Валерий Лейбин о теневой стороне личности — Моноклер
Рубрики : Лекции, Последние статьи, Психология, Публичные лекции
Нашли у нас полезный материал? Помогите нам оставаться свободными, независимыми и бесплатными, сделав любое пожертвование:
Donate
Какую функцию теневая сторона выполняет в нашей психике, из чего состоит архетип Тени, как он проявляет себя в нашей жизни, какое находит отражение в культуре и искусстве и почему так важно осознание и знакомство со своей Тенью: смотрим короткую, но обстоятельную лекцию доктора философских наук, профессора кафедры основ клинического психоанализа МИП Валерия Моисеевича Лейбина.
Тень — довольно важное понятие в аналитической психологии. Оно обозначает темную сторону психики, бессознательные проявления, отвергаемые человеком, но внутренне присущие ему и оказывающие воздействие на его мышление и поведение. Это не только бессознательные влечения и желания, которые воспринимаются с точки зрения культуры и общества как негативные, теневые, асоциальные, аморальные. Это часть Я, от взаимодействия с которой во многом зависит наше состояние. Как отмечал Карл Густав Юнг:
«Тень персонифицирует всё, что человек отказывается признавать в самом себе…. Встреча с самим собой предполагает встречу с собственной тенью» .
Тень издавна завораживала человека. Еще до появления психоанализа культура по-своему пыталась осмыслить феномен тени: Как отмечает д.ф.н., профессор кафедры основ клинического психоанализа МИП Валерий Моисеевич Лейбин:
«С древних времен считалось, что тень человека это неотъемлемая часть его души, изнанка его духа, необходимое условие формирования его я. Неслучайно в различных странах олицетворение тени человеком была пронизано мифами, суевериями. Как правило, чем-то негативным, приносящим личности несчастья, невзгоды….»
Почему так важна «очная ставка» с Тенью?
Во-первых, эта теневая сторона личности несет в себе наше прошлое, сохраняет примитивные желания и агрессивные влечения. Именно поэтому она, как правило, вытесняется, подавляется: мы не хотим замечать свои бессознательные негативные характеристики, поэтому игнорируем их. Это может привести к катастрофе, потому что сдерживаемое и подавляемое способно прорываться наружу, разрушать мораль, самоконтроль и захлестывать наше сознание.
Во-вторых, нужно учитывать, что тень – это не только изнанка психики, содержащая исключительно темные аспекты личности.
В ней присутствуют также такие влечения и желания, которые не исчерпываются чем-то скверным, морально неприемлемым. По убеждению Юнга, Тень включает в себя и все то, что представляет собой примитивное, инфантильное, неприспособленное, которое не получило своего зрелого, позитивного развития. Это означает, что тень может быть представлена не только негативной, но и позитивной фигурой. Она может включать в себя положительные характеристики человека, не получившие в реальной жизни своей реализации, поэтому задача аналитической терапии состоит не в исключении Тени из жизни пациента, а в осознании им ее наличия, в обретении способности интегрировать ее в Я и сосуществовать с ней, не прибегая к мучительному подавлению и соскальзыванию в лоно невротического заболевания.
Ну, и в-третьих, не стоит забывать, что наши негативные качества и характеристики могут обрести свою персонификацию в сновидениях или быть спроецированы на других людей. Мы редко осознаем проекции, тем более сложно «признать в них свою собственную Тень, отброшенную на объекты» — это обычно ускользает от нашего сознания. По мнению того же Юнга, человек не создает проекции, а сталкивается с ними. Окруженные собственными проекциями, мы словно оказываемся изолированным от своего окружения, вытесняя реальные отношения с людьми чем-то иллюзорным. И выбраться из этого порочного круга не так-то легко.
«Необходимо убедить его, что он отбрасывает очень длинную Тень, прежде чем он согласится убрать свои эмоционально окрашенные проекции с их объекта» (К.Г. Юнг).
Кажется, аргументов более чем достаточно. Подробнее о том, что такое Тень (архетип), какую функцию теневая сторона выполняет в нашей психике и почему так важно осознание и знакомство со своей Тенью, смотрим в коротком, но обстоятельном докладе доктора философских наук, профессора кафедры основ клинического психоанализа Московского института психоанализа (МИП) Валерия Моисеевича Лейбина.
Читайте также Карл Юнг о том, почему некоторые люди раздражают нас
«Моноклер» – это независимый проект. У нас нет инвесторов, рекламы, пейволов – только идеи и знания, которыми мы хотим делиться с вами. Но без вашей поддержки нам не справиться. Сделав пожертвование, вы поможете нам остаться свободными, бесплатными и открытыми для всех.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Карл Юнгпсихологияпубличные лекции
Похожие статьи
Архетип Тени
Вклад Карла Юнга в развитие представлений об архетипах психики человека
Карл Юнг является одним из основоположников психоаналитического движения. Совместно с Зигмундом Фрейдом он занимался исследованиями глубинной психологии и бессознательных проявлений психики человека.
В процессе своей научной деятельности он развивал подход Фрейда к психике человека как многоуровневой и многополюсной энергетически противоречивой системе.
В последствии Карл Юнг занялся отдельными исследованиями и сформулировал собственную теорию об особенностях аналитической психологии человека, которая оказала большое влияние как на психологию, так и на психиатрию и многие смежные науки.
По мнению ученого структура личности включает в себя три компонента: Эго, Личное бессознательное и Коллективное бессознательное. Именно в коллективном бессознательном Юнг выделил подструктуры, которые были названы им архетипами личности человека.
Общее понятие об архетипах
По мнению Карла Юнга, коллективное бессознательное находит свое проявление в архетипах, являющихся общими для всего человечества.
В отличие от индивидуального бессознательного, коллективное является общим для всех людей и способствует образованию всеобщего основания душевной жизни каждого человека. Именно коллективное бессознательное является наиболее глубинным уровнем психики и основным структурным элементом личности человека, включающим в себя весь культурно-исторический опыт человечества, который находит свое отражение в психике человека в форме унаследованных им архетипов.
Определение 1
Архетипы представляют собой врожденные тенденции, находящиеся внутри коллективного бессознательного и являющиеся внутренними детерминантами психической жизни человека. Именно благодаря архетипам осуществляется процесс направления действий человека в определенное русло, схожее с теми поведенческими стратегиями, которые существовали у предыдущих поколений человечества.
Также архетип можно определить, как психический прообраз с одной стороны обуславливающий предрасположенность человека к определенным поведенческим реакциям, с другой стороны проявляющиеся в мифах и сказках коллективные идеи, образы и теория человечества.
Карл Юнг обращал особое внимание на тот факт, что архетипы выступают связующим звеном между материей и психикой человека и обладают способностью оказывать влияние на физический мир человека.
Замечание 1
Архетипы находят свое проявление в сознании человека в виде эмоций и связаны с такими моментами жизненного опыта человека, как рождение и смерть, основными стадиями жизненного пути, а также с реакциями на возникающую смертельную опасность.
Особенности проявления архетипа Тени по Карлу Юнгу
Карл Юнг выделял множество архетипов, но чаще всего в его исследованиях упоминаются:
- Персона,
- Анима и Анимус,
- Тень,
- Самость.
Рассмотрим архетип Тени более подробно.
Архетип Тени, выделенный Карлом Юнгом, по его мнению, является центром личного бессознательного человеческой личности, фокусом для материала, вытесненного из сознания. Данный архетип является некой обратной стороной «Я».
Данный архетип включает в себя имеющиеся у человека желания, воспоминания, переживания, отрицаемые человеком в связи с их несовместимостью с образом Персоны или противоречащие имеющимся в данном обществе социальным стандартам и идеалам.
Тень представляет собой совокупность всех наших аморальных, неистовых, страстных и абсолютно неприемлемых желаний и поступков. Однако стоит отметить, что также, как и у Персоны, у данного архетипа есть две стороны и позитивным влиянием Тени является то, что она выступает в качестве источника творческих порывов человека и проживания глубоких эмоциональных состояний.
Архетип Тень находит свое выражение в теневой животной стороне личности человека и включает в себя социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы человека, присутствующие у него аморальные мысли и страсти. Одновременно с этим данный архетип способен выступать в качестве источника жизненной силы человека, творческого начала в его деятельности.
Карл Юнг в описании данного архетипа отмечал, что в функционировании данного архетипа решающую роль играет сознание, которое способно направить энергию Тени в нужное русло и способствовать тому, чтобы человек с одной стороны был способен к контролированию пагубных сторон своей личности, а с другой стороны имел возможность к открытому выражению своих желаний и импульсов и наслаждался здоровой и творческой жизнью.
Взаимодействие Тени и Эго
Сознание человека или его Эго постоянно находится в процессе взаимодействия с его Теневой стороной, которая выражается в бессознательном в виде архетипа Тени. Постоянный анализ проявления данного архетипа в сознании человека способен помочь в раскрытии теневых процессов подсознания и осознанию их на сознательном уровне. Основным барьером для осуществления данного процесса является действие защитных механизмов психики человека, которые стремятся к постоянному вытеснению травмирующих эмоций человека на уровень бессознательного.
Описывая этот архетип, Юнг стремился указать на шокирующую несознательность, которую демонстрирует большинство людей. В процессе психоанализа и проникновения в корень имеющихся у человека намерений и желаний открывается темная сторона его личности, состоящая из самоуверенных, эгоистичных и склонных к манипуляциям желаний и убеждений.
Одним из самых ярких проявлений архетипа Тени Карл Юнг называет своеобразное «отзеркаливание» эмоций и поведенческих реакции от других людей. Например, человека очень раздражает ничем не прикрытое проявление эгоизма со стороны другого человека, чаще всего, по мнению ученого, это говорит о том, что на него проецируется неосознанное содержание тени самого человека. Получается, что наиболее яркие негативные эмоции и реакции у человека могут вызвать именно те поступки и проявления другого человека, которые в глубине подсознания свойственны ему самому.
Юнгианская тень — Общество аналитической психологии
Тень, Кристофер Перри
В модели психики Юнга существуют различные персонифицированные структуры, которые взаимодействуют друг с другом в нашем внутреннем мире. Два из них, персона и анима/анимус, являются реляционными; персона относится к внешнему миру, а анима/анимус — к внутреннему миру. Эго, которое в основном основано на теле и может быть понято как исполнительная часть личности, стоит рядом с тенью, и эти два связаны с нашей идентичностью.
Проблемы с не распознаванием тени
Юнг глубоко интересовался тенью — ее формой и содержанием — и процессом ассимиляции «того, чем человек не желает быть» [CW16, para 470].
Он совершенно ясно видел, что неспособность распознать, признать и справиться с теневыми элементами часто является корнем проблем между людьми, а также внутри групп и организаций; это также то, что питает предрассудки между группами меньшинств или странами и может спровоцировать что-то между межличностным конфликтом и большой войной. Возможно, поэтому Общий указатель к его собранию сочинений содержит более двух страниц ссылок на тень. Знакомство с тенью является существенной частью терапевтических отношений, индивидуации и становления более округлым, более цельным и более красочным.Тень и личность
В дополнение к юнговской идее персоны, которая есть «то, чем себя считают сами, а также другие» [CW9, параграф 221], «тень — это та скрытая, подавленная, по большей части неполноценная и обремененная виной личность, чьи конечные разветвления проникнуть в царство наших животных предков… Если до сих пор считалось, что человеческая тень была источником зла, то теперь при более тщательном исследовании можно установить, что бессознательный человек, то есть его тень, состоит не только из морально предосудительных склонности, но также демонстрирует ряд хороших качеств, таких как нормальные инстинкты, адекватные реакции, реалистическое озарение, творческие импульсы и т.
Потенциал тени
Здесь необходимо очень сильно подчеркнуть, что тень содержит в себе всевозможные качества, способности и потенциал, которые, если их не распознать и не овладеть, поддерживают в личности состояние оскудения и лишают человека источников энергии и мостов связи. с другими. Например, человек может считать, что быть напористым — значит быть эгоистичным; поэтому он идет по жизни, подталкиваемый другими и глубоко внутри кипящий от обиды, которая, в свою очередь, заставляет его чувствовать себя виноватым. В этом случае его способность к самоутверждению и его негодование составляют часть его тени. Анализ может бросить вызов его системе ценностей, проследить ее до ее истоков, помочь ему стать более воплощенным и, таким образом, лучше соприкоснуться со своими потребностями, а также открыть области выбора, которые, вероятно, приведут к уменьшению его обиды.
Личные и коллективные аспекты тени
Может быть полезно представить тень вертикально. Наверху находится личная тень — она может казаться довольно черной, бесформенной и недоразвитой, а также нежелательной и отвергнутой. Но, как мы видели, хотя это может показаться выгребной ямой, это также может быть сокровищницей. Ниже этого, но никак не отделенного от него, находится коллективная тень. Это, как и личная тень, относительно в том смысле, что оно будет частично культурно детерминировано. Он состоит из того, что противоречит нашим сознательным, разделяемым и коллективным ценностям. Например, в некоторых культурах допустимо женское обрезание; и вызывает отвращение у членов других культурных групп. Что-то вроде педофилии, однако, является нарушением табу, которое, кажется, повсеместно поддерживается.
Тень и зло
Это ведет нас к самым глубоким теневым областям, где мы находим проявления зла как динамики в мире, к которому нам нужно относиться с коллективной виной, ответственностью и возмещением: приватизированная вода, торговля оружием, голод, пытки, Гуантанамо залив и т. д.; у каждого из нас будет такой список. Проблема зла — это проблема, которую Юнг исследовал в своей переписке с доминиканцем отцом Виктором Уайтом и в своих работах, в частности, в «Ответе Иову». Это огромная тема, которая выходит за рамки данного введения.
Тень и проекция
Как встречается тень? Почти всегда в проекции на какого-то другого человека/семью/группу и т. д. Это означает, что я вижу в другом что-то, что мне не нравится; это имеет тенденцию продолжаться. Например, я могу начать замечать, что многие другие люди довольно жадны. И я могу начать осуждать или осуждать их жадность. Но, если повезет, до меня может дойти, что то, что мне не нравится в других, на самом деле является чем-то, с чем я борюсь внутри себя. Эти проекции могут быть на внешних других или на внутренние фигуры сна; или оба.
Каковы некоторые из отрицаемых аспектов психосоматического единства, которое мы называем личностью? Тело — хорошее место для начала. Его форма проблематична для некоторых людей, которые не чувствуют себя физически соединенными; другие не любят или ненавидят свою форму и идут на все, чтобы изменить ее; другие чувствуют себя совершенно бестелесными. Содержимое тела притягивает негативные проекции, которые затем могут быть переданы другим, которых мы описываем как «дерьмовых/сопливых/кровавых» и т. д. Затем идут сексуальность и секс и сопутствующие им тревоги и давления.
С точки зрения человеческого развития, как только младенцы смогут испытывать, наслаждаться и жить в своем теле, они могут научиться, с помощью своей матери, как переводить ощущения в аффекты. Например, «бабочки» в животе могут означать «я нервничаю/застенчив/боюсь этой авторитетной фигуры и т. д.». Так мы постепенно создаем эмоциональный словарь и учимся принимать широкий спектр чувств наряду со способностью думать о них. Но многие люди, которые обращаются за терапией, приходят с целым рядом эмоций, запертых за защитной стеной брони, которая препятствует сближению с собой и другими, истинной близости и конфликту. Положительные и отрицательные чувства проецируются на окружающих, и с проекцией уходит способность ясно мыслить о ситуациях и отношениях.
Влияние других на тень
Почему это произошло? С младенчества, детства и юности мы получаем от наших родителей/опекунов как сознательные, так и бессознательные сообщения о том, что приемлемо с точки зрения нашего тела, наших чувств и нашего поведения. Все неприемлемое подавляется и подавляется и становится частью нашей тени. Мы не только принимаем и подавляем то, что неприемлемо, мы также усваиваем отношение наших опекунов к этим нежелательным качествам и характеристикам самих себя. Чем жестче отношение, которое могло выражаться в отказе от любви, отвержении, физическом/эмоциональном/сексуальном насилии, тем более враждебно мы относимся к этим граням нашей тени. В худшем случае тень неразрывно переплетается с тревогой покинутости, так что ее появление действительно может ощущаться как вопрос жизни или смерти. Тем не менее, необходимо еще раз подчеркнуть, что положительные, любящие чувства, фантазии и импульсы могут стать такой же частью тени, как и отрицательные, враждебные.
Карл Юнг и Тень – опыт Юнга
В «Воспоминаниях, снах, размышлениях» Юнг рассказывает о сне, в котором он и «смуглокожий дикарь» убили Зигфрида. Рассказывая сон, Юнг описывает некоторые чувства, связанные со встречей с тенью и ее ассимиляцией: страх, отвращение, раскаяние и вина, сострадание, горе и смирение. Это потрясающий список, и он указывает на силу тени, ее способность владеть нами («Сегодня он не в себе»), даже подавлять нас. Но в нем отсутствует стыд; мы все склонны стыдиться своей тени, некоторые до ужаса.
В первых главах своей автобиографии Юнг часто ссылается на то, что его мать использовала стыд как средство дисциплины. Но ни Фрейд, ни Юнг не обращали особого внимания на стыд, хотя оба сильно страдали от его последствий. Возможно, этот дефицит в их сочинениях отчасти был связан с тем, что ни один из них не подвергался анализу. Для появления тени без преодоления эго ядовитыми эффектами стыда каждому из нас нужна разная реляционная и психологическая среда; анализ, психотерапия, консультирование — все они предлагают такую среду по-разному.
Терапевт предлагает постоянное положительное отношение, частично выражающееся в приверженности надежности, преемственности и желании поделиться с пациентом своим пониманием внутреннего и внешнего мира пациента. Это часть понимания, поиска смысла, принятия мер (например, с точки зрения проверки реальности) и сохранения результата на какое-то время. Пациент начинает доверять терапевту; и это доверие углубляется, когда теневые элементы пациента вступают в терапевтические отношения, где они принимаются с состраданием и попытками понимания. Если все идет достаточно хорошо, они больше не подвергаются неодобрению, стыду или отвержению, и энергия, которая заперта в них, высвобождается. Например, депрессивный человек, которому удается связаться и познакомиться с подавленной яростью, становится оживленным и энергичным.
Поглощение тени
Этот процесс, ассимиляция тени, ведет к самопринятию и самопрощению. Обида и вина уступают место принятию на себя ответственности и попыткам разобраться, что кому принадлежит. Ожесточенная совесть, склонная наказывать себя и других, может расслабиться, а личные ценности можно противопоставить коллективной морали.
Тень терапевта
У терапевта также есть тень, тема, которую исследовал Адольф Гуггенбюль-Крейг, предупреждающий нас об опасностях, присущих возможному искажению архетипического образа Раненого-Целителя. Такое извращение может иметь место, когда по разным причинам терапевт разделяет терапевтическую пару на «исцеленного терапевта» и «раненого пациента», тем самым извлекая целительный потенциал из самого пациента, который затем попадает в ловушку пассивного, инфантилизированного состояния. и зависимое положение. Такое расщепление может привести ко всевозможным нарушениям терапевтических границ, ответственность за которые всегда лежит на терапевте из-за, среди прочего, силы переноса. Их необходимо рассмотреть в рамках дальнейшего анализа+/надзора.
Обманщик
Из мифологии это персонаж Трикстера, «…коллективная теневая фигура, сумма всех низших черт характера в людях» [CW9, параграф 484], который, по мнению Юнга, может спасти нас от «высокомерия» и освободить сознательный разум. от его увлечения злом. Трикстер обычно считается жестоким, бессознательным и не связанным, но тем не менее тем, кто может превратить бессмысленное в значимое. Часто встречающийся на перекрестках, он всегда подвижный, двуличный, сексуально необузданный и шутник. Трикстер лучше всего изображается, пожалуй, в образе Гермеса, наделившего Пандору («всеодаренную») дерзостью и хитростью.
В западной культуре именно волк приближает нас к миру теней на его более животном уровне. Де Врис (1984) приводит архетипические качества волка: необузданная природа, плодовитость, похоть, жестокость, кровожадность, жадность; «…дьявольский, меланхолический голод», который может приобретать более гуманные черты.
Тень Юнга
В настоящее время считается, что Юнг оставил тем, кто интересовался его идеями и их развитием, некоторые из своих собственных теневых элементов: свой антисемитизм, свое негативное отношение к анимусу, свое неясное письмо, свою идеализацию Востока и т. д. Он никогда не хотел, чтобы были какие-то «юнгианцы», но интересно отметить, что так много юнгианских организаций подверглись расколу, окостенению жестких защит и массовому проецированию! Но, как предположила Стейси, именно в теневых землях организаций так много творчества находит передышку.
*****
12 августа 2015 г.
Хотите глубже изучить идеи Юнга?Если вы хотите узнать о Тени, а также о других юнгианских идеях, наш Базовый курс будет идеальным. | О базовом курсе |
Если вы хотите прочитать другие статьи об идеях Юнга | Больше юнгианских статей |
Скрытая сила нашей темной стороны
«То, что мы не осознаем, появляется в нашей жизни как судьба». (Карл Юнг)
Карл Юнг известен тем, что сформулировал концепцию тени, той части нашей личности, которая в течение нашей жизни отводится во тьму бессознательного.
Природа тени
«Тень носит много знакомых имен: отверженное «я», низшее «я», темный близнец или брат в Библии и мифах, двойное, подавленное «я», альтер-эго, ид. Когда мы сталкиваемся лицом к лицу со своей темной стороной, мы используем метафоры для описания этих теневых встреч: встреча с нашими демонами, борьба с дьяволом, спуск в подземный мир, темная ночь души, кризис среднего возраста». (Конни Цвейг, Встреча с тенью)
В то время как Юнг известен тем, что в наши дни довел до всеобщего сведения концепцию тени, этот аспект нас самих уже давно признан повсеместной чертой человеческих существ. В 1886 году, до того, как Юнг оставил свой след, Роберт Льюис Стивенсон создал известную теперь историю о докторе Джекилле и мистере Хайде. В его истории доктор Джекилл представляет респектабельную часть личности человека, но когда он превращается в мистера Хайда, его теневая личность берет верх над ним и разрушает его жизнь.
Хотя тень является врожденной частью человека, подавляющее большинство из нас умышленно закрывают глаза на ее существование. Мы скрываем свои негативные качества не только от других, но и от самих себя. Для этого мы часто критикуем и осуждаем других, чтобы не зацикливаться на собственных ошибках и деструктивных наклонностях. Мы идем по жизни с фальшивым видом морального превосходства и верой в то, что, хотя другие действуют безнравственно и разрушительно, мы сами полностью добродетельны и всегда правы.
«К сожалению, не может быть сомнения, что человек в целом менее хорош, чем он себе воображает или хочет быть. Каждый несет тень, и чем меньше она воплощена в сознательной жизни индивидуума, тем она чернее и плотнее. Во всяком случае, это образует бессознательную загвоздку, мешающую нашим самым благонамеренным намерениям». (Карл Юнг)
Осознание тени
Некоторые аспекты нашей тени являются продуктом нашей эволюции. У нас, как и у всех животных, есть инстинкты секса и агрессии, которые мы склонны подавлять, чтобы приспособиться к современным социальным нормам. Некоторые аспекты нашей тени являются продуктом нашего воспитания. Черты личности и импульсы, которые вызывали страх или тревогу у наших родителей или учителей, например, заставляли их наказывать или критиковать нас; и поэтому мы реагировали подавлением этих характеристик. Мы установили психологическую защиту, чтобы гарантировать, что им не будет позволено проявиться, и, таким образом, эти характеристики были вытеснены в бессознательное. Поскольку у всех людей есть тень, то, что отличает нас от других, — это степень, в которой мы осознаем ее.
Когда наша тень остается без сознания, она разрушает нашу жизнь. Вытесненные содержания не просто исчезают, но функционируют независимо от нашего сознания. Другими словами, тень обладает способностью подавлять наше сознательное эго и овладевать нашим существом, контролируя наши мысли, эмоции и поведение. Когда это происходит, мы можем неосознанно попасть в трудные времена, оставаясь при этом в неведении о том, что эти беспокойные периоды были навязаны самими собой, а не результатом невезения или судьбы.
«Психологическое правило гласит, что когда внутренняя ситуация не осознается, она происходит снаружи как судьба. То есть, когда индивидуум остается неделимым и не осознает своей внутренней противоположности, мир должен волей-неволей разыграть конфликт и разорваться на противоборствующие половины». (Карл Юнг)
Бессознательный контроль, который наша тень может оказывать на нас, также объясняет саморазрушительное поведение, с которым многие люди борются и не могут его контролировать, несмотря на то, что сознательно знают, что им лучше не участвовать в таких действиях. Многими наркоманами движет их тень, что объясняет внутреннюю «войну», которая существует внутри них. В один момент они говорят себе, что собираются отказаться от своей зависимости и жить чистой жизнью, а в следующий момент их тень берет верх над их сознательным эго, и они с энтузиазмом ищут следующую выпивку, «шот» или сексуальную разрядку. Как отмечает Роберт Льюис Стивенсон в своей книге «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», человек не один, а на самом деле двое; у него есть сознательная личность и тень, каждая из которых часто борется за превосходство в его разуме.
«Человек должен осознать, что он обладает тенью, которая является темной стороной его собственной личности; он вынужден признать свою «низшую функцию» уже хотя бы по той причине, что она так часто подавляет его, в результате чего светлый мир его сознательного разума и его этические ценности поддаются вторжению темной стороны. Все страдание, причиняемое человеку переживанием врожденного зла в его собственной природе, вся неизмеримая проблема «первородного греха», по сути, грозит уничтожить личность в суматохе беспокойства и чувства вины». (Глубинная психология и новая этика, Эрих Нойманн)
Чтобы не стать жертвой «одержимости тенью», мы должны осознать свои теневые качества и интегрировать их в нашу сознательную личность; принимая их с распростертыми объятиями не как отвратительные аспекты нашего «я», а как необходимые и жизненно важные части нашего существа. Для этого полезно осознать, что задача жизни не в том, чтобы стать совершенным, а в том, чтобы стать целым. И поскольку целостность влечет за собой и добро, и зло, свет и тьму, достижение целостности в развитии личности требует, чтобы мы ассимилировали нашу тень в нашу сознательную личность.
«Человек становится просветленным не воображая образы света, а делая тьму осознанной. Последняя процедура, однако, неприятна и потому непопулярна». (Карл Юнг)
Однако, как намекает Юнг в приведенной выше цитате, это чрезвычайно сложно. Большинство не может и не хочет признать, что в глубине души они не являются полностью добродетельными, бескорыстными и хорошими людьми, а вместо этого содержат эгоистичные, деструктивные, аморальные и аморальные импульсы и способности. Большинство предпочло бы обманывать себя слепым оптимизмом относительно «доброты» своей натуры, поэтому большинство остается раздробленными личностями, не знающими своих внутренних глубин.
«Встреча с собой — это, во-первых, встреча с собственной тенью. Тень — тесный проход, узкая дверь, чье болезненное сужение не щадит никого, кто спускается в глубокий колодец. Но нужно научиться познавать себя, чтобы узнать, кто ты есть». (Карл Юнг)
Скрытая сила тени
Что особенно интересно, так это идея о том, что тень содержит в себе не только деструктивные аспекты личности, но и мощные, созидательные и могущественные способности. В ходе нашего развития некоторые черты и импульсы осуждались нашей семьей, сверстниками и педагогами не из-за заботы, а из-за зависти, страха, невежества или ревности. Наша склонность соблюдать социальные ожидания также заставляла нас подавлять таланты, врожденные способности и импульсы, которые, если их культивировать и развивать, могли бы сделать нас более эффективными существами в мире.
Например, сегодня психологи все чаще диагностируют людей, которые сомневаются в авторитетах и проявляют признаки чрезмерной уверенности в себе, как патологических, страдающих состоянием, которое они называют «антиавторитарным» (см. статью Брюса Левина здесь). Люди, которые слишком самостоятельны в нашем все более коллективном и зависимом обществе, рассматриваются многими как угроза. Они одинокие волки среди стада овец, и из-за этого стадо подвергается нападениям и насмешкам.
Это лишь один из многих примеров того, как наша социализация в современном обществе препятствует нашему развитию. Суть в том, что с нашими высшими энергиями, пойманными в ловушку, помеченными другими и нашим сознательным эго как негативные и плохие, наш рост может заблокироваться, а жизнь превратиться в пустыню.
Ради нашего личного развития мы должны поэтому лучше осознавать нашу тень и открывать свой разум для возможности того, что, возможно, мы не такие дружелюбные, праведные и нравственные, как мы думаем. Мы должны учитывать, что, возможно, существуют бессознательные аспекты нас самих, управляющие нашим поведением «за кулисами». Мы должны заглянуть в свои глубины и осознать, что наше сознательное эго не всегда находится под контролем, но часто овладевает силой нашей тени.
Как только мы лучше осознаем эти темные стороны самих себя, мы должны чтить их и найти способ интегрировать их в нашу жизнь. В противном случае человек станет слабым и рассеянным. Нельзя служить двум внутренним побуждениям, не растрачивая свои силы и энергии. Тень должна стать частью сознательной личности.
Существует ли «Техника» для объединения тени?
«Не существует общеэффективной техники ассимиляции тени. Это больше похоже на дипломатию или государственную мудрость, и это всегда индивидуальный вопрос. Сначала нужно принять и отнестись серьезно к существованию тени. Во-вторых, нужно осознать его качества и намерения. Это происходит благодаря сознательному вниманию к настроениям, фантазиям и импульсам. В-третьих, неизбежен длительный процесс переговоров». (Карл Юнг)
Как отмечает Юнг в отрывке выше, не существует общей техники интеграции тени. Наша тень уникальна, и поэтому для ее интеграции требуется наш собственный уникальный подход. Независимо от того, какой подход мы выберем, чтобы должным образом интегрировать нашу тень, необходимо вести себя таким образом, который идет вразрез с нравами общества и нашим собственным сознательным моральным компасом. В конце концов, большинство наших теневых качеств были вытеснены в наше бессознательное, потому что мы считали их неприемлемыми ни с социальной точки зрения, ни с точки зрения нашей семьи или сверстников. Обычный метод интеграции с тенью состоит в том, чтобы найти здоровый, продуктивный или, по крайней мере, контролируемый выход либо для подавленной агрессии, либо для сексуальных побуждений. Другой — игнорировать обычаи, которые считались поверхностными или бессмысленными, но которым раньше следовали, чтобы приспособиться. Другой — следовать страсти, несмотря на то, что все окружающие давят на вас в противном случае. Эта тактика может помочь нам отделить себя от ожиданий и «соответствующих взглядов» других и позволить нам заглянуть внутрь себя, без осуждения или осуждения, чтобы узнать, кто и что мы есть на самом деле.
Если мы сможем найти способ вести переговоры с нашей тенью и позволить ей «жить» в нашей сознательной личности, а не подавлять ее, мы не только обретем более безопасное чувство самости, но и больше знаний о том, что мы собой представляем. очень хочу в жизни. Мы будем более способны игнорировать то, что, по мнению других, мы должны делать, более способны отклоняться от масс и, таким образом, будем более подготовлены к тому, чтобы начать путь к выполнению своего личного предназначения. Тень, как упоминал Юнг, — это дверь к нашему Я. Многие не осмеливаются спуститься в их глубины, но это именно то, что мы должны сделать, если мы хотим стать теми, кто мы есть на самом деле.
«Тень, когда она реализована, есть источник обновления; новый продуктивный импульс не может исходить из установившихся ценностей эго. Когда в нашей жизни наступает тупик и бесплодное время — несмотря на адекватное развитие эго — мы должны смотреть на темную, до сих пор неприемлемую сторону, которая была в нашем сознательном распоряжении… Это подводит нас к фундаментальному факту, что тень — это дверь в нашу индивидуальность. Поскольку тень дает нам первое представление о бессознательной части нашей личности, она представляет собой первый этап на пути к встрече с Я.