. Это часть Я-концепции, основанная на знании того, что человек принадлежит к одной или нескольким социальным группам, таким как политическая или религиозная группа. Человек стремится к положительному самоопределению, результату, основанному на сравнениях, которые дают преимущество «своей» группе по сравнению с заметными внешними группами.

4. Некоторые считают, что концепция социальных изменений Тайфела является его самым новаторским вкладом в теорию социальной идентичности. Социальные изменения — это значительные воспринимаемые изменения в отношениях между большими социальными группами, такими как национальные, религиозные и этнические группы. В то время как социальная мобильность — это изменение самоопределения — например, когда индивидуум переходит в новую группу, — социальные изменения относятся к трансформации социальной идентичности для всей социальной группы. Социальные изменения — это процесс, посредством которого люди активно ищут позитивную социальную идентичность в ответ на негативное определение в мире социального неравенства.

Тайфель широко использовал теорию и примеры из истории, литературы, социологии, политики и экономики при разработке своих идей. Он пошел на многое, чтобы связать теорию социальной идентичности с крупномасштабными социальными структурами и идеологией. В отличие от многих теоретиков социальной психологии, Тайфел намеренно связывал коллективные движения и политические действия.

Хотя Тайфел проводил экспериментальные исследования и призывал других делать то же самое, его цели были более амбициозными, и он открыто выступал против редукционизма в социально-психологической теории. Он помнил о масштабах и масштабах североамериканской социальной психологии и о том, чего она достигла в определении дисциплины в 20 веке. Однако он был убежден, что европейская перспектива может предложить нечто иное и ценное. Он утверждал, что североамериканские социальные психологи были в основном редукционистами, даже близорукими, в своем стремлении к психологическим законам, применимым в первую очередь к отдельным людям, а не к группам. Напротив, европейская политическая история и войны создали потребность в теоретических конструкциях, встроенных в социальные группы.

Грэм М. Воан Редакция Encyclopaedia Britannica

Анри Тайфель — Социальный психолог

Анри Тайфель, ставший одним из самых известных и влиятельных социальных психологов ХХ века, начал свою жизнь в Польше. Родившийся в еврейской семье (первоначально известный как Герц Мордхе), он позже изучал химию третьего уровня в 1937-1939 годах в Тулуза университете и в Сорбонна в Париже.

Ход его жизни там, в конце 1930-х годов, был изменен событиями в форме общеевропейской политической напряженности. связано с подъемом фашистских идеологий в ряде государств — не в последнюю очередь в Германии, где Адольф Гитлер был лидером так называемой Национал-социалистическое движение.

Анри Тайфель присоединился к французской армии и попал в плен. В его случае это привело к крайней дилемме — он знал сам был польским евреем по происхождению, и он знал, что под руководством Гитлера евреи вообще и польские евреи в частности жестоко преследовались. Тайфель в агонии поэтому над тем, должен ли он признаться своим похитителям, что он еврей. Он, кажется, чувствовал, что, пока неоспоримый риск для его жизни, если он признается своим похитителям в своем происхождении, еще более серьезная опасность возникнет, если власти «обнаружат» его фон сами по себе.
В случае, если Анри Тайфель сообщил тюремным властям, что он еврей (и заявил, что он также является гражданином Франции), но после этого они позволили ему остаться под стражей вместе с другими французскими военнопленными.

После прекращения боевых действий Анри Тайфель стал сотрудничать с организациями, работающими с беженцами и занимающимися переселение. Во время визита в Англию, сопровождая еврейских детей, которым английский квакер оказал гостеприимство. семьи он познакомился с молодой женщиной, которая впоследствии стала его женой. Эта молодая леди тоже была еврейкой и была родом из Германии, но сумела добраться до Англии в качестве беженца до начала Второй мировой войны.

