Уровни пирамиды потребностей человека по Абрахаму Маслоу: что относится к базовым
Потребности человека издревле считаются наиболее важной движущей силой, которая способствовала превращению неандертальца в современного хомо-сапиенс. Желание следовать физиологическим инстинктам способствовало тому, что люди сейчас обладают умом, мышлением и языком.
Отрасли экономики, которые сейчас наиболее развиты — промышленность и торговля, направлены именно на удовлетворение человеческих потребностей. Наука о них, в нынешнем ее виде, ориентируется на теорию, которую разработал ученый Абрахам Маслоу вот уже более пятидесяти лет назад. Пирамида Маслоу, потребности человека — так она называется сейчас.
Теорию можно охарактеризовать как пирамидуОна активно применяется как базовая основа в психологии, бизнесе, личной жизни. Внесла высокий вклад в развитие и является базовым инструментом, по которому составляются доклады, лекции, теоремы и различные теории в социологии.
Содержание
- 1 Что из себя представляет?
- 2 Уровни
- 2. 1 Первый уровень
- 2.2 Второй
- 2.3 Третий
- 2.4 Четвертый
- 2.5 Пятый
- 2.6 Шестой
- 2.7 Седьмой
- 3 Споры и мнения
- 3.1 Плюсы и минусы
- 4 Пирамида в реальной жизни
- 4.1 В работе и бизнесе
Что из себя представляет?
Пирамида потребностей Маслоу является максимально удобным инструментом для определения и понимания человеческих потребностей в всех социальных сферах. Таким образом можно выявить потребности менеджеров по продажам, просто отдельных личностей. Она помогает корректно сформировать системы мотивации и стимулирования в бизнесе. Достаточно большое внимание ей уделяется в психологии, как первичной основе науки о потребностях.
Началось все с того, что родившийся в Соединенных Штатах Америки, ученый с украинскими корнями, начал изучение поведения человека с позитивной стороны. Прежде, все учения основывались на структуре изучения отклонений или ненормального поведения в обществе. Маслоу (по происхождению Маслов), вместе с учениками начал формулировать наиболее важные приемы психологического анализа, которые используются во время сеансов терапевтами.
Общий вид уровней треугольникаОднако, таблица Маслоу и теория в нынешнем ее виде были оформлены после смерти автора, его последователями и учениками. Начальные данные, теория иерархии и краткие пояснения были опубликованы в 1943 году. Позднее появилась более развитая иерархическая работа в 1954 году.
Пирамида Маслова указывает основные идеи этого ученого. Представляет собой иерархическую теорию уровней удовлетворенности людей в собственной жизни. Основной смысл заключается в том, что отдельный человек последовательно закрывает собственные потребности, при этом совершая подъем снизу-вверх.
В основе пирамиды лежат семь ступеней всех потребностей человека, от наиболее простых до самых возвышенных и важных. Сам ученый создавал представленную модель только с одной целью — определить, какие факторы толкают людей на совершение определенных поступков или действий.
Важно! Примечательно, что конечная диаграмма была составлена не самим автором, а его учениками.
Уровни
Согласно мнения ученого, все потребности делятся на семь ступеней, нижние являются самыми примитивными, а верхние постепенно усложняются. Смысл теории заключается в удовлетворенности первыми ступенями, после чего начинается тяга к более продвинутым удовлетворенностям. В связи с различием человеческих сущностей и характеров, неправильно назвать теорию абсолютно верной и нерушимой аксиомой.
Да и сам ученый не признавал, что необходимость постижения высших сущностей возникнет обязательно. ОН только сформулировал, что начинается утоление нужд с самого простого.
Обратите внимание! Достигнув высшего уровня, предыдущие потребности сохраняются.
Первый уровень
Состоит из органических или физиологических потребностей. Это бесспорная основа в психологии. Даже не смотря на критику теории, с первым этапом никто не спорит. Люди живут в физическом мире, проживание в котором невозможно без воздуха, еды и воды, а также оправления природных нужд.
Учение толкует о том, что если у человека случится расстройство желудка, то он забудет о работе над диссертацией, а побежит в поисках туалета.
Второй
Представленный этап состоит из потребностей в собственной защите, безопасности и прочих факторах. Для этого люди должны быть защищены жилищем, то есть тем местом, которое поможет защититься от окружающих опасностей.
Современные потребностиКаждый человек хочет защитить семью и себя, для чего ему необходим источник дохода. В совокупности получается пример, который говорит о том, что люди не хотят испытывать тревожные ощущения. Они стремятся к безопасности местности обитания, окружающих зданий (домов, школ, детских садов).
Третий
Заключается в необходимости внутреннего социального круга. Здесь говорится о необходимости иметь семью, друзей, коллектив, не просто находиться рядом с ними, а дружить и хорошо взаимодействовать. Человеку требуется постоянно общаться и получать от этого выгоду и интерес.
Четвертый
Людям необходимо добиться успеха и общественного признания. Указанная ступень представляет собой более возвышенные задачи, стоящие перед людьми. Дойдя до представленного уровня, индивидуум начинает осознавать и испытывать нужду в росте по карьерной лестнице, созданию собственного дела.
Цитата ученогоЭто позволяет ему реализоваться и понять основные истины по идентификации («кто я?») и актуализации («для чего я здесь?). Четвертый этап характеризуется началом развития творческой деятельности и таланта.
Пятый
Расширение возможностей познания. Считается, что достигнув чего-то и реализовав себя, характер не остановит человека и ему захочется большего. Это будет считаться покорением нового этапа. Возникнут желания к изучению новых истин и знаний, получению нового опыта.
Шестой
Ступень заключается в созидании и созерцании красоты. Становится важно окружающее пространство, его красота и эстетическая совершенность. Появляются потребности в просмотре театральных представлений, музейных экспонатов, посещении художественных галерей.
Седьмой
Называется этапом самоактуализации. Наивысший уровень проявляется в жажде лидерства, передачи собственного опыта и знаний другим поколениям, подтверждении личной миссии и полном осознании смысла бытия.
Споры и мнения
Теория, которая была создана ученым обрела наибольшую популярность не в социологии или психологии, а торговой деятельности. Она применяется менеджерами, торговыми представителями и другими видами «продажников». В этом случае основная теория звучит так: если попадать в наиболее важные потребности людей, то удастся более плотно их мотивировать и заставить купить предлагаемые услуги или продукты. Однако, теория не подтверждает своей эффективности.
Пример использования в банковской деятельностиСпоры на представленную тему продолжаются по сей день. Основной аргумент противников заключается в том, что сам автор для собственного исследования начинал искать идеального человека. После того, как найти такого не получилось, он перешел к поиску более простых кандидатур. В итоге отобрал необходимое количество кандидатур, которые были близки к определению «идеальных людей». Однако, в реальной жизни такие люди встречаются крайне редко. А реальная жизнь и лабораторные исследования не всегда одно и то же.
Распространено множество мнений в вопросе пирамиды наоборот. Она характеризуется тем, что в основании расположены этапы самоактуализации и совершенствования. То есть, человек имеет идеал, знает, как он выглядит и испытывает стремление это получить, без четкого понимания и осознания, для чего это ему.
Распространено мнение, которое говорит о том, что читая всевозможные истории становления, достижения и высоких взлетов, люди сами себе кажутся неудачниками и недостойными. В связи с чем начинают процесс бесконечной самореализации и совершенствования.
Теория в маркетингеМножество мнений опираются на теорию учения Джона Бертона, которая основывалась на схожих правилах. Однако, этот деятель рассматривал все потребности как изначально равные по важности. У него не было возвышенны и низших нужд, желаний. Он исключал только возможности игнорирования потребностей. От них нельзя отказаться или пересмотреть.
Плюсы и минусы
Как и любая другая теория, представленная пирамида имеет преимущества и недостатки. Основные положительные качества:
- учение состоит из качественного пояснения потребностей людей в удобной форме;
- теория может быть применена в различных отраслях, например, образовании цен, дизайне товара, позиционировании продукта или услуги;
- в маркетинге использование теории помогает таргетировать рекламные объявления на определенных потребностях.
Недостатки:
- невозможность проверить мотивы покупателя математическим способом. Просто не существует необходимых формул, чтобы точно определить, когда низшие потребности удовлетворены и появляются нужды перехода на более высокую ступень;
- исходя из теории, непонятно, почему одна и та же услуга может удовлетворить потребность множество раз;
- представленная пирамида не учитывает религиозных и национальных потребностей;
- невозможно ранжировать потребности математически.
Пирамида в реальной жизни
В жизни пирамида Маслоу достаточно часто применяется ведущими психотерапевтами и социологами.
Для наглядного примера рассматривается ситуация так называемого «зова сердца». Наступает этап, когда человеку хочется создавать что-то новое, творить. Кажется, что сейчас время уволиться с работы и заняться чем-то действительно стоящим, особенно когда в голове множество мыслей и идей. Подкрепляется это реальными историями становления успешных и богатых мира сего в журналах и кино. Однако, в этих же изданиях не говорится о миллионах историй неудач.
Применение в бизнесеЛюди бросают работу и испытывают необходимость в изменении жизни. Однако, через некоторое время понимают, что дело, которое нравится недоходно и невыгодно. Наступает период, когда не хватает денег даже на еду. Наступает этап паники, при котором не получается создавать и творить. На пирамиду это можно приложить так: у человека пустой холодильник (ступень физиологических потребностей) и нет средств для оплаты дома (ступень безопасности), то становится не до самоактуализации, реализации и созерцания красот.
В работе и бизнесе
Пирамида нашла свое применение в работе и бизнесе на примере оклада менеджеров по продажам. Его разбивают на три части:
- первая, твердая ставка. Составляет приблизительно тридцать процентов от общего дохода менеджера. Подходит для того, чтобы покрыть основные физиологические потребности;
- вторая часть составляет надбавки в размере до 20 процентов за выполнение основных показателей и норм;
- третья часть состоит из бонусов и премий, которые в совокупности равные не менее чем 50 процентам от общего дохода.
Важно! Вторая и третья части могут поставить менеджера сразу на четвертую ступень пирамиды.
Пирамида потребностей Маслоу представляет собой достаточно эффективный инструмент, который состоит из семи ступеней. Нашел применение в маркетинге и продажах, в основном в качестве стимуляции потребителей и сотрудников.
Основные плюсы и минусы теории о потребностей Маслоу
В начале 1950-х годов психолог Абрахам Маслоу провел опрос относительно того, что именно мотивирует людей. Он получил солидный объем информации, который привел его к рассуждениям о списке потребностей, которые человек всячески пытается удовлетворить.
Общая информация о теории Маслоу
Интересно, что сам автор теории не рисовал потребности в виде пирамиды – так эта теория оформилась значительно позже. Психолог просто распределил все потребности по мере возрастания следующим образом:
- Физические: еда, вода, в целом физический комфорт.
- Безопасность: надежность, стабильность условий жизни, защита.
- Социальная принадлежность и связи – это дружба, любовь, семья.
- Потребность в уважении – это успех, соответствующий принятым в обществе меркам, компетентность и общественное признание, независимость и т.д.
- Познавательные потребности – знания, умения и т.д.
- Эстетические потребности – красота, равновесие и т.д.
- Самореализация, то есть реализация собственного потенциала, поиск личностного роста, саморазвитие и т.
Современные исследователи часто добавляют к этому еще одну ступеньку – трансцендентность, то есть помощь другим людям в реализации их собственного потенциала.
Все эти потребности могут проявляться в разных формах, здесь нет какого-то единого стандарта. Например, кому достаточно уважения небольшой группы людей, а кто-то для удовлетворения таких потребностей начинает заниматься политикой и вступает в президентскую гонку. И такой разброс в содержании определенной потребности есть на каждой иерархической ступени.
Плюсы теории потребностей Маслоу
Теория Маслоу, хотя и обладает рядом недостатков, на самом деле для своего времени была революционной. Даже сегодня следует выделить целый ряд ее преимуществ:
- Позволила разработать несколько теорий мотиваций, которые успешно применяются на практике.
- Смогла упорядочить потребности, объяснить, как человек переходит от удовлетворения одной потребности к другой.
- Широко используется в маркетинге, поскольку позволяет понять, потребности какого уровня в настоящее время должна обслуживать организация, исходя из сложившейся конъюнктуры рынков. Например, во время тяжелого экономического кризиса акцент смещается на потребности нижних ступеней пирамиды.
- Помогает при составлении долгосрочных планов и прогнозов. Компании, которые поймут, какие потребности будут актуальны для людей через несколько лет, могут стать лидерами отрасли,
- В той или иной степени теория потребностей Маслоу повлияла на все сферы человеческой деятельности, затронула образование, бизнес-процессы, различные формы групповой терапевтической практики, которая используется для снятия стресса.
Недаром некоторые исследователи называют теорию Маслоу незаметной революцией – сложно найти человека, который никогда бы о ней не слышал или не сталкивался на практике.
Минусы теории потребностей Маслоу
Как и всякая другая теория, пирамида Маслоу не лишена недостатков. К числу основных можно отнести следующие:
- Отсутствие эмпирических исследований в поддержку этой теории.
- Субъективный отбор исследуемых личностей. Ученого при проведении исследования интересовали только успешные, здоровые и активные люди вроде Элеоноры Рузвельт или Альберта Эйнштейна. Но ведь нельзя сказать, что их поведение типично для большинства людей.
- Отсутствие надежных количественных показателей степени удовлетворения той или иной потребности человека.
- Теория не объясняет, почему даже после того, как некоторые потребности человека были удовлетворены, они все равно дают ему мотивацию для каких-то дальнейших действий.
- Некоторые мотивационные факторы затрагивают сразу несколько уровней. Например, такая распространенная мотивация как получение личной выгоды затрагивает не только физические потребности, как можно было бы подумать, но и потребности в безопасности и даже в определенном смысле – в уважении.
- Невозможность с позиций этой теории объяснить мотивы неординарных поступков людей. В истории человечества всегда были люди, которые проявляли самоотверженность даже тогда, когда это явно противоречило их интересам. Причем настолько, что ставило под угрозу само физиологическое существование или хотя бы безопасность – те две потребности, которые с точки зрения Маслоу являются базовыми. Джордано Бруно, религиозные мученики, подвиги солдат, которые в бою жертвуют собой ради товарищей – все это в пирамиду потребностей не укладывается.
- Сама иерархическая лестница потребностей в этой системе является недостатком. В частности, согласно Маслоу, человек удовлетворяет свои потребности, как бы передвигаясь снизу вверх. Это означает, что пока человек не удовлетворит все свои физиологические потребности, он не будет удовлетворять эстетические (этому противоречит зачастую поведение творческих людей, которые могут долго работать над своим произведениям, не отвлекаясь даже на еду).
Дальнейшие исследования показали, что хотя сам Маслоу допускал, что порядок в его иерархии может меняться, на практике сам иерархический принцип является сомнительным, поскольку большинство людей стремится к тому, чтобы удовлетворить все или хотя бы несколько потребностей одновременно.
Выводы
В настоящее время созданная Маслоу иерархия потребностей – это единственная теория мотивации, которая в сжатой форме дает понимание человеческих поступков, причем достаточно универсальная, которая в основных своих положениях годится для любых социальных слоев.
Дальнейшее ее использование на практике должно дополнительно учитывать культурные различия, традиции разных этнических и религиозных групп, а также различия в восприятии, которые определяются индивидуальными характеристиками человека. Также следует помнить, что Маслоу ввел еще и принцип противоположных тенденций, например, он рассматривал боязнь роста и повышения социального статуса. То есть мотивационная политика будет эффективной только тогда, когда удастся эти тенденции преодолеть.
Приведение ваших команд к успеху
Многие лидеры попадают в ловушку, сосредотачиваясь на результатах/задачах, прежде чем строить отношения и сосредотачиваться на людях в команде.
Они создают «культуру задач», которая может привести к быстрому успеху, но культура, которая не является устойчивой с точки зрения высокой производительности.
Вскоре команда вступает в конфликт, происходит плохая работа, и на команду влияет то, что известно как синдром «мертвого тела». Ужасное место, куда люди приходят, чтобы выжить и сделать минимум. У вас есть «посетители», а не «отличники»
Как лидеры мы должны избегать синдрома «мертвого тела».
Вы сделаете это, убедившись, что понимаете членов команды и то, что необходимо для создания позитивного климата в команде.
Хороший способ понять, что должно быть на месте, — это использовать хорошо известную теорию мотивации. Несмотря на то, что он очень старый, он по-прежнему повышает ценность размышлений о том, что вам нужно сделать, чтобы возглавить команду.
Иерархия потребностей Маслоу — это теория, предложенная Абрахамом Маслоу в его статье 1943 года «Теория мотивации человека» в Psychological Review. Впоследствии Маслоу расширил эту идею, включив в нее свои наблюдения за врожденным любопытством человека.
Его иерархия потребностей представляет собой мотивационную теорию, включающую пятиуровневую модель человеческих потребностей, часто изображаемую в виде иерархических уровней внутри пирамиды. Снизу иерархии вверх потребности: физиологические, безопасность, любовь и принадлежность, уважение и самореализация.
Он заявил, что потребности, расположенные ниже по иерархии, должны быть удовлетворены, прежде чем люди смогут удовлетворить потребности, находящиеся выше по иерархии.
Теория мотивации Маслоу
Создавая элитные команды, мы концентрируемся на том, чтобы все эти элементы соблюдались индивидуально и чтобы люди становились лучше, чем они могут быть.
Мы делаем это, следя за тем, чтобы ключевые элементы для успеха команды были на месте.
Модель High Performance Team
Когда вы объединяете индивидуальные и командные потребности, производительность возрастает. Вы действительно начнете вести свою команду к успеху и добьетесь выдающихся результатов в качестве лидера.
Нам нужно создать место, где каждый стремится быть лучшим. Их физиологические потребности удовлетворены, они чувствуют себя в безопасности, любимыми, принадлежат к чему-то особенному, они горды, уверены в себе и пользуются большим уважением. Место, где у команды есть цель, цели ясны, а ценности согласованы. Место, где дух, навыки, процесс и здоровье объединяются, чтобы обеспечить волшебство.
Обычно мы создаем это, используя метод 6Ps Team Canvas, о котором я много писал.
Еще один способ связать теорию мотивации Маслоу с моделью команды — использовать то, что мы называем структурой потоков ценности команды. Созданный Вином Ллевеллином, он дает вам основу для размышлений о том, какие действия и действия вы можете предпринять в пяти областях для достижения командного успеха.
Модель FLOWS ценности команды
Обеспечение успеха вашей команды
Попробуйте использовать эти схемы и дайте мне знать, как это работает.
Каждый успех,
Грэм
Иерархия потребностей Маслоу Теория, определение и шаблоны
Эту теорию можно изучить, если вы хотите больше узнать о том, что вдохновляет людей. Маслоу рекомендовал классифицировать человеческие потребности в виде иерархии. Мотивация сотрудников долгое время была одной из самых важных и сложных обязанностей высшего руководства. Теория Маслоу относится к психологическим процессам, которые способствуют возбуждению и настойчивости произвольных действий, направленных на достижение определенной цели. Менеджеры используют различные способы мотивации и удовлетворения своих сотрудников, поскольку мотивация может быть чрезвычайно индивидуальной. Сказав это, продолжайте читать, чтобы понять психические механизмы, участвующие в мотивации, чтобы успешно направлять персонал к корпоративным целям.
- Определение иерархии Маслоу
- Уровни иерархии потребностей Маслоу
- GitMind Иерархия потребностей Маслоу Примеры
Определение иерархии Маслоу
: физиологические, безопасные, социальные, уважение и самоактуализация. Согласно Маслоу, эти требования могут создавать психологические силы, влияющие на поведение человека. Маслоу также считает, что когда человек думает, что удовлетворительно удовлетворил предыдущую потребность, более высокие требования в иерархии становятся более важными. Хотя последующие исследования не полностью подтверждают идею Маслоу, его работа оказала влияние на других психологов и привела к дисциплине позитивного мышления.
Уровни иерархии потребностей Маслоу
Физиологические потребности
Теория иерархии потребностей Маслоу считала, что физиологические потребности являются наиболее важными из потребностей человека. Если человеку не хватает чего-то большего, чем потребность, он, скорее всего, отдаст приоритет удовлетворению своих физиологических потребностей. Это основные телесные потребности, такие как питье при жажде или необходимость есть при голоде. Большинство из этих желаний также связаны с нашими усилиями по удовлетворению потребности организма в гомеостазе или поддержании регулярных уровней в различных биологических системах.
Потребности в безопасности
Одним из примеров иерархии потребностей по Маслоу являются потребности в безопасности. После удовлетворения физических потребностей людей следующей потребностью является безопасная атмосфера. Наши требования безопасности очевидны даже в юности, поскольку дети стремятся к безопасным и предсказуемым ситуациям, а когда их не обеспечивают, они часто реагируют со страхом или беспокойством. Маслоу заметил, что среди взрослых, живущих в промышленно развитых странах, требования безопасности более заметны в чрезвычайных обстоятельствах.
Потребность в любви и принадлежности
Согласно теории Маслоу, следующая потребность в иерархии — чувствовать себя любимым и желанным. Эта потребность включает в себя как романтические связи, так и связи с друзьями и членами семьи. Это также связано с нашим желанием чувствовать себя частью социальной группы. Важно отметить, что эта потребность включает в себя как желание быть любимым, так и желание быть любимым другими.
Потребность в уважении
Наши потребности в уважении включают желание чувствовать себя лучше. Согласно иерархии потребностей Маслоу, эта стадия состоит из двух компонентов. Первый предполагает чувство уверенности в себе и радость о себе. Второй компонент — это чувство, что другие ценят вас; то есть ощущение того, что их достижения и усилия были признаны другими.
Потребности в самореализации
Теория иерархии потребностей Маслоу также относится к потребностям в самореализации, которые включают в себя чувство удовлетворения или реализацию своего полного потенциала. Одним из отличительных элементов самореализации является то, что она проявляется по-разному для каждого человека. Для одного человека эго может означать помощь другим; для другого это может повлечь за собой достижения в интеллектуальной или художественной сфере. По сути, самоактуализация относится к ощущению, что мы делаем то, для чего, как мы верим, мы рождены.
GitMind Примеры иерархии потребностей Маслоу
С помощью GitMind можно создать примеры иерархии потребностей Маслоу. Это онлайн-платформа, которая помогает пользователям составлять ментальные карты и визуализировать процессы с использованием блок-схем и диаграмм. Вся ваша работа синхронизируется на всех ваших устройствах, включая мобильные и ноутбуки. Кроме того, во время мозгового штурма вы можете отсеивать мысли и улучшать каждое из них. Это лучшее доступное программное обеспечение для концептуализации, поскольку оно предлагает простую функцию перетаскивания, которая помогает вам легче проектировать и упорядочивать диаграммы. Между тем, если вы хотите использовать или получить шаблон иерархии потребностей Маслоу, вы можете сделать это, используя шаблон, представленный ниже.
Редактировать этот пример
Заключение
Все мы знаем, что теория Маслоу оказала значительное влияние на корпоративный сектор, а также на школы и другие учреждения.