Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Техника взмах нлп описание: Модельный взмах | Ресурсы НЛП

Модельный взмах | Ресурсы НЛП

Leonid Pyankov

Господа, мне тут упало несколько писем мылом с просьбой разъяснить и дать ссылки на литературу, в которой дается описание модельного взмаха или просто взмаха. Из этого я делаю вывод, что определенной части читателей этой эхи нижеследующий текст может оказаться полезен. Так вот, сначала литература. На сколько я помню, первое упоминание о взмахе было y Ричарда Бендлер в «Используйте свой мозг для изменений» (валяется в и-нете, например y lib.ru), в дальнейшем эта техника и опыт ее применения описывались в другой литературе по НЛП, в частности мне нравится разъяснение по определенным моментам применения взмаха y Андреасов в «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами». Если есть желание ознакомиться с принципом этой техники, то IMHO достаточно этих двух книг.

Для тех, кому лениво смотреть буквы в книжке, приведу тезисное описание принципа модельного взмаха.

Модельный взмах есть креативная мотивирующая техника НЛП, действующая на уровне подсознания. Взмах используется для переформирования реакции на определенный стимул. Взмах обычно выполняют в одной какой-то модальности, чаще всего в визуальной, но возможен аудиальный и кинестетический взмах. Также можно делать межсистемный взмах, но только в случае, когда клиент может его сделать. Выбор модальности зависит от особенностей клиента и обычно соответствует ведущей в контексте его проблемы. Порой, клиент может задействовать две модальности (картинка со звуком, к примеру), но одновременное оперирование в двух субмодальностях не всякий сможет и такая репрезентация со статусом необходимости встречается довольно редко. При взмахе обычно используется две субмодальности, желательно ведущие, но если ваш клиент может добавить еще субмодальностей и это необходимо, то кто б вам запрещал 🙂

Структурно взмах состоит из двух репрезентаций. Первая репрезентация ассоциированная и сответствует какой-то картинке, звуку, телесному ощущениею (в зависимости от модальности, которую вы выбрали для взмаха), которое всегда возникает при запуске нежелательной метапропрограммы. Допустим, я хочу бросить курить и я визуал, тогда при каждом акте курения я сначала вижу (а во взмахе репрезентую как воспоминание) свою руку с сигаретой, которую я несу ко рту. Вот эту картинку с сигаретой я делаю первой репрезентацией взмаха (запускающий стимул). Вторая репрезентация взмаха — диссоцированная модель моего желаемого состояния. Другими словами это я, вид со стороны, обладающий всеми ресурсами, необходимыми мне для желательного поведения. Т.е. ваш клиент должен создать репрезентацию, увидев, услышав или ощутив которую, он может уверенно сказать «да, этот человек действительно может отказаться от курения, он мне нравится, я хочу быть таким как он». Если визуализировать, то это как посмотреть на фотографию и понять, что вот этот человек уверен в себе или умеет плавать или кататься на лыжах. Эта диссоцированная модель и будет мотивирующей при проведении взмаха.

Для связывания первой и второй репрезентации нам необходимо откалибровать минимум две ведущих субмодальности клиента. Как это делать — отдельная история, но кто захочет, тот освоит. Кратенько же калибровка заключается в выделении пары субмодальностей, аналоговое изменение которых оказывает наиболее сильное влияние на мета-ощущения от репрезентации в целом. Классически по Бендлеру для визуального взмаха использовались размер репрезентации и яркость. Обычно при уменьшении картинки и уменьшении яркости в ней она становится менее привлекательной, а при увеличении и при добавлении света — более привлекательной. И это будет работать примерно в 80% процентах случаев, так как большенство людей именно так и кодируют отношение к репрезентации, однако для чистого исполнения взмаха калибровка все же необходима.

Собственно план взмаха (визуальный).

1. Представьте первую репрезентацию как крупную и яркую картинку, занимающую большую часть вашего визуального поля. В нашем случае это рука с сигаретой, тянущаяся ко рту.

2. Представьте вторую репрезентацию как маленькую и темную картинку и поместите ее рядом с первой картинкой или найдите темное место внутри самой первой картинки и вставьте вторую картинку туда. В нашем случае это модель меня, отказывающегося от сигареты.

3. Теперь быстро и одновременно уменьшите и ослабьте яркость в первой картинке и увеличьте и добавьте яркость во второй картинке. Картинки должны как бы поменяться местами. Первая «схлопывается», вторая — «раскрывается». Т.е. рука с сигаретой становится темной и маленькой, а вид меня некурящего — большой и яркий. Еще раз напомню, это надо делать достаточно быстро и одновременно.

4. Теперь посмотрите на получившуюся картинку и очистите экран, уничтожив обе картинки.

5. Повторить 10-15 раз, начиная с первого пункта, потом на шестой пункт.

6. Провести проверку полученных изменений.

Теперь о том, как работает взмах (в моей интерпретации, могу и ошибаться :). Когда уменьшается первая репрезентация, то мы, благодаря использованию субмодального кодирования, получаем ослабление привлекательности исходной нежелательной метапрограммы, в конце концов как бы прирывая ее. Когда мы увеличиваем вторую репрезентацию, то придаем ей привлекательность, как бы предлагая мозгу новую метапрограмму поведения, но не собственно набор инструкций, а то, к чему мозгу надо стремиться, цель (мотивирование). Метапрограмму же достижение этой цели мозг формирует сам за счет внутренних ресурсов сознания и подсознания. Т.е. мы не говорим ему что делать, мы говорим ему, что нам надо получить на выходе, а он уж сам наиболее экологичными для него способами реорганизует наше поведение (креативность). Таким образом, мы инициируем стимул, прирываем метапрограмму, даем целевое задание построения эффективной метапрограммы. В результате, мы получаем на старом стимуле новую метапрограмму. Шикарно, не правда ли ? 🙂

Предупреждение ! Написанное выше вовсе не является руководством к действию. Взмах — всего лишь инструмент, как УВЧ или физические процедуры y терапевта, а не панацея от всех проблем, так что используйте его именно как инструмент в том случае, когда вы ясно понимаете проблему клиента, ясно сознаете желаемые им результаты, провели эклогическую проверку и другие необходимые предварительные действия. Для применения взмаха вам необходимо ознакомиться минимум с литературой и очень желательно посетить соответствующие семинары и тренинги. Если y вас не получается взмах, то вы делаете что-то не так, попробуйте поменять стратегию и попробывать еще раз.

 

Техника «Взмах» | Psylist.net

Психотерапия ↓

Техника «взмаха» задаёт мозгу направление в работе и может быть применена для чего угодно: изменения настроения, избавления от вредных привычек, такого, например, синдрома, как навязчивое состояние, и т.д. В основе метода лежит врождённое стремление человека от «неприятного» к «приятному», от «неудовольствия» к «удовольствию». Этим стремлением обеспечивается равновесие, гомеостазис.

Техника
  1. Определите проблему, с которой Вы потом будете работать. Это может быть симптом, вредная привычка, девиантное поведение и т.д.
  2. Углубитесь в себя и определите пусковую картину (звуки, ощущения), предшествующую нежелательному поведению или симптому. Постарайтесь не включать себя в эту картину (диссоциация).
  3. Теперь создайте второй образ, вторую картину – как если бы Вы уже избавились от вредной привычки или нежелательного симптома.
    Отрегулируйте эту «картину» по размеру, цвету, контрастности.
  4. «Взмах». Сначала представьте себе первую «пусковую» картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите пока ещё маленький и тусклый второй образ, вторую картину. Итак, вторая маленькая картина находится внутри первой большой картины. Теперь «махните» картины, то есть мгновенно замените большую картину маленькой, и сделайте последнюю большой, яркой, контрастной. Очистите экран (или откройте глаза) и «махните» картины снова. И так пять раз.
  5. Проверка. Вызовите первый нежелательный образ. Если «взмах» был эффективным, то это будет трудно сделать, а если и удастся, то образ будет тусклым, размытым, удалённым и, главное, неприятным.

Пример. Предположим, проблема, над которой Вы собираетесь работать, – это привычка (обсессия, компульсия) злоупотреблять алкоголем. Представьте себе картину, связанную с выпивкой или ритуалом выпивки. Это могут быть бутылки, стаканы, наполненные водкой, Ваша рука, держащая полную рюмку, и т.

д. Сейчас на время отставьте эту картину в сторону и создайте своим мысленным взором ситуацию или собственный образ, как если бы Вы уже покончили с вредной привычкой. Наверное, это будет здоровый, уверенный в себе человек.

Теперь возьмите первую картину, сделайте её большой, яркой, отчётливой и в нижний правый угол поместите маленькую, темную, расплывчатую вторую картину. Теперь быстро увеличьте размер, яркость и чёткость этой маленькой картины до такой степени, чтобы она закрыла первую картину. Это – «взмах».

Как только Вы «махнёте» эти картины, полностью очистите экран. Можете открыть глаза. Затем снова «вернитесь» внутрь себя и проделайте «взмах» ещё раз. И так пять раз.

Теперь попробуйте представить себе первую картину. Если «взмах» проведён эффективно, то это будет сделать трудно. Картина будет постоянно исчезать, а если и появится, то будет тусклой, далёкой, а ощущения, связанные с ней, блёклыми. Для того, чтобы «взмах» был эффективным, лучше, чтобы в первой картине Вы себя не видели, даже если у Вас там несчастный, виноватый вид.

А вот во второй картине желательно быть самому.

Похожие материалы в разделе Психотерапия:

  • Техника «Путешествие к морю»
  • Семейный праздник – радость или мука?
  • Поведенческое направление
  • Короля играет свита
  • Противопоказания к проведению холдинг-терапии
  • Построение беседы с родителями (учителем)
  • Сводные дети
  • Консультирование по поводу сложностей взаимоотношений с детьми
  • Нужные слова
  • 3.3.5. Речь

паттерн взмаха НЛП | Мир НЛП — Глоссарий

Гарантированное мастерство

Гарантированное мастерство

Гарантированное мастерство