Тайфел обнаружил, что его изучение химии не было достаточно увлекательным, чтобы вызвать у него желание продолжить работу в этой области. и он стремился изменить направление. Это приняло форму получения степени Он получил степень бакалавра психологии в Лондоне, начав учиться на заочном отделении в 1951 году, когда ему было около тридцати.
Анри Тайфель был одним из очень немногих людей, которые были выбраны для получения помощи по схеме в Англии, где было доступно финансирование. выдающимся кандидатам, чтобы они могли продолжить учебу или обучение, выиграв конкурсную стипендию для зрелых студентов с эссе на тему «Предубеждение». На него сильно повлиял его собственный опыт во время недавнего конфликта, и он слишком хорошо осознавал, что потеряли многих членов семьи и друзей в результате чудовищного геноцида, в результате которого погибло около шести миллионов человек, в основном уничтожил многие еврейские общины континентальной Европы.

Анри Тайфел, следовательно, был очень заинтересован в исследовании основы предубеждения, которое могло привести к такому крайнему исходу. В качестве Однако, будучи студентом психологии, он вошел в академический мир, в котором больше изучалось поведение лабораторных крыс, чем в попытке оценить основу более широких человеческих действий.
Там, где психология действительно обращалась к человеческому пониманию, она также имела тенденцию сосредотачиваться на человеке, а не на группе.

Он получил диплом первой степени, затем работал научным сотрудником в Даремском университете, а в 1956 году перешел в Оксфордский университет, где и остался. в качестве преподавателя социальной психологии в течение 11 лет.

Тайфель часто говорил, что его работа с беженцами и переселением была самым важным достижением в его жизни и, вполне возможно, Благодаря многолетнему опыту, именно его собственная карьера социального психолога в значительной степени способствовала появлению признание важности изучения человеческих групп академическими психологами и обществом в целом.
Принимая во внимание, что было признано, что предрассудки и дискриминационное поведение объясняются особенностями личности или на реакцию отдельных лиц на авторитаризм. У Тайфела были основания, основанные на обращении нацистов с европейскими евреями, подозревать что группы людей могут вести себя с предубеждением и дискриминацией по отношению к тем, кого они считают принадлежащими к другим группам, что, по их мнению, является причиной критиковать, не любить или осуждать.

Исследования, которые он вел, будучи профессором социальной психологии с 1967 лет в Бристольском университете, Англия, конец 1960-х – начало девятнадцать семидесятых, где Было показано, что английские школьники проявляют дискриминацию, основанную на очень ненадежном и объективно не относящемся к делу чувстве принадлежности к группе, по отношению к воспринимаемая чужая группа оказала очень широкое и продолжительное влияние на социальную психологию. In Tajfel H, Billig MG, Bundy RP & Flament C. Social категоризация и интергруппа поведение. Евро. Дж. Соц. Психол. 1:149-77, 1971. [Бристольский университет, Англия, и Университет Экс-Марсель, Франция] Тайфель и его коллеги приступили к исследованию минимум условия, необходимые для создания смысл членства в группе, которые впоследствии будут служить основой для внутригруппового/внегруппового дискриминационного поведения.
Позже Майкл Биллиг официально заявил, что в этом исследовании Анри Тайфел исследовал, «как возможен ли геноцид?»

Это исследование привело к презентации Анри Тайфеля и его команды так называемые исследования парадигмы минимальной группы. В рамках этой парадигмы число предположений, концепций, ценностей или практик были приняты для того, чтобы лучше представить реальность в отношении возникновения человеческой группы формирование и появление дискриминационного поведения, которое, по мнению Тайфела, было напрямую связано с членством в такой группе. Эта парадигма изначально планировалось обеспечить базовый уровень для последующей проверки необходимых и достаточных условий для внутригруппового фаворитизма и внегруппового отступления.

Эти исследования парадигмы минимальной группы прямо привели к развитию широко влиятельной Теория социальной идентичности Анри Таджфеля и Джон Тернер в 1979 году.
Эта теория была влиятельной предшественник своего рода познавательного подход, который должен был доминировать в социальной психология в 1980-х

Карьера и открытия Анри Тайфеля оказали первостепенное влияние на развитие общепринятых областей изучения Социальная психология.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *