| ||
Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964, с. 3—18. Несмотря на то, что темперамент — один из наиболее древних терминов, введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строгого определения понятия «темперамент». В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили к темпераменту очень различные особенности <…> Противоречивость признаков темперамента у различных авторов столь велика, что еще Бэн (1866) считал темпераменты «ненужной традицией старой и нелепой выдумки». А. Ф. Лазурский (1917), соглашаясь с Бэном, утверждал, что «учение о темпераментах в настоящее время действительно уже отжило свой век». Итак, при разработке теории темперамента мы не можем исходить из какого-либо определенного понятия, обоснованного всеми предшествующими исследованиями. Наша исходная точка зрения заключается в следующем. Так как психика—свойство нервной системы, то и индивидуальные свойства психики, в том числе и свойства темперамента, обусловлены индивидуальными свойствами нервной системы. Поэтому первый основной признак свойств темперамента—это их обусловленность свойствами нервной системы. Об индивидуальных свойствах нервной системы мы можем судить только по индивидуальным особенностям нервной деятельности. В настоящее время в физиологии наиболее глубоко разработанной теорией нервной деятельности является теория условных рефлексов. В ней показателями свойств нервной системы служат индивидуальные особенности различных фазических условных рефлексов, т. е. сравнительно кратковременных реакций в ответ на раздражитель. Определенные комбинации этих свойств у И. П. Павлова характеризуют общий тип нервной системы. Естественно поэтому, что при настоящем уровне наших знаний, если какие-либо индивидуальные психические свойства коррелируют с индивидуальными особенностями фазических условных рефлексов, то это один из надежных отличительных признаков свойств темперамента.Это, однако, не значит, что психические свойства, коррелирующие с какими-либо другими индивидуальными особенностями нервной деятельности, не относятся к свойствам темперамента. Уже в работах нашей лаборатории было обнаружено, что некоторые индивидуальные психические свойства коррелируют не только с индивидуальными особенностями фазических условных рефлексов, но и с индивидуальными особенностями условных функциональных состояний, или, иначе, условных тонических рефлексов. В такого рода особенностях тоже проявляются индивидуальные свойства нервной системы, и потому коррелирующие с ними психические свойства тоже являются свойствами темперамента. Точно так же в результате физиологических исследований может значительно измениться первоначальное павловское представление как об основных свойствах нервной системы, так и о комбинации этих свойств, характеризующих общий тип нервной системы. Факты, установленные в лабораториях П. С. Купалова и Б. М. Теплова, уже сейчас требуют таких изменений. Однако принципиальное значение указанного основного отличительного признака темперамента при этом нисколько не изменяется. Другими словами, конкретное содержание этого признака целиком определяется уровнем наших знаний о физиологии нервной деятельности. Логично предположить, что свойства нервной системы, как и свойства любой другой физиологической системы, зависят от свойств организма в целом. Поэтому и свойства темперамента в конечном счете зависят от свойств организма в целом Но эта зависимость имеет более косвенный и опосредствованный характер, тогда как зависимость темперамента от свойств нервной системы—прямая и непосредственная <…> Однако обусловленность общим типом нервной системы сама по себе взятая, не может быть отличительным признаком темперамента С материалистической точки зрения не существует вообще таких психических явлений, состояний и деятельностей, которые не зависели бы от работы коры больших полушарий, а следовательно, не существует таких психических свойств, которые не зависели бы от физиологических свойств коры больших полушарий, т. е от общего типа нервной системы <…> Специфические отличия свойств темперамента можно видеть лишь в характере этой нервно-физиологической обусловленности Свойства темперамента, по-видимому, более непосредственно и более однозначно зависят от общего типа нервной системы, чем какие-либо другие индивидуальные психические особенности. Выражается это в том, что темперамент зависит только от общего типа нервной системы При этом от определенного общего типа нервной системы зависит определенный и только один тип темперамента Между тем динамические черты интересов, черты характера и другие свойства личности зависят не только от типа нервной системы, но и от других физиологических условий, например функционального состояния нервной системы, системы условно-рефлекторных связей, различных физиологических механизмов и т п Таким образом, однозначная зависимость темперамента от типа нервной системы имеет очень важное эвристическое значение в психологическом исследовании <…> Общий тип нервной системы, по Павлову,—это конституцио-нальный тип Хотя свойства общего типа и изменяются прижизненно, но (как обусловленные конституционально) изменяются очень медленно и лишь в ограниченных пределах Поэтому к свойствам темперамента мы вправе отнести такие психические свойства, которые сохраняются на протяжении длительного отрезка жизни и изменяются лишь медленно и постепенно <. ..> Хотя конституциональная обусловленность общего типа нервной системы является основной существенной причиной устойчивости и постоянства темперамента, она не может служить отличительным признаком темперамента <…> Общим типом нервной системы обусловлен не только темперамент, но и пороги ощущений (Небылицын), формальные особенности мотивации, черты характера Разница между свойствами темперамента и другими индивидуальными психическими особенностями может заключаться только в том, как на основе таких взаимосвязей антенатальных условий и условий жизни и деятельности складывается та или иная группа индивидуальных психических особенностей Но этот вопрос может быть решен только в результате конкретного исследования <…> В новейшее время делались неоднократные попытки относить индивидуальную особенность к свойствам темперамента на основе корреляции с конституциональными признаками организма, это вовсе не обозначало бы, что эти свойства обусловлены только конституционально Антенатальные условия могут в той или иной степени влиять также и на те психические свойства, которые возникают лишь при наличии определенных условий развития и воспитания, придавая этим свойствам специфическое, индивидуальное своеобразие.Таким образом, конституциональная обусловленность общим типом нервной системы не может служить отличительным признаком свойств темперамента. Так как общим типом нервной системы обусловлены не только свойства темперамента, но и другие индивидуальные психические особенности, отличительные признаки темперамента должны быть не только нервно-физиологическими, но и психологическими. Эти признаки должны быть функциональными. Нужно, чтобы свойства темперамента выполняли такую же функцию в психической деятельности, какую выполняют свойства общего типа нервной системы в физиологической деятельности мозга. Общий тип нервной системы играет регулирующую роль в высшей нервной деятельности От свойств общего типа зависит динамика всех условнорефлекторных процессов. Поэтому и свойства темперамента, поскольку они обусловлены общим типом нервной системы, должны играть такую же регулирующую роль в психической деятельности От них должна зависеть динамика всех психических процессов Какие индивидуальные и психические свойства выполняют такую функцию. Прежде всего, это индивидуальные особенности эмоций и воли. Одни и те же динамические особенности психической деятельности зависят и от эмоций и от воли Поэтому в конечном счете они определяются соотношением эмоциональных и волевых особенностей. Это соотношение (красис) и есть тот характерный признак, который со времен Гиппократа лежит в основе понятия темперамента. Следовательно, есть объективные основания полагать, что индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы являются свойствами темперамента Это, однако, не значит, что с темпераментом связаны все индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, и только они. <…> Так как темперамент обусловлен общим типом нервной системы, то психологическими признаками темперамента могут быть лишь достаточно устойчивые и постоянные индивидуальные особенности эмоционально-волевой сферы, сохраняющиеся на протяжении длительного отрезка жизни Что касается индивидуальных особенностей в динамике протекания эмоционально волевых процессов, то есть некоторые данные, показывающие, что они впервые проявляются в раннем детстве и сохраняются на протяжении длительного периода жизни. Следовательно, их мы вправе отнести к свойствам темперамента. Точно так же и некоторые эмоциональные состояния типа настроения и аффективного гона, как например бодрое и тревожное настроение, впервые наблюдаются в раннем детстве и сохраняются на протяжении длительного периода жизни. Однако определенное содержание чувств, как, допустим, надежда, или оптимистическое или пессимистическое настроение, или доброта и злобность и т. п., очень гибко изменяется в процессе восприятия в зависимости от мотивов деятельности. Точно так же индивидуальные особенности в направлении волевой деятельности, в содержании целей и мотивов сравнительно быстро и гибко изменяются в зависимости от объективной ситуации и объективных условий жизни и деятельности. Поэтому мы не вправе отнести их к особенностям темперамента. Индивидуальные особенности эмоционально-волевых процессов, характеризующие темперамент, вопреки традиции, идущей от Канта, нельзя сводить только к скорости и силе эмоционально-волевых процессов. Круг этих особенностей должен быть значительно расширен в соответствии с основными свойствами общего типа высшей нервной деятельности. В соответствии со свойствами возбудимости нервной системы мы должны различать нс только эмоциональную возбудимость, но и возбудимость усилия воли. Она определяется степенью значимости и длительностью тех раздражителей, которые необходимы для возникновения волевого усилия. При этом в соответствии с основными направлениями волевой деятельности мы можем различать возбудимость воли, направленной на вызов действия, и возбудимость воли, направленной на торможение действия. В соответствии с силой нервных процессов мы должны различать не только силу эмоций и чувств, но и интенсивность волевого усилия. Она определяется интенсивностью действий, регулируемого усилием воли. И здесь мы также можем различать интенсивность усилия воли, направленного на вызов и на задержку действия. Кроме того, к числу особенностей динамики эмоциональных и волевых процессов мы можем отнести устойчивость эмоций или волевого усилия или их изменчивость и неустойчивость, плавность или резкость их изменения <. ..> Но динамика психической деятельности определяется не только индивидуальными особенностями эмоционально-волевой сферы. Некоторые интеллектуальные особенности тоже играют существенную роль в такой регуляции. Таковы, например, возбудимость и сила ощущений, сосредоточенность, устойчивость, отвлекаемость и переключение внимания, скорость запечатления и легкость мобилизации образов памяти (скорость воспроизведения), быстрота и гибкость ассоциативных процессов. Все эти особенности интеллектуальной сферы не только характеризуют течение собственно интеллектуальных процессов, но и в большей степени влияют на всю динамику психической деятельности. Поэтому на тех же основаниях мы вправе отнести их к свойствам темперамента <…> Одна и та же особенность в общей динамике психической деятельности может быть присуща людям совершенно различного темперамента, но при этом она приобретает совершенно различную психологическую характеристику, так как зависит от различного соотношения свойств темперамента. Так, например, порывистость свойственна людям различного темперамента, но у одних она связана с относительно малой по сравнению с эмоциональной возбудимостью—возбудимостью усилия воли, направленного на торможение, а у других она связана с относительно большей силой эмоций (страстностью) по сравнению с силой воли, направленной на торможение. Таким образом, отличительным признаком свойств темперамента является то, что они образуют специфическое соотношение (красис), характеризующее тип темперамента в целом. В зависимости от этого соотношения и каждое отдельное свойство темперамента приобретает специфическую характеристику. Итак, мы имеем необходимые основания для того, чтобы отнести к свойствам темперамента индивидуальные особевности, которые: 1) регулируют динамику психической деятельности в целом; 2) характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; 3) имеюг устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; 4) находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента; 5) однозначно обусловлены общим типом нервной системы. Пользуясь перечисленными признаками, мы можем с достаточной определенностью отличить свойства темперамента от всех других психических свойств личности. Что отличает свойства темперамента от мотивов и отношений личности и черт характера? Динамика психической деятельности зависит не только от темперамента, но и от мотивов, отношений личности и черт характера. Так, например, сдержанность человека может объясняться мотивом долга, отношением человека к труду, дисциплинированностью. Однако, в отличие от темперамента, мотивы, отношения и черты характера обусловливают определенные особенности динамики лишь в определенных типических обстоятельствах. Сдержанность, обусловленная перечисленными выше свойствами личности, проявляется лишь в ситуации трудовой деятельности по выполнению задания, имеющего общественное значение. Между тем свойства темперамента обусловливают определенные особенности динамики в различных ситуациях, не имеющих какого-либо типического сходства по содержанию. Сдержанность как свойство темперамента может проявиться и в трудовой, и в игровой ситуации, и при наличии, и при отсутствии каких-либо нравственно-правовых норм, требующих сдержанности. Типическое объективное содержание ситуаций, в которых протекает деятельность человека, полностью определяется объективными условиями и изменяется в зависимости от них. Поэтому, в отличие от свойств темперамента, мотивы отношения личности и черты характера могут и не сохраниться на протяжении длительного отрезка жизни. Свойства темперамента не только определяют динамику психической деятельности в целом, но и характеризуют динамику какого-либо одного или нескольких психических процессов в отдельности. Например, эмоциональная возбудимость, сила и устойчивость эмоций характеризуют динамику эмоциональных процессов. Интроверсия и экстраверсия характеризуют динамику не только эмоциональных, но и интеллектуальных процессов. А мотивы, отношения и черты характера, хотя точно так же обусловливают динамику психической деятельности в целом, характеризуют не динамические свойства отдельных психических процессов, но поведение человека в целом в определенной ситуации. Тем самым они характеризуют отношение к определенной типической ситуации. Чем отличается темперамент от способностей? Способности, так же как и темперамент, характеризуются целостным единством взаимообусловленных качественных особенностей отдельных психических процессов; восприятия, памяти, мышления. Среди этих особенностей существенное значение имеют и особенности, характеризующие динамику психической деятельности. Но при характеристике способностей эти особенности всегда рассматриваются лишь в отношении продуктивности, успешности деятельности. Оценка продуктивности, успешности деятельности — необходимый, основной момент при выделении любой индивидуальной особенности как элемента способностей. Между тем при характеристике темперамента индивидуальные психические особенности рассматриваются вне всякой связи с продуктивностью деятельности. Оценка значения какой-либо особенности для успешности деятельности совершенно несущественна для выделения ее в качестве свойства темперамента. Из сказанного вместе с тем вытекает, что некоторые особенности в динамике психических процессов могут рассматриваться в двояком аспекте: и как свойства темперамента, и как способности. По сравнению с отношениями личности, чертами характера и способностями особенности динамики психической деятельности представляются как формальные потому, что при одних и тех же динамических качествах, например эмоциональной возбудимости или устойчивости эмоции, возможны очень различная направленность личности, различные черты характера, различные специальные и общие способности. К публикации подготовил Кирилл Костиков |
Темперамент. Свойства и типы темперамента.
Глава 1. Общее понятие о темпераменте 1.1. Основные свойства темперамента К свойствам темперамента можно отнести те отличительные, индивидуальные признаки человека, которые определяют собой динамические аспекты всех его видов деятельности, характеризуют особенности протекания психических процессов, имеют более или менее устойчивый характер, сохраняются в течение длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как центральная нервная система приобретает специфически человеческие формы). Считают, что свойства темперамента определяются в основном свойствами нервной системы человека.Наибольший вклад в развитие теории темперамента в отечественной психологии внес Б.М.Теплов. Его работы, посвященные изучению свойств темперамента, определили не только современный взгляд на проблему темперамента, но и явились основой для разработки дальнейших экспериментальных исследований темперамента.Теплов относил к свойствам темперамента устойчивые психические свойства, характеризующие динамику психической деятельности. Индивидуальные особенности темперамента он объяснял разным уровнем развития тех или иных свойств темперамента и выделял наиболее значимые свойства темперамента: • Эмоциональная возбудимость ? способность реагировать на очень слабые внешние и внутренние воздействия. • Возбудимость внимания ? обусловливает приспособительные функции психики индивида. Оно состоит в способности замечать предельно малое изменение интенсивности воздействующего раздражителя. • Сила эмоций ? по Теплову это «энергизация деятельности» в зависимости от удовлетворения или неудовлетворения мотивов (в современной психологии это ? интенсивность или модальность эмоциональных проявлений). • Тревожность ? эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации. Теплов принципиально разделял тревожность и эмоциональную возбудимость в обычных условиях (эмоциональная возбудимость не зависит от силы раздражителя, а тревожность, наоборот, находится с ней в прямой зависимости). • Реактивность непроизвольных движений ? увеличение интенсивности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент. • Активность волевой целенаправленной деятельности ? проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью. • Пластичность ? ригидность ? заключается в приспособлении к изменяющимся требованиям деятельности. • Резистентность ? способность оказывать сопротивление всем внутренним и внешним условиям, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность. • Субъективация ? усиление степени опосредования деятельности субъективными образами и понятиями.Следовательно, свойства темперамента проявляются: • в динамике психических процессов и степени активности индивида; • темперамент тесным образом связан с деятельностью. Советский психофизиолог В.М. Русалов, опираясь на новую концепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современную трактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К. Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработки информации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений), исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с ними свойствами темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза (степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкость переключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущей программы поведения и чувствительность к несовпадению реального результата действия с его акцептором. В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оценка темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности и чувствительности – включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами:Сензитивность – об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.Реактивность – об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.Активность – об этом свойстве судят по тому, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе. Соотношение активности и реактивности – об этом свойстве судят по скорости протекания различных психологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.Пластичность и ригидность – об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения.Экстраверсия и интроверсия – об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависит реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).Эмоциональная возбудимость – об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает. 1.2Психологическая характеристика темпераментов Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н. э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту.И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются “основными чертами” индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: сангвинический, флегматичный, холерический и меланхолический.Установлена зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом. Таблица №1. Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом сила нервных процессов уравновешенность нервных процессов подвижность нервных процессов темперамент сильный уравновешенный подвижный сангвиник сильный инертный флегматик сильный неуравновешенный холерик слабый меланхолик Сангвинический темперамент.Сангвиник быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы. Он легко контролирует свои эмоции, быстро осваивается в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается выразительными мимикой и жестами. Но этот темперамент характеризуется некоторой двойственностью. Если раздражители быстро меняются, все время поддерживается новизна и интерес впечатлений, у сангвиника создается состояние активного возбуждения и он проявляет себя как человек деятельный, активный, энергичный. Если же воздействия длительны и однообразны, то они не поддерживают состояния активности, возбуждения и сангвиник теряет интерес к делу, у него появляется безразличие, скука, вялость. У сангвиника быстро возникают чувства радости, горя, привязанности и недоброжелательности, но все эти проявления его чувств неустойчивы, не отличаются длительностью и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро исчезнуть или даже замениться противоположными. Настроение сангвиника быстро меняется, но, как правило, преобладает хорошее настроение. Флегматический темперамент. Человек этого темперамента медлителен, спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Он, как правило, доводит начатое до конца. Все психические процессы у флегматика протекают как бы замедленно. Чувства флегматика внешне выражаются слабо, они обычно невыразительны. Причина этого – уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов. В отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое. Спокойствие человека флегматического темперамента проявляется и в отношении его к событиям и явлениям жизни флегматика нелегко вывести из себя и задеть эмоционально. У человека флегматического темперамента легко выработать выдержку, хладнокровие, спокойствие. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность, которые очень легко могут сформироваться в определенных условиях. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное отношение к труду, к окружающей жизни, к людям и даже к самому себе. Холерический темперамент. Люди этого темперамента быстры, чрезмерно подвижны, неуравновешенны, возбудимы, все психические процессы протекают у них быстро, интенсивно. Преобладание возбуждения над торможением, свойственное этому типу нервной деятельности, ярко проявляется в несдержанности, порывистости, вспыльчивости, раздражительности холерика. Отсюда и выразительная мимика, торопливая речь, резкие жесты, несдержанные движения. Чувства человека холерического темперамента сильные, обычно ярко проявляются, быстро возникают; настроение иногда резко меняется. Неуравновешенность, свойственная холерику, ярко связывается и в его деятельности: он с увеличением и даже страстью берется за дело, показывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у человека с холерическим темпераментом запас нервной энергии может быстро истощиться в процессе работы и тогда может наступить резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает. В общении с людьми холерик допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он создает конфликтные ситуации в коллективе. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают тяжелым и неприятным пребывание в коллективе таких людей. Меланхолический темперамент. У меланхоликов медленно протекают психические процессы, они с трудом реагируют на сильные раздражители; длительное и сильное напряжение вызывает у людей этого темперамента замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. В работе меланхолики обычно пассивны, часто мало заинтересованы (ведь заинтересованность всегда связана с сильным нервным напряжением). Чувства и эмоциональные состояния у людей меланхолического темперамента возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью; меланхолики легко уязвимы, тяжело переносят обиды, огорчения, хотя внешне все эти переживания у них выражаются слабо. Представители меланхолического темперамента склонны к замкнутости и одиночеству, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Все новое, необычное вызывает у меланхоликов тормозное состояние. Но в привычной и спокойной обстановке люди с таким темпераментом чувствуют себя спокойно и работают очень продуктивно. У меланхоликов легко развивать и совершенствовать свойственную им глубину и устойчивость чувств, повышенную восприимчивость к внешним воздействиям. Психологи установили, что слабость нервной системы не является отрицательным свойством. Сильная нервная система более успешно справляется с одними жизненными задачами, а слабая – с другими. Слабая нервная система – нервная система высокой чувствительности, и в этом ее известное преимущество. Знание темперамента, знание особенностей прирожденной организации нервной системы, оказывающей влияние на протекание психической деятельности человека, необходимо учителю в его учебной и воспитательной работе. Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.“Чистые” темпераменты встречаются относительно редко. Глава 2. Влияние темперамента на формирование черт характера 2.1. Природа характера и темперамента От природы человек получает лишь возможности развития в определенном направлении. Они заключаются в анатомических и физиологических особенностях мозга и эндокринной системы рождающегося ребенка. На этой основе развиваются индивидуальные особенности человека, в частности его темперамент. Темпераментом называются устойчивые индивидуальные особенности личности, которые выражаются в динамике психических процессов и действий. К чертам темперамента относятся сила или слабость переживания чувств и желаний, их глубина или поверхностность, устойчивость или изменчивость настроения, ускоренный или замедленный темп выполнения действий и протекания психических процессов, легкость или затрудненность переходов от побуждений к поступкам, большая активность или пассивность, проявляемая человеком при столкновении с препятствиями.Как было сказано выше, учение о различных темпераментах возникло еще в глубокой древности, в античном мире. Уже тогда различали четыре типа темпераментов. Это типы: холерический, меланхолический, флегматический, сангвинический.Характер, как и темперамент, обнаруживает зависимость от физиологических особенностей человека. Свойства темперамента накладывают свой отпечаток на проявления характера, определяя динамические особенности их возникновения и протекания. В конечном счете черты темперамента и характера образуют практически неразделимый сплав, обусловливающий общий облик человека, интегральную характеристику его индивидуальности. Выдающийся знаток человеческой психологии, каким был французский писатель Стендаль, описывая душевные свойства холерика, отмечал: «Повышенная впечатлительность, движения резкие и порывистые, впечатления столь же быстрые и столь же изменчивые, как у сангвиников, но поскольку каждое впечатление отличается большей силой, оно приобретает теперь более властный характер. Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения более самодовлеющие, более исключительные, более непостоянные. Оно придает ему почти постоянно чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо; он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Лишь при великих движениях, когда опасность или трудность требуют от него всех его сил, когда он в каждый миг вполне и целиком сознает эту опасность и трудность, может подобный человек наслаждаться существованием». Особенности темперамента могут противодействовать или способствовать развитию определенных сторон характера. Флегматику труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема – преодоление робости и тревожности. Формирование характера, осуществляющееся в группе высокого уровня развития, создает благоприятные условия для развития у холериков большей сдержанности и самокритичности, у сангвиников ? усидчивости, у флегматиков ? активности.
9 основных черт, которые следует учитывать
Как часто вы слышали, чтобы ребенка описывали как «легкого», «трудного» или «застенчивого, пока вы не узнаете его поближе»? Все эти случайные ярлыки относятся к характеристикам детского темперамента, тем чертам, которые влияют на то, как ваш ребенок реагирует в различных ситуациях.
Исследователи описали девять черт детского темперамента, которые по отдельности или в сочетании друг с другом влияют на то, насколько хорошо ваш ребенок приспосабливается к школе, со сверстниками и даже дома. Темперамент влияет на то, как к ней относятся учителя, сверстники и семья, а также как она относится к ним. Темперамент вашего ребенка напрямую влияет на то, как он подходит к школьной работе и домашним делам.
Когда естественное поведение ребенка не соответствует ожидаемому, могут возникнуть социальные, семейные или академические проблемы. Для ребенка с выявленной неспособностью к обучению (LD) или проблемами с поведением его особый темперамент может помочь ему легче добиться успеха или усугубить его трудности.
Поведение для каждой черты темперамента, описанной ниже, соответствует континууму. Реакции в сторону высоких или низких частот, хотя и вполне нормальные, могут вызывать беспокойство.
9 черт детского темперамента*
Уровень активности
Уровень активности вашего ребенка — это количество физической энергии, проявляющееся в типичных повседневных действиях и поведении.
Низкая энергия, высокая энергия
В школе более активный ребенок с трудом приспосабливается к обстановке, в которой ему неожиданно приходится долго сидеть неподвижно. Ее ерзание и беспокойство могут мешать уроку и мешать ей продолжать выполнение задания, но дополнительная энергия может быть полезной, если ее направить в положительное русло. Напротив, дети с низким уровнем активности хорошо адаптируются к структурированному школьному дню, но могут рассматриваться как немотивированные.
Чувствительность
Сенсорный порог вашего ребенка или насколько легко вашего ребенка беспокоят изменения в окружающей среде.
Низкая чувствительность, высокая чувствительность
Очень чувствительные дети хорошо осведомлены об окружающей среде, и их можно бесчисленным образом беспокоить: одежда может чесаться, шум может отвлекать, стул может быть слишком жестким. Хотя эти дети часто имеют повышенное внимание к мыслям и чувствам других, такой низкий сенсорный порог может отвлекать от учебы и влиять на успеваемость. Менее чувствительные дети более терпимы к ощущениям окружающей среды, но могут медленно реагировать на предупредительные сигналы, такие как школьные звонки и детекторы дыма.
Регулярность
Ритм или предсказуемое повторение повседневных действий или действий (таких как пробуждение, чувство голода, усталость), в личных привычках ребенка или модели поведения после школы.
Низкая предсказуемость, высокая предсказуемость
Детям с высокой регулярностью нравится структурированный класс, но могут возникнуть проблемы с изменениями в распорядке дня, например, с экскурсией. Дети с низкой регулярностью, с другой стороны, могут с трудом следовать школьному распорядку и создавать помехи в классе, но их меньше беспокоит, когда что-то идет не по обычному плану.
Подход и уход
Первая реакция вашего ребенка на новые ситуации.
Отстраняется, приближается
Более смелые дети относятся к новому опыту с любопытством и открытостью, но могут слишком быстро вмешиваться или реагировать импульсивно. Дети, которые более нерешительны, предпочитают немного понаблюдать за происходящим, прежде чем вступить в контакт с новым человеком или занятием, что может привести к тому, что они упустят новый опыт. Однако более осторожный характер снижает риск опасного поведения.
Адаптивность
Как ваш ребенок приспосабливается к новым ситуациям; продолжительность времени, необходимого для принятия изменений в плане или распорядке дня. (Эта черта отличается от подхода/ухода тем, что описывает приспособление после первоначальной реакции на изменение.)
Медленно адаптируется, легко адаптируется
Адаптивным детям обычно легче; они склонны плыть по течению. В школе это позволяет быстро приспособиться к изменениям, но также может сделать легкомысленного ребенка более склонным перенимать нежелательные ценности или поведение сверстников. Более ригидные дети, которые медленнее адаптируются, могут быть менее восприимчивы к негативным влияниям. Тем не менее, они могут найти новые ситуации стрессовыми и трудными — потенциальная проблема в школе, где изменения происходят часто, а количество переходов между классами увеличивается.
Настроение
Общая склонность вашего ребенка к счастливому или несчастному поведению.
Отрицательное, положительное
В то время как все дети демонстрируют различные эмоции и реакции, от веселых до угрюмых, от ласковых до сварливых, каждый ребенок в целом предрасположен к положительному или отрицательному настроению. У более негативного ребенка могут возникнуть трудности с принятием семьей, учителями и сверстниками, и воспитателям может быть трудно отличить настоящие проблемы от типичного настроения ребенка. Ребенок, который, кажется, всегда в хорошем настроении, легче приспосабливается, но может не честно относиться ко всем переживаниям в своей жизни.
Интенсивность
Количество энергии, которую ваш ребенок вкладывает в ответы.
Менее отзывчивый, более отзывчивый
Очень напряженный ребенок громко смеется и плачет, любит или ненавидит вещи и вкладывает в свои реакции много эмоций, поэтому легко понять, как обстоят дела. Но чрезмерно отзывчивый ребенок может истощить ресурсы родителей или учителей из-за сильного эмоционального уровня ребенка. Дети, которые реагируют мягко, все еще испытывают все эти эмоции, но не демонстрируют таких взлетов и падений в своих ответах. С низкой интенсивностью легче справляться, но родители и учителя должны быть внимательны к более тонким признакам проблем.
Настойчивость
Способность вашего ребенка выполнять задание, несмотря на отвлекающие факторы, помехи или разочарование.
Низкая настойчивость, высокая настойчивость
Высокая настойчивость тесно связана с успехами в учебе. Однако ребенок с чрезмерной настойчивостью может быть перфекционистом — неспособным оценить, когда задание выполнено должным образом, или неохотно сдавать задание, потому что считает его недостаточно хорошим. Ребенок с низкой настойчивостью может испытывать трудности в школе из-за склонности раздражаться или раздражаться, когда его прерывают или когда задание становится трудным. Ее склонность легко сдаваться или просить о помощи вместо того, чтобы пытаться что-то делать самостоятельно, может привести к невыполненным заданиям или трудностям с концентрацией внимания.
Отвлекаемость
Склонность вашего ребенка отвлекаться на посторонний шум или отвлекающие факторы.
Высокая отвлекаемость, низкая отвлекаемость
Отвлекаемость не противоположна настойчивости — ребенок может легко отвлекаться и при этом проявлять высокую настойчивость, быстро возвращаясь к поставленной задаче. Отвлекаемый ребенок замечает все, что происходит вокруг него, и даже может отвлекаться на собственные мысли и мечты. Противоположное поведение ребенка означает, что он может концентрироваться, несмотря на любые помехи. Однако она также может игнорировать сигналы, когда пришло время перейти к чему-то другому.
* Основано на Темперамент и развитие А. Томаса и С. Чесса, опубликованном в 1977 г. издательством Brunner/Mazel, Нью-Йорк. )
Как темперамент влияет на вашего ребенка черты вряд ли гарантируют успех или неудачу во всех ситуациях; где-то посередине дает вашему ребенку гибкость, чтобы приспособиться к различным условиям и ожиданиям в школе, дома и в обществе.
Учтите, что некоторые комбинации черт характера могут быть более неприятными или более полезными в школе, чем другие. Высокая настойчивость может помочь отвлекающемуся учащемуся сосредоточиться на задаче, в то время как высокая отвлекаемость в сочетании с высокой активностью и низкой настойчивостью сильно коррелирует с академическими проблемами и имеет поразительное сходство с характеристиками синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Понимание особенностей поведения вашего ребенка с РЛ или СДВГ поможет вам предсказать, как он будет реагировать в различных ситуациях. Способны ли эти черты улучшить ее работу или вызвать у нее дополнительные проблемы? Например, трудности со слуховой обработкой могут усугубляться низкой чувствительностью; проблемы с памятью могут усугубляться высокой отвлекаемостью. С другой стороны, высокая настойчивость и низкая отвлекаемость, как правило, приносят пользу большинству детей — с LD или СДВГ или без них.
Узнайте о темпераменте вашего ребенка
Теперь вы готовы применить эти концепции к своему ребенку? Если да, распечатайте нашу шкалу темперамента и оцените своего ребенка.
Когда вы заполните шкалу, проверьте Стратегии управления проблемными чертами темперамента. Здесь вы найдете несколько советов о том, как помочь вашему ребенку, если у него проявляются черты, которые могут вызывать у него трудности.
9 черт характера, которые следует знать о своем темпераменте
Темперамент относится к нашему врожденному (не усвоенному) стилю поведения. Все мы приходим в этот мир с уникальным набором характеристик темперамента, которые остаются стабильными на протяжении всей жизни. Эти характеристики модулируют то, как мы реагируем на каждую ситуацию в нашей жизни. Понимание нашего собственного индивидуального темперамента и темперамента наших детей невероятно полезно для того, чтобы быть лучшими, какими мы можем быть, и раскрывать лучшее в наших детях.
По нашему опыту, понимание концепции темперамента и применение этих знаний к себе как к родителям и супругам, а также к окружающим помогает нам лучше понять поведение… трудности, неудачи и успехи. На самом деле, непонимание темперамента ребенка и той роли, которую он играет в его поведении и деятельности, может быть основным источником разочарования для родителей .0128 .
В нашей модели есть девять измерений темперамента, и все мы попадаем в континуум по каждому из них. Диапазоны этих континуумов представлены в следующем разделе для каждой черты темперамента. Важно знать, что , где человек попадает в этот континуум по любой заданной черте темперамента, не является ни хорошим, ни плохим… это просто так! Фактически, одна и та же черта темперамента (например, очень напористая), которая помогает нам в одной ситуации, может мешать нашему поведению или действиям в другой.
Основной целью должно быть понимание нашего темперамента и темперамента детей, с которыми мы живем и работаем. Нам необходимо критически рассмотреть вопрос о том, как любые экстремальные черты темперамента могут способствовать проблемам в производительности, поведении или социальном взаимодействии. Когда крайности темперамента действительно мешают производительности, поведению или социальному взаимодействию, нам нужно узнать, как лучше всего работать с этими крайностями или контролировать их.
Поэтому, когда мы подозреваем, что у ребенка с СДВ/СДВГ или характеристики темперамента взрослого играют роль в его несоответствии ожиданиям в школе или на работе, мы знаем, что должны разработать какой-то тип приспособления, чтобы адресовать этот вклад .
1. Уровень активности относится к количеству активности от высокой до низкой, которой мы занимаемся в течение дня. Некоторые из нас всегда в движении и физически активны; другие из нас ведут более сидячий образ жизни и проводят большую часть времени, занимаясь тихими делами. Ребенок с высоким уровнем активности, вероятно, будет чувствовать себя в своей стихии на уроках физкультуры и играть в пятнашки во время перемены, и ему будет труднее сохранять неподвижность во время спокойных сидячих занятий; с другой стороны, ребенок с низким уровнем активности может предпочесть сидеть и рисовать или читать в свободное время, а не выходить на улицу для активной игры.
2. Ритмичность относится к предсказуемости наших ежедневных телесных процедур, таких как сон, еда и посещение туалета. Он варьируется от очень регулярного до очень нерегулярного. Те из нас, кто очень ритмичен, голодны, испражняются и чувствуют сонливость примерно в одно и то же время каждый день. У других из нас, очень нерегулярных, вообще нет расписания или ритма… время нашего пробуждения меняется день ото дня; мы чувствуем себя готовыми ко сну в разное время и нуждаемся в туалете в разное, непредсказуемое время в течение дня. Эта непредсказуемость может стать проблемой для ребенка, которого просят придерживаться жесткого школьного расписания, когда все едят и ходят в туалет в одно и то же время каждый день.
3. Порог реакции относится к количеству стимуляции, в диапазоне от высокой до низкой, которую мы требуем перед реакцией. Тем из нас, у кого низкий порог, требуется очень мало, чтобы сделать нас счастливыми, грустными, злыми и т. д. Другим из нас с высоким порогом требуется много, прежде чем мы отреагируем. Ребенок с очень высоким порогом может получить травму и как бы не заметить своей боли. С другой стороны, ребенка с очень низким порогом может беспокоить малейший шум, хмурый взгляд учителя, бирки на одежде, жужжание флуоресцентных ламп, швы на носках, вкус, текстура или запах. еды.
4. Терпимость к фрустрации относится к уровню трудности, которую мы можем испытать, прежде чем разочаруемся. Толерантность к фрустрации варьируется от высокой до низкой. Те из нас, у кого высокая терпимость к фрустрации, могут испытать огромное количество трудностей, прежде чем почувствуют фрустрацию. Другие из нас, у кого низкая толерантность к фрустрации, очень легко разочаровываются. Ребенок с высокой толерантностью к фрустрации может справляться с повторяющимися трудностями и неудачами в классе, не испытывая значительного фрустрации. Однако ребенок с очень низкой толерантностью к фрустрации может быстро испытывать фрустрацию, когда его просят выполнить задания лишь средней сложности. Это, в свою очередь, настраивает его на повторную борьбу и может обернуться негативным отношением к школе и другим учебным ситуациям.
5. Интенсивность реакции относится к силе нашей реакции в диапазоне от высокой до низкой. Эти реакции могут быть продемонстрированы внешне или испытаны внутренне. Так что не всегда легко судить об интенсивности чьей-то реакции по тому, что мы видим. Наша интенсивность не зависит от качества (отрицательного или положительного) нашей реакции и непосредственности нашей реакции (порога).
Те из нас, у кого высокая интенсивность реакции, испытывают или демонстрируют сильную реакцию. Когда мы счастливы, мы очень, очень счастливы; когда нам грустно, нам очень, очень грустно; когда мы злимся, мы очень, очень злимся. Другие из нас, у которых низкая интенсивность реакции, почти не показывают вспышку на экране, когда наши эмоции вспыхивают. Ребенок с высокой интенсивностью может стать чрезмерно глупым на праздновании дня рождения, в ярости во время конфликта на игровой площадке и обездвиженным из-за нервозности на математических тестах на время. С другой стороны, может показаться, что ребенок с низкой интенсивностью реакции вообще не реагирует; она не испытывает сильного волнения по поводу особого события или сильного разочарования по поводу неудачи. На самом деле нам может быть трудно читать реакции ребенка с низкой интенсивностью, часто ошибочно принимая низкую интенсивность за безразличие.
Важно помнить, что при наблюдении за интенсивностью отклика мы не всегда можем судить о книге по обложке; некоторые очень интенсивные люди переживают всю свою интенсивность внутренне; кусание ногтей, ковыряние кожи, жалобы на стеснение в груди, боли в животе, боли в челюсти или головные боли и т. д. могут быть нашими единственными ключами к пониманию того, что происходит внутри.
Высокая интенсивность реакции (внешней или внутренней) — очень сильная черта темперамента. Когда он присутствует, он может управлять всем: хорошим мышлением, вниманием, надлежащим самоконтролем и соответствующими социальными навыками, и это лишь некоторые из них. Неспособность идентифицировать паттерн реакции высокой интенсивности и надлежащим образом приспособиться к нему может непреднамеренно настроить ребенка на обращение к целому ряду других дисфункциональных форм поведения в попытке справиться со своими сильными реакциями, включая такие вещи, как переедание, употребление наркотиков, и развитие отношения «мне все равно».
6. Настроение относится к общему качеству эмоций в течение дня в диапазоне от очень положительных до очень отрицательных. Те из нас, у кого хорошее настроение, проводят большую часть дня в хорошем настроении; мы склонны придавать всему положительное значение; проблемы — это вызовы. Другие из нас с плохим настроением могут казаться более критичными в течение дня; мы, вероятно, увидим стакан наполовину пустым. Ребенок с позитивным настроением, как правило, хорошо ведет себя в классе и может даже с трудом распознавать трудности, возникающие или возникающие. Ребенок с плохим настроением, скорее всего, нахмурится, покачает головой или сделает критический комментарий в адрес кого угодно или чего угодно.
7. Приближение-отстранение относится к нашей первоначальной реакции на новых людей, места, события и идеи, варьирующейся от сильного приближения до сильного отстранения. Те из нас, кто очень близок, с готовностью берутся за новые задачи, знакомятся с новыми людьми и пробуют новые продукты. Другие из нас, кто сильно абстинентен, сопротивляются новому занятию, избегают посещения вечеринок с незнакомцами и отказываются от другой еды. Ребенок, который очень подходит, без колебаний начнет разговор с новым учеником или учителем, прыгнет в новые виды деятельности и примет новые концепции и академические задачи. Ребенок, который сильно замкнут в себе, может бороться с новыми учениками, избегать новых занятий на игровой площадке и отступать от незнакомой концепции в классе.
8. Адаптивность относится к количеству времени и усилий, необходимых для адаптации или приспособления к новому человеку, ситуации или концепции после нашего первоначального подхода или реакции отстранения. Это может варьироваться от легкого (хорошо адаптируемого) до очень медленного (неадаптируемого). Те из нас, кто хорошо адаптируется, легко интегрируют в свою жизнь новые рутины, ожидания и концепции. Те из нас, кто медленно адаптируется, испытывают огромные трудности с этими же изменениями. В классе ребенок, который хорошо адаптируется, легко плывет по течению, независимо от изменений, происходящих в его день, таких как распорядок дня, структура класса и правила. Ребенку, который медленно адаптируется, может потребоваться длительное время, чтобы войти в поток в начале каждого учебного года, бороться с меняющимися ожиданиями, сопротивляться новым правилам и сопротивляться изменениям в рутине. Тот же самый ребенок может показаться медленным, чтобы понять и интегрировать новые концепции, которые представлены, даже если они соответствуют уровню его способностей.
9. Настойчивость относится к тому, как долго мы выполняем задачи, независимо от их сложности, от очень длинных до очень коротких. Некоторые из нас очень настойчивы даже перед лицом огромных трудностей; мы продолжаем идти и идти и идти. Другие из нас тратят лишь короткое время на сложную задачу, прежде чем сдаться и перейти к чему-то другому. Ребенок с длительным упорством сопротивляется сдаче и будет повторять задание неоднократно, пока не освоит его. Этот же ребенок может изо всех сил пытаться прекратить действие, когда пришло время двигаться дальше, если он еще не освоил или не завершил его. Ребенок с непродолжительной настойчивостью может прекратить практиковаться до достижения мастерства, с трудом справляется с более длинными и сложными заданиями и быть готовым отложить сложную книгу задолго до последней страницы.
Заключительное слово о темпераменте
Каждая из черт нашего темперамента важна и играет значительную роль в формировании того, кто мы есть, как мы себя ведем, как мы воспринимаем и реагируем на окружающий мир. Хотя мы определили и обсудили эти черты по отдельности, важно помнить, что в реальном мире эти черты не существуют изолированно; они взаимодействуют друг с другом, комплексно влияя на наше поведение. Тонкие различия в профилях темперамента могут привести к резким различиям в том, как они проявляют себя в наших домах и классах.
Например, с ребенком с плохим настроением, длительной настойчивостью, медленной приспособляемостью, низкой переносимостью фрустрации и высокой интенсивностью реакции может быть очень трудно работать, когда этот набор характеристик взаимодействует друг с другом, что приводит к частым, очень большим негативные реакции, длящиеся длительное время в ответ на неизбежные изменения и вызовы, ежедневно происходящие в классе.
С другой стороны, другой ребенок с очень похожим профилем, включая негативное настроение, длительное упорство, медленную адаптируемость, низкую толерантность к фрустрации, , но с низкой интенсивностью реакции может быть гораздо проще работать